Автор: Добычина Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Сапожковский детский сад №3 Сапожковский муниципальный район
Населённый пункт: р.п. Сапожок Рязанской области
Наименование материала: Статья
Тема: Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГЛС ДО.
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Сапожковский детский сад №3 Сапожковского муниципального района
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В
УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.
Воспитатель: Добычина Г.Н.
Рязанская область
р.п. Сапожок
2018 год
Аннотация: В
данной
статье
рассматриваются
современные
формы
вовлечения
родителей
в
образовательную
деятельность
детского
сада,
которая является необходимым условием успешной реализации основной
образовательной программы дошкольного образования.
Требования Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного
образования
ставят
перед
педагогами
задачу
обеспечения
психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования,
охраны
и
укрепления
здоровья
детей.
Одним
из
условий
реализации основной образовательной программы дошкольного образования
является создание условий для участия родителей (законных представителей)
в образовательной деятельности.
Установление партнерских отношений детского сада с родителями – это
обеспечение открытости дошкольного образования; выявление потребности и
поддержка
инициатив
семьи;
вовлечение
семей
непосредственно
в
образовательную деятельность.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития
в ДОУ решается в трех направлениях:
- работа педколлектива детского сада по организации взаимодействия с
семьей,
ознакомление
педагогов
с
системой
новых
форм
работы
с
родителями;
- повышение педагогической культуры родителей;
- вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену
опытом.
Основные задачи работы:
- установить партнерские отношения с семьями каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
-
создать
атмосферу
взаимопонимания,
общности
интере сов,
эмоциональной взаимной поддержки;
-
поддержать
их
уверенность
в
собственных
педагогиче ских
возможностях.
Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:
1)
Доброжелательный стиль общения;
2)
Индивидуальный подход;
3)
Сотрудничество, а не наставничество;
4)
Тщательная подготовка к каждому мероприятию;
5)
Динамичность.
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей:
-
положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на
совместную работу по развитию и воспитанию детей;
- учет индивидуальности каждого обучающегося;
-
самостоятельный
выбор
родителями
направления
в
развитии
и
воспитании ребенка;
-
укрепление
внутрисемейных
связей,
эмоционального
общения,
нахождение общих интересов и занятий;
-
возможность
реализации
единой
программы
развития
и
воспитания
ребенка в ДОУ и семье;
- возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений;
- открытость детского сада для семьи;
- сотрудничество педагогов и родителей в развитии и воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и
взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и
ДОУ;
-
диагностика
общих
и
частных
проблем
в
развитии,
обучении
и
воспитании ребенка.
Функции работы ДОУ с семьей:
1)
Ознакомление
родителей
с
содержанием
и
методикой
учебно-
воспитательного процесса, организуемого в ДОУ;
2)
Психолого- педагогическое просвещение родителей;
3)
Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
4)
Помощь отдельным семьям в воспитании детей;
5)
Взаимодействие родителей с общественными организациями города;
6)
Распределение обязанностей и ответственности в работе.
В
процессе
работы
с
семьей
в
ДОУ
решаются
задачи,
связанные
с
возрождением
традиций
семейного
воспитания,
вовлечение
родителей,
детей, педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации
семейного досуга.
Одной из эффективных форм вовлечение родителей в образовательный
процесс детского сада нетрадиционными формами является реализация
совместных проектов.
Такая
форма
организации
работы
ведет
к
высокой
степени
информированно сти
родителей
о
деятельно сти
д о ш кол ь н о го
образовательного
учреждения,
положительному
отношению
родителей
к
деятельности педагогов, готовности и желания участвовать во всех сферах
деятельности
дошкольного
учреждения,
повышению
педагогической
компетентности родителей и самореализации их как первых педагогов своих
детей,
установлению
положительного
психологического
климата
в
отношении «родители – дети – педагоги».
