Автор: Кондырина Татьяна Геннадьевна
Должность: заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Учебное заведение: ФГБПОУ "Астраханское СУВУ"
Населённый пункт: город Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: Научись понимать людей или Воспитание с пониманием
Раздел: среднее профессиональное
Научись понимать людей или Воспитание с пониманием
Кондырина Т.Г.
Очень
трудно
принять
и
понять
точку
зрения
другого
человека.
А
подростка,
привыкшего
решать
все
проблемы
криком,
кулаками
или
игнорированием общепринятых норм поведения, понять в разы труднее.
Внедрение идеи медиации в жизнь нашего учреждения говорит о том, что
на
данный
момент
медиация
–
один
из
лучших
инструментов,
который
помог создать особую атмосферу, вселить в детей чувство защищенности и
помогает
им принимать взгляды и убеждения других людей,
отвергая
всякого
рода
насилие.
В
сотрудничество
взрослых
и
детей
пришло
понимание:
везде,
где
есть
человек
и
человеческие
взаимоотношения,
применяется
медиация
в
целом
или,
по
крайней
мере,
её
отдельные
элементы.
Воспитание
и
социализация
обучающихся
Астраханского
СУВУ
–
непрерывная система воспитательной работы, включающая в себя комплекс
мероприятий, направленных на формирование и закрепление в содержании
образования таких ценностей как патриотизм, духовность, нравственность,
инициативное участие в жизни общества, уважение, толерантность, отказ от
насилия.
Обучение
медиативным
технологиям
педагогов
позволило
изменить
взгляд
на
воспитанника,
расширило
видение
педагога
образовательного пространства внутри коллектива. Возникли вопросы: могут
ли наши дети учиться всему или не могут? Какая атмосфера должна быть
внутри
учреждения, чтобы
обучающийся
нашел
свой
путь,
дающий
результат?
Сейчас для наших сотрудников и воспитанников медиация – это особый
метод и даже стиль жизни и поведения. Есть некоторые
направления, в
которых
мы
уже
начали
работать
и
хотим
сделать
так,
чтобы
прийти
к
другому стилю и структуре образовательной системы.
Это касается не только обучения, но и всех процессов формирования
образовательной
среды. Э т о
м и к с ,
к о гд а
м ы
д а е м
н е
т о л ь к о
профессиональное
обучение,
но
и
воспитание,
которое
способствует
личностному развитию, помогает подростку узнать свои сильные стороны и
быть
в
силах
соединить
задачи
образования
и
свои
возможности.
Воспитанник
становится
востребованным,
может
самореализоваться,
осознаёт свои потребности.
Эта осознанность – важный момент, когда внутренняя работа над собой
приводит нашего воспитанника к успеху. Мы искренне убеждены, что наш
успех достигается, исключительно
опираясь на медиативный
подход к
воспитанникам, которые берут на себя ответственность и реализовывают
собственные инициативы.
Поэтому наша задача – высвободить инициативу подростков, дать им
больше
ответственности.
Если
они
будут
довольны
результатами
работы,
значит, укрепится мотивация к выработке позитивной жизненной стратегии.
В целом
воспитанник проходит интеграцию в воспитательную среду, как
только приходит в нее. У нас воспитанники сами выбирают чему учиться.
Они могут попробовать свои силы в разных областях. Они учатся профессии и
процедурам под руководством наставника, учатся учиться. Можно сказать,
что каждый воспитатель отвечает за развитие и обучение каждого своего
воспитанника. У нас развитие – это не только развитие в обучении, это еще и
развитие в профессии, личностный рост. Воспитанник постоянно трудится:
физически, интеллектуально, творчески.
Основные направления и ценностные основы воспитания
и социализации воспитанников Астраханского СУВУ
С 2014 года в
учреждении введён проект «Экономическая игра» -
обучение профессиям и применение трудовых навыков в игровой форме.
Экономическая
игра
представляет
собой
систему
воспитательного
воздействия на нашего воспитанника, которая только носит условно название
«игра», а в практической деятельности – это инструмент переориентировки
воспитанника на новые жизненные ценности.
Труд
и
только
труд
помогает
решать
и
проблему
нравственного
воспитания
молодёжи.
Система
воспитания
А.С.
Макаренко,
наш
опыт
показывает, как многие «трудные», «проблемные» дети преображаются в
деле.
