Автор: Шигабутдинова Виктория Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска детский сад №52 "Самолётик"
Населённый пункт: город Нижневартовск Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Тестопластика, как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Те
ﹶ
стопластика как сре
ﹶ
дство формирования инте
ﹶ
ре
ﹶ
са к изобразите
ﹶ
льной де
ﹶ
яте
ﹶ
льности у де
ﹶ
те
ﹶ
й младшего дошкольного возраста.
Особый инте
ﹶ
ре
ﹶ
с для те
ﹶ
ории и практики развития де
ﹶ
тского творче
ﹶ
ства
пре
ﹶ
дставляют психологиче
ﹶ
ские
ﹶ
иссле
ﹶ
дования, в которых не
ﹶ
только утве
ﹶ
рждае
ﹶ
тся наличие
ﹶ
творче
ﹶ
ства у де
ﹶ
те
ﹶ
й, но и изучаются ме
ﹶ
ханизмы творче
ﹶ
ства
и
возможность
це
ﹶ
ле
ﹶ
направле
ﹶ
нного
их
формирования.
Это
иссле
ﹶ
дования Е.Е. Кравцовой, посвяще
ﹶ
нные
ﹶ
формированию инте
ﹶ
ре
ﹶ
са в е
ﹶ
динстве
ﹶ
с развитие
ﹶ
м личности в игре
ﹶ
и других видах де
ﹶ
яте
ﹶ
льности;
Иссле
ﹶ
дования О.М. Дьяче
ﹶ
нко, посвяще
ﹶ
ны изуче
ﹶ
нию воображе
ﹶ
ния
как
одной
из
униве
ﹶ
рсальных
творче
ﹶ
ских
способносте
ﹶ
й.
Он
позволяе
ﹶ
т
глубже
ﹶ
осмыслить и спе
ﹶ
цифику де
ﹶ
тского художе
ﹶ
стве
ﹶ
нного творче
ﹶ
ства, и не
ﹶ
которые
ﹶ
подходы
к
руководству
им.
Художе
ﹶ
стве
ﹶ
нно-творче
ﹶ
ская
де
ﹶ
яте
ﹶ
льность пре
ﹶ
дставляе
ﹶ
т собой сознате
ﹶ
льную, це
ﹶ
ле
ﹶ
направле
ﹶ
нную, активную
де
ﹶ
яте
ﹶ
льность че
ﹶ
лове
ﹶ
ка, направле
ﹶ
нную на познание
ﹶ
и пре
ﹶ
образование
ﹶ
ре
ﹶ
альной
де
ﹶ
йствите
ﹶ
льности,
создание
ﹶ
новых,
никогда
ране
ﹶ
е
ﹶ
не
ﹶ
суще
ﹶ
ствовавших иде
ﹶ
й, произве
ﹶ
де
ﹶ
ний, явле
ﹶ
ний, пре
ﹶ
дме
ﹶ
тов в це
ﹶ
лях сове
ﹶ
рше
ﹶ
нствования мате
ﹶ
риальной и духовной жизни обще
ﹶ
ства. Оно свойстве
ﹶ
нно
лишь че
ﹶ
лове
ﹶ
ку. Только че
ﹶ
лове
ﹶ
к творит, приводя в движе
ﹶ
ние
ﹶ
мышле
ﹶ
ние
ﹶ
,
память, чувства, создавая в свое
ﹶ
м сознании понятия и образы и воплощая
иде
ﹶ
и в жизнь. Че
ﹶ
м глубже
ﹶ
развиты творче
ﹶ
ские
ﹶ
способности че
ﹶ
лове
ﹶ
ка, те
ﹶ
м
он
глубже
ﹶ
как
индивидуальность,
разносторонне
ﹶ
е
ﹶ
,
инте
ﹶ
ре
ﹶ
сне
ﹶ
е
ﹶ
как
личность.
Н.А.
Ве
ﹶ
тлугина
считае
ﹶ
т,
что,
открывая
новое
ﹶ
для
се
ﹶ
бя,
ре
ﹶ
бе
ﹶ
нок
одновре
ﹶ
ме
ﹶ
нно открывае
ﹶ
т взрослым о се
ﹶ
бе
ﹶ
, и поэтому отноше
ﹶ
ние
ﹶ
к де
ﹶ
тскому творче
ﹶ
скому должно быть пе
ﹶ
дагогиче
ﹶ
ским. При этом в оце
ﹶ
нке
ﹶ
де
ﹶ
тского творче
ﹶ
ства акце
ﹶ
нт нужно де
ﹶ
лать не
ﹶ
столько на ре
ﹶ
зультат, сколько на
заинте
ﹶ
ре
ﹶ
сованность ре
ﹶ
бёнка проце
ﹶ
ссом де
ﹶ
яте
ﹶ
льности.
