Автор: Олиевская Олеся Валентиновна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "ДС Олененок"
Населённый пункт: г.Новый Уренгой. ЯНАО
Наименование материала: Тренинг с родителями
Тема: Кризис трех лет. Проявления и преодоления.
Раздел: дошкольное образование
Тренинг для родителей
на тему: «Кризис 3-х лет. Проявления и преодоления»
Знаете ли, какой самый верный способ
сделать вашего ребенка несчастным-
это приучить его не встречать ни в чем отказа.
Ж-Ж. Руссо
Цель: Формировать активную позицию родителей в воспитании их ребёнка с учётом
его возрастных особенностей.
Материалы: мольберты, листы для записей, фломастеры, звёзды с признаками
«Кризиса трёх лет», двухцветные жетоны – билеты, две остановки с надписями
«Родитель» и «Ребёнок», таблички «Лето», «Осень», «Зима», «Весна», компьютерная
презентация «», памятка «Советы родителям, у которых ребёнок переживает
кризисный период».
Ход собрания
Педагог – психолог:
- Добрый вечер уважаемые родители, я очень рада видеть вас. Сегодня мы с
Вами поговорим о ваших детях. Какими они стали, что изменилось в их поведении,
что стало проявляться у ребёнка чаще?
- Вы все заметили, что ваши дети стали, чаще проявлять самостоятельность,
говорить «Я сам!», стали более капризными, на пример - часто не слушаются.
- Представьте, что кукла – это ваш ребёнок, расскажите о нём, каким он стал
последнее время. (Родители передают куклу и рассказывают)
- Почему прежде нежный, послушный малыш вдруг превращается в упрямого,
вредного и даже деспотичного ребёнка? А главное – что с ним теперь делать? Ответы
на эти и другие вопросы мы постараемся найти сегодня.
(презентация)
Кризис 3-х лет
Кризис 3 лет у ребенка – первый и наиболее значимый в жизни кризис. От того как малыш
переживет его, зависит формирование его характера, отношения к себе на протяжении всей
дальнейшей жизни, стиля взаимодействия с окружающими его людьми.
Кризис 3-х лет называется так, потому что является возрастным и обязательным в развитии
ребёнка и приходится на возраст 2,5-4,5 года.
Любой кризис – это перелом в жизни человека, некий жизненный период, в результате которого
появляется новое и значительное в жизни и характере человека, он уже не тот, каким был раньше.
Кризис 3-х лет – это процесс отделения от матери. Разрыв общих с ней психологических границ.
Его ещё называют психологическим рождением, поскольку ребёнок, пережив этот кризис, уже не
рассматривает себя, как часть «Мы» (мы с мамой), а заявляет о себе как «Я». Именно во
время кризиса 3-х лет в его речи начинает звучать «Я сам».
Кстати, именно матери больше всего достаётся в этот жизненный период ребёнка, так как
этот кризис – кризис двоих: матери и ребёнка.
Это раньше мама могла спокойно одеть своего ребёнка на прогулку, когда на улице непогода, а
теперь он говорит «Я сам», «Я не хочу это одевать» и выбирает лёгкую одежду, а на улице холодно и
ветер. Так он утверждает своё «Я», так оно рождается и становится. Поэтому с «Я» ребёнка важно
обходиться бережно.
Очень важно, почаще вступать в диалоги с ребёнком, ведь выслушивая его мнение, Вы
показываете, что для Вас важно его «Я». В тоже время в диалогах Вы можете рассказывать ребёнку
о правилах поведения в различных жизненных ситуациях, договориться о том, что он завтра оденет
или будет есть, или какой дорогой вы пойдёте из сада.
Когда 3-х летний малыш говорит своей маме: «Ты, плохая!». Это значит, он не доволен собой.
