Напоминание

"Учимся, играя"


Автор: Егорова Ольга Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ НСО "Татарский педагогический колледж"
Населённый пункт: города Татарска Новосибирской области
Наименование материала: сборник дидактических игр
Тема: "Учимся, играя"
Раздел: начальное образование





Назад




Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

Новосибирской области

«Татарский педагогический колледж»

СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

«Учимся, играя!»

Составители:

Егорова О.Г., преподаватель,

Гудкова И.В., студентка 502группы

Татарск, 2017

От составителей

Для дитяти игра – действительность,

и действительность гораздо более интересная,

чем та, которая его окружает

К.Д. Ушинский

Русский

язык

является

одним

из

сложных

и

далеко

не

самых

интересных предметов в школе. Поэтому необходимо постоянно развивать у

учащихся

интерес

к

этому

предмету,

делать

уроки

как

можно

более

увлекательными.

В

этом

и

могут

помочь

дидактические

игры,

их

систематическое

использование на уроках.

Именно через дидактические

игры можно привлечь внимание детей к предмету, развить у них интерес,

заинтересованность

в

получении

знаний.

В

игре

на

уроке

у

учащихся

развиваются психические процессы, а изучаемый материал усваивается и

запоминается лучше, чем на обычных уроках. Применение дидактических

игр способствует не только повышению интереса к учению, но и повышает

качество

самого

обучения,

способствует

достижению

планируемых

предметных результатов. В игре ребенок с большим интересом и охотой

выполняет то, что вне ее ему кажется очень трудным и неинтересным.

Игра как дидактическое средство, как «путь детей к познанию мира, в

котором

они

живут

и

который

призваны

изменять»,

используется

в

начальной школе, но нерегулярно.

Дидактические

игры

представляют

собой

игровое

обучение.

Обучающий

характер

дидактических

игр

основан

на

важнейшей

закономерности игровой деятельности детей – стремлении действовать по

мотивам воображаемой ситуации. Воображаемые условия, присутствующие в

играх

учащихся,

служат

лишь

оболочкой

для

игр

с

дидактическими

правилами. Детей к ним побуждает стремление проявить догадку, ловкость,

смекалку в умственной деятельности. В основе любой дидактической игры

лежит какая-то «тайна», неизвестность результата.

Ценным средством стимулирования интереса к учению можно назвать

познавательные или дидактические игры, которые опираются на создание в

учебном

процессе

игровых

ситуаций.

Игра

давно

уже

используется

как

средство побуждения интереса к учению. Игра всегда связана с различными

переживаниями детей:

волнением, чувством ответственности, торжеством

победы, радостью успеха, отчаянием, огорчением в случае неудачи и др.

Внесение

элементов

занимательности,

непосредственно

связанных

с

изучением материала создает положительные эмоции, которые обеспечивают

успешное протекание целенаправленной деятельности школьников.

Игровая

форма

занятий

создается

на

уроках

при

помощи

игровых

приемов

и

ситуаций,

которые

выступают

как

средство

побуждения,

стимулирования

учащихся

к

учебной

деятельности.

Реализация

игровых

приемов

и

ситуаций

при

урочной

форме

занятий

проходит

по

таким

основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве её средства;

в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют

переходу дидактических задач в разряд игровых;

Дидактические игры, представленные в сборнике, направлены не только

на развитие познавательных процессов и интереса младших школьников, но

и на достижение предметных результатов по русскому языку.

Составленный сборник представляет собой подборку дидактических игр к

урокам

русского

языка,

которые

классифицированы

по

содержательным

линиям

и

разделам

русского

языка

и

в

соответствии

с

предметными

результатами,

обозначенными

в

Примерной

основной

образовательной

программе начального общего образования.

Предметный результат из

Примерной основной

образовательной программы

Название игры

начального общего образования

Содержательная линия«Система языка»Раздел «Фонетика и графика»

-различать звуки и буквы;

«Кто больше? Кто быстрее?»

