Автор: Гринер Ольга Геннадиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 13"
Населённый пункт: Нефтеюганск, Ханты-Мансийский АО
Наименование материала: разработка урока русского языка
Тема: "Первичное закрепление об имени существительном и имени прилагательном"
Раздел: начальное образование
Мультимедийная разработка
урока русского языка в 3 классе
(УМК «Гармония»)
Гринер Ольга Геннадиевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 2 им. А.И.Исаевой»
г. Нефтеюганска
Тема: «Первичное закрепление об именах
существительных и именах прилагательных»
Цели:
Образовательная:
-
самостоятельная коррекция своих затруднений на
основе правильного применения изученных знаний;
- формировать способность к выявлению причин
затруднений и коррекции собственных действий.
Деятельностная:
- формирование способности к рефлексии: фиксирование
собственных затруднений в деятельности .
Воспитательная:
-
способствовать воспитанию учебного сотрудничества.
Методы работы: объяснительно -
иллюстративный, словесный,
практический, наглядный,
проблемный, частично – поисковый.
Оборудование: компьютер, проектор,
интерактивная доска, карточки для
индивидуальной работы и работы в
парах.
Формы работы: индивидуальная,
работа в парах, коллективная.
Тип урока: урок рефлексии.
Этапы урока:
I этап «Мотивация (самоопределения) к коррекционной
деятельности»
(1-2 мин.)
II этап «Актуализация и фиксация затруднений в
индивидуальной деятельности»
(8 – 10 мин.)
III этап «Локализация индивидуальных затруднений»
(6 – 7 мин.)
IV этап «Построение проекта коррекции выявленных
затруднений»
(2 – 3 мин.)
V этап «Реализация построенного проекта»
(4 – 5 мин.)
VI этап «Обобщение затруднений во внешней речи»
(2 – 3 мин.)
VII этап «Самостоятельная работа с самопроверкой по
эталону»
(4-5 мин.)
VIII этап «Включение в систему знаний и повторение»
(5-6 мин.)
IX этап «Рефлексия учебной деятельности»
(3 – 4 мин.)
I этап «Мотивация (самоопределение) к коррекционной
деятельности».
Цель: включение учащихся в учебную деятельность;
определение содержательных рамок урока (продолжение
работы с частями речи)
.
Формируемые
УУД
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
Личностные:
самоопределение,
смыслообразование.
Познавательные:
целеполагание.
Коммуникативные:
планирование
учебного
сотрудничества.
Включаю обучающихся
в учебную
деятельность через
работу над
высказыванием .
«День сегодняшний
– ученик
вчерашнего».
Давайте вспомним
темы, над которыми
работали на прошлых
уроках.
Читают высказывание и
участвуют в его обсуждении.
Отвечают на вопрос,
проговаривая формулировки с
опорой на образец .
(Части речи:
имя существительное,
имя прилагательное,
их признаки (число, род).)
Имя существительное –
это …………. ,
которая отвечает на
вопросы……………, и
обозначает
……………….. .
Начальная форма
отвечает на
вопросы……..
II этап «Актуализация и фиксация затруднений в
индивидуальной деятельности».
Цель: повторение понятий, правил, используемых
способов действий
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Познавательные: анализ,
сравнение, аналогия,
использование знаковой
системы, осознанное построение
речевого высказывания,
подведение под понятие.
Коммуникативные : выражение
своих мыслей, аргументация
своего мнения, учет разных
мнений учащихся.
Регулятивные : выполнение
пробного учебного действия,
фиксация индивидуального
затруднения, волевая
саморегуляция в ситуации
затруднения.
Предлагаю учащимся
блиц - опрос, в
результате
которого
повторяются
основные понятия и
правила.
Организую работу по
самопроверке (по
образцу).
Читают и выбирают
вариант ответа.
Проверяют решение
по образцу.
Подводят итог на
листе самоконтрол
я
.
Формируемые УУД
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
Познавательные: анализ,
сравнение, обобщение,
подведение под понятие,
постановка и
формулирование проблемы,
построение речевого
высказывания
Регулятивные: волевая
саморегуляция в ситуации
затруднения.
Коммуникативные:
выражение своих мыслей,
аргументация своего мнения,
учет разных мнений,
разрешение конфликтной
ситуации.
Организую
выполнение
самостоятельной рабо
ты № 1 (в парах)
для осознания
места и причины
затруднения.
Вспоминаем правила
работы в парах.
Выполняют задание,
опираясь на правила
(У. стр.56) и памятки (1),
(2).
Проговаривают правила
работы в парах.
