Автор: Мосиенко Татьяна Васильевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МОУ "Рудногорская СОШ" Населённый пункт: пгт. Рудногорск, Нижнеилимский район, Иркутская область Наименование материала: план-конспект Тема: "Осенняя экскурсия в лесопарке" Раздел: дополнительное образование
МОУ «Рудногорская СОШ»
Мосиенко Татьяна Васильевна
педагог дополнительного образования
( руководитель школьного краеведческого музея
«Илимская пашня» и краеведческого кружка 1-3кл)
Осенняя экскурсия в лесопарк
Краткое описание: предлагается конспект осенней экскурсии в лесопарк для
учащихся 1-го класса членов краеведческого кружка, первая из 3-х сезонных
экскурсий в природу. В ходе экскурсии дети наблюдают и характеризуют
изменения в живой и неживой природе происходящие осенью. В помощь
фиксирования результатов наблюдений привлечены несколько (3) детей из
краеведческого кружка 3-го класса, назовем их «шефы». Количество
экскурсантов не более 12 – 15 человек.
Оборудование: карточки с заданиями для команд, пакетики для сбора
природного материала, фотоаппарат, походная аптечка.
Цели:
образовательные: ознакомить учащихся с объектами и явлениями природы
при помощи наблюдений, самостоятельной работы; обобщить и
систематизировать знания о характерных признаках осени в природе;
развивающие: способствовать процессу формирования у младших
школьников познавательного интереса, умения наблюдать; развивать
воображение и творческие способности детей; учить их видеть красоту
родной природы, восхищаться этой красотой, замечать осенние изменения в
природе;
воспитательные: воспитывать любовь к природе родного края, интерес к
окружающему миру; воспитывать чувство прекрасного через поэтическое
восприятие осенней природы.
Задачи: Закреплять правила поведения в лесу.
Побуждать детейк интересу и активной деятельности по
охране и улучшению окружающей среды, бережному отношению к природе.
Воспитывать у детей чувство взаимопомощи и
доброжелательности друг к другу при работе в группе.
Ход экскурсии
Фаза 1 Начало образовательного мероприятия (экскурсии)
Этап: актуализация знаний и постановка учебной цели (инициация)
- Добрый день, друзья! Сегодня мы с вами отправимся в чудесное
путешествие. Вы узнаете куда, если отгадаете загадку: « Город этот не
простой, он дремучий и густой» (лес)
1
- Прежде чем отправиться на экскурсию, давайте вспомним как надо себя
вести в парке, в лесу, чтобы не навредить лесным жителям.
Можно: наблюдать, собирать листья, семена для коллекции, рисовать,
фотографировать, убирать мусор в мешки.
Нельзя: ломать ветки, ловить и убивать насекомых, шуметь, бегать,
разводить костры, разбрасывать мусор и т. п.
АМО « Осенний листик»
Цель: Формирование малых групп (команд), в которых пройдет основная
работа, назначение старшего из числа шефов.
На схеме (модели) дерева осенние листочки (эмблемы) березы, осины,
рябины по числу экскурсантов. Детям предлагается выбрать один листик –
эмблему.
АМО «Подари улыбку»
Цель: Позитивный настрой на работу, формирование групп для работы.
Проведение: дети с одинаковыми листиками находят друг друга, берутся за
руки, обмениваются улыбками и прикрепляют эмблемы (листики).
Команды сформированы.
АМО деловая игра «Следопыты»
Цель: Вхождение или погружение в тему (целеполагание).
Материалы: карточки с эмблемой команды, на которых дано индивидуальное
задание для каждой группы.(приложение)
- Итак, каждая команда сейчас получит свое задание, но кому оно дано, вы
должны догадаться сами, когда отгадаете мои загадки.
-Стоит Алена – платок зеленый, - В сенокос горька, а в мороз сладка,
Тонкий стан, белый сарафан. Что за ягодка? (рябина)
-Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит. (осина)
- Молодцы! Чтобы разгадать эти загадки нужно быть очень внимательным к
особенностям каждого дерева, быть настоящим следопытом (выясняем
значение слова следопыт). Сегодня вам очень пригодятся эти качества при
выполнении заданий на экскурсии. Желаю удачи, следопыты!
Дети, под руководством шефов, знакомятся с заданием, коллективно
обсуждают ход его выполнения и т. д.
Фаза 2. Работа над темой.
Этап: проработка содержания темы
-Бродит осень по дорогам, ищет осень, где присесть,
Чтобы с грустью и тревогой о себе оставить весть.
- Вот и к нам заглянула вечная странница осень. Мы пришли в наш лес,
посмотреть какие весточки она нам оставила.
АМО ( продолжение игры «Следопыт»)
Цель: Отработка навыков поиска и наблюдения.
2
1 .Выполнение детьми практической поисковой работы по карточкам.
2 .Беседа по итогам наблюдений:
- А теперь, юные следопыты, давайте обсудим ваши наблюдения. Начните
свой ответ со слов: «Мы пронаблюдали и заметили (или увидели)…
1группа «березки» - перечислив увиденные деревья, делает вывод, что не
все деревья сбрасывают листья на зиму.
-Как называются эти группы деревьев? (лиственные и хвойные)
- Кто догадался, почему их так называют?
- А что же такое хвоинки и почему они не опадают на зиму?
-Совершенно верно, это тоже листики, только видоизмененные. Они
имеют толстую кожицу и покрыты блестящим восковым налетом, что
способствует меньшему испарению влаги. Не стоит думать, что ель
Никогда не меняет свой зеленый наряд. Меняет, но постепенно. Сосны
сохраняют хвою в течение двух-трех лет, а ели носят свой наряд пять-
семь лет. А чтобы полностью обновить хвою, ели нужно примерно девять
лет. Есть лишь одно хвойное дерево, которое каждый год сбрасывает свои
хвоинки на зиму.
