Автор: Шуванова Инна Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№23"
Населённый пункт: Мирнинский район. п.Айхал
Наименование материала: статья
Тема: Особенности организации образовательного пространства для детей с ОВЗ в образовательной организации.
Раздел: начальное образование
Особенности организации образовательного пространства
для детей с ОВЗ в образовательной организации.
Содержание
I.
Введение ………………………………………………………….. …. ……3
II.
Основная часть …………………………………………………… . ………5
1.
Теоретические аспекты проблемы …………………………… ……5
1.1. Понятие о коррекционной части основной образовательной
программы…………………………………………………............5
1.2. Описание содержания направлений коррекционной работы..14
2.
Практические аспекты деятельности ……………………………...17
II.1.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир» …….17
II.2.
Деятельность учителя в процессе разработки и реализации
индивидуального образовательного плана………………….21
II.3.
Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ в
ГБОУ СОШ с. Утевка…………………………………………24
III.
Заключение ………………………………………………………………….27
Список использованной литературы …………………………….. ……28
I. Введение
Пояснительная записка
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых
актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ,
а
также
системы
специальных
коррекционных
учреждений.
Это
связано,
в
первую
очередь
с
тем,
что
число
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
детей-инвалидов,
неуклонно
растет.
За
последнее
время,
среди
поступающих
в
начальную
школу
детей,
наблюдается
резкое
снижение
интеллектуальной
зрелости
и
общей
готовности
к
школьному
обучению.
Проблема оказания помощи детям с трудностями в обучении заботит многие
образовательные учреждения. В настоящее время в России насчитывается более
2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700
тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с
ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного
изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого
отдельного
ребенка.
Образование
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной
коррекционно-развивающей
среды,
обеспечивающей
адекватные
условия
и
равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах
специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание
и
обучение,
коррекцию
нарушений
развития,
социальную
адаптацию.
Получение
детьми
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
детьми-
инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий
их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни
общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и
социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с
ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как
одна
из
важнейших
задач
государственной
политики
не
только
в
области
образования, но и в области демографического и социально- экономического
развития Российской Федерации. В Конституции РФ и Законе «Об образовании»
2
сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на
образование.
Важнейшей
задачей
модернизации
является
обеспечение
доступности
качественного
образования,
его
индивидуализация
и
дифференциация,
систематическое
повышение
уровня
профессиональной
компетентности
педагогов
коррекционно-развивающего
обучения,
а
также
создание
условий
для
достижения
нового
современного
качества
общего
образования.
Основной целью
адаптированной
образовательной
программы
является
создание
в
школе
гуманной
педагогической
среды
с
целью
социально
–
персональной реабилитации детей с ОВЗ
и последующей их интеграции в
современном
социально
–
экономическом
и
культурно
–
нравственном
пространстве.
Адаптированная
образовательная
программа
предусматривает
решение
основных задач:
-обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение
бесплатного образования;
-организация
качественной
коррекционно–реабилитационной
работы
с
учащимися с различными формами отклонений в развитии;
-сохранение
и
укрепление
здоровья
обучающихся
с
ОВЗ
на
основе
совершенствования образовательного процесса;
-создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации
индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;
-расширение
материальной
базы
и
ресурсного
обеспечения
школы
для
организации обучения детей с ОВЗ.
Адаптированная
образовательная
программа
общеобразовательного
учреждения
представляет
собой
нормативно-управленческий
документ,
характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции,
главные
цели,
задачи
и
направления
обучения,
воспитания,
развития
обучающихся,
воспитанников
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
особенности
организации,
кадрового
и
методического
обеспечения
3
педагогического
процесса
и
инновационных
преобразований
учебно-
воспитательной
системы,
критерии,
основные
планируемые
конечные
результаты. В процессе реализации программы в рамках деятельности школы
осуществляется
развитие
модели
адаптивной
школы,
в
которой
обучение,
воспитание, развитие и коррекция здоровья каждого ребёнка с ОВЗ в условиях
общеобразовательной
школы
осуществляется
на
основе
личностно-
ориентированного
подхода
через
модернизацию
приоритетов
деятельности
педагогического
коллектива.
Содержание
специального
(коррекционного)
образования
в
школе
направлено
на
формирование
у
обучающихся,
воспитанников жизненно важных компетенций, готовя детей с ОВЗ к активной
жизни в семье и социуме.
