Напоминание

Тестопластика, как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста


Автор: Шигабутдинова Виктория Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска детский сад №52 "Самолётик"
Населённый пункт: город Нижневартовск Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Тестопластика, как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Те

стопластика как сре

дство формирования инте

ре

са к изобразите

льной де

яте

льности у де

те

й младшего дошкольного возраста.

Особый инте

ре

с для те

ории и практики развития де

тского творче

ства

пре

дставляют психологиче

ские

иссле

дования, в которых не

только утве

рждае

тся наличие

творче

ства у де

те

й, но и изучаются ме

ханизмы творче

ства

и

возможность

це

ле

направле

нного

их

формирования.

Это

иссле

дования Е.Е. Кравцовой, посвяще

нные

формированию инте

ре

са в е

динстве

с развитие

м личности в игре

и других видах де

яте

льности;

Иссле

дования О.М. Дьяче

нко, посвяще

ны изуче

нию воображе

ния

как

одной

из

униве

рсальных

творче

ских

способносте

й.

Он

позволяе

т

глубже

осмыслить и спе

цифику де

тского художе

стве

нного творче

ства, и не

которые

подходы

к

руководству

им.

Художе

стве

нно-творче

ская

де

яте

льность пре

дставляе

т собой сознате

льную, це

ле

направле

нную, активную

де

яте

льность че

лове

ка, направле

нную на познание

и пре

образование

ре

альной

де

йствите

льности,

создание

новых,

никогда

ране

е

не

суще

ствовавших иде

й, произве

де

ний, явле

ний, пре

дме

тов в це

лях сове

рше

нствования мате

риальной и духовной жизни обще

ства. Оно свойстве

нно

лишь че

лове

ку. Только че

лове

к творит, приводя в движе

ние

мышле

ние

,

память, чувства, создавая в свое

м сознании понятия и образы и воплощая

иде

и в жизнь. Че

м глубже

развиты творче

ские

способности че

лове

ка, те

м

он

глубже

как

индивидуальность,

разносторонне

е

,

инте

ре

сне

е

как

личность.

Н.А.

Ве

тлугина

считае

т,

что,

открывая

новое

для

се

бя,

ре

бе

нок

одновре

ме

нно открывае

т взрослым о се

бе

, и поэтому отноше

ние

к де

тскому творче

скому должно быть пе

дагогиче

ским. При этом в оце

нке

де

тского творче

ства акце

нт нужно де

лать не

столько на ре

зультат, сколько на

заинте

ре

сованность ре

бёнка проце

ссом де

яте

льности.

Творче

ский проце

сс, в главных своих структурных моме

нтах, е

дин

для любой созидате

льной че

лове

че

ской де

яте

льности. Он включае

т в се

бя

инте

лле

ктуальную де

яте

льность по осмысле

нию явле

ний жизни, созданию

новых те

оре

тиче

ских и образных обобще

ний, выдвиже

нию оригинальных

иде

й, трудовую де

яте

льность, направле

нную на воплоще

ние

, ре

ализацию

этих иде

й в жизнь. Он все

гда окраше

н активным эмоциональным отноше

ние

м че

лове

ка к проце

ссу искания и созидания. Для успе

шного участия в

творче

ском проце

ссе

у ре

бе

нка должно быть развито стре

мле

ние

, же

лание

творить и способности к творче

ству.

Отсюда

сле

дуе

т

что

к

сформированности

инте

ре

са,

к

изобразите

л ь н о й

д е

яте

льности

с л е

дуе

т

о т н е

сти

б о г ато е

воображе

ние

,

эмоциональность, не

шаблонность мышле

ния, критиче

ский взгляд на ве

щи,

уме

ние

обобщать факты, осмысливать их, де

лать выводы, выдвигать новые

ре

ше

ния и иде

и, це

ле

устре

мле

нность, волю, упорство и настойчивость,

активность жизне

нной позиции и т.п.

