Напоминание

"Роль загадки в речевом развитии дошкольников".


Автор: Горохова Елена Ивановна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ №1 "Радость"
Населённый пункт: с. Верховажье
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль загадки в речевом развитии дошкольников".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 « Радость».

Тема самообразования:

« Роль загадки в речевом развитии

дошкольника».

2016-2017 учебный год Старшая группа.

Воспитатель:

Горохова Елена Ивановна

Стаж 33 года.

высшая квалификационная категория

с. Верховажье.

Тема: «

«

Роль загадки в речевом развитии

дошкольника

»

Цель:

выяснить, какую роль играют загадки в речевом развитии

дошкольника, объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию

детей с помощью произведений русского фольклора.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой

литературы, посещения РМО, самообразования…

2. Разработать перспективный план работы с детьми

3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года

4. Оформить в группе уголок «Удивительные загадки»

5. Подготовить (провести) консультацию для родителей на тему «Роль

загадки в речевом развитии дошкольника …», выступление на

педагогическом совете №… по теме «…»,

6. Подготовить (принять участие) в семинаре …..

7. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«»

План работы по теме самообразования.

Сентябрь

- мониторинг

-изучение литературы.

-подбор материала.

-выяснить заинтересованность детей.

Работа с детьми.

Сентябрь.

Загадки об овощах и фруктах.

Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку».

Октябрь.

Загадки о животных.

Вечер развлечений «Загадки лесовичка».

Ноябрь, декабрь.

Загадки о растениях.

Выставка работ детского творчества.

НОД

Январь.

Оформить в группе уголок «Удивительные загадки»

Загадки об игрушках, сказочных героях.

Конкурс загадок «В гостях у Угадайки».

Февраль.

Загадки о природе, природных явлениях.

Составление альбома загадок «Природа вокруг нас».

Март.

Придумывание загадок детьми.

Оформление альбома «Отгадываем загадки».

НОД

Апрель.

Загадки о транспорте.

Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку».

Май.

Работа с детьми и родителями.

Консультация для родителей

«Влияние загадок на речевое развитие

дошкольников

».

Папка - передвижка «Загадки из детства».

Отгадывание загадок.

Семейный конкурс «Вечер загадок».

Оформление папки передвижки

Придумывание загадок детьми и их родителями.

Конкурс на лучшую загадку, придуманную родителями совместно с детьми.

Открытый просмотр родителями непосредственно образовательной

деятельности с использованием загадок.

Самореализация.

Май 2016 год

Май 2017 год

Создание картотеки задок по темам.

Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

Оформление альбома «Отгадываем загадки».

Выставка работ детского творчества.

Тема

: «

Роль загадки в воспитании и развитии

дошкольника

».

Актуальность темы.

Перед современными педагогами ставится главная задача - воспитание

творческой личности, а творчество, не приходит просто так, творчеству надо

учиться. В.А. Сухомлинский призывал не упустить тот счастливый период: «…

добраться в каждом человеке до той жилки, с которой начинается

неповторимый талант». И здесь, как одно из эффективных средств развития

мыслительной деятельности и речи ребенка выступает загадка.

Одним из средств, всестороннего развития ребенка, можно назвать

обыкновенные загадки. Они становятся таковыми, когда предстают перед

детьми не просто как забава, а как веселое, но вполне серьезное занятие.

К.Д. Ушинский писал, что загадка доставляет уму ребенка полезное

упражнение, а для воспитателя дает возможность сделать занятие

занимательным, интересным, а что может быть интереснее, чем самому

найти ответ-отгадку или придумать новую, свою собственную?

Человек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка

развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и

образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В настоящее

время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в

обучении и воспитании детей, в организации их досуга.

Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его

действительность: растительный и животный мир, явления природы,

предметы труда, быта и др.

Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны.

Средствами загадки возможно формирование любви к народному

творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. С помощью

загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что

послужит эффективным средством патриотического воспитания.

Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой,

мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать

загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное,

сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять

каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное.

Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность,

быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку

более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Также отгадывание

загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению

знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях

между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем

ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству,

обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы.

Мы видим, как загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений.

Загадка ставит перед ребенком вопросы: что? откуда? что из чего делается?