При этом необходимо наличие определенных условий:
наличие в ОУ службы
сопровождения,
в
рамках
которой
проводится
комплексная
оценка
специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с
ОВЗ ИОП. В качестве оптимальной структуры сопровождения обучающихся в
ОУ выступает школьный ПМПк (психолого-педагогический консилиум);
Согласие
родителей
(законных
представителей)
на
обучение
ребенка
по
индивидуальной
образовательной
программе.Наличие
подготовленных
педагогических кадров.
II. Основная часть
1.
Теоретические аспекты проблемы
1.1.
Понятие о коррекционной части основной образовательной
программы
Коррекционная
часть
основной
образовательной
программы
направлена
на
создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями
здоровья
в
освоении
основных
образовательных
программ,
коррекцию
недостатков в физическом, психическом развитии обучающихся, их социальную
адаптацию,
а
также
на
обеспечение
условий
для
реализации
основных
образовательных
программ.
Коррекционная
часть
предусматривает
создание
специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые
образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья
посредством индивидуализации образовательного процесса.
4
Программа
коррекционной
работы
(далее
Программа)
должна
обеспечивать
выявление
и
удовлетворение
особых
образовательных
потребностей
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
при
освоении
ими
основных
образовательных
программ
в
образовательной
организации.
Программа реализует комплексное индивидуально ориентированное психолого-
медико-педагогическое сопровождение в условиях образовательного процесса
детей с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья
и особенностей психофизического развития и в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической
комиссии.
Программа
определяет
специальные
условия
воспитания,
обучения
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
условия
безбарьерной
среды
жизнедеятельности
и
учебной
деятельности,
условия
использования
специальных
учебных
и
дидактических
пособий,
условия
соблюдения
допустимого
уровня
нагрузки,
определяемого с привлечением медицинских работников, условия проведения
групповых и индивидуальных коррекционных занятий, условия предоставления
услуг
ассистента
(помощника),
оказывающего
необходимую
техническую
помощь.
Коррекционная
часть
основной
образовательной
программы
содержит,
во-
первых,
цели
и
задачи
коррекционной
работы
с
обучающимися.
Во-вторых,
перечень, содержание и план индивидуально ориентированных коррекционных
мероприятий,
способствующих
освоению
обучающимися
с
особыми
образовательными
потребностями
основных
образовательных
программ.
В-
третьих,
структурные
элементы
системы
комплексного
психолого-медико-
социального
сопровождения
и
поддержки
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, включающего
психолого-медико- педагогическое обследование детей для выявления особых
образовательных потребностей, мониторинг динамики их развития и успешность
освоения ими основных образовательных программ. В- четвертых, механизм
5
взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую
направленность работы с учётом вариативно-деятельностной тактики учителей,
специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной
психологии,
медицинских
работников
образовательной
организации,
других
организаций, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной
деятельности.
Далее
в
коррекционной
части
основной
образовательной
программы
прописываются специальные условия получения образования обучающимися с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
планируемые
результаты
коррекционной работы.
Под
специальными
условиями
получения
образования
обучающимися
с
ограниченными возможностями здоровья следует понимать условия воспитания,
развития и обучения, включающие в себя использование методов воспитания и
обучения,
специальных
учебников,
учебных
пособий
и
дидактических
материалов,
специальных
технических
средств
обучения
коллективного
и
индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента, оказывающего
обучающимся
необходимую
техническую
помощь,
проведение
групповых
и
индивидуальных
коррекционных
занятий,
обеспечение
доступа
в
здания
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность,
и
другие
условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных
программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Направленность
Программы
коррекционной
работы
образовательной
организации должна быть отражена во всех разделах основных образовательных
программ,
таких
как
«Пояснительная
записка»;
«Планируемые
результаты»;
«Учебный
план»,
«Программа
развития
универсальных
учебных
действий»;
«Программа
духовно-нравственного
развития,
воспитания»;
«Программа
формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», и учтена по
6
направлениям организации внеурочной деятельности для детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Программа
коррекционной
работы
составляется
с
учетом
возможности
образовательной организации проводить индивидуальное сопровождение детей,
имеющих
различные
проблемы
в
воспитании,
развитии
и
обучении.