П о э т о м у

о б о с н о в а н о

м о ж н о

п р е

д п о л о ж и т ь ,

ч т о

т е

стопластикаблаготворно

скаже

тся

на

развитии

ре

бе

нка

как

творче

ской

личности и буде

т способствовать формированию инте

ре

са к изобразите

льной де

яте

льности .

В проце

ссе

занятия те

стопластикой все

выше

пе

ре

числе

нные

каче

ства развиваются особе

нно. Те

стопластика, как де

яте

льность, в больше

й ме

ре

,

че

м

рисование

или

аппликация,

подводит

де

те

й

к

уме

нию

орие

нтироваться в пространстве

, усвое

нию це

лого ряда мате

матиче

ских пре

дставле

ний.

Те

стопластика

искусство

объе

мных

и

ре

лье

фных

фигурок из те

ста новое

направле

ние

для де

тского творче

ства.

Те

стопластика– ле

пка де

коративных изде

лий из солёного те

ста, являе

тся одним из видов художе

стве

нного конструирования и являе

тся мощным

способом развития у де

те

й умстве

нной активности, творче

ства, художе

стве

нного

вкуса

и

многих

других

каче

ства,

бе

з

которых

не

возможно

формирование

пе

рвоначальных основ социально активной личности.

Де

ти не

посре

дстве

нно сопоставляют части пре

дме

та ме

жду собой,

опре

де

ляют

их

разме

ры

(длину,

толщину).

Занятие

те

стопластикой

способствуе

т развитию чувство осязания обе

их рук. Стараясь как можно

точне

е

пе

ре

дать форму, ре

бёнок активно работае

т пальцами, причём чаще

все

го де

сятью, а это, как изве

стно, способствуе

т развитию ре

чи.

Таким образом те

стопластика развивае

т ме

лкую моторику, что в свою

оче

ре

дь влияе

т на развитие

ре

чи и мышле

ния, способствуе

т развитию тре

хме

рного восприятия формы, уме

ния чувствовать и пе

ре

давать изобразите

льными сре

дствами объе

м и пространство, воображе

ние

, кре

ативность,

снимае

т

эмоциональное

напряже

ние

.

У

ре

бе

нка

формируются

пре

дпосылки уче

бной де

яте

льности: уме

ние

ставить це

ль, искать и находить

ре

ше

ния

пробле

м,

выбирать

сре

дства

и

ре

ализовывать

свой

замысе

л,

осознавать и оце

нивать свой индивидуальный опыт. Происходит

развитие

каче

ств, творче

ской личности: любознате

льности, высокой познавате

льной

активности,

высокого

инте

лле

ктуального

поте

нциала,

стре

мле

ния

к

самосове

рше

нствованию.

Ре

бе

нок открывае

т для се

бя волше

бную силу искусства и стре

мится

выразить их в собстве

нном «творче

ском продукте

» че

ре

з ле

пку. При этом

он раскрывае

т се

бя, постигае

т собстве

нные

возможности. На занятиях те

стопластикой, ре

бе

нок как никогда име

е

т возможность ре

ализовать свое

творче

ство и фантазию, задача пе

дагога, в данном случае

, пре

дложить

наиболе

е

доступные

сре

дства и мате

риалы, для достиже

ния положите

льного ре

зультата, а также

дать не

видимый толчок к развитию творче

ского

поле

та.

Ве

дь только находясь в атмосфе

ре

взаимопонимания ме

жду ре

бе

нком

и

взрослым

можно

заглянуть

ре

бе

нку

в

душу,

понять

и

почувствовать, то че

го хоче

т он достичь.

Если рассматривать те

стопластику как сре

дство развития де

тского

творче

ства,

то

можно

сказать,

что

главным

моме

нтом

в

достиже

нии

положите

льной динамики, буде

т выступать заинте

ре

сованность ре

бе

нка в

начинае

мой работе

. Ре

бе

нок, удовле

творе

нный получе

нным ре

зультатом,

буде

т стре

миться снова и снова проявить се

бя, показать то, на сколько

широко он може

т мыслить. Порой то, что че

лове

к не

може

т пе

ре

дать

словами, можно выразить в свое

м творче

стве

. Пе

ре

дать всю ту красоту,

эсте

тичность и коне

чно же

свое

виде

ние

того или иного объе

кта, что и

буде

т являться творче

ским продуктом, а значит это и буде

т проявле

ние

м

инте

ре

са к творче

ской де

яте

льности ре

бёнком.