Надо
лишь
открыть
каждому
воспитаннику
возможность
самореализации: ведь труд - это не только работа в огороде, в ремонтной
бригаде, на стройке. Это – учёба, спорт, искусство.
Следующий
трудовой
опыт
–
ремонтная
бригада.
Воспитанники
трудятся
с
воодушевлением:
побелка,
покраска
помещений,
ремонт
школьной мебели. Зарплата воспитанников в «Дублях». На эти деньги можно
приобрести
что-то
из
сладостей,
либо
отправится
на
экскурсию.
Для
организации
отдыха
и
досуга
воспитанников
разработана
программа
«
Развлечения в Астрахани».
Соуправление.
Главное
правило
при
работе
с
«трудными
детьми» -
стремление
к
сотрудничеству, взаимодействию с воспитанниками. Важно бороться не с
трудным ребёнком, а вместе с ним за то хорошее, что есть в нём.
В
результате
изучения
личности
воспитанников
были
выявлены
личностные особенности «трудновоспитуемых». Это стремление к лидерству,
энергичность,
упрямство,
агрессивность,
честолюбие,
тяга
к
риску,
неадекватная самооценка. Система ученического соуправления способствует
планомерной и целенаправленной переориентации негативных лидерских
устремлений
в
позитивное
русло
на
основе
сотрудничества,
взаимного
уважения, доверия взрослых и детей. В рамках проекта «Экономическая
игра»
механизм
организации
и
функционирования ученического
соуправления
получил
новое
развитие. В
СУВУ
соуправление
является
не
целью,
а
средством
воспитания:
главное
не
органы,
а
деятельность,
направленная на совершенствование жизни коллектива. Основным органом
соуправления является Совет воспитанников, который играет важную роль
при
реабилитации
вновь
прибывших
несовершеннолетних.
Совет
воспитанников
–
двигатель
всех
внеурочных
мероприятий,
также
много
внимания уделящий организационным вопросам. Соуправление развивается
успешно
и
дает
высокий
результат
при
условии
постоянного
обучения
воспитанников
в
рамках
специально
организованной
школы
актива
и
в
повседневной
совместной
деятельности,
что подвело
нас
к
созданию
программы «Школы лидеров». Занятия в «Школе лидеров» направлены на
выработку навыков позитивного общения и освоение медиативного подхода
в целом. Обучение лидеров предполагает постепенное вовлечение в систему
соуправления новых обучающихся, преемственность. Среди нетрадиционных
форм занятий в «Школе лидеров» наиболее часто используются тренинги;
деловые
игры,
переговоры
(воспроизведение
реального
события,
обсуждение
проблемной
ситуации);
занятия-презентации;
спектакль
(атрибуты, переодевания, костюмы).
Для
профилактики
противоправного
поведения
разработан
план
совместных
мероприятий с
субъектами
системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних.
Результат
успешного
взаимодействия
с
КДН
и
ЗП,
ПДН
Трусовского
района
-
направление
в
Астраханское
СУВУ
подростка
из
этого
района
города
Астрахани.
Воспитанники
СУВУ
активно
включаются
в
проекты,
закладывающие
основу толерантности и позитивного отношения с окружающими. Успешно
реализуются:
- проект «Жизнь в мире и согласии» со специалистами рабочей группы
по работе с трудными подростками Общественного совета при УМВД России
по АО;
-
проект
«Азбука
правового
просвещения»
совместно
с
уполномоченным Президента по правам ребенка Астраханской области;
- занятия «Азбука семейного воспитания» с работниками службы ЗАГСа
Мероприятия проводятся как на выезде, в учреждениях образования,
летнего отдыха, культуры, социального развития, так и в стенах Астраханского
СУВУ.
Наши воспитанники учатся взаимодействовать с обществом в ином для
них формате, находить новые грани взаимоотношений и взаимопонимания в
социуме.
Воспитание
ценностного
отношения
к
духовно
–
нравственной
культуре
Расширены
ресурсы
совместной
реабилитационно-воспитательной
работы с общественными организациями региона, что повысило уровень
проведения массовых мероприятий и достаточно высокий процент охвата
обучающихся,
разнообразило
формы
воспитательной
работы.
Это
еженедельные встречи с О. Николаем, с представителями православной
молодежной
организации
«Фавор»,
поездки
в
Чуркинский
монастырь,
помощь в работах при храме.