Интересными
событиями
могут
стать
совместные
познавательные
проекты
детей
и
родителей
группы
«Наша
родословная»,
«Неделя
безопасности в ДОУ», «День родного языка», «Скоро, скоро Новый год»,
«Мамин день», «Скоро в школу» и др. Дети с интересом воспринимают
информацию, подготовленную сверстниками вместе с родителями. Многие
выражают желание принять участие в новых проектах.
Познакомиться
с
реальными
приемами
педагогов
в
воспитании
детей
позволяет
такая
форма
взаимодействия
с
родителями,
как
совместная
прогулка
выходного
дня.
Так,
совместная
экскурсия
детей,
родителей,
воспитателей в зимний парк или на реку в выходной день «Тропа здоровья»
способствует неформальному общению детей и взрослых, создает дружескую
атмосферу,
позволяет
ненавязчиво
передать
родителям
опыт
воспитания
детей.
Во
время
прогулки
ребята
наблюдают
за
деревьями,
погодой,
лыжниками-спортсменами, кормят птиц на кормушке, вспоминают времена
года, зимние сказки и зимние забавы. Кульминацией события становится
соревнование детей и родителей на санках «Кто быстрее!» и игра «Скатись и
не упади!»
Совместные
прогулки
выходного
дня
являются
продолжением
образовательной деятельности, начатой воспитателями с детьми в группе
детского сада. Так после знакомства детей с темой «Народные праздники»
планируется
новая
встреча
по
теме
«Рождественские
вытворяшки»
и
взаимное посещение семей педагогов и воспитанников.
Тема
безопасности
дорожного
движения
вызывает
большую
заинтересованность у родителей воспитанников. Полученные в совместной
деятельности
с
воспитателями
знания
дети
закрепляют
в
совместной
с
родителями
прогулке по
улицам
поселка.
Познавательный
до суг
«Путешествие в страну Пешеходов», проводимый воспитателями на улице
совместно
с
родителями,
становится
ярким,
запоминающимся
событием,
вызывающим бурю эмоций и позволяющим наглядно продемонстрировать
важность соблюдения правил дорожного движения.
Совместные
досуги
сплачивают
семью,
помогают
наладить
тесное
общение между взрослыми и детьми. Семейные спортивные встречи «День
здоровья», «А ну-ка, папы!» – позволяет сблизить детей и родителей. Видя,
как родителя бегают, прыгают, соревнуются, дети проникаются к ним новыми
чувствами, испытывают огромную радость от взаимного общения.
Большинство
родителей
заинтересованы
в
том,
чтобы
их
дети
были
успешны, активно развивали свои способности. Родители готовы помогать в
этом своим детям, но зачастую не знают как. Одной из форм реализации
потребности родителей в получении педагогических знаний является:
- «Круглый стол» по любой теме;
-
Собеседование,
диагностика,
тесты,
опросы
на
любые
темы,
анкетирование;
- интервью с родителями и детьми на определенные темы;
- тематические выставки;
- консультации специалистов;
- устный журнал для родителей;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- аукцион секретов воспитания;
- родительская гостиная;
- портфолио семейного успеха;
- конкурсы семейных талантов;
- творческая мастерская.
Так результатом мастер-класса для родителей «Нетрадиционные способы
рисования»
стала
выставка
интересных,
необычных
семейных
работ,
созданных с помощью нетрадиционных материалов или техник изображения.
Ярким, насыщенным, увлекательным событием может стать театральная
мастерская «Играем в сказку!», где не только дети, но и родители могут
продемонстрировать
свое
актерское
мастерство.
Подобное
вовлечение
родителей в образовательную деятельность формируют активную жизненную
позицию
у
участников
образовательного
процесса,
желание
активно
участвовать в деятельности ребенка и детского сада в целом.
Вовлечение
родителей,
их
заинтересованность,
творческий
подход
способствуют активному участию детей в различных видах деятельности.
Родители, имеющие интересные хобби, обладающие умениями в каком-либо
виде
деятельности,
могут
поделиться
своим
мастерством
с
детьми,
родителями, педагогами. Такая форма взаимного обучения создает атмосферу
неформального
общения,
возможности
творческого
самовыражения
всех
участников образовательных отношений.
