Напоминание

Порядок начисления дополнительной заработной платы и пособия по временной нетрудоспособности


Автор: Калмыкова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ПО "Кузнецкий многопрофильный колледж"
Населённый пункт: Пензенская область, г. Кузнецк.
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Порядок начисления дополнительной заработной платы и пособия по временной нетрудоспособности
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Схема конспекта урока

ГБПОУ ПО «Кузнецкий многопрофильный колледж»

Педагог (ФИО)_Калмыкова Ольга Николаевна___________________________________

_____________________________________________________________________________

Предмет___МДК 02.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации

________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Возраст учащихся: класс (группа) ___группа 3 курса, (17-18 лет)_____________________

Тема урока (занятия) __Порядок начисления дополнительной заработной платы

_и пособия по временной нетрудоспособности_____________________________________

Цель урока (занятия)

1)

Обобщить

и

систематизировать

знания

и

умения

студентов

по

начислению

дополнительной заработной платы и пособия по временной нетрудоспособности.

2) Развивать логическое мышление студентов, формировать умение анализировать

ответы.

3) Стимулировать инициативу студентов, интерес к дисциплине._

_________________________ __ _______

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент

На этапе организационного момента поставлены

цели занятия; определена актуальность изучаемой

темы; описаны этапы урока с указанием цели на

каждом этапе для настроя студентов на учебную

деятельность

2.

Опрос учащихся

(воспитанников) по заданному

на дом материалу (или

актуализация знаний для

изучения нового учебного

материала).

Преподаватель

проводит

фронтальный

опрос

по

домашнему заданию.

Затем студенты проводят взаимоопрос и анализом

ответов

друг

друга.

Цель

этапа:

повторение

изученного

материала;

формирование

умения

грамотно

задавать

вопросы

и

анализировать

ответы.

При взаимоопросе студенты задают по 5 вопросов

и оценивают по 5-бальной шкале /5 правильных

ответов

«5»,

4

верных

ответа

«4»,

за

3

правильных ответа – оценка «3»/.

3.

Повторение учебного

материала.

На

этом

этапе

студенты

решают

задачи,

после

решения каждой задачи студенты комментируют ее

решение. В случае возникновения вопросов задача

решается на доске. Цель этапа: повторить порядок

начисления заработной платы за отпуск и пособия

по временной нетрудоспособности.

4.

Закрепление учебного

материала

1)

Устная

работа

с

бухгалтерскими

записями.

С т уд е н т а м

п р е д л а г а ю т с я

з а д а н и я

н а

восстановление

частично

стертых

бухгалтерских

записей,

на

исправление

намеренно

сделанных

ошибок

в

них.

Каждое

из

заданий

студенты

комментируют.

В

случае

в о з н и к н о в е н и я

1

затруднений преподаватель работает с отдельными

студентами. Цель этапа – систематизация знаний и

умений студентов по начислению дополнительной

заработной

платы

и

пособия

по

временной

нетрудоспособности.

2)

Тестирование

с

самопроверкой.

Студентам

предлагаются тестовые задания из 10 вопросов,

которые

они

выполняют

в

двух

экземплярах.

Первый

экземпляр

остается

у

студента,

второй

сдается преподавателю. После выполнения работы

студентам предлагаются правильные ответы, они

проверяют

с ебя,

видят

свои

ошибки,

а

преподаватель

видит

ошибки

студентов.

После

разбора ошибок студенты оценивают свою работу /

10 правильных ответом – «5», 8,9 верных ответов –

«4», 7 – «3», менее 7 – «2»/. Далее, подсчитав

общее

количе ство

«5»,

«4»,

«3»

и

« 2 » .

Рассчитывается

средний

балл

по

тесту

по

всей

группе.

Цель

этапа

проверка

усвоения

студентами

основных

понятий

по

теме

«Начисление

дополнительной заработной платы и пособия по

временной нетрудоспособности», а также способов

расчета.

5.

Задание на дом, включающее:

постановку цели

самостоятельной работы для

учащихся (воспитанников) (что

должны сделать учащиеся

(воспитанники) в ходе

выполнения домашнего задания);

определение цели, которую

хочет достичь педагог, давая

задание на дом;

определение и разъяснение

учащимся (воспитанникам)

технологии успешного

выполнения домашнего задания.

Домашнее задание:

Начислить заработную плату за отпуск работнику,

в

случае,

когда

расчетный

период

отработан

не

полностью.

Н а ч и с л и т ь

п о с о б и е

п о

в р е м е н н о й

нетрудоспособности

работнику

в

случае,

когда

страховой стаж составляет 4 года, 7 лет и 10 лет.

