Автор: Плехова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДСКВ "Родничок"
Населённый пункт: пгт. Междуреченский, Кондинский район, Тюменская область, ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: вариативная программа
Тема: "Мы югорчане" по художественно - творческому развитию старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида
«РОДНИЧОК»
ВАРИАТИВНАЯ ОБРАЗОВАНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«МЫ ЮГОРЧАНЕ»
по художественно-творческому развитию старших дошкольников
Авто
р-составитель:
Плехова Татьяна Александровна
пгт. Междуреченский
2017
1
Утверждена приказом МАДОУ ДСКВ «Родничок»
№221-од от «22» сентября 2017 года
«Об утверждении вариативных образовательных программ»
М. Горькому принадлежит столь же простая, сколь и точная формула: «Красивые
вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду». Действительно,
с одной стороны, - освоение опыта воображения, воплощенного в творениях людей (а тем
самым – развитие и своей собственной фантазии), с другой, - воспитание уважения к труду,
вложенному
в
эти
творения,
в
единстве
составляют
необходимое
условие
интеграции
подрастающих поколений в исторически развивающуюся культуру – общечеловеческую и
национальную.
Е. А. Флерина отмечала особую силу влияния народного искусства на процессы
восприятия, мышления, общее психическое развитие ребенка дошкольного возраста.
На наш взгляд, традиционное декоративно-прикладное искусство выступает
как
инструмент
творческого
овладения
детьми
общественно-культурным
опытом,
т.
к.
ориентирует ребенка на освоение не только его сложившегося, но и складывающегося,
открытого
к
развитию
содержания
пространства
новых
культурных
смыслов.
Его
средствами может быть задана модель зоны ближайшего и более отдаленного развития
ребенка, которая несет в себе «культурный код» человеческого (детского) развития. Этим и
определяется образовательная ценность декоративно-прикладного искусства.
Ханты-Мансийский автономный округ в последние годы является благоприятным
регионом нашей страны для проживания, с высоким уровнем экономического развития, с
хорошим уровнем жизни. Югра - это многонациональный, полиэтнический округ, отсюда и
особенность
образования
и
воспитания
детей,
которая
тесно
связана
с
диалогом
и
трансляцией национальных культур. Причем проблема состоит в том, что на традиционных
народных праздниках обско-угорских народов присутствующим отводится роль пассивного
зрителя,
наблюдателя.
Необходимо
организовать
такую
систему
воспитания,
которая
непосредственно
в
образовательном
учреждении
познакомит
детей
с
особенностями
национальной культуры ханты и манси. Стержнем, вокруг, которого будет построена такая
система, станет традиционное декоративно-прикладное искусство обско - угорских народов.
Решение проблем образования в детских садах и школах Севера и повышения
эффективности усвоения дошкольниками содержания трудового обучения, включающего
знания о культуре, традициях, истории и нравах народов Севера может быть достигнуто
путем корректировки учебных программ по декоративно-прикладному искусству с учетом
особенностей
и
перспектив
развития
региона,
национальных
способностей,
традиций
народной педагогики. Это актуально и необходимо, так как деятельность детского сада и
школы
как
социальных
институтов
прочно
связана
с
национальными
интересами,
традициями и культурой региона.
Искусство коренных народов - это самобытный пласт этнокультуры. С точки зрения
исследователей, народное изобразительное искусство, особенно декоративное, отличается
богатством и своеобразием сочетания красок, нарядностью, сказочностью образов. Яркие
цвета узоров, симметрия и ритм, чередование форм привлекают детей. Реалистичность и
простота
оформления
предметов
народного
декоративного
искусства
делают
их
доступными
детскому
пониманию,
ребенок
дошкольного
возраста
способен
освоить
технику
выполнения
узоров
и
самостоятельно
орнаментировать
изделия.
Изделия
народного искусства помогают усвоить нравы, обычаи, учат понимать и любить прекрасное,
дают
пищу
художественному
восприятию
детей,
способствуют
возникновению
эстетического переживания и первых эстетических суждений.
Стремление познакомить с культурой коренных народов, желание показать ее
привлекательность и неповторимость привело к тому, что была составлена программа,
дающая
возможность
воспитателю
вести
не
стихийную,
а
планомерную
работу
по
приобщению
детей
к
декоративно-прикладному
и
орнаментальному
искусству
обских
угров.
Организуя
работу
мы
опирались
на
принципы
построения
продуктивной
деятельности в условиях развивающегося дошкольного образования, сформулированными
В.Т.Кудрявцевым:
2
•
формирование
художественной
умелости
как
общей
способности
к
освоению
широкого круга конкретных художественных (декоративно-прикладных) умений, их
гибкому применению и видоизменению в нестандартных ситуациях
•
в
основе
художественной
умелости
лежит
творческое
воображение
ребенка,
а
именно
способность
«видеть
целое
раньше
частей»,
развитие
у
дошкольников
умения
выделять
целостнообразующие
свойства
создаваемых
объектов
и
ориентироваться на них в ходе развертывания продуктивной деятельности.
•
поиск
смысла
создаваемого
и
передачи
его
другим
людям
способность
экспериментировать с образами
•
овладение детьми средствами композиции и композиционного поиска: пропорцией,
масштабностью,
ритмом,
контрастом,
которые
получают
особое
выражение
в
декоративно-прикладном искусстве.
Программа
«Мы
югорчане»
является
программой
для
дополнительного
образования
детей
старшего
дошкольного
возраста
по
художественно-творческому
развитию и направлена на комплексное решение задач познавательного, художественно-
эстетического и речевого развития детей через ознакомление с декоративно-прикладным
искусством народов Севера.
Цель программы:
•
Развитие
художественно-творческих
способностей
старших
дошкольников
средствами декоративно-прикладного и орнаментального искусства обских угров.