Необходимость активного участия родителей в образовательном процессе
ведет к поиску различных способов включения членов семей воспитанников
в
деятельность
дошкольного
учреждения.
Родители
могут
значительно
разнообразить
жизнь
детей
в
детском
саду,
внести
свой
вклад
в
образовательную
работу,
подготовив
с
детьми
сообщение
на
какую-либо
интересную тему, осуществив совместно с ребенком проект или небольшое
исследование и представив его результаты в группе. От этого выигрывают
все, а в первую очередь – дети, которые узнают что-то новое, начинают с
уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих родителей, так
много знающих и так интересно рассказывающих. Педагоги в этом случае
могут лучше узнать потенциал семьи, чему-то у них научиться, взять на
вооружение лучший опыт семейного воспитания.
Одна из важнейших задач детского сада – охрана и укрепление здоровья
воспитанников – с успехом может быть решена с помощью совместного
проекта, реализуемого в интеграции образовательных областей. В рамках
проекта дети и родители знакомятся с различными подвижными играми.
Мастер-класс для родителей «Игры нашего детства» показывает, что мамы и
папы не прочь поиграть со своими детьми, они делятся игровым опытом
своего детства и начинают учить детей подвижным играм, которые любили
сами. Научно-практическая конференция дошкольников «Что мы знаем о
подвижных
играх?»
позволяет
сплотить
детей
и
родителей,
которые
совместно
готовят
сообщения
с
детьми.
Особенно
запоминаются
выступления, в которых воспитанники рассказывают о любимых играх своей
семьи и играх разных народов. Все полученные знания о подвижных играх
дети
и
родители
могут
реализовать
на
итоговом
спортивном
празднике
«Кругосветное путешествие». Опыт показывает, что такое взаимодействие
между педагогами и родителями ведет к повышению компетентности обеих
сторон,
умению
понимать
и
принимать
своих
детей,
эмоционально
их
поддерживать,
вырабатывает
новые
способы
общения
взрослых
и
детей,
формирует у родителей умение получать новые знания о своем ребенке и
применять их в практической деятельности.
Работа с родителями- это процесс общения разных людей, которые не
всегда
проходит
гладко.
Естественно,
могут
возникнуть
проблемные
ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей: конфликты между
родителями из-за детей, родительские претензии к воспитателям по разным
вопросам,
жалобы
воспитателей
на
пассивность
родителей,
невнимание
родителей к рекомендациям воспитателей в связи с недостатком авторитета
педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта.
Сегодняшние
родители
внимательно
отнесутся
к
консультации
специалиста. Но, когда дело доходит до воспитания, многие считают себя
грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее
решения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для
предупреждения таких ситуаций администрация ДОУ должна поддерживать
авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит знания, умения,
навыки и педагогические достижения воспитателя.
Вывод.
Важным
моментом
в
предупреждении
проблемных
ситуаций
является установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное
информирование
о
том,
как
ребенок
провел
день,
чему
научился,
каких
успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителей желание
получить ее из других источников, например, от других родителей, от детей
группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к
конфликтной ситуации.
Детский сад и семья могут взаимодействовать по-разному, применяя как
традиционные, так и нетрадиционные методы и формы. Важно избегать
формализма.
Для
того,
чтобы
спланировать
работу
с
родителями,
надо
хорошо знать отношения в семьях своих воспитанников. Поэтому начинать
необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий
от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных
бесед
на
эту
тему
поможет
правильно
выстроить
работу
с
родителями,
сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с
семьей.
Список литературы
1.
1. Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник
материалов / Сост. Т.В. Цветкова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
2.
2. Давыдова О.И. Проекты в работе с семьей: Методическое пособие /
О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец. – М.: ТЦ Сфера, 2012. –
128 с.
3.
3. Агавелян М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями /
М.Г. Агавелян, Е.Ю. Данилова, О.Г. Чесулина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. –
128 с.