«Превращение слов»

«Метаграмма»

-характеризовать

звуки

русского

языка: гласные ударные/безударные;

с о гл а с н ы е

т в ё р д ы е / м я г к и е ,

парные/непарные твёрдые и мягкие;

с о гл а с н ы е

з в о н к и е / г л у х и е ,

парные/непарные звонкие и глухие;

«Найди картинке ее домик»

-пользоваться русским алфавитом на

основе

знания

последовательности

букв в нем для упорядочивания слов

и поиска необходимой информации

в

р а з л и ч н ы х

с л о в а р я х

и

справочниках.

«Каждому слову своё место»

Раздел«Состав слова (морфемика)»

- р а з л и ч а т ь

и з м е н я е м ы е

и

неизменяемые слова;

« Не попадись в ловушку»

- р а з л и ч а т ь

р о д с т в е н н ы е

(однокоренные)

слова

и

формы

слова;

«Корректор»

-находить

в

словах

с

однозначно

в ы д е л я е м ы м и

м о р ф е м а м и

окончание,

корень,

приставку,

суффикс.

«Домино»

Раздел«Лексика»

-определять

значение

слова

по

тексту

или

уточнять

с

помощью

толкового словаря

«Знатоки»

- п о д б и р а т ь

с и н о н и м ы

д л я

устранения повторов в тексте.

«Слова -близнецы»

Раздел«Морфология»

-распознавать

грамматиче ские

признаки слов;

«Самые быстрые»

-

с

у ч е т о м

с о в о к у п н о с т и

в ы я в л е н н ы х

п р и з н а ко в

( ч т о

называет,

на

какие

в о п р о с ы

отвечает, как изменяется) относить

слова

к

определенной

группе

основных

частей

речи

(имена

с у щ е с т в и т е л ь н ы е ,

и м е н а

прилагательные, глаголы).

«Королева Морфологии»

«Не ошибись»

Раздел«Синтаксис»

-р а з л и ч а т ь

п р е д л о ж е н и е ,

словосочетание, слово;

«В лес по грибы»

-классифицировать предложения по

цели

высказывания,

находить

повествовательные/побудительные/в

опросительные предложения;

«Поместите рыбку в аквариум»

-определять

восклицательную/невосклицательну

ю интонацию предложения;

«Интонируем»

-находить главные и второстепенные

(без

деления

на

виды)

члены

предложения;

«Зоркий глаз»

Содержательная линия«Орфография и пунктуация»

-применять правила правописания (в объёме содержания курса)

-проверяемые безударные гласные в

корне слова;

« Орешки для белочки »

«Лучший капитан»

- н е п р о в е р я е м ы е

гл а с н ы е

и

согласные

в

корне

слова

( н а

ограниченном перечне слов);

« Лучший грибник »

-разделительные ъ и ь;

« Поставь цветы – слова в вазу »

-

р о д о в ы е

о к о н ч а н и я

и м е н

прилагательных;

« Лучший нападающий»

Содержательная линия«Развитие речи»

-выражать собственное мнение и

аргументировать его;

«Кто лучше докажет?»

-составлять план текста;

«Чей план лучше?»

-сочинять письма, поздравительные

открытки,

записки

и

д р у г и е

небольшие тексты для конкретных

ситуаций общения.

«Кто продолжит лучше?»

Содержание

От составителя

1.Содержательная линия «Система языка»

1.1.Раздел «Фонетика и графика»……………………………26

«Кто больше? Кто быстрее?»

«Превращение слов»

«Метаграмма»

«Найди картинке ее домик»

«Каждому слову своё место»

1.2.Раздел «Состав слова (морфемика)»……………………..27

«Не попадись в ловушку»

«Корректор»

«Домино»

1.3.Раздел «Лексика»……………………………………………30

«Знатоки»

«Слова - близнецы»

1.4.Раздел «Морфология»………………………………………..31

«Самые быстрые »

«Королева Морфологии»

«Не ошибись»

1.5.Раздел «Синтаксис»…………………………………………32

«В лес по грибы»

«Поместите рыбку в аквариум»

«Интонируем»

«Зоркий глаз»

2.Содержательная линия «Орфография и пунктуация»……….35

«Орешки для белочки»

«Лучший капитан»

«Лучший грибник»

«Поставь цветы – слова в вазу»

«Лучший нападающий»

3.Содержательная линия «Развитие речи»………………………36

«Кто лучше докажет?»