Задачи:
Обучающие:
•
Расширять представления детей о культуре коренных народов: быте, традициях,
декоративно-прикладном и орнаментальном искусстве, устном народном творчестве
обских угров;
•
Формировать
навыки
пользования
иглой
и
наперстком,
шитья
предметов
для
рукоделия,
плетения
бисерных
украшений
и
вышивки
бисером,
изготовления
народных игрушек;
•
Обогащать
и
активизировать
словарь
за
счет
слов,
обозначающих
названия
предметов
обихода,
орудий
труда,
этапов
работы,
признаков
декоративного
и
орнаментального искусства и действий, связанных с деятельностью;
Развивающие:
•
Развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность,
наблюдательность и воображение;
•
Развивать мелкую моторику рук, точность ручных движений и зрительно- моторную
координацию;
Воспитательные:
•
Воспитывать уважительное отношение к людям труда, к творчеству народных
мастеров, интерес к культуре коренных народов;
•
Воспитывать усидчивость, самостоятельность, интерес к ручному труду;
УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
Педагоги ДОУ, дети 5-7 лет, родители, социальные партнеры.
Программа рассчитана на два года обучения. Занятия проводятся с воспитанниками 5-6
лет и 6-7 лет в течение учебного года, 1 раз в неделю во второй половине дня. Всего 36
занятий в год в каждой возрастной группе. Продолжительность занятий: в старшей группе -
25 минут, в подготовительной группе - 30 минут. Набор воспитанников проходит в начале
учебного года на основе желания детей и интересов родителей. Количество воспитанников
на занятии составляет 10 человек.
3
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Работа по программе предполагает разделение деятельности на 3 этапа:
I
этап
(организационный): проведение
педагогического
мониторинга,
разработка
и
утверждение
тематического
плана,
подбор
методического
сопровождения,
подготовка
наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации работы по
программе, налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.
II этап (практический): реализация тематического плана через организацию совместной и
самостоятельной
деятельности
воспитанников,
привлечение
социальных
партнеров
и
родителей.
III этап (итоговый): проведение повторного педагогического мониторинга, анализ и
обобщение опыта.
Результат реализации программы:
Создание условий для развития индивидуальных возможностей ребенка.
Участие детей в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества.
Повышение квалификации педагогических кадров
Удовлетворение образовательных запросов и потребностей родителей воспитанников
Расширение взаимодействия с учреждениями культуры и дополнительного
образования
Программа для детей 5-6 лет состоит из 4 блоков:
1 блок «Жизненный уклад обских угров»
2 блок «Культура коренных народов обского Севера»
3 блок «Орнаментальное искусство обских угров»
4 блок «Декорирование деталей и предметов одежды».
Программа для детей 6-7 лет включает 6 блоков:
1 блок «Югорский мир»
2 блок «Игрушки из природного материала»
3 блок «Орнаменты»
4 блок «Работа с иголкой»
5 блок «Бисероплетение»
6 блок «Работа с тканью».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В
содержание
работы
включены
разные
виды
деятельности:
декоративное
рисование,
аппликация, ручной труд, ознакомление с предметами быта, одеждой, устным народным
творчеством
(сказки,
стихи,
пословицы),
музыкой
(песнями,
танцами,
музыкальными
инструментами, народными праздниками).
Основными направлениями работы по ознакомлению дошкольников с обско-
угорским декоративно-прикладным искусством стали:
•
непосредственное ознакомление с жилищем обских угров (Музей «Торум Маа»), с
предметами быта, одеждой («музей Природы и человека»)
•
знакомство с устным народным творчеством, музыкой, песнями (Театр коренных
обско-угорских народов, занятия в ДОУ)
4
•
ознакомление
с
предметами
декоративно-прикладного
искусства
обско-угорских
народов во время экскурсий: Окружной центр прикладного творчества и ремесел,
Детский
этнографический
центр
«Лылынг
союм»,
на
выставки
декоративно
прикладного
искусства
(на
городских
и
окружных
праздниках
обско-угорских
народов).
•
занятия по декоративному творчеству, на которых дети знакомятся с орнаментами,
создают эскизы на полосе, квадрате, круге, силуэтах, изображающих предметы быта
и
одежды,
обучаются
приемам
вырезывания
и
рисования
с
учетом
возрастных
особенностей детей.
•
занятия по ручному труду, на которых дети учатся работать с тканью, бисером,
закрепляют навыки пользования иголкой, наперстком.
•
участие детей в праздниках, играх на основе традиционной культуры
народов ханты и манси и др.
Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста
•
Обобщение представлений о характерных признаках времен года, региональных
признаках, закрепление в речи названий признаков;
•
Систематизация представлений о местах обитания домашних животных, диких
зверей, насекомых, закрепление названий животных, проживающих в крае, места их
обитания
•
Обобщение представлений о том, что все живые существа растут, развиваются,
размножаются,
обогащение
словаря
словами,
обозначающими
жизненно
важные
процессы.
•
Конкретизация
представлений
о
растениях
и
месте
их
произрастания
(растут,
питаются, поглощают свет и воду) узнавание и их различение, называние словом;
•
Формирование представлений о способностях человека и других живых существ
чувствовать состояние среды (температура, освещенность, влажность, наличие пищи
и др.), особенности окружающей среды в крае, закрепление в активном словаре
новых слов;
•
Обобщение представлений о жилище человека в зависимости от места обитания и
климатических
условий,
особенности
проживания
коренных
народов
в
округе,
закрепление новых слов в активном словаре;
•
Систематизация знаний о разных национальностях людей, культуре;
Художественно-творческая деятельность детей старшего возраста
•
Расширение и углубление представлений о разных видах и жанрах изобразительного
искусства (графика, живопись) умение видеть их особенности и отличительные
признаки
•
Отражение в рисунке, в лепке, в конструировании своеобразия архитектурного
стиля и назначения предметов, сооружений, зданий;
•
Стимулирование проявлений творчества в изготовлении игрушек, масок и элементов
декораций для игр драматизации и др.