Индивидуализация
образовательного
процесса
рекомендована
в
ситуациях
хронической неуспеваемости ребенка, в силу своих особенностей который не
может освоить учебный материал в определенном темпе, форме, объеме так, как
это могут делать другие дети. Индивидуализация образовательного процесса
может быть показана при неспособности ребенка самостоятельно справиться с
учебными затруднениями, при значительных пропусках ребенком занятий, при
обнаружившихся у него пробелах в знаниях, при сложившихся конфликтных
отношениях
с
одноклассниками
или
учителями,
о сложняющими
образовательный процесс.
Выделим несколько групп обучающихся, для которых может быть составлена
Программа
коррекционной
работы.
Первая
группа
—
обучающиеся
с
ограниченными возможностями здоровья, имеющие парциальные недостатки в
развитии школьно-значимых функций, слабое здоровье и др. Другая группа -
обучающиеся
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
в
том
числе
с
инвалидностью, при взаимодействии с которыми учитываются индивидуальные
возможности
и
особые
образовательные
потребности.
Обучающимся
данной
группы, как правило, нужна постоянная специальная коррекционная работа.
Следующая группа - обучающиеся, часто пропускающие учебные занятия по
различным причинам (семейные обстоятельства, частые простудные заболевания
и др.). Для данной группы детей может быть организована как постоянная, так и
эпизодическая психолого-педагогическая помощь. Далее группы обучающихся с
поведенческими нарушениями, а также обучающиеся, нуждающиеся в разовых
7
или кратковременных коррекционно-развивающих занятиях, первоклассники с
недостаточным уровнем готовности к школе.
Поскольку
обучающийся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
определяется как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической
комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных
условий, то следует обозначить различные категории детей с ограниченными
возможностями
здоровья
по
нозологическому
принципу.
К
категории
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
относим
детей
с
нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, детей с различной
степенью
выраженности
интеллектуального
недоразвития,
с
различными
соматическими
заболеваниями,
а
также
с
выраженными
поведенческо-
эмоциональными
расстройствами,
в
том
числе
детей
с
различной
степенью
выраженности расстройствами аутистического спектра.
Наряду
с
этим
выделим
особые
потребности,
свойственные
детям
с
ограниченными возможностями здоровья:
-
раннее начало комплексной коррекционно-развивающей работы (сразу же
после выявления проблемы или ряда проблем);
-
использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том
числе
специализированных
компьютерных
технологий),
обеспечивающих
доступность
образовательной
среды
для
ребенка
с
<
'I
|>ii1111■
i<'iиii.imii
возможностями
здоровья,
как
необходимого
инструмента
|н
млн
1.ЩИИ
освоения основных образовательных программ;
индивидуализация
и
дифференциация
обучения
с
учетом
состояния
и
особенностей
коммуникации,
восприятия,
двигательного
и
познавательного
развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
-
обеспечение
особой
пространственной
и
временной
организации
образовательной среды;
8
-
введение,
при
необходимости,
в
содержание
обучения
ребенка
специальных
разделов,
не
присутствующих
в
программах
образования
нормативно развивающихся сверстников;
-
организация работы по социализации детей с использованием методов
дополнительного
образования,
соответствующих
интересам
детей
и
обеспечивающих их личностный рост.
Кадровый ресурс, способный реализовать Программу коррекционной работы,
представлен
не
только
учителями-предметниками,
но
и
также
педагогами-
психологами,
учителями-логопедами,учителями-
дефектологами,
социальными
педагогами,
педагогами
дополнительно
образования. Образовательная организация при отсутствии данных специалистов
должна быть включена в систему комплексного взаимодействия организаций
образования различного уровня с целью восполнения недостающих ресурсов и
получения своевременной квалифицированной консультативной помощи.
Разработка Программы коррекционной работы выполняется педагогическими
работниками
образовательной
организации
коллегиально.
В
процессе
обсуждения Программы коррекционной работы организуется представление ее
Управляющему
Совету
школы
и
осуществляется
процедура
согласования.
Программа коррекционной работы, как и любая другая программа, по истечении
времени будет нуждаться в анализе существующих проблем ее реализации в
образовательной организации, коррекции и доработке.
Одним из основных механизмов реализации Программы коррекционной работы
образовательной
организации
является
комплексное
сопровождение
детей
с
ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля.