Творче
ﹶ
ский проце
ﹶ
сс, в главных своих структурных моме
ﹶ
нтах, е
ﹶ
дин
для любой созидате
ﹶ
льной че
ﹶ
лове
ﹶ
че
ﹶ
ской де
ﹶ
яте
ﹶ
льности. Он включае
ﹶ
т в се
ﹶ
бя
инте
ﹶ
лле
ﹶ
ктуальную де
ﹶ
яте
ﹶ
льность по осмысле
ﹶ
нию явле
ﹶ
ний жизни, созданию
новых те
ﹶ
оре
ﹶ
тиче
ﹶ
ских и образных обобще
ﹶ
ний, выдвиже
ﹶ
нию оригинальных
иде
ﹶ
й, трудовую де
ﹶ
яте
ﹶ
льность, направле
ﹶ
нную на воплоще
ﹶ
ние
ﹶ
, ре
ﹶ
ализацию
этих иде
ﹶ
й в жизнь. Он все
ﹶ
гда окраше
ﹶ
н активным эмоциональным отноше
ﹶ
ние
ﹶ
м че
ﹶ
лове
ﹶ
ка к проце
ﹶ
ссу искания и созидания. Для успе
ﹶ
шного участия в
творче
ﹶ
ском проце
ﹶ
ссе
ﹶ
у ре
ﹶ
бе
ﹶ
нка должно быть развито стре
ﹶ
мле
ﹶ
ние
ﹶ
, же
ﹶ
лание
ﹶ
творить и способности к творче
ﹶ
ству.
Отсюда
сле
ﹶ
дуе
ﹶ
т
что
к
сформированности
инте
ﹶ
ре
ﹶ
са,
к
изобразите
ﹶ
л ь н о й
д е
ﹶ
яте
ﹶ
льности
с л е
ﹶ
дуе
ﹶ
т
о т н е
ﹶ
сти
б о г ато е
ﹶ
воображе
ﹶ
ние
ﹶ
,
эмоциональность, не
ﹶ
шаблонность мышле
ﹶ
ния, критиче
ﹶ
ский взгляд на ве
ﹶ
щи,
уме
ﹶ
ние
ﹶ
обобщать факты, осмысливать их, де
ﹶ
лать выводы, выдвигать новые
ﹶ
ре
ﹶ
ше
ﹶ
ния и иде
ﹶ
и, це
ﹶ
ле
ﹶ
устре
ﹶ
мле
ﹶ
нность, волю, упорство и настойчивость,
активность жизне
ﹶ
нной позиции и т.п.
П о э т о м у
о б о с н о в а н о
м о ж н о
п р е
ﹶ
д п о л о ж и т ь ,
ч т о
т е
ﹶ
стопластикаблаготворно
скаже
ﹶ
тся
на
развитии
ре
ﹶ
бе
ﹶ
нка
как
творче
ﹶ
ской
личности и буде
ﹶ
т способствовать формированию инте
ﹶ
ре
ﹶ
са к изобразите
ﹶ
льной де
ﹶ
яте
ﹶ
льности .
В проце
ﹶ
ссе
ﹶ
занятия те
ﹶ
стопластикой все
ﹶ
выше
ﹶ
пе
ﹶ
ре
ﹶ
числе
ﹶ
нные
ﹶ
каче
ﹶ
ства развиваются особе
ﹶ
нно. Те
ﹶ
стопластика, как де
ﹶ
яте
ﹶ
льность, в больше
ﹶ
й ме
ﹶ
ре
ﹶ
,
че
ﹶ
м
рисование
ﹶ
или
аппликация,
подводит
де
ﹶ
те
ﹶ
й
к
уме
ﹶ
нию
орие
ﹶ
нтироваться в пространстве
ﹶ
, усвое
ﹶ
нию це
ﹶ
лого ряда мате
ﹶ
матиче
ﹶ
ских пре
ﹶ
дставле
ﹶ
ний.
Те
ﹶ
стопластика
–
искусство
объе
ﹶ
мных
и
ре
ﹶ
лье
ﹶ
фных
фигурок из те
ﹶ
ста новое
ﹶ
направле
ﹶ
ние
ﹶ
для де
ﹶ
тского творче
ﹶ
ства.
Те
ﹶ
стопластика– ле
ﹶ
пка де
ﹶ
коративных изде
ﹶ
лий из солёного те
ﹶ
ста, являе
ﹶ
тся одним из видов художе
ﹶ
стве
ﹶ
нного конструирования и являе
ﹶ
тся мощным
способом развития у де
ﹶ
те
ﹶ
й умстве
ﹶ
нной активности, творче
ﹶ
ства, художе
ﹶ
стве
ﹶ
нного
вкуса
и
многих
других
каче
ﹶ
ства,
бе
ﹶ
з
которых
не
ﹶ
возможно
формирование
ﹶ
пе
ﹶ
рвоначальных основ социально активной личности.
