Автор: Маркова Ирина Викторовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 410"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: буклет для родителей
Тема: "Развиваем фонематический слух и слоговую структуру слов"
Раздел: среднее профессиональное
Ф о н е м а т и ч е с к и й слух
–
способность распознавать звуки речи
(фонемы) по акустическим признакам
(твердые – мягкие, звонкие – глухие,
свистящие – шипящие).
Развитый фонематический слух –
условие правильного произношения звуков
у вашего ребенка, а, следовательно, и
грамотного чтения и письма.
Рекомендуемые задания:
1.
« Поймай звук»: Взрослый
произносит слова, закрыв рот
«экраном» (листком бумаги), держа
его на расстоянии 10 см ото рта, а
ребенок должен хлопнуть в ладоши,
если услышит заданный звук.
Примерные наборы слов:
Для звука [С] (твердого!): стол, роза, лиса,
шторы, цапля, абрикос, гусь (СЬ!), танец,
красный, поздно, письмо (СЬ!), мост.
Для звука [Ш] : шкаф, жду, скамейка,
мышь, нос, клещ, смешно, важно, уши,
усы.
2.
«Эхо»: Закрыв рот «экраном»,
взрослый произносит группы слогов,
(Если ребенку не удается задание, то сначала
попросите его повторить два слога, а затем
добавьте к ним еще один слог).
Ба – па - ба шу – жу - шу ти - чи
сы – зы - за ще - се ко – го - го
шо – шу - су ча – ща - ша ца - са
ро – ло - ро ма – мы – мо - му
ля – ле – ли – лю ле – ре – ле и т.п.
3.
«Кто внимательнее?»
Ребенок называет картинки (или слушает слова)
и определяет: какой общий звук встречается во
всех названных словах.
Например, в словах коза, изба, медуза,
незабудка, стрекоза общий звук [З].
4.
«Я знаю много слов со звуком …».
Эту игру можно проводить с фишками или
с мячом. Ребенок называет слова, например
со звуком [Р] и бросает мяч. А взрослый
возвращает его ребенку, говоря «раз» и т.д.
Сначала слова можно искать в
комнате, на улице, на картинке. Затем
учим детей подбирать слова «в уме», без
опоры на наглядность.
5.
Игры со словами- паронимами
(словами, которые различаются только
одним звуком):
1) Перед ребенком рисунки: дом и дым,
кот и кит, крыша и крыса, трава и дрова,
нос и нож, рожки и ложки и т.п.
Назвав оба слова (медленно), ребенок
находит в них различные звуки.
Вариант: взрослый называет пару слов, а
ребенок находит в них разные звуки.
2)
«Звук потерялся»:
Ребенок называет правильное слово,
например: «мед». – Сравни слова «лёд» и
«мёд», какие звуки в них разные? ([ль] и
[мь]).
Мишка плачет и ревет. Просит пчел,
чтоб дали лед. (мед)
Утром кости (гости) к нам пришли.
Всем подарки принесли.
Стужа. Снег. Метут метели. Темной
ночью бродят двери. (звери)
Ехал дядя без жилета (билета).
Заплатил он штраф за это.
Мы собирали васильки. На головах у нас
щенки. (венки)
а ребенку нужно их точно повторить.
Слоговая структура слова
–
взаиморасположение слогов в слове.
Чаще всего старшие дошкольники
нарушают структуру многосложных слов (из 3 и
более слогов), в которых встречаются стечения
согласных (2 или 3 согласных звука находятся
рядом), например: «эскурсия», «весипед»,
«преставление» и др.
Данные ошибки (если их регулярно не
исправлять!) из устной речи переходят в
письменную.
Четко, медленно, по слогам
произнесите и попросите ребенка
правильно повторить:
Термометр, обогреватель, экскурсия,
представитель, представление,
строительство, библиотекарь, супермар-
кет, транспорт, эксперимент, аква риум,
электроэнергия, экскаватор, велосипе-
дист, микроволновка, конструирование,
регулировщик, парикмахерская.
Строители занимаются
строительством дома. Экскаваторщик
управляет экскаватором. Экскурсовод
сидит в экскурсионном автобусе.
Велосипедист едет на велосипеде.
Дрессировщик дрессирует животных. У
вертолета вращается пропеллер. Мы
сконструировали из конструктора
автомобиль. Регулировщик стоит на
перекрестке. Обогреватель и
микроволновка – это электроприборы.
[Т] [Д]
РАЗВИВАЕМ
ФОНЕМАТИЧЕСКИ
Й
СЛУХ
И СЛОГОВУЮ
СТРУКТУРУ
СЛОВ
Советы учителя – логопеда Марковой
Ирины Викторовны родителям
будущих первоклассников
ре-гу-ли-ров-щик