Цель домашнего задания: на конкретных примерах

рассмотреть порядок начисления заработной платы

з а

о т п у с к

и

п о с о б и я

п о

в р е м е н н о й

нетрудоспособности.

Сделать акцент на практическое применение темы.

2

Тема: Порядок начисления дополнительной заработной платы и пособия по

временной нетрудоспособности

Тип урока:

практическая работа

Цели урока:

Обобщить

и

систематизировать

знания

и

умения

студентов

по

начислению

дополнительной заработной платы и пособия по временной нетрудоспособности.

Развивать логическое мышление студентов, формировать умение анализировать

ответы.

Стимулировать инициативу студентов, интерес к дисциплине.

Содержание урока:

1. Организационный момент (2 мин.)

2. Повторение ранее изученного материала (18 мин.)

а) фронтальный опрос (10 мин.)

б) взаимоопрос студентов (8 мин.)

3. Решение задач (20 мин.)

4. Устная работа с задачами ( 15 мин.)

5. Тестирование (20 мин.)

а) выполнение теста (15 мин.)

б) самопроверка, разбор ошибок, выставление оценок (3 мин.)

в) подсчет среднего балла по тесту (2 мин.)

6. Подведение итогов, домашнее задание (5 мин.)

Ход урока:

1. Организационный момент

Сообщается тема, ставятся цели урока.

2. Повторение ранее изученного материала

Студенты отмечают актуальность и значимость темы «Начисление дополнительной

заработной

платы

и

пособия

по

временной

нетрудоспособности»

для

будущей

профессиональной деятельности.

В

связи

с

расширением

прав

организаций

в

области

постановки

ведения

бухгалтерского учета возникает проблема оптимальной организации бухгалтерского учета

различных объектов.

Профессиональный бухгалтер должен быть грамотным специалистом уметь быстро и

безошибочно ориентироваться в хозяйственной обстановке, понимать рыночную ситуацию,

своевременно и безошибочно производить необходимые расчеты.

Не будет преувеличением сказать, что учет труда и заработной платы на предприятии

является одним из наиболее сложных и ответственных участков работы, так как заработная

плата

является

основным

источником

дохода

персонала

организации,

с

ее

помощью

осуществляется контроль за мерой труда и потребления.

Отметить связь между изучаемой темой и налогообложением, так как порядок расчета

НДФЛ им известен.

3

Два

студента

выполняют

индивидуальные

задания

на

доске.

Одновременно

проводится

фронтальный

опрос

остальных

студентов.

Индивидуальные

задания,

выполненные у доски, проверяют 2 студента, которые, задав дополнительные вопросы

отвечающим,

оценивают

их

ответ.

Сами

они

получают

оценки

за

умение

анализировать ответы.

Задания для работы у доски:

Задание 1.

Работник Петров отработал в организации 6 лет, его страховой стаж составил 7 лет, а

общая сумма начисленной заработной платы за два последних календарных года – 350000

руб. и 380000 руб. соответственно. Также в прошлом году работнику начислено пособие по

временной

нетрудоспособности

в

размере

4900

руб.

за

8

дней

нетрудоспособности

и

материальная помощь в сумме 3000 руб. Он находился на больничном 10 дней. Рассчитать

сумму пособия по временной нетрудоспособности. Сформировать бухгалтерские проводки.

Задание 2

Рассчитайте сумму отпускных работнику Сидорову, если известно, что совокупный

доход за предшествующих 12 месяцев составил 400000 руб. (включая сумму отпускных за

август), в отпуске он находился 20 календарных дней. Расчетный период с 1 августа по 31

июля отработан полностью, за исключением периодов в мае (с 1 по 17 мая отпуск за свой

счет). С 03 по 17 августа очередной отпуск. Сумма отпускных составила 12900 руб.

Преподаватель проводит фронтальный опрос студентов по следующим вопросам:

1)

Основные

законодательные

и

нормативные

актами,

регулирующие

трудовые

отношения.

2) Порядок расчета повременной формы оплаты труда.

3) Порядок расчета сдельной формы оплаты труда.

4) Что включают в состав основной заработной платы?

5) Что включают в состав дополнительной заработной платы?

6) Расчетный период для начисления отпускных.

7) Какие виды выплат учитываются при расчете дополнительной заработной платы?

8) За счет каких источников производят оплату основного отпуска?

9) За счет каких источников производят оплату дополнительного отпуска?

10) Порядок расчета отпускных.

11) За счет каких средств выплачивается пособие по временной нетрудоспособности

за первые три дня?

