Автор: Бадрутдинова Марина Иннокентьевна
Должность: воспитатель разновозрастной группы
Учебное заведение: "Рассветская ООШ"
Населённый пункт: Осинского района Иркутской области
Наименование материала: Методическая разработка к занятию
Тема: "Здесь издавна русские люди живут, раздольные песни поют"
Раздел: дошкольное образование
Сценарий занятия в разновозрастнй группе детского сада:
«Здесь издавна русские люди живут, раздольные песни поют…»
Знакомство с устным народным творчеством. В ходе занятия воспитываю у
детей бережное обращение к старинным русским вещам, уважение к народ-
ным традициям русского народа, прививаю интерес к русскому фольклору,
знакомлю с обычаями гостеприимства, что и как говорили малым деткам.
Обогащаю словарь новыми словами (прялка, ухват, люлька, горшок), народ-
ными потешками, пестушками, загадками, колыбельными песнями. Учу со-
ставлять узор или рисунок с помощью шерстяной нити. Учу элементарному
моделированию при помощи ложек.
Основные этапы занятия
Оборудование:
1.
Русская изба, украшенная деревянными резными рисунками.
2.
Стол с самоваром, резные лавки, дорожки или половинки, вязаные
кружки.
3.
Посуда из дерева.
4.
Орудия труда (вилы, грабли, коса).
5.
Печь с ухватом и горшком.
6.
Люлька.
7.
Прялка.
8.
Котик (сюрп. момент).
9.
Картинка и лоток для сладостей.
10.Шерстенные нити, деревянные ложки, прялка.
Организационный момент
Беседа воспитателя с детьми перед занятием «Мы пойдем в гости в
русскую избу».Чем мы там будем заниматься?
1.
Послушаем русскую народную песню.
2.
Рассказ воспитателя о русской избе.
3.
Обряд чаепития.
4.
Загадки про печь, самовар, стол и ложки.
5.
Игра «Карусель».
6.
Рассказ о деревянной мебели.
7.
Обряд с малышом.
8.
Для чего нужна прялка?
9.
Рисование при помощи шерстяных нитей.
Цель: Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предме-
тами старинного русского быта (печь, посуда, сундук, люлька, прялка).
Содержание организационной деятельности детей.
У входа в избу детей встречает хозяюшка.
-Хозяюшка:
Русь – деревянная –
Края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют:
Звучит песня – «Оля - матрёшка».
-Хозяюшка:
Давным- давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен, и называли их
избами. И всё в избе было сделано из дерева: и полы, и потолок, и стены, и
мебель, и посуда. Наша изба встречает нас красивыми резными дверями.
Наша изба, ровна, тепла.
Ведущая зачитывает пословицы:
1.
Домом жить – не лукошко шить!
2.
Домом жить - не развесив уши ходить!
3.
Домом жить – обо всём тужить!
А сейчас мы с вами будем чай пить. А помогут мне в этом мои помощники:
печка-барыня и самоварище.
-Печка- барыня: Про печку люди придумывают загадки, вот одна из них.
Бабушка седа, бела, зимой всем мила.А как лето наступает, про бабушку все
забывают. (Печь)
-Самоварище: (Читает загадки) Это я, ваш дружище, у которого сверху дыра,
с низу дыра, а по середине огонь да вода. Кто я такой?
А со мной вот эти четыре братца. Одним кушаком подпоясаны. Под одной
шляпой ходят. (Стол)
А вот это мои голубки, которым место у прорубки. (Ложки)
-Хозяюшка: Я хозяюшка в дому, что оладушек в меду. Я прибираю, я подаю.
Одним одна за всех отвечаю. Я иду, иду, иду самовар в руках несу, прибоуточ-
ки пою:
Эх, чай, чай, чай!
Уж ты, кумушка, встречай.
Прибауткой привечай.
Как для вас мои друзья, наварила, напекла 92 блина, два корыта киселя, 50 –
не найдётся едоков. Хозяюшку потешьте пирогов моих поешьте!
(Дети едят пироги)
-Хозяюшка: Не красна изба углами, а красна пирогами. Чай попили, а теперь
спляшем дружно.(Игра «Карусель».)
-Хозяюшка: Поиграли, давайте сядем на лавочку и поговорим.
Гости дорогие, видите в моей избе тоже всё сделано из дерева. Из обыкновен-
ного полена могли вырезать мастера вот такую шкатулку. Деревянный сундук
был вместо шкафа, в нём хранили вещи: рубахи, да сарафаны. Какая же рус-
ская изба без скрипа половиц, без деревянных лавок, покрытых, разноцвет-
ными, самоткаными половиками, которые русские женщины ткали на дере-
вянных станках.А здесь собраны старинные предметы, необходимые для ра-
боты в поле: грабли, коса, да вилы.Русские люди и про них придумали загад-
ки:
1.
Двенадцать деревянных коней, одним поводом веду. (Грабли)
2.
Блестит, сверкает, по полю гуляет всю траву срезает. (Коса)
А вот ещё один предмет из дерева, очень нужный. Был он в каждой избе, он
похож на кроватку, а назывался....... (люлькой). В люльках спали маленькие
детки. Малыш ещё мама сказать не умел, а его уже укладывали спать под
уютную песенку.(Хозяюшка пеленает малыша и поет: "Баю-бай – по скорее
засыпай").
