Автор: Егорова Ольга Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ НСО "Татарский педагогический колледж"
Населённый пункт: города Татарска Новосибирской области
Наименование материала: сборник дидактических игр
Тема: "Учимся, играя"
Раздел: начальное образование
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
Новосибирской области
«Татарский педагогический колледж»
СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
«Учимся, играя!»
Составители:
Егорова О.Г., преподаватель,
Гудкова И.В., студентка 502группы
Татарск, 2017
От составителей
Для дитяти игра – действительность,
и действительность гораздо более интересная,
чем та, которая его окружает
К.Д. Ушинский
Русский
язык
является
одним
из
сложных
и
далеко
не
самых
интересных предметов в школе. Поэтому необходимо постоянно развивать у
учащихся
интерес
к
этому
предмету,
делать
уроки
как
можно
более
увлекательными.
В
этом
и
могут
помочь
дидактические
игры,
их
систематическое
использование на уроках.
Именно через дидактические
игры можно привлечь внимание детей к предмету, развить у них интерес,
заинтересованность
в
получении
знаний.
В
игре
на
уроке
у
учащихся
развиваются психические процессы, а изучаемый материал усваивается и
запоминается лучше, чем на обычных уроках. Применение дидактических
игр способствует не только повышению интереса к учению, но и повышает
качество
самого
обучения,
способствует
достижению
планируемых
предметных результатов. В игре ребенок с большим интересом и охотой
выполняет то, что вне ее ему кажется очень трудным и неинтересным.
Игра как дидактическое средство, как «путь детей к познанию мира, в
котором
они
живут
и
который
призваны
изменять»,
используется
в
начальной школе, но нерегулярно.
Дидактические
игры
представляют
собой
игровое
обучение.
Обучающий
характер
дидактических
игр
основан
на
важнейшей
закономерности игровой деятельности детей – стремлении действовать по
мотивам воображаемой ситуации. Воображаемые условия, присутствующие в
играх
учащихся,
служат
лишь
оболочкой
для
игр
с
дидактическими
правилами. Детей к ним побуждает стремление проявить догадку, ловкость,
смекалку в умственной деятельности. В основе любой дидактической игры
лежит какая-то «тайна», неизвестность результата.
Ценным средством стимулирования интереса к учению можно назвать
познавательные или дидактические игры, которые опираются на создание в
учебном
процессе
игровых
ситуаций.
Игра
давно
уже
используется
как
средство побуждения интереса к учению. Игра всегда связана с различными
переживаниями детей:
волнением, чувством ответственности, торжеством
победы, радостью успеха, отчаянием, огорчением в случае неудачи и др.
Внесение
элементов
занимательности,
непосредственно
связанных
с
изучением материала создает положительные эмоции, которые обеспечивают
успешное протекание целенаправленной деятельности школьников.
Игровая
форма
занятий
создается
на
уроках
при
помощи
игровых
приемов
и
ситуаций,
которые
выступают
как
средство
побуждения,
стимулирования
учащихся
к
учебной
деятельности.
Реализация
игровых
приемов
и
ситуаций
при
урочной
форме
занятий
проходит
по
таким
основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве её средства;
в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют
переходу дидактических задач в разряд игровых;
Дидактические игры, представленные в сборнике, направлены не только
на развитие познавательных процессов и интереса младших школьников, но
и на достижение предметных результатов по русскому языку.
Составленный сборник представляет собой подборку дидактических игр к
урокам
русского
языка,
которые
классифицированы
по
содержательным
линиям
и
разделам
русского
языка
и
в
соответствии
с
предметными
результатами,
обозначенными
в
Примерной
основной
образовательной
программе начального общего образования.
Предметный результат из
Примерной основной
образовательной программы
Название игры
начального общего образования
Содержательная линия«Система языка»Раздел «Фонетика и графика»
-различать звуки и буквы;
«Кто больше? Кто быстрее?»