что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой

гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на

сущность предмета, на его назначении

Загадки учат детей умению наблюдать, подмечая что-то особенное, умению

увидеть сущность предмета, его назначение. Загадка всегда заключает в себе

вопрос, требующий мыслительной деятельности, сосредоточенности, работы

воображения и конечно дает ребенку новые знания об окружающем мире.

Это знания о новых предметах, о природе и ее явлениях, о животных и их

повадках, об отношения между людьми. Загадки в концентрированной,

символической форме, доступной детям, отражают детский опыт познания

действительности.

Особое значение имеет загадка для развития речи дошкольника.

Интенсивно идущее именно в дошкольном возрасте усвоение родного языка,

заключающееся в усвоении всей его морфологической системы, связанное с

чрезвычайной активностью ребенка по отношению к языку, выражающееся

в, частности, в многообразных словообразованиях и словоизменениях,

совершаемых ребенком по аналогии с уже усвоенными формами. К.И.

Чуковский подчеркивал, что именно период от двух до пяти лет ребенок

обладает необычайным чутьем языка, что ведет за собой активное его

усвоение.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на

разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке

метафорического образа, употребление различных средств выразительности

(приема олицетворения, различных определений, эпитетов, сравнений,

особой ритмической организации) способствуют формированию образности

речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет

многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов,

формируют представления о переносном значении слова. Они помогают

усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя

сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Загадка, возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит его

на путь решения определенной проблемы. Разгадывание загадок развивает

способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно

делать выводы, умозаключения. Загадка учит четко выделять наиболее

характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко и

лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический

взгляд на действительность.

Ю.Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми

способствует развитию у них навыков доказательной и описательной речи.

Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и

правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.

Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и

повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой

композиции.

Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, Ю.Г.

Илларионова рекомендует при отгадывании загадок ставить перед ребенком

конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка

правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления

окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее

знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться

загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.

Систематическая работа по развитию у детей навыков доказательной

речи при объяснении загадок, развивает умение оперировать

разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования

отгадки. Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо

обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать

красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми

средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову.

Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть

композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и

синтаксических конструкций.

В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на

ее построение. Рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном

предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы,

выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-

разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками

описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве

образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.

Знакомство ребенка с произведениями художественной литературы

начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, загадок,

сказок и т.д. Непременный юмор, образность языка, моральная

направленность – особенность этих фольклорных произведений- миниатюр.

Народ – непревзойденный учитель речи. Ни в каких других произведениях,

кроме народных, не найти такого идеального сочетания

труднопроизносимых звуков, такого продуманного по звучанию

расположению слов. А доброжелательный народный юмор – лучшее

средство против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

Загадка один из любимых жанров народного творчества детей всего мира.

Особенно детей привлекает в загадках, своеобразная художественная форма

загадки, ее веселый нрав, возможность пофантазировать, самому придумать

ответ. Загадка — это всегда своего рода игра - тестирование. Часто в русских

сказках можно встретить три загадки – отгадаешь и царевну в жены

полцарства, а не отгадаешь, – не сносить головы. Отгадать загадку, значит

найти решение, произвести сложную мыслительную операцию, которая

посильна только смекалистому главному герою. Смекалка – это умение

решить поставленную задачу, основанное на анализе и синтезе,

объединенных воедино, плюс знания об окружающей действительности.

Загадка заставляет ребенка выстраивать логическую цепочку рассуждений,

то есть играючи учит решению логических задач и знакомит с родным

языком.

Логические загадки могут быть построены различными способами. Чаще они

строятся на перечислении признаков предметов или явлений.

Крыластый, горластый-

Красные ласты.

Могут быть указаны последовательные действия предмета.

Скачет зверушка – не рот, а ловушка,

Попадут в ловушку и комар и мушка.

Такое перечисление создает картину видимости предмета.

Иногда характеристика предмета дается кратко, с одной, двух сторон и,

отгадав ее по одному или двум признакам, ребенок должен восстановить

целостный образ.

Заворчал живой замок, лег у двери поперек.

Есть загадки, построенные на основе отрицательного сравнения, их разгадка

– от противоположного.

С ножками, но не хожу,

Со спинкой, но не лежу,

Садитесь вы – я не сижу.

Самый обширный вид загадок – загадки-метафоры. В загадке мы видим

предельно малое литературное произведение, композиционное построение

которого может быть самое разнообразное. Оно может строиться на

вариациях простых и вопросительных предложений. Иногда загадка

представлена в форме диалога или монолога, но может состоять и из одного

вопросительного предложения.