Спит крепко наш Ваня, мать в огород пошла. У колыбели садится сестрёнка –
няня. Сестрёнка поёт колыбельную песенку.( Песня: «Ой, люли- люли»)
А если Ваня капризничает, она и попугать может.
Динара:
Баю-баюшки, баю,
Колотушек надаю,
Колотушек 25 –
Будет Ваня лучше спать.
(Звучит песня «Мотылёк»)
А когда проснётся Ваня, мама развернёт его и начнет поглаживать по живо-
тику, приговаривая:
Потягушечки – Подрастушки!
Поперёк – толстушки!
А в ножки - ходунюшки!
А в ручки – хвастунюшки!
А в роток – говорок!
А в головку – разумок!
-Хозяюшка: А ещё приговаривали так:
Алина:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка
Поднимайся мой дружок,
Встань мой Юрочка. (Взяв в руки ребёнка, хлопают в ладошки)
Лады – ладушки,
Где были у бабушки,
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий!
-Хозяюшка: А так малыша пробуждают к движению.
Максим:
Киска, Киска,
Киска брысь!
На дорожку не садись!
Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт.
Миша:
Встань, малыш, ещё разок.
Сделай маленький шажок!
Топ- топ!
-Хозяюшка: Во время кормления тоже звучали пестушки:
Динара:
Травушка – муравушка,
Со сна поднялась,
Птица – синица за зерно взялась,
Зайка – за капусту
Мышка - за корку
Дети за молоко!
Люба: Умница, Ваня
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
-Хозяюшка: Поставят Ваню на ножки, держат под бока, подкидывают и гово-
рят:
Ай дыбок, дыбок, дыбок,
Скоро Ванечке годок!
А братишка сажает Ваню, на ногу качает и тоже приговаривает:
Алёша:
Поехали, поехали,
С орехами, с орехами,
Поскакали, поскакали,
С калачами, с калачами,
Вприпрыжку, вприпрыжку,
По кочкам, по кочкам,
В ямку бух!
-Хозяюшка:А во время одевания на прогулку говорили прибаутки.
Арина:
Вот они сапожки.
Это – с левой ножки,
Это – с правой ножки,
Если дождичек пойдёт –
Оденем калошки.
Это – с правой ножки,
Это – с левой ножки,
Вот как хорошо!
Очень хорошо!
-Хозяюшка: Так весь, день и пройдёт. При подготовке ко сну говорили так:
Алёша:
Вот и люди спят,
Вот и звери спят,
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам,
Спят – поспят, всему миру спать велят,
Все вместе:
Котя, котенька, коток,
Котя серенький лобок,
Приди котик ночевать,
Нашу детку покачать,
Уж как я тебе коту,
За работу заплачу.
Появляется кот, который угощает детей конфетами. Средняя группа уходит с
занятия, остаётся подготовительная. Хозяюшка рассказывает про прялку, про
то, как женщины и девушки зимними вечерами пряли. А дети играли в
разные игры, придумывали узоры из деревянных ложек, раскладывая их на
столе. Наряжали ложку в платье из шерстяных нитей.
На столе рисовали при помощи шерстяных нитей. Нитку клали так, что она
превращалась то в дерево, то в дом, а часто и в солнышко. Вот такие были
простые игры.
(После рассказа приходит котик у него в руках лоток.)
-Котик:
Котик ходил на торжок. Купил пирожок,
Ходил на улочку – купил булочку.
Толи самому съесть, толи деткам снесть.
Я и сам укушу, я и деткам унесу.
(На лотке конфеты, которыми кот угощает детей. )
Конец занятия.
Итог занятия
Данные мероприятие проведено успешно т.к. дети показали высокое каче-
ство знаний для своего возраста, активность хорошая, временный момент
был выполнен, применила интегрированный подход к занятию с игровыми
приемами, что дает возможность при меньших затратах времени и усилий со
стороны детей и педагогов дать и получить более полный объем информации.
Такого рода занятия помогают дошкольникам понять и полюбить красоту
родного языка, наши обычаи и традиции, развивают их нравственные каче-
ства, эстетическое восприятие, воспитанию культуры общения, свободного
выражения своих мыслей. В таких занятиях основной формой воспитания и
обучения является игра, ибо это естественное состояние детей. Учитывала
индивидуальные способности детей, дети были разделены на возрастные
группы. Использовала групповые и инд.ответы. Применила элементы
современных образовательных технологий: игровой деятельности, лич-
ностно-ориентированной, диалогового и проблемного обучения.
Вывод: считаю, что такая организованная деятельность позволяет нашим де-
тям расти тесно «соприкасаясь» с народной культурой, нашими традициями
и обрядами.
Самоанализ совместной организованной деятельности детей.
Организованную деятельность проводили вос-ль разновозрастной группы
Бадрутдинова М.И.
Тема: «В тереме расписанном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу…»
Цель: Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьей, с предме-
тами старинного русского быта (печь, посуда, сундук, люлька, прялка).
Воспитываю бережное отношение к старинным русским вещам, к народным
традициям русского народа уважения, прививаю интерес к русскому фолькло-
ру, знакомлю с обычаем гостеприимства, что и как говорили малым деткам.
Обогащаю словарь новыми словами (прялка, ухват, люлька, горшок), народ-
ными потешками, пестушками, загадками, колыбельными песнями. Учу со-
ставлять узор или рисунок при помощи шерстяной нити. Учу элементарному
моделированию при помощи ложек.