Наиболее
распространенными
и
действенными
формами
организованного
взаимодействия
специалистов
в
образовательной
организации
являются
консилиумы
и
службы
психолого-педагогического
сопровождения,
которые
предоставляют
комплексную
помощь
ребенку,
его
семье,
образовательной
9
организации
в
решении
вопросов,
связанных
с
адаптацией,
социализацией,
воспитанием, развитием обучающегося.
Следует заметить, что организация коррекционной работы в образовательной
организации
значительно
повышает
профессиональный
уровень
педагогов
в
области психологии и педагогики, специальной (коррекционной) педагогики, а
также сплачивает усилия коллектива для совместной деятельности по освоению
обучающимися основных образовательных программ.
В настоящее время в образовательной системе происходит процесс накопления
практического
опыта
в
инклюзивной
практике,
основанной
на
организации
учебно-воспитательного
процесса
с
учетом
индивидуальных
особенностей
каждого ребенка, имеющего особые образовательные потребности, а также с
учетом системно-деятельностного подхода, так как деятельностная парадигма
образования призвана создать условия для индивидуализации и дифференциации
образовательного процесса.
Ресурсом
для
выстраивания
индивидуализации
и
дифференциации
образовательного
процесса
выступает
материально-техническая
база
образовательной организации, призванная обеспечить реализацию Программы
коррекционной
работы
и
стать
гарантом
освоения
обучающимися
основных
образовательных программ.
Материально-техническое
обеспечение
образовательного
процесса
детей
с
ограниченными возможностями здоровья должно отвечать не только общим, но и
особым образовательным потребностям детей каждой категории. В связи с этим
в структуре материально-технического обеспечения выделяются требования к:
-
организации пространства, в котором обучается ребенок с ограниченными
возможностями здоровья;
-
организации временного режима обучения;
-
организации рабочего места ребенка с ограниченными возможностями
здоровья;
10
-
техническим
средствам
обеспечения
комфортного
доступа
ребенка
с
ограниченными
возможностями
здоровья
к
образованию
(ассистирующие
средства и технологии);
-
техническим
средствам
обучения
для
каждой
категории
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
(включая
специализированные
компьютерные
инструменты
обучения,
ориентированные
на
удовлетворение
особых образовательных потребностей);
-
специальным учебникам, рабочим тетрадям и дидактическим материалам,
отвечающим особым образовательным потребностям детей.
Специфика
требований
к
материально-техническому
обе спечению
образовательного
процесса
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
ориентирована
на
освоение
ими
основных
образовательных
программ
по
уровням образования.
Адаптивная образовательная среда предполагает: доступность классов, других
помещений
школы
(создание
безбарьерной
среды);
технические
средства
обеспечения
комфортного
доступа
(ассистирующие
средства
и
технологии);
коррекционно-развивающую предметную среду для обучения и социализации;
помещения
(зоны)
для
отдыха,
восстановления
работоспособности,
оздоровления, наличие разработанных на базе основных общеобразовательных
программ
с
учетом
психофизических
особенностей
и
возможностей
таких
обучающихся.
Исследователи
выделяют
основные
принципы,
которыми
необходимо
руководствоваться
при
проектировании
адаптивной
среды
инклюзивной школы
1.
Безопасно сть.
Предполагает
определенную
предметную
и
пространственную
организацию
среды,
позволяющую
минимизировать
у
ребенка с особенностями психофизического развития чувство неуверенности и
страха.
11
2.
Насыщенность культурно значимыми объектами. Образовательная среда
постоянно
обеспечивает
ребенку
контакт
с
разнообразными
носителями
информации (дает определенные сведения об окружающем мире).
3.
Доступность
для
полисенсорного
восприятия.
Предполагает,
что
образовательная
среда
стимулирует
и
обеспечивает
возможность
широко
привлекать
информацию
от
разных
органов
чувств,
как
при
восприятии
отдельных объектов, так и существующих между ними отношений.
4.
Смысловая упорядоченность. Предполагает, что все виды отношений в
образовательной среде организуются в соответствии с определенной системой
правил, понимание и выполнение которых значительно повышает эффективность
жизнедеятельности ребенка с особенностями психофизического развития.
5.
Погружение
в
систему
социальных
отношений.
Организация
образовательной
среды
обеспечивает
ребенку
событийную
общность,
стимулирует
егоактивное
взаимодействие
и
сотрудничество
с
окружающими
людьми.
6.
Развивающий
характер.