Что можно увидеть с закрытыми глазами?

Часто встречаются загадки с несколькими повествовательными

предложениями и одним вопросительным.

Что за зверь:

живет всех выше,

не рычит, не кусается,

ни на кого не бросается?

Как в любом художественном произведении, в загадке сочетаются различные

изобразительные средства. Загадки могут строиться как ритмически

организованная, рифмующая речь. Формы ритмического строя

загадки разнообразны. Народные загадки обычно не имеют единого

чередования ударных и безударных слогов. Даже в одной загадке ритм

может меняться.

Стоит столбом, горит огнем,

ни жару, ни пару, ни углей.

Иногда в загадках наблюдается единая ритмическая организация, наиболее

распространенная в народной поэзии – хорей – двусложная стопа с

ударением на первый слог.

Иду, иду.

Конца не найду.

Изменение ритма в загадках несет на себе изобразительно-выразительная

форма, в результате чего загадка отличается необыкновенной живостью

восприятия.

Литературные загадки обычно имеют вид четверостишия, организованного

по правилам литературного стихотворения, что является показателем ее

литературного происхождения.

Надо мною, над тобою

пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез.

Рифма в загадках может играть и дополнительную роль, помогая быстрее

найти разгадку.

Среди жирных голубей

Прыгал тощий …

Я сегодня утром рано

Умывался из-под …

Также большое значение для отгадывания загадок имеет многообразная

звукопись. Создание звуковой картины, как бы вырисовывает образ, создает

рисунок слова – слушай внимательно и отгадка сама возникнет из звуков.

Он упрямый и пузатый,

Больно бьют его ребята.

Отчего беднягу бьют –

оттого, что он надут.

Звукопись имеет место и в тех случаях, когда с каким-либо словом рифмуется

отгадка.

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья и травы,

И заросли роз?

(Е. Благинина)

Композиционные и языковые особенности загадки делают ее

выразительной, а логическую задачу – занимательной, т.е. можно сделать

вывод, что загадка – это логическая задача, предложенная в художественной

форме. Систематическая же работа с детьми по русским загадкам дает

возможность детям не только понимать выражения народной мудрости, но и

на их основе делать логические выводы.

Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей

дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Детские «почему» и «что такое»

были предметом многократных исследований, в результате которых всегда

приходилось констатировать огромную силу и напряженность

познавательной активности ребенка.

Консультация для родителей

« Роль загадок в речевом развитии детей».

В современном детском саду загадки используются как дидактическое,

увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга.

Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение

выделять существенные признаки предметов. Загадки развивают

любознательность у детей, интерес к родному языку. Они заставляют

ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими

словами, находить в них сходство и различие. Ответы на многие загадки

кажутся смешными и неожиданными, а значит развивают чувство юмора

ребенка, приучают его мыслить творчески и нестандартно. Роль загадки в

развитии старших дошкольников Воспитатель старшей группы «Сказка»

Чумакова Ольга Владимировна В современном детском саду загадки

используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и

организации их досуга. Отгадывание загадок активизирует словарь детей,

закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Загадки

развивают любознательность у детей, интерес к родному языку. Они

заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать

его с другими словами, находить в них сходство и различие. Ответы на

многие загадки кажутся смешными и неожиданными, а значит развивают

чувство юмора ребенка, приучают его мыслить творчески и нестандартно.

Целесообразно загадывать детям загадки в соответствующей ситуации.

Загадку можно использовать на прогулке, в играх, в быту, труде. Она

заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к

размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма,

загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным,

ненавязчивым. Загадка: - это не только игра, но и упражнение в

рассуждении, в умении доказывать. Но по содержанию и структуре загадки

таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать

у них навыки восприятия и использования речи-доказательства, речи-

описания. Таким образом, загадка - это не только игра, а и средство

воспитания, обучения, развития детей, упражнение в рассуждении и умении

доказывать. Коррекционно-развивающие возможности загадки

многообразны. Наиболее важны из них: - воспитание находчивости,

сообразительности, быстроты реакции; - стимуляция умственной активности;

- развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения; - расширение

запаса знаний и представлений об окружающем мире; - развитие сенсорной

сферы. Виды загадок с примерами.

1.

Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных

черт описывается загаданный предмет или явление.

Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы. Разговорная форма:

Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает? Ответ: замок. Стихотворная

форма: Серая шейка, Жёлтый носок, Плавает в речке Как поплавок. Ответ:

уточка.

2.Загадки-рифмовки.

Отгадывать их несравнимо легче ведь нужное слово так и просится на

язычок. Но польза от таких словесных игр огромная. Они способствуют

развитию интеллекта малыша, будят фантазию и воображение, но, главное,

помогают получить первые представления о рифме. Самым маленьким

"отгадывальщикам" — загадки попроще. Апельсины и бананы очень любят…

(обезьяны) У меня пропал носок, утащил его… (щенок) В реке большая драка:

поссорились два… (рака) Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это…

(дом) Не боюсь я слова "брысь", — я лесная кошка… (рысь) 3.

3.Загадки-обманки тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус.

Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить

последнее словечко в рифму — получится смешная чепуха. Подобные

загадки учат детей думать и быть внимательным, не поддаваться на обман. А

еще развивают чувство юмора. Пример детской загадки-обманки: Кто грызёт

на ветке шишку? Ну, конечно, это ... (мишка, белка) С пальмы вниз, на

пальму снова Ловко прыгает ... (корова, обезьяна) Ржёт на поле поутру

Длинногривый ... (кенгуру, конь) Слышал даже иностранец — Всех в лесу

хитрее ... (заяц, лиса)

4. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать

вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения

факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки

вопроса или слов, которые в нем используются. У тридцати двух воинов

один командир. (Зубы и язык) Двенадцать братьев Друг за другом бродят,

Друг друга не обходят. (Месяцы) По лужку он важно бродит, Из воды сухим

выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. (Гусь) У меня

который год ежик в комнате живет. Если пол намазан воском, Он натрет его

до лоска. (Полотер) Стучат, стучат — не велят скучать. Идут, идут, а все тут как

тут. (Часы)

4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто

подразумевают использование и образного, и логического мышления. А

иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную

речь. Например: Скоро 1 0 лет Сереже — Диме нет еще шести. Дима все

никак не может До Сережи дорасти. А на сколько лет моложе Мальчик Дима,

чем Сережа? (на 4 года) Возле леса на опушке трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки. Угадайте без

подсказки, кто герои этой сказки? (Машенька и три медведя).

Пятерка братьев неразлучна, им вместе никогда не скучно. Они работают

пером, пилою, ложкой, топором(пальцы). Черен, да не ворон. Рогат, да не

бык. Шесть ног без копыт. Летит жужжит, упадет – землю роет (жук).

Принципы отбора загадок для детей старшего дошкольного возраста.

При отборе загадок для работы с детьми старшего дошкольного возраста

необходимо учитывать достаточный жизненный опыт, развитую

наблюдательность, способность к рассуждению необходимо предлагать

ребенку загадки, требующие глубокого мыслительного процесса и

применения своих знаний отображают содержание программы

познавательно–речевого развития. Загадки о явлениях природы, о

необыкновенных свойствах, которые мы не замечаем в обыденной жизни,

но для детей это целое открытие. Зимнее стекло Весной потекло. Ответ: лед

Пушистый ковёр Не руками ткан, Не шелками шит. При солнце, при месяце

Серебром блестит. Ответ: снег Растут зеленеют Упадут пожелтеют Полежат

почернеют Ответ:( листья) Для старших дошкольников особо хороши загадки

с возможными несколькими правильными ответами, где в дискуссии может

развиваться доказательная речь. Брат с братом сидит всю жизнь рядом,

видят белый свет, а друг - друга нет. Ответ: глаза В брюхе баня, в носу решето,

пупок на голове, рука на спине. Ответ: чайник. Загадка для старших детей

может быть использована и как часть занятия и как целое занятие. Например,

загадки, дающие представление о многозначном значении какого-нибудь

слова, несут столько информации, что ее обыгрывание займет все занятие.

Отгадай, какое слово есть у каждого портного? Это слово вместо шубы ежик

носит на спине. Это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мне. Ответ:

иголка Такие загадки непременно найдут свое продолжение в

изобразительной деятельности детей. В работе с загадками не настолько

важно как быстро ее дети отгадают, главное – заинтересовать детей, вовлечь

их в процессе сравнения, сопоставления, обсуждения и поиска отгадки.

