Автор: Данилова Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Алёнушка"
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр и математических заданий"
Раздел: дошкольное образование
«Развитие словесно-логического мышления у детей старшего
дошкольного возраста средствами логических игр и математических
заданий»
Система дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит
развитие
мышления
детей.
Мышление
является
высшим
познавательным
процессом. Мышление – это особого рода теоретическая и практическая
деятельность, предлагающая систему включенных в нее действий и операций
ориентировочно-исследовательского,
познавательного
преобразовательного
характера[4].
Актуальность состоит в том, что проблемы всестороннего развития
личности, интенсивность развития интеллектуальных способностей у детей
дошкольного
возраста
являются
наиболее
важными
в
психологическом
знании.
Развитие
элементов
словесно-логического
мышления
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
является
необходимым
этапом
их
психологического развития, а также наиболее комфортной их адаптации в
современном обществе. Научно-технический прогресс создает новые условия
для
функционирования
социума
в
целом
и
образовательной
отрасли,
в
частности. Появление новых технологий и методик обучения, призванных
обеспечить легкое усвоение все увеличивающегося количества информации
воспитанниками
на
различных
этапах
развития,
требует
усиленного
внимания к развитию словесно-логического мышления у детей старшего
дошкольного возраста.
Логическое мышление начинает развиваться в дошкольном возрасте.
Когда
при
переходе
от первой
ко второй
половине
дошкольного
детства
внутренняя позиция как возрастное новообразование становится условной.
Следствием превращения внутренней позиции в условную, выступает отрыв
от конкретной
действительности,
раздвоение
деятельности
на саму
деятельность и ее внутренний план. Внутренний, или умственный план, план
деятельности преобразует ее в планируемую и оцениваемую. Образность, как
таковая,
отходит
на задний
план,
уступая
место
словесной
регуляции
поведения. А проблема связности и противоречивости суждений выступает
здесь
на первый
план.
В связи
с этим
данный
вид
мышления
называют
логическим [8].
Возможность
усвоения
некоторых
логических
знаний
и
приёмов
детьми дошкольного возраста показана в психологических исследованиях
Л.Ф. Обуховой, А.Ф. Говорковой, И.Л. Матасовой, Е. Агаевой и др. В этих
исследованиях
была
доказана
возможность
формирования
отдельных
логических приёмов мышления (сериации, классификации, транзитивности
отношений
между
величинами)
у
старших
дошкольников
при
соответствующей возрасту методике развития. Широкие возможности для
развития
логических
приемов
мышления
старших
дошкольников
предоставляет
познавательная
деятельность в
детском
саду.
Результаты
исследований
З.А.
Михайловой,
А.
Савенкова,
А.В.
Белошистовой
и
др.
свидетельствуют об этом.
Высокий
уровень
интеллектуального
развития,
умение
логически
мыслить,
самостоятельно
познавать
–
все
это
является
основными
факторами
успешного
обучения
в
школе.
Развитие
элементов
словесно-
логического
мышления
в
старшем
дошкольном
возрасте
способствуют
формированию
коммуникативных
и
учебных
навыков
у
детей
старшего
дошкольного возраста.
Дети
постигают
то
содержание
математической
направленности,
которое в современной методике развития математических представлений
детей
дошкольного
возраста
именуется предматематикой. Это содержание
обеспечивает
развитие
мышления,
освоение
логико-математических
представлений и способов познания.
В
старшем
дошкольном
возрасте
одним
из
эффективных
способов
развития
элементов
словесно-логического
мышления
являются
логико-
математические задания. Задания математического содержания направлены
на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них
проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Логико-математические задания и упражнения – это игры и упражнения, в
которых
смоделированы
математические
отношения,
закономерности,
предполагающие выполнение логических операций и действий.
Логические блоки Дьенеша являются наиболее эффективным пособием
среди огромного количества разнообразных дидактических материалов. Это
пособие
разработано
венгерским
психологом
и
математиком
Дьенешем,
прежде
всего
для
подготовки
мышления
детей
к
усвоению
математики.
Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и
действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с
точки
зрения
общего
интеллектуального
развития.
К
таким
действиям
относятся:
выявление
свойств,
их
абстрагирование,
сравнение,
классификация,
обобщение,
кодирование
и
декодирование.
Более
того,
используя блоки, можно развивать у детей способность действовать в уме,
осваивать
представления
о
числах
и
геометрических
фигурах,
пространственную ориентировку. Работа с блоками проходит в три этапа:
1.