12) За четвертый и последующие дни?

13)

Какие

выплаты

включаются

в

средний

заработок

для

расчета

пособия

по

временной нетрудоспособности?

14) Порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности.

Взаимоопрос идет по вопросам, задаваемым студентами друг другу.

Вопросы такого характера:

1) От чего зависит размер дневного пособия по временной нетрудоспособности?

2) При страховом стаже 4 года размер пособия по временной нетрудоспособности

составляет - %?

4

3) При страховом стаже 6 лет размер пособия по временной нетрудоспособности

составляет- % ?

4) При страховом стаже 9 года размер пособия по временной нетрудоспособности

составляет - %?

5) На основании, какого документа рассчитывается пособие за время болезни?

6) На основании, какого документа рассчитываются отпускные?

7)

Как

учитываются

ежемесячные

премии

и

вознаграждения

при

начислении

отпускных?

8) Как указываются в налоговой карточке суммы отпускных?

9) Предельная величина базы для начисления взносов в ФСС РФ составляет ?

10) В сумму заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности

включаются заработная плата за сверхурочную работу?

11) В сумму заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности

включаются оплата работы по совместительству?

12) В сумму заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности

включаются заработная плата за время простоя?

3. Решение задач

Задачи

все

решают

на

местах.

После

решения

каждой

задачи

студенты

ее

комментируют. Задача № 3 решается студентами дополнительно на повышенную оценку.

Задачи

Задача 1

Начислить заработную плату за август 2017 года бухгалтеру центральной бухгалтерии

Петровой О.В. Определить сумму к выдаче на руки. Ежегодный отпуск предоставляется с 8

августа 2017 года на срок 28 дней по 31 августа 2017 года включительно. В августе

отработала 5 дня, рабочих дней – 21 день. Оклад – 15000 рублей.

Сумма начисленной заработной платы с 01.08.16 г. по 01.08.17 года составила –

260000 рублей. Аванс – 7000 рублей

Имеет 3 детей (5, 9 и 12 лет)

Составить бухгалтерские записи.

Задача 2

Начислить заработную плату и пособие по временной нетрудоспособности рабочему

4 разряда 1 цеха Смирнову С.В., который 20 февраля 2017 года предоставил для оплаты

листок временной нетрудоспособности за период с 4 февраля по 12 февраля 2017 года.

Изготовил в феврале 250 деталей с расценкой 91 рубль

Диагноз – общее заболевание.

Страховой

стаж

сотрудника

по

состоянию

на

первый

день

периода

временной

нетрудоспособности (5 февраля 2017 года) составляет 6 лет 4 месяца 8 дней.

Расчетный период - с 1 февраля 2015 года по 31 января 2017 года.

Учитываемые за расчетный период суммы оплаты труда составили 600000 рублей.

Имеет ребенка 5 лет и 8 лет.

Отразить расчеты бухгалтерскими записями.

Задача 3

Выполнить необходимые расчеты, составить проводки. Начислить зарплату технологу

Катковой И.С. за февраль текущего года, определить сумму к выдаче на руки.

5

Оклад – 25000 руб., отработала в январе 15 дней, 5 дней болела, листок о временной

нетрудоспособности в бухгалтерию не предоставила. Рабочих дней в январе – 20. Премия за

производственные показатели в январе составила - 20 %. Имеет ребенка 8 лет.

Получен аванс в размере 8000 руб.

4. Устная работа с бухгалтерскими записями

Студентам предлагаются задания на восстановление частично стертых записей, на

исправление намеренно сделанных ошибок. Каждую проводку студенты комментируют.

5. Тестирование

Студентам

предлагаются

задания

на

2

варианта

(Приложение

1,

2).

Задание

выполняют в

двух экземплярах. Первый экземпляр остается у студента, второй сдается

преподавателю. После выполнения работы студентам предлагаются правильные ответы, они

проверяют себя, видят свои ошибки, а преподаватель видит ошибки

обучаемых. После

разбора ошибок студенты оценивают свою работу. Далее, подсчитав

общее количество

оценок «5», «4», «3» и «2» в группе, рассчитываем средний балл по тесту.

6. Подведение итогов урока

Преподаватель подводит итоги урока, выставляет оценки, задает задание на дом.

6

Приложение 1

Вариант 1

Выберите правильный вариант ответа

1.

Работница предприятия находилась на больничном из-за болезни ребенка 17 рабочих

дней.

За какой период времени ей отплатит больничный лист фонд социального страхования на

случай

временной

потери

трудоспособности,

если

ребенок

находился

на

амбулаторном

лечении?

