Автор: Жолобова Елена Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Емецкая средняя школа им.Н.М.Рубцова"
Населённый пункт: село Емецк,Холмогорского района,Архангельской области
Наименование материала: учебная программа по изобразительному искусству
Тема: Изобразительное искусство УМК "Школа России"
Раздел: начальное образование
Пояснительная записка
Данная
программа
составлена
на
основе
«Положения
о
рабочих
программах
МБОУ
«Емецкая средняя школа им.Н.М.Рубцова»» Программа разработана в соответствии с
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
начального
общего
образования
(утвержден
Приказом
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
от
6
октября
2009
г.
№
373)
и
на
основе программы
«Изобразительное
искусство» Б.М. Неменского, Л.А. Неменской, Н.А. Горяевой, А.С. Питерских (ФГОС.
Изобразительное
искусство.
Предметная
линия
учебников
под
редакцией
Б.М.
Неменского. 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.
Москва, «Просвещение», 2011).
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе —
формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры
духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
В начальной школе три вида художественной деятельности (изобразительной,
декоративной и конструктивной) представлены в игровой форме как Братья-Мастера
Изображения, Украшения и Постройки.
Задачи:
-структурно членить, понимать деятельность искусств в окружающей жизни, глубоко
осознавать искусство.
-осваивать традиции художественной культуры и импровизационный поиск личностно
значимых смыслов.
- восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Духовно – нравственное развитие ребёнка;
Воспитание гражданственности и патриотизма;
Связь искусства с жизнью человека;
Развитие интереса к внутреннему миру человека, способности сопереживания;
Формирование личного творческого опыта.
Место учебного предмета в учебном плане МБОУ «Двинская СШ».
На изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 1 ч в неделю, 33 ч (33
учебные недели), во 2 классе 1 ч в неделю, 34 ч (34 учебные недели), в 3 классе 1 ч в
неделю, 34 ч (34 учебные недели), в 4 классе 1 ч в неделю, 34 ч (34 учебные недели).
Информация о количестве учебных часов:
1 класс
Наименование раздела
Количество
часов
Региональный компонент
Ты учишься изображать
9
Экскурсия по окрестностям п.
Двинской;
Звери и птицы (медведь, заяц, лиса,
синица, дятел);
Осенний лес.
Ты украшаешь
8
Цветы, бабочки, рыбы (животные и
растения нашего края). Северные
мотивы в орнаменте.
Ты строишь
11
Дома нашего посёлка
Изображение, украшение,
постройка всегда помогают друг
другу
5
Посёлок, в котором мы живём.
Весна в нашем крае.
Птицы нашего края.
Итого
33
2 класс
Наименование раздела
Количество
часов
Региональный компонент
Чем и как работает художник?
8
Осенние листья, кисти рябины,
туман, осенний листопад в лесу;
зимний лес, животные леса.
Реальность и фантазия
7
Домашние животные, украшения в
поле, лесу, на реке, элементы
северной росписи.
О чем говорит искусство
11
Природа в разное время года,
животные; элементы северной
росписи.
Как говорит искусство
8
Весенние пейзажи, птицы, ветки
березы, сосны.
Итого
34
3 класс
Наименование раздела
Количество
часов
Региональный компонент
Искусство в твоем доме
8
Современные игрушки и игрушки
прошлых времен. Разнообразие
посуды. Украшение посуды.
Орнаментальная роспись платка.
Северные росписи. Северный
женский наряд.
Искусство на улицах твоего
города
7
Родное село, улицы. Украшение
улиц, площадей города
Архангельска. Современный город
и старинная архитектура.
Транспорт города.
Художник и зрелище
11
Театры города Архангельска.
Праздник в городе. Школьные
праздники.
Художник и музей
8
Музеи города Архангельска,
краеведческий музей с.Емецка,
школьный музей. Пейзажи родных
мест. Скульптуры на улицах города
Архангельска.
Итого
34
4 класс
Наименование раздела
Количество
часов
Региональный компонент
Истоки родного искусства
8
Северная изба (венец, сруб,
наличники, причелина, полотенце,
конек крыши). Музей деревянного
зодчества Малые Корелы.