Выполняют с/р № 1, по
цепочке (парами) выходят
к доске и выполняют
задание с подробным
комментированием.
III этап «Локализация индивидуальных
затруднений».
Цель: осознание места и причины собственных
затруднений при выполнении заданий на изученные
правила .
Образец для проверки с/р № 1
Образец для проверки с/р № 1
1.Помидор (он) – м.р., ворона (она) – ж.р., соловей (он) – м.р., лестница
(она) – ж.р., чувство (оно) – ср.р., яблоко (оно) – ср.р., земляника
(она) – ж. р., комнаты (мн.ч – ед.ч. она) – ж.р., лимон (он) – м.р.
(учебник с.56)
2. Дом (он) м.р. какой? – новый, лицо (оно) ср.р. какое?– молодое, платье
(оно) ср.р. какое?– красное, липа (она) ж.р. какая? – высокая, врач
(он) м.р. какой? – зубной, небо (оно) ср.р. какое? – синее, плед (он) м.р.
какой? – колючий, стены мн.ч. какие? – кирпичные. (памятка № 1,
2)
IV этап «Построение проекта коррекции выявленных
затруднений».
Цель: формулирование, какие именно понятия и способы
нужно уточнить.
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Познавательные: анализ,
сравнение, обобщение
подведение под понятие,
постановка и
формулирование проблемы,
построение речевого
высказывания.
Коммуникативные :
выражение своих мыслей,
аргументация своего
мнения, учет разных
мнений учащихся,
разрешение конфликтных
ситуаций.
Регулятивные : волевая
саморегуляция в ситуации
затруднения.
Совместно с учениками
выявляем место и причину
затруднения.
Задаю вопросы, которые
позволяют пошагово
проанализировать свои
действия с опорой на
знаковую фиксацию.
-Проверьте 1 задание. Что
использовали при выполнении 1
задания?
- Где допустили ошибку? В чем
причина ошибки?
- Проверьте 2 задание. Что
использовали при выполнении
задания?
- В каком месте допустили
ошибку? В чем причина ошибки?
- У кого все верно? Что это
значит?
Выявляют место и причины
затруднения (неправильно
определен род существитель-
ного, неправильно задан вопрос,
неправильно вставлено оконча-
ние прилагательного).
Оценивают «+» или «?» только 1
и 2 задание
У кого были ошибки, ставят для
себя цель: определить причину
ошибки и исправить её.
У кого не было ошибок (значит
нет затруднений) выбирают
творческое задание или роль
консультантов (в помощь
одноклассникам).
V этап «Реализация построенного проекта».
Цель: постановка цели учебной деятельности,
выбор способа и средств ее реализации.
Формируемые УУД
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
Личностные: самоопределение,
смыслообразование.
Познавательные: анализ, синтез,
обобщение, аналогия,
самостоятельное выделение и
формулирование познавательной
цели, поиск и выделение необходимой
информации, проблема выбора
эффективного способа решения,
планирование, выдвижение гипотез и
их обоснование, создание способа
решения проблемы.
Коммуникативные : выражение своих
мыслей, аргументация своего мнения,
учет разных мнений учащихся,
планирование учебного
сотрудничества со сверстниками,
достижение общего решения.
Регулятивные : волевая
саморегуляция в ситуации
затруднения
Создаю условия для
определения
обучающимися
конкретной цели своих
будущих учебных
действий.
-Если нет ошибок,
какую цель ставите?
- Какова цель тех, кто
допустил ошибку и
выявил затруднения?
Отвечают на вопросы:
-Нет ошибок, значит
выбираю творческое
задание или буду
консультантом.
Составляют план
работы, используя
алгоритм работы над
ошибками .
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Личностные: осознание
ответственности за общее
дело.
Познавательные: выполнение
действий по алгоритму,
построение логической цепи
рассуждений, анализ,
обобщение, подведение под
понятие.
Коммуникативные:
выражение своих мыслей,
использование речевых
средств для решения
коммуникационных задач,
достижение договоренности и
согласование общего решения.
Организую обсуждение:
-
Посмотрите на
результаты выполнения с/р
№ 1. В каких заданиях
возникло наибольшее
количество затруднений?
- Повторите, как надо
действовать, чтобы эти
затруднения снять?
- Проговорите еще раз для
всех соответствующие
способы действия.
Анализируют свою
работу и выявленные
ошибки.
-Найти ошибки,
вспомнить правило
(памятку) и
применить их, чтобы
исправить ошибки.
Проговаривают те
способы действий, в
которых были
допущены наибольшее
количество ошибок.