Расспросы, споры, предположения – это и есть развитие речи, творческого

воображения, образного мышления. Методика работы с загадками

Обучение детей отгадыванию загадок требует большого терпения и

подготовительной работы. Обучение отгадывать загадки начинается не с их

загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать

предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и

зависимостях, в красках, звуках движении и изменении.

Развитие всех психических процессов дошкольника является основой при

отгадывании загадки, а предварительное ознакомление детей с предметами

и явлениями, о которых пойдет речь, является главным условием,

обеспечивающим понимание и правильное отгадывание загадки.

Воспитателю также необходимо знать основные ошибки детей при

отгадывании загадок. Дети торопятся с ответом, не дослушивают до конца,

не запоминают всех подробностей. У младших дошкольников внимание

часто внимание привлекает какой-нибудь яркий объект, уже хорошо

знакомый и рвется нить внимания. Дети выделяют сразу несколько

второстепенных объектов, но пропускают главный признак. Дети осознанно

пропускают один из названных в загадке признаков, заменяя его своим, как

им кажется, верным и как бы подстраиваются под отгадку, искажая ее.

Консультация

«Влияние загадок на речевое развитие дошкольников».

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в

предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные

признаки предметов или явлений. Загадки не спутаешь ни со скороговоркой,

ни со считалочкой.

О влиянии загадок на развитие речи детей-дошкольников.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее

развитие речи детей. Загадки способствуют формированию образности речи

детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь, помогают увидеть вторичные значения слов,

формируют представления о переносном значении слова, помогают усвоить

звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться

на языковой форме и анализировать ее.

Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Ведь загадка

указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только

загадываемому предмету. Она основана на сходстве и отрицании сходства

между предметами. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о

связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об

особенностях каждого предмета и явления.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению,

формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Загадки - отличным приемом дидактического воздействия на детей. В своей

работе можно предлагать детям загадки в начале занятий, наблюдений,

бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для

более подробного разговора об интересующем объекте или явлении.

Но загадки можно использовать не только в начале, а также и в процессе

деятельности и в ее завершении. Загадка может служить при этом

своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая

закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает

конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета

или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и

красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном

и том же.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой

словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос,

т.е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет

речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.

Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны.

Наиболее важны из них:

• воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

• стимуляция умственной активности;

• развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

• расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

• развитие сенсорной сферы.

По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой

для решения, загадки можно условно разделить на три группы.

К загадкам первого уровня сложности относят:

• загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления

(величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);

• загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-

отгадка.

Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении

признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное

количество признаков позволяет производить необходимые умственные

операции и успешно решать логическую задачу.

Загадки второго уровня сложности включают:

• загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2

признакам нужно восстановить целостный образ предмета;

• загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на

сравнении предметов или явлений.

Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с

указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по

ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно

при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки.

Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры,

выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд

далеких друг от друга.

Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное

отгадывание загадок, являются: предварительное ознакомление детей с

предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание

педагогом способа использования загадок, характер и манера их

преподнесения; уровень развития речи детей; учет возрастных особенностей

и возможностей дошкольников.

Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их

небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми

ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное

воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты

питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и

свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается,

повадки и т.д.). Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные

загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.

Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая

тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о

явлениях природы, о транспорте и т.д. Характеристика предмета загадки

может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете.

Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными

метафорами.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать

загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода,

орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т.д. Детям

предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение,

исключение, сопоставление и др.

Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети

с трудом придумывают загадки по образцу данной загадки. Но чем больше

эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с

большим желанием.

Методика обучения детей составлению загадок.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их

отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и

каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых

сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора

вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными

наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ

одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается

другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую

загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая

умственные способности ребенка, важнее научить его составлять

собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

А.А.Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей

школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология

позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе

составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он

получает радость от речевого творчества.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы

с детьми дошкольного возраста используются три основных модели

составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели

составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо

объект.

Модель 1. "Какой? - Что бывает таким же?".

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются

образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

- Какой самовар по цвету? - Блестящий.

Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка

левой части таблицы).

- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части

таблицы).

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям

признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным

для сравнения (правая часть таблицы).

ПР: блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета.

Табличка может выглядеть следующим образом:

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку,

вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но

не".