Деревянные храмы Архангельской
области. Северный костюм.
Народные праздники и обряды.
Древние города нашей земли
7
Города Архангельской области
(Каргополь и др.), Антониево-
Сийский монастырь. Соловецкие
острова.
Каждый народ- художник.
11
Искусство объединяет народ
8
Семья ,родственники.
Итого
34
Форма промежуточной аттестации в 1-4 классах по предмету «Изобразительное
искусство» – урок- выставка.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»
Личностные:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и
мира в целом;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с
искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему
миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой
работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой
деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-
творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,
скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и
прикладные виды искусства);
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе
выполнения художественно-творческих работ;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о
содержании, сюжетах и выразительных средствах;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей
жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные
художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ
цветоведения;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками
изображения средствами аппликации и коллажа.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе
Учащиеся 1 класса знакомятся с присутствием разных видов художественной
деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных
художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания
изобразительного языка, - рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные
свойства различных художественных материалов.
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения
Три вида художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная),
определяющие все многообразие визуальных пространственных искусств, — основа
познания единства мира этих визуальных искусств. Игровая, образная форма приобщения
к искусству: три Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер
Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера —
интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное
освоение художественных материалов и техник.
Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы
художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.
Пятно, объем, линия, цвет — основные средства изображения.
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна,
цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают
мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.
Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека.
Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им
наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация,
бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в
жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне. Мастер Постройки —
олицетворение конструктивной художественной деятельности.. Умение видеть
конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования.
Первичный опыт коллективной работы.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в
пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих
элементов языка.
Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и
присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие
природы. Художественно-образное видение окружающего мира.
Навыки коллективной творческой деятельности.
Тематическое планирование в 1 классе
№
п.п.
Наименование темы урока
Кол-
во
часов
Ты учишься изображать (9 ч)
1
Изображения всюду вокруг нас. (Целевая прогулка) (Р. к.)
1
2
Мастер Изображения учит видеть. (Экскурсия) (Р. к.)
1
3
Изображать можно пятном. (Урок – игра)
1
4
Изображать можно в объёме. (Р. к.) (Урок – игра)
1
5
Изображать можно линией. (Целевая прогулка)
1
6
Разноцветные краски. (Р. к.) (Урок – сказка)
1
7
Разноцветные краски.
1
8
Изображать можно и то, что невидимо (настроение) (Р. к.)
1
9
Художники и зрители (обобщение темы). (Урок – путешествие)
1
Ты украшаешь (8 ч)
10
Мир полон украшений.
1
11
Мир полон украшений. (Р. к.)
1
12
Красоту надо уметь замечать. (Р. к.)
1
13
Узоры, которые создали люди.
1
14
Узоры, которые создали люди. Природные и изобразительные мотивы в
орнаменте. (Р. к.)
1
15
Как украшает себя человек. (Р. к.)
1
16
Мастер украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
1
17
Мастер украшения помогает сделать праздник.
1
Ты строишь (11 ч)
18
Постройки в нашей жизни.
1
19
Дома бывают разными.
1
20
Дома бывают разными. (Р. к.)
1
21
Домики, которые построила природа.
1
22
Дом снаружи и внутри. (Р. к.)
1
23
Строим город.
1
24
Строим город.
1
25
Всё имеет своё строение.
1
26
Строим вещи.
1
27
Строим вещи. (Р. к.)
1
28
Город, в котором мы живём (обобщение темы) (Р. к.)
1
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5
ч)
29
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
1
30
Праздник весны. Праздник птиц. (Р.к.)
1
31
Разноцветные жуки.
1
32
«Сказочная страна». Создание панно.
1
33
«Здравствуй, лето!» (обобщение темы). Урок-выставка.
