Напоминание

Научись понимать людей или Воспитание с пониманием


Автор: Кондырина Татьяна Геннадьевна
Должность: заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Учебное заведение: ФГБПОУ "Астраханское СУВУ"
Населённый пункт: город Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: Научись понимать людей или Воспитание с пониманием
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Научись понимать людей или Воспитание с пониманием

Кондырина Т.Г.

Очень

трудно

принять

и

понять

точку

зрения

другого

человека.

А

подростка,

привыкшего

решать

все

проблемы

криком,

кулаками

или

игнорированием общепринятых норм поведения, понять в разы труднее.

Внедрение идеи медиации в жизнь нашего учреждения говорит о том, что

на

данный

момент

медиация

один

из

лучших

инструментов,

который

помог создать особую атмосферу, вселить в детей чувство защищенности и

помогает

им принимать взгляды и убеждения других людей,

отвергая

всякого

рода

насилие.

В

сотрудничество

взрослых

и

детей

пришло

понимание:

везде,

где

есть

человек

и

человеческие

взаимоотношения,

применяется

медиация

в

целом

или,

по

крайней

мере,

её

отдельные

элементы.

Воспитание

и

социализация

обучающихся

Астраханского

СУВУ

непрерывная система воспитательной работы, включающая в себя комплекс

мероприятий, направленных на формирование и закрепление в содержании

образования таких ценностей как патриотизм, духовность, нравственность,

инициативное участие в жизни общества, уважение, толерантность, отказ от

насилия.

Обучение

медиативным

технологиям

педагогов

позволило

изменить

взгляд

на

воспитанника,

расширило

видение

педагога

образовательного пространства внутри коллектива. Возникли вопросы: могут

ли наши дети учиться всему или не могут? Какая атмосфера должна быть

внутри

учреждения, чтобы

обучающийся

нашел

свой

путь,

дающий

результат?

Сейчас для наших сотрудников и воспитанников медиация – это особый

метод и даже стиль жизни и поведения. Есть некоторые

направления, в

которых

мы

уже

начали

работать

и

хотим

сделать

так,

чтобы

прийти

к

другому стилю и структуре образовательной системы.

Это касается не только обучения, но и всех процессов формирования

образовательной

среды. Э т о

м и к с ,

к о гд а

м ы

д а е м

н е

т о л ь к о

профессиональное

обучение,

но

и

воспитание,

которое

способствует

личностному развитию, помогает подростку узнать свои сильные стороны и

быть

в

силах

соединить

задачи

образования

и

свои

возможности.

Воспитанник

становится

востребованным,

может

самореализоваться,

осознаёт свои потребности.

Эта осознанность – важный момент, когда внутренняя работа над собой

приводит нашего воспитанника к успеху. Мы искренне убеждены, что наш

успех достигается, исключительно

опираясь на медиативный

подход к

воспитанникам, которые берут на себя ответственность и реализовывают

собственные инициативы.

Поэтому наша задача – высвободить инициативу подростков, дать им

больше

ответственности.

Если

они

будут

довольны

результатами

работы,

значит, укрепится мотивация к выработке позитивной жизненной стратегии.

В целом

воспитанник проходит интеграцию в воспитательную среду, как

только приходит в нее. У нас воспитанники сами выбирают чему учиться.

Они могут попробовать свои силы в разных областях. Они учатся профессии и

процедурам под руководством наставника, учатся учиться. Можно сказать,

что каждый воспитатель отвечает за развитие и обучение каждого своего

воспитанника. У нас развитие – это не только развитие в обучении, это еще и

развитие в профессии, личностный рост. Воспитанник постоянно трудится:

физически, интеллектуально, творчески.

Основные направления и ценностные основы воспитания

и социализации воспитанников Астраханского СУВУ

С 2014 года в

учреждении введён проект «Экономическая игра» -

обучение профессиям и применение трудовых навыков в игровой форме.

Экономическая

игра

представляет

собой

систему

воспитательного

воздействия на нашего воспитанника, которая только носит условно название

«игра», а в практической деятельности – это инструмент переориентировки

воспитанника на новые жизненные ценности.

Труд

и

только

труд

помогает

решать

и

проблему

нравственного

воспитания

молодёжи.

Система

воспитания

А.С.

Макаренко,

наш

опыт

показывает, как многие «трудные», «проблемные» дети преображаются в

деле.

