Напоминание

Здровьесберегающие технологии в образовательном процессе для детей дошкольного возраста в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки "Упражнения с гимнастическими палками как средство для общего физического развития и укрепления здоровья детей"


Авторы: Сушкова Светлана Евгеньвна, Волик Наталья Евгеньевна
Должность: тренеры-преподаватели по спортивной гимнастике
Учебное заведение: МБУДО ДЮСШ №2 г.Донецка Ростовской области
Населённый пункт: г.Донецк Ростовской области
Наименование материала: Авторская программа (методическое пособие)
Тема: Здровьесберегающие технологии в образовательном процессе для детей дошкольного возраста в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки "Упражнения с гимнастическими палками как средство для общего физического развития и укрепления здоровья детей"
Дата публикации: 11.02.2018
Раздел: дополнительное образование





Назад




АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА (МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СПОРТИВНО-

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ И ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ

АВТОРЫ: ТРЕНЕРЫ-ПРЕПОДАВАТЕЛИ ПО СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ

СУШКОВА С.Е, ВОЛИК Н.Е

УПРАЖНЕНИЯ С ГИМНАСТИЧЕСКИМИ ПАЛКАМИ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ ОБЩЕГО

ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.

Формирование двигательной культуры дошкольника имеет свою специфику,

выражающуюся в выработке у ребенка системы условно-рефлекторных

связей, направленных на освоение движений. Двигательная культура

начинает формироваться с освоения естественных движений, развития

двигательных способностей и воображения. Использование спортивного

предмета на занятиях по физической культуре дает возможность применения

в различных видах двигательной деятельности . Занятия с гимнастической

палкой включают в себя упражнения, развивающие физические качества,

двигательные умения и навыки и положительно влияют на все группы мышц.

Проведение таких занятий обогащает двигательный опыт дошкольников,

позволяет применять эти упражнения в самостоятельной двигательной

деятельности. Своеобразие упражнений с гимнастической палкой

заключается в том, что фиксируются не только исходные и конечные

положения рук, ног, туловища, но и путь движения палки. Это обеспечивает

точность выполняемых движений с различной амплитудой, усиливает

избирательное воздействие на различные группы мышц, позволяет точно

развивать и совершенствовать координацию движений. Специальные

подобранные и регулярно выполняемые упражнения с гимнастической

палкой способствуют развитию гибкости, а фиксация отдельных положений

тела от 1 до 5 (статическое положение)- развивают силу.

Упражнения с палками:

Служат для усиления деятельности мышц рук и плечевого пояса, увеличения

1

амплитуды (размаха) движения при наклонах, поворотах, перешагиваниях;

Помогают детям овладеть точными направлениями движений рук (вверх, за

спину и др.);

Создают конкретные представления о движениях и положениях рук по

отношению к телу и полу (вперед-параллельно полу, к плечу-вдоль туловища

и т.п.);

Парные и групповые упражнения очень эмоциональны и дают большую

нагрузку на организм. Их основа-совместные действия партнеров (захваты,

поддержки, оказания сопротивления и т.д.), формирующие умение

согласовывать свои действия с действиями партнера, ритмом и характером

его движений. Кроме того во время выполнения таких движений

воспитывается дисциплинированность, ответственность и чувство

коллективизма. Уникальность, своеобразие, эксклюзивность в упражнениях

спалкой состоит в том, что, развивая силу рук, ног, пресса, шлифуем

координацию, ловкость, формируем пространственное чувство и равновесие,

укрепляем стопу.

При обучении дошкольников физическим упражнениям с гимнастической

палкой педагогам необходимо решить следующие задачи:

Образовательные:

- помогать приобретать знания и навыки, необходимые для сознательной

двигательной активности;

- овладевать способами деятельности и опытом их реализации;

- обогащать представление детей о необходимости движений;

- развивать физические качества (силу, гибкость, координацию, ловкость,

равновесие);

Воспитательные:

- формировать интерес к двигательной активности;

- развивать творческую деятельность ребенка;

Воспитывать стремление и умение самостоятельно проводить и

организовывать подвижные игры и упражнения со сверстниками;

2

- помогать овладевать способами построения собственных движений;

Оздоровительные;

- обеспечивать психоэмоциональный комфорт ребенка;

- осуществлять профилактику плоскостопия, нарушения осанки;

- способствовать реализации потенциальных природных способностей

ребенка (ловкости, быстроты, выносливости, силы);

- развивать эмоциональную образную память.