Учебно-тематический план работы
с детьми 5-6 лет
Цель: Обучение детей декорированию предметов и деталей одежды
Задачи:
•
Знакомство с бытом, одеждой и культурой народов ханты и манси
•
Знакомство с орнаментальным искусством обско-угорских народов
•
Развитие умений ориентироваться на листе бумаги
•
Обучение приемам изображения и вырезывания элементов обско-угорского
•
орнамента (вырезывания геометрических фигур)
•
Развитие умений составлять узоры из простых элементов
•
Развитие умений декорировать разными орнаментами детали одежды
5
м
Форма
Тема
Материал и
оборудование
Приемы
Кол-
во
Беседа
Что мы знаем о народах
Севера
(педагогическая
диагностика)
Иллюстрации,
презентация
Вопрос,
рассматривание
1
Сентябрь
тяб
рь
ООД
Познавательно
-речевое
Коренные народы
нашего края
(Знакомство с жилищем,
одеждой, предметами
быта)
Карта округа,
фотографии, одежда,
посуда, туесок,
сумочка, мешочек для
рукоделия,
Рассказ,
рассматривание
предметов,
просмотр
видеофильма
1
Познавательно
-речевое
Знакомство с играми
народов севера
Игрушки (нарты,
погремушки, Куклы –
акань
Рассказ,
рассматривание,
художественное
слово
1
Познавательно
-речевое
Знакомство с устным
народным творчеством,
музыкой и песнями
народов севера
Магнитофон, видео,
народные
музыкальные
инструменты
Рассказ с
использованием
художественного
слова, чтение
сказки.
1
Знакомство с
хантыйской куклой
Акань
Куклы хантов разных
регионов, ткань ситец
или сатин, однотонная
или цветная
Рассматривание
кукол этнических
групп ханты,
показ образца,
самостоятельная
работа.
1
Знакомство с
декоративно
прикладным искусством
народов севера:
орнаменты
Предметы быта:
туесок, бубен, женские
украшения из бисера.
Рассказ,
рассматривание,
художественное
слово
Октябрь
Выставка
Игрушки обско-
угорских народов
(выставка)
Выставка игрушек
Рассказ
воспитателя,
рассматривание
игрушек,
материала, из
которого они
изготовлены,
художественное
слово.
1
Аппликация
Элементы: «Полоска»,
«Пав», «Священное
лезвие (топор)»,
«Зубчики», «Головки»
Иллюстрации
орнаментов и узоров,
бумага, простые
карандаши, ножницы
Рассказ,
рассматривание,
художественное
слово,
обследование
предметов.
Аппликация
Элемент «заячьи ушки»
Иллюстрации
орнаментов и узоров,
бумага, простые
карандаши, ножницы
Рассказ,
рассматривание,
художественное
слово.
1
6
Аппликация
Извилина», «крест»
«Двойные павы»
Иллюстрации
орнаментов и узоров,
бумага, простые
карандаши,
Рассказ,
рассматривание,
обследование,
называние
элементов узора.
1
Но
яб
рь
Рисование
«Голова небесного
зверя»
Иллюстрации
орнаментов и узоров,
бумага, простые
карандаши,
Рассказ,
рассматривание,
обследование,
1
Рисование
«Ноги утки» «Заячьи
лапки»
Иллюстрации
орнаментов и узоров,
бумага, простые
карандаши,
Рассказ,
рассматривание,
художественное
слово
1
Аппликация
«Оленьи рога»
Иллюстрации
орнаментов и узоров,
бумага
Рассказ,
рассматривание,
художественное
слово
1
Аппликация
Составление и
выкладывание
орнаментов на полосе
Цветная бумага,
простые карандаши,
ножницы, клей,
полоса бумаги
Объяснение,
показ образцов,
готовая разметка,
самостоятельная
работа, анализ
работ
1
Декабрь
Рисование
Рисование орнаментов
на полосе
Белая бумага, простые
карандаши, краски
Объяснение,
показ образца,
самостоятельная
работа, анализ
работ
Аппликация
Составление и
выкладывание
орнаментов на квадрате
Цветная бумага,
простые карандаши,
ножницы, клей,
квадрат
Объяснение,
показ образцов,
готовая разметка,
1
Рисование
Рисование орнаментов
на квадрате
Белая бумага, простые
карандаши, краски
Объяснение,
показ образца,
самостоятельная
работа, анализ
работ
1
Аппликация
Составление узоров
Цветная бумага,
простые карандаши
Объяснение,
показ образцов
1
Рисование
Рисование орнаментов
в круге
Белая бумага, простые
карандаши
Объяснение,
показ образца,
самостоятельная
работа, анализ
работ
1
7
Рисование
Рисование орнаментов
на силуэте рукавицы
Бумага, карандаши,
силуэт рукавицы
Объяснение,
показ образцов,
схема,
самостоятельная
работа, анализ
выполненных
работ
1
Январь
Аппликация
Составление орнамента
на рукавице
Бумага цветная,
карандаши, клей,
ножницы, силуэт
рукавиц
Объяснение,
показ образца,
самостоятельная
работа, анализ
работ
1
Февраль
Рисование
Рисование орнаментов
на силуэте платья
Бумага, карандаши,
фломастеры, силуэт
платья
Объяснение,
показ образцов,
самостоятельная
работа, анализ
работ
1
Выставка детских работ «Северные узоры»
1
Физкультурный досуг «Состязание оленеводов»
1
Март
Презентация
«Животные
крайнего
севера»
Видео
Беседа, рассказ
воспитателя
1
Презентация
«Природа
крайнего
севера»
Видео
Беседа, рассказ
воспитателя
1
Занятия и
традиции
коренных
народов
сесера
Видео
Беседа, рассказ
воспитателя
1
Знакомство с
берестой
Кружка, корзинка,
кузовок
Рассматривание
берестяных
изделий
1
Апрель
Вороний
праздник
(встреча
весны)
1
Сказки
народов ханты
и манси
Книга мансийских
сказок
Чтение сказки
«Гордый олень»
1
8
Загадки о
животных
крайнего
севера
Иллюстрации
животных
Рассматривание
иллюстраций
животных
1
Рассматривани
е жилища
коренных
народов
севера
Иллюстрации, чум из
шкурок
Беседа,
объяснение
вопросы,
художественное
слово
1
Май
Изготовление
куклы оберега
Ткань ножницы нитки
Беседа, вопросы,
показ с
объяснением,
самостоятельная
работа, анализ
работ
1
Викторина
«Отгадай
орнамент»
Иллюстрации
орнаментов
Беседа,
объяснение
вопросы
1
Экскурсия в
РКЦИ
«Конда»
Предметы быта,
одежда, игрушки
Рассказ
сотрудника о
коренных народах
севера.