1
Форма промежуточной аттестации во 2 классе по предмету «Изобразительное
искусство»-выставка работ.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе
Тема 2 класса «ИСКУССТВО И ТЫ»
Знакомство с основами образного языка изобразительного искусства. Понимание языка
искусства и связей его с жизнью. Выразительные возможности художественных
материалов. Введение в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных
наблюдений, переживаний людей. Выражение в искусстве чувств человека, отношения к
миру, добра и зла.
Как и чем работает художник?
Представление о разнообразии выразительных возможностях материалов. Выразительные
возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных
материалов. Цвет: основные, составные дополнительные цвета. Смешение красок. Роль
черной и белой красок. Ритм линий. Моделирование из бумаги. Коллаж.
Реальность и фантазия
Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического
образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества
художника. Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров,
увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных
построек. Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с природой.
О чем говорит искусство
Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и
отношение к тому, что он изображает, украшает и строит. Изображение состояний
(настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения,
характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки
для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.
Как говорит искусство
Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное
воздействие цвета: теплое — холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные
возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, линий. Выразительность соотношения
пропорций. Выразительность фактур. Язык изобразительного искусства и его
выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.
Тематическое планирование во 2 классе
№
п/п
Наименование темы урока
Кол-во
часов
Чем и как работают художники (8 ч.)
1
Три основных цвета.
Изображение поляны цветов по памяти.
1
2
Белая и черная краски.
Изображение небесных объектов и стихий.
1
3
Пастель и цветные мелки, акварель,
их выразительные возможности. Изображение осеннего букета.(Р.к.)
1
4
Выразительные возможности аппликации.
Сказочная рыбка.
1
5
Выразительные возможности графических материалов. Что может
линия.
1
6
Выразительность материалов для работы в объеме. Объёмное
изображение пингвина. (Р.к.)
1
7
Выразительные возможности бумаги.
Сооружение города.
1
8
Неожиданные материалы (обобщение темы)
1
Реальность и фантазия (7 ч)
9
Изображение и реальность.
1
10
Изображение и фантазия.
1
11
Украшение и реальность.
1
12
Украшение и фантазия. (Р.к.)
1
13
Постройка и реальность.
1
14
Постройка и фантазия. (Р.к.)
1
15
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда
работают вместе (обобщение темы)
1
О чём говорит искусство (11 ч)
16
Изображение природы в различных состояниях.
1
17
Изображение характера животных. (Р.к.)
1
18
Изображение характера человека: женский образ.
1
19
Изображение характера человека: мужской образ.
1
20
Образ человека в скульптуре.
1
21
Образ человека в скульптуре.
1
22
Выражение характера человека через украшение (Р.к.)
1
23
Выражение намерений через украшение. (Р.к.)
1
24
Образ здания.
1
25
Образ здания.
1
26
В изображении, украшении и постройке человек выражает свои
чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение
темы)
1
Как говорит искусство (8 ч.)
27
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
1
28
Тихие и звонкие цвета..
1
29
Что такое ритм линий.
1
30
Характер линий.
1
31
Ритм пятен.
1
32
Пропорции выражают характер.
1
33
Ритм линий, пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
1
34
Защита работ учащихся. Итоговый урок года. Урок-выставка.
1
Форма промежуточной аттестации во 2 классе по предмету «Изобразительное
искусство»-выставка работ.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе
Тема 3 класса «ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС»
Приобщение к миру искусства через познание художественного смысла окружающего
предметного мира. Предметы не только имеют утилитарное назначение, но и являются
носителями духовной культуры. Окружающие предметы, созданные людьми, образуют
среду нашей жизни и нашего общения. Форма вещей не случайна, в ней выражено
понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между
людьми, их мечты и заботы.
Создание любого предмета связано с работой художника над его формой. В этой работе
всегда есть три этапа, три главные задачи. Художнику не обойтись без Братьев-Мастеров:
Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки. Они помогают понять,
в чем состоят художественные смыслы окружающего нас предметного мира. Братья-
Мастера — помощники учащихся в моделировании предметного мира в доме, на улице
города. Роль художника в театре, цирке; произведения искусства в художественном музее.
Знакомство в деятельностной форме с основами многих видов дизайна, декоративно-
прикладного искусства, с видами и жанрами станкового искусства.
