Напоминание

"Мы югорчане" по художественно - творческому развитию старших дошкольников


Автор: Плехова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДСКВ "Родничок"
Населённый пункт: пгт. Междуреченский, Кондинский район, Тюменская область, ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: вариативная программа
Тема: "Мы югорчане" по художественно - творческому развитию старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида

«РОДНИЧОК»

ВАРИАТИВНАЯ ОБРАЗОВАНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«МЫ ЮГОРЧАНЕ»

по художественно-творческому развитию старших дошкольников

Авто

р-составитель:

Плехова Татьяна Александровна

пгт. Междуреченский

2017

1

Утверждена приказом МАДОУ ДСКВ «Родничок»

№221-од от «22» сентября 2017 года

«Об утверждении вариативных образовательных программ»

М. Горькому принадлежит столь же простая, сколь и точная формула: «Красивые

вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду». Действительно,

с одной стороны, - освоение опыта воображения, воплощенного в творениях людей (а тем

самым – развитие и своей собственной фантазии), с другой, - воспитание уважения к труду,

вложенному

в

эти

творения,

в

единстве

составляют

необходимое

условие

интеграции

подрастающих поколений в исторически развивающуюся культуру – общечеловеческую и

национальную.

Е. А. Флерина отмечала особую силу влияния народного искусства на процессы

восприятия, мышления, общее психическое развитие ребенка дошкольного возраста.

На наш взгляд, традиционное декоративно-прикладное искусство выступает

как

инструмент

творческого

овладения

детьми

общественно-культурным

опытом,

т.

к.

ориентирует ребенка на освоение не только его сложившегося, но и складывающегося,

открытого

к

развитию

содержания

пространства

новых

культурных

смыслов.

Его

средствами может быть задана модель зоны ближайшего и более отдаленного развития

ребенка, которая несет в себе «культурный код» человеческого (детского) развития. Этим и

определяется образовательная ценность декоративно-прикладного искусства.

Ханты-Мансийский автономный округ в последние годы является благоприятным

регионом нашей страны для проживания, с высоким уровнем экономического развития, с

хорошим уровнем жизни. Югра - это многонациональный, полиэтнический округ, отсюда и

особенность

образования

и

воспитания

детей,

которая

тесно

связана

с

диалогом

и

трансляцией национальных культур. Причем проблема состоит в том, что на традиционных

народных праздниках обско-угорских народов присутствующим отводится роль пассивного

зрителя,

наблюдателя.

Необходимо

организовать

такую

систему

воспитания,

которая

непосредственно

в

образовательном

учреждении

познакомит

детей

с

особенностями

национальной культуры ханты и манси. Стержнем, вокруг, которого будет построена такая

система, станет традиционное декоративно-прикладное искусство обско - угорских народов.

Решение проблем образования в детских садах и школах Севера и повышения

эффективности усвоения дошкольниками содержания трудового обучения, включающего

знания о культуре, традициях, истории и нравах народов Севера может быть достигнуто

путем корректировки учебных программ по декоративно-прикладному искусству с учетом

особенностей

и

перспектив

развития

региона,

национальных

способностей,

традиций

народной педагогики. Это актуально и необходимо, так как деятельность детского сада и

школы

как

социальных

институтов

прочно

связана

с

национальными

интересами,

традициями и культурой региона.

Искусство коренных народов - это самобытный пласт этнокультуры. С точки зрения

исследователей, народное изобразительное искусство, особенно декоративное, отличается

богатством и своеобразием сочетания красок, нарядностью, сказочностью образов. Яркие

цвета узоров, симметрия и ритм, чередование форм привлекают детей. Реалистичность и

простота

оформления

предметов

народного

декоративного

искусства

делают

их

доступными

детскому

пониманию,

ребенок

дошкольного

возраста

способен

освоить

технику

выполнения

узоров

и

самостоятельно

орнаментировать

изделия.

Изделия

народного искусства помогают усвоить нравы, обычаи, учат понимать и любить прекрасное,

дают

пищу

художественному

восприятию

детей,

способствуют

возникновению

эстетического переживания и первых эстетических суждений.

Стремление познакомить с культурой коренных народов, желание показать ее

привлекательность и неповторимость привело к тому, что была составлена программа,

дающая

возможность

воспитателю

вести

не

стихийную,

а

планомерную

работу

по

приобщению

детей

к

декоративно-прикладному

и

орнаментальному

искусству

обских

угров.

Организуя

работу

мы

опирались

на

принципы

построения

продуктивной

деятельности в условиях развивающегося дошкольного образования, сформулированными

В.Т.Кудрявцевым:

2

формирование

художественной

умелости

как

общей

способности

к

освоению

широкого круга конкретных художественных (декоративно-прикладных) умений, их

гибкому применению и видоизменению в нестандартных ситуациях

в

основе

художественной

умелости

лежит

творческое

воображение

ребенка,

а

именно

способность

«видеть

целое

раньше

частей»,

развитие

у

дошкольников

умения

выделять

целостнообразующие

свойства

создаваемых

объектов

и

ориентироваться на них в ходе развертывания продуктивной деятельности.

поиск

смысла

создаваемого

и

передачи

его

другим

людям

способность

экспериментировать с образами

овладение детьми средствами композиции и композиционного поиска: пропорцией,

масштабностью,

ритмом,

контрастом,

которые

получают

особое

выражение

в

декоративно-прикладном искусстве.

Программа

«Мы

югорчане»

является

программой

для

дополнительного

образования

детей

старшего

дошкольного

возраста

по

художественно-творческому

развитию и направлена на комплексное решение задач познавательного, художественно-

эстетического и речевого развития детей через ознакомление с декоративно-прикладным

искусством народов Севера.