1
Чему мы
научились(пед
агогическая
диагностика)
по критериям программы
1
К концу года ребенок имеет представление:
О быте, одежде и культуре народов ханты и манси об орнаментальном искусстве обско-
угорских народов
К концу года ребенок умеет:
Ориентироваться на листе бумаги.
Рисовать
и
вырезать
элементы
обско-угорского
орнамента
(вырезание
геометрических
фигур)
Умеет составлять узоры из простых элементов.
Умеет декорировать детали одежды разными орнаментами.
9
Учебно-тематический план
работы с детьми 6-7 лет
Цель: Формирование устойчивого интереса к произведениям декоративно-прикладного
искусства
обско-угорских
народов,
развитие
представлений
о
художественном
многообразии,
богатстве,
красоте
народных
хантыйских
и
мансийских
орнаментов,
предметов декоративно-прикладного искусства
Задачи:
•
Продолжать обучать умению декорировать элементы одежды
•
Обучение пользованию иглой и наперстком
•
Обучение умениям и навыкам шитья предметов для рукоделия
•
Обучение умениям и навыкам плетения бисерных украшений и вышивки бисером
•
Развитие умений изготовлять народную игрушку
•
Воспитание усидчивости, самостоятельности, интереса к ручному труду.
М
Тема занятия
Материалы и
оборудование
Содержание
Кол-во
С
е
н
т
я
б
р
ь
Что мы знаем о народах
Севера
(педагогическая диагностика)
Иллюстрации, презентация
Вопросы, рассказы
детей
1
Видеоэкскурсия в ЦДО
«Декоративно –
прикладного творчества»
Предметы декоративно
-прикладного творчества
народов ханты и манси
Рассказ сотрудника
1
Изучение хантыйских и
мансийских орнаментов и
узоров
Изделия декоративно
прикладного искусства
народов ханты и манси
Рассказ воспитателя,
рассматривание
образцов изделий
1
Украшение орнаментом
сумочки или рукавицы
Готовые силуэты из бумаги
рукавицы, сумочки.
Рассказ воспитателя,
рисование на листе в
клеточку
1
Украшение орнаментом
рубашки или платья
Готовые силуэты рубашки,
платья из бумаги,
карандаши, фломастеры,
ножницы, трафареты
Рассказ воспитателя,
рисование на листе в
клеточку,
закрашивание
фломастерами,
1
Октябрь
Игрушки обско - угорских
народов (выставка)
Выставка игрушек
Рассказ сотрудника,
рассматривание
игрушек, материала из
которого они
изготовлены,
художественное слово
1
Изготовление бус из ягод
рябины
Проволока тонкая, ягоды
рябины
Правила техники
безопасности при
работе с проволокой ,
этапы работы,
самостоятельная
работа
1
Знакомство с берестой
Кружка, корзинка, кузовок
Рассматривание
берестяных изделий
1
10
Орнамент на кузовке для
сбора ягод
Трафарет, ножницы, клей
Рассказ воспитателя.
Этапы работы,
самостоятельная
работа.
Рассматривание
берестяных изделий
1
Ноябрь
«Знакомство с иголкой и
наперстком»
Иголки по количеству
детей, наперстки, кусочки
ткани (ситец )
Рассказ воспитателя с
использованием
художественного
слова, правила
техники безопасности
пользования иголкой.
1
«Игольница»
сукно, ситец или сатин,
бисер.
Рассматривание
образцов игольниц,
самостоятельная
работа, анализ работ
2
«Мешочек для
мастерицы»
Образцы сумочек, сукно,
ситец или сатин, бисер.
Рассказ воспитателя,
рассматривание
образцов сумочек,
самостоятельная
работа, анализ работ
2
Декабрь
«Хантыйский
(мансийский) платок»
Кусочки цветной ткани,
иголки, нитки, однотонная
ткань, образцы платков
Беседа о народах
ханты, рассматривание
образцов платков,
показ этапов работы,
самостоятельная
работа, анализ
2
«Платок для юганской
куклы-пакы»
Ткань квадратной или
треугольной формы,
ножницы, иголки с нитками
Беседа о народах
ханты, рассматривание
образцов платков,
показ этапов работы,
самостоятельная
работа, анализ
2
Январь
Знакомство с бисером
Бисер, леска или иголка с
ниткой
Рассказ воспитателя,
рассматривание
украшений, узоров,
показ этапов работы,
самостоятельная
работа.