Не

обычность мате

риала буде

т способствовать наибольше

й заинте

ре

сованности к ле

пке

, новые

формы, мате

риалы и, коне

чно же

, не

т ниче

го

инте

ре

сне

й, че

м наблюдать за те

м, как с помощью рук ре

бе

нок може

т

создать не

что не

обычное

, радующе

е

глаз, воплоще

ние

своих мысле

й и

фантазий. Мы считае

м, что любое

выраже

ние

пре

дставляе

мого образа ре

бе

нком, там, где

он отходит от каких-либо рамок, шаблонов и образцов, и

буде

т являться проявле

ние

м творче

ства. Заканчивая работу, дорабатывая ме

лкие

де

тали, приме

няя различные

изобразите

льные

сре

дства, такие

как

кисти, краски, заключите

льная обработка изде

лия лаком для прочности, ре

бе

нок проявляе

т се

бя как творче

ская личность.

Основным инструме

нтом в ле

пке

являе

тся рука (ве

рне

е

, обе

руки),

сле

довате

льно, урове

нь уме

ния зависит от владе

ния собстве

нными руками,

а не

кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зре

ния те

хнику

ле

пки можно оце

нить как самую бе

зыскусстве

нную и наиболе

е

доступную

для самостояте

льного усвое

ния.

В

по сле

дне

е

вре

м я

т е

стопластика

набирае

т

в с е

большую

популярность и пре

имуще

ства данного мате

риала оче

видны, те

сто не

алле

рге

нный

мате

риал,

ле

гко

смывае

тся

водой,

пластично,

и

главное

е

го

достоинство

оно

бе

зопасно.

Взрослые

пре

красно

знают

тягу

де

те

й

попробовать

все

«на

зубок»

и

зде

сь

наш

мате

риал

показывае

т

свою

положите

льную сторону, состав те

ста, абсолютно бе

зопасе

н. Ле

пка име

е

т

большое

значе

ние

для обуче

ния и воспитания старших дошкольников. Она

способствуе

т развитию зрите

льного восприятия, памяти, образного мышле

ния, привитию ручных уме

ний и навыков, не

обходимых для успе

шного

обуче

ния в школе

. Так же

, как и другие

виды изобразите

льного искусства,

ле

пка формируе

т эсте

тиче

ские

вкусы, развивае

т чувство пре

красного.

Рассмотрим соде

ржание

обуче

ния ле

пки из соле

ного те

ста де

те

й

младшего дошкольного возраста.

Де

ти

должны

научиться

зрите

льному

и

мускульному

восприятию

формы пре

дме

та, использовать в ле

пке

различные

выразите

льные

сре

дства, а также

овладе

ть изобразите

льными и те

хниче

скими прие

мами. Де

ти 5-6 ле

т, как правило, пользуются многими способами изображе

ния, но

основным долже

н являться пластиче

ский способ - ле

пка из це

лого куска.

В проце

ссе

занятия де

ти самостояте

льно планируют свою работу,

отбирают способы ле

пки. Ставятся сле

дующие

задачи: побуждать де

те

й

создавать динамичные

выразите

льные

образы и колле

ктивные

сюже

тные

композиции,

самостояте

льно

выбирая

те

му

(зоопарк,

игрушки,

се

рвиз,

натюрморт), мате

риал (глина, пластилин, солёное

те

сто), способы ле

пки

(скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, ре

лье

фный,

папье

-маше

), приёмы де

корирования образа.

Основной

це

лью

обуче

ния

т е

стопластики

являе

тся

развитие

изобразите

льного творче

ства де

те

й. Впе

чатле

ния, получае

мые

де

тьми из

окружающе

й жизни, являются основным соде

ржание

м этой де

яте

льности.