Цель программы:

Развитие

художественно-творческих

способностей

старших

дошкольников

средствами декоративно-прикладного и орнаментального искусства обских угров.

Задачи:

Обучающие:

Расширять представления детей о культуре коренных народов: быте, традициях,

декоративно-прикладном и орнаментальном искусстве, устном народном творчестве

обских угров;

Формировать

навыки

пользования

иглой

и

наперстком,

шитья

предметов

для

рукоделия,

плетения

бисерных

украшений

и

вышивки

бисером,

изготовления

народных игрушек;

Обогащать

и

активизировать

словарь

за

счет

слов,

обозначающих

названия

предметов

обихода,

орудий

труда,

этапов

работы,

признаков

декоративного

и

орнаментального искусства и действий, связанных с деятельностью;

Развивающие:

Развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность,

наблюдательность и воображение;

Развивать мелкую моторику рук, точность ручных движений и зрительно- моторную

координацию;

Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение к людям труда, к творчеству народных

мастеров, интерес к культуре коренных народов;

Воспитывать усидчивость, самостоятельность, интерес к ручному труду;

УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ

Педагоги ДОУ, дети 5-7 лет, родители, социальные партнеры.

Программа рассчитана на два года обучения. Занятия проводятся с воспитанниками 5-6

лет и 6-7 лет в течение учебного года, 1 раз в неделю во второй половине дня. Всего 36

занятий в год в каждой возрастной группе. Продолжительность занятий: в старшей группе -

25 минут, в подготовительной группе - 30 минут. Набор воспитанников проходит в начале

учебного года на основе желания детей и интересов родителей. Количество воспитанников

на занятии составляет 10 человек.

3

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

Работа по программе предполагает разделение деятельности на 3 этапа:

I

этап

(организационный): проведение

педагогического

мониторинга,

разработка

и

утверждение

тематического

плана,

подбор

методического

сопровождения,

подготовка

наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации работы по

программе, налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.

II этап (практический): реализация тематического плана через организацию совместной и

самостоятельной

деятельности

воспитанников,

привлечение

социальных

партнеров

и

родителей.

III этап (итоговый): проведение повторного педагогического мониторинга, анализ и

обобщение опыта.

Результат реализации программы:

Создание условий для развития индивидуальных возможностей ребенка.

Участие детей в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества.

Повышение квалификации педагогических кадров

Удовлетворение образовательных запросов и потребностей родителей воспитанников

Расширение взаимодействия с учреждениями культуры и дополнительного

образования

Программа для детей 5-6 лет состоит из 4 блоков:

1 блок «Жизненный уклад обских угров»

2 блок «Культура коренных народов обского Севера»

3 блок «Орнаментальное искусство обских угров»

4 блок «Декорирование деталей и предметов одежды».

Программа для детей 6-7 лет включает 6 блоков:

1 блок «Югорский мир»

2 блок «Игрушки из природного материала»

3 блок «Орнаменты»

4 блок «Работа с иголкой»

5 блок «Бисероплетение»

6 блок «Работа с тканью».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

В

содержание

работы

включены

разные

виды

деятельности:

декоративное

рисование,

аппликация, ручной труд, ознакомление с предметами быта, одеждой, устным народным

творчеством

(сказки,

стихи,

пословицы),

музыкой

(песнями,

танцами,

музыкальными

инструментами, народными праздниками).

Основными направлениями работы по ознакомлению дошкольников с обско-

угорским декоративно-прикладным искусством стали:

непосредственное ознакомление с жилищем обских угров (Музей «Торум Маа»), с

предметами быта, одеждой («музей Природы и человека»)

знакомство с устным народным творчеством, музыкой, песнями (Театр коренных

обско-угорских народов, занятия в ДОУ)

4

ознакомление

с

предметами

декоративно-прикладного

искусства

обско-угорских

народов во время экскурсий: Окружной центр прикладного творчества и ремесел,

Детский

этнографический

центр

«Лылынг

союм»,

на

выставки

декоративно

прикладного

искусства

(на

городских

и

окружных

праздниках

обско-угорских

народов).

занятия по декоративному творчеству, на которых дети знакомятся с орнаментами,

создают эскизы на полосе, квадрате, круге, силуэтах, изображающих предметы быта

и

одежды,

обучаются

приемам

вырезывания

и

рисования

с

учетом

возрастных

особенностей детей.

занятия по ручному труду, на которых дети учатся работать с тканью, бисером,

закрепляют навыки пользования иголкой, наперстком.

участие детей в праздниках, играх на основе традиционной культуры

народов ханты и манси и др.

Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста

Обобщение представлений о характерных признаках времен года, региональных

признаках, закрепление в речи названий признаков;

Систематизация представлений о местах обитания домашних животных, диких

зверей, насекомых, закрепление названий животных, проживающих в крае, места их

обитания

Обобщение представлений о том, что все живые существа растут, развиваются,

размножаются,

обогащение

словаря

словами,

обозначающими

жизненно

важные

процессы.

Конкретизация

представлений

о

растениях

и

месте

их

произрастания

(растут,

питаются, поглощают свет и воду) узнавание и их различение, называние словом;

Формирование представлений о способностях человека и других живых существ

чувствовать состояние среды (температура, освещенность, влажность, наличие пищи

и др.), особенности окружающей среды в крае, закрепление в активном словаре

новых слов;

Обобщение представлений о жилище человека в зависимости от места обитания и

климатических

условий,

особенности

проживания

коренных

народов

в

округе,

закрепление новых слов в активном словаре;

Систематизация знаний о разных национальностях людей, культуре;

Художественно-творческая деятельность детей старшего возраста

Расширение и углубление представлений о разных видах и жанрах изобразительного

искусства (графика, живопись) умение видеть их особенности и отличительные

признаки

Отражение в рисунке, в лепке, в конструировании своеобразия архитектурного

стиля и назначения предметов, сооружений, зданий;

Стимулирование проявлений творчества в изготовлении игрушек, масок и элементов

декораций для игр драматизации и др.