Знания о системе видов искусства приобретаются через постижение их жизненных
функций, роли в жизни людей и конкретно в повседневной жизни. Приобретение
первичных художественных навыков, воплощение ценностных и эмоционально значимых
смыслов в моделировании предметной среды своей жизни. Индивидуальный творческий
опыт и коммуникативные умения.
Искусство в твоем доме. В каждой вещи, в каждом предмете, которые наполняют наш
дом, заложен труд художника. В чем состоит эта работа художника? Вещи бывают
нарядными, праздничными или тихими, уютными, или деловыми.
Искусство на улицах твоего города. Деятельность художника на улице города (или села).
Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города
(села), без которых не может возникнуть чувство Родины. Разнообразные проявления
деятельности художника и его верных помощников Братьев-Мастеров в создании облика
города (села), в украшении улиц, скверов, площадей. Красота старинной архитектуры-
памятников культуры. Атрибуты современной жизни города: витрины, парки, скверы,
ажурные ограды, фонари, разнообразный транспорт. Единство красоты и
целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве художника, создающего
художественный облик города.
Художник и зрелище. Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике.
Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искусство,
его игровая природа. Изобразительное искусство — необходимая составная часть
зрелища.Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или
особенностей работы (плакат, декорация, занавес). Взаимодействие в работе театрального
художника разных видов деятельности: конструктивной (постройка), декоративной
(украшение), изобразительной (изображение). Создание театрализованного представления
или спектакля с использованием творческих работ детей.
Художник и музей. Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре. Это все
прикладные виды работы художника. А еще художник создает произведения, в которых,
изображая мир, он размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений
действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство со станковыми
видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи Москвы, Санкт-
Петербурга, других городов. Знакомство с музеем родного города. Участие художника в
организации музея.
Тематическое планирование в 3 классе
№
урока
Название темы уроков
Кол-во
часов
Искусство в твоём доме (8 часов).
1
Вводное занятие «Твои игрушки».
1
2
Посуда у тебя дома.
1
3
Обои и шторы у тебя дома.
1
4
Мамин платок.
1
5
Твои книжки.
1
6
Твои книжки (завершение темы).
1
7
Открытки.
1
8
Труд художника для твоего дома. Обобщение темы.
1
Искусство на улицах твоего города (7часов).
9
Памятники архитектуры. РК
1
10
Парки, скверы, бульвары. РК
1
11
Ажурные ограды. РК
1
12
Волшебные фонари.
1
13
Витрины. РК
1
14
Удивительный транспорт.
1
15
Труд художника на улицах твоего города. РК Обобщение темы.
1
Художник и зрелище (11 часов).
16
Художник в цирке.
1
17
Художник в цирке (завершение темы).
1
18
Художник в театре.
1
19
Художник в театре (завершение темы).
1
20
Театр кукол. РК
1
21
Театр кукол (завершение темы).
1
22
Театральные маски.
1
23
Театральные маски (завершение темы).
1
24
Афиша и плакат.
1
25
Праздник в городе. РК
1
26
Школьный карнавал. Обобщение темы
1
Художник и музей (8 часов).
27
Музеи в жизни города. РК
1
28
Картина – особый мир. Картина-пейзаж.
1
29
Картина-портрет.
1
30
Картина-портрет (завершение темы).
1
31
Картина-натюрморт.
1
32
Картины исторические и бытовые.
1
33
Скульптура в музее и на улице.
1
34
Художественная выставка. Обобщение темы. Урок-выставка.
1
Форма промежуточной аттестации в 3 классе по предмету «Изобразительное
искусство»-выставка работ.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе
Тема 4 класса - «Каждый народ - художник (Изображение, украшение, постройка в
творчестве народов всей Земли)». Здесь рассматривается многообразие художественных
культур народов Земли и единство представлений народов о духовной красоте человека.
Цельность каждой культуры - важнейший элемент содержания учебного года.
Приобщение к истокам родной культуры, обретение эстетического переживания народных
традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной
жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного
отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и уважения к иным
культурам.