а) 14 дней

б) 7 дней

в) 5 дней.

2. В каком случае по болезни работника выплачивают 100% среднемесячного оклада, не

зависимо от стажа работы?

а) при болезни работника, не достигшего 16 лет

б) при травме на производстве

в) при профессиональном заболевании.

3. Пособие по временной нетрудоспособности начисляется за счет:

а) фонда социального страхования

б) пенсионного фонда

в) фонда обязательного медицинского страхования.

4. Что означает бухгалтерская запись

Дебет сч. 23 «Вспомогательные производства»

Кредит сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» ?

а) начислена зарплата рабочим основного производства

б) начислена зарплата рабочим вспомогательного производства

в) начислена зарплата общепроизводственному персоналу.

5. Аналитический учет заработной платы ведется:

а) журнале-ордере № 10

б) платежной ведомости

в) на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

6.

Заработная

плата

директору

организации

начисляется

из

должностного

оклада

на

основании:

а) личной карточки работника

б) приказа (распоряжения) о приеме работника на работу

в) табеля учета использования рабочего времени.

7. Какой вид оплаты (доплаты) включают в состав выплат, учитываемых при определении

среднего заработка для расчета оплаты отпуска:

а) оплата путевки на санаторно-курортное лечение

б) доплата за работу в ночное время

в) материальная помощь, предоставленная работникам по семейным обстоятельствам.

8.

В

сумму

заработка

для

исчисления

пособия

по

временной

нетрудоспособности

включаются:

а) заработная плата за сверхурочную работу

б) фактическая заработная плата, предусмотренная системой оплаты труда

в) оплата работы по совместительству.

9. На сумму удержанного налога на доходы физических лиц составляется бухгалтерская

запись:

а) Дебет сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

Кредит сч. 51 «Расчетные счета»

б) Дебет сч. 70

«Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»

в) Дебет сч. 20 «Основное производство»

7

Кредит сч. 68

«Расчеты по налогам и сборам»

10. В облагаемый доход включаются:

а) суммы, полученные в возмещение ущерба, причиненного увечьем

б) компенсационные выплаты в пределах норм

в) государственные пособия по беременности и родам.

8

Приложение 2

Вариант 2

Выберите правильный вариант ответа

1. Дополнительная заработная плата представляет собой:

а) заработную плату, начисленную за отработанное время

б) выплаты за неотработанное время, предусмотренные законодательством о труде

в) пособия по временной нетрудоспособности;

2. Какая бухгалтерская запись составляется при начислении премии за производственные

показатели рабочим основного производства?

а) Дебет сч. 25 «Общехозяйственные расходы»

Кредит сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

б) Дебет сч. 20 «Основное производство»

Кредит сч.70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

в) Дебет сч. 23 «Вспомогательные производства»

Кредит сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

3. При страховом стаже 9 лет пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в

размерах:

а) 60 % заработка

б) 80 % заработка

в) 100 % заработка.

4.Работник предприятия находился на больничном 7 рабочих дней. За какой период времени

ему отплатит больничный лист фонд социального страхования на случай временной потери

трудоспособности?

а) 4 дня

б) 7 дней

в) 5 дней.

5. В расчетно- платежную ведомость заносят:

а) только сумму заработной платы, подлежащую выдаче

б) сумму начисленной заработной платы и сумму удержаний

в) сумму начисленной заработной платы, сумму удержаний и сумму к выдач.

6. Что означает бухгалтерская запись:

Дебет сч. 20 «Основное производство»

Кредит сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» ?

а) начисление заработной платы рабочим основного производства

б) начисление заработной платы рабочим вспомогательного производства

в) начисление заработной платы работникам цехов основного производства.

7.Что означает бухгалтерская запись:

Дебет сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит сч. 50 «Касса» ?

а) из кассы выдана зарплата рабочим основного производства

б) погашена дебиторская задолженность

в) погашена задолженность перед поставщиками.

8. На сумму депонированной заработной платы делается бухгалтерская запись:

а) Дебет сч. 51 «Расчетные счета»

Кредит сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

б) Дебет сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

в) Дебет сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит сч. 50 «Касса»;

9. Расчет заработка при сдельной оплате труда осуществляется на основании:

а) табеля учета рабочего времени

б) документов о выработке (наряд на сдельную работу, маршрутный лист)

9

в) штатного расписания.

10. За какой период времени уплачивается больничный при болезни прочих членов семьи,

нуждающихся в уходе?

а) 3 дня

б) 7 дней

в) 14 дней.

10



В раздел образования




Яндекс.Метрика