Учебно-тематический план работы

с детьми 5-6 лет

Цель: Обучение детей декорированию предметов и деталей одежды

Задачи:

Знакомство с бытом, одеждой и культурой народов ханты и манси

Знакомство с орнаментальным искусством обско-угорских народов

Развитие умений ориентироваться на листе бумаги

Обучение приемам изображения и вырезывания элементов обско-угорского

орнамента (вырезывания геометрических фигур)

Развитие умений составлять узоры из простых элементов

Развитие умений декорировать разными орнаментами детали одежды

5

м

Форма

Тема

Материал и

оборудование

Приемы

Кол-

во

Беседа

Что мы знаем о народах

Севера

(педагогическая

диагностика)

Иллюстрации,

презентация

Вопрос,

рассматривание

1

Сентябрь

тяб

рь

ООД

Познавательно

-речевое

Коренные народы

нашего края

(Знакомство с жилищем,

одеждой, предметами

быта)

Карта округа,

фотографии, одежда,

посуда, туесок,

сумочка, мешочек для

рукоделия,

Рассказ,

рассматривание

предметов,

просмотр

видеофильма

1

Познавательно

-речевое

Знакомство с играми

народов севера

Игрушки (нарты,

погремушки, Куклы –

акань

Рассказ,

рассматривание,

художественное

слово

1

Познавательно

-речевое

Знакомство с устным

народным творчеством,

музыкой и песнями

народов севера

Магнитофон, видео,

народные

музыкальные

инструменты

Рассказ с

использованием

художественного

слова, чтение

сказки.

1

Знакомство с

хантыйской куклой

Акань

Куклы хантов разных

регионов, ткань ситец

или сатин, однотонная

или цветная

Рассматривание

кукол этнических

групп ханты,

показ образца,

самостоятельная

работа.

1

Знакомство с

декоративно

прикладным искусством

народов севера:

орнаменты

Предметы быта:

туесок, бубен, женские

украшения из бисера.

Рассказ,

рассматривание,

художественное

слово

Октябрь

Выставка

Игрушки обско-

угорских народов

(выставка)

Выставка игрушек

Рассказ

воспитателя,

рассматривание

игрушек,

материала, из

которого они

изготовлены,

художественное

слово.

1

Аппликация

Элементы: «Полоска»,

«Пав», «Священное

лезвие (топор)»,

«Зубчики», «Головки»

Иллюстрации

орнаментов и узоров,

бумага, простые

карандаши, ножницы

Рассказ,

рассматривание,

художественное

слово,

обследование

предметов.

Аппликация

Элемент «заячьи ушки»

Иллюстрации

орнаментов и узоров,

бумага, простые

карандаши, ножницы

Рассказ,

рассматривание,

художественное

слово.

1

6

Аппликация

Извилина», «крест»

«Двойные павы»

Иллюстрации

орнаментов и узоров,

бумага, простые

карандаши,

Рассказ,

рассматривание,

обследование,

называние

элементов узора.

1

Но

яб

рь

Рисование

«Голова небесного

зверя»

Иллюстрации

орнаментов и узоров,

бумага, простые

карандаши,

Рассказ,

рассматривание,

обследование,

1

Рисование

«Ноги утки» «Заячьи

лапки»

Иллюстрации

орнаментов и узоров,

бумага, простые

карандаши,

Рассказ,

рассматривание,

художественное

слово

1

Аппликация

«Оленьи рога»

Иллюстрации

орнаментов и узоров,

бумага

Рассказ,

рассматривание,

художественное

слово

1

Аппликация

Составление и

выкладывание

орнаментов на полосе

Цветная бумага,

простые карандаши,

ножницы, клей,

полоса бумаги

Объяснение,

показ образцов,

готовая разметка,

самостоятельная

работа, анализ

работ

1

Декабрь

Рисование

Рисование орнаментов

на полосе

Белая бумага, простые

карандаши, краски

Объяснение,

показ образца,

самостоятельная

работа, анализ

работ

Аппликация

Составление и

выкладывание

орнаментов на квадрате

Цветная бумага,

простые карандаши,

ножницы, клей,

квадрат

Объяснение,

показ образцов,

готовая разметка,

1

Рисование

Рисование орнаментов

на квадрате

Белая бумага, простые

карандаши, краски

Объяснение,

показ образца,

самостоятельная

работа, анализ

работ

1

Аппликация

Составление узоров

Цветная бумага,

простые карандаши

Объяснение,

показ образцов

1

Рисование

Рисование орнаментов

в круге

Белая бумага, простые

карандаши

Объяснение,

показ образца,

самостоятельная

работа, анализ

работ

1

7

Рисование

Рисование орнаментов

на силуэте рукавицы

Бумага, карандаши,

силуэт рукавицы

Объяснение,

показ образцов,

схема,

самостоятельная

работа, анализ

выполненных

работ

1

Январь

Аппликация

Составление орнамента

на рукавице

Бумага цветная,

карандаши, клей,

ножницы, силуэт

рукавиц

Объяснение,

показ образца,

самостоятельная

работа, анализ

работ

1

Февраль

Рисование

Рисование орнаментов

на силуэте платья

Бумага, карандаши,

фломастеры, силуэт

платья

Объяснение,

показ образцов,

самостоятельная

работа, анализ

работ

1

Выставка детских работ «Северные узоры»

1

Физкультурный досуг «Состязание оленеводов»

1

Март

Презентация

«Животные

крайнего

севера»

Видео

Беседа, рассказ

воспитателя

1

Презентация

«Природа

крайнего

севера»

Видео

Беседа, рассказ

воспитателя

1

Занятия и

традиции

коренных

народов

сесера

Видео

Беседа, рассказ

воспитателя

1

Знакомство с

берестой

Кружка, корзинка,

кузовок

Рассматривание

берестяных

изделий

1

Апрель

Вороний

праздник

(встреча

весны)

1

Сказки

народов ханты

и манси

Книга мансийских

сказок

Чтение сказки

«Гордый олень»

1

8

Загадки о

животных

крайнего

севера

Иллюстрации

животных

Рассматривание

иллюстраций

животных

1

Рассматривани

е жилища

коренных

народов

севера

Иллюстрации, чум из

шкурок

Беседа,

объяснение

вопросы,

художественное

слово

1

Май

Изготовление

куклы оберега

Ткань ножницы нитки

Беседа, вопросы,

показ с

объяснением,

самостоятельная

работа, анализ

работ

1

Викторина

«Отгадай

орнамент»

Иллюстрации

орнаментов

Беседа,

объяснение

вопросы

1

Экскурсия в

РКЦИ

«Конда»

Предметы быта,

одежда, игрушки

Рассказ

сотрудника о

коренных народах

севера.

1

Чему мы

научились(пед

агогическая

диагностика)

по критериям программы

1

К концу года ребенок имеет представление:

О быте, одежде и культуре народов ханты и манси об орнаментальном искусстве обско-

угорских народов

К концу года ребенок умеет:

Ориентироваться на листе бумаги.

Рисовать

и

вырезать

элементы

обско-угорского

орнамента

(вырезание

геометрических

фигур)

Умеет составлять узоры из простых элементов.

Умеет декорировать детали одежды разными орнаментами.

9

Учебно-тематический план

работы с детьми 6-7 лет

Цель: Формирование устойчивого интереса к произведениям декоративно-прикладного

искусства

обско-угорских

народов,

развитие

представлений

о

художественном

многообразии,

богатстве,

красоте

народных

хантыйских

и

мансийских

орнаментов,

предметов декоративно-прикладного искусства

Задачи:

Продолжать обучать умению декорировать элементы одежды

Обучение пользованию иглой и наперстком

Обучение умениям и навыкам шитья предметов для рукоделия

Обучение умениям и навыкам плетения бисерных украшений и вышивки бисером

Развитие умений изготовлять народную игрушку

Воспитание усидчивости, самостоятельности, интереса к ручному труду.

М

Тема занятия

Материалы и

оборудование

Содержание

Кол-во

С

е

н

т

я

б

р

ь

Что мы знаем о народах

Севера

(педагогическая диагностика)

Иллюстрации, презентация

Вопросы, рассказы

детей

1

Видеоэкскурсия в ЦДО

«Декоративно –

прикладного творчества»

Предметы декоративно

-прикладного творчества

народов ханты и манси

Рассказ сотрудника

1

Изучение хантыйских и

мансийских орнаментов и

узоров

Изделия декоративно

прикладного искусства

народов ханты и манси

Рассказ воспитателя,

рассматривание

образцов изделий

1

Украшение орнаментом

сумочки или рукавицы

Готовые силуэты из бумаги

рукавицы, сумочки.

Рассказ воспитателя,

рисование на листе в

клеточку

1

Украшение орнаментом

рубашки или платья

Готовые силуэты рубашки,

платья из бумаги,

карандаши, фломастеры,

ножницы, трафареты

Рассказ воспитателя,

рисование на листе в

клеточку,

закрашивание

фломастерами,

1

Октябрь

Игрушки обско - угорских

народов (выставка)

Выставка игрушек

Рассказ сотрудника,

рассматривание

игрушек, материала из

которого они

изготовлены,

художественное слово

1

Изготовление бус из ягод

рябины

Проволока тонкая, ягоды

рябины

Правила техники

безопасности при

работе с проволокой ,

этапы работы,

самостоятельная

работа

1

Знакомство с берестой

Кружка, корзинка, кузовок

Рассматривание

берестяных изделий

1

10

Орнамент на кузовке для

сбора ягод

Трафарет, ножницы, клей

Рассказ воспитателя.

Этапы работы,

самостоятельная

работа.

Рассматривание

берестяных изделий

1

Ноябрь

«Знакомство с иголкой и

наперстком»

Иголки по количеству

детей, наперстки, кусочки

ткани (ситец )

Рассказ воспитателя с

использованием

художественного

слова, правила

техники безопасности

пользования иголкой.

1

«Игольница»

сукно, ситец или сатин,

бисер.

Рассматривание

образцов игольниц,

самостоятельная

работа, анализ работ

2

«Мешочек для

мастерицы»

Образцы сумочек, сукно,

ситец или сатин, бисер.

Рассказ воспитателя,

рассматривание

образцов сумочек,

самостоятельная

работа, анализ работ

2

Декабрь

«Хантыйский

(мансийский) платок»

Кусочки цветной ткани,

иголки, нитки, однотонная

ткань, образцы платков

Беседа о народах

ханты, рассматривание

образцов платков,

показ этапов работы,

самостоятельная

работа, анализ

2

«Платок для юганской

куклы-пакы»

Ткань квадратной или

треугольной формы,

ножницы, иголки с нитками

Беседа о народах

ханты, рассматривание

образцов платков,

показ этапов работы,

самостоятельная

работа, анализ

2

Январь

Знакомство с бисером

Бисер, леска или иголка с

ниткой

Рассказ воспитателя,

рассматривание

украшений, узоров,

показ этапов работы,

самостоятельная

работа.

1

Турлопс (нагрудник)

Бисер, леска или иголка с

ниткой, кусочек ткани.

