Напоминание

"Развитие мелкой моторики в процессе занятий по ручному труду"


Автор: Гиниятуллина Лейсан Мансуровна
Должность: учитель индивидуального обучения
Учебное заведение: ГБОУ "Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие мелкой моторики в процессе занятий по ручному труду"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Мелкая моторика - это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие

координированные манипуляции.

Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. При этом

улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Мелкая

моторика взаимосвязана с мышлением, наблюдательностью, вниманием, речью,

воображением, оптико-пространственным восприятием (координацией, зрительной и

подвижной памятью. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики

имеет огромное значение для развития творчества детей. То есть на протяжении всей жизни

ребенок нуждается в использовании точных и координированных движениях кистей и

пальцев. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика

отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут

застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали

конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от

любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким

образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто

чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это

влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени

уровень развития сложно координированных движений руки у детей, имеющих речевые

нарушения, недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности. И, конечно,

в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки

должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков

самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научиться ребенок

управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой

моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей

человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована.

Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени

сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт,

то задерживается и развитие ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со

сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально -

психическое состояние ребёнка. Однако, если вовремя помочь ребёнку, постоянно

использовать все способы развития, активизации речи, эти серьёзные проблемы можно

успешно решить. Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры, упражнения, пальчиковые

разминки, конструирование, рисование, лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать

карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, мастерить

подарки своим близким .

"Рука - развивает мозг" - это утверждение уже многократно доказано. Развитие мелкой

моторики рук имеет большое значение для успешного обучения в школе. Проблема

подготовки руки у детей дошкольного возраста вот уже на протяжении ни одного десятилетия

занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Она актуальна

и в настоящее время. Тревожно, что исследования ряда авторов свидетельствуют о снижении

показателей уровня развития ручной умелости у детей, находящихся на пороге школьного

обучения. Увидев, что у большинства ребят в группе возникают большие трудности: пальцы

малоподвижны, движения не точны.

Поэтому я и выбрала тему: "Развитие мелкой моторики рук в процессе занятия ручным

трудом". Значение трудового воспитания в развитие мелкой моторики дошкольника.

Цель моей работы:

Развитие мелкой моторики у детей старшего возраста через организацию ручного труда -

оригами, вышивание лентами.

Строя свою работу, я поставила перед собой следующие задачи:

- Подобрать и проанализировать литературу, касающуюся проблемы развития мелкой

моторики;

- Собрать практический материал по ручному труду;

- Совершенствование знаний, умений, навыков детей.

- Расширение их представлений о декоративно-прикладном искусстве.

- Развитие психических познавательных процессов, таких как воображения, восприятия,

память, внимание.

- Развитие личностных качеств - усидчивости, терпения, старательности, аккуратности,

трудолюбия.

- Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- Развивать точность и координацию движений руки.

- Умения доводить начатое дело до конца.

В настоящее время проблеме развития мелкой моторики уделяется достаточно много

внимания. Но каждый творческий педагог пробует внедрять в свою коррекционную работу как

традиционные, так и нетрадиционные методы, и приёмы для развития мелкой моторики у

детей.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая

работа по развитию мелкой моторики руки в процессе занятия ручным трудом у детей

дошкольного возраста во взаимодействии с семьёй способствует формированию

интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению

психического и физического развития ребёнка.

Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики

кистевой моторики и педагогической коррекции сохраняет не только физическое и

психическое здоровье ребёнка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения,

помогут сформулировать навыки письма.



В раздел образования




Яндекс.Метрика