-Найдите это дерево и встаньте под ним. Как оно называется?
(лиственница)
- А теперь послушаем следопытов следующей команды.
2группа «осинки» перечисляет лиственные деревья, особенности окраски
листьев, сравнивают состояние кроны, какое из деревьев потеряло больше
листвы, какое самое «стойкое».
- Как вы думаете, почему осенью листья опадают с деревьев?
- Оказывается, ребята, к осени листья накапливают много полезных и
вредных веществ. Полезные - дерево забирает, а от вредных избавляется,
сбрасывая листву. А еще через листья деревья отдают много влаги в
результате испарений, а зимой корни дерева не смогут ее восполнить.
Избавляясь от листвы, дерево спасает себя от засыхания в холодное время
года. Кроме того пышная крона ломалась бы под тяжестью снега.
3 группа «рябинки» называют кустарники, которые находятся в области
экскурсии, особенности цвета листьев, наличие плодов и семян.
- Внимательно посмотрите вокруг и скажите, а чем отличаются деревья от
кустарников. Назовите отличительные признаки.
3. Коллективная работа
а) Любование осенней природой
- А теперь, ребята, давайте полюбуемся осенними красками расписного
лесного шатра. Попробуйте подобрать красивые слова для описания нашего
уголка или вспомнить подходящие стихи. (ответы детей).
В дополнение детских ответов учитель и шефы читают отрывки из стихов
русских поэтов: Пушкина, Бунина, Некрасова и др.
…В багрец и золото, одетые леса;
Лес, точно терем расписной лиловый, золотой, багряный…
Славная осень! и др.
3
б) Слушаем звуки осени
- А теперь встанем, прижавшись спиной к стволу дерева, и послушаем,
как звучит осень. Очень важно самим соблюдать тишину. Расскажите, что
вы услышали, сравните со звуками лета. ( листья шуршат под ногами,
ветерок шелестит листвой, тихо прошуршал листвой бурундучок и
скрылся, почти не слышно птиц, какой-то стук – наверное дятел и т.п. .
Звуков стало меньше, летом много голосов разных птиц, жужжанья
разных насекомых).
- Куда же делись эти обитатели леса? (ответы детей)
- Как мы называем улетающих осенью птиц? Почему они улетают?
- А тех, кто остается с нами зимой?
- Нуждаются ли они в нашей помощи? Как мы будем им помогать?
-Совершенно верно, ребята, перелетные птицы улетают из-за
отсутствия корма зимой, водоплавающие из-за раннего замерзания наших
водоемов, а тех, кто остается, мы называем зимующими. А среди них есть
те, которых мы совсем не видим летом, они прилетают к нам с
наступлением зимы, а с наступлением весны улетают еще дальше на
север. Их мы называем кочующими. Это снегири, свиристели. Многие из
зимующих птиц тоже испытывают нехватку корма, особенно в снежные и
морозные зимы и мы, развешивая кормушки, спасаем их жизни, ведь
птицам страшен не столько холод, сколько голод.
4. Практическая работа
- У нас осталось еще одно задание для следопытов. Постарайтесь найти и
вложить в пакетики (планшеты) листики, веточки, травинки, но не все
подряд, а только самые красивые.
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия
Этап: эмоциональная разрядка
АМО метод «Земля, воздух, огонь и вода» (взят частично)
Воздух. Дети становятся в круг на полянке и начинают дышать глубже,
чем обычно, делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет,
что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха.
Ребята делают несколько глубоких вдохов и выдохов.
- Каким стал воздух осенью? (свежим, бодрящим, как у Некрасова в стихах
- Какие запахи вы почувствовали вдыхая его? (пахнет опавшими
листьями, грибами, как бы сыростью).
- А теперь посмотрите внимательно друг на друга, может и нас раскрасила
художница осень, что-то появилось у нас нового? ( дети смотрят друг на
друга, замечают, что стали румяными щеки, блестят глазки).
– Почему так произошло?
- Потому что пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье, а
здоровый человек всегда красив. Поэтому почаще проводите время на
природе.
4
Этап: подведение итогов (проводится в классе)
рефлексия: - Понравилось ли вам наше путешествие в природу покажет
наше дерево, с которого мы сняли листочки для эмблемы. Вернем их
обратно. Те, кто доволен экскурсией и своей работой прикрепит листик в
верхней части кроны, кто не очень доволен – в средней части, кто совсем
недоволен – в самом низу. И я прикреплю свой листик тоже.
(Если на средней и нижней части дерева появятся листики, выясняем
причину недовольства).
Дома: подготовить рисунок: «В гостях у осени» для составления альбома,
найти осенние загадки, пословицы, поговорки, стихи (по желанию).
При наличии времени можно провести игру «От какой ветки детки»
(по листочку узнать дерево)
5
Приложение1
Деревья, сбрасывающие листву
Деревья, не сбрасывающие
листву
1. береза
1. сосна
2
3
4
1.Заполните таблицу
2.Заметили ли вы птиц на данном участке? Какие особенности в их
поведении вы заметили ?
Приложение 2
Название дерева
Цвет листьев
Особенности листопада
1 береза
желтый
нет половины листьев
2
3
4
1.Заполните таблицу
2.Отметьте каких животных или следы их пребывания вы нашли на данном
участке.
Приложение 3
Название растения
Окраска листьев
Наличие ягод, семян
1.малина
малиновая, бурая
кое-где засохшие ягоды
2.
3.
1.Заполните таблицу
2.Каких насекомых вы заметили? Если нет, то почему?
6
7