Рассказ воспитателя,

узоров, показ этапов

работы,

2

Февраль

Пришивание пуговиц к

ткани

Ткань, иголка с ниткой

пуговицы, ножницы

Рассказ воспитателя,

вдевание нитки в

иголку, завязывание

узелка

2

«Украшение для манжета»

Бисер 2-3 цветов, тонкая

ткань прямоугольной

формы

Рассматривание

образцов украшений,

узоров, цветовой

гаммы.

2

11

Март

Вышивка салфетки

(подарки мамам к 8 марта)

Салфетка, бисер, иголка с

ниткой, ножницы.

Рассказ воспитателя,

вышивка по контуру в

одну и две бисеринки

2

Сделаем бабушке

нарядные чулки

Орнаменты, трафареты,

ножницы, клей

Рассматривание

образцов украшений,

приклеивание

орнаментов

2

Акань - хантыйская кукла

Куклы хантов разных

регионов, ткань ситец или

сатин, однотонная и

цветная

Рассматривание кукол

этнических групп

ханты, показ образца,

самостоятельная

работа

2

Апрель

Цветы из бисера

Проволока, ножницы, бисер

Нарезание проволоки

кусками, нанизывание

по порядку бисера на

проволоку.

2

Узоры из пуговиц для

женских украшений

(воротник)

Пуговицы, ножницы,

иголка с ниткой

Пришивание пуговиц

орнаментом

(рисунком).

Составление мозаики

из пуговиц

1

Видеоэкскурсия в «ЦДО»

Предметы быта, одежда,

игрушки

Рассказ сотрудника о

коренных народах

ханты и манси

1

Май

Чему мы научились

(педагогическая

диагностика)

Выставка детских работ

Рассказ воспитателя,

рассматривание работ

1

К концу года ребенок может:

Выбирать знакомые орнаменты, рисовать их на бумаге, вырезать, декорировать ими

элементы одежды

Пользоваться иглой и наперстком.

Умеет шить предметы для рукоделия, пришивать пуговицы, пришивать разноцветные

полоски ткани.

Умеет плести украшения из бисера и вышивать бисером.

Умеет изготовлять народную игрушку.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ

Мероприятия

тематика

Сроки

Педагогический совет

Ознакомление с программой «Мы югорчане»

Консультация для педагогов

Орнаментальное искусство обских угров

Рекомендации

Обычаи коренных народов севера

Семинар-практикум для

педагогов

Изготовление традиционной игрушки –

оберега народов ханты и манси

Викторина

«Знаете ли вы узоры народов севера»

12

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Мероприятия

Тематика

Сроки

Родительское собрание

Знакомство с программой «Мы югорчане»

Сентябрь-октябрь

Посещение занятий

Орнаментирование элементов одежды обских

угров (старшая группа).

В течение года

Работа с тканью (подготовительная группа)

Памятка для родителей

Правила работы с иголкой

В течение года

Выставка детских работ

«Северные узоры»

Апрель-май

НОВИЗНА ПРОГРАММЫ

Сделана попытка разработать программу по художественно-творческому развитию дошкольников

на

региональном

материале

посредством

интеграции

дошкольного

и

дополнительного

образования.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Выявление творчески одаренных детей.

Расширение спектра дополнительных бесплатных образовательных услуг.

Программа

по

художественно-творческому

развитию,

разработана

на

региональном

материале с привлечением

учреждений дополнительного образования ЦДО и РКЦИ

«КОНДА».

ПОКАЗАТЕЛИ ОБЪЕМА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

У ДЕТЕЙ О ЖИЛИЩЕ, ОДЕЖДЕ, ПОСУДЕ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ

ИСКУССТВЕ ОБСКО-УГОРСКИХ НАРОДОВ

Показатели объема

представлений

Полный объем

Частичный объем

Нулевой объем

5 -6 лет

Проявляет устойчивый

интерес к предметам

быта, одежде,

произведениям

народного творчества,

знаком с народной

игрушкой, выделяет ее

особенности.

Эпизодически

проявляет интерес к

народной игрушке

обско-угорских

народов, при помощи

воспитателя может

назвать характерные

особенности.

Ребенок не

проявляет интереса

к обско-угорскому

народному

искусству.

6 -7 лет

Проявляет устойчивый

интерес к предметам

быта, одежде, жилищу,

произведениям

народного творчества,

орнаментам, народной

игрушке, знает и

называет их

особенности.

Интерес к предметам

быта, одежде,

жилищу,

произведениям

народного творчества,

орнаментам, игрушке

неустойчивы.

Интерес к обско-

угорскому

народному

искусству

кратковременный.

13

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Ерныхова Е. Вадичупова Т.С. Учимся мастерить изделия обско-угорских народов.-

Ханты-Мансийск-2006.

Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. - Йошкар-Ола, 2000.

Ерныхова Е.Уроки Евдокии Ерныховой: Декоративно-прикладное искусство ханты и

манси. - Березово, 1997.

Канев В.Ф. Береста в руках юного умельца и учителя. Сыктывкар, 1994.

Клевцов В.И. Плетение из бересты (50 полезных изделий).- СбП: Лениздат, 1996.

Кудрявцев

В.,

Решетникова

Р.Е.

Ребенок

и

декоративно-прикладное

искусство

обских угров.-М.: Издательство ИКАР, 2003.-208с.

Молданова Т. Орнаментальное искусство народов ханты и манси// Югра. - 1992-№1

Молданова Т.А. Орнамент хантов Казымского приобья: семантика, мифология,

генезис.Томск, 1999.

Николаева Т.Е., Егорова Г.И., Волдина Т.В. Сохранение фольклорных традиций.

Ханты-Мансийск: полиграфист, 2005

Тахтуева А.М. Материальная культура юганских ханты. Северный дом.

Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. Мансийские орнаменты. СбП, Просвещение,1993

Хозяинова В.В. Декоративно-прикладное искусство манси/ под ред. Полуниной

Т.А.-Ханты-Мансийск: ГуиПП» Полиграфист», 2002,- 48с.

14

Приложение 1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(воспитанники 5-6 лет)

занят

ия

Дата

Тема

Программные задачи

Методические приемы

Материалы и

оборудование

Дата

фактического

проведения

Месяц

Неделя

1

сентябрь

1

Что мы знаем о

народах Севера

(педагогическая

диагностика)

Выявить знания детей о

народах севера

Вопрос, рассматривание

Иллюстрации,

презентация

2

2

Коренные народы

нашего края

(Знакомство с

жилищем, одеждой,

предметами быта)

Дать представления о

жилище, одежде и предметах

быта коренных народов

севера. Развивать речь.

Рассказ, рассматривание

предметов, просмотр

видеофильма, чум.

К а р т а

о к р у г а ,

фотографии,

одежда,

т у е с о к ,

с у м о ч к а ,

м е ш о ч е к

д л я

рукоделия.

3

3

Знакомство с играми

народов севера

Учить детей играть в игру

«Олень и зайцы»

Игрушки (нарты, погремушки,

куклы - акань). Проведение

подвижной игры: «Олень и

зайцы»

Рассказ,

рассматривание,

художественное

слово.

4

4

Знакомство с

хантыйской куклой

Акань

Познакомить детей с

внешним видом куклы

«Акань»

Куклы хантов разных

регионов, ткань ситец или

сатин, однотонная и цветная.

Рассматривание кукол

этниче ских

г р у п п

ханты, показ образца,

самостоятельная

работа.

15

5

5

Знакомство с устным

народным

творчеством,

музыкой и песнями

народов севера

Знакомство с музыкальными

инструментами: бубен,

дудочка. Развивать речь.

Магнитофон, видео, народные

музыкальные инструменты

Р а с с к а з

с

использованием

художественного

слова, чтение сказки

6

1

Знакомство с

декоративно

прикладным

искусством народов

севера: орнаменты.

Познакомить детей с

орнаментами

Предметы быта: туесок,

,женские украшения из

бисера.

Рассказ,

рассматривание,

художественное слово

7

Октябрь

2

И г р у ш к и

о б с к о -

угорских

народов

(выставка)

П о з н а ко м и т ь

д е т е й

с

народными игрушками.

Выставка игрушек

Рассказ

воспитателя,

рассматривание

игрушек,

материала,

и з

к о т о р о г о

о н и

изготовлены,

художественное

слово.

8

3

Аппликация.

Элементы:

«Полоска»,

«Пав»,

«Зубчик», «Головки».

Учить

детей

в ыс т ригат ь

орнаменты. Учить различать

и называть орнаменты.

Иллюстрации

орнаментов

и

узоров,

бумага,

простые

карандаши, ножницы.

Рассказ,

рассматривание,

художественное

слово,

обследование

предметов.

9

4

Аппликация.

Элемент

« З а я ч ь и

ушки»

Учить

работе

с

ножницами.

З а к р е п л я т ь

н а з в а н и е

орнамента.

Иллюстрации

орнаментов

и

узоров,

бумага,

простые

карандаши, ножницы

Рассказ,

рассматривание,

художественное

слово.

10

1

Аппликация.

«Извилина»,

«Крест»,

«Двойные

павы»

Учить

детей

раскрашивать

орнаменты. Учить называть и

различать орнаменты.

Иллюстрации

орнаментов

и

узоров,

бумага,

простые

карандаши.

Рассказ,

рассматривание,

обследование,

называние

элементов

узора.

11

2

Рисование.

«Голова

У ч и т ь

д е т е й

р и с о в а т ь

Иллюстрации

орнаментов

и

Рассказ,

16

небесного зверя»

орнамент по образцу.

узоров,

бумага,

простые

карандаши.

рассматривание,

обследование.

12

3

«Ноги утки», «Заячьи

лапки»

Учить

детей

с о с т а в л я т ь

орнамент по образцу.

Иллюстрации

орнаментов

и

узоров,

бумага,

простые

карандаши.

Рассказ,

рассматривание,

художественное

слово.

13

4

Аппликация.

«Оленьи рога»

Учить

детей

с о с т а в л я т ь

о р н а м е н т

п о

о б р а з ц у .

З а к р е п л я т ь

н а з в а н и е

орнамента.

Иллюстрации

орнаментов

и

узоров,

бумага,

простые

карандаши.

Рассказ,

рассматривание,

художественное

слово.

14

1

Аппликация.

С о с т а в л е н и е

и

выкладывание

о р н а м е н т о в

н а

полосе

Учить

детей

с о с т а в л я т ь

о р н а м е н т

п о

о б р а з ц у .

З а к р е п л я т ь

р а б о т у

с

ножницами.

Цветная

бумага,

простые

карандаши,

ножницы,

клей,

полоса бумаги.

Объяснение,

показ

образцов,

г о т о в а я

разметка,

самостоятельная

работа, анализ работ.

15

2

Рисование

о р н а м е н т о в

н а

полосе

У ч и т ь

д е т е й

р и с о в а т ь

о р н а м е н т

н а

п о л о с е .

Аккуратно

п ол ь зо в а т ь ся

красками.

Б е л а я

б у м а г а ,

п р о с т ы е

карандаши, краски.

Объяснение, показ

образца,

самостоятельная

работа, анализ работ.

16

3

Аппликация.

С о с т а в л е н и е

и

выкладывание

о р н а м е н т о в

н а

квадрате

Учить

детей

с о с т а в л я т ь

о р н а м е н т

п о

о б р а з ц у .