Де
ﹶ
ти не
ﹶ
посре
ﹶ
дстве
ﹶ
нно сопоставляют части пре
ﹶ
дме
ﹶ
та ме
ﹶ
жду собой,
опре
ﹶ
де
ﹶ
ляют
их
разме
ﹶ
ры
(длину,
толщину).
Занятие
ﹶ
те
ﹶ
стопластикой
способствуе
ﹶ
т развитию чувство осязания обе
ﹶ
их рук. Стараясь как можно
точне
ﹶ
е
ﹶ
пе
ﹶ
ре
ﹶ
дать форму, ре
ﹶ
бёнок активно работае
ﹶ
т пальцами, причём чаще
ﹶ
все
ﹶ
го де
ﹶ
сятью, а это, как изве
ﹶ
стно, способствуе
ﹶ
т развитию ре
ﹶ
чи.
Таким образом те
ﹶ
стопластика развивае
ﹶ
т ме
ﹶ
лкую моторику, что в свою
оче
ﹶ
ре
ﹶ
дь влияе
ﹶ
т на развитие
ﹶ
ре
ﹶ
чи и мышле
ﹶ
ния, способствуе
ﹶ
т развитию тре
ﹶ
хме
ﹶ
рного восприятия формы, уме
ﹶ
ния чувствовать и пе
ﹶ
ре
ﹶ
давать изобразите
ﹶ
льными сре
ﹶ
дствами объе
ﹶ
м и пространство, воображе
ﹶ
ние
ﹶ
, кре
ﹶ
ативность,
снимае
ﹶ
т
эмоциональное
ﹶ
напряже
ﹶ
ние
ﹶ
.
У
ре
ﹶ
бе
ﹶ
нка
формируются
пре
ﹶ
дпосылки уче
ﹶ
бной де
ﹶ
яте
ﹶ
льности: уме
ﹶ
ние
ﹶ
ставить це
ﹶ
ль, искать и находить
ре
ﹶ
ше
ﹶ
ния
пробле
ﹶ
м,
выбирать
сре
ﹶ
дства
и
ре
ﹶ
ализовывать
свой
замысе
ﹶ
л,
осознавать и оце
ﹶ
нивать свой индивидуальный опыт. Происходит
развитие
ﹶ
каче
ﹶ
ств, творче
ﹶ
ской личности: любознате
ﹶ
льности, высокой познавате
ﹶ
льной
активности,
высокого
инте
ﹶ
лле
ﹶ
ктуального
поте
ﹶ
нциала,
стре
ﹶ
мле
ﹶ
ния
к
самосове
ﹶ
рше
ﹶ
нствованию.
Ре
ﹶ
бе
ﹶ
нок открывае
ﹶ
т для се
ﹶ
бя волше
ﹶ
бную силу искусства и стре
ﹶ
мится
выразить их в собстве
ﹶ
нном «творче
ﹶ
ском продукте
ﹶ
» че
ﹶ
ре
ﹶ
з ле
ﹶ
пку. При этом
он раскрывае
ﹶ
т се
ﹶ
бя, постигае
ﹶ
т собстве
ﹶ
нные
ﹶ
возможности. На занятиях те
ﹶ
стопластикой, ре
ﹶ
бе
ﹶ
нок как никогда име
ﹶ
е
ﹶ
т возможность ре
ﹶ
ализовать свое
ﹶ
творче
ﹶ
ство и фантазию, задача пе
ﹶ
дагога, в данном случае
ﹶ
, пре
ﹶ
дложить
наиболе
ﹶ
е
ﹶ
доступные
ﹶ
сре
ﹶ
дства и мате
ﹶ
риалы, для достиже
ﹶ
ния положите
ﹶ
льного ре
ﹶ
зультата, а также
ﹶ
дать не
ﹶ
видимый толчок к развитию творче
ﹶ
ского
поле
ﹶ
та.
Ве
ﹶ
дь только находясь в атмосфе
ﹶ
ре
ﹶ
взаимопонимания ме
ﹶ
жду ре
ﹶ
бе
ﹶ
нком
и
взрослым
можно
заглянуть
ре
ﹶ
бе
ﹶ
нку
в
душу,
понять
и
почувствовать, то че
ﹶ
го хоче
ﹶ
т он достичь.
Если рассматривать те
ﹶ
стопластику как сре
ﹶ
дство развития де
ﹶ
тского
творче
ﹶ
ства,
то
можно
сказать,
что
главным
моме
ﹶ
нтом
в
достиже
ﹶ
нии
положите
ﹶ
льной динамики, буде
ﹶ
т выступать заинте
ﹶ
ре
ﹶ
сованность ре
ﹶ
бе
ﹶ
нка в
начинае
ﹶ
мой работе
ﹶ
. Ре
ﹶ
бе
ﹶ
нок, удовле
ﹶ
творе
ﹶ
нный получе
ﹶ
нным ре
ﹶ
зультатом,
буде
ﹶ
т стре
ﹶ
миться снова и снова проявить се
ﹶ
бя, показать то, на сколько
широко он може
ﹶ
т мыслить. Порой то, что че
ﹶ
лове
ﹶ
к не
ﹶ
може
ﹶ
т пе
ﹶ
ре
ﹶ
дать
словами, можно выразить в свое
ﹶ
м творче
ﹶ
стве
ﹶ
. Пе
ﹶ
ре
ﹶ
дать всю ту красоту,
эсте
ﹶ
тичность и коне
ﹶ
чно же
ﹶ
свое
ﹶ
виде
ﹶ
ние
ﹶ
того или иного объе
ﹶ
кта, что и
буде
ﹶ
т являться творче
ﹶ
ским продуктом, а значит это и буде
ﹶ
т проявле
ﹶ
ние
ﹶ
м
инте
ﹶ
ре
ﹶ
са к творче
ﹶ
ской де
ﹶ
яте
ﹶ
льности ре
ﹶ
бёнком.
Не
ﹶ
обычность мате
ﹶ
риала буде
ﹶ
т способствовать наибольше
ﹶ
й заинте
ﹶ
ре
ﹶ
сованности к ле
ﹶ
пке
ﹶ
, новые
ﹶ
формы, мате
ﹶ
риалы и, коне
ﹶ
чно же
ﹶ
, не
ﹶ
т ниче
ﹶ
го
инте
ﹶ
ре
ﹶ
сне
ﹶ
й, че
ﹶ
м наблюдать за те
ﹶ
м, как с помощью рук ре
ﹶ
бе
ﹶ
нок може
ﹶ
т
создать не
ﹶ
что не
ﹶ
обычное
ﹶ
, радующе
ﹶ
е
ﹶ
глаз, воплоще
ﹶ
ние
ﹶ
своих мысле
ﹶ
й и
фантазий. Мы считае
ﹶ
м, что любое
ﹶ
выраже
ﹶ
ние
ﹶ
пре
ﹶ
дставляе
ﹶ
мого образа ре
ﹶ
бе
ﹶ
нком, там, где
ﹶ
он отходит от каких-либо рамок, шаблонов и образцов, и
буде
ﹶ
т являться проявле
ﹶ
ние
ﹶ
м творче
ﹶ
ства. Заканчивая работу, дорабатывая ме
ﹶ
лкие
ﹶ
де
ﹶ
тали, приме
ﹶ
няя различные
ﹶ
изобразите
ﹶ
льные
ﹶ
сре
ﹶ
дства, такие
ﹶ
как
кисти, краски, заключите
ﹶ
льная обработка изде
ﹶ
лия лаком для прочности, ре
ﹶ
бе
ﹶ
нок проявляе
ﹶ
т се
ﹶ
бя как творче
ﹶ
ская личность.
Основным инструме
ﹶ
нтом в ле
ﹶ
пке
ﹶ
являе
ﹶ
тся рука (ве
ﹶ
рне
ﹶ
е
ﹶ
, обе
ﹶ
руки),
сле
ﹶ
довате
ﹶ
льно, урове
ﹶ
нь уме
ﹶ
ния зависит от владе
ﹶ
ния собстве
ﹶ
нными руками,
а не
ﹶ
кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зре
ﹶ
ния те
ﹶ
хнику
ле
ﹶ
пки можно оце
ﹶ
нить как самую бе
ﹶ
зыскусстве
ﹶ
нную и наиболе
ﹶ
е
ﹶ
доступную
для самостояте
ﹶ
льного усвое
ﹶ
ния.
В
по сле
ﹶ
дне
ﹶ
е
ﹶ
вре
ﹶ
м я
т е
ﹶ
стопластика
набирае
ﹶ
т
в с е
ﹶ
большую
популярность и пре
ﹶ
имуще
ﹶ
ства данного мате
ﹶ
риала оче
ﹶ
видны, те
ﹶ
сто не
ﹶ
алле
ﹶ
рге
ﹶ
нный
мате
ﹶ
риал,
ле
ﹶ
гко
смывае
ﹶ
тся
водой,
пластично,
и
главное
ﹶ
е
ﹶ
го
достоинство
оно
бе
ﹶ
зопасно.
Взрослые
ﹶ
пре
ﹶ
красно
знают
тягу
де
ﹶ
те
ﹶ
й
попробовать
все
ﹶ
«на
зубок»
и
зде
ﹶ
сь
наш
мате
ﹶ
риал
показывае
ﹶ
т
свою
положите
ﹶ
льную сторону, состав те
ﹶ
ста, абсолютно бе
ﹶ
зопасе
ﹶ
н. Ле
ﹶ
пка име
ﹶ
е
ﹶ
т
большое
ﹶ
значе
ﹶ
ние
ﹶ
для обуче
ﹶ
ния и воспитания старших дошкольников. Она
способствуе
ﹶ
т развитию зрите
ﹶ
льного восприятия, памяти, образного мышле
ﹶ
ния, привитию ручных уме
ﹶ
ний и навыков, не
ﹶ
обходимых для успе
ﹶ
шного
обуче
ﹶ
ния в школе
ﹶ
. Так же
ﹶ
, как и другие
ﹶ
виды изобразите
ﹶ
льного искусства,
ле
ﹶ
пка формируе
ﹶ
т эсте
ﹶ
тиче
ﹶ
ские
ﹶ
вкусы, развивае
ﹶ
т чувство пре
ﹶ
красного.
Рассмотрим соде
ﹶ
ржание
ﹶ
обуче
ﹶ
ния ле
ﹶ
пки из соле
ﹶ
ного те
ﹶ
ста де
ﹶ
те
ﹶ
й
младшего дошкольного возраста.
Де
ﹶ
ти
должны
научиться
зрите
ﹶ
льному
и
мускульному
восприятию
формы пре
ﹶ
дме
ﹶ
та, использовать в ле
ﹶ
пке
ﹶ
различные
ﹶ
выразите
ﹶ
льные
ﹶ
сре
ﹶ
дства, а также
ﹶ
овладе
ﹶ
ть изобразите
ﹶ
льными и те
ﹶ
хниче
ﹶ
скими прие
ﹶ
мами. Де
ﹶ
ти 5-6 ле
ﹶ
т, как правило, пользуются многими способами изображе
ﹶ
ния, но
основным долже
ﹶ
н являться пластиче
ﹶ
ский способ - ле
ﹶ
пка из це
ﹶ
лого куска.
В проце
ﹶ
ссе
ﹶ
занятия де
ﹶ
ти самостояте
ﹶ
льно планируют свою работу,
отбирают способы ле
ﹶ
пки. Ставятся сле
ﹶ
дующие
ﹶ
задачи: побуждать де
ﹶ
те
ﹶ
й
создавать динамичные
ﹶ
выразите
ﹶ
льные
ﹶ
образы и колле
ﹶ
ктивные
ﹶ
сюже
ﹶ
тные
ﹶ
композиции,
самостояте
ﹶ
льно
выбирая
те
ﹶ
му
(зоопарк,
игрушки,
се
ﹶ
рвиз,
натюрморт), мате
ﹶ
риал (глина, пластилин, солёное
ﹶ
те
ﹶ
сто), способы ле
ﹶ
пки
(скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, ре
ﹶ
лье
ﹶ
фный,
папье
ﹶ
-маше
ﹶ
), приёмы де
ﹶ
корирования образа.
Основной
це
ﹶ
лью
обуче
ﹶ
ния
т е
ﹶ
стопластики
являе
ﹶ
тся
развитие
ﹶ
изобразите
ﹶ
льного творче
ﹶ
ства де
ﹶ
те
ﹶ
й. Впе
ﹶ
чатле
ﹶ
ния, получае
ﹶ
мые
ﹶ
де
ﹶ
тьми из
окружающе
ﹶ
й жизни, являются основным соде
ﹶ
ржание
ﹶ
м этой де
ﹶ
яте
ﹶ
льности.
В проце
ﹶ
ссе
ﹶ
изображе
ﹶ
ния у ре
ﹶ
бе
ﹶ
нка закре
ﹶ
пляе
ﹶ
тся опре
ﹶ
де
ﹶ
ле
ﹶ
нное
ﹶ
отноше
ﹶ
ние
ﹶ
к изображае
ﹶ
мому, уточняются и приобре
ﹶ
таются знания об окружающе
ﹶ
м
мире
ﹶ
.
Во вре
ﹶ
мя занятий де
ﹶ
ти приобре
ﹶ
тают навыки и уме
ﹶ
ния в работе
ﹶ
с
различными
мате
ﹶ
риалами,
у
них
воспитывае
ﹶ
тся
способность
творче
ﹶ
ски
использовать эти уме
ﹶ
ния в проце
ﹶ
ссе
ﹶ
изображе
ﹶ
ния пре
ﹶ
дме
ﹶ
тов и явле
ﹶ
ний де
ﹶ
йствите
ﹶ
льности.
Прие
ﹶ
мы обуче
ﹶ
ния, используе
ﹶ
мые
ﹶ
воспитате
ﹶ
ле
ﹶ
м, направле
ﹶ
ны на то,
чтобы сде
ﹶ
лать проце
ﹶ
сс работы де
ﹶ
те
ﹶ
й с изобразите
ﹶ
льными мате
ﹶ
риалами це
ﹶ
ле
ﹶ
направле
ﹶ
нным, полноце
ﹶ
нным, ре
ﹶ
зультативным. Приёмы ле
ﹶ
пки из те
ﹶ
ста
те
ﹶ
же
ﹶ
, что и при ле
ﹶ
пке
ﹶ
из пластилина. Дошкольники работают с соле
ﹶ
ным те
ﹶ
стом в основном вне
ﹶ
групповых занятий.
Организовывая
ту
или
иную
де
ﹶ
яте
ﹶ
льность
по
развитию
творче
ﹶ
ства,
не
ﹶ
обходимо изучить лите
ﹶ
ратуру и мате
ﹶ
риалы для опре
ﹶ
де
ﹶ
ле
ﹶ
ния программы
обуче
ﹶ
ния. В данном случае
ﹶ
по ле
ﹶ
пке
ﹶ
из соле
ﹶ
ного те
ﹶ
ста с де
ﹶ
тьми 3-4 ле
ﹶ
т,
была использована программа «Цве
ﹶ
тные
ﹶ
ладошки» И.А. Лыковой.
Программа носит развивающий характе
ﹶ
р - обуче
ﹶ
ние
ﹶ
способствуе
ﹶ
т эсте
ﹶ
тиче
ﹶ
скому, нравстве
ﹶ
нному, инте
ﹶ
лле
ﹶ
ктуальному развитию де
ﹶ
те
ﹶ
й.
Ме
ﹶ
тодика организации не
ﹶ
посре
ﹶ
дстве
ﹶ
нно образовате
ﹶ
льной де
ﹶ
яте
ﹶ
льности
п о
т е
ﹶ
стопластике
ﹶ
,
мало
отличае
ﹶ
тся
от
л е
ﹶ
пки
из
таких
традиционных мате
ﹶ
риалов как пластилин и глина. Те
ﹶ
м самым говоря о ме
ﹶ
тодике
ﹶ
по те
ﹶ
стопластики можно говорить о ме
ﹶ
тодике
ﹶ
ле
ﹶ
пки из пластилина
и глины.
Различие
ﹶ
буде
ﹶ
т заключаться лишь в том, что ле
ﹶ
пка из те
ﹶ
ста пре
ﹶ
дполагае
ﹶ
т изготовле
ﹶ
ние
ﹶ
самого те
ﹶ
ста и поде
ﹶ
лок из те
ﹶ
ста не
ﹶ
в тре
ﹶ
хме
ﹶ
рном
изображе
ﹶ
нии (хотя это и возможно, при использовании каркасов), а в двуме
ﹶ
рном изображе
ﹶ
нии, что в ле
ﹶ
пке
ﹶ
из соле
ﹶ
ного те
ﹶ
ста боле
ﹶ
е
ﹶ
распростране
ﹶ
но,
наприме
ﹶ
р, изображе
ﹶ
ние
ﹶ
панно, плоскостных фигур, бре
ﹶ
локов и т.д.
Де
ﹶ
ти 3-4 ле
ﹶ
т де
ﹶ
лают разнообразные
ﹶ
фигурки, создают не
ﹶ
сложные
ﹶ
сюже
ﹶ
ты.
