Напоминание

"Осенняя экскурсия в лесопарке"


Автор: Мосиенко Татьяна Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ "Рудногорская СОШ"
Населённый пункт: пгт. Рудногорск, Нижнеилимский район, Иркутская область
Наименование материала: план-конспект
Тема: "Осенняя экскурсия в лесопарке"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МОУ «Рудногорская СОШ»
Мосиенко Татьяна Васильевна
педагог дополнительного образования ( руководитель школьного краеведческого музея «Илимская пашня» и краеведческого кружка 1-3кл)
Осенняя экскурсия в лесопарк
Краткое описание: предлагается конспект осенней экскурсии в лесопарк для учащихся 1-го класса членов краеведческого кружка, первая из 3-х сезонных экскурсий в природу. В ходе экскурсии дети наблюдают и характеризуют изменения в живой и неживой природе происходящие осенью. В помощь фиксирования результатов наблюдений привлечены несколько (3) детей из краеведческого кружка 3-го класса, назовем их «шефы». Количество экскурсантов не более 12 – 15 человек. Оборудование: карточки с заданиями для команд, пакетики для сбора природного материала, фотоаппарат, походная аптечка.
Цели:
образовательные: ознакомить учащихся с объектами и явлениями природы при помощи наблюдений, самостоятельной работы; обобщить и систематизировать знания о характерных признаках осени в природе; развивающие: способствовать процессу формирования у младших школьников познавательного интереса, умения наблюдать; развивать воображение и творческие способности детей; учить их видеть красоту родной природы, восхищаться этой красотой, замечать осенние изменения в природе; воспитательные: воспитывать любовь к природе родного края, интерес к окружающему миру; воспитывать чувство прекрасного через поэтическое восприятие осенней природы.
Задачи:
Закреплять правила поведения в лесу. Побуждать детейк интересу и активной деятельности по охране и улучшению окружающей среды, бережному отношению к природе. Воспитывать у детей чувство взаимопомощи и доброжелательности друг к другу при работе в группе.
Ход экскурсии

Фаза 1
Начало образовательного мероприятия (экскурсии) Этап: актуализация знаний и постановка учебной цели (инициация) - Добрый день, друзья! Сегодня мы с вами отправимся в чудесное путешествие. Вы узнаете куда, если отгадаете загадку: « Город этот не простой, он дремучий и густой» (лес) 1
- Прежде чем отправиться на экскурсию, давайте вспомним как надо себя вести в парке, в лесу, чтобы не навредить лесным жителям. Можно: наблюдать, собирать листья, семена для коллекции, рисовать, фотографировать, убирать мусор в мешки. Нельзя: ломать ветки, ловить и убивать насекомых, шуметь, бегать, разводить костры, разбрасывать мусор и т. п. АМО « Осенний листик» Цель: Формирование малых групп (команд), в которых пройдет основная работа, назначение старшего из числа шефов. На схеме (модели) дерева осенние листочки (эмблемы) березы, осины, рябины по числу экскурсантов. Детям предлагается выбрать один листик – эмблему. АМО «Подари улыбку» Цель: Позитивный настрой на работу, формирование групп для работы. Проведение: дети с одинаковыми листиками находят друг друга, берутся за руки, обмениваются улыбками и прикрепляют эмблемы (листики). Команды сформированы. АМО деловая игра «Следопыты» Цель: Вхождение или погружение в тему (целеполагание). Материалы: карточки с эмблемой команды, на которых дано индивидуальное задание для каждой группы.(приложение) - Итак, каждая команда сейчас получит свое задание, но кому оно дано, вы должны догадаться сами, когда отгадаете мои загадки. -Стоит Алена – платок зеленый, - В сенокос горька, а в мороз сладка, Тонкий стан, белый сарафан. Что за ягодка? (рябина) -Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит. (осина) - Молодцы! Чтобы разгадать эти загадки нужно быть очень внимательным к особенностям каждого дерева, быть настоящим следопытом (выясняем значение слова следопыт). Сегодня вам очень пригодятся эти качества при выполнении заданий на экскурсии. Желаю удачи, следопыты! Дети, под руководством шефов, знакомятся с заданием, коллективно обсуждают ход его выполнения и т. д.
Фаза 2.
Работа над темой. Этап: проработка содержания темы -Бродит осень по дорогам, ищет осень, где присесть, Чтобы с грустью и тревогой о себе оставить весть. - Вот и к нам заглянула вечная странница осень. Мы пришли в наш лес, посмотреть какие весточки она нам оставила. АМО ( продолжение игры «Следопыт») Цель: Отработка навыков поиска и наблюдения.

2

1
.Выполнение детьми практической поисковой работы по карточкам.
2
.Беседа по итогам наблюдений: - А теперь, юные следопыты, давайте обсудим ваши наблюдения. Начните свой ответ со слов: «Мы пронаблюдали и заметили (или увидели)…
1группа «березки»
- перечислив увиденные деревья, делает вывод, что не все деревья сбрасывают листья на зиму. -Как называются эти группы деревьев? (лиственные и хвойные) - Кто догадался, почему их так называют? - А что же такое хвоинки и почему они не опадают на зиму? -Совершенно верно, это тоже листики, только видоизмененные. Они имеют толстую кожицу и покрыты блестящим восковым налетом, что способствует меньшему испарению влаги. Не стоит думать, что ель Никогда не меняет свой зеленый наряд. Меняет, но постепенно. Сосны сохраняют хвою в течение двух-трех лет, а ели носят свой наряд пять- семь лет. А чтобы полностью обновить хвою, ели нужно примерно девять лет. Есть лишь одно хвойное дерево, которое каждый год сбрасывает свои хвоинки на зиму. -Найдите это дерево и встаньте под ним. Как оно называется? (лиственница) - А теперь послушаем следопытов следующей команды.
2группа «осинки»
перечисляет лиственные деревья, особенности окраски листьев, сравнивают состояние кроны, какое из деревьев потеряло больше листвы, какое самое «стойкое».

- Как вы думаете, почему осенью листья опадают с деревьев? - Оказывается, ребята, к осени листья накапливают много полезных и вредных веществ. Полезные - дерево забирает, а от вредных избавляется, сбрасывая листву. А еще через листья деревья отдают много влаги в результате испарений, а зимой корни дерева не смогут ее восполнить. Избавляясь от листвы, дерево спасает себя от засыхания в холодное время года. Кроме того пышная крона ломалась бы под тяжестью снега.
3 группа «рябинки»
называют кустарники, которые находятся в области экскурсии, особенности цвета листьев, наличие плодов и семян. - Внимательно посмотрите вокруг и скажите, а чем отличаются деревья от кустарников. Назовите отличительные признаки.
3.
Коллективная работа
а) Любование осенней природой

-
А теперь, ребята, давайте полюбуемся осенними красками расписного лесного шатра. Попробуйте подобрать красивые слова для описания нашего уголка или вспомнить подходящие стихи. (ответы детей). В дополнение детских ответов учитель и шефы читают отрывки из стихов русских поэтов: Пушкина, Бунина, Некрасова и др. …В багрец и золото, одетые леса; Лес, точно терем расписной лиловый, золотой, багряный… Славная осень! и др. 3

б) Слушаем звуки осени
- А теперь встанем, прижавшись спиной к стволу дерева, и послушаем, как звучит осень. Очень важно самим соблюдать тишину. Расскажите, что вы услышали, сравните со звуками лета. ( листья шуршат под ногами, ветерок шелестит листвой, тихо прошуршал листвой бурундучок и скрылся, почти не слышно птиц, какой-то стук – наверное дятел и т.п. . Звуков стало меньше, летом много голосов разных птиц, жужжанья разных насекомых). - Куда же делись эти обитатели леса? (ответы детей) - Как мы называем улетающих осенью птиц? Почему они улетают? - А тех, кто остается с нами зимой? - Нуждаются ли они в нашей помощи? Как мы будем им помогать? -Совершенно верно, ребята, перелетные птицы улетают из-за отсутствия корма зимой, водоплавающие из-за раннего замерзания наших водоемов, а тех, кто остается, мы называем зимующими. А среди них есть те, которых мы совсем не видим летом, они прилетают к нам с наступлением зимы, а с наступлением весны улетают еще дальше на север. Их мы называем кочующими. Это снегири, свиристели. Многие из зимующих птиц тоже испытывают нехватку корма, особенно в снежные и морозные зимы и мы, развешивая кормушки, спасаем их жизни, ведь птицам страшен не столько холод, сколько голод.
4.
Практическая работа - У нас осталось еще одно задание для следопытов. Постарайтесь найти и вложить в пакетики (планшеты) листики, веточки, травинки, но не все подряд, а только самые красивые.
Фаза 3.
Завершение образовательного мероприятия

Этап: эмоциональная разрядка АМО метод «Земля, воздух, огонь и вода» (взят частично) Воздух. Дети становятся в круг на полянке и начинают дышать глубже, чем обычно, делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Ребята делают несколько глубоких вдохов и выдохов. - Каким стал воздух осенью? (свежим, бодрящим, как у Некрасова в стихах - Какие запахи вы почувствовали вдыхая его? (пахнет опавшими листьями, грибами, как бы сыростью). - А теперь посмотрите внимательно друг на друга, может и нас раскрасила художница осень, что-то появилось у нас нового? ( дети смотрят друг на друга, замечают, что стали румяными щеки, блестят глазки). – Почему так произошло? - Потому что пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье, а здоровый человек всегда красив. Поэтому почаще проводите время на природе. 4
Этап: подведение итогов (проводится в классе) рефлексия: - Понравилось ли вам наше путешествие в природу покажет наше дерево, с которого мы сняли листочки для эмблемы. Вернем их обратно. Те, кто доволен экскурсией и своей работой прикрепит листик в верхней части кроны, кто не очень доволен – в средней части, кто совсем недоволен – в самом низу. И я прикреплю свой листик тоже. (Если на средней и нижней части дерева появятся листики, выясняем причину недовольства). Дома: подготовить рисунок: «В гостях у осени» для составления альбома, найти осенние загадки, пословицы, поговорки, стихи (по желанию). При наличии времени можно провести игру «От какой ветки детки» (по листочку узнать дерево) 5
Приложение1
Деревья, сбрасывающие листву

Деревья, не сбрасывающие

листву

1.
береза
1.
сосна 2
3

4
1.Заполните таблицу 2.Заметили ли вы птиц на данном участке? Какие особенности в их поведении вы заметили ? Приложение 2 Название дерева Цвет листьев Особенности листопада 1 береза желтый нет половины листьев 2 3 4 1.Заполните таблицу 2.Отметьте каких животных или следы их пребывания вы нашли на данном участке. Приложение 3 Название растения Окраска листьев Наличие ягод, семян 1.малина малиновая, бурая кое-где засохшие ягоды 2. 3. 1.Заполните таблицу 2.Каких насекомых вы заметили? Если нет, то почему? 6
7


В раздел образования




Яндекс.Метрика