Автор: Тарасова Лилия Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Частное общеобразовательное учреждение "Школа-интернат № 25 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: город Вихоревка, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Классный час "Россия - родина моя"
Раздел: начальное образование
Классный час «Россия – родина моя»
Цели:
1.
Дать основные понятия о символах государства, о происхождении и истории
российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о
символическом значении цветов и образов.
2.
Развивать познавательный интерес к своей Родине.
3.
Воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства,
патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину.
Оборудование:
• Изображение флага и герба России. Детские работы на тему «Овеянные славой Флаг
наш и Герб».
• Шаблоны флага для раскрашивания на каждого ученика.
• Монета с изображением герба, текст и музыка гимна России.
• Презентация.
• Карта России.
Ход классного часа.
Звучит запись песни «То берёзка, то рябина…»
1
. Введение в тему занятия.
- Ребята, в русском языке есть много красивых, добрых, ласковых слов. Но есть такие
слова, которые являются для вас, для каждого из нас самыми дорогими и родными на
свете. Назовите эти слова.
( Мама, друг, школа,.)
2. Формулирование темы классного часа.
- Да, всё правильно. Но есть ещё одно дорогое слово, о нём вы узнаете, если правильно
разгадаете кроссворд.
(Кроссворд открывается на СЛАЙДЕ 2)
1. Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река)
2. О каком дереве говорят: «Дрожит на ветру»? (Осина)
3. Живёт в лесу работник –
Лесной носатый плотник. (Дятел)
4. Вежливое слово. (Спасибо)
5. Место, где лежат карандаши, ручки, ластики. (Пенал)
6. Белые сапожки, зелёные серёжки. (Берёза)
3. Определение темы занятия.
- Какое слово получилось по вертикали?
( Родина)
- Правильно! Молодцы! Сегодня, ребята, наш классный час посвящён Родине, России –
одному из самых больших государств во всём мире. Мы познакомимся с символами
нашего государства, к которым относятся гимн, герб, флаг, а также столица государства, с
Конституцией РФ. О Родине сложено много стихотворений.
Беседа.
- А вы, ребята, как понимаете слово «Родина»? Что Родина для каждого из вас?
Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёза, о которой слагают песни –
символе нашей родины, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место, где мы родились и
выросли.
4. Изучение нового
Рассказ с элементами беседы
- У каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он
родился и вырос.
- Как называется место, в котором вы родились, живете?
-
Для вас город Вихоревка
– маленькая родина. Из множества таких маленьких
уголков и состоит наша общая, великая Родина.
- А как называется наша Родина?
(Россия, Российская Федерация)
- Страна, в которой мы живём – Россия.
Россия многонациональное государство. Всех людей, живущих в нашей стране, можно
назвать россиянами. Но национальности у них разные. В России проживают больше 100
национальностей и народностей. Население страны составляет более 150
миллионов
человек. 4 ноября – день народного единства.
СЛАЙД 3 (Россия – многонациональная страна)
СЛАЙД 4
На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь,
И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той.
Но мы всегда на ней найдём
Свою страну – наш общий дом.
Наше государство называется Российской Федерацией.
«Федерация» - объединение многих республик, краёв и областей.
Главой нашего государства является Президент, который избирается гражданами для
руководства страной.
- Как зовут президента нашей страны?
Президенту помогает премьер-министр – Медведев Д.А.
- Россия – самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. (Показывает по карте
Россию). Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной
границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.
На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
От белых льдов до тёплых рек
Раскинулась она.
Наша страна очень красива и богата. А какие прекрасные города есть в нашей стране.
2
- Назовите, какие города вы знаете.
5. Разгадывание ребуса. СЛАЙД 5
- Я предлагаю вам разгадать ребус, в котором зашифровано название города.
(Появляются слайд с изображением ребуса и фотографией города, дети разгадывают
слово Москва)
- Что вы знаете об этом городе? (Москва – столица нашей родины, большой и красивый
город, там находится наше правительство, там есть Красная площадь и т.д.)
6. Знакомство с государственными символами.
СЛАЙД 6
- Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными
символами. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.
Ученик.
Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава.
И, как все символы, они
Жизнь нашу отражают.
- Давайте рассмотрим герб нашей страны.
СЛАЙД 7
Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображённый на флагах,
монетах, печатях и других государственных документах.
(Показывается монета).
Слово
«герб»
в
переводе
означает
«наследство».
В
нём
отражена
история.
Давайте
рассмотрим наш герб. Что на нём изображено?
Золотой двуглавый орёл. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе –
держава. Они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют
единство Российской Федерации. На груди орла помещён красный щит с изображением
всадника на белом коне.
Это – Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами синий плащ, в правой руке
у него копьё, которое сражает дракона. Дракон – это символ зла. Он убит героем, что
означает – добро победило зло.
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
- Ещё одним символом нашего государства является флаг.
СЛАЙД 8
Флаг
нашей
страны
имеет
свою
историю.
Много
веков
назад
вместо
флага
люди
использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский волос.
Назывался он «стягом». Он должен был собрать, «стянуть» к себе воинов для защиты
родной земли.
СЛАЙД 9
Потом стяги стали делать из ткани. Они были красного цвета и придавали мужество
воинам.
на полотнищах стали изображать святых – «знамения». Так и появилось слово
«знамя».
СЛАЙД 10-12
(текс на слайдах)
СЛАЙД 13
Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл. Белый означает мир
и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.
3
День 22 августа отмечается в нашей стране, как День Государственного флага
Российской Федерации.
- На каких зданиях нашего город, села можно увидеть герб и флаг? СЛАЙД 14
7. Практическая работа учащихся.
Детям предлагается раскрасить шаблоны флага РФ, повторить значение его цветов.
- Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую
гимном.
- Скажите, в каких ситуациях исполняется гимн страны?
(В
особо
торжественных
случаях,
на
государственных
празднованиях,
приемах
иностранных делегаций. Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, поднимается
флаг их Родины и звучит гимн их страны.)
Ученик:
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия – любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучше страны.
- При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.
Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, слова – Сергей
Владимирович Михалков.
- Теперь прослушаем (обязательно стоя) в записи гимн России.
СЛАЙД 15
- Какое чувство испытали, прослушивая гимн?
Наше
государство
большое
и
многонациональное.
Жизнь
в
нем
регулируется
Конституцией
РФ-основным
документа
государства,
где
записаны
все
законы,
определяющие жизнь страны, права и обязанности её граждан. Все граждане страны
обязаны
жить
согласно
Конституции.
День
принятия
Конституции
-
является
государственным праздником. В нашей стране он отмечается 12 декабря. Конституция
состоит из 9 глав.
8. Игра «Собери пословицу».
Учитель: Наш народ любит свою Родину. О Родине есть много пословиц и поговорок.
Давайте вспомним некоторые из них. Попробуйте соединить части пословиц.
СЛАЙД 16
Родина краше солнца, дороже золота.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Нет в мире краше Родины нашей.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
9. Итог.
- О чем мы сегодня с вами говорили на занятии?
- Как называется наша страна?
- Как называются люди, живущие в нашей стране?
- Какой город является столицей России?
- Какие символы государства вы знаете?
4
- Где помещается государственный герб РФ?
(На флагах, монетах, печатях и других государственных документах.)
- Где размещается государственный флаг РФ?
(На правительственных зданиях.)
- Когда исполняется гимн России?
(В
особо
торжественных
случаях,
на
государственных
празднованиях,
приемах
иностранных делегаций. Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, поднимается
флаг их Родины и звучит гимн их страны.)
СЛАЙД 17
- Кто является Президентом Российской Федерации?
10. Рефлексия. СЛАЙД 18
- Догадайтесь, о каких символах страны идет речь:
а) прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или
нескольких цветов. (Флаг)
б) эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах,
печатях, государственных и других официальных документах. (Герб)
в) торжественная песня, принятая как символ государственного или социального
единства. (Гимн)
- Помните, дети, «родина любимая, что мать родимая»! Её мы бережем, ею мы гордимся,
ей мы посвящаем свой труд, свои достижения в науке, культуре, искусстве.
5