1
Турлопс (нагрудник)
Бисер, леска или иголка с
ниткой, кусочек ткани.
Рассказ воспитателя,
узоров, показ этапов
работы,
2
Февраль
Пришивание пуговиц к
ткани
Ткань, иголка с ниткой
пуговицы, ножницы
Рассказ воспитателя,
вдевание нитки в
иголку, завязывание
узелка
2
«Украшение для манжета»
Бисер 2-3 цветов, тонкая
ткань прямоугольной
формы
Рассматривание
образцов украшений,
узоров, цветовой
гаммы.
2
11
Март
Вышивка салфетки
(подарки мамам к 8 марта)
Салфетка, бисер, иголка с
ниткой, ножницы.
Рассказ воспитателя,
вышивка по контуру в
одну и две бисеринки
2
Сделаем бабушке
нарядные чулки
Орнаменты, трафареты,
ножницы, клей
Рассматривание
образцов украшений,
приклеивание
орнаментов
2
Акань - хантыйская кукла
Куклы хантов разных
регионов, ткань ситец или
сатин, однотонная и
цветная
Рассматривание кукол
этнических групп
ханты, показ образца,
самостоятельная
работа
2
Апрель
Цветы из бисера
Проволока, ножницы, бисер
Нарезание проволоки
кусками, нанизывание
по порядку бисера на
проволоку.
2
Узоры из пуговиц для
женских украшений
(воротник)
Пуговицы, ножницы,
иголка с ниткой
Пришивание пуговиц
орнаментом
(рисунком).
Составление мозаики
из пуговиц
1
Видеоэкскурсия в «ЦДО»
Предметы быта, одежда,
игрушки
Рассказ сотрудника о
коренных народах
ханты и манси
1
Май
Чему мы научились
(педагогическая
диагностика)
Выставка детских работ
Рассказ воспитателя,
рассматривание работ
1
К концу года ребенок может:
•
Выбирать знакомые орнаменты, рисовать их на бумаге, вырезать, декорировать ими
элементы одежды
•
Пользоваться иглой и наперстком.
•
Умеет шить предметы для рукоделия, пришивать пуговицы, пришивать разноцветные
полоски ткани.
•
Умеет плести украшения из бисера и вышивать бисером.
•
Умеет изготовлять народную игрушку.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ
Мероприятия
тематика
Сроки
Педагогический совет
Ознакомление с программой «Мы югорчане»
Консультация для педагогов
Орнаментальное искусство обских угров
Рекомендации
Обычаи коренных народов севера
Семинар-практикум для
педагогов
Изготовление традиционной игрушки –
оберега народов ханты и манси
Викторина
«Знаете ли вы узоры народов севера»
12
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Мероприятия
Тематика
Сроки
Родительское собрание
Знакомство с программой «Мы югорчане»
Сентябрь-октябрь
Посещение занятий
Орнаментирование элементов одежды обских
угров (старшая группа).
В течение года
Работа с тканью (подготовительная группа)
Памятка для родителей
Правила работы с иголкой
В течение года
Выставка детских работ
«Северные узоры»
Апрель-май
НОВИЗНА ПРОГРАММЫ
Сделана попытка разработать программу по художественно-творческому развитию дошкольников
на
региональном
материале
посредством
интеграции
дошкольного
и
дополнительного
образования.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Выявление творчески одаренных детей.
Расширение спектра дополнительных бесплатных образовательных услуг.
Программа
по
художественно-творческому
развитию,
разработана
на
региональном
материале с привлечением
учреждений дополнительного образования ЦДО и РКЦИ
«КОНДА».
ПОКАЗАТЕЛИ ОБЪЕМА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДЕТЕЙ О ЖИЛИЩЕ, ОДЕЖДЕ, ПОСУДЕ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ
ИСКУССТВЕ ОБСКО-УГОРСКИХ НАРОДОВ
Показатели объема
представлений
Полный объем
Частичный объем
Нулевой объем
5 -6 лет
Проявляет устойчивый
интерес к предметам
быта, одежде,
произведениям
народного творчества,
знаком с народной
игрушкой, выделяет ее
особенности.
Эпизодически
проявляет интерес к
народной игрушке
обско-угорских
народов, при помощи
воспитателя может
назвать характерные
особенности.
Ребенок не
проявляет интереса
к обско-угорскому
народному
искусству.
6 -7 лет
Проявляет устойчивый
интерес к предметам
быта, одежде, жилищу,
произведениям
народного творчества,
орнаментам, народной
игрушке, знает и
называет их
особенности.
Интерес к предметам
быта, одежде,
жилищу,
произведениям
народного творчества,
орнаментам, игрушке
неустойчивы.
Интерес к обско-
угорскому
народному
искусству
кратковременный.
13
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
•
Ерныхова Е. Вадичупова Т.С. Учимся мастерить изделия обско-угорских народов.-
Ханты-Мансийск-2006.
•
Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. - Йошкар-Ола, 2000.
•
Ерныхова Е.Уроки Евдокии Ерныховой: Декоративно-прикладное искусство ханты и
манси. - Березово, 1997.
•
Канев В.Ф. Береста в руках юного умельца и учителя. Сыктывкар, 1994.
•
Клевцов В.И. Плетение из бересты (50 полезных изделий).- СбП: Лениздат, 1996.
•
Кудрявцев
В.,
Решетникова
Р.Е.
Ребенок
и
декоративно-прикладное
искусство
обских угров.-М.: Издательство ИКАР, 2003.-208с.
•
Молданова Т. Орнаментальное искусство народов ханты и манси// Югра. - 1992-№1
•
Молданова Т.А. Орнамент хантов Казымского приобья: семантика, мифология,
генезис.Томск, 1999.
•
Николаева Т.Е., Егорова Г.И., Волдина Т.В. Сохранение фольклорных традиций.
Ханты-Мансийск: полиграфист, 2005
•
Тахтуева А.М. Материальная культура юганских ханты. Северный дом.
•
Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. Мансийские орнаменты. СбП, Просвещение,1993
•
Хозяинова В.В. Декоративно-прикладное искусство манси/ под ред. Полуниной
Т.А.-Ханты-Мансийск: ГуиПП» Полиграфист», 2002,- 48с.
14
Приложение 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(воспитанники 5-6 лет)
№
занят
ия
Дата
Тема
Программные задачи
Методические приемы
Материалы и
оборудование
Дата
фактического
проведения
Месяц
Неделя
1
сентябрь
1
Что мы знаем о
народах Севера
(педагогическая
диагностика)
Выявить знания детей о
народах севера
Вопрос, рассматривание
Иллюстрации,
презентация
2
2
Коренные народы
нашего края
(Знакомство с
жилищем, одеждой,
предметами быта)
Дать представления о
жилище, одежде и предметах
быта коренных народов
севера. Развивать речь.
Рассказ, рассматривание
предметов, просмотр
видеофильма, чум.
К а р т а
о к р у г а ,
фотографии,
одежда,
т у е с о к ,
с у м о ч к а ,
м е ш о ч е к
д л я
рукоделия.
3
3
Знакомство с играми
народов севера
Учить детей играть в игру
«Олень и зайцы»
Игрушки (нарты, погремушки,
куклы - акань). Проведение
подвижной игры: «Олень и
зайцы»
Рассказ,
рассматривание,
художественное
слово.
4
4
Знакомство с
хантыйской куклой
Акань
Познакомить детей с
внешним видом куклы
«Акань»
Куклы хантов разных
регионов, ткань ситец или
сатин, однотонная и цветная.
Рассматривание кукол
этниче ских
г р у п п
ханты, показ образца,
самостоятельная
работа.
15
5
5
Знакомство с устным
народным
творчеством,
музыкой и песнями
народов севера
Знакомство с музыкальными
инструментами: бубен,
дудочка. Развивать речь.
Магнитофон, видео, народные
музыкальные инструменты
Р а с с к а з
с
использованием
художественного
слова, чтение сказки
6
1
Знакомство с
декоративно
прикладным
искусством народов
севера: орнаменты.
Познакомить детей с
орнаментами
Предметы быта: туесок,
,женские украшения из
бисера.
Рассказ,
рассматривание,
художественное слово
7
Октябрь
2
И г р у ш к и
о б с к о -
угорских
народов
(выставка)
П о з н а ко м и т ь
д е т е й
с
народными игрушками.
Выставка игрушек
Рассказ
воспитателя,
рассматривание
игрушек,
материала,
и з
к о т о р о г о
о н и
изготовлены,
художественное
слово.
8
3
Аппликация.
Элементы:
«Полоска»,
«Пав»,
«Зубчик», «Головки».
Учить
детей
в ыс т ригат ь
орнаменты. Учить различать
и называть орнаменты.
Иллюстрации
орнаментов
и
узоров,
бумага,
простые
карандаши, ножницы.
Рассказ,
рассматривание,
художественное
слово,
обследование
предметов.
9
4
Аппликация.
Элемент
« З а я ч ь и
ушки»
Учить
работе
с
ножницами.
З а к р е п л я т ь
н а з в а н и е
орнамента.
Иллюстрации
орнаментов
и
узоров,
бумага,
простые
карандаши, ножницы
Рассказ,
рассматривание,
художественное
слово.
10
1
Аппликация.
«Извилина»,
«Крест»,
«Двойные
павы»
Учить
детей
раскрашивать
орнаменты. Учить называть и
различать орнаменты.
Иллюстрации
орнаментов
и
узоров,
бумага,
простые
карандаши.
Рассказ,
рассматривание,
обследование,
называние
элементов
узора.
11
2
Рисование.
«Голова
У ч и т ь
д е т е й
р и с о в а т ь
Иллюстрации
орнаментов
и
Рассказ,
16
небесного зверя»
орнамент по образцу.
узоров,
бумага,
простые
карандаши.
рассматривание,
обследование.
12
3
«Ноги утки», «Заячьи
лапки»
Учить
детей
с о с т а в л я т ь
орнамент по образцу.
Иллюстрации
орнаментов
и
узоров,
бумага,
простые
карандаши.
Рассказ,
рассматривание,
художественное
слово.
13
4
Аппликация.
«Оленьи рога»
Учить
детей
с о с т а в л я т ь
о р н а м е н т
п о
о б р а з ц у .
З а к р е п л я т ь
н а з в а н и е
орнамента.
Иллюстрации
орнаментов
и
узоров,
бумага,
простые
карандаши.
Рассказ,
рассматривание,
художественное
слово.
14
1
Аппликация.
С о с т а в л е н и е
и
выкладывание
о р н а м е н т о в
н а
полосе
Учить
детей
с о с т а в л я т ь
о р н а м е н т
п о
о б р а з ц у .
З а к р е п л я т ь
р а б о т у
с
ножницами.
Цветная
бумага,
простые
карандаши,
ножницы,
клей,
полоса бумаги.
Объяснение,
показ
образцов,
г о т о в а я
разметка,
самостоятельная
работа, анализ работ.
15
2
Рисование
о р н а м е н т о в
н а
полосе
У ч и т ь
д е т е й
р и с о в а т ь
о р н а м е н т
н а
п о л о с е .
Аккуратно
п ол ь зо в а т ь ся
красками.
Б е л а я
б у м а г а ,
п р о с т ы е
карандаши, краски.
Объяснение, показ
образца,
самостоятельная
работа, анализ работ.
16
3
Аппликация.