«Превращение слов»
«Метаграмма»
-характеризовать
звуки
русского
языка: гласные ударные/безударные;
с о гл а с н ы е
т в ё р д ы е / м я г к и е ,
парные/непарные твёрдые и мягкие;
с о гл а с н ы е
з в о н к и е / г л у х и е ,
парные/непарные звонкие и глухие;
«Найди картинке ее домик»
-пользоваться русским алфавитом на
основе
знания
последовательности
букв в нем для упорядочивания слов
и поиска необходимой информации
в
р а з л и ч н ы х
с л о в а р я х
и
справочниках.
«Каждому слову своё место»
Раздел«Состав слова (морфемика)»
- р а з л и ч а т ь
и з м е н я е м ы е
и
неизменяемые слова;
« Не попадись в ловушку»
- р а з л и ч а т ь
р о д с т в е н н ы е
(однокоренные)
слова
и
формы
слова;
«Корректор»
-находить
в
словах
с
однозначно
в ы д е л я е м ы м и
м о р ф е м а м и
окончание,
корень,
приставку,
суффикс.
«Домино»
Раздел«Лексика»
-определять
значение
слова
по
тексту
или
уточнять
с
помощью
толкового словаря
«Знатоки»
- п о д б и р а т ь
с и н о н и м ы
д л я
устранения повторов в тексте.
«Слова -близнецы»
Раздел«Морфология»
-распознавать
грамматиче ские
признаки слов;
«Самые быстрые»
-
с
у ч е т о м
с о в о к у п н о с т и
в ы я в л е н н ы х
п р и з н а ко в
( ч т о
называет,
на
какие
в о п р о с ы
отвечает, как изменяется) относить
слова
к
определенной
группе
основных
частей
речи
(имена
с у щ е с т в и т е л ь н ы е ,
и м е н а
прилагательные, глаголы).
«Королева Морфологии»
«Не ошибись»
Раздел«Синтаксис»
-р а з л и ч а т ь
п р е д л о ж е н и е ,
словосочетание, слово;
«В лес по грибы»
-классифицировать предложения по
цели
высказывания,
находить
повествовательные/побудительные/в
опросительные предложения;
«Поместите рыбку в аквариум»
-определять
восклицательную/невосклицательну
ю интонацию предложения;
«Интонируем»
-находить главные и второстепенные
(без
деления
на
виды)
члены
предложения;
«Зоркий глаз»
Содержательная линия«Орфография и пунктуация»
-применять правила правописания (в объёме содержания курса)
-проверяемые безударные гласные в
корне слова;
« Орешки для белочки »
«Лучший капитан»
- н е п р о в е р я е м ы е
гл а с н ы е
и
согласные
в
корне
слова
( н а
ограниченном перечне слов);
« Лучший грибник »
-разделительные ъ и ь;
« Поставь цветы – слова в вазу »
-
р о д о в ы е
о к о н ч а н и я
и м е н
прилагательных;
« Лучший нападающий»
Содержательная линия«Развитие речи»
-выражать собственное мнение и
аргументировать его;
«Кто лучше докажет?»
-составлять план текста;
«Чей план лучше?»
-сочинять письма, поздравительные
открытки,
записки
и
д р у г и е
небольшие тексты для конкретных
ситуаций общения.
«Кто продолжит лучше?»
Содержание
От составителя
1.Содержательная линия «Система языка»
1.1.Раздел «Фонетика и графика»……………………………26
«Кто больше? Кто быстрее?»
«Превращение слов»
«Метаграмма»
«Найди картинке ее домик»
«Каждому слову своё место»
1.2.Раздел «Состав слова (морфемика)»……………………..27
«Не попадись в ловушку»
«Корректор»
«Домино»
1.3.Раздел «Лексика»……………………………………………30
«Знатоки»
«Слова - близнецы»
1.4.Раздел «Морфология»………………………………………..31
«Самые быстрые »
«Королева Морфологии»
«Не ошибись»
1.5.Раздел «Синтаксис»…………………………………………32
«В лес по грибы»
«Поместите рыбку в аквариум»
«Интонируем»
«Зоркий глаз»
2.Содержательная линия «Орфография и пунктуация»……….35
«Орешки для белочки»
«Лучший капитан»
«Лучший грибник»
«Поставь цветы – слова в вазу»
«Лучший нападающий»
3.Содержательная линия «Развитие речи»………………………36
«Кто лучше докажет?»