Налажена совместная работа с социальными партнерами:
- социальным многопрофильным центром «Семья», школой третьего
возраста «Золотое Руно». научно-методический центром «Дом ремёсел»,
-
Астраханским
региональный
технопарком,
реабилитационным
центром для несовершеннолетних «Исток» г. Нариманов, детским домом
«Созвездие»,
№3,
школой-интернатом
имени
С.И.
Здоровцева,
Международной
юридической
академией,
МБОУ
«Открытая
основная
общеобразовательная школа № 8», подростками из п. Новолесное.
Обязательными участниками наших основных мероприятий наравне с
воспитанниками СУВУ являются и дети, оказавшиеся в тяжёлой жизненной
ситуации, проживающие на территории региона.
Развитие волонтёрского движения в Астраханском СУВУ.
Волонтерское
движение
в
СУВУ
имеет
огромное
нравственно-
воспитательное
значение.
Главный принцип
волонтерства: хочешь
почувствовать себя человеком – помоги другому.
Волонтёрский отряд в Астраханском СУВУ называется «Твой выбор».
Наши волонтеры – это воспитанники, которые следуют зову души и сердца,
им нравится совершать поступки, благодаря которым они почувствовали, что
были востребованы и действительно нужны людям.
Работа по формированию волонтёрского движения строилось пошагово.
Вначале была организована инициативная группа. Лидеры выступили в роли
генераторов идей. Затем придумали название и эмблему нашего отряда.
Провели семинар «Что значит быть волонтёром? 10 главных принципов и
правил». Разработали положение нашего движения. Составили план работы.
Свою
работу
волонтёрский
отряд
СУВУ
строит
в
содружестве
с
общественными
организациями
города «Союз
добровольцев
России»,
многопрофильный
центр «Семья»,
военно-патриотический
клуб «Покров»,
молодёжная православная организация «Фавор», волонтёрская организация
«Маленький ангел», Астраханская региональная общественная организация
всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство».
Направления нашей деятельности:
Экологическое: трудовые десанты и субботники. Мы принимаем участие
в
мероприятиях
по
благоустройству
города
и
Трусовского
района
(акция
«Обелиск», акция «Посади дерево», помощь в строительстве сквера у храма
Преображения Господня, участие в городских субботниках), систематически
проводим трудовые десанты «Нашему СУВУ порядок и чистоту!».
Спорт и здоровый образ жизни:
Спортивный
праздник
«Я
выбираю
спорт».
Акция
«Снова
и
снова
скажем народу: «Зависимость может украсть свободу!» (Пропаганда ЗОЖ
среди молодёжи).
Обучение:
Ребята обучаются у специалистов (посещают семинары в молодёжных
волонтёрских организация города): «Тренинг лидерства, тренинг творчества.
Приятно
общаться,
действовать
хочется!»
(Два
в
одном
–
обучение
и
общение.)
Милосердие:
Помощь
престарелым
и
ветеранам
труда,
выступление
с
развлекательной
концертной
программой
в
детском
доме,
в
доме
для
престарелых
и
инвалидов,
детской
больнице.
Акция
«Георгиевская
ленточка», проведение акции «Подари тепло пожилому человеку».
Спортивно-патриотическое
воспитание
в ы в е д е н о
н а
н о в ы й
качественный
уровень.
Налажена
работа
с
министерством
физической
культуры
и
спорта
Астраханской
области
(сдача
норм
ГТО,
участие
в
областных
и
городских
спортивных
мероприятиях).
Взаимодействие
с
представителями
общественной
региональной
организации
«Боевое
братство».
Подготовка
и
участие
в
ежегодных
полевых
выездах
«Георгий
Победоносец» совместно с военно-патриотическим клубом «Покров». Всё
это
используется
нами
как
база
для
(до)профессиональной
подготовки
к
службе в армии.
Наш
опыт
показывает, что чем шире круг интересов подростка, чем
больше
он
занят
в
различных
клубных
объединениях
по
интересам
(коллективах
художественной
самодеятельности,
кружках,
секциях
и
т.п.),
чем активнее участвует в общественной жизни учреждения, тем выше его
сознательность, тем более развиты у него чувство собственного достоинства,
личная ответственность.
Мы
понимаем,
что
нельзя
заставить
человека
жить
здоровой
и
гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но
мы можем помочь ему
осознать
ответственность
за
свою
жизнь
и
поставить
его
в
ситуацию
свободного выбора, понимать самого себя и окружающих.