Автор: Попова Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сапожковский детский сад №3 Сапожковского муниципального района
Населённый пункт: р.п. Сапожок, Рязанская область
Наименование материала: из опыта работы
Тема: Предметно-развивающая среда, как средство развития творческой активности дошкольников
Раздел: дошкольное образование
«Предметно-развивающая среда как
средство саморазвития творческой
активности дошкольника»
Подготовила:
Попова Галина Николаевна
воспитатель МБДОУ
Сапожковский детский сад №3
Сапожковского муниципального района
2017г.
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой
рукой, они красиво зазвучат…» В.А.Сухомлинский
Сегодня к ребёнку и человеку вообще предъявляются всё более высокие
требования, соответствие этим требованиям помогает ему в жизни, в
профессиональной деятельности, в решении проблем. Творческий подход к
той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать
наиболее подходящий. Конечно, у каждого ребёнка творчество проявляется
по- разному, у кого-то в большей степени, у кого-то в меньшей. Но если у
ребёнка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо
легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми,
справляться с трудностями.
Творческие способности это: стремление к познанию, умение познавать
новое, живость ума, умение в привычных вещах, явлениях находить
нестандартное, стремление к открытиям, умение применять на практике в
жизни полученные знания, опыт, свободное воображение, фантазия и
интуиция, в результате которых появляются изобретения, открытия, что-то
новое.
Все эти задатки формируются с раннего возраста, а в течение жизни
реализуются и совершенствуются. Поэтому именно мы, взрослые, должны
увидеть и развить эти задатки.
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в
целостном процессе становления личности ребёнка, она обогащает
личностное развитие. Функция педагога заключается в том, чтобы, используя
предметно-развивающую среду и её средства, помочь ребёнку обнаружить в
себе то, что присуще ребёнку.
В связи с ФГОС и новыми требованиями к предметно-развивающей среде,
перед педагогами стоит проблема: как правильно её организовать.
Она должна быть полифункциональной, трансформируемой, вариативной,
доступной, безопасной и содержательно-насыщенной. Должны чётко
прослеживаться все пять образовательных областей: социально-
коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие,
физическое развитие, художественно-эстетическое развитие..
Для организации такой среды я стремилась найти новые подходы, идеи,
формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы
интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее
эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные
задачи.
Развивающая предметно-пространственная среда группы в ДОУ
обеспечивает возможность общения совместной деятельности детей и
взрослых, строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее
эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его
склонностей, интересов, уровня активности. Организуется так, чтобы каждый
ребёнок имел свободный доступ к игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды деятельности, а также возможность
заниматься любимым делом. Но, самое главное, она работает на развитие
самостоятельности и самодеятельности ребёнка.
Предметно-развивающая среда организуется по принципу небольших
полузамкнутых микропространств, для того, чтобы избежать скученности
детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек. Все материалы и
игрушки расположены так, чтобы не мешать свободному перемещению
детей, созданы условия для общения со сверстниками.
Предусмотрен «уголок уединения», где ребёнок может отойти от общения,
подумать, помечтать.
В группе созданы различные центры активности:
« Центр познания» обеспечивает решение задач познавательно-
исследовательской деятельности детей (развивающие, логические, речевые
игры, игры с буквами, с цифрами; введение в мир природы; опыты и
эксперименты)
К 5 годам усиливается познавательная активность ребёнка. Это проявляется
в многочисленных вопросах к воспитателю: «Зачем?», «Почему?», «Для
чего?». Развивающееся мышление ребёнка, способность устанавливать
простейшие связи и отношения между объектами пробуждает интерес к
окружающему миру. В этом помогает нам «Школа мудрой Совы», которая
включает в себя уголок природы и экспериментирования.
Опытно-экспериментальная деятельность представлена коллекциями
(камни, песок, глина, крупы, ткани, разные виды бумаги, плоды и семена
деревьев, деревянные и металлические предметы и т.д.). При организации
детского экспериментирования стоит новая задача: показать детям
различные возможности инструментов, помогающих познавать мир: лупы,
компасы, весы, мерные стаканчики, лейки, часы, микроскоп и т. д.