В проце

ссе

изображе

ния у ре

бе

нка закре

пляе

тся опре

де

ле

нное

отноше

ние

к изображае

мому, уточняются и приобре

таются знания об окружающе

м

мире

.

Во вре

мя занятий де

ти приобре

тают навыки и уме

ния в работе

с

различными

мате

риалами,

у

них

воспитывае

тся

способность

творче

ски

использовать эти уме

ния в проце

ссе

изображе

ния пре

дме

тов и явле

ний де

йствите

льности.

Прие

мы обуче

ния, используе

мые

воспитате

ле

м, направле

ны на то,

чтобы сде

лать проце

сс работы де

те

й с изобразите

льными мате

риалами це

ле

направле

нным, полноце

нным, ре

зультативным. Приёмы ле

пки из те

ста

те

же

, что и при ле

пке

из пластилина. Дошкольники работают с соле

ным те

стом в основном вне

групповых занятий.

Организовывая

ту

или

иную

де

яте

льность

по

развитию

творче

ства,

не

обходимо изучить лите

ратуру и мате

риалы для опре

де

ле

ния программы

обуче

ния. В данном случае

по ле

пке

из соле

ного те

ста с де

тьми 3-4 ле

т,

была использована программа «Цве

тные

ладошки» И.А. Лыковой.

Программа носит развивающий характе

р - обуче

ние

способствуе

т эсте

тиче

скому, нравстве

нному, инте

лле

ктуальному развитию де

те

й.

Ме

тодика организации не

посре

дстве

нно образовате

льной де

яте

льности

п о

т е

стопластике

,

мало

отличае

тся

от

л е

пки

из

таких

традиционных мате

риалов как пластилин и глина. Те

м самым говоря о ме

тодике

по те

стопластики можно говорить о ме

тодике

ле

пки из пластилина

и глины.

Различие

буде

т заключаться лишь в том, что ле

пка из те

ста пре

дполагае

т изготовле

ние

самого те

ста и поде

лок из те

ста не

в тре

хме

рном

изображе

нии (хотя это и возможно, при использовании каркасов), а в двуме

рном изображе

нии, что в ле

пке

из соле

ного те

ста боле

е

распростране

но,

наприме

р, изображе

ние

панно, плоскостных фигур, бре

локов и т.д.

Де

ти 3-4 ле

т де

лают разнообразные

фигурки, создают не

сложные

сюже

ты.

Программа обуче

ния ле

пке

строится на обще

пе

дагогиче

ских

принципах, обусловле

нных е

динством образовате

льного пространства:

- принцип культуросообразности: построе

ние

и(или) корре

ктировка униве

рсального эсте

тиче

ского соде

ржания программы с учётом ре

гиональных

культурных

традиций;

принцип

се

зонности:

построе

ние

и(или)

корре

ктировка познавате

льного соде

ржания программы с учётом природных и

климатиче

ских особе

нносте

й данной ме

стности в данный моме

нт вре

ме

ни;

- принцип систе

матичности и после

довате

льности: постановка и(или) корре

ктировка задач эсте

тиче

ского воспитания и развития де

те

й в логике

«от

простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо изве

стного к

малоизве

стному и не

знакомому»;

-

принцип

цикличности:

построе

ние

и(или)

корре

ктировка

соде

ржания

программы

с

посте

пе

нным

усложне

ние

и

расшире

ние

м

от

возраста

к

возрасту;

- принцип оптимизации и гуманизации уче

бно-воспитате

льного проце

сса;

принцип развивающе

го характе

ра художе

стве

нного образования; принцип

природосообразности: постановка и(или) корре

ктировка задач художе

стве

нно-творче

ского развития де

те

й с учётом «природы» де

те

й возрастных

особе

нносте

й и индивидуальных способносте

й;

- принцип инте

ре

са: построе

ние

и и(или) корре

ктировка программы с

опорой на инте

ре

сы отде

льных де

те

й и де

тского сообще

ства (группы де

те

й) в це

лом.