VI этап «Обобщение затруднений во внешней речи».
Цель: обсуждение типовых затруднений, проговаривание
формулировок способов действий.
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Познавательные: анализ,
синтез, аналогия,
классификация, подведение
под понятие, выполнение
действий по алгоритму.
Регулятивные : контроль,
коррекция, самооценка.
Организую выполнение
самостоятельной
работы № 2.
- Какое задание будете
выполнять?
- Как будете проверять
работу?
Выполняют
самостоятельную
работу по выбору только
тех заданий , в которых
были допущены ошибки.
Выполняют самопроверку
по образцу.
Комментируют причины
затруднений и ошибок.
VII этап «Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону».
Цель: самопроверка усвоения способов действий, вызвавших
затруднения.
Образец проверки с/р № 2
Образец проверки с/р № 2
1. Определи род имён существительных:
Ягода (она) – ж.р., мороз (он) – м.р., автобус (он) – м.р., облако
(оно) – ср.р., сирень (она) – ж.р., тополя (мн.ч. – ед.ч. тополь
(он) – м.р., шоссе (оно) – ср.р., картофель (он) – м.р., картошка
(она) – ж.р. (учебник стр. 56)
2. Вставить окончания имён прилагательных:
Солнце (оно) ср.р. какое? – яркое, поляна (она) ж.р. какая? –
цветочная, книга (она) ж.р. какая? – интересная, луг (он) какой
? – заливной, кресло (оно) какое? – удобное, подушки (мн.ч.)
какие? – мягкие, утро (оно) ср.р. какое? - доброе, варежка (она)
ж.р. какая? – шерстяная. (памятки № 1, 2)
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Познавательные:
понимание текстов,
извлечение необходимой
информации,
использование знаково-
символических средств,
выполнение действий по
алгоритму, построение
логической цепи
рассуждений.
Коммуникативные:
адекватное
использование речевых
средств для решения
коммуникативных задач.
Организую работу по
повторению,
закреплению ранее
изученного материала и
по подготовке к
следующей теме (связь
имён существительных с
глаголами прошедшего
времени единственного
числа).
Приводят примеры.
VIII этап «Включение в систему знаний и повторение».
Цель: включение нового знания в систему знаний,
повторение и закрепление ранее изученного.
Формируемые
УУД
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Познавательные:
рефлексия способов и
условий действия,
контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности,
адекватное понимание
причин успеха или
неуспеха.
Коммуникативные :
аргументация своего
мнения, планирование
учебного
сотрудничества.
Организую самооценку
деятельности детей в
соответствии с поставленными
целями и результатами
учебной деятельности:
- Повторите тему урока.
- Какую цель ставили перед собой?
- Достигли ли мы этой цели?
Докажите.
-
У кого были затруднения? Как
справились с затруднением?
- Оцените свою работу. Подсчитайте
свои «+».
Соотносят цель
урока и его
результат.
Работают с
листом
самооценки.
Оценивают свою
деятельность на
уроке,
подсчитывая
«+».
IX этап «Рефлексия учебной деятельности».
Цель: соотнесение цели урока и его результатов,
самооценка работы на уроке,
осознание выхода из затруднения.
Утверждения
Знак
( + или ?)
1
У меня сегодня все получилось, я не допускал ошибок.
2
Я допустил ошибки в с/р № 1 (перечислить ошибки).
3
Я исправил ошибки в процессе работы над ними.
4
Я не смог самостоятельно исправить ошибки, но
исправил их с помощью эталона.
5
Я без ошибок справился с с/р № 2.
6
В с/р № 2 я допустил ошибки (перечислить ошибки).
7
Я выполнил дополнительные задания (перечислить их).
8
В дополнительных заданиях я допустил ошибки
(перечислить их).
9
Мне необходимо поработать над …. (озвучить
оставшиеся проблемы или утвердиться, что можно
двигаться дальше).
Всего : 25 учеников
+ ______ ?______
«5» , «4» , «3»
Лист самооценки
Лист самооценки
Утверждения
Знак
( + или ?)
1
У меня сегодня все получилось, я не допускал ошибок.
12 чел.
2
Я допустил ошибки в с/р № 1 (перечислить ошибки).
13 чел. (род им. сущ., выбор
окончания им.прил.)
3
Я исправил ошибки в процессе работы над ними.
7 чел.
4
Я не смог самостоятельно исправить ошибки, но
исправил их с помощью эталона.
5 чел.
5
Я без ошибок справился с с/р № 2.
10 чел.
