Напоминание

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГЛС ДО.


Автор: Добычина Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Сапожковский детский сад №3 Сапожковский муниципальный район
Населённый пункт: р.п. Сапожок Рязанской области
Наименование материала: Статья
Тема: Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГЛС ДО.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Сапожковский детский сад №3 Сапожковского муниципального района

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В

УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

Воспитатель: Добычина Г.Н.

Рязанская область

р.п. Сапожок

2018 год

Аннотация: В

данной

статье

рассматриваются

современные

формы

вовлечения

родителей

в

образовательную

деятельность

детского

сада,

которая является необходимым условием успешной реализации основной

образовательной программы дошкольного образования.



Требования Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного

образования

ставят

перед

педагогами

задачу

обеспечения

психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической

компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и

образования,

охраны

и

укрепления

здоровья

детей.

Одним

из

условий

реализации основной образовательной программы дошкольного образования

является создание условий для участия родителей (законных представителей)

в образовательной деятельности.

Установление партнерских отношений детского сада с родителями – это

обеспечение открытости дошкольного образования; выявление потребности и

поддержка

инициатив

семьи;

вовлечение

семей

непосредственно

в

образовательную деятельность.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития

в ДОУ решается в трех направлениях:

- работа педколлектива детского сада по организации взаимодействия с

семьей,

ознакомление

педагогов

с

системой

новых

форм

работы

с

родителями;

- повышение педагогической культуры родителей;

- вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену

опытом.

Основные задачи работы:

- установить партнерские отношения с семьями каждого воспитанника;

- объединить усилия для развития и воспитания детей;

-

создать

атмосферу

взаимопонимания,

общности

интере сов,

эмоциональной взаимной поддержки;

-

поддержать

их

уверенность

в

собственных

педагогиче ских

возможностях.

Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:

1)

Доброжелательный стиль общения;

2)

Индивидуальный подход;

3)

Сотрудничество, а не наставничество;

4)

Тщательная подготовка к каждому мероприятию;

5)

Динамичность.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей:

-

положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на

совместную работу по развитию и воспитанию детей;

- учет индивидуальности каждого обучающегося;

-

самостоятельный

выбор

родителями

направления

в

развитии

и

воспитании ребенка;

-

укрепление

внутрисемейных

связей,

эмоционального

общения,

нахождение общих интересов и занятий;

-

возможность

реализации

единой

программы

развития

и

воспитания

ребенка в ДОУ и семье;

- возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений;

- открытость детского сада для семьи;

- сотрудничество педагогов и родителей в развитии и воспитании детей;

- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и

взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и

ДОУ;

-

диагностика

общих

и

частных

проблем

в

развитии,

обучении

и

воспитании ребенка.

Функции работы ДОУ с семьей:

1)

Ознакомление

родителей

с

содержанием

и

методикой

учебно-

воспитательного процесса, организуемого в ДОУ;

2)

Психолого- педагогическое просвещение родителей;

3)

Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;

4)

Помощь отдельным семьям в воспитании детей;

5)

Взаимодействие родителей с общественными организациями города;

6)

Распределение обязанностей и ответственности в работе.

В

процессе

работы

с

семьей

в

ДОУ

решаются

задачи,

связанные

с

возрождением

традиций

семейного

воспитания,

вовлечение

родителей,

детей, педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации

семейного досуга.

Одной из эффективных форм вовлечение родителей в образовательный

процесс детского сада нетрадиционными формами является реализация

совместных проектов.

Такая

форма

организации

работы

ведет

к

высокой

степени

информированно сти

родителей

о

деятельно сти

д о ш кол ь н о го

образовательного

учреждения,

положительному

отношению

родителей

к

деятельности педагогов, готовности и желания участвовать во всех сферах

деятельности

дошкольного

учреждения,

повышению

педагогической

компетентности родителей и самореализации их как первых педагогов своих

детей,

установлению

положительного

психологического

климата

в

отношении «родители – дети – педагоги».