С о с т а в л е н и е
и
выкладывание
о р н а м е н т о в
н а
квадрате
Учить
детей
с о с т а в л я т ь
о р н а м е н т
п о
о б р а з ц у .
З а к р е п л я т ь
р а б о т у
с
ножницами.
Цветная
бумага,
простые
карандаши,
ножницы,
клей,
квадрат.
Объяснение,
показ
образцов,
г о т о в а я
разметка.
17
4
Рисование
о р н а м е н т о в
н а
квадрате
У ч и т ь
д е т е й
р и с о в а т ь
орнамент на квадрате.
Б е л а я
б у м а г а ,
п р о с т ы е
карандаши, краски.
Объяснение,
показ
образца,
самостоятельная
работа, анализ работ.
18
5
Аппликация.
Составление узоров
Учить детей составлять узоры
по образцу.
Цветная
бумага,
простые
карандаши.
Объяснение,
показ
образцов.
17
Декабрь
19
1
Рисование
орнаментов в круге.
У ч и т ь
д е т е й
р и с о в а т ь
орнамент в круге.
Б е л а я
б у м а г а ,
п р о с т ы е
карандаши.
Объяснение,
показ
образца,
самостоятельная
работа, анализ работ.
20
2
Рисование
орнаментов на
силуэте рукавицы
У ч и т ь
д е т е й
р и с о в а т ь
о р н а м е н т
н а
с и л у э т е
рукавицы.
Учить
заполнять
весь силуэт.
Бумага,
карандаши,
силуэт
рукавицы.
Объяснение,
показ
о б р а з ц о в ,
с х е м а ,
самостоятельная
р а б о т а ,
а н а л и з
выполненных работ.
18
21
Февраль
1
Составление
орнамента на
рукавице
Учить
составлять
орнамент
на
рукавице
по
образцу.
Аккуратно
п ол ь зо в а т ь ся
клеем.
Цветная
бумага,
карандаши,
к л е й ,
н о ж н и ц ы ,
с и л у э т
рукавиц.
Объяснение,
показ
образца,
самостоятельная
работа, анализ работ.
22
2
Рисование
орнаментов на
силуэте платья
У ч и т ь
д е т е й
р и с о в а т ь
орнамент на силуэте платья.
Аккуратно
п ол ь зо в а т ь ся
к а р а н д а ш а м и
и
фломастерами.
Б у м а г а ,
к а р а н д а ш и ,
фломастеры, силуэт платья.
Объяснение,
показ
образца,
самостоятельная
работа, анализ работ
23
3
Выставка детских работ «Северные узоры»
24
4
Физкультурный досуг «Состязание оленеводов»
25
Март
1
Презентация
«Животные крайнего
севера»
Познакомить детей с
животными крайнего севера.
Учить различать и называть
животных, их повадки,
внешний вид. Воспитывать
бережное отношение к
животным.
Видео
Беседа, рассказ
воспитателя.
26
2
Презентация
«Природа крайнего
севера»
Познакомить с природой
крайнего севера.
Воспитывать бережное
отношение.
Видео
Беседа, рассказ
воспитателя
27
3
Занятия и традиции
коренных народов
севера
Познакомить с занятиями и
традициями народов севера,
их особенностями.
Видео
Беседа, рассказ
воспитателя
28
4
Знакомство с
берестой
Д а т ь
п р е д с т а в л е н и я
о
б е р е с те ,
о
то м
ка к
е е
добывают.
Рассказать
что
можно сделать из бересты.
Кружка, корзинка, кузовок
Рассматривание
берестяных изделий
29
5
Вороний праздник (встреча весны)
30
А
п
1
Сказки народов
ханты и манси
Знакомство
со
сказками
народов
севера.
Развивать
Книга мансийских сказок
Чтение сказки
«Гордый олень»
19
словарный запас, память.
31
2
Загадки о животных
крайнего севера
Учить
детей
отгадывать
загадки
по
характерным
особенностям
животных.
Развивать внимание, речь.
Иллюстрации животных
Рассматривание
иллюстраций
животных.
32
3
Рассматривание
жилища коренных
народов севера
Познакомить детей с чумом,
е г о
в н е ш н и м
в и д о м .
Рассказать
о
том,
как
его
строят.
Иллюстрации, чум из шкурок
Беседа, объяснение,
вопросы,
художественное
слово.
33
4
Изготовление куклы
оберега
Учить детей мастерить куклу
оберег.
Развитие
мелкой
моторики рук.
Ткань, ножницы, нитки
Беседа, вопросы,
показ с объяснением,
самостоятельная
работа, анализ работ.
34
Май
1
Викторина «Отгадай
орнамент»
Учить
детей
отгадывать
орнаменты
по
внешнему
виду.
Иллюстрации орнаментов
Беседа, объяснение,
вопросы.
35
2
Видеоэкскурсия в
ЦДО
Развивать
кругозор,
память,
внимательность.
Предметы быта, одежда,
игрушки
Рассказ сотрудника о
коренных народах
ханты и манси
36
3
Чему мы научились
(Педагогическая
диагностика)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(воспитанники 6-7 лет)
№
занят
Дата
Тема
Программные задачи
Методические
приемы
Материалы и
оборудование
Дата
фактическог
20
ия
о
проведения
Месяц
неделя
1
сентябрь
1
Ч т о
м ы
з н а е м
о
н а р о д а х
с е в е р а
(педагогическая
диагностика)
Вопросы,
рассказы
детей
Иллюстрации,
презентация
2
2
В и д е о э кс к у р с и я
в
ЦДО
«Декоративно-
прикладного
творчества»
Рассказ воспитателя,
вопросы, беседа
Предметы
декоративно-
прикладного
творчества
народов ханты и манси
3
3
Изучение
хантыйских
и
м а н с и й с к и х
орнаментов и узоров
Рассказ воспитателя,
рассматривание
образцов изделий
Изделия
де корати в но
прикладного
искусства
народов ханты и манси
4
4
Украшение
орнаментом
сумочки
или рукавицы
Рассказ воспитателя,
рисование на листе в
клеточку
Готовые силуэты из бумаги
рукавицы, сумочки
5
октябрь
1
Украшение
орнаментом
рубашки
или платья
Рассказ воспитателя,
рисование на листе в
клеточку,
закрашивание
фломастерами.
Готовые силуэты рубашки,
п л а т ь я
и з
б у м а г и ,
карандаши,
фломастеры,
ножницы, трафареты
6
2
И г р у ш к и
о б с к о -
у го р с к и х
н а р од о в
(выставка)
Выставка игрушек
Р а с с ка з
в о с п и т а т е л я ,
рассматривание
игрушек,
материала
из
которого
о н и
и з г о т о в л е н ы ,
художественное слово
7
3
Изготовление
бус
из
ягод рябины
Проволока
тонкая,
ягоды рябины
П р а в и л а
т е х н и к и
безопасности при работе с
21
п р о в о л о к о й ,
э т а п ы
работы,
самостоятельная
работа.
8
4
З н а к о м с т в о
с
берестой
Кружка,
корзинка,
кузовок
Рассматривание
берестяных изделий
9
5
Орнамент
на
кузовке
для сбора ягод
Трафарет,
ножницы,
клей
Р а с с ка з
в о с п и т а т е л я .
Э т а п ы
р а б о т ы ,
самостоятельная
работа.
Рассматривание
берестяных изделий.
10
ноябрь
2
« З н а к о м с т в о
с
и г о л к о й
и
наперстком»
И г о л к и
п о
количеству
детей,
наперстки,
кусочки
ткани (ситец)
Рассказ
воспитателя
с
использованием
художественного
слова,
п р а в и л а
т е х н и к и
безопасности
пользования иголкой.
11
3
«Игольница»
Сукно,
ситец
или
сатин, бисер
Рассматривание образцов
игольниц,
самостоятельная
работа,
анализ работ.
12
4
« М е ш о ч е к
д л я
мастерицы»
Образцы
сумочек,
сукно,
ситец
или
сатин, бисер
Р а с с ка з
в о с п и т а т е л я ,
рассматривание образцов
сумочек, самостоятельная
работа, анализ работ.
13
декабрь
1
«Хантыйский
(мансийский) платок»
Ку с о ч к и
ц в е т н о й
ткани, иголки, нитки,
однотонная
ткань,
образцы платков.
Беседа
о
народах
ханты,
рассматривание образцов
платков,
показ
этапов
работы,
самостоятельная
работа, анализ.
14
2
«Платок для юганской
куклы-пакы»
Ткань
квадратной
и л и
т р е у г о л ь н о й
формы,
ножницы,
Беседа
о
народах
ханты,
рассматривание образцов
платков,
показ
этапов
22
иголки с нитками.
работы,
самостоятельная
работа, анализ.
15
3
Знакомство с бисером
Бисер,
леска
или
иголка с ниткой.
Р а с с ка з
в о с п и т а т е л я ,
рассматривание
украшений, узоров, показ
э т а п о в
р а б о т ы ,
самостоятельная работа.
16
4
Турлопс (нагрудник)
Бисер,
леска
или
иголка
с
н и т ко й ,
кусочек ткани.
Р а с с ка з
в о с п и т а т е л я ,
узоров,
показ
эт а п о в
работы.
17
январь
2
Пришивание
пуговиц
к ткани
Тк а н ь ,
и г о л к а
с
ниткой
пуговицы,
ножницы.
Р а с с ка з
в о с п и т а т е л я ,
вдевание нитки в иголку,
завязывание узелка.
18
3
« У к р а ш е н и е
д л я
манжета»
Бисер
2-3
цветов,
т о н к а я
т к а н ь
прямоугольной
формы
Рассматривание образцов
у к р а ш е н и й ,
у з о р о в ,
цветовой гаммы.
19
4
И г р у ш к и
о б с к о -
у го р с к и х
н а р од о в
(выставка)
Познакомить
детей
с
народными игрушками
Выставка игрушек
Р а с с ка з
в о с п и т а т е л я .
Рассматривание
игрушек,
материала,
из
которого
о н и
и з г о т о в л е н ы ,
художественное слово
20
февраль
1
Физкультурный досуг «»
21
2
22
3
23
4
Узоры из пуговиц для
женских
украшений
(воротник)
Пуговицы, ножницы,
иголка с ниткой
П р и ш и в а н и е
п у г о в и ц
орнаментом
(рисунком).
Составление
мозаики
из
пуговиц.
24
март
1
Вышивка
салфетки
(подарки
мамам
к
8
Салфетка,
б и с е р ,
иголка
с
н и т ко й ,
Р а с с ка з
в о с п и т а т е л я ,
вышивка
по
контуру
в
23
марта)
ножницы
одну и две бисеринки
25
2
С д ел а е м
б а б у ш к е
нарядные чулки
Орнаменты,
трафареты,
ножницы, клей
Рассматривание образцов
украшений, приклеивание
орнаментов
26
3
Цветы из бисера
Проволока,
ножницы, бисер
Нарезание
проволоки
кусками, нанизывание по
п о р я д к у
б и с е р а
н а
проволоку
27
4
Вороний праздник (встреча весны)
28
апрель
1
29
2
30
3
31
4
32
5
33
май
1
34
2
35
3
В и д е о э кс к у р с и я
в
«ЦДО»
П р е д м е т ы
б ы т а ,
одежда, игрушки
Рассказ
воспитателя
о
коренных народах ханты и
манси
36
4
Чему мы научились
(педагогическая
диагностик)
24