Напоминание

"Первичное закрепление об имени существительном и имени прилагательном"


Автор: Гринер Ольга Геннадиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 13"
Населённый пункт: Нефтеюганск, Ханты-Мансийский АО
Наименование материала: разработка урока русского языка
Тема: "Первичное закрепление об имени существительном и имени прилагательном"
Раздел: начальное образование





Назад




Мультимедийная разработка

урока русского языка в 3 классе

(УМК «Гармония»)

Гринер Ольга Геннадиевна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 2 им. А.И.Исаевой»

г. Нефтеюганска

Тема: «Первичное закрепление об именах

существительных и именах прилагательных»

Цели:

Образовательная:

-

самостоятельная коррекция своих затруднений на

основе правильного применения изученных знаний;

- формировать способность к выявлению причин

затруднений и коррекции собственных действий.

Деятельностная:

- формирование способности к рефлексии: фиксирование

собственных затруднений в деятельности .

Воспитательная:

-

способствовать воспитанию учебного сотрудничества.

Методы работы: объяснительно -

иллюстративный, словесный,

практический, наглядный,

проблемный, частично – поисковый.

Оборудование: компьютер, проектор,

интерактивная доска, карточки для

индивидуальной работы и работы в

парах.

Формы работы: индивидуальная,

работа в парах, коллективная.

Тип урока: урок рефлексии.

Этапы урока:

I этап «Мотивация (самоопределения) к коррекционной

деятельности»

(1-2 мин.)

II этап «Актуализация и фиксация затруднений в

индивидуальной деятельности»

(8 – 10 мин.)

III этап «Локализация индивидуальных затруднений»

(6 – 7 мин.)

IV этап «Построение проекта коррекции выявленных

затруднений»

(2 – 3 мин.)

V этап «Реализация построенного проекта»

(4 – 5 мин.)

VI этап «Обобщение затруднений во внешней речи»

(2 – 3 мин.)

VII этап «Самостоятельная работа с самопроверкой по

эталону»

(4-5 мин.)

VIII этап «Включение в систему знаний и повторение»

(5-6 мин.)

IX этап «Рефлексия учебной деятельности»

(3 – 4 мин.)

I этап «Мотивация (самоопределение) к коррекционной

деятельности».

Цель: включение учащихся в учебную деятельность;

определение содержательных рамок урока (продолжение

работы с частями речи)

.

Формируемые

УУД

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Личностные:

самоопределение,

смыслообразование.

Познавательные:

целеполагание.

Коммуникативные:

планирование

учебного

сотрудничества.

Включаю обучающихся

в учебную

деятельность через

работу над

высказыванием .

«День сегодняшний

– ученик

вчерашнего».

Давайте вспомним

темы, над которыми

работали на прошлых

уроках.

Читают высказывание и

участвуют в его обсуждении.

Отвечают на вопрос,

проговаривая формулировки с

опорой на образец .

(Части речи:

имя существительное,

имя прилагательное,

их признаки (число, род).)

Имя существительное –

это …………. ,

которая отвечает на

вопросы……………, и

обозначает

……………….. .

Начальная форма

отвечает на

вопросы……..

II этап «Актуализация и фиксация затруднений в

индивидуальной деятельности».

Цель: повторение понятий, правил, используемых

способов действий

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Познавательные: анализ,

сравнение, аналогия,

использование знаковой

системы, осознанное построение

речевого высказывания,

подведение под понятие.

Коммуникативные : выражение

своих мыслей, аргументация

своего мнения, учет разных

мнений учащихся.

Регулятивные : выполнение

пробного учебного действия,

фиксация индивидуального

затруднения, волевая

саморегуляция в ситуации

затруднения.

Предлагаю учащимся

блиц - опрос, в

результате

которого

повторяются

основные понятия и

правила.

Организую работу по

самопроверке (по

образцу).

Читают и выбирают

вариант ответа.

Проверяют решение

по образцу.

Подводят итог на

листе самоконтрол

я

.

Формируемые УУД

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Познавательные: анализ,

сравнение, обобщение,

подведение под понятие,

постановка и

формулирование проблемы,

построение речевого

высказывания

Регулятивные: волевая

саморегуляция в ситуации

затруднения.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей,

аргументация своего мнения,

учет разных мнений,

разрешение конфликтной

ситуации.

Организую

выполнение

самостоятельной рабо

ты № 1 (в парах)

для осознания

места и причины

затруднения.

Вспоминаем правила

работы в парах.

Выполняют задание,

опираясь на правила

(У. стр.56) и памятки (1),

(2).

