Автор: Малыхина Любовь Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБУЗ " Детский санаторий " Солнечное". Онкогематологическое отделение
Населённый пункт: Курортный район, Санкт-Петербург
Наименование материала: конспект
Тема: "Сохранение и укрепление здоровья школьников : аспекты требований ФГОС"
Раздел: начальное образование
Малыхина Л.Н., учитель
ГБУЗ «Детский санаторий «Солнечное»,
онкологическое отделение №5,
Курортный район, Санкт-Петербург
Сохранение и укрепление здоровья школьников с ОВЗ: аспекты требований
ФГОС
На
отделении
№5
санатория
«Солнечное»
проходят
реабилитацию
дети,
перенесшие онкологическое заболевание. Задача педагогов и медицинского персонала -
это комплексная реабилитация онкологического больного в периоде ремиссии.
«Одной из современных
задач начального
образования
является сохранение
и
укрепление
здоровья
детей.
Школа
должна
обеспечить
школьнику
возможность
сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые
знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в
повседневной
жизни».
ФГОС
второго
поколения определяет эту задачу как одну из
приоритетных. Результатом
решения
этой
задачи должно
стать создание
комфортной
развивающей образовательной среды.
Данное
понятие
в
концепции
ФГОС
определяется
как
образовательное
пространство:
гарантирующее
охрану
и
укрепление
физического,
психологического,
духовного
и
социального
здоровья
обучающихся.
Именно
такое образовательное
пространство
является комфортным по
отношению
к
обучающимся и
педагогическим
работникам.
Здоровье,
по
концепции
стандартов,
понимается
как
совокупность
нескольких
составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.
Нет
какой-то
одной
единственной
уникальной
технологии
здоровья.
Здоровьесбережение
может
выступать
как
одна
из
задач
образовательного
процесса.
Только благодаря комплексному подходу к обучению могут быть успешно решены задачи
формирования и укрепления здоровья школьников.
В Примерной образовательной программе начального общего образования четко
обозначены
цели
и
задачи деятельности
образовательного
учреждения
по
данному
направлению. Эта деятельность должна:
сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих
на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных
эмоций,
получаемых
от
общения
с
компьютером,
просмотра
телепередач,
участия в азартных играх;
дать
представление
с
учётом
принципа
информационной
безопасности
о
негативных
факторах
риска
здоровью
детей
(сниженная
двигательная
активность,
инфекционные
заболевания,
переутомления
и
т.
п.),
о
существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя,
наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и
здорового образа жизни;
научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их
использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме,
структуре, полезных продуктах;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и
отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и
контролировать свой режим дня;
обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
научить
учащихся делать
осознанный
выбор
поступков,
поведения,
п о з в о л я ю щ и х
с о х р а н я т ь
и
у к р е п л я т ь
здоровье;
сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым
вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и
развития.
Система
работы
по
формированию
культуры
здорового
и
безопасного
образа
жизни представлена в стандарте в виде пяти взаимосвязанных направлений:
создание здоровьесберегающей инфраструктуры,
рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,
эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,
реализация
образовательной
программы
и
просветительской
работы
с
родителями.
Педагог непременно должен рационально организовывать учебную и внеучебную
деятельность
обучающихся,
снижая
чрезмерное
функциональное
напряжение
и
утомление,
создавая
условия
для
снятия
перегрузки,
чередования
труда
и
отдыха.
Необходимо соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму
учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия с воспитателем)
учащихся
на
всех
этапах
обучения.
Необходимо
использование
методов
и
методик
обучения,
адекватных
возрастным
возможностям
и
особенностям
обучающихся
(использование методик, прошедших апробацию); введение любых инноваций в учебный
процесс только под контролем специалистов; строгое соблюдение всех требований к
использованию
технических
средств
обучения,
в
том
числе
компьютеров;
индивидуализация
обучения
(учёт
индивидуальных
особенностей
развития:
темпа
развития
и
темпа
деятельности),
работа
по
индивидуальным
программам
начального
общего образования; ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем
и
детьми
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
посещающими
специальные
медицинские
группы
под
строгим
контролем
медицинских
работников;
организация
динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной
разгрузке и повышению двигательной активности;
Нужно организовать совместную работу педагогов с родителями по проведению
спортивных соревнований, дней здоровья.
Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для
формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в школе будет создана
такая
среда
(климат
здоровья,
культуры
доверия,
личностного
созидания),
возможны
полноценное
сохранение
и
укрепление
здоровья,
обучение
здоровью,
формирование
культуры
здоровья,
усвоение
ее
духовно-нравственных,
эстетических,
физических
компонентов.