Предполагает
наличие
системы
продуманных
препятствий, которые ребенок в состоянии преодолевать самостоятельно или с
помощью окружающих.
7.
Ориентация на охрану и развитие нарушенных анализаторных систем,
использование реальных и потенциальных познавательных возможностей.
1.2.
Описание содержания направлений коррекционной работы
В содержании коррекционной работы можно выделить несколько направлений:
диагностическое, коррекционно-развивающее,
консультативное,
информационно-просветительское,
профилактическое,
координационное и экспертное.
Диагностическое
направление
обеспечивает
своевременное
выявление
детей,
нуждающихся
в
коррекционной
работе
специалистов,
предусматривает
определение
причин,
спровоцировавших
появления
тех
или
иных
проблем
12
ребенка
в
образовательной
организации.
Данное
направление
устанавливает
объективный подход к изучению возможностей ребенка в условиях конкретной
образовательной
среды,
предусматривает
изучение
динамики
его
развития
в
процессе
коррекционной
работы,
выступает
инструментом
контроля
эффективности
проводимых
комплексных
мероприятий,
направленных
на
предупреждение
или
устранение
неблагоприятных
факторов,
уже
имеющих
место или возможных в образовательном процессе.
Коррекционно-развивающее
направление
осуществляет
специально
организованную
комплексную
помощь
детям
в
освоении
содержания
образования. Коррекционно-развивающая деятельность обеспечивает коррекцию
недостатков
в
физическом
и
психическом
развитии
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья в условиях образовательной организации, выполняет
отслеживание
причин
их
возникновения
и
проявления,
осуществляет
мониторинг
динамики
достижений
обучающихся
в
процессе
воспитания
и
обучения в каждом конкретном случае.
Консультативное
направление
способствует
непрерывности
сопровождения
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
их
семей
относительно
реализации
дифференцированных
психолого-педагогических
условий
воспитания, развития, обучения, коррекции, социализации.
Информационно-просветительское
направление
предполагает
расширение
образовательного пространства окружающего социума и информирование всех
участников
образовательных
отношений
об
особенностях
образовательного
процесса для определенной категории учащихся.
Профилактическое направление
осуществляет
организацию
образовательной среды, обеспечивает предупреждение возникновения проблем,
связанных с трудностями освоения основных образовательных программ.
Координационное направление
выстраивает
организацию
13
деятельности
педагогов,
педагогов-психологов,
учителей-логопедов,
медицинских
работников,
сотрудников
администрации,
родителей
и
обеспечивает функционирование в образовательной организации
специального школьного консилиума, наделенного особыми организационными
полномочиями
и
несущего
вместе
с
администрацией
образовательной
организации
коллегиальную
ответственность
за
реализацию
Программы
коррекционной работы.
Перечислим
условия
освоения
основных
образовательных
программ
всеми
учащимися,
в
том
числе,
детьми
с
ограниченными
возможностями,
зафиксированных в Федеральных государственных образовательных стандартах:
1)
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся;
2)
обеспечение преемственности программ дошкольного, начального общего,
основного и среднего (полного) общего образования;
3)
значение видов деятельности и форм общения для определения целей
образования и путей их достижения;
4)
обогащение
форм
взаимодействия
со
сверстниками
и
взрослыми
в
познавательной деятельности;
5)
обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом
развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи
детям этой категории в освоении основных образовательных программ;
6)
оценка динамики учебных и внеучебных достижений обучающихся;
7)
возможность
для
беспрепятственного
доступа
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
к
объектам
инфраструктуры
образовательной организации.
Описанные
выше
условия
освоения
основных
образовательных
программ
обеспечивают получение качественного образования детьми с ограниченными
возможностями
здоровья
в
соответствии
со
своими
возможностями
и
14
индивидуальными
потребностями
наравне
с
другими
сверстниками
в
образовательных организациях.
Основные
термины
Образовательная
программа
-
комплекс
основных
характеристик
образования
(объем,
содержание,
планируемые
результаты),
организационно-педагогических
условий
и
в
случаях,
предусмотренных
настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде
учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных
и методических материалов.
Индивидуальный
учебный
план
-
учебный
план,
обеспечивающий
освоение
образовательной
программы
на
основе
индивидуализации
ее
содержания
с
учетом
особенностей
и
образовательных
потребностей
конкретного
обучающегося.
Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся - деятельностная организация
на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного)
плана,
организуемая
участниками
образовательного
процесса,
отличная
от
урочной
системы
обучения:
экскурсии,
кружки,
секции,
круглые
столы,
конференции,
диспуты,
КВНы,
школьные
научные
общества,
олимпиады,
соревнования,
поисковые
и
научные
исследования
и
т.д.;
занятия
по
направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере
реализовать
Требования
Федеральных
государственных
образовательных
стандартов общего образования.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо,
имеющее
недостатки
в
физическом
и
(или)
психологическом
развитии,
подтвержденные
психолого-медико-
педагогической
комиссией
и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Принцип
вариативности
-
предполагает
определенную
позицию
учителя,
обеспечивающую
самореализацию
каждого
ученика
в
обучении.
Для
этого
15
необходимо оснастить урок специальными дидактическими материалами, чтобы
предоставить всем учащимся возможность выбора типа, вида и формы задания в
соответствии с их личностными предпочтениями, особенностями мышления,
интересами. Вариативность также тесно связана и с технологией проведения
урока, предполагающей разнообразие видов работ, форм организации учащихся,
гибкость
и
оперативность
учителя
в
нестандартных
ситуациях,
которыми
изобилует личностно - ориентированный урок.
2. Практические аспекты деятельности
2.1. Особенностями работы над Индивидуальной образовательной
программой являются:
1)
Разработка в рамках деятельности ПМПк коллегиально. Учитель, родители
- полноправные участники работы над ИОП;
2)
Разработка на определенный ограниченный во времени период (учебный
год, четверть, полугодие);
3)
По
окончании
периода
производится
оценка
достижений
ребенка
—
динамики
его
развития,
освоения
образовательной
программы,
адаптации
в
группе
сверстников,
школьном
коллективе.
Также
предполагается
анализ
динамики
и
эффективности
работы
учителя
и
специалистов
психолого-
педагогического сопровождения. По результатам всех заключений происходит
корректировка программы (плана);
4)
Формулировки
цели
и
задач,
критериев
достижений
ребенка
с
ОВЗ
(ребенка-инвалида) носят максимально конкретный характер;
5)
Закреплены ответственность и регламент деятельности всех участников
совместной работы.
Индивидуальная образовательная программа в рамках образовательного
учреждения для ребенка с ОВЗ разрабатывается в несколько этапов.
Перечислим самые важные из них:
Этап
«Шаги проекти
Содержание деятельности
рования ИОП»
16
Предварительный
Предварительная
оценка
образовательных
потребностей ребенка
и запроса родителей
Администрация школы вместе с
координатором по инклюзии
определяет, к какому учителю и в ка
кой класс поступает ребенок. Так же
определяется, какие специалисты
психолого-педагогического
сопровождения могут войти в
междисциплинарную команду; если в
школе нет какого-либо специалиста,
административная группа ищет
возможные варианты привлечения
дополнительных ресурсов.
Заключается договор с родителями,
проводится сбор и анализ предвари
тельной (первоначальной)
информации о ребенке и его семье.
Оценка требований
ФГОС и ОП
Изучение документации. Разработка
локальных регламентирующих
документов: приказа о деятельности
ПМПк (ППК), Службы психолого-
педагогического сопровождения и др.
Диагностический
Изучение
результатов
Организация диагностической работы
учителя и специалистов
комплексного
Психолого- педагогического
Психолого-
педагогического
сопровождения в режиме
взаимодействия
обследования
(повозможности — комплексно);
подготовка заключений о
психологических особенностях
ребенка, сформированности у него
учебных навыков, специфике
взаимодействия со сверстниками и
взрослыми. Основная задача
комплексной диагностики в данном
случае — определить, какие
образовательные потребности есть у
ребенка, на какие его возможности
можно опереться в первую очередь,
какие из направлений деятельности
17
учителя и специалистов являются
самыми актуальными.
Описание необходи
-мых ребенку с ОВЗ
Организация деятельности ПМПк:
обсуждение заключений
специальных
образовательных
о необходимости разработки ИОП
условий с учетом
возможностей и
дефицитов
Разработка
Проектирование
Деятельность учителя и специалистов
необходимых струк
турных
составляющих ИОП
сопровождения в рамках работы
ПМПк.
При необходимости
— привлечение
специалистов ППМС
центра, с которым
заключено
соглашение о
сотрудничестве.
Определение
временных границ
реализации ИОП
Четкое
формулирование
цели ИОП
(Совместно с
родителями!)
Определение круга
задач в рамках
реализации ИОП
Определение
содержания ИП
(коррекционный,
образовательный
компоненты)
18
Планирование форм
реализации разделов
ИОП
Определение форм и
критериев
мониторинга
учебных достижений
и формирования
социальной
компетентности
Определение форм и
критериев
мониторинга
эффективности
коррекционной
работы
Реализация
Организация деятельности учителя и
специалистов психолого-
педагогичесекого сопровождения в
соответствии с программой и планом;
организация мониторинга учебных
достижений и социальной
компетентности ребенка;
организация мониторинга эффектив
ности коррекционной работы.
Анализ и
Организация деятельности ПМПк по
анализу эффективности работы,
динамики развития и учебных
достижений ребенка;
коррекция
внесение корректив в ИОП (ИОп)
Основная задача администрации и сотрудников школы на предварительном этапе
или этапе целеполагания — договориться с родителями об одной общей цели на
определенный, «понятный» период времени — например, на один год. В беседе с
родителями необходимо расставить приоритеты в развитии ребенка исходя из его
возможностей — в соответствии с ними учитель и вся междисциплинарная
команда будут решать практические задачи в области обучения и социальной
адаптации ребенка. При этом, подписывая договор о сотрудничестве, а затем,
принимая участие в разработке индивидуального образовательного плана для
19
своего ребенка, родитель должен осознавать меру своей ответственности за
качество жизни ребенка не только в кругу семьи, но и в школе.
2.2.Деятельность учителя в процессе разработки и реализации
индивидуального образовательного плана
В Таблице приведены возможные задачи, формы и результаты деятельности
учителя. При этом результатом деятельности педагога на различных этапах будет
не
только
определенный
продукт
(план,
конспект,
характеристика),
но
и
приобретенная
информация,
понимание
того
или
иного
аспекта
включения
ребенка в образовательное пространство, внутренний план действий.
Этапы
Задачи
Возможные
формы
Результат
деятельности
Предвари
тельный
Знакомство
Посещение
ДОУ
(диагностического
Первоначальное
представление
этап
с ребенком
класса),
об особенностях
(возможный)
с ОВЗ
ребенка
Знакомство
Предварительная
Понимание специфики
с семьей
встреча, «Школа
радости»
семьи, предваритель ный
план начала посещения
(или другие
школы ребенком
мероприятия
по
включению
дошкольников в
образовательную
среду школы,
проводится
в апреле-мае)
З н а ком с т в о
с
системой
сопровождения
школы
Встреча со
специалистами
ДОУ
Углубление представления о
ребенке и семье,
направлениях работы
основных специалистов,
предварительное
планирование действий для
облегчения адаптации
ребенка в новой среде
Диагности
ческий этап
Сбор
информации о
ребенке
Педагогическая
диагностика,
наблюдение проба
Понимание
возможностей
ребенка и основных проблем
в
с ф е р е
о с в о е н и я
20
тех или иных
форм
взаимодействия
образовательной
программы
и поведения
с ребенком в
рамках
урока и
внеурочных
мероприятий
Сбор
Беседа, наблюдение и
Определение стратегии
информации
оценка особенностей
по выстраиванию отно
о семье
взаимодействия роди
шений сотрудничества
телей и ребенка
и продуктивного
взаимодействия
Оценка
Самоанализ, консуль
школы (включая коор
«внутренних» и
«внешних»
ресурсов
тирование со специа
листами школы
динатора) и «внешним»
партнерам — специали
стами центра «Семья»
Этап
Обобщение
Знакомство с заклю
Конкретизация и кор
разработки
результатов
чениями специалистов
рекция собственных
диагностики
психолого-педагогиче
представлений о воз
ского сопровождения
можностях и проблемах
ребенка
Определение
основных
направлений
р а б о т ы
с
ребенком
и
его
семьей
Психолого-
педагогический
консилиум
Определение цели,
задач, режима работы и
регламент взаимодейст
вия в междисциплинар
ной команде, с роди
телями
Конкрети
Анализ содержания
Заполнение ИОП
по данным разделам
зация задач
основной образова
с согласия родителей
по направле
тельной программы с
ниям «Ос
точки зрения возмож
воение обра
ностей ребенка ее
зовательной
освоить;
программы»,
«Социализация
»
Этап
Организация
Планирование урока с
Успешная адаптация
21
реализации
образователь
учетом задач ИОП;
ребенка с ОВЗ в среде
ного процесса,
адаптация содержания
сверстников, динамика
способству
учебных материалов и
его развития, продук
ющего адап
пособий, подбор дидак тивность учебной дея
тации и фор
тических материалов,
тельности ребенка,
мированию
форм, использование
формирование основ
продуктивной
поддерживающих стра
ных компетенций
учебной
тегий
деятельности
у ребенка с
ОВЗ
Оценка дина
Педагогическая диаг
Определение ведущих
мики освоения
ностика, наблюдение,
направлений дальней
ребенком
ведение дневника
шей работы с ребенком
образователь
наблюдений,
и его семьей, постанов
ной программы консультации со
ка задач на следующий
, динамики
специалистами,
период, выявление наи
развития.