«Чей план лучше?»

«Кто продолжит лучше?»

Список литературы …………………………………………………37

1.Содержательная линия «Система языка»

1.1 Раздел «Фонетика и графика»

Кто больше? или Кто быстрее?

1.Запишите слова, в которых больше букв, чем звуков (конь), и наоборот –

больше звуков, чем букв (ёж).

2.Запишите

за

определенное

время

как

можно

больше

слов,

в

которых:

а) все буквы соответствуют звукам (мир, правда, работа и т.д.);

б) одна буква не соответствует звуку (труд);

в) больше букв, чем звуков (конь);

г) больше звуков, чем букв (ёж).

Превращение слов

Превратите одно слово в другое, изменяя в каждом последующем слове

только один звук. Кто быстрее?

- реку в море; ночь в день и др.

Метаграммма

Это

загадка,

в

которой

надо

отгадать

слово,

заменяя

один

звук

(букву)

другим. Например:

С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким – сам звеню я на раздолье. (Колос – голос)

С к - он мягкий и пушистый,

С р - он очень уж речистый,

С м - он тратит много денег,

С б - по озеру он едет. (Кот - рот - мот – бот)

Найди картинке ее домик

Для

этой

игры-соревнования

потребуется

два

картонных

домика

с

кармашками для картинок: один – с красным кружком – символом на крыше,

другой – с синим и набор предметных картинок.

Детям предлагается, подходя по очереди к столу педагога, взять одну из

картинок, назвать изображенный на ней предмет и, выделив в его названии

первый звук, определить, гласный он или согласный. В зависимости от этого

картинка помещается в один или другой домик. Игра продолжается до тех

пор, пока все картинки не будут разложены по местам.

Каждому слову свое место

Каждая команда получает набор из пяти карточек с названиями животных.

Нужно расставить карточки в алфавитном порядке.

1 команда:Гусь, аист, дельфин, волк, барабан, индюк, еж, змея, енот, жираф,

орел, лиса, коза, носорог, медведь.

2 команда: Мышь, осел, лебедь, петух, норка, утка, сова, тюлень. Филин, рысь,

чайка, щука, хорек, шмель, цапля.

1.2.Раздел «Состав слова (морфемика)»

Не попадись в ловушку

Для проведения игры понадобится две корзинки, 29 карточек с изменяемыми

и

неизменяемыми

словами.

Участникам

игры

предлагается

распределить

слова в корзинки, имеющие названия: «Изменяемые слова», «Неизменяемые

слова». Победителями игры становятся участники команды, которые вперед

распределили слова в соответствующие корзинки.

Пример слов:Метро, кино, гроза, синий, пальто, красивый,

фортепиано,

помидор, весёлый, кукла и др.

Корректор

Для проведения игры понадобится сундучок с карточками родственных слов

и

формы

слова,для

каждой

группы.

Участники

команды

поочередно

вынимают из сундучка карточки со словами. Нужно распределить в два

столбика родственные слова и формы одного и того же слова. Победителями

игры становятся участники команды, выполнившие вперёд задание.

1-группа 2-группа 3-группа

Трава снег береза

Травы снежный березовый

Травяной снега березы

Травка снеговой подберезовик

О траве о снеге о березе

Домино

Для проведения игры понадобится 36 карточек: 18 карточек с морфемой

«корень», по 6 карточек с морфемами «приставка», «суффикс», «окончание»

(можно вырезать из листа картона А4 и нарисовать привычное нам

схематичное изображение морфем). Каждому участнику также выдается

информационная карточка следующего содержания:

Приставка

Значимая часть слова, которая образует новые слова. Стоит перед

корнем.

Корень

Общая часть родственных слов, в которой заключено их основное

значение.

Суффикс

Значимая часть слова, которая образует новые слова. Стоит после

корня.

Окончание

Изменяемая часть слова, которая образует новые слова и связывает

слова в словосочетания и предложения.

Количество участников 2-4. Ориентировочный возраст – начиная с учеников

2 класса, морфемы можно вводить постепенно, по мере освоения материала

школьной программы.

Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество баллов. В течение

игры слова не должны повторяться. Баллы начисляются по следующей шкале

(шкала основана на приоритете составления сложных слов перед

несколькими простыми):

Слово с 1 морфемой (корень) – 1 балл;

с 2 морфемами (корень+) – 3 балла;

с 3 морфемами (корень++) – 5 баллов;

с 4 и более морфемами – добавляется 1 балл за каждую, например, 5 морфем

– 7 баллов.

Карточки выкладываются на стол в перевернутом виде. Игроки по очереди

берут по одной карточке. Если игрок может составить слово,

соответствующее указанной на карточке морфеме, он называет его вслух,

обозначая имеющиеся морфемы (например, «грибы» - корень «гриб»,

окончание «ы»).

Если слово составлено правильно, карточки кладутся в отбой, игроку

записываются баллы. Если слово названо неправильно, все использованные

карточки кладутся в отбой, баллы не начисляются, ход переходит к сидящему

слева игроку.

У игрока есть выбор – использовать карточку сразу, назвав слово;

использовать карточку совместно с имеющимися на руках карточками

(вариант возможен во втором и последующих ходах); оставить карточку себе

для использования в дальнейшем совместно с другими карточками.

Например, у игрока на руках есть морфемы «суффикс». В очередной ход он

вытягивает карточку с морфемой «корень», и также решает оставить ее на

руках. В следующий ход игрок вытягивает морфему «окончание». Используя

три карточки, называет слово «рисовый» и получает 5 баллов.

Игра заканчивается, когда ни один игрок не может составить слово с

имеющимися у него карточками. Игру можно разнообразить, но о точных

правилах и используемых усложнениях игроки должны договориться до

начала игры.

Усложнение №1.

Любой из игроков может вне своей очереди составить однокоренное слово,

используя имеющиеся у него на руках карточки. Баллы начисляются по

общему правилу. Выгода – использование чужой морфемы «корень» и

получение дополнительных баллов. Очередность хода не меняется,

составление однокоренного слова не считается за ход.

Например, Игрок №1 использует морфему «корень», называет слово «дом». У

Игрока №3 есть на руках карточка «суффикс» и «окончание». Он называет

слово «домище» и получает 5 баллов, так как использует три морфемы – две

свои и одну Игрока №1. Порядок ходов не меняется, следовательно, ход

переходит к Игроку №2, сидящему слева от Игрока №1.

Примечание: нельзя создавать формы слова (кот-котом), только однокоренные

(кот-котик).

Усложнение №2.

Игрок может предложить любому другому игроку уступить ему одну или

несколько карточек с морфемой. В данном случае заработанные баллы

делятся между игроками пополам. Например, игрок №1 вытянут морфему

«суффикс», своих карт на руках нет. Он может назвать слово «дух» и

заработать 1 балл. Может сохранить карточку до следующего хода. Может

предложить Игроку №2 использовать имеющиеся у него карточки «суффикс»

и «окончание», назвать слово «духовный» и заработать 2,5 балла себе и 2,5

балла Игроку №2. Игрок №2 может отказаться от сделки, если считает, что

ему выгоднее подождать, пока он сам вытянет карточку «корень» или

согласиться, если, например, в колоде мало карт и есть вероятность того, что

слово составить не получится (игроки усваивают, что основная смысловая и

словообразующая нагрузка лежит на «корне»). Очередность ходов не

меняется, поэтому после подсчета баллов ход переходит к Игроку №2.

1.3.Раздел «Лексика»

Знатоки

Для игры понадобиться карточки со словами

и карточки с лексическим

значением слов для групп и таблицы.

Участникам

игры

необходимо

распределить

слово

и

его

значение

в

соответствующий столбец таблицы. Побеждает та команда, которая быстрее

справиться с заданием.

Слово

Значение слова

Слова - близнецы

Учитель

называет

слово

(армия,

блестеть,

большой,

бороться,

бояться,

бросать,

быстрый,

вежливый,

горячий,

греметь,

дети,

доктор,

есть,

интересный,

красивый,

мерзнуть,

одежда,

плакать,

победить,

работа,

радоваться и др.) Дети подбирают синонимы (войско, сиять, громадный,

сражаться и т.д.). Выигрывает тот, кто назовёт синоним последним.

1.4.Раздел «Морфология»

Самые быстрые

Для игры понадобиться карточки со словами, таблица.

Участникам

игры

предлагается

распределить

карточки

со

словами

в

соответствующую колонку таблицы. Побеждает тот, кто быстрее справиться

с заданием.

Мужской род

Женский род

Средний род

Пример слов :

дерево, гриб,

девочка, мальчик, собака, цветок, машина,

колесо, пчела, медведь, стол, табуретка.

Королева Морфология

Для игры понадобится карточки со словами и таблица с названием частей

речи. Участникам предлагаетсяпобывать в роли королевы Морфологии и

распределить данные слова в соответствующую колонку таблицы.

Имя прилагательное

Имя существительное

Глагол

Пример

слов: бегать,

читает,

веселый,

ручка,

играют,

пенал,

стол,

читательский, умный, смелый, ответственный, девочка, мальчик, прыгает.

Не ошибись

Дети встают в круг, ведущий в середине. Он кидает мяч поочередно и

одновременно произносит слово. Если оно если оно относиться к имени

существительному,

то

играющие

ловят

мяч

двумя

руками.

Если

слово

относиться к прилагательному отбивают руками. Если слово относиться к

глаголу, ловят одной рукой. Учащиеся, допустившие ошибки выходят из

круга.

1.5.Раздел «Синтаксис»

В лес по грибы

Для игры понадобится карточки - грибы для каждой группы, 3 лукошка.

Каждой группе участников предлагается распределить данные карточки –

грибы

в

лукошки

с

названиями:

«Слово»,

«Словосочетание»,

«Предложение».

Побеждает

та команда, которая быстрее справиться с

заданием.

Помести рыбку в аквариум

Для игры понадобиться три аквариума с названиями: «Повествовательные

предложения»,

«Вопросительные

предложения»,

«Побудительные

предложения»

;

рыбки

предложения.

Участникам

команд

предлагается

рыбки-предложения поместить в нужный аквариум. Побеждает та команда,

которая быстрее справится с заданием.

Повествовательные предложения:

1. Вика сегодня принесла домой котенка.

2. Мальчик подошел к окну, распахнул его и помог Змею отцепиться.

3. Город спал.

4. В классе стоял шум и гам.

5. Фантик опять ничего не ответил и нажал на педаль.

Вопросительныепредложения:

1. А почему вы не в школе?

2. Вы хотите, чтобы ваши родители огорчились?

3. А ты помнишь, как называлась дедушкина сказка?

4. Что же ты натворил?

5. Помнишь, что мама нам говорила?

Побудительныепредложения:

1. Съешь ещё мороженого!

2. Не будь ужасным ребенком!

3. Бежим скорее в школу!

4. Будьте осторожны с газом и водой!

5. Сходи в магазин за продуктами!

Интонируем

Для проведения игры потребуется

деформированные предложения и

два

конвертика

с названиями видов предложения по интонации. Участникам

игры необходимо составитьпредложение, определить его вид и поместить в

соответствующий конверт, после чего участникам

предлагается прочитать

составленное предложение с нужной интонацией.

