Напоминание

"Развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр и математических заданий"


Автор: Данилова Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Алёнушка"
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр и математических заданий"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие словесно-логического мышления у детей старшего

дошкольного возраста средствами логических игр и математических

заданий»

Система дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит

развитие

мышления

детей.

Мышление

является

высшим

познавательным

процессом. Мышление – это особого рода теоретическая и практическая

деятельность, предлагающая систему включенных в нее действий и операций

ориентировочно-исследовательского,

познавательного

преобразовательного

характера[4].

Актуальность состоит в том, что проблемы всестороннего развития

личности, интенсивность развития интеллектуальных способностей у детей

дошкольного

возраста

являются

наиболее

важными

в

психологическом

знании.

Развитие

элементов

словесно-логического

мышления

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

является

необходимым

этапом

их

психологического развития, а также наиболее комфортной их адаптации в

современном обществе. Научно-технический прогресс создает новые условия

для

функционирования

социума

в

целом

и

образовательной

отрасли,

в

частности. Появление новых технологий и методик обучения, призванных

обеспечить легкое усвоение все увеличивающегося количества информации

воспитанниками

на

различных

этапах

развития,

требует

усиленного

внимания к развитию словесно-логического мышления у детей старшего

дошкольного возраста.

Логическое мышление начинает развиваться в дошкольном возрасте.

Когда

при

переходе

от первой

ко второй

половине

дошкольного

детства

внутренняя позиция как возрастное новообразование становится условной.

Следствием превращения внутренней позиции в условную, выступает отрыв

от конкретной

действительности,

раздвоение

деятельности

на саму

деятельность и ее внутренний план. Внутренний, или умственный план, план

деятельности преобразует ее в планируемую и оцениваемую. Образность, как

таковая,

отходит

на задний

план,

уступая

место

словесной

регуляции

поведения. А проблема связности и противоречивости суждений выступает

здесь

на первый

план.

В связи

с этим

данный

вид

мышления

называют

логическим [8].

Возможность

усвоения

некоторых

логических

знаний

и

приёмов

детьми дошкольного возраста показана в психологических исследованиях

Л.Ф. Обуховой, А.Ф. Говорковой, И.Л. Матасовой, Е. Агаевой и др. В этих

исследованиях

была

доказана

возможность

формирования

отдельных

логических приёмов мышления (сериации, классификации, транзитивности

отношений

между

величинами)

у

старших

дошкольников

при

соответствующей возрасту методике развития. Широкие возможности для

развития

логических

приемов

мышления

старших

дошкольников

предоставляет

познавательная

деятельность в

детском

саду.

Результаты

исследований

З.А.

Михайловой,

А.

Савенкова,

А.В.

Белошистовой

и

др.

свидетельствуют об этом.

Высокий

уровень

интеллектуального

развития,

умение

логически

мыслить,

самостоятельно

познавать

все

это

является

основными

факторами

успешного

обучения

в

школе.

Развитие

элементов

словесно-

логического

мышления

в

старшем

дошкольном

возрасте

способствуют

формированию

коммуникативных

и

учебных

навыков

у

детей

старшего

дошкольного возраста.

Дети

постигают

то

содержание

математической

направленности,

которое в современной методике развития математических представлений

детей

дошкольного

возраста

именуется предматематикой. Это содержание

обеспечивает

развитие

мышления,

освоение

логико-математических

представлений и способов познания.

В

старшем

дошкольном

возрасте

одним

из

эффективных

способов

развития

элементов

словесно-логического

мышления

являются

логико-

математические задания. Задания математического содержания направлены

на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них

проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Логико-математические задания и упражнения – это игры и упражнения, в

которых

смоделированы

математические

отношения,

закономерности,

предполагающие выполнение логических операций и действий.

Логические блоки Дьенеша являются наиболее эффективным пособием

среди огромного количества разнообразных дидактических материалов. Это

пособие

разработано

венгерским

психологом

и

математиком

Дьенешем,

прежде

всего

для

подготовки

мышления

детей

к

усвоению

математики.

Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и

действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с

точки

зрения

общего

интеллектуального

развития.

К

таким

действиям

относятся:

выявление

свойств,

их

абстрагирование,

сравнение,

классификация,

обобщение,

кодирование

и

декодирование.

Более

того,

используя блоки, можно развивать у детей способность действовать в уме,

осваивать

представления

о

числах

и

геометрических

фигурах,

пространственную ориентировку. Работа с блоками проходит в три этапа:

1.

Развитие умений выявлять и абстрагировать свойства.

2.

Развитие способности сравнивать предметы по свойствам.

3.

Развитие способности к логическим действиям и операциям.

По

мнению

Л.С.

Выготского

особая

роль

логического

мышления,

состоит в развитии математических представлений. Как наиболее сложный

процесс он рассматривает – формирование количественных представлений.

Как правило, у большинства детей старшего дошкольного возраста

это

вызывает значительные трудности. Дети часто не понимают для чего нужно

считать

и

измерять

не

приблизительно,

а

точно.

Не

осознавая

значения

действий, которые они совершают, дети дошкольного возраста выполняют их

механически, что приводит к поверхностному усвоению знаний [7].

Н.В.

Григорян

считает,

что

математика

стоит

на

первом

месте

в

процессе

формирования

словесно-логического

мышления

и

сводит

ее

обучение к таким понятиям как:

1. Целое и части. Смысл практически всех математических действий и

операций может быть дан без определений, а в процессе самостоятельного

поиска (например,

сложить

-

это значить собрать все части вместе,

объединить). Итогом такого подхода является логическо - действенная схема,

позволяющая

свернуть

ряд

математических

правил

(освоение

принципа

действий сложения, умножения, деления, вычитания;

деление фигур на

части;

решение

задач

разного

вида;

и

т.д.)

в

некий

логический

блок

определённых действий.

2.

Единство

противоположно стей.

Принцип

п о с т р о е н и я

математических

знаний,

как

ни

одного

другого

предмета,

очевидно

базируется

на

представленной

закономерности

(знаки

больше

и

меньше,

сложение

и

вычитание,

прямые

и

обратные

задачи,

положительные

и

отрицательные числа, обычные и десятичные дроби и т.д.). При изучении

различных действий и явлений, предлагая найти ребенку противоположность,

в

процесс

поиска

включается

логический

компонент,

так

как

ребенку

приходить

иметь

действие

с

абстракцией,

при

этом

делая

опору

на

конкретный материал.

3. Идея преобразования в математике ярче всего видна при наблюдении

за

изменением

результата

в

зависимости

от

того,

как

изменяются

компоненты (« ... как изменится решение и ответ задачи, если в условии.. »).

Идея преобразования дает детям возможность попробовать самостоятельно

оттолкнуться от имеющего у них знания, попробовать решить новую для них

задачу. Решая новую задачу, использование в процессе поиска словесно-

логического

мышления

и

механизмов

его

совершенствования

является

очевидным и обязательным.

Взаимосвязь формирования и развития математических способностей

детей

дошкольного

возраста

и

формирования

словесно-логического

мышления дошкольников является одной из популярных проблем последних

десятилетий.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии основ словесно-

логического

мышления

играет

математика.

Обучение

математике

детей

дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных заданий,

игр,

задач,

развлечений.

При

этом

выбор

математических

заданий

и

математического материала определяется с учетом возрастных возможностей

детей [1, c.98].

Занимательные

задания

математического

содержания

способствуют

развитию

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

умения

быстро

воспринимать познавательные задания и находить для них верные решения.

Дети начинают понимать, что для правильного решения математического

задания необходимо сосредоточиться.

Задания математического содержания воспитывают у детей старшего

дошкольного возраста познавательный интерес, способность к творческому

поиску,

желание

и

умение

учиться.

Необычные

задания

с

элементами

проблемности, всегда вызывает интерес у детей.

Литература

1.

Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей

дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. Дошк.

Факультетов высш. Учеб. заведений / А.В. Белошистая. – М.: Гуманит. изд.

центр ВЛАДОС, - 2003. – 400с: ил.

2.

Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский - М: Лабиринт 1996 г.

3.

Поддьяков

Н.

Н.

К

вопросу

о

развитии

мышления

дошкольников

//

Хрестоматия "о возрастной и педагогической психологии.—Ч. II.—М.,

1981.

4.

Р. С. Немов. Психология. В 2-х кн. Кн. 2. Психология образования — М.:

Просвещение: Владос, 1994 — 496 с

5.

Р. С. Немов. Психология. В 3-х кн. Кн. 1,. Общие основы психологии.

— М.: Владос, 2000 — 575 с.

6.

С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. // - СПб.: Питер, 2001−720

с.

7.

Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Яр-

ль.: Гринго, 1995г. с. 240.

8.

Детская психология: / / Под ред. Я. Л. Коломенского, Е. А. Панько.

— Минск: Изд-во Университетское, 1988. — 398 с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика