Напоминание

"Работа над пословицами в старшем дошкольно возрасте"


Автор: Бычкова Лариса Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №16"
Населённый пункт: г.Саров, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа над пословицами в старшем дошкольно возрасте"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Из

опыта

работы

«

Работа

над

пословицами

в

старшем

дошкольном

возрасте

».

Русский народ создал огромную изустную литературу -

мудрые пословицы и поговорки.

В пословицах и поговорках запечатлен весь познавательный

опыт народа ,его морально-этические, социально –эстетические,

художественные и воспитательные идеалы. Они хранят историю

развития, отражают характер народа, его симпатии и антипатии.

Этот аспект языкового сознания фиксируется в высказывании К.Д.

Ушинского о том, «что природа страны ,ее история ,отражаясь в

душе человека, выражается в слове. Люди исчезли, но слова,

создаваемые ими, вошедшие в сокровищницу- родной язык,

остались бессмертными».

Актуальность выбранной темы обусловлена следующими

моментами:

-недостаточное понимание речи окружающих, недостаточная

сформированность фразы, связного рассказа, обогащение и

уточнение словарного запаса;

-низкий уровень человеколюбия, трудолюбия в современном

обществе;

-недостаточная изученность влияния пословиц и поговорок

как литературного жанра на воспитание дошкольника;

-низкий уровень приобщения к народным традициям.

Мы предлагаем работу над пословицей выстроить в

следующей последовательности:

1.Природа - времена года.

2.Моя семья.

4.Качества человека.

5.Труд.

6.Родина.

К изучению пословиц мы подошли постепенно: через

наблюдения в природе. Когда дети научились самостоятельно

видеть изменения в природе и устанавливать простейшие связи

между явлениями, мы ввели в работу с детьми цикл пословиц

«Природа- времена года».Данную работу начали со второй

половины средней группы. Взяли пословицу «Мороз не велик, а

стоять не велит», «Апрель с водой, май с травой», «Худо лето, когда

солнца нету», «Осень дождлива, да сытна».

Далее мы планируем познакомить детей с пословицами по

теме «Семья». Эти пословицы рационально использовать к

знаменательным датам: День семьи, День матери, 8 Марта, 23

февраля, Новый год, Рождество и т.д. К темам по социализации:

«Мы - дети», «Моя семья», «Детский сад», «Праздник-это весело»,

«Мамин праздник».

Без матери родной и цветы не растут.

Без старых не проживешь.

Вся семья вместе - так и душа на месте.

Нет лучшего друга, чем родная матушка.

Хороший сын отцу радость, а плохой печаль.

В родной семье и каша слаще.

Материнская ласка конца не знает.

Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и

действия других людей. Это пословицы из цикла «Качества

человека».

*Кто вчера солгал - тому и завтра не поверят.

*Ссора до добра не доведет.

*Кто ленится - тот не ценится.

*Не сиди сложа руки, так не будет скуки.

*Человек без друзей, что солнце без лучей.

*Умей взять - умей и отдать.

Изучая пословицы о труде, можно показать значение труда в

жизни людей. Эта группа пословиц помогает лучше раскрыть тему

«Профессии», сделать ярче трудовые поручения, наблюдения за

трудом взрослых.

*Труд человека кормит, а лень портит.

*Без дела жить - только небо коптить.

*Работай смелее - будешь жить веселее.

В ходе беседы с детьми по патриотическому воспитанию

нужно обязательно использовать пословицы и поговорки:

*Где смелость, там и победа.

*Если армия сильна, непобедима и страна.

*В бою нужна не только винтовка, но и смекалка и сноровка.

*Где храбрость и отвага- до победы два шага.

Изучая пословицы о Родине , у детей зарождается чувство

гордости за свой народ.

*Человек без Родины, что человек без песни.

*Родина- мать, умей за нее постоять.

*Жить- Родине служить.

*Один за всех и все за одного.

Существуют и другие тематические группы пословиц и

поговорок, но мы взяли те, которые доступны восприятию и

пониманию дошкольника.

Над каждой пословицей мы работаем поэтапно.

1.Ситуативное употребление пословиц воспитателем в

повседневном общении и деятельности . Например. На прогулке в

наблюдениях. Когда пасмурная погода летом, в ходе беседы

воспитатель употребляет пословицу: «Худо лето, когда солнца

нету».

2.Анализ лексического значения пословицы, работа над

сложными устаревшими словами. Целевое освоение детьми

пословиц в процессе образовательных мероприятий по инициативе

воспитателя( заучивание). Лексическое значение слова «худо»-

плохо. Беседа с детьми «Почему летом плохо без солнца?».

3.Побуждение к употреблению детьми пословиц в процессе

образовательных мероприятий по инициативе воспитателя.

Например. После изучения данной пословицы, воспитатель

выбирает момент, когда можно применить ее. В ходе наблюдения

просит вспомнить пословицу о таком состоянии погоды: «Как наши

предки в старину говорили о пасмурном лете?»

На сегодняшний день мы остановились на данном этапе.

При знакомстве с пословицами социальной направленности

добавляются следующие этапы. К этой работе мы планируем

приступить со 2-ой половины старшей группы.

4.Побуждение детей к употреблению пословиц в контексте

обыденной жизни. Например. Без труда не вытащишь и рыбку из

пруда. Очень часто мы слышим эту пословицу, когда дети стремятся

ободрить товарища, у которого что-то не получается.

5.Нравственный анализ житейских ситуаций с применением

пословиц. Например. Поспешишь- людей насмешишь. Дети

применяют данную пословицу после растирания, когда все

торопятся быстрее одеться и поменять варежки. В результате

спешки многие дети одеваются неаккуратно, неправильно.

6.Результатом всей этой работы будет самоинициативное

употребление пословиц детьми.

К этой сложной работе мы приобщаем и родителей.

Предлагаем для заучивания и бесед подборки пословиц по темам.

(Картотека прилагается.)

Картотека методов и приемов работы над пословицей.

(Картотека прилагается.)

Правильное понимание содержания пословиц и поговорок

научит ребенка широко использовать их в повседневной жизни.

Ведь мы все, взрослые, хотим, чтобы наши дети выросли умными,

честными, трудолюбивыми. Через пословицы и поговорки

решаются задачи огромной важности-учат светлому и

жизнерадостному восприятию мира, дают уроки нравственности и

доброты, приобщают к богатству и красоте родного языка,

народным традициям, величайшей культуре прошлого. Именно

поэтому они сегодня так актуальны и могут с успехом быть

использованы воспитателями в работе с детьми.



В раздел образования




Яндекс.Метрика