Автор: Бычкова Лариса Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №16"
Населённый пункт: г.Саров, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа над пословицами в старшем дошкольно возрасте"
Раздел: дошкольное образование
Из
опыта
работы
«
Работа
над
пословицами
в
старшем
дошкольном
возрасте
».
Русский народ создал огромную изустную литературу -
мудрые пословицы и поговорки.
В пословицах и поговорках запечатлен весь познавательный
опыт народа ,его морально-этические, социально –эстетические,
художественные и воспитательные идеалы. Они хранят историю
развития, отражают характер народа, его симпатии и антипатии.
Этот аспект языкового сознания фиксируется в высказывании К.Д.
Ушинского о том, «что природа страны ,ее история ,отражаясь в
душе человека, выражается в слове. Люди исчезли, но слова,
создаваемые ими, вошедшие в сокровищницу- родной язык,
остались бессмертными».
Актуальность выбранной темы обусловлена следующими
моментами:
-недостаточное понимание речи окружающих, недостаточная
сформированность фразы, связного рассказа, обогащение и
уточнение словарного запаса;
-низкий уровень человеколюбия, трудолюбия в современном
обществе;
-недостаточная изученность влияния пословиц и поговорок
как литературного жанра на воспитание дошкольника;
-низкий уровень приобщения к народным традициям.
Мы предлагаем работу над пословицей выстроить в
следующей последовательности:
1.Природа - времена года.
2.Моя семья.
4.Качества человека.
5.Труд.
6.Родина.
К изучению пословиц мы подошли постепенно: через
наблюдения в природе. Когда дети научились самостоятельно
видеть изменения в природе и устанавливать простейшие связи
между явлениями, мы ввели в работу с детьми цикл пословиц
«Природа- времена года».Данную работу начали со второй
половины средней группы. Взяли пословицу «Мороз не велик, а
стоять не велит», «Апрель с водой, май с травой», «Худо лето, когда
солнца нету», «Осень дождлива, да сытна».
Далее мы планируем познакомить детей с пословицами по
теме «Семья». Эти пословицы рационально использовать к
знаменательным датам: День семьи, День матери, 8 Марта, 23
февраля, Новый год, Рождество и т.д. К темам по социализации:
«Мы - дети», «Моя семья», «Детский сад», «Праздник-это весело»,
«Мамин праздник».
Без матери родной и цветы не растут.
Без старых не проживешь.
Вся семья вместе - так и душа на месте.
Нет лучшего друга, чем родная матушка.
Хороший сын отцу радость, а плохой печаль.
В родной семье и каша слаще.
Материнская ласка конца не знает.
Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и
действия других людей. Это пословицы из цикла «Качества
человека».
*Кто вчера солгал - тому и завтра не поверят.
*Ссора до добра не доведет.
*Кто ленится - тот не ценится.
*Не сиди сложа руки, так не будет скуки.
*Человек без друзей, что солнце без лучей.
*Умей взять - умей и отдать.
Изучая пословицы о труде, можно показать значение труда в
жизни людей. Эта группа пословиц помогает лучше раскрыть тему
«Профессии», сделать ярче трудовые поручения, наблюдения за
трудом взрослых.
*Труд человека кормит, а лень портит.
*Без дела жить - только небо коптить.
*Работай смелее - будешь жить веселее.
В ходе беседы с детьми по патриотическому воспитанию
нужно обязательно использовать пословицы и поговорки:
*Где смелость, там и победа.
*Если армия сильна, непобедима и страна.
*В бою нужна не только винтовка, но и смекалка и сноровка.
*Где храбрость и отвага- до победы два шага.
Изучая пословицы о Родине , у детей зарождается чувство
гордости за свой народ.
*Человек без Родины, что человек без песни.
*Родина- мать, умей за нее постоять.
*Жить- Родине служить.
*Один за всех и все за одного.
Существуют и другие тематические группы пословиц и
поговорок, но мы взяли те, которые доступны восприятию и
пониманию дошкольника.
Над каждой пословицей мы работаем поэтапно.
1.Ситуативное употребление пословиц воспитателем в
повседневном общении и деятельности . Например. На прогулке в
наблюдениях. Когда пасмурная погода летом, в ходе беседы
воспитатель употребляет пословицу: «Худо лето, когда солнца
нету».
2.Анализ лексического значения пословицы, работа над
сложными устаревшими словами. Целевое освоение детьми
пословиц в процессе образовательных мероприятий по инициативе
воспитателя( заучивание). Лексическое значение слова «худо»-
плохо. Беседа с детьми «Почему летом плохо без солнца?».
3.Побуждение к употреблению детьми пословиц в процессе
образовательных мероприятий по инициативе воспитателя.
Например. После изучения данной пословицы, воспитатель
выбирает момент, когда можно применить ее. В ходе наблюдения
просит вспомнить пословицу о таком состоянии погоды: «Как наши
предки в старину говорили о пасмурном лете?»
На сегодняшний день мы остановились на данном этапе.
При знакомстве с пословицами социальной направленности
добавляются следующие этапы. К этой работе мы планируем
приступить со 2-ой половины старшей группы.
4.Побуждение детей к употреблению пословиц в контексте
обыденной жизни. Например. Без труда не вытащишь и рыбку из
пруда. Очень часто мы слышим эту пословицу, когда дети стремятся
ободрить товарища, у которого что-то не получается.
5.Нравственный анализ житейских ситуаций с применением
пословиц. Например. Поспешишь- людей насмешишь. Дети
применяют данную пословицу после растирания, когда все
торопятся быстрее одеться и поменять варежки. В результате
спешки многие дети одеваются неаккуратно, неправильно.
6.Результатом всей этой работы будет самоинициативное
употребление пословиц детьми.
К этой сложной работе мы приобщаем и родителей.
Предлагаем для заучивания и бесед подборки пословиц по темам.
(Картотека прилагается.)
Картотека методов и приемов работы над пословицей.
(Картотека прилагается.)
Правильное понимание содержания пословиц и поговорок
научит ребенка широко использовать их в повседневной жизни.
Ведь мы все, взрослые, хотим, чтобы наши дети выросли умными,
честными, трудолюбивыми. Через пословицы и поговорки
решаются задачи огромной важности-учат светлому и
жизнерадостному восприятию мира, дают уроки нравственности и
доброты, приобщают к богатству и красоте родного языка,
народным традициям, величайшей культуре прошлого. Именно
поэтому они сегодня так актуальны и могут с успехом быть
использованы воспитателями в работе с детьми.