Может быть, его поругали, потом он разозлился, но ему больно считать себя плохим. Ребёнок
проецирует, то, что не принимает в себе, на маму, так ему легче. Если она скажет, что не плохая, то,
скорее всего, он будет настаивать на своём. Если скажет: «Да, я плохая», скорее всего, он её обнимет
и поцелует со словами: «Я тебя люблю».
Необходимо заметить, что дети в 3 года очень нуждаются в проявлении любви и внимании со
стороны родных, особенно мамы. Три года – норма для «разрыва пуповины» в психологическом
плане. Маме нужно научиться говорить не «Мы», а «Я» и «Он», максимально способствовать
развитию самостоятельности и инициативы у ребёнка, не винить его за неудачи. В этом возрасте их
вообще нет, а есть один успех!
Проявление кризиса
Негативизм
- это
протестная
реакция
малыша
на
излишнюю
требовательность,
жесткие
ограничения и запреты, а также на дефицит внимания со стороны родителей. Выражается обычно в
том, что ребенок игнорирует любые просьбы взрослых только потому, что они исходят именно от
них. Это негативная реакция на взрослого, а не на действия. Типичный пример: мать приходит с
работы уставшая, не обращая внимания на ребенка, начинает заниматься домашними делами,
попутно требуя от ребенка убрать игрушки. Тот делает вид, что не слышит ее.
Ребенок,
отказываясь
выполнять
просьбу
взрослого,
может
даже
поступать
вопреки
своим
чувствам
и
желаниям.
Например,
очень
хочет
идти
в
цирк,
но,
услышав
просьбу
взрос лого
одеваться, резко отказывается. Ребенок может противоречить взрослому даже в абсурдной форме
(«Какие у тебя красивые косы!» — «Нет, некрасивые!»).
Самая
действенная
рекомендация
—
оставить
ребенка
на
время
в
покое
или
отвлечь
от
конкретной ситуации. Иногда помогают решить проблему просьбы-«наоборот»: «Мы сейчас никуда
не пойдем, ты, пожалуйста, не одевайся сам». Главное, что должны показать родители ребенку, —
спокойное, эмоционально нейтральное поведение. Негативизм с возрастом проходит, если родители
властно не подавляют ребенка.
Упрямство — это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему
этого хочется, а потому, что он этого потребовал: «Дай мне красную юбку, я хочу!». Упрямство
может стать и устойчивой чертой характера, если постоянно отмахиваться от ребенка, как от мухи,
или идти на поводу у его желаний. Самое простое правило в этом случае — не запрещать, а
объяснять. Ребенок 3-х лет отлично понимает разумные доводы взрослого. Важное правило —
говорить ребенку правду.
Знайте, что ребенок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и находит
в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по
нескольку раз в день перепроверяет у вас - действительно ли то, что вы запрещаете ему, запрещено,
а может быть - можно. И если есть хоть малейшая возможность "можно", то ребенок добивается
своего не у вас, так у папы. А лучше сбалансируйте правильно поощрения и наказания, ласку и
строгость. Ведь это мы, а не кто иной приучили его к тому, что любое его желание - как приказ.
Своеволие проявляется в том, что ребенок хочет делать все сам независимо от ситуации и своих
возможностей: сам покупать в магазине, переходить дорогу, не держась за мамину руку и пр.
Естественно, такие желания ребенка не вызывают восторга у родителей. Однако в любой ситуации с
малышом можно договориться. Самый лучший способ в данном случае — компромисс («Давай я
понесу тяжелую сумку за эту ручку, а ты — за другую»). Дети очень быстро забывают про свои
капризы и охотно включаются в новую игру. Самая желанная роль для ребенка — роль взрослого
(мамы и воспитателя). Подыграйте ему, и вы увидите результат.
Если ребенку дают возможность что-либо сделать в значимой для него ситуации само му,
конфликт с родителями быстро исчезает. И наоборот — любой жесткий запрет приведет к усилению
этих негативных проявлений.