Интересными

событиями

могут

стать

совместные

познавательные

проекты

детей

и

родителей

группы

«Наша

родословная»,

«Неделя

безопасности в ДОУ», «День родного языка», «Скоро, скоро Новый год»,

«Мамин день», «Скоро в школу» и др. Дети с интересом воспринимают

информацию, подготовленную сверстниками вместе с родителями. Многие

выражают желание принять участие в новых проектах.

Познакомиться

с

реальными

приемами

педагогов

в

воспитании

детей

позволяет

такая

форма

взаимодействия

с

родителями,

как

совместная

прогулка

выходного

дня.

Так,

совместная

экскурсия

детей,

родителей,

воспитателей в зимний парк или на реку в выходной день «Тропа здоровья»

способствует неформальному общению детей и взрослых, создает дружескую

атмосферу,

позволяет

ненавязчиво

передать

родителям

опыт

воспитания

детей.

Во

время

прогулки

ребята

наблюдают

за

деревьями,

погодой,

лыжниками-спортсменами, кормят птиц на кормушке, вспоминают времена

года, зимние сказки и зимние забавы. Кульминацией события становится

соревнование детей и родителей на санках «Кто быстрее!» и игра «Скатись и

не упади!»

Совместные

прогулки

выходного

дня

являются

продолжением

образовательной деятельности, начатой воспитателями с детьми в группе

детского сада. Так после знакомства детей с темой «Народные праздники»

планируется

новая

встреча

по

теме

«Рождественские

вытворяшки»

и

взаимное посещение семей педагогов и воспитанников.

Тема

безопасности

дорожного

движения

вызывает

большую

заинтересованность у родителей воспитанников. Полученные в совместной

деятельности

с

воспитателями

знания

дети

закрепляют

в

совместной

с

родителями

прогулке по

улицам

поселка.

Познавательный

до суг

«Путешествие в страну Пешеходов», проводимый воспитателями на улице

совместно

с

родителями,

становится

ярким,

запоминающимся

событием,

вызывающим бурю эмоций и позволяющим наглядно продемонстрировать

важность соблюдения правил дорожного движения.

Совместные

досуги

сплачивают

семью,

помогают

наладить

тесное

общение между взрослыми и детьми. Семейные спортивные встречи «День

здоровья», «А ну-ка, папы!» – позволяет сблизить детей и родителей. Видя,

как родителя бегают, прыгают, соревнуются, дети проникаются к ним новыми

чувствами, испытывают огромную радость от взаимного общения.

Большинство

родителей

заинтересованы

в

том,

чтобы

их

дети

были

успешны, активно развивали свои способности. Родители готовы помогать в

этом своим детям, но зачастую не знают как. Одной из форм реализации

потребности родителей в получении педагогических знаний является:

- «Круглый стол» по любой теме;

-

Собеседование,

диагностика,

тесты,

опросы

на

любые

темы,

анкетирование;

- интервью с родителями и детьми на определенные темы;

- тематические выставки;

- консультации специалистов;

- устный журнал для родителей;

- открытые занятия для просмотра родителей;

- аукцион секретов воспитания;

- родительская гостиная;

- портфолио семейного успеха;

- конкурсы семейных талантов;

- творческая мастерская.

Так результатом мастер-класса для родителей «Нетрадиционные способы

рисования»

стала

выставка

интересных,

необычных

семейных

работ,

созданных с помощью нетрадиционных материалов или техник изображения.

Ярким, насыщенным, увлекательным событием может стать театральная

мастерская «Играем в сказку!», где не только дети, но и родители могут

продемонстрировать

свое

актерское

мастерство.

Подобное

вовлечение

родителей в образовательную деятельность формируют активную жизненную

позицию

у

участников

образовательного

процесса,

желание

активно

участвовать в деятельности ребенка и детского сада в целом.

Вовлечение

родителей,

их

заинтересованность,

творческий

подход

способствуют активному участию детей в различных видах деятельности.

Родители, имеющие интересные хобби, обладающие умениями в каком-либо

виде

деятельности,

могут

поделиться

своим

мастерством

с

детьми,

родителями, педагогами. Такая форма взаимного обучения создает атмосферу

неформального

общения,

возможности

творческого

самовыражения

всех

участников образовательных отношений.

Необходимость активного участия родителей в образовательном процессе

ведет к поиску различных способов включения членов семей воспитанников

в

деятельность

дошкольного

учреждения.

Родители

могут

значительно

разнообразить

жизнь

детей

в

детском

саду,

внести

свой

вклад

в

образовательную

работу,

подготовив

с

детьми

сообщение

на

какую-либо

интересную тему, осуществив совместно с ребенком проект или небольшое

исследование и представив его результаты в группе. От этого выигрывают

все, а в первую очередь – дети, которые узнают что-то новое, начинают с

уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих родителей, так

много знающих и так интересно рассказывающих. Педагоги в этом случае

могут лучше узнать потенциал семьи, чему-то у них научиться, взять на

вооружение лучший опыт семейного воспитания.

Одна из важнейших задач детского сада – охрана и укрепление здоровья

воспитанников – с успехом может быть решена с помощью совместного

проекта, реализуемого в интеграции образовательных областей. В рамках

проекта дети и родители знакомятся с различными подвижными играми.

Мастер-класс для родителей «Игры нашего детства» показывает, что мамы и

папы не прочь поиграть со своими детьми, они делятся игровым опытом

своего детства и начинают учить детей подвижным играм, которые любили

сами. Научно-практическая конференция дошкольников «Что мы знаем о

подвижных

играх?»

позволяет

сплотить

детей

и

родителей,

которые

совместно

готовят

сообщения

с

детьми.

Особенно

запоминаются

выступления, в которых воспитанники рассказывают о любимых играх своей

семьи и играх разных народов. Все полученные знания о подвижных играх

дети

и

родители

могут

реализовать

на

итоговом

спортивном

празднике

«Кругосветное путешествие». Опыт показывает, что такое взаимодействие

между педагогами и родителями ведет к повышению компетентности обеих

сторон,

умению

понимать

и

принимать

своих

детей,

эмоционально

их

поддерживать,

вырабатывает

новые

способы

общения

взрослых

и

детей,

формирует у родителей умение получать новые знания о своем ребенке и

применять их в практической деятельности.

Работа с родителями- это процесс общения разных людей, которые не

всегда

проходит

гладко.

Естественно,

могут

возникнуть

проблемные

ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей: конфликты между

родителями из-за детей, родительские претензии к воспитателям по разным

вопросам,

жалобы

воспитателей

на

пассивность

родителей,

невнимание

родителей к рекомендациям воспитателей в связи с недостатком авторитета

педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта.

Сегодняшние

родители

внимательно

отнесутся

к

консультации

специалиста. Но, когда дело доходит до воспитания, многие считают себя

грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее

решения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для

предупреждения таких ситуаций администрация ДОУ должна поддерживать

авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит знания, умения,

навыки и педагогические достижения воспитателя.

Вывод.

Важным

моментом

в

предупреждении

проблемных

ситуаций

является установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное

информирование

о

том,

как

ребенок

провел

день,

чему

научился,

каких

успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителей желание

получить ее из других источников, например, от других родителей, от детей

группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к

конфликтной ситуации.

Детский сад и семья могут взаимодействовать по-разному, применяя как

традиционные, так и нетрадиционные методы и формы. Важно избегать

формализма.

Для

того,

чтобы

спланировать

работу

с

родителями,

надо

хорошо знать отношения в семьях своих воспитанников. Поэтому начинать

необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий

от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных

бесед

на

эту

тему

поможет

правильно

выстроить

работу

с

родителями,

сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с

семьей.

Список литературы

1.

1. Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник

материалов / Сост. Т.В. Цветкова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.

2.

2. Давыдова О.И. Проекты в работе с семьей: Методическое пособие /

О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец. – М.: ТЦ Сфера, 2012. –

128 с.

3.

3. Агавелян М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями /

М.Г. Агавелян, Е.Ю. Данилова, О.Г. Чесулина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. –

128 с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика