Напоминание

"Развиваем фонематический слух и слоговую структуру слов"


Автор: Маркова Ирина Викторовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 410"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: буклет для родителей
Тема: "Развиваем фонематический слух и слоговую структуру слов"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Ф о н е м а т и ч е с к и й слух

способность распознавать звуки речи

(фонемы) по акустическим признакам

(твердые – мягкие, звонкие – глухие,

свистящие – шипящие).

Развитый фонематический слух –

условие правильного произношения звуков

у вашего ребенка, а, следовательно, и

грамотного чтения и письма.

Рекомендуемые задания:

1.

« Поймай звук»: Взрослый

произносит слова, закрыв рот

«экраном» (листком бумаги), держа

его на расстоянии 10 см ото рта, а

ребенок должен хлопнуть в ладоши,

если услышит заданный звук.

Примерные наборы слов:

Для звука [С] (твердого!): стол, роза, лиса,

шторы, цапля, абрикос, гусь (СЬ!), танец,

красный, поздно, письмо (СЬ!), мост.

Для звука [Ш] : шкаф, жду, скамейка,

мышь, нос, клещ, смешно, важно, уши,

усы.

2.

«Эхо»: Закрыв рот «экраном»,

взрослый произносит группы слогов,

(Если ребенку не удается задание, то сначала

попросите его повторить два слога, а затем

добавьте к ним еще один слог).

Ба – па - ба шу – жу - шу ти - чи

сы – зы - за ще - се ко – го - го

шо – шу - су ча – ща - ша ца - са

ро – ло - ро ма – мы – мо - му

ля – ле – ли – лю ле – ре – ле и т.п.

3.

«Кто внимательнее?»

Ребенок называет картинки (или слушает слова)

и определяет: какой общий звук встречается во

всех названных словах.

Например, в словах коза, изба, медуза,

незабудка, стрекоза общий звук [З].

4.

«Я знаю много слов со звуком …».

Эту игру можно проводить с фишками или

с мячом. Ребенок называет слова, например

со звуком [Р] и бросает мяч. А взрослый

возвращает его ребенку, говоря «раз» и т.д.

Сначала слова можно искать в

комнате, на улице, на картинке. Затем

учим детей подбирать слова «в уме», без

опоры на наглядность.

5.

Игры со словами- паронимами

(словами, которые различаются только

одним звуком):

1) Перед ребенком рисунки: дом и дым,

кот и кит, крыша и крыса, трава и дрова,

нос и нож, рожки и ложки и т.п.

Назвав оба слова (медленно), ребенок

находит в них различные звуки.

Вариант: взрослый называет пару слов, а

ребенок находит в них разные звуки.

2)

«Звук потерялся»:

Ребенок называет правильное слово,

например: «мед». – Сравни слова «лёд» и

«мёд», какие звуки в них разные? ([ль] и

[мь]).

Мишка плачет и ревет. Просит пчел,

чтоб дали лед. (мед)

Утром кости (гости) к нам пришли.

Всем подарки принесли.

Стужа. Снег. Метут метели. Темной

ночью бродят двери. (звери)

Ехал дядя без жилета (билета).

Заплатил он штраф за это.

Мы собирали васильки. На головах у нас

щенки. (венки)

а ребенку нужно их точно повторить.

Слоговая структура слова

взаиморасположение слогов в слове.

Чаще всего старшие дошкольники

нарушают структуру многосложных слов (из 3 и

более слогов), в которых встречаются стечения

согласных (2 или 3 согласных звука находятся

рядом), например: «эскурсия», «весипед»,

«преставление» и др.

Данные ошибки (если их регулярно не

исправлять!) из устной речи переходят в

письменную.

Четко, медленно, по слогам

произнесите и попросите ребенка

правильно повторить:

Термометр, обогреватель, экскурсия,

представитель, представление,

строительство, библиотекарь, супермар-

кет, транспорт, эксперимент, аква риум,

электроэнергия, экскаватор, велосипе-

дист, микроволновка, конструирование,

регулировщик, парикмахерская.

Строители занимаются

строительством дома. Экскаваторщик

управляет экскаватором. Экскурсовод

сидит в экскурсионном автобусе.

Велосипедист едет на велосипеде.

Дрессировщик дрессирует животных. У

вертолета вращается пропеллер. Мы

сконструировали из конструктора

автомобиль. Регулировщик стоит на

перекрестке. Обогреватель и

микроволновка – это электроприборы.

[Т] [Д]

РАЗВИВАЕМ

ФОНЕМАТИЧЕСКИ

Й

СЛУХ

И СЛОГОВУЮ

СТРУКТУРУ

СЛОВ

Советы учителя – логопеда Марковой

Ирины Викторовны родителям

будущих первоклассников

ре-гу-ли-ров-щик



В раздел образования




Яндекс.Метрика