6
В с/р № 2 я допустил ошибки (перечислить ошибки).
3 чел. (выбор окончания
им.прил.)
7
Я выполнил дополнительные задания (перечислить
их)
5 чел. – мини-сочинение
7 чел. – сочинение загадок
8
В дополнительных заданиях я допустил ошибки
(перечислить их).
9
Мне необходимо поработать над …. (озвучить
оставшиеся проблемы или утвердиться, что можно
двигаться дальше).
3 чел. – умение правильно
задавать вопрос от сущ. к
прил., писать окончания
Всего : 25 учеников
«5» - 12 чел.
«4» - 10 чел.
«3» - 3 чел.
Лист самооценки
Лист самооценки
Домашнее задание:
Домашнее задание:
учебник стр. 60 упр. 175
учебник стр. 60 упр. 176
Творческое задание
Самоанализ урока.
6-ой урок в разделе «Части речи». 17 часов.
Тема: «Первичное закрепление об именах существительных и именах
прилагательных».
Урок рефлексии проведён в системе деятельностного метода
обучения, который способствует формированию у детей умения и
желания учиться, развитию универсальных учебных действий,
готовности сотрудничать с учителем и сверстниками.
При подготовке проведения урока были сформулированы следующие
цели:
Образовательная:
-самостоятельная коррекция своих затруднений на основе
правильного применения изученного;
- формирование способности к выявлению причин затруднений и
коррекции собственной деятельности
Деятельностная:
- формирование способности к рефлексии: фиксирование собственных
затруднений
Воспитательная:
-
способствовать воспитанию учебного сотрудничества.
Самоанализ урока.
Структура урока соответствует его типу и содержит 9 этапов:
I этап «Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности»
II этап «Актуализация и фиксация затруднения в индивидуальной
деятельности»
III этап «Локализация индивидуальных затруднений»
IV этап «Построение проекта коррекции выявленных затруднений»
V этап «Реализация построенного проекта»
VI этап «Обобщение затруднений во внешней речи»
VII этап «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону»
VIII этап «Включение в систему знаний и повторение»
IX этап «Рефлексия учебной деятельности».
Все этапы последовательны, связаны между собой.
Самоанализ урока.
Образовательная цель реализовалась на разных этапах: выполнения
самостоятельной
работы
№
1
(работа
в
парах),
когда
выявились
и н д и в и д у а л ь н ы е
о ш и б к и
и
з а т р у д н е н и я ;
п р и
в ы п о л н е н и и
самостоятельной работы № 2, когда выполнялась коррекции по образцу;
при выполнении творческих заданий; на этапе рефлексии.
Развивающая цель реализовалась через: фиксирование собственных
затруднений в деятельности (лист самооценки) , проговариванием во
внешней речи.
На уроке использовался наглядный материал (презентация,
карточки для индивидуальной работы, работы в парах), высказывание,
мотивирующее
на
учебную
деятельность,
что
способствовало
реализации воспитательной цели урока.
Самоанализ урока.
Соблюдались
и
учитывались
правила
и
особенности
технологии,
нацеленные
на
развитие универсальных учебных
действий,
определенных для каждого этапа урока:
-
регулятивные
УУД (определение
последовательности
изученного
материала,
выполнение
работы
по
плану,
самостоятельная работа с самопроверкой по образцу и выполнение
самооценки, оценивание собственного результата работы на уроке);
-
познавательные
УУД (на
этапе
коррекции
развивались
мыслительные
операции
анализа,
сравнения
и
обобщения,
выполнение заданий по учебнику, умение структурировать знания );
- коммуникативные УУД (сотрудничество через коллективное
обсуждение учебной проблемы , при работе в парах , постановки цели
урока, ответы на вопросы, высказывание способов и вариантов новой
схемы).
Самоанализ урока.
Ведущими методами на уроке были проблемный метод,
частично-поисковый, практический.
Активная
познавательная
деятельность
учащихся
целенаправленно организована через оптимальный темп урока, задания
развивающего и творческого характера.
Проводился рефлексивный анализ в течение всего урока.
Эффективно
сочетались
такие
формы
работы,
как
индивидуальная, работа в парах, коллективная.
Результатом
активной
деятельности
учащихся
стало
заполнение
листа
самооценки
и
понимание
собственных
проблем
и
затруднений, способа выхода из затруднительной ситуации с помощью
образцов, учебника или помощи консультантов.
Цели
урока
реализованы:
дети
смогли
утвердиться
в
собственных успехах
или оставшихся затруднениях, были определены
пути дальнейшей работы.
Спасибо за внимание.