З а к р е п л я т ь

р а б о т у

с

ножницами.

Цветная

бумага,

простые

карандаши,

ножницы,

клей,

квадрат.

Объяснение,

показ

образцов,

г о т о в а я

разметка.

17

4

Рисование

о р н а м е н т о в

н а

квадрате

У ч и т ь

д е т е й

р и с о в а т ь

орнамент на квадрате.

Б е л а я

б у м а г а ,

п р о с т ы е

карандаши, краски.

Объяснение,

показ

образца,

самостоятельная

работа, анализ работ.

18

5

Аппликация.

Составление узоров

Учить детей составлять узоры

по образцу.

Цветная

бумага,

простые

карандаши.

Объяснение,

показ

образцов.

17

Декабрь

19

1

Рисование

орнаментов в круге.

У ч и т ь

д е т е й

р и с о в а т ь

орнамент в круге.

Б е л а я

б у м а г а ,

п р о с т ы е

карандаши.

Объяснение,

показ

образца,

самостоятельная

работа, анализ работ.

20

2

Рисование

орнаментов на

силуэте рукавицы

У ч и т ь

д е т е й

р и с о в а т ь

о р н а м е н т

н а

с и л у э т е

рукавицы.

Учить

заполнять

весь силуэт.

Бумага,

карандаши,

силуэт

рукавицы.

Объяснение,

показ

о б р а з ц о в ,

с х е м а ,

самостоятельная

р а б о т а ,

а н а л и з

выполненных работ.

18

21

Февраль

1

Составление

орнамента на

рукавице

Учить

составлять

орнамент

на

рукавице

по

образцу.

Аккуратно

п ол ь зо в а т ь ся

клеем.

Цветная

бумага,

карандаши,

к л е й ,

н о ж н и ц ы ,

с и л у э т

рукавиц.

Объяснение,

показ

образца,

самостоятельная

работа, анализ работ.

22

2

Рисование

орнаментов на

силуэте платья

У ч и т ь

д е т е й

р и с о в а т ь

орнамент на силуэте платья.

Аккуратно

п ол ь зо в а т ь ся

к а р а н д а ш а м и

и

фломастерами.

Б у м а г а ,

к а р а н д а ш и ,

фломастеры, силуэт платья.

Объяснение,

показ

образца,

самостоятельная

работа, анализ работ

23

3

Выставка детских работ «Северные узоры»

24

4

Физкультурный досуг «Состязание оленеводов»

25

Март

1

Презентация

«Животные крайнего

севера»

Познакомить детей с

животными крайнего севера.

Учить различать и называть

животных, их повадки,

внешний вид. Воспитывать

бережное отношение к

животным.

Видео

Беседа, рассказ

воспитателя.

26

2

Презентация

«Природа крайнего

севера»

Познакомить с природой

крайнего севера.

Воспитывать бережное

отношение.

Видео

Беседа, рассказ

воспитателя

27

3

Занятия и традиции

коренных народов

севера

Познакомить с занятиями и

традициями народов севера,

их особенностями.

Видео

Беседа, рассказ

воспитателя

28

4

Знакомство с

берестой

Д а т ь

п р е д с т а в л е н и я

о

б е р е с те ,

о

то м

ка к

е е

добывают.

Рассказать

что

можно сделать из бересты.

Кружка, корзинка, кузовок

Рассматривание

берестяных изделий

29

5

Вороний праздник (встреча весны)

30

А

п

1

Сказки народов

ханты и манси

Знакомство

со

сказками

народов

севера.

Развивать

Книга мансийских сказок

Чтение сказки

«Гордый олень»

19

словарный запас, память.

31

2

Загадки о животных

крайнего севера

Учить

детей

отгадывать

загадки

по

характерным

особенностям

животных.

Развивать внимание, речь.

Иллюстрации животных

Рассматривание

иллюстраций

животных.

32

3

Рассматривание

жилища коренных

народов севера

Познакомить детей с чумом,

е г о

в н е ш н и м

в и д о м .

Рассказать

о

том,

как

его

строят.

Иллюстрации, чум из шкурок

Беседа, объяснение,

вопросы,

художественное

слово.

33

4

Изготовление куклы

оберега

Учить детей мастерить куклу

оберег.

Развитие

мелкой

моторики рук.

Ткань, ножницы, нитки

Беседа, вопросы,

показ с объяснением,

самостоятельная

работа, анализ работ.

34

Май

1

Викторина «Отгадай

орнамент»

Учить

детей

отгадывать

орнаменты

по

внешнему

виду.

Иллюстрации орнаментов

Беседа, объяснение,

вопросы.

35

2

Видеоэкскурсия в

ЦДО

Развивать

кругозор,

память,

внимательность.

Предметы быта, одежда,

игрушки

Рассказ сотрудника о

коренных народах

ханты и манси

36

3

Чему мы научились

(Педагогическая

диагностика)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(воспитанники 6-7 лет)

занят

Дата

Тема

Программные задачи

Методические

приемы

Материалы и

оборудование

Дата

фактическог

20

ия

о

проведения

Месяц

неделя

1

сентябрь

1

Ч т о

м ы

з н а е м

о

н а р о д а х

с е в е р а

(педагогическая

диагностика)

Вопросы,

рассказы

детей

Иллюстрации,

презентация

2

2

В и д е о э кс к у р с и я

в

ЦДО

«Декоративно-

прикладного

творчества»

Рассказ воспитателя,

вопросы, беседа

Предметы

декоративно-

прикладного

творчества

народов ханты и манси

3

3

Изучение

хантыйских

и

м а н с и й с к и х

орнаментов и узоров

Рассказ воспитателя,

рассматривание

образцов изделий

Изделия

де корати в но

прикладного

искусства

народов ханты и манси

4

4

Украшение

орнаментом

сумочки

или рукавицы

Рассказ воспитателя,

рисование на листе в

клеточку

Готовые силуэты из бумаги

рукавицы, сумочки

5

октябрь

1

Украшение

орнаментом

рубашки

или платья

Рассказ воспитателя,

рисование на листе в

клеточку,

закрашивание

фломастерами.