«Чей план лучше?»
«Кто продолжит лучше?»
Список литературы …………………………………………………37
1.Содержательная линия «Система языка»
1.1 Раздел «Фонетика и графика»
Кто больше? или Кто быстрее?
1.Запишите слова, в которых больше букв, чем звуков (конь), и наоборот –
больше звуков, чем букв (ёж).
2.Запишите
за
определенное
время
как
можно
больше
слов,
в
которых:
а) все буквы соответствуют звукам (мир, правда, работа и т.д.);
б) одна буква не соответствует звуку (труд);
в) больше букв, чем звуков (конь);
г) больше звуков, чем букв (ёж).
Превращение слов
Превратите одно слово в другое, изменяя в каждом последующем слове
только один звук. Кто быстрее?
- реку в море; ночь в день и др.
Метаграммма
Это
загадка,
в
которой
надо
отгадать
слово,
заменяя
один
звук
(букву)
другим. Например:
С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье. (Колос – голос)
С к - он мягкий и пушистый,
С р - он очень уж речистый,
С м - он тратит много денег,
С б - по озеру он едет. (Кот - рот - мот – бот)
Найди картинке ее домик
Для
этой
игры-соревнования
потребуется
два
картонных
домика
с
кармашками для картинок: один – с красным кружком – символом на крыше,
другой – с синим и набор предметных картинок.
Детям предлагается, подходя по очереди к столу педагога, взять одну из
картинок, назвать изображенный на ней предмет и, выделив в его названии
первый звук, определить, гласный он или согласный. В зависимости от этого
картинка помещается в один или другой домик. Игра продолжается до тех
пор, пока все картинки не будут разложены по местам.
Каждому слову свое место
Каждая команда получает набор из пяти карточек с названиями животных.
Нужно расставить карточки в алфавитном порядке.
1 команда:Гусь, аист, дельфин, волк, барабан, индюк, еж, змея, енот, жираф,
орел, лиса, коза, носорог, медведь.
2 команда: Мышь, осел, лебедь, петух, норка, утка, сова, тюлень. Филин, рысь,
чайка, щука, хорек, шмель, цапля.
1.2.Раздел «Состав слова (морфемика)»
Не попадись в ловушку
Для проведения игры понадобится две корзинки, 29 карточек с изменяемыми
и
неизменяемыми
словами.
Участникам
игры
предлагается
распределить
слова в корзинки, имеющие названия: «Изменяемые слова», «Неизменяемые
слова». Победителями игры становятся участники команды, которые вперед
распределили слова в соответствующие корзинки.
Пример слов:Метро, кино, гроза, синий, пальто, красивый,
фортепиано,
помидор, весёлый, кукла и др.
Корректор
Для проведения игры понадобится сундучок с карточками родственных слов
и
формы
слова,для
каждой
группы.
Участники
команды
поочередно
вынимают из сундучка карточки со словами. Нужно распределить в два
столбика родственные слова и формы одного и того же слова. Победителями
игры становятся участники команды, выполнившие вперёд задание.
1-группа 2-группа 3-группа
Трава снег береза
Травы снежный березовый
Травяной снега березы
Травка снеговой подберезовик
О траве о снеге о березе
Домино
Для проведения игры понадобится 36 карточек: 18 карточек с морфемой
«корень», по 6 карточек с морфемами «приставка», «суффикс», «окончание»
(можно вырезать из листа картона А4 и нарисовать привычное нам
схематичное изображение морфем). Каждому участнику также выдается
информационная карточка следующего содержания:
Приставка
Значимая часть слова, которая образует новые слова. Стоит перед
корнем.