Надо

лишь

открыть

каждому

воспитаннику

возможность

самореализации: ведь труд - это не только работа в огороде, в ремонтной

бригаде, на стройке. Это – учёба, спорт, искусство.

Следующий

трудовой

опыт

ремонтная

бригада.

Воспитанники

трудятся

с

воодушевлением:

побелка,

покраска

помещений,

ремонт

школьной мебели. Зарплата воспитанников в «Дублях». На эти деньги можно

приобрести

что-то

из

сладостей,

либо

отправится

на

экскурсию.

Для

организации

отдыха

и

досуга

воспитанников

разработана

программа

«

Развлечения в Астрахани».

Соуправление.

Главное

правило

при

работе

с

«трудными

детьми» -

стремление

к

сотрудничеству, взаимодействию с воспитанниками. Важно бороться не с

трудным ребёнком, а вместе с ним за то хорошее, что есть в нём.

В

результате

изучения

личности

воспитанников

были

выявлены

личностные особенности «трудновоспитуемых». Это стремление к лидерству,

энергичность,

упрямство,

агрессивность,

честолюбие,

тяга

к

риску,

неадекватная самооценка. Система ученического соуправления способствует

планомерной и целенаправленной переориентации негативных лидерских

устремлений

в

позитивное

русло

на

основе

сотрудничества,

взаимного

уважения, доверия взрослых и детей. В рамках проекта «Экономическая

игра»

механизм

организации

и

функционирования ученического

соуправления

получил

новое

развитие. В

СУВУ

соуправление

является

не

целью,

а

средством

воспитания:

главное

не

органы,

а

деятельность,

направленная на совершенствование жизни коллектива. Основным органом

соуправления является Совет воспитанников, который играет важную роль

при

реабилитации

вновь

прибывших

несовершеннолетних.

Совет

воспитанников

двигатель

всех

внеурочных

мероприятий,

также

много

внимания уделящий организационным вопросам. Соуправление развивается

успешно

и

дает

высокий

результат

при

условии

постоянного

обучения

воспитанников

в

рамках

специально

организованной

школы

актива

и

в

повседневной

совместной

деятельности,

что подвело

нас

к

созданию

программы «Школы лидеров». Занятия в «Школе лидеров» направлены на

выработку навыков позитивного общения и освоение медиативного подхода

в целом. Обучение лидеров предполагает постепенное вовлечение в систему

соуправления новых обучающихся, преемственность. Среди нетрадиционных

форм занятий в «Школе лидеров» наиболее часто используются тренинги;

деловые

игры,

переговоры

(воспроизведение

реального

события,

обсуждение

проблемной

ситуации);

занятия-презентации;

спектакль

(атрибуты, переодевания, костюмы).

Для

профилактики

противоправного

поведения

разработан

план

совместных

мероприятий с

субъектами

системы

профилактики

безнадзорности

и

правонарушений

несовершеннолетних.

Результат

успешного

взаимодействия

с

КДН

и

ЗП,

ПДН

Трусовского

района

-

направление

в

Астраханское

СУВУ

подростка

из

этого

района

города

Астрахани.

Воспитанники

СУВУ

активно

включаются

в

проекты,

закладывающие

основу толерантности и позитивного отношения с окружающими. Успешно

реализуются:

- проект «Жизнь в мире и согласии» со специалистами рабочей группы

по работе с трудными подростками Общественного совета при УМВД России

по АО;

-

проект

«Азбука

правового

просвещения»

совместно

с

уполномоченным Президента по правам ребенка Астраханской области;

- занятия «Азбука семейного воспитания» с работниками службы ЗАГСа

Мероприятия проводятся как на выезде, в учреждениях образования,

летнего отдыха, культуры, социального развития, так и в стенах Астраханского

СУВУ.

Наши воспитанники учатся взаимодействовать с обществом в ином для

них формате, находить новые грани взаимоотношений и взаимопонимания в

социуме.

Воспитание

ценностного

отношения

к

духовно

нравственной

культуре

Расширены

ресурсы

совместной

реабилитационно-воспитательной

работы с общественными организациями региона, что повысило уровень

проведения массовых мероприятий и достаточно высокий процент охвата

обучающихся,

разнообразило

формы

воспитательной

работы.

Это

еженедельные встречи с О. Николаем, с представителями православной

молодежной

организации

«Фавор»,

поездки

в

Чуркинский

монастырь,

помощь в работах при храме.