Готовые силуэты рубашки,

п л а т ь я

и з

б у м а г и ,

карандаши,

фломастеры,

ножницы, трафареты

6

2

И г р у ш к и

о б с к о -

у го р с к и х

н а р од о в

(выставка)

Выставка игрушек

Р а с с ка з

в о с п и т а т е л я ,

рассматривание

игрушек,

материала

из

которого

о н и

и з г о т о в л е н ы ,

художественное слово

7

3

Изготовление

бус

из

ягод рябины

Проволока

тонкая,

ягоды рябины

П р а в и л а

т е х н и к и

безопасности при работе с

21

п р о в о л о к о й ,

э т а п ы

работы,

самостоятельная

работа.

8

4

З н а к о м с т в о

с

берестой

Кружка,

корзинка,

кузовок

Рассматривание

берестяных изделий

9

5

Орнамент

на

кузовке

для сбора ягод

Трафарет,

ножницы,

клей

Р а с с ка з

в о с п и т а т е л я .

Э т а п ы

р а б о т ы ,

самостоятельная

работа.

Рассматривание

берестяных изделий.

10

ноябрь

2

« З н а к о м с т в о

с

и г о л к о й

и

наперстком»

И г о л к и

п о

количеству

детей,

наперстки,

кусочки

ткани (ситец)

Рассказ

воспитателя

с

использованием

художественного

слова,

п р а в и л а

т е х н и к и

безопасности

пользования иголкой.

11

3

«Игольница»

Сукно,

ситец

или

сатин, бисер

Рассматривание образцов

игольниц,

самостоятельная

работа,

анализ работ.

12

4

« М е ш о ч е к

д л я

мастерицы»

Образцы

сумочек,

сукно,

ситец

или

сатин, бисер

Р а с с ка з

в о с п и т а т е л я ,

рассматривание образцов

сумочек, самостоятельная

работа, анализ работ.

13

декабрь

1

«Хантыйский

(мансийский) платок»

Ку с о ч к и

ц в е т н о й

ткани, иголки, нитки,

однотонная

ткань,

образцы платков.

Беседа

о

народах

ханты,

рассматривание образцов

платков,

показ

этапов

работы,

самостоятельная

работа, анализ.

14

2

«Платок для юганской

куклы-пакы»

Ткань

квадратной

и л и

т р е у г о л ь н о й

формы,

ножницы,

Беседа

о

народах

ханты,

рассматривание образцов

платков,

показ

этапов

22

иголки с нитками.

работы,

самостоятельная

работа, анализ.

15

3

Знакомство с бисером

Бисер,

леска

или

иголка с ниткой.

Р а с с ка з

в о с п и т а т е л я ,

рассматривание

украшений, узоров, показ

э т а п о в

р а б о т ы ,

самостоятельная работа.

16

4

Турлопс (нагрудник)

Бисер,

леска

или

иголка

с

н и т ко й ,

кусочек ткани.

Р а с с ка з

в о с п и т а т е л я ,

узоров,

показ

эт а п о в

работы.

17

январь

2

Пришивание

пуговиц

к ткани

Тк а н ь ,

и г о л к а

с

ниткой

пуговицы,

ножницы.

Р а с с ка з

в о с п и т а т е л я ,

вдевание нитки в иголку,

завязывание узелка.

18

3

« У к р а ш е н и е

д л я

манжета»

Бисер

2-3

цветов,

т о н к а я

т к а н ь

прямоугольной

формы

Рассматривание образцов

у к р а ш е н и й ,

у з о р о в ,

цветовой гаммы.

19

4

И г р у ш к и

о б с к о -

у го р с к и х

н а р од о в

(выставка)

Познакомить

детей

с

народными игрушками

Выставка игрушек

Р а с с ка з

в о с п и т а т е л я .

Рассматривание

игрушек,

материала,

из

которого

о н и

и з г о т о в л е н ы ,

художественное слово

20

февраль

1

Физкультурный досуг «»

21

2

22

3

23

4

Узоры из пуговиц для

женских

украшений

(воротник)

Пуговицы, ножницы,

иголка с ниткой

П р и ш и в а н и е

п у г о в и ц

орнаментом

(рисунком).

Составление

мозаики

из

пуговиц.

24

март

1

Вышивка

салфетки

(подарки

мамам

к

8

Салфетка,

б и с е р ,

иголка

с

н и т ко й ,

Р а с с ка з

в о с п и т а т е л я ,

вышивка

по

контуру

в

23

марта)

ножницы

одну и две бисеринки

25

2

С д ел а е м

б а б у ш к е

нарядные чулки

Орнаменты,

трафареты,

ножницы, клей

Рассматривание образцов

украшений, приклеивание

орнаментов

26

3

Цветы из бисера

Проволока,

ножницы, бисер

Нарезание

проволоки

кусками, нанизывание по

п о р я д к у

б и с е р а

н а

проволоку

27

4

Вороний праздник (встреча весны)

28

апрель

1

29

2

30

3

31

4

32

5

33

май

1

34

2

35

3

В и д е о э кс к у р с и я

в

«ЦДО»

П р е д м е т ы

б ы т а ,

одежда, игрушки

Рассказ

воспитателя

о

коренных народах ханты и

манси

36

4

Чему мы научились

(педагогическая

диагностик)

24



В раздел образования




Яндекс.Метрика