Напоминание

"Этапы и приёмы формирования речемыслительной деятельности"


Автор: Устюжанина Екатерина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №63 "Лесная полянка"
Населённый пункт: г.Белово, Кемеровская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Этапы и приёмы формирования речемыслительной деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Общая характеристика речи

Главное направление развития речи на шестом

году жизни – освоение внеситуативного общения,

связной контекстной речи. У некоторых детей

этот процесс начинается уже с четырёх лет, но

особое значение приобретает в старшем

дошкольном возрасте.

Если в 4 года основным полем речевой

деятельности ребёнка являлись игра и

повседневное общение на темы из личного опыта,

то теперь на первый план выступает обучение

связной речи и рассказыванию, организуемое на

специальных занятиях (как коллективных, так и

индивидуальных)

В 5-6 лет продолжается развитие свободного

общения со взрослыми и сверстниками. С этой

целью взрослый:

- знакомит детей с многообразием окружающего

мира;

- учит рассказывать об источнике полученной

информации(телепередача, рассказ, посещение

выставки, детского театра и т.д);

- объясняет, как улаживать конфликты с помощью

убеждения, доказательства, объяснения.

На данном этапе необходимо развивать уже

усвоенные ребёнком умения: совершенствовать

диалогическую форму речи, пересказ, описание – и

формировать новые.

В 5-6 лет дошкольники должны:

- осваивать монологическую форму речи;

- с помощью взрослого по образцу описывать

предмет, сюжет картины, составлять по

картинкам рассказ с последовательно

развивающимся действием;

- развёрнуто говорить о событиях из личного

опыта;

- придумывать свои концовки к сказкам;

- сочинять небольшие рассказы на заданную тему.

Этапы и приёмы формирования

речемыслительной деятельности.

1. Психологический этап.

Дети получают разъяснение о цели действия,

объекте(например, картине), тех ориентирах,

руководствуясь которыми будут добиваться

решения поставленной перед ними цели. На основе

внутренней программы действий рождается

модель высказывания. Важную роль здесь играют

мотивы действия: игровые, познавательные,

коммуникативные, социальные и др. для

формирования внутренней программы

высказывания можно использовать моделирование.

Например, при составлении рассказа.

Модель повествовательного рассказа:

- в каком месте, в какое время происходило

событие;

- кто главный герой и какой он;

- с чего начинались его приключения;

- что с ним происходило, кого он встретил;

- чем всё закончилось.

Модель описательного рассказа:

- что будет описываться;

- последовательное выделение частей объекта,

описание их свойств и качеств;

- выражение своего отношения к объекту.

Модель рассуждения:

- высказывание предположения, мысли;

- приведение доказательств;

- сравнение своих доказательств с имеющимися

знаниями;

- если мнение неверно , рассуждение начинается

сначала.

2. Лингвистический этап.

Будущее высказывание оформляется по правилам

грамматики родного языка.

3.Сенсомоторный этап.

Активизируется общая, мелкая и артикуляционная

моторика – происходит моторно-программное

высказывание.

При благоприятном протекании всех этапов

затруднений в создании осознанного речевого

высказывания не возникнет. Следовательно,

необходимо использовать такие методы и приёмы

развития речи, которые были бы адекватны

деятельности ребёнка на данных этапах и

учитывали возрастные особенности детей 5-6 лет.

Всестороннее развитие речи включает работу по

совершенствованию фонетического, лексического,

грамматического строя высказывания.

Взрослый формирует звуковую культуру речи

ребёнка, обучая, как:

- правильно, отчётливо произносить звуки;

- различать на слух и произносить сходные по

артикуляции и звучанию согласные звуки: (с-з, с-ш,

ш-ж, ж-з, ч-ц, р-л);

- определять место звука в слове (начало, середина,

конец);

- правильно ставить ударение в слове;

- говорить выразительно.

Активизирует словарь детей, показывая, как:

- использовать слова в точном соответствии со

смыслом;

- подбирать существительные к прилагательному

(белый-снег, сахар, мел);

- группировать слова со сходным значением (шалун

– озорник – проказник) и противоположным (слабый

– сильный, пасмурно- солнечно);

- находить слова, обозначающие взаимоотношения

людей, их профессии.

Формирует грамматический строй речи,

объясняя, как:

- согласовывать слова в предложениях(пять груш,

трое ребят);

- образовывать новые однокоренные слова (хлеб –

хлебница, масло – маслёнка);

- составлять по образцу простые и сложные

предложения;

-пользоваться прямой и косвенной речью.

Существуют ли универсальные приёмы

развития речи.

Освоение речи лучше происходит в специальных

коммуникативных ситуациях: игре-драматизации и

во время устного рассказа, который

разворачивается как ролевая совместная

деятельность.

В игре-драматизации наглядно моделируется

художественный текст при помощи сцен(эпизодов),

соотнесения слова и движения, действия, мимики,

жеста, взгляда. Совершается «многогранное»

восприятие текста. Всё это создаёт

благоприятные условия для заимствования,

понимания и активизации форм и конструкций речи.

Аналогичное воздействие на речь имеют народные

игры «Репка», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди» и

др., а также конкурсы загадок. С детьми 5-6 лет

инсценируют народные сказки «Гуси-лебеди»,

«Рукавичка», авторские сказки и рассказы: «Поезд»

Я.Тайца, «Кто сказал «мяу»?» В.Сутеева, «Про

глупого мышонка» С.Маршак и др. Дети могут

разыгрывать театрализованные представления

для родителей, детей из других групп.

В обучении дошкольников речи большую роль

играют художественные произведения. Дети

эмоционально реагируют на повествование:

стараются угадать развитие сюжета,

переживают за любимых героев, часто

ассоциируют себя с ними.

Произведение должно иметь высокую

художественную ценность, быть доступным для

восприятия детей и подходить в качестве

материала для объяснения новых понятий, явлений,

отношений. Необходимо специально создавать

вокруг ребёнка гармоничную обстановку, которая

помогала бы войти в мир художественных образов.

Почему важно научить ребёнка не только

говорить, но и слушать, наблюдать?

При обучении связной речи не менее важно

привить ребёнку умение слушать активно. Этому

может помочь только взрослый, давая ребёнку

образец речевого поведения.

Проблема. Родители часто игнорируют слова

ребёнка, считая их не стоящими внимания,

перебивают, не дослушав до конца, не проявляют

заинтересованности в разговоре.

Решение. Услышать – значит сосредоточиться на

том, что говорит собеседник, стремиться понять,

что он хочет сказать, и воспринять не только

смысл слов, но и его эмоции, душевное состояние.

Выслушивать ребёнка непросто. Требуется время

и огромное терпение. Часто даже для того, чтобы

просто дать ребёнку возможность говорить, не

перебивая его. Внимательно выслушивая ребёнка ,

мы принимаем его как личность.

В заключение отметим, что для детей важна

реакция взрослого на то, что и как он говорит. Она

должна быть честной, спокойной и

доброжелательной.

Воспитатели, родители обязаны слушать и

слышать его всегда. И обязательно – с любовью.



В раздел образования




Яндекс.Метрика