Деспотизм. Поведение ребенка весьма противоречиво: с одной стороны, он старается все
решать, как взрослые, все сам, а с другой — хочет снова стать малень ким, чтобы безраздельно
владеть вниманием взрослых. Эти противоречия проявляются во властном поведении, когда ребенок
начинает манипулировать взрослыми: «Нет, ты не пойдешь в гости, ты будешь со мной дома!», «Не
говори по телефону, а играй со мной!» и пр. Самое время объяснить ребенку, что у каждого члена
семьи есть свои дела, обязанности и желания, в которых ему, ребенку, тоже есть место: «Мы с тобой
поиграли в мозаику, а теперь мне надо приготовить папе ужин, ведь он придет с работы голодный.
Ты будешь мне помогать, и папе будет приятно, что мы вместе трудимся».
Для нормального развития малыша желательно во время кризиса 3-х лет, чтобы ребенок
ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг.
Помните, что одобрение пусть маленьких, но самостоятельных попыток достичь результата в каком-
либо деле — залог высокой самооценки ребенка в будущем. У ребенка обязательно должно быть
ощущение и переживание успеха, тогда кризис пройдет незаметно.
Педагог – психолог:
Вот Вы и познакомились с проявлениями кризиса. А теперь предлагаю вам
отправиться в путешествие на нашем педагогическом автобусе. Возьмите себе билеты
для проезда на автобусе.
(Родители выбирают из двух цветных жетонов – билеты).
Предлагаю Вам разбиться на две команды в соответствии с цветом билета.
(Родители делятся на две команды).
На нашем пути будет две остановки «Родитель» и «Ребёнок».
Вам необходимо подобрать на каждую букву слова, обозначающие качества и
свойства характера ребёнка, у которого проявляется кризис, качества и свойства
характера родителя, которые необходимы для выстраивания эффективного
взаимодействия с ребёнком. По сигналу вы перемещаетесь на следующую остановку
и записываете слова на одну из букв слова, их может быть несколько.
(Родители по сигналу перемещаются с остановки на остановку, подбирают слова).
Педагог - психолог собирает родителей возле себя:
Какими качествами вы охарактеризовали ребёнка? (Родители перечисляют)
Приложение 1
Р – раздражительный, резкий, разгневанный, и т.д.
е – едкий и т.д.
б – болезненный, баловник и т.д.
ё – ёжик и т.д.
н – непослушный, непоседливый, нервный и т.д.
о – обидчивый и т.д.
к – крикливый, капризный и т.д.
Воспитатель: А какие качества необходимы родителю, чтобы смягчить все эти
негативные проявления? (Родители перечисляют)
Приложение 2
Р – решительный, и т.д.
о – объективный, и т.д.
д – думающий, и т.д.
и – интересующийся, и т.д.
т – терпеливый, и т.д.
е – единый, и т.д.
ль – ласковый, любящий, и т.д.
Педагог – психолог:
Какими качествами должен обладать родитель, чтоб бороться с
раздражительностью, с обидчивостью, с крикливостью?
(Родители выбирают из списка подходящие качества и обосновывают свой ответ).
Педагог – психолог:
Мы с вами увидели, что ребёнок в этот период проявляет очень много
отрицательных качеств. Родителю необходимо проявлять огромное терпение,
собирать в кулак решительность, проявлять свою доброту и ласку, вне зависимости
от того, что ребёнок переживает кризисный период. Каждый из вас стремиться
получить удовольствие от общения со своим ребёнком. Но иногда он демонстрирует
труднопереносимое или непонятное поведение. Мы с вами уже проговорили
несколько эффективных рецептов взаимодействия.
Предлагаю занять места за столами в соответствии со временем года, когда вы
родились.
(Родители рассаживаются, на столах таблички «Лето», «Осень», «Зима», «Весна»).
Педагог - психолог:
Я предлагаю вам ещё один рецепт, который поможет вам построить общение с
ребёнком в любом возрасте. (педагог раздаёт каждой группе по рецепту).