самоанализ; ПМПк
более эффективных
Анализ
стратегий включения
эффективности
ребенка в образователь
деятельности
ную среду, корректи
ровка
по решению
задач ИОП
ИОП
Разработка ИОП помогает:
•
Структурировать и систематизировать процесс обучения в определённых
образовательных областях (целевых направлениях);
•
Сфокусироваться
на
моментах,
которые
являются
приоритетными
для
обучения ребёнка в определённый период времени, опираясь на понимание его
возможностей;
•
Привлечь дополнительные ресурсы, разделить ответственность за качество
обучения и воспитания ребенка с несколькими специалистами и родителями;
•
Увидеть динамику развития ребенка, оценить эффективность собственной
деятельности;
•
Сделать
образовательный
процесс
«прозрачным»
для
родителей
и
администрации.
2.3.
Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ в ГБОУ
СОШ с. Утевка
22
В ГБОУ СОШ с. Утевка разработана нормативная база регламентирующая
деятельность образовательной организации в части обучения и воспитания детей
с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов, обучающихся в форме очного обучения.
Положение о реализации инклюзивной практики в образовательном учреждении
(об особенностях организации обучения и воспитания детей с ОВЗ и др.):
положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) с
приложением (приказ о создании ПМПк, приказ о составе ПМПк на начало
нового учебного года, должностные обязанности членов ПМПк и др.);
положение об организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с
ОВЗ и ребенка с инвалидностью в учебном процессе, в т.ч. через договор
взаимодействия с центром «Семья» (договор о сотрудничестве),
лечебно-
профилактическими учреждениями, учреждениями здравоохранения,
учреждениями социального обслуживания;
договор с родителями детей с ОВЗ;
положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана,
который обеспечивает освоение образовательной программы на основе
индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных
потребностей конкретного обучающегося;
положение о разработке и реализации адаптированной образовательной
программы и т.д.
В основной образовательной программе школы программа коррекционной
работы образовательной организации отражена во всех разделах основных
образовательных программ, таких как «Пояснительная записка»; «Планируемые
результаты»; «Учебный план», «Программа развития универсальных учебных
действий»; «Программа духовно-нравственного развития, воспитания»;
«Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», и
учтена по направлениям организации внеурочной деятельности для детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Программа коррекционной работы составлена с учетом возможности
образовательной организации проводить индивидуальное сопровождение детей,
имеющих различные проблемы в воспитании, развитии и обучении.
23
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса детей с
ограниченными возможностями здоровья в ГБОУ СОШ с. Утевка отвечает (будет
отвечать с декабря 2015 года) не только общим, но и особым образовательным
потребностям детей каждой категории.
Так уже на данный момент в школе имеется полный комплект оборудования для
дистанционного обучения (технические средства обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья (включая специализированные
компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение
особых образовательных потребностей). Аналогичным комплектом обеспечен и
ребенок с ОВЗ. Педагогический состав, работающий с данным оборудованием,
прошел курс обучения и успешно справляется с поставленной задачей. При этом
в работе используются как дистанционные уроки, так и очные уроки с
посещением ребенка – инвалида на дому.
В соответствии с государственной программой Российской Федерации
«Доступная среда» на 2011 - 2015 годы в нашей школе создается универсальная
безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и
лиц, не имеющих нарушений развития. Так во втором корпусе школы на данный
момент завершаются работы по созданию безбарьерной среды. К декабрю 2015
года