Проговаривают правила

работы в парах.

Выполняют с/р № 1, по

цепочке (парами) выходят

к доске и выполняют

задание с подробным

комментированием.

III этап «Локализация индивидуальных

затруднений».

Цель: осознание места и причины собственных

затруднений при выполнении заданий на изученные

правила .

Образец для проверки с/р № 1

Образец для проверки с/р № 1

1.Помидор (он) – м.р., ворона (она) – ж.р., соловей (он) – м.р., лестница

(она) – ж.р., чувство (оно) – ср.р., яблоко (оно) – ср.р., земляника

(она) – ж. р., комнаты (мн.ч – ед.ч. она) – ж.р., лимон (он) – м.р.

(учебник с.56)

2. Дом (он) м.р. какой? – новый, лицо (оно) ср.р. какое?– молодое, платье

(оно) ср.р. какое?– красное, липа (она) ж.р. какая? – высокая, врач

(он) м.р. какой? – зубной, небо (оно) ср.р. какое? – синее, плед (он) м.р.

какой? – колючий, стены мн.ч. какие? – кирпичные. (памятка № 1,

2)

IV этап «Построение проекта коррекции выявленных

затруднений».

Цель: формулирование, какие именно понятия и способы

нужно уточнить.

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательные: анализ,

сравнение, обобщение

подведение под понятие,

постановка и

формулирование проблемы,

построение речевого

высказывания.

Коммуникативные :

выражение своих мыслей,

аргументация своего

мнения, учет разных

мнений учащихся,

разрешение конфликтных

ситуаций.

Регулятивные : волевая

саморегуляция в ситуации

затруднения.

Совместно с учениками

выявляем место и причину

затруднения.

Задаю вопросы, которые

позволяют пошагово

проанализировать свои

действия с опорой на

знаковую фиксацию.

-Проверьте 1 задание. Что

использовали при выполнении 1

задания?

- Где допустили ошибку? В чем

причина ошибки?

- Проверьте 2 задание. Что

использовали при выполнении

задания?

- В каком месте допустили

ошибку? В чем причина ошибки?

- У кого все верно? Что это

значит?

Выявляют место и причины

затруднения (неправильно

определен род существитель-

ного, неправильно задан вопрос,

неправильно вставлено оконча-

ние прилагательного).

Оценивают «+» или «?» только 1

и 2 задание

У кого были ошибки, ставят для

себя цель: определить причину

ошибки и исправить её.

У кого не было ошибок (значит

нет затруднений) выбирают

творческое задание или роль

консультантов (в помощь

одноклассникам).

V этап «Реализация построенного проекта».

Цель: постановка цели учебной деятельности,

выбор способа и средств ее реализации.

Формируемые УУД

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Личностные: самоопределение,

смыслообразование.

Познавательные: анализ, синтез,

обобщение, аналогия,

самостоятельное выделение и

формулирование познавательной

цели, поиск и выделение необходимой

информации, проблема выбора

эффективного способа решения,

планирование, выдвижение гипотез и

их обоснование, создание способа

решения проблемы.

Коммуникативные : выражение своих

мыслей, аргументация своего мнения,

учет разных мнений учащихся,

планирование учебного

сотрудничества со сверстниками,

достижение общего решения.

Регулятивные : волевая

саморегуляция в ситуации

затруднения

Создаю условия для

определения

обучающимися

конкретной цели своих

будущих учебных

действий.

-Если нет ошибок,

какую цель ставите?

- Какова цель тех, кто

допустил ошибку и

выявил затруднения?

Отвечают на вопросы:

-Нет ошибок, значит

выбираю творческое

задание или буду

консультантом.

Составляют план

работы, используя

алгоритм работы над

ошибками .

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные: осознание

ответственности за общее

дело.

Познавательные: выполнение

действий по алгоритму,

построение логической цепи

рассуждений, анализ,

обобщение, подведение под

понятие.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей,

использование речевых

средств для решения

коммуникационных задач,

достижение договоренности и

согласование общего решения.

Организую обсуждение:

-

Посмотрите на

результаты выполнения с/р

№ 1. В каких заданиях

возникло наибольшее

количество затруднений?

- Повторите, как надо

действовать, чтобы эти

затруднения снять?

- Проговорите еще раз для

всех соответствующие

способы действия.

Анализируют свою

работу и выявленные

ошибки.

-Найти ошибки,

вспомнить правило

(памятку) и

применить их, чтобы

исправить ошибки.

Проговаривают те

способы действий, в

которых были

допущены наибольшее

количество ошибок.

VI этап «Обобщение затруднений во внешней речи».

Цель: обсуждение типовых затруднений, проговаривание

формулировок способов действий.

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательные: анализ,

синтез, аналогия,

классификация, подведение

под понятие, выполнение

действий по алгоритму.

Регулятивные : контроль,

коррекция, самооценка.

Организую выполнение

самостоятельной

работы № 2.

- Какое задание будете

выполнять?

- Как будете проверять

работу?

Выполняют

самостоятельную

работу по выбору только

тех заданий , в которых

были допущены ошибки.

Выполняют самопроверку

по образцу.

Комментируют причины

затруднений и ошибок.

VII этап «Самостоятельная работа с самопроверкой

по эталону».

Цель: самопроверка усвоения способов действий, вызвавших

затруднения.

Образец проверки с/р № 2

Образец проверки с/р № 2

1. Определи род имён существительных:

Ягода (она) – ж.р., мороз (он) – м.р., автобус (он) – м.р., облако

(оно) – ср.р., сирень (она) – ж.р., тополя (мн.ч. – ед.ч. тополь

(он) – м.р., шоссе (оно) – ср.р., картофель (он) – м.р., картошка

(она) – ж.р. (учебник стр. 56)

2. Вставить окончания имён прилагательных:

Солнце (оно) ср.р. какое? – яркое, поляна (она) ж.р. какая? –

цветочная, книга (она) ж.р. какая? – интересная, луг (он) какой

? – заливной, кресло (оно) какое? – удобное, подушки (мн.ч.)

какие? – мягкие, утро (оно) ср.р. какое? - доброе, варежка (она)

ж.р. какая? – шерстяная. (памятки № 1, 2)

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательные:

понимание текстов,

извлечение необходимой

информации,

использование знаково-

символических средств,

выполнение действий по

алгоритму, построение

логической цепи

рассуждений.

Коммуникативные:

адекватное

использование речевых

средств для решения

коммуникативных задач.

Организую работу по

повторению,

закреплению ранее

изученного материала и

по подготовке к

следующей теме (связь

имён существительных с

глаголами прошедшего

времени единственного

числа).

Приводят примеры.

VIII этап «Включение в систему знаний и повторение».

Цель: включение нового знания в систему знаний,

повторение и закрепление ранее изученного.

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Познавательные:

рефлексия способов и

условий действия,

контроль и оценка

процесса и результатов

деятельности,

адекватное понимание

причин успеха или

неуспеха.

Коммуникативные :

аргументация своего

мнения, планирование

учебного

сотрудничества.

Организую самооценку

деятельности детей в

соответствии с поставленными

целями и результатами

учебной деятельности:

- Повторите тему урока.

- Какую цель ставили перед собой?

- Достигли ли мы этой цели?

Докажите.

-

У кого были затруднения? Как

справились с затруднением?

- Оцените свою работу. Подсчитайте

свои «+».

Соотносят цель

урока и его

результат.

Работают с

листом

самооценки.

Оценивают свою

деятельность на

уроке,

подсчитывая

«+».

IX этап «Рефлексия учебной деятельности».

Цель: соотнесение цели урока и его результатов,

самооценка работы на уроке,

осознание выхода из затруднения.

Утверждения

Знак

( + или ?)

1

У меня сегодня все получилось, я не допускал ошибок.

2

Я допустил ошибки в с/р № 1 (перечислить ошибки).

3

Я исправил ошибки в процессе работы над ними.

4

Я не смог самостоятельно исправить ошибки, но

исправил их с помощью эталона.

5

Я без ошибок справился с с/р № 2.

6

В с/р № 2 я допустил ошибки (перечислить ошибки).

7

Я выполнил дополнительные задания (перечислить их).

8

В дополнительных заданиях я допустил ошибки

(перечислить их).

9

Мне необходимо поработать над …. (озвучить

оставшиеся проблемы или утвердиться, что можно

двигаться дальше).

Всего : 25 учеников

+ ______ ?______

«5» , «4» , «3»

Лист самооценки

Лист самооценки

Утверждения

Знак

( + или ?)

1

У меня сегодня все получилось, я не допускал ошибок.

12 чел.

2

Я допустил ошибки в с/р № 1 (перечислить ошибки).

13 чел. (род им. сущ., выбор

окончания им.прил.)

3

Я исправил ошибки в процессе работы над ними.

7 чел.

4

Я не смог самостоятельно исправить ошибки, но

исправил их с помощью эталона.

5 чел.

5

Я без ошибок справился с с/р № 2.

10 чел.

6

В с/р № 2 я допустил ошибки (перечислить ошибки).

3 чел. (выбор окончания

им.прил.)

7

Я выполнил дополнительные задания (перечислить

их)

5 чел. – мини-сочинение

7 чел. – сочинение загадок

8

В дополнительных заданиях я допустил ошибки

(перечислить их).

9

Мне необходимо поработать над …. (озвучить

оставшиеся проблемы или утвердиться, что можно

двигаться дальше).

3 чел. – умение правильно

задавать вопрос от сущ. к

прил., писать окончания

Всего : 25 учеников

«5» - 12 чел.

«4» - 10 чел.

«3» - 3 чел.

Лист самооценки

Лист самооценки

Домашнее задание:

Домашнее задание:

учебник стр. 60 упр. 175

учебник стр. 60 упр. 176

Творческое задание

Самоанализ урока.

6-ой урок в разделе «Части речи». 17 часов.

Тема: «Первичное закрепление об именах существительных и именах

прилагательных».

Урок рефлексии проведён в системе деятельностного метода

обучения, который способствует формированию у детей умения и

желания учиться, развитию универсальных учебных действий,

готовности сотрудничать с учителем и сверстниками.

При подготовке проведения урока были сформулированы следующие

цели:

Образовательная:

-самостоятельная коррекция своих затруднений на основе

правильного применения изученного;

- формирование способности к выявлению причин затруднений и

коррекции собственной деятельности

Деятельностная:

- формирование способности к рефлексии: фиксирование собственных

затруднений

Воспитательная:

-

способствовать воспитанию учебного сотрудничества.

Самоанализ урока.

Структура урока соответствует его типу и содержит 9 этапов:

I этап «Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности»

II этап «Актуализация и фиксация затруднения в индивидуальной

деятельности»

III этап «Локализация индивидуальных затруднений»

IV этап «Построение проекта коррекции выявленных затруднений»

V этап «Реализация построенного проекта»

VI этап «Обобщение затруднений во внешней речи»

VII этап «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону»

VIII этап «Включение в систему знаний и повторение»

IX этап «Рефлексия учебной деятельности».

Все этапы последовательны, связаны между собой.

Самоанализ урока.

Образовательная цель реализовалась на разных этапах: выполнения

самостоятельной

работы

1

(работа

в

парах),

когда

выявились

и н д и в и д у а л ь н ы е

о ш и б к и

и

з а т р у д н е н и я ;

п р и

в ы п о л н е н и и

самостоятельной работы № 2, когда выполнялась коррекции по образцу;

при выполнении творческих заданий; на этапе рефлексии.

Развивающая цель реализовалась через: фиксирование собственных

затруднений в деятельности (лист самооценки) , проговариванием во

внешней речи.

На уроке использовался наглядный материал (презентация,

карточки для индивидуальной работы, работы в парах), высказывание,

мотивирующее

на

учебную

деятельность,

что

способствовало

реализации воспитательной цели урока.

Самоанализ урока.

Соблюдались

и

учитывались

правила

и

особенности

технологии,

нацеленные

на

развитие универсальных учебных

действий,

определенных для каждого этапа урока:

-

регулятивные

УУД (определение

последовательности

изученного

материала,

выполнение

работы

по

плану,

самостоятельная работа с самопроверкой по образцу и выполнение

самооценки, оценивание собственного результата работы на уроке);

-

познавательные

УУД (на

этапе

коррекции

развивались

мыслительные

операции

анализа,

сравнения

и

обобщения,

выполнение заданий по учебнику, умение структурировать знания );

- коммуникативные УУД (сотрудничество через коллективное

обсуждение учебной проблемы , при работе в парах , постановки цели

урока, ответы на вопросы, высказывание способов и вариантов новой

схемы).

Самоанализ урока.

Ведущими методами на уроке были проблемный метод,

частично-поисковый, практический.

Активная

познавательная

деятельность

учащихся

целенаправленно организована через оптимальный темп урока, задания

развивающего и творческого характера.

Проводился рефлексивный анализ в течение всего урока.

Эффективно

сочетались

такие

формы

работы,

как

индивидуальная, работа в парах, коллективная.

Результатом

активной

деятельности

учащихся

стало

заполнение

листа

самооценки

и

понимание

собственных

проблем

и

затруднений, способа выхода из затруднительной ситуации с помощью

образцов, учебника или помощи консультантов.

Цели

урока

реализованы:

дети

смогли

утвердиться

в

собственных успехах

или оставшихся затруднениях, были определены

пути дальнейшей работы.

Спасибо за внимание.



В раздел образования




Яндекс.Метрика