Истоки родного искусства. Знакомство с истоками родного искусства - это знакомство со
своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том.как люди одеваются и украшают
одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных
условий в характере традиционной культуры народа. Гармония, жилья с природой.
Природные материалы и их эстетика. Польза и красота втрадиционных постройках.
Дерево как традиционный материал. Изображение традиционной сельской жизни в
произведениях русских художников. Эстетика труда и праздника.
Древние города нашей земли. Красота и неповторимость архитектурных ансамблей
Древней Руси. Конструктивные особенности русского города - крепости. Древнерусский
каменный храм. Конструкция и художественный образ православного храма. Общий
характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Владимир,
Псков и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Соответствие одежды человека и
окружающей его предметной среды.
Каждый народ - художник. Представление о богатстве и многообразии художественных
культур мира. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и
предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни
представлений о красоте и устройстве мира.
Художественная культура - это пространственно-предметный мир, в котором выражается
душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным
культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности
искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
Искусство объединяет народы. От представлений о великом многообразии культур мира -
к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных
явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита
Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро.
Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную
жизнь человека. Искусство передаёт опыт чувств и переживаний от поколения к
поколению. Восприятие произведений искусства - творчество зрителя, влияющее на его
внутренний мир и представления о жизни.
Тематическое планирование в 4 классе
№
п.п.
Наименование темы урока
Кол-во
часов
Истоки родного искусства (8 ч)
1
Пейзаж родной земли. (Р. к.)
1
2
Пейзаж родной земли. (Р. к.)
1
3
Деревня - деревянный мир. (Р. к.)
1
4
Деревня - деревянный мир. (Р. к.)
1
5
Красота человека. (Р. к.)
1
6
Красота человека.
1
7
Народные праздники. (Р. к.)
1
8
Народные праздники . (Р. к.)
1
Древние города нашей земли (7 ч)
9
Родной угол. (Р. к.)
1
10
Древние соборы. (Р. к.)
1
11
Города Русской земли. (Р. к.)
1
12
Древнерусские воины-защитники.
1
13
Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва.
1
14
Узорочье теремов.
1
15
Пир в теремных палатах.
Каждый народ - художник (11 ч)
16
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
1
17
Страна восходящего солнца.
1
Форма промежуточной аттестации в 4 классе по предмету «Изобразительное
искусство»-выставка работ.
Учебно-методический комплект
Учебники:
1.ФГОС. Школа Неменского. Е.И. Коротеева. Изобразительное искусство. Ты
изображаешь, украшаешь и строишь.1 класс. Учебник для общеобразовательных
18
Народы гор и степей.
1
19
Народы гор и степей.
1
20
Города в пустыне.
1
21
Древняя Эллада.
1
22
Древняя Эллада.
1
23
Древняя Эллада.
1
24
Европейские города Средневековья.
1
25
Европейские города Средневековья.
1
26
Многообразие художественных культур в мире.
1
Искусство объединяет народы (8 ч)
27
Материнство.
1
28
Материнство. (Р. к.)
1
29
Мудрость старости. (Р. к.)
1
30
Сопереживание.
1
31
Герои - защитники.
1
32
Юность и надежды. (Р. к.)
1
33
Искусство объединяет народы.
1
34
Каждый народ - художник (обобщающий урок года). Выставка рисунков.
Урок-выставка.
1
учреждений. Под редакцией Б. М. Неменского. Рекомендовано Министерством
образования и науки Российской Федерации. 9-е издание. Москва, «Просвещение», 2009.
2. ФГОС. Школа Неменского. Е.И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты.
2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Б. М.
Неменского. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
9-е издание. Москва, «Просвещение», 2012.
3.ФГОС. Школа Неменского. Е.И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство
вокруг нас. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Б. М.
Неменского. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
9-е издание. Москва, «Просвещение», 2012.
4. ФГОС. Школа Неменского. Е.И. Коротеева. Изобразительное искусство. Каждый народ-
художник. 4 класс . Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Б. М.
Неменского. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
9-е издание. Москва, «Просвещение», 2012.