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или

каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется

всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета;

шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы

обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части

допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память:

ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в

целом.

После освоения модели "Какой - Что бывает таким же" на активном уровне

необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно

составить на основе "занижения" свойств объектов (самовар тусклый, как

нечищеные ботинки) или их "завышения" (самовар блестящий, как

начищенная монета).

Модель 2. "Что делает? Что (кто) делает так же?"

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. Перед

детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в

левой, а потом в правой части).

Кто что делает?

Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет.

- Что делает ежик?

- Пыхтит, собирает, семенит.

- Пыхтит как кто или что?

- Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на "завышение").

- Пыхтит как старый чайник (сравнение на "занижение").

- Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на "завышение").

- Собирает как жадина (сравнение на "занижение").

- Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на "завышение").

- Семенит как старый дедушка (сравнение на "занижение").

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки

"Как", "Но не".

ПР: Составление загадки про ежика с приемом "завышение": "Пыхтит, как

новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не

ребенок, который учится ходить".

Доклад « Роль загадок в воспитании и развитии

дошкольника».

Введение.

В системе дошкольного образования развитие речи занимает ведущее

место.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической

речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в

использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но

неприемлемых в построении монолога, который строился по законам

литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит

ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой

развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих

предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на

описание, повествование, рассуждение. Развитие связной речи ребенка

происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного

состава, грамматического строя языка. Важной составной частью

общеречевой работы является развитие образной речи.

Существуют различные средства достижения задач речевого развития,

одним из которых является использование малых фольклорных форм,

к которым принадлежит загадка.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на

разностороннее развитие речи детей

Употребление для создания в загадке метафорического образа

различных средств выразительности (приема олицетворения, использование

многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой

ритмической организации) способствуют формированию образности речи

детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают

увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном

значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй

русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и

анализировать ее. Загадка - одна из малых форм устного народного

творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее

яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок

развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение

самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить

наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления,

умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей

"поэтический взгляд на действительность". Все вышесказанное доказывает

актуальность выбранной нами темы. Таким образом, цель реферата: изучить

особенности использования загадок в речевом развитии детей дошкольного

возраста.

Особенности развития речи детей в дошкольном возрасте.

В раннем детстве речь ребенка, выступая как средство общения со

взрослыми и с другими детьми, непосредственно связана с практической

деятельностью, осуществляемой им, или с наглядной ситуацией, в которой

или по поводу которой происходит общение. Деятельность ребенка этого

возраста осуществляется в большинстве случаев или совместно со

взрослыми, или при их помощи; поэтому и его общение носит ситуативный

характер. Это придает речи особую форму — формуситуативной речи,

носящей в большинстве случаев диалогический характер. Эта речь

представляет собою или ответы на вопросы взрослого, или вопросы ко

взрослым в связи с затруднениями, возникающими в ходе деятельности, или

требование об удовлетворении тех или иных потребностей, или, наконец,

вопросы, возникающие при знакомстве с предметами и явлениями

окружающей действительности.

Переход к дошкольному возрасту заключается в существенном

изменении условий развития ребенка, и, прежде всего, в

изменении его отношений ко взрослым. На основе возросших возможностей

ребенка и требований взрослых к его большей самостоятельности; а также на

основе тенденций самого ребенка к самостоятельному осуществлению своей

деятельности возникает реальная самостоятельная деятельность детей.

Значительно расширяется круг жизненных отношений ребенка, далеко

выходящий теперь за пределы непосредственной совместной деятельности

со взрослыми. Ребенок знакомится с жизнью и деятельностью людей; ему

становятся доступны уже не только те предметы, которые он может узнать

непосредственно; все большее место в его жизни занимают предметы, люди,

отношения, с которыми знакомится из рассказов взрослых, из читаемых ему

книг и из рассматриваемых картин.

Изменение образа жизни ребенка, возникновение новых отношений со

взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации

функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в

передаче ребенком взрослому своих впечатлений, полученных вне

непосредственного контакта со взрослыми. Возникает форма речи-

сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и виденном, о замысле

игры и о проделанной работе, о просмотренном детском фильме,

прослушанном рассказе, о взаимоотношениях с товарищами — о всем том,

что происходило в жизни и деятельности ребенка вне непосредственной

связи со взрослыми. На основе развивающейся жизни в коллективе

возникает необходимость договариваться об общем замысле деятельности, о

распределении функций и контроле за выполнением правил и т. п. В

зависимости от характера коллективной деятельности возникают задачи

инструктирования, оценки и т. д. На этой основе продолжает развиваться

диалогическая речь и возникают новые ее формы: указания, оценки,

согласование действий и т. д.

