Напоминание

"Здесь издавна русские люди живут, раздольные песни поют"


Автор: Бадрутдинова Марина Иннокентьевна
Должность: воспитатель разновозрастной группы
Учебное заведение: "Рассветская ООШ"
Населённый пункт: Осинского района Иркутской области
Наименование материала: Методическая разработка к занятию
Тема: "Здесь издавна русские люди живут, раздольные песни поют"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сценарий занятия в разновозрастнй группе детского сада:

«Здесь издавна русские люди живут, раздольные песни поют…»

Знакомство с устным народным творчеством. В ходе занятия воспитываю у

детей бережное обращение к старинным русским вещам, уважение к народ-

ным традициям русского народа, прививаю интерес к русскому фольклору,

знакомлю с обычаями гостеприимства, что и как говорили малым деткам.

Обогащаю словарь новыми словами (прялка, ухват, люлька, горшок), народ-

ными потешками, пестушками, загадками, колыбельными песнями. Учу со-

ставлять узор или рисунок с помощью шерстяной нити. Учу элементарному

моделированию при помощи ложек.

Основные этапы занятия

Оборудование:

1.

Русская изба, украшенная деревянными резными рисунками.

2.

Стол с самоваром, резные лавки, дорожки или половинки, вязаные

кружки.

3.

Посуда из дерева.

4.

Орудия труда (вилы, грабли, коса).

5.

Печь с ухватом и горшком.

6.

Люлька.

7.

Прялка.

8.

Котик (сюрп. момент).

9.

Картинка и лоток для сладостей.

10.Шерстенные нити, деревянные ложки, прялка.

Организационный момент

Беседа воспитателя с детьми перед занятием «Мы пойдем в гости в

русскую избу».Чем мы там будем заниматься?

1.

Послушаем русскую народную песню.

2.

Рассказ воспитателя о русской избе.

3.

Обряд чаепития.

4.

Загадки про печь, самовар, стол и ложки.

5.

Игра «Карусель».

6.

Рассказ о деревянной мебели.

7.

Обряд с малышом.

8.

Для чего нужна прялка?

9.

Рисование при помощи шерстяных нитей.

Цель: Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предме-

тами старинного русского быта (печь, посуда, сундук, люлька, прялка).

Содержание организационной деятельности детей.

У входа в избу детей встречает хозяюшка.

-Хозяюшка:

Русь – деревянная –

Края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют:

Звучит песня – «Оля - матрёшка».

-Хозяюшка:

Давным- давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен, и называли их

избами. И всё в избе было сделано из дерева: и полы, и потолок, и стены, и

мебель, и посуда. Наша изба встречает нас красивыми резными дверями.

Наша изба, ровна, тепла.

Ведущая зачитывает пословицы:

1.

Домом жить – не лукошко шить!

2.

Домом жить - не развесив уши ходить!

3.

Домом жить – обо всём тужить!

А сейчас мы с вами будем чай пить. А помогут мне в этом мои помощники:

печка-барыня и самоварище.

-Печка- барыня: Про печку люди придумывают загадки, вот одна из них.

Бабушка седа, бела, зимой всем мила.А как лето наступает, про бабушку все

забывают. (Печь)

-Самоварище: (Читает загадки) Это я, ваш дружище, у которого сверху дыра,

с низу дыра, а по середине огонь да вода. Кто я такой?

А со мной вот эти четыре братца. Одним кушаком подпоясаны. Под одной

шляпой ходят. (Стол)

А вот это мои голубки, которым место у прорубки. (Ложки)

-Хозяюшка: Я хозяюшка в дому, что оладушек в меду. Я прибираю, я подаю.

Одним одна за всех отвечаю. Я иду, иду, иду самовар в руках несу, прибоуточ-

ки пою:

Эх, чай, чай, чай!

Уж ты, кумушка, встречай.

Прибауткой привечай.

Как для вас мои друзья, наварила, напекла 92 блина, два корыта киселя, 50 –

не найдётся едоков. Хозяюшку потешьте пирогов моих поешьте!

(Дети едят пироги)

-Хозяюшка: Не красна изба углами, а красна пирогами. Чай попили, а теперь

спляшем дружно.(Игра «Карусель».)

-Хозяюшка: Поиграли, давайте сядем на лавочку и поговорим.

Гости дорогие, видите в моей избе тоже всё сделано из дерева. Из обыкновен-

ного полена могли вырезать мастера вот такую шкатулку. Деревянный сундук

был вместо шкафа, в нём хранили вещи: рубахи, да сарафаны. Какая же рус-

ская изба без скрипа половиц, без деревянных лавок, покрытых, разноцвет-

ными, самоткаными половиками, которые русские женщины ткали на дере-

вянных станках.А здесь собраны старинные предметы, необходимые для ра-

боты в поле: грабли, коса, да вилы.Русские люди и про них придумали загад-

ки:

1.

Двенадцать деревянных коней, одним поводом веду. (Грабли)

2.

Блестит, сверкает, по полю гуляет всю траву срезает. (Коса)

А вот ещё один предмет из дерева, очень нужный. Был он в каждой избе, он

похож на кроватку, а назывался....... (люлькой). В люльках спали маленькие

детки. Малыш ещё мама сказать не умел, а его уже укладывали спать под

уютную песенку.(Хозяюшка пеленает малыша и поет: "Баю-бай – по скорее

засыпай").

Спит крепко наш Ваня, мать в огород пошла. У колыбели садится сестрёнка –

няня. Сестрёнка поёт колыбельную песенку.( Песня: «Ой, люли- люли»)

А если Ваня капризничает, она и попугать может.

Динара:

Баю-баюшки, баю,

Колотушек надаю,

Колотушек 25 –

Будет Ваня лучше спать.

(Звучит песня «Мотылёк»)

А когда проснётся Ваня, мама развернёт его и начнет поглаживать по живо-

тику, приговаривая:

Потягушечки – Подрастушки!

Поперёк – толстушки!

А в ножки - ходунюшки!

А в ручки – хвастунюшки!

А в роток – говорок!

А в головку – разумок!

-Хозяюшка: А ещё приговаривали так:

Алина:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка

Поднимайся мой дружок,

Встань мой Юрочка. (Взяв в руки ребёнка, хлопают в ладошки)

Лады – ладушки,

Где были у бабушки,

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий!

-Хозяюшка: А так малыша пробуждают к движению.

Максим:

Киска, Киска,

Киска брысь!

На дорожку не садись!

Наша деточка пойдёт,

Через киску упадёт.

Миша:

Встань, малыш, ещё разок.

Сделай маленький шажок!

Топ- топ!

-Хозяюшка: Во время кормления тоже звучали пестушки:

Динара:

Травушка – муравушка,

Со сна поднялась,

Птица – синица за зерно взялась,

Зайка – за капусту

Мышка - за корку

Дети за молоко!

Люба: Умница, Ваня

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

-Хозяюшка: Поставят Ваню на ножки, держат под бока, подкидывают и гово-

рят:

Ай дыбок, дыбок, дыбок,

Скоро Ванечке годок!

А братишка сажает Ваню, на ногу качает и тоже приговаривает:

Алёша:

Поехали, поехали,

С орехами, с орехами,

Поскакали, поскакали,

С калачами, с калачами,

Вприпрыжку, вприпрыжку,

По кочкам, по кочкам,

В ямку бух!

-Хозяюшка:А во время одевания на прогулку говорили прибаутки.

Арина:

Вот они сапожки.

Это – с левой ножки,

Это – с правой ножки,

Если дождичек пойдёт –

Оденем калошки.

Это – с правой ножки,

Это – с левой ножки,

Вот как хорошо!

Очень хорошо!

-Хозяюшка: Так весь, день и пройдёт. При подготовке ко сну говорили так:

Алёша:

Вот и люди спят,

Вот и звери спят,

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке,

Детки все по люлечкам,

Спят – поспят, всему миру спать велят,

Все вместе:

Котя, котенька, коток,

Котя серенький лобок,

Приди котик ночевать,

Нашу детку покачать,

Уж как я тебе коту,

За работу заплачу.

Появляется кот, который угощает детей конфетами. Средняя группа уходит с

занятия, остаётся подготовительная. Хозяюшка рассказывает про прялку, про

то, как женщины и девушки зимними вечерами пряли. А дети играли в

разные игры, придумывали узоры из деревянных ложек, раскладывая их на

столе. Наряжали ложку в платье из шерстяных нитей.

На столе рисовали при помощи шерстяных нитей. Нитку клали так, что она

превращалась то в дерево, то в дом, а часто и в солнышко. Вот такие были

простые игры.

(После рассказа приходит котик у него в руках лоток.)

-Котик:

Котик ходил на торжок. Купил пирожок,

Ходил на улочку – купил булочку.

Толи самому съесть, толи деткам снесть.

Я и сам укушу, я и деткам унесу.

(На лотке конфеты, которыми кот угощает детей. )

Конец занятия.

Итог занятия

Данные мероприятие проведено успешно т.к. дети показали высокое каче-

ство знаний для своего возраста, активность хорошая, временный момент

был выполнен, применила интегрированный подход к занятию с игровыми

приемами, что дает возможность при меньших затратах времени и усилий со

стороны детей и педагогов дать и получить более полный объем информации.

Такого рода занятия помогают дошкольникам понять и полюбить красоту

родного языка, наши обычаи и традиции, развивают их нравственные каче-

ства, эстетическое восприятие, воспитанию культуры общения, свободного

выражения своих мыслей. В таких занятиях основной формой воспитания и

обучения является игра, ибо это естественное состояние детей. Учитывала

индивидуальные способности детей, дети были разделены на возрастные

группы. Использовала групповые и инд.ответы. Применила элементы

современных образовательных технологий: игровой деятельности, лич-

ностно-ориентированной, диалогового и проблемного обучения.

Вывод: считаю, что такая организованная деятельность позволяет нашим де-

тям расти тесно «соприкасаясь» с народной культурой, нашими традициями

и обрядами.

Самоанализ совместной организованной деятельности детей.

Организованную деятельность проводили вос-ль разновозрастной группы

Бадрутдинова М.И.

Тема: «В тереме расписанном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу…»

Цель: Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьей, с предме-

тами старинного русского быта (печь, посуда, сундук, люлька, прялка).

Воспитываю бережное отношение к старинным русским вещам, к народным

традициям русского народа уважения, прививаю интерес к русскому фолькло-

ру, знакомлю с обычаем гостеприимства, что и как говорили малым деткам.

Обогащаю словарь новыми словами (прялка, ухват, люлька, горшок), народ-

ными потешками, пестушками, загадками, колыбельными песнями. Учу со-

ставлять узор или рисунок при помощи шерстяной нити. Учу элементарному

моделированию при помощи ложек.



В раздел образования




Яндекс.Метрика