Корень
Общая часть родственных слов, в которой заключено их основное
значение.
Суффикс
Значимая часть слова, которая образует новые слова. Стоит после
корня.
Окончание
Изменяемая часть слова, которая образует новые слова и связывает
слова в словосочетания и предложения.
Количество участников 2-4. Ориентировочный возраст – начиная с учеников
2 класса, морфемы можно вводить постепенно, по мере освоения материала
школьной программы.
Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество баллов. В течение
игры слова не должны повторяться. Баллы начисляются по следующей шкале
(шкала основана на приоритете составления сложных слов перед
несколькими простыми):
Слово с 1 морфемой (корень) – 1 балл;
с 2 морфемами (корень+) – 3 балла;
с 3 морфемами (корень++) – 5 баллов;
с 4 и более морфемами – добавляется 1 балл за каждую, например, 5 морфем
– 7 баллов.
Карточки выкладываются на стол в перевернутом виде. Игроки по очереди
берут по одной карточке. Если игрок может составить слово,
соответствующее указанной на карточке морфеме, он называет его вслух,
обозначая имеющиеся морфемы (например, «грибы» - корень «гриб»,
окончание «ы»).
Если слово составлено правильно, карточки кладутся в отбой, игроку
записываются баллы. Если слово названо неправильно, все использованные
карточки кладутся в отбой, баллы не начисляются, ход переходит к сидящему
слева игроку.
У игрока есть выбор – использовать карточку сразу, назвав слово;
использовать карточку совместно с имеющимися на руках карточками
(вариант возможен во втором и последующих ходах); оставить карточку себе
для использования в дальнейшем совместно с другими карточками.
Например, у игрока на руках есть морфемы «суффикс». В очередной ход он
вытягивает карточку с морфемой «корень», и также решает оставить ее на
руках. В следующий ход игрок вытягивает морфему «окончание». Используя
три карточки, называет слово «рисовый» и получает 5 баллов.
Игра заканчивается, когда ни один игрок не может составить слово с
имеющимися у него карточками. Игру можно разнообразить, но о точных
правилах и используемых усложнениях игроки должны договориться до
начала игры.
Усложнение №1.
Любой из игроков может вне своей очереди составить однокоренное слово,
используя имеющиеся у него на руках карточки. Баллы начисляются по
общему правилу. Выгода – использование чужой морфемы «корень» и
получение дополнительных баллов. Очередность хода не меняется,
составление однокоренного слова не считается за ход.
Например, Игрок №1 использует морфему «корень», называет слово «дом». У
Игрока №3 есть на руках карточка «суффикс» и «окончание». Он называет
слово «домище» и получает 5 баллов, так как использует три морфемы – две
свои и одну Игрока №1. Порядок ходов не меняется, следовательно, ход
переходит к Игроку №2, сидящему слева от Игрока №1.
Примечание: нельзя создавать формы слова (кот-котом), только однокоренные
(кот-котик).
Усложнение №2.
Игрок может предложить любому другому игроку уступить ему одну или
несколько карточек с морфемой. В данном случае заработанные баллы
делятся между игроками пополам. Например, игрок №1 вытянут морфему
«суффикс», своих карт на руках нет. Он может назвать слово «дух» и
заработать 1 балл. Может сохранить карточку до следующего хода. Может
предложить Игроку №2 использовать имеющиеся у него карточки «суффикс»
и «окончание», назвать слово «духовный» и заработать 2,5 балла себе и 2,5
балла Игроку №2. Игрок №2 может отказаться от сделки, если считает, что
ему выгоднее подождать, пока он сам вытянет карточку «корень» или
согласиться, если, например, в колоде мало карт и есть вероятность того, что
слово составить не получится (игроки усваивают, что основная смысловая и
словообразующая нагрузка лежит на «корне»). Очередность ходов не
меняется, поэтому после подсчета баллов ход переходит к Игроку №2.