В темный лес дремучий.

Заглянула осень.

Сколько свежих шишек!

У зелёных сосен.

Сколько алых ягод.

У лесной рябинки!

Зоркий глаз

Участникам команд предлагаются предложения. Игрокам необходимо найти

в

тексте

главные

и

второстепенные

члены

предложения

и

занести

их

в

соответствующую колонку таблицы.

Главные члены

предложения

Второстепенные члены

предложения

2.Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Орешки для белочки

Для проведения игры потребуется орешки –слова. Учащимся предлагается

помочь

белочке

собрать

нужные

орешки.

Одна

группа

собирает

слова

-

орешки с безударной гласной е в корне , другая – с и. Побеждает та группа ,

которая быстрее справится с заданием.

Лучший грибник

Для игры понадобится корзинки и грибы-слова, в одну складываются грибы –

слова, в которых вставлена буква о, а в другую- буква а.

Используемые

слова:

п..года,

т..пор,

к..мпьютер,

тр..мвай,

..втобус,

тр..ллейбус,

р..кета,

в..кзал,

м..лина,

ш..фер,п..мидор,

..гурец,

т..релка,

х..роший.

Лучший капитан

На доске отмечаются берега: берег Е и берег И. Учащимся необходимо

поочередно

выходить

к

доске

,

взять

слово

и

отнести

его

к

соответствующему берегу.

Используемые слова:

с..нева, веч..р, в..шневый, встр..пенулся, ш..лестел,

прибл..жался, обл..гчение.

Поставь цветы – слова в вазу

Для игры понадобиться две

вазы и слова- цветы. В одной вазе – слова с

разделительным

ь, в другой – разделительным ъ. Участникам команды

предлагается поставить цветы- слова в соответствующую вазу. Побеждает та

команда, которая быстрее справится с заданием.

Лучший нападающий

Изображение трех ворот, на которых

написаны родовые окончания имен

прилагательных: 1) – ый, - ий; 2) – ая, - яя; 3) – ое, -ее.

Мячи – словосочетания необходимо забить в нужные ворота ( окончания

имен прилагательных пропущены ).

Используемые словосочетания:

вкусн..

яблоко, кожан..

мяч, весенн..

солнце, сладк.. пирог, домашн.. работа, аккуратн.. девочка, син.. платье,

утренн.. заря.

3.Содержательная линия «Развитие речи»

Кто лучше докажет?

Нужно доказать, что слово ШКОЛА- имя существительное, ВЕСЕЛЫЙ- имя

прилагательное, ИГРАТЬ - глагол. Каждый игрок

должен оформить

свое

доказательство

в

виде

связного

рассуждения,

опираясь

на

признаки

и

свойства данного слова и части речи. Класс определяет победителя.

Чей план лучше?

Всем командам вручается текст одинакового содержания . Нужно озаглавить

текст и составить план. Когда все команды закончат работу, они зачитывают

свой

вариант

плана.

Класс

определяет

команду,

составившую

наиболее

удачный план и заголовок.

Кто поздравит лучше?

Для игры понадобиться разрезанная на части открытка с поздравлением на

обратной

стороне.

Участникам

необходимо

собрать

из

данных

частей

открытку и проложить поздравление.

Список используемой литературы

1.

Блехер

Ф.Н.

Дидактические

игры

и

занимательные

упражнения

в

начальных классах. – Москва «Просвещение»,2014.-184с.

2.

Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка/Н. М.

Бетенькова, Д. С. Фонин. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО

«Издательство АСТ», 2013. – 270, [2] c.

3.

Каликина Л.Ф. Дидактическая игра как средство развития учебно-

познавательного интереса учащихся на уроках русского языка.

4.

Карпова Е.В. Дидактические игры в начальной школе. Популярное

пособие

для

родителей

и

педагогов.

Ярославль:

«

Академия

развития», 2013. – 240 с



В раздел образования




Яндекс.Метрика