В связи с развитием самостоятельной практической деятельности

у ребенка возникает потребность в формулировании собственного замысла,

в констатации затруднений, в рассуждении по поводу способов выполнения

действий.

Функции и формы речи на протяжении дошкольного возраста становятся

чрезвычайно разнообразными. Ребенок овладевает всеми основными

формами устной речи, присущими взрослым. Новые потребности общения и

деятельности, приводящие к развитию новых форм речи, с неизбежностью

ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и

грамматическим строем, в результате чего речь ребенка становится все

более связной. Степень связности речи ребенка, прежде всего, зависит от ее

задач, от ситуации, в которой происходит общение, и от его содержания. В

ходе развития ребенка перестраиваются и формы связной речи.

Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в

предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные

признаки предметов или явлений.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на

разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке

метафорического образа употребление различных средств выразительности

(приема олицетворения, использование многозначности слова,

определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации)

способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают

увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном

значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический

строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме

и анализировать ее, Загадки развивают в ребенке догадливость,

сообразительность. Загадывается загадка – вопрошаемый ломает голову над

отгадкой. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания.

Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие

реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои

места, в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.

Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и

свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и

отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки

вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами

окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению,

формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение

четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета

или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов

развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее

отличным приемом дидактического воздействия на детей. Методисты

предлагают использовать загадки не только в начале и в процессе

деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы,

сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети

приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом

своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая

закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает

конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета

или явления.

Классификация загадок.

По типу логической задачи, характеру умственной операции,

необходимой для решения, загадки можно условно разделить на

три группы.

К загадкам первого уровня сложности относят:

- загадки, основанные на перечислении признаков предмета,

явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал,

назначение);

- загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-

отгадка.

Отгадывание таких загадок основано на элементарном

анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое).

Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые

умственные операции и успешно решать логическую задачу..

Загадки второго уровня сложности включают:

- загадки, в которых характеристика предмета дается краткопо 1-2

признакам нужно восстановить целостный образ предмета;

- загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов,

на сравнении предметов или явлений.

Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком

с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по

ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно

при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки.

Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры,

выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд

далеких друг от друга.

При определении уровня сложности следует

учитывать следующие факторы: тип логической задачи и характер

умственной операции, которую следует выполнить ребенку при отгадывании

загадки.

Принципы отбора загадок для детей дошкольного возраста.

При отборе воспитателем загадок для работы с детьми необходимо,

прежде всего, определить доступность их содержания, учесть опыт ребенка,

психологические особенности возраста. Также большое значение имеет

сложность художественного образа выбранной загадки, точность и полнота

характеристики.

Например, учеными было установлено, что младшим дошкольникам

значительно труднее отгадывать метафорические загадки, нежели

описательные. Младшие дошкольники не понимают образного строя языка

загадок и не адекватно интерпретируют метафоры.

Интересно, что в рассказе, сказке, стихотворении дети

значительно легче воспринимают метафору, чем в загадке. Это объясняется

тем, что в художественном тексте описывается реальная ситуация, а загадка –

иносказание. Таким образом, усвоение образного строя языка, осознания

переносного значения слов и словосочетаний возможно лишь на

определенном уровне развития абстрактного и образного мышления,

поэтому для младшего возраста должны быть подобраны загадки

основанные на жизненном опыте детей. Лаконизм и яркость

характеристики, точность языка и конкретность образа – вот основные

критерии при отборе загадок для малышей.

Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена

их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми

ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное

воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты

питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и

свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается,

повадки и т. д. ). Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные

загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.

Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика

загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях

природы, о транспорте и т. д. Характеристика предмета загадки может быть

дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются

загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать

загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода,

орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т. д. Детям

предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение.

Литература:

И

с

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский

фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957.

2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение,

1985.

3. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре. // Дошкольное

воспитание.-1986 - №9.

4. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми. // Дошкольное

воспитание – 1993 - №7



В раздел образования




Яндекс.Метрика