1.3.Раздел «Лексика»
Знатоки
Для игры понадобиться карточки со словами
и карточки с лексическим
значением слов для групп и таблицы.
Участникам
игры
необходимо
распределить
слово
и
его
значение
в
соответствующий столбец таблицы. Побеждает та команда, которая быстрее
справиться с заданием.
Слово
Значение слова
Слова - близнецы
Учитель
называет
слово
(армия,
блестеть,
большой,
бороться,
бояться,
бросать,
быстрый,
вежливый,
горячий,
греметь,
дети,
доктор,
есть,
интересный,
красивый,
мерзнуть,
одежда,
плакать,
победить,
работа,
радоваться и др.) Дети подбирают синонимы (войско, сиять, громадный,
сражаться и т.д.). Выигрывает тот, кто назовёт синоним последним.
1.4.Раздел «Морфология»
Самые быстрые
Для игры понадобиться карточки со словами, таблица.
Участникам
игры
предлагается
распределить
карточки
со
словами
в
соответствующую колонку таблицы. Побеждает тот, кто быстрее справиться
с заданием.
Мужской род
Женский род
Средний род
Пример слов :
дерево, гриб,
девочка, мальчик, собака, цветок, машина,
колесо, пчела, медведь, стол, табуретка.
Королева Морфология
Для игры понадобится карточки со словами и таблица с названием частей
речи. Участникам предлагаетсяпобывать в роли королевы Морфологии и
распределить данные слова в соответствующую колонку таблицы.
Имя прилагательное
Имя существительное
Глагол
Пример
слов: бегать,
читает,
веселый,
ручка,
играют,
пенал,
стол,
читательский, умный, смелый, ответственный, девочка, мальчик, прыгает.
Не ошибись
Дети встают в круг, ведущий в середине. Он кидает мяч поочередно и
одновременно произносит слово. Если оно если оно относиться к имени
существительному,
то
играющие
ловят
мяч
двумя
руками.
Если
слово
относиться к прилагательному отбивают руками. Если слово относиться к
глаголу, ловят одной рукой. Учащиеся, допустившие ошибки выходят из
круга.
1.5.Раздел «Синтаксис»
В лес по грибы
Для игры понадобится карточки - грибы для каждой группы, 3 лукошка.
Каждой группе участников предлагается распределить данные карточки –
грибы
в
лукошки
с
названиями:
«Слово»,
«Словосочетание»,
«Предложение».
Побеждает
та команда, которая быстрее справиться с
заданием.
Помести рыбку в аквариум
Для игры понадобиться три аквариума с названиями: «Повествовательные
предложения»,
«Вопросительные
предложения»,
«Побудительные
предложения»
;
рыбки
–
предложения.
Участникам
команд
предлагается
рыбки-предложения поместить в нужный аквариум. Побеждает та команда,
которая быстрее справится с заданием.
Повествовательные предложения:
1. Вика сегодня принесла домой котенка.
2. Мальчик подошел к окну, распахнул его и помог Змею отцепиться.
3. Город спал.
4. В классе стоял шум и гам.
5. Фантик опять ничего не ответил и нажал на педаль.
Вопросительныепредложения:
1. А почему вы не в школе?
2. Вы хотите, чтобы ваши родители огорчились?
3. А ты помнишь, как называлась дедушкина сказка?
4. Что же ты натворил?
5. Помнишь, что мама нам говорила?
Побудительныепредложения:
1. Съешь ещё мороженого!
2. Не будь ужасным ребенком!
3. Бежим скорее в школу!
4. Будьте осторожны с газом и водой!
5. Сходи в магазин за продуктами!
Интонируем
Для проведения игры потребуется
деформированные предложения и
два
конвертика
с названиями видов предложения по интонации. Участникам
игры необходимо составитьпредложение, определить его вид и поместить в
соответствующий конверт, после чего участникам
предлагается прочитать
составленное предложение с нужной интонацией.