Налажена совместная работа с социальными партнерами:

- социальным многопрофильным центром «Семья», школой третьего

возраста «Золотое Руно». научно-методический центром «Дом ремёсел»,

-

Астраханским

региональный

технопарком,

реабилитационным

центром для несовершеннолетних «Исток» г. Нариманов, детским домом

«Созвездие»,

№3,

школой-интернатом

имени

С.И.

Здоровцева,

Международной

юридической

академией,

МБОУ

«Открытая

основная

общеобразовательная школа № 8», подростками из п. Новолесное.

Обязательными участниками наших основных мероприятий наравне с

воспитанниками СУВУ являются и дети, оказавшиеся в тяжёлой жизненной

ситуации, проживающие на территории региона.

Развитие волонтёрского движения в Астраханском СУВУ.

Волонтерское

движение

в

СУВУ

имеет

огромное

нравственно-

воспитательное

значение.

Главный принцип

волонтерства: хочешь

почувствовать себя человеком – помоги другому.

Волонтёрский отряд в Астраханском СУВУ называется «Твой выбор».

Наши волонтеры – это воспитанники, которые следуют зову души и сердца,

им нравится совершать поступки, благодаря которым они почувствовали, что

были востребованы и действительно нужны людям.

Работа по формированию волонтёрского движения строилось пошагово.

Вначале была организована инициативная группа. Лидеры выступили в роли

генераторов идей. Затем придумали название и эмблему нашего отряда.

Провели семинар «Что значит быть волонтёром? 10 главных принципов и

правил». Разработали положение нашего движения. Составили план работы.

Свою

работу

волонтёрский

отряд

СУВУ

строит

в

содружестве

с

общественными

организациями

города «Союз

добровольцев

России»,

многопрофильный

центр «Семья»,

военно-патриотический

клуб «Покров»,

молодёжная православная организация «Фавор», волонтёрская организация

«Маленький ангел», Астраханская региональная общественная организация

всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство».

Направления нашей деятельности:

Экологическое: трудовые десанты и субботники. Мы принимаем участие

в

мероприятиях

по

благоустройству

города

и

Трусовского

района

(акция

«Обелиск», акция «Посади дерево», помощь в строительстве сквера у храма

Преображения Господня, участие в городских субботниках), систематически

проводим трудовые десанты «Нашему СУВУ порядок и чистоту!».

Спорт и здоровый образ жизни:

Спортивный

праздник

«Я

выбираю

спорт».

Акция

«Снова

и

снова

скажем народу: «Зависимость может украсть свободу!» (Пропаганда ЗОЖ

среди молодёжи).

Обучение:

Ребята обучаются у специалистов (посещают семинары в молодёжных

волонтёрских организация города): «Тренинг лидерства, тренинг творчества.

Приятно

общаться,

действовать

хочется!»

(Два

в

одном

обучение

и

общение.)

Милосердие:

Помощь

престарелым

и

ветеранам

труда,

выступление

с

развлекательной

концертной

программой

в

детском

доме,

в

доме

для

престарелых

и

инвалидов,

детской

больнице.

Акция

«Георгиевская

ленточка», проведение акции «Подари тепло пожилому человеку».

Спортивно-патриотическое

воспитание

в ы в е д е н о

н а

н о в ы й

качественный

уровень.

Налажена

работа

с

министерством

физической

культуры

и

спорта

Астраханской

области

(сдача

норм

ГТО,

участие

в

областных

и

городских

спортивных

мероприятиях).

Взаимодействие

с

представителями

общественной

региональной

организации

«Боевое

братство».

Подготовка

и

участие

в

ежегодных

полевых

выездах

«Георгий

Победоносец» совместно с военно-патриотическим клубом «Покров». Всё

это

используется

нами

как

база

для

(до)профессиональной

подготовки

к

службе в армии.

Наш

опыт

показывает, что чем шире круг интересов подростка, чем

больше

он

занят

в

различных

клубных

объединениях

по

интересам

(коллективах

художественной

самодеятельности,

кружках,

секциях

и

т.п.),

чем активнее участвует в общественной жизни учреждения, тем выше его

сознательность, тем более развиты у него чувство собственного достоинства,

личная ответственность.

Мы

понимаем,

что

нельзя

заставить

человека

жить

здоровой

и

гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но

мы можем помочь ему

осознать

ответственность

за

свою

жизнь

и

поставить

его

в

ситуацию

свободного выбора, понимать самого себя и окружающих.



В раздел образования




Яндекс.Метрика