Развитие умений выявлять и абстрагировать свойства.
2.
Развитие способности сравнивать предметы по свойствам.
3.
Развитие способности к логическим действиям и операциям.
По
мнению
Л.С.
Выготского
особая
роль
логического
мышления,
состоит в развитии математических представлений. Как наиболее сложный
процесс он рассматривает – формирование количественных представлений.
Как правило, у большинства детей старшего дошкольного возраста
это
вызывает значительные трудности. Дети часто не понимают для чего нужно
считать
и
измерять
не
приблизительно,
а
точно.
Не
осознавая
значения
действий, которые они совершают, дети дошкольного возраста выполняют их
механически, что приводит к поверхностному усвоению знаний [7].
Н.В.
Григорян
считает,
что
математика
стоит
на
первом
месте
в
процессе
формирования
словесно-логического
мышления
и
сводит
ее
обучение к таким понятиям как:
1. Целое и части. Смысл практически всех математических действий и
операций может быть дан без определений, а в процессе самостоятельного
поиска (например,
сложить
-
это значить собрать все части вместе,
объединить). Итогом такого подхода является логическо - действенная схема,
позволяющая
свернуть
ряд
математических
правил
(освоение
принципа
действий сложения, умножения, деления, вычитания;
деление фигур на
части;
решение
задач
разного
вида;
и
т.д.)
в
некий
логический
блок
определённых действий.
2.
Единство
противоположно стей.
Принцип
п о с т р о е н и я
математических
знаний,
как
ни
одного
другого
предмета,
очевидно
базируется
на
представленной
закономерности
(знаки
больше
и
меньше,
сложение
и
вычитание,
прямые
и
обратные
задачи,
положительные
и
отрицательные числа, обычные и десятичные дроби и т.д.). При изучении
различных действий и явлений, предлагая найти ребенку противоположность,
в
процесс
поиска
включается
логический
компонент,
так
как
ребенку
приходить
иметь
действие
с
абстракцией,
при
этом
делая
опору
на
конкретный материал.
3. Идея преобразования в математике ярче всего видна при наблюдении
за
изменением
результата
в
зависимости
от
того,
как
изменяются
компоненты (« ... как изменится решение и ответ задачи, если в условии.. »).
Идея преобразования дает детям возможность попробовать самостоятельно
оттолкнуться от имеющего у них знания, попробовать решить новую для них
задачу. Решая новую задачу, использование в процессе поиска словесно-
логического
мышления
и
механизмов
его
совершенствования
является
очевидным и обязательным.
Взаимосвязь формирования и развития математических способностей
детей
дошкольного
возраста
и
формирования
словесно-логического
мышления дошкольников является одной из популярных проблем последних
десятилетий.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии основ словесно-
логического
мышления
играет
математика.
Обучение
математике
детей
дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных заданий,
игр,
задач,
развлечений.
При
этом
выбор
математических
заданий
и
математического материала определяется с учетом возрастных возможностей
детей [1, c.98].
Занимательные
задания
математического
содержания
способствуют
развитию
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
умения
быстро
воспринимать познавательные задания и находить для них верные решения.
Дети начинают понимать, что для правильного решения математического
задания необходимо сосредоточиться.
Задания математического содержания воспитывают у детей старшего
дошкольного возраста познавательный интерес, способность к творческому
поиску,
желание
и
умение
учиться.
Необычные
задания
с
элементами
проблемности, всегда вызывает интерес у детей.
Литература
1.
Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей
дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. Дошк.
Факультетов высш. Учеб. заведений / А.В. Белошистая. – М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, - 2003. – 400с: ил.
2.
Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский - М: Лабиринт 1996 г.
3.
Поддьяков
Н.
Н.
К
вопросу
о
развитии
мышления
дошкольников
//
Хрестоматия "о возрастной и педагогической психологии.—Ч. II.—М.,
1981.
4.
Р. С. Немов. Психология. В 2-х кн. Кн. 2. Психология образования — М.:
Просвещение: Владос, 1994 — 496 с
5.
Р. С. Немов. Психология. В 3-х кн. Кн. 1,. Общие основы психологии.
— М.: Владос, 2000 — 575 с.
6.
С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. // - СПб.: Питер, 2001−720
с.
7.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Яр-
ль.: Гринго, 1995г. с. 240.
8.
Детская психология: / / Под ред. Я. Л. Коломенского, Е. А. Панько.
— Минск: Изд-во Университетское, 1988. — 398 с.