Приложение 3
Рецепт желанного общения родителей с ребенком.
Взять П_________, добавить к нему П___________, смешать с определённым
количеством Р__________ Л__________ и Д__________, добавить собственной
О_____________, приправленной любящим материнским и отцовским
А_____________.
А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось (зачитываются рецепты).
Каждый рецепт уникален и имеет право на существование. Вы правильно
понимаете свою позицию. Но я хочу предложить вам ещё один рецепт, может быть
кто-то возьмет его себе на вооружение. Давайте прочитаем его по цепочке.
Приложение 4
Рецепт желанного общения родителей с ребенком.
Взять Принятие, добавить к нему Признание, смешать с определённым
количеством Родительской Любви и Доступности, добавить собственной
Ответственности, приправленной любящим материнским и отцовским
Авторитетом.
Дополнительная информация для педагога:
Смысл слов:
Принятие – понимание такой любви, когда ребёнок понимает, что его любят
несмотря ни на что.
Признание – сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и
уверенности.
Родительская любовь – если посеешь любовь и ласку в детском возрасте, будешь её
холить и лелеять в подростковом, пожнёшь сполна в старости.
Доступность – это значит, в любую минуту быть готовым отложить свои дела и
пообщаться с ребёнком.
Ответственность – приобретается в течение всей жизни. Условия для развития:
наличие определённых ежедневных обязанностей; не брать ответственность за
поступки ребёнка на себя; умение сказать ребёнку «Нет».
Условия для развития ответственности – наличие определенных ежедневных
обязанностей, не брать ответственность за поступки детей на себя, умение
сказать ребенку: «Нет»
Авторитет – нарабатывается годами самоотверженного родительского труда.
Педагог - психолог:
Я попрошу Вас взять в руки мяч и, передавая его по кругу вспомните, как вы
называете ласково своего ребенка.
Вывод: эти ласковые слова, словно поглаживания для ребенка и вообще для
человека. Психологи утверждают, что 98% детей никогда не получали телесной
поддержки. Для развития уверенности в себе ребенку надо 3 поглаживания в день,
для уверенности в семье – 6 поглаживаний, для уверенности в обществе – 9
поглаживаний, чтобы быть лидером – 12 поглаживаний.
Педагог - психолог:
А чего же хотят дети в кризисный период, мы узнаем из их послания. (Показ
презентации «Послание родителям от ребёнка»)
Педагог - психолог:
Как вы считаете, соответствуют эти рецепты ожиданиям наших детей?
(Ответы родителей).
Педагог - психолог:
Наш разговор подходит к концу. Мы надеемся, что вы получили ответы на
вопросы, почему нежный малыш стал вдруг непослушным, упрямым, вредным и что
теперь с ним делать.
Кризис трёх лет – важная возрастная особенность, его нельзя подавлять, если
ребёнок не прожил его в три года, то последствия могут вылиться в более резкие
формы проявления кризиса в переходном возрасте.
Рефлексия:
В заключении предлагаю вам собрать Чемодан в дорогу, куда вы положите всё
то, что вы взяли на нашей встрече.
О чём задумывались? Что волновало? Какие вопросы были? Какие ответы получили и
в чём утвердились?
Приложение 1
Р –
е –
б –
ё –
н –
о –
к –
Приложение 2
Р –
о –
д –
и –
т –
е –
ль –
Приложение 3
Рецепт желанного общения родителей с ребенком.
Взять П_________, добавить к нему П___________, смешать с определённым
количеством Р__________ Л__________ и Д__________, добавить собственной
О_____________, приправленной любящим материнским и отцовским
А_____________.
Приложение 4
Рецепт желанного общения родителей с ребенком.
Взять Принятие, добавить к нему Признание, смешать с определённым
количеством Родительской Любви и Доступности, добавить собственной
Ответственности, приправленной любящим материнским и отцовским
Авторитетом.