Спе

цифиче

ские

принципы,

обусловле

нные

особе

нностями

художе

стве

нно-эсте

тиче

ской де

яте

льности:

- принцип эсте

тизации пре

дме

тно-развивающе

й сре

ды и быта в це

лом;

-принцип культурного обогаще

ния (амплификации) соде

ржания изобразите

льной

де

яте

льности,

в

соотве

тствии

с

особе

нностями

познавате

льного

развития де

те

й разных возрастов;

- принцип взаимосвязи продуктивной де

яте

льности с другими видами де

тской активности;

-

принцип

инте

грации

различных

видов

изобразите

льного

искусства

и

художе

стве

нной де

яте

льности;

-

принцип

эсте

тиче

ского

орие

нтира

на

обще

че

лове

че

ские

це

нности

(воспитание

че

лове

ка

думающе

го,

чувствующе

го,

созидающе

го,

ре

фле

ктирующе

го);

- принцип обогаще

ния се

нсорно-чувстве

нного опыта;

-

принцип

организации

те

матиче

ского

пространства

(информационного

поля) - основы для развития образных пре

дставле

ний;

- принцип взаимосвязи обобщённых пре

дставле

ний и обобщённых способов

де

йствий,

направле

нных

на

создание

выразите

льного

художе

стве

нного

образа;

-

принцип

е

сте

стве

нной

радости

(радости

эсте

тиче

ского

восприятия,

чувствования и де

яния, сохране

ние

не

посре

дстве

нности эсте

тиче

ских ре

акций, эмоциональной открытости).

В программе

художе

стве

нного воспитания дошкольников «Цве

тные

ладошки»

сформулированы

пе

дагогиче

ские

условия,

не

обходимые

для

формирования инте

ре

са к

изобразите

льной де

яте

льности и художе

стве

нного развития де

те

й дошкольного возраста, а име

нно:

- формирование

эсте

тиче

ского отноше

ния и художе

стве

нных способносте

й

в активной творче

ской де

яте

льности де

те

й;

-

создание

развивающе

й

сре

ды

для

занятий

по

рисованию,

ле

пке

,

аппликации, художе

стве

нному труду и самостояте

льного де

тского творче

ства;

-

ознакомле

ние

де

те

й

с

основами

изобразите

льного

и

народного

де

коративно-прикладного искусства в сре

де

музе

я и дошкольного образовате

льного учре

жде

ния.

Эсте

тиче

ское

отноше

ние

ре

бе

нка

к

окружающе

му

миру

являе

т

собой

систе

му

е

го

индивидуальных,

избирате

льных

связе

й

с

эсте

тиче

скими каче

ствами пре

дме

тов и явле

ний де

йствите

льности. В эсте

тиче

ское

отноше

ние

ре

бёнка входит е

го эмоциональный отклик на пре

красное

(красивое

,

привле

кате

льное

),

добрые

чувства,

е

го

творче

ская

де

яте

льность,

посильное

стре

мле

ние

к

пре

образованию

окружающе

го

по

законам

красоты,

а

также

к

оце

нке

красивых,

гармоничных

соче

таний

красок, звуков, рифм и т.д. Эсте

тиче

ский компоне

нт оказывае

т суще

стве

нное

влияние

на установле

ние

ве

дущих зве

нье

в структуры личности в це

лом.

Для боле

е

чёткой орие

нтировки важно построить моде

ль эсте

тиче

ского отноше

ния де

те

й к окружающе

му миру, которая в лаконичной (схе

матичной) форме

отразит компле

кс взаимосвязанных компоне

нтов художе

стве

нного развития ре

бёнка пре

дложе

нных (Н.А. Ве

тлугиной таблица 1).

Такая моде

ль поможе

т распознавать проце

сс формирования инте

ре

са к

изобразите

льной де

яте

льности у де

те

й младшего дошкольного возраста.

Моде

ль эсте

тиче

ского отноше

ния включае

т три ве

дущих компоне

нта, каждый из которых, в свою оче

ре

дь, являе

тся многосторонним явле

ние

м



В раздел образования




Яндекс.Метрика