В уголке природы дети ведут не только календарные наблюдения, но и
знакомятся с комнатными растениями и способами ухода за ними.
Комнатные растения периодически меняются. А также дети сами участвуют в
посадке и наблюдении за ходом роста и развития растения. Для этого
создаётся «огород на окне».
Наши маленькие «почемучки» будут превращаться в любознательных
испытателей, проводить не сложные опыты, определять свойства различных
природных материалов. Все компоненты уголка доступны детям для
самостоятельного рассматривания и использования на практике.
В группе специальное место и оборудование выделено для игротеки. Это
дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные
на логическое действие сравнения предметов по различным свойствам
(цвету, форме, размеру, материалу, функции), на группировку по свойствам,
на воссоздание целого из частей, игры на счёт, на развитие фонематического
слуха.
Уже в средней группе дети знакомятся с кодирующей символикой числа -
цифрой. Поэтому в уголке помещены игры и дидактические пособия для
узнавания количества и сопоставления его с цифрой: «Дворец для цифр»,
«Лесная полянка», «Поле чудес»; настольные игры «Лото», «Домино»,
«Закрой ненужную цифру», игры с правилами. Эти игры дают возможность
детям, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а
продвигаться дальше.
Знакомство с новым методическим пособием лэпбук позволило
расширить приёмы работы с детьми. Он помогает ребёнку по своему
желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить
материал. Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно
будут заняты несколько детей. Он развивает творческие способности и
коммуникативные навыки, отвечает всем требованиям ФГОС. В уголок
игротеки помещён лэпбук «Математика для малышей». Он включает в себя:
рубрики «Смотри, думай, решай» (головоломки), «Часы», «Знакомимся с
цифрами», «Части суток»; игры («логические цепочки», «Закрой ненужную
цифру», «Дорисуй на что похожа фигура»), стихи и загадки о цифрах, стихи о
днях недели.
Руками педагогов и детей старшей группы был создан макет «Безопасность».
Это специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, макетами
домов, наборов мелких игрушек и дорожных знаков. Это дидактическое
пособие помогает детям в ознакомлении с правилами дорожного движения
и нормами безопасного поведения на улице, и способствует формированию
ценностей здорового образа жизни.
В уголке по нравственно-патриотическому воспитанию «Мы – россияне»
дети знакомятся с символикой России, столицей – Москва. Так же с гербом
малой Родины Сапожок. В нём находится материал по ознакомлению детей с
деятельностью наших земляков: стихи В. Полункина «Сапожковские зори»,
методическое пособие «Наша родина Россия», образцы декоративно-
прикладного искусства Сапожковская глиняная игрушка и русская матрёшка.
Альбом «Сапожок – земля моя родная» знакомит детей с архитектурными
строениями в Сапожке.
Для знакомства с историей, культурой и бытом нашего народа применяем
музейную педагогику. Кроме посещения Сапожковского краеведческого
музея в одной из групп детского сада создан мини-музей «Изба», в котором
дети знакомятся со старинными предметами быта.
«Центр творчества» обеспечивает задачи активизации творчества детей
(режиссёрские, театрализованные, музыкальные игры и импровизации,
художественно-речевая и изобразительная деятельность)
Творческий уголок «Кузькины сказки» оснащён переносной ширмой,
сундучком для хранения сказочных персонажей для пальчикового,
кукольного театров. Ширма изготовлена из лёгкого материала, которая легко
переносится и помогает детям использовать её и для показа сказок, и для
конструирования игрового материала по замыслу, а также обеспечивает
возможность уединения ребёнка. Здесь размещены маски, атрибуты для
разыгрывания сказок, для настольного театра.