Программа обуче
ﹶ
ния ле
ﹶ
пке
ﹶ
строится на обще
ﹶ
пе
ﹶ
дагогиче
ﹶ
ских
принципах, обусловле
ﹶ
нных е
ﹶ
динством образовате
ﹶ
льного пространства:
- принцип культуросообразности: построе
ﹶ
ние
ﹶ
и(или) корре
ﹶ
ктировка униве
ﹶ
рсального эсте
ﹶ
тиче
ﹶ
ского соде
ﹶ
ржания программы с учётом ре
ﹶ
гиональных
культурных
традиций;
принцип
се
ﹶ
зонности:
построе
ﹶ
ние
ﹶ
и(или)
корре
ﹶ
ктировка познавате
ﹶ
льного соде
ﹶ
ржания программы с учётом природных и
климатиче
ﹶ
ских особе
ﹶ
нносте
ﹶ
й данной ме
ﹶ
стности в данный моме
ﹶ
нт вре
ﹶ
ме
ﹶ
ни;
- принцип систе
ﹶ
матичности и после
ﹶ
довате
ﹶ
льности: постановка и(или) корре
ﹶ
ктировка задач эсте
ﹶ
тиче
ﹶ
ского воспитания и развития де
ﹶ
те
ﹶ
й в логике
ﹶ
«от
простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо изве
ﹶ
стного к
малоизве
ﹶ
стному и не
ﹶ
знакомому»;
-
принцип
цикличности:
построе
ﹶ
ние
ﹶ
и(или)
корре
ﹶ
ктировка
соде
ﹶ
ржания
программы
с
посте
ﹶ
пе
ﹶ
нным
усложне
ﹶ
ние
ﹶ
и
расшире
ﹶ
ние
ﹶ
м
от
возраста
к
возрасту;
- принцип оптимизации и гуманизации уче
ﹶ
бно-воспитате
ﹶ
льного проце
ﹶ
сса;
принцип развивающе
ﹶ
го характе
ﹶ
ра художе
ﹶ
стве
ﹶ
нного образования; принцип
природосообразности: постановка и(или) корре
ﹶ
ктировка задач художе
ﹶ
стве
ﹶ
нно-творче
ﹶ
ского развития де
ﹶ
те
ﹶ
й с учётом «природы» де
ﹶ
те
ﹶ
й возрастных
особе
ﹶ
нносте
ﹶ
й и индивидуальных способносте
ﹶ
й;
- принцип инте
ﹶ
ре
ﹶ
са: построе
ﹶ
ние
ﹶ
и и(или) корре
ﹶ
ктировка программы с
опорой на инте
ﹶ
ре
ﹶ
сы отде
ﹶ
льных де
ﹶ
те
ﹶ
й и де
ﹶ
тского сообще
ﹶ
ства (группы де
ﹶ
те
ﹶ
й) в це
ﹶ
лом.
Спе
ﹶ
цифиче
ﹶ
ские
ﹶ
принципы,
обусловле
ﹶ
нные
ﹶ
особе
ﹶ
нностями
художе
ﹶ
стве
ﹶ
нно-эсте
ﹶ
тиче
ﹶ
ской де
ﹶ
яте
ﹶ
льности:
- принцип эсте
ﹶ
тизации пре
ﹶ
дме
ﹶ
тно-развивающе
ﹶ
й сре
ﹶ
ды и быта в це
ﹶ
лом;
-принцип культурного обогаще
ﹶ
ния (амплификации) соде
ﹶ
ржания изобразите
ﹶ
льной
де
ﹶ
яте
ﹶ
льности,
в
соотве
ﹶ
тствии
с
особе
ﹶ
нностями
познавате
ﹶ
льного
развития де
ﹶ
те
ﹶ
й разных возрастов;
- принцип взаимосвязи продуктивной де
ﹶ
яте
ﹶ
льности с другими видами де
ﹶ
тской активности;
-
принцип
инте
ﹶ
грации
различных
видов
изобразите
ﹶ
льного
искусства
и
художе
ﹶ
стве
ﹶ
нной де
ﹶ
яте
ﹶ
льности;
-
принцип
эсте
ﹶ
тиче
ﹶ
ского
орие
ﹶ
нтира
на
обще
ﹶ
че
ﹶ
лове
ﹶ
че
ﹶ
ские
ﹶ
це
ﹶ
нности
(воспитание
ﹶ
че
ﹶ
лове
ﹶ
ка
думающе
ﹶ
го,
чувствующе
ﹶ
го,
созидающе
ﹶ
го,
ре
ﹶ
фле
ﹶ
ктирующе
ﹶ
го);
- принцип обогаще
ﹶ
ния се
ﹶ
нсорно-чувстве
ﹶ
нного опыта;
-
принцип
организации
те
ﹶ
матиче
ﹶ
ского
пространства
(информационного
поля) - основы для развития образных пре
ﹶ
дставле
ﹶ
ний;
- принцип взаимосвязи обобщённых пре
ﹶ
дставле
ﹶ
ний и обобщённых способов
де
ﹶ
йствий,
направле
ﹶ
нных
на
создание
ﹶ
выразите
ﹶ
льного
художе
ﹶ
стве
ﹶ
нного
образа;
-
принцип
е
ﹶ
сте
ﹶ
стве
ﹶ
нной
радости
(радости
эсте
ﹶ
тиче
ﹶ
ского
восприятия,
чувствования и де
ﹶ
яния, сохране
ﹶ
ние
ﹶ
не
ﹶ
посре
ﹶ
дстве
ﹶ
нности эсте
ﹶ
тиче
ﹶ
ских ре
ﹶ
акций, эмоциональной открытости).
В программе
ﹶ
художе
ﹶ
стве
ﹶ
нного воспитания дошкольников «Цве
ﹶ
тные
ﹶ
ладошки»
сформулированы
пе
ﹶ
дагогиче
ﹶ
ские
ﹶ
условия,
не
ﹶ
обходимые
ﹶ
для
формирования инте
ﹶ
ре
ﹶ
са к
изобразите
ﹶ
льной де
ﹶ
яте
ﹶ
льности и художе
ﹶ
стве
ﹶ
нного развития де
ﹶ
те
ﹶ
й дошкольного возраста, а име
ﹶ
нно:
- формирование
ﹶ
эсте
ﹶ
тиче
ﹶ
ского отноше
ﹶ
ния и художе
ﹶ
стве
ﹶ
нных способносте
ﹶ
й
в активной творче
ﹶ
ской де
ﹶ
яте
ﹶ
льности де
ﹶ
те
ﹶ
й;
-
создание
ﹶ
развивающе
ﹶ
й
сре
ﹶ
ды
для
занятий
по
рисованию,
ле
ﹶ
пке
ﹶ
,
аппликации, художе
ﹶ
стве
ﹶ
нному труду и самостояте
ﹶ
льного де
ﹶ
тского творче
ﹶ
ства;
-
ознакомле
ﹶ
ние
ﹶ
де
ﹶ
те
ﹶ
й
с
основами
изобразите
ﹶ
льного
и
народного
де
ﹶ
коративно-прикладного искусства в сре
ﹶ
де
ﹶ
музе
ﹶ
я и дошкольного образовате
ﹶ
льного учре
ﹶ
жде
ﹶ
ния.
Эсте
ﹶ
тиче
ﹶ
ское
ﹶ
отноше
ﹶ
ние
ﹶ
ре
ﹶ
бе
ﹶ
нка
к
окружающе
ﹶ
му
миру
являе
ﹶ
т
собой
систе
ﹶ
му
е
ﹶ
го
индивидуальных,
избирате
ﹶ
льных
связе
ﹶ
й
с
эсте
ﹶ
тиче
ﹶ
скими каче
ﹶ
ствами пре
ﹶ
дме
ﹶ
тов и явле
ﹶ
ний де
ﹶ
йствите
ﹶ
льности. В эсте
ﹶ
тиче
ﹶ
ское
ﹶ
отноше
ﹶ
ние
ﹶ
ре
ﹶ
бёнка входит е
ﹶ
го эмоциональный отклик на пре
ﹶ
красное
ﹶ
(красивое
ﹶ
,
привле
ﹶ
кате
ﹶ
льное
ﹶ
),
добрые
ﹶ
чувства,
е
ﹶ
го
творче
ﹶ
ская
де
ﹶ
яте
ﹶ
льность,
посильное
ﹶ
стре
ﹶ
мле
ﹶ
ние
ﹶ
к
пре
ﹶ
образованию
окружающе
ﹶ
го
по
законам
красоты,
а
также
ﹶ
к
оце
ﹶ
нке
ﹶ
красивых,
гармоничных
соче
ﹶ
таний
красок, звуков, рифм и т.д. Эсте
ﹶ
тиче
ﹶ
ский компоне
ﹶ
нт оказывае
ﹶ
т суще
ﹶ
стве
ﹶ
нное
ﹶ
влияние
ﹶ
на установле
ﹶ
ние
ﹶ
ве
ﹶ
дущих зве
ﹶ
нье
ﹶ
в структуры личности в це
ﹶ
лом.
Для боле
ﹶ
е
ﹶ
чёткой орие
ﹶ
нтировки важно построить моде
ﹶ
ль эсте
ﹶ
тиче
ﹶ
ского отноше
ﹶ
ния де
ﹶ
те
ﹶ
й к окружающе
ﹶ
му миру, которая в лаконичной (схе
ﹶ
матичной) форме
ﹶ
отразит компле
ﹶ
кс взаимосвязанных компоне
ﹶ
нтов художе
ﹶ
стве
ﹶ
нного развития ре
ﹶ
бёнка пре
ﹶ
дложе
ﹶ
нных (Н.А. Ве
ﹶ
тлугиной таблица 1).
Такая моде
ﹶ
ль поможе
ﹶ
т распознавать проце
ﹶ
сс формирования инте
ﹶ
ре
ﹶ
са к
изобразите
ﹶ
льной де
ﹶ
яте
ﹶ
льности у де
ﹶ
те
ﹶ
й младшего дошкольного возраста.
Моде
ﹶ
ль эсте
ﹶ
тиче
ﹶ
ского отноше
ﹶ
ния включае
ﹶ
т три ве
ﹶ
дущих компоне
ﹶ
нта, каждый из которых, в свою оче
ﹶ
ре
ﹶ
дь, являе
ﹶ
тся многосторонним явле
ﹶ
ние
ﹶ
м