В темный лес дремучий.
Заглянула осень.
Сколько свежих шишек!
У зелёных сосен.
Сколько алых ягод.
У лесной рябинки!
Зоркий глаз
Участникам команд предлагаются предложения. Игрокам необходимо найти
в
тексте
главные
и
второстепенные
члены
предложения
и
занести
их
в
соответствующую колонку таблицы.
Главные члены
предложения
Второстепенные члены
предложения
2.Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Орешки для белочки
Для проведения игры потребуется орешки –слова. Учащимся предлагается
помочь
белочке
собрать
нужные
орешки.
Одна
группа
собирает
слова
-
орешки с безударной гласной е в корне , другая – с и. Побеждает та группа ,
которая быстрее справится с заданием.
Лучший грибник
Для игры понадобится корзинки и грибы-слова, в одну складываются грибы –
слова, в которых вставлена буква о, а в другую- буква а.
Используемые
слова:
п..года,
т..пор,
к..мпьютер,
тр..мвай,
..втобус,
тр..ллейбус,
р..кета,
в..кзал,
м..лина,
ш..фер,п..мидор,
..гурец,
т..релка,
х..роший.
Лучший капитан
На доске отмечаются берега: берег Е и берег И. Учащимся необходимо
поочередно
выходить
к
доске
,
взять
слово
и
отнести
его
к
соответствующему берегу.
Используемые слова:
с..нева, веч..р, в..шневый, встр..пенулся, ш..лестел,
прибл..жался, обл..гчение.
Поставь цветы – слова в вазу
Для игры понадобиться две
вазы и слова- цветы. В одной вазе – слова с
разделительным
ь, в другой – разделительным ъ. Участникам команды
предлагается поставить цветы- слова в соответствующую вазу. Побеждает та
команда, которая быстрее справится с заданием.
Лучший нападающий
Изображение трех ворот, на которых
написаны родовые окончания имен
прилагательных: 1) – ый, - ий; 2) – ая, - яя; 3) – ое, -ее.
Мячи – словосочетания необходимо забить в нужные ворота ( окончания
имен прилагательных пропущены ).
Используемые словосочетания:
вкусн..
яблоко, кожан..
мяч, весенн..
солнце, сладк.. пирог, домашн.. работа, аккуратн.. девочка, син.. платье,
утренн.. заря.
3.Содержательная линия «Развитие речи»
Кто лучше докажет?
Нужно доказать, что слово ШКОЛА- имя существительное, ВЕСЕЛЫЙ- имя
прилагательное, ИГРАТЬ - глагол. Каждый игрок
должен оформить
свое
доказательство
в
виде
связного
рассуждения,
опираясь
на
признаки
и
свойства данного слова и части речи. Класс определяет победителя.
Чей план лучше?
Всем командам вручается текст одинакового содержания . Нужно озаглавить
текст и составить план. Когда все команды закончат работу, они зачитывают
свой
вариант
плана.
Класс
определяет
команду,
составившую
наиболее
удачный план и заголовок.
Кто поздравит лучше?
Для игры понадобиться разрезанная на части открытка с поздравлением на
обратной
стороне.
Участникам
необходимо
собрать
из
данных
частей
открытку и проложить поздравление.
Список используемой литературы
1.
Блехер
Ф.Н.
Дидактические
игры
и
занимательные
упражнения
в
начальных классах. – Москва «Просвещение»,2014.-184с.
2.
Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка/Н. М.
Бетенькова, Д. С. Фонин. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО
«Издательство АСТ», 2013. – 270, [2] c.
3.
Каликина Л.Ф. Дидактическая игра как средство развития учебно-
познавательного интереса учащихся на уроках русского языка.
4.
Карпова Е.В. Дидактические игры в начальной школе. Популярное
пособие
для
родителей
и
педагогов.
–
Ярославль:
«
Академия
развития», 2013. – 240 с