Классификация упражнений с гимнастической палкой по развитию

физических качеств. Упражнения, направленные на растягивание и развитие

гибкости. Наиболее характерное движение при выполнении упражнений с

палкой – потягивание. Например, чтобы бесшумно положить палку на пол и

не сгибать ноги в коленях, ребенку нужно расставить их пошире, наклониться

как можно ниже и потянуться руками к полу. Упражнения с палками

развивают гибкость, а хорошая гибкость помогает избежать многих травм не

только во время занятий спортом, но и в быту. Если мышцы, удерживающие

сустав, достаточно сильны, сустав подвижен, сухожилия, связки эластичны.

При хорошей гибкости тела движения грациозны, ловки и красивы. Гибкость

проявляется в пассивной и активной форме. Пассивная гибкость

определяется наибольшей амплитудой, достигаемой за счет собственного

веса (наклон вперед), сопротивления или помощи партнера. Под активной

гибкостью подразумевается максимально возможная подвижность в суставе,

которую человек может проявить самостоятельно, без посторонней помощи,

используя только свои резервы. Лучше всего гибкость развивают упражнения

с палкой, сочетающие активные и пассивные движения в суставах. Их очень

много, педагог может выбрать те, которые воздействую только на шейный,

грудной или поясничный отделы позвоночника, или те, которые тренируют

все крупные суставы тела. Растягивание плодотворно действует на весь

организм, особенно на позвоночник, помогает избавиться от скованности в

мышцах, улучшает кровоснабжение и снижает утомление, улучшает осанку и

походку.

Методические рекомендации при выполнении упражнений с

гимнастической палкой на растягивание:

3

при растягивании не задерживать дыхание;

упражнения на растягивания следует с облегченных их вариантов;

выполняя наклоны, начинающим не нужно стараться во что бы то ни стало

достать до пола, необходимо делать все последовательно;

перед упражнениями на растягивание и гибкость необходимо хорошо

разогреть организм;

не разрешать детям копировать более гибкого товарища.

Упражнения, развивающие силу.

Упражнения на силу проводятся в основном в парах, а занятия в парах

(группах) всегда эмоциональны и одновременно дают большую нагрузку на

организм партнеры меняются ролями – превосходная возможность сочетать

развитие гибкости, силы и расслабления.

Методические рекомендации для получения максимального эффекта от

выполнения упражнений направленных на развитие силы:

следить за правильным исходным положением;

выполнять упражнения точно, с заданной амплитудой;

гармонично развивать все группы мышц;

чередовать упражнения на силу с упражнениями на растягивание;

перед упражнениями на силу провести разминку, разогреть организм;

разработать суставы, подготовить все системы организма к напряженной

работе.

Упражнения на координацию равновесия. Сохранение и поддержание

равновесия – постоянные, необходимые компоненты любого движения,

задержка или недостаточное его развитие отрицательно влияют на точность,

ритм,темп движения. Развитие устойчивого равновесия зависит от

вестибулярных и других рефлексов, массы тела, площади опоры. С возрастом

показатели устойчивого равновесия улучшаются. Дети в 6-7 лет уже могут

4

управлять своими движениями, обладают хорошей подвижностью, склонны

к разнообразию действий, им надо предоставить возможность

последовательно развивать координационные способности. Ведущие

признаки координационных способностей:

правильность (адекватность и точность);

быстрота (своевременная скорость);

рациональность (целесообразность и экономичность);

находчивость (стабильность и инициативность).

Упражнения, направленные на развитие ловкости. Ловкость – способность

человека оперативно, быстро, целесообразно, рационально осваивать

двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в

изменившихся условиях. Ловкость - сложное двигательное качество, поэтому

педагогу необходимо выбирать упражнения, развивающие это двигательное

качество, в состав которого входит еще одно сложно-координационное

качество – равновесие.

Упражнения на формирование осанки. Хорошо известно, что самочувствие

отражается на настроении человека и, как следствие на его осанке. Во время

занятий педагог обязан следить за осанкой воспитанников, корректировать

(плечи должны быть развернуты, живот втянут). Закрепленные навыки дети

должны стараться контролировать в повседневной жизни, уделяя особое

внимание положению головы. Уже в начальной школе ребенку придется

сидеть за партой по 4-5 часов. Если в дошкольном детстве недостаточно

укреплены мышцы туловища, удерживающие позвоночник в правильном

положении, они быстро утомляются, ребенок принимает более удобную

позу, комфортную, облегченную для себя позу, но неправильную.

Правильная осанка – один из показателей здоровья. Это прежде всего

нормальное развитие всего скелета, гармонично развитая мышечная

система, умение правильно держаться в покое и движении. Установлено, что

в большинстве случаев неправильная осанка – результат слабости мышц

туловища, неумение удерживать его в правильном положении. Общее

укрепление мышц, и в первую очередь туловища, костно-связочного

аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, влияет на

5

формирование осанки.

Основные способы хвата гимнастической палки.

Палку можно держать одной или двумя руками, за один или оба конца, за

середину или одной рукой за конец, а другой за середину, двумя способами:

- кисти рук располагаются сверху палки (хват сверху);

- кисти рук снизу палки (хват снизу).

Для успешного выполнения упражнений с палкой дети должны уяснить

основные хваты:

хват сверху – палку держат двумя руками на ширине плеч, кисти (большие

пальцы) внутрь.

Хват снизу – палку держат двумя руками на ширине плеч, кисти (большие

пальцы) наружу.

Разный хват – палку держат двумя руками; кисть одной руки в хвате сверху,

другой – в хате снизу.

Узкий хват – палку держат двумя руками (кисти рук рядом) за середину.

обычный хват – палку держат обычными обеими прямыми руками на

ширине плеч.

Широкий хват – палку держат обеими прямыми руками, разведенными

шире плеч.

Основные движения с гимнастической палкой.

Палка внизу – в прямых руках, обычным хватом.

Палка вверху – в прямых руках над головой.

Палка впереди – в прямых руках на уровне груди.

Палка на груди – в согнутых в локтях руках.

Палка за головой – держат палку за концы, согнутыми в локтях руками,

середина палки – сзади на плечах.

Палка сзади внизу – в прямых руках, слегка прижимая к бедрам.

6

Палка за спиной - держится на сгибах локтевых суставов, середина палки

касается поясницы

Палка к плечу – держат палку вертикально у плеча большим и

указательными пальцами, остальные пальцы страхуют ее снизу (основное

положение палки при передвижении).

Палка вертикально впереди - держат палку вертикально прямыми руками

(правая рука сверху).

Во время занятий с палками необходимо помнить о мерах

безопасности. При ходьбе палку следует держать одной рукой за конец

один палки, другой конец палки прижимать к плечу, чтобы нечаянно

не ударить рядом идущих детей. После перестроения палку берут

двумя руками за концы, несут в опущенных руках или ставят

вертикально на пол. При выполнении наклонов и приседаний с

палкой в руках важно следить за правильным положением ног

ребенка. Это важно потому, что дети основное внимание уделяют

движениям предмета и забывают принимать правильное исходное

положение.

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ

ПАЛКОЙ

1. И. п. – основная стойка, палка за головой. 1. – Левую ногу назад,

палку вверх, прогнуться. 2. – Наклониться влево. 3. – Выпрямиться,

палку вверх. 4. – И. п. То же в другую сторону. Повторить 5- 6 раз.

2. И. п. – ноги врозь, палка внизу хватом за концы. 1 – 3. – Левую руку

вверх, пружинящие наклоны вправо. 4. – И. п. То же в другую сторону.

Повторить 5- 6 раз.

3. И. п. – основная стойка, палка внизу сзади. 1 – 2. – Наклониться

вперед, положить палку на пол сзади. 3 – 4. – Выпрямиться. 5 – 6.

Наклониться вперед, взять палку. 7 – 8. – И. п. Повторить 7- 8 раз.

4. И. п. – ноги врозь, палка вверху.1 – 3. – Наклониться назад, палку в

левую руку, свободным концом коснуться пола. 4. – И. п. Повторить 4 –

6 раз.

5. И. п. – лежа на животе, палка внизу за спиной хватом за оба конца. 1

– 2. – Медленно прогнуться, отводя палку прямыми руками вверх. 3. –

Держать. 4. – И. п. Повторить 4 – 6 раз.

7

6. И. п. – лежа на спине, руки вперед, палка горизонтально. 1 – 2. –

Продеть ноги между руками, палку за спину (стойка на лопатках). 3. –

Держать.4. – И. п. Повторить 4 – 6 раз.

7. И. п. – основная стойка, палка одним концом в левой руке, второй на

полу у левой стопы. 1. – Опираясь на палку, присесть на левой ноге,

правая нога прямая вперед («пистолет»). 2. – И. п. То же на другой

ноге. Повторить 4 – 6 раз.

8. И. п. – основная стойка, палка стоит вертикально и придерживается

руками. 1. – Отпустить палку, сделать перемах левой ногой через нее. 2.

– Поймать палку – и. п. То же правой ноге. Повторить 4- 6 раз.

9. И. п. – присед, палка под коленями. 1 – 3. – Сгибая руки в локтях,

встать. 4. – И. п. Повторить 4 – 6 раз.

10. И. п. – основная стойка, палка спереди. 1. – Подбросить палку

вверх. 2 – 3. – Присесть, поймать палку двумя руками. 4.–И.п. Повторить

4 – 6 раз.

11.И. п. – основная стойка, палка внизу. 1. – Прыгнуть вперед через

палку.2. – Прыгнуть назад через палку в и. п. Повторить 4- 6 раз.

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ В

ПАРАХ

1.

И.

п.

стоя

лицом

друг

к

другу,

палка

внизу

спереди.

1.

Одновременно мах левой ногой в сторону, палка вверх. 2.– И. п. То же

на другой ноге. Повторить 4 – 6 раз.

2. И. п. – стоя спиной друг к другу, палка вверху над головой. 1. –

Одновременно выпад вперед левой ногой. 2. – И. п. То же на другой

ноге. Повторить 4 – 6 раз.

3. И. п. – А– ноги шире плеч, палка на лопатках. Б-стоя сзади, ноги на

ширине плеч, хват за палку согнутыми в локтях руками. 1 – 3. – А –

наклоны влево; Б – легко нажимая на палку, помогает наклониться. 4. –

И. п. Повторить 4 – 6 раз.

4. И. п. – сед с прямыми ногами спиной друг к другу, палка вверху. 1. –

А – наклон вперед; Б- сгибая ноги, упираясь стопами в пол, ложится на

плечи А. 2. – И. п. Повторить 4 – 6 раз.

5. И. п. – А лежа на животе, палка на лопатках, прижата согнутыми за

8

головой руками, пальцы переплетены; Б стоя ноги врозь, наклон

вперед, взявшись за палку. 1 – 2 . – А медленно прогибается назад, Б

легко тянет палку вверх. 3 – 4. – А медленно опускается в и. п.; Б слегка

придерживает палку. Повторить 4- 6 раз.

6. И. п. – А лежа на спине, палка на лопатках, прижата, пальцы

переплетены; Б ноги врозь, в наклоне, хватом двумя руками за палку.1 –

2. – Б тянет палку вверх и поднимает А на ноги . 3– 4 –и. п. Повторить 4

– 6 раз.

7. И. п. – стоя лицом друг к другу ноги врозь, правая рука вперед –

кверху,

левая

вперед

книзу,

хват

за

палку,

расположенную

вертикально между партнерами. 1. – Одновременно присесть. 2 – 3. – А

выкручивает палку из рук партнера, Б умеренно сопротивляется. 4. – И.

п. Повторить 4- 6 раз.

8. И. п. – А лежа на спине, палка горизонтально впереди; Б со стороны

головы упор лежа с опорой о палку руками. 1. – А – руки прямые, Б

сгибает руки в локтях. 2.– А – руки прямые, Б разгибает руки. 3. – А

сгибает руки, Б – руки прямые.4.– И. п. Повторить 4- 6 раз.

9. И. п. – А – ноги врозь, держит палку горизонтально перед собой на

уровне пояса двумя руками справа за один конец; Б, стоя против палки,

кладет левую руку на плечо А, правой захватывает палку, опираясь

левой рукой на плечо А. 1 – 2. – Б выполняет прыжок, согнув ноги,

через палку.

10. И. п. – стоя лицом друг к другу на расстоянии трех – четырех шагов.

Перебрасывание

палки

горизонтально

двумя

руками

хватом

снизу,

сверху; то же другой рукой; то же – бросать палку так, чтобы она все

время сохраняла вертикальное положение. Выполнять в течение 30 – 50

сек.

Под буквой А описываются действия одного ребенка, под буквой Б –

другого.

9



В раздел образования




Яндекс.Метрика