Изобразительная деятельность – одна из самых любимых занятий
дошкольников. В уголке «Радуга» находится материал и оборудование для
художественно-творческой деятельности: рисования, лепки, аппликации
(бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки,
ножницы, раскраски, пластилин, дощечки, материал для нетрадиционных
техник рисования, альбомы декоративно-прикладного искусства,
пооперационные карты, отражающие последовательность действий по
созданию какого-либо образа и т. п.) Большинство материалов помещается в
специально отведённом шкафу. Организация самостоятельной повседневной
трудовой деятельности диктует необходимость создания творческих
мастерских, позволяющая детям работать с « бросовым материалом». Для
этого в группе есть «Волшебная коробочка», которая периодически
пополняется кусочками различных материалов. По желанию ребёнок может
найти и воспользоваться необходимым материалом для воплощения своих
творческих идей, замыслов, фантазий. В группе отведено место для
демонстрации созданных детьми работ.
Средний дошкольный возраст – время рассвета сюжетно-ролевой игры.
Сюжеты в этом возрасте просты и связаны с имеющимся у ребёнка опытом:
семья, магазин, детский сад, больница, путешествия, цирк…
В группе есть специально оборудованные зоны: кухня, парикмахерская, где
дети развивают свои игровые сюжеты. Большая часть оборудования для
сюжетно-ролевых храниться в коробках, на которых есть картинка и надпись
для узнавания игры. Пятилетний ребёнок большое значение придаёт
игрушке, она наталкивает его на новые игровые замыслы. В игровых наборах
есть куклы разного пола, пупсы-малыши, небольшие мягкие игрушки, а так
же мелкие игрушки для разыгрывания сюжета на столе. В игровой зоне
находится строительный материал (мелкий и крупный деревянный и
пластмассовый конструкторы, конструктор «Лего»). Он помогает дополнить и
обогатить игровой сюжет
«Литературный центр» обеспечивает литературное развитие дошкольников.
Уголок «Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание его
зависит от интересов и проявления любознательности к окружающему нас
миру. В нем находятся книги с художественными произведениями детских
писателей, сказками, книги познавательного характера и иные литературные
формы по определённой тематике, которая меняется каждую неделю или по
мере угасания интереса к данной теме. В книжном уголке помещается
фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный
момент и его литературные произведения.
«Спортивный центр» обеспечивает двигательную активность и организацию
здоровьесберегающую деятельность детей.
В группе создан уголок «Азбука здоровья» с целью пополнения и
обогащения знаний детей о средствах, влияющих на сохранение здоровья,
формирования основ здорового образа жизни. В нём размещены предметы
для развития мелкой моторики рук: мячики разной величины и материала,
мячики-ёжики, шишки, жёлуди, каштаны, бытовые прищепки, вязаные
коврики для застёгивания пуговиц, мелкие предметы для нанизывания,
«ёлочка», пальчиковый театр, мелкая мозаика, шнуровка «Ботиночек»,
шнуровка «Маша и медведь» для развития мелкой моторики руки; материал
для проведения самомассажа: «сухой бассейн», наборы круп, мешочки с
разными наполнителями.
Для того чтобы организовать информацию по теме и лучше понять и
запомнить материал в уголок помещён лэпбук. Это отличный способ для
закрепления материала. Лэпбук «Азбука здоровья» содержит: пословицы и
поговорки о спорте, стихи о здоровом образе жизни, цветок «Приготовь
фруктовый, овощной салат», схема режима дня, стенд «Что влияет на
здоровье людей», загадки о здоровом образе жизни, набор картинок
«Советы Айболита», игра «Полезно-вредно», игра «Собери картинку»(овощи,
фрукты, спорт), игровой материал «Дыхательная гимнастика»,
«самомассаж», элементы для раскрашивания, листовка-схема «точечный
массаж».
В центре «ИКТ» размещены – магнитофон, ноутбук, экран, проектор,
планшет, интерактивная кукла.
В результате в группе создана целесообразная, информативная
развивающая среда способная быстро перестраиваться в условиях смены
образовательного процесса. Все компоненты связаны между собой по
содержанию, масштабу, художественному решению.
Создавая благоприятную среду развития для наших детей, я хочу видеть их
ещё и такими: овладевшими основными культурными способами
деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру,
развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных
выносливых и физически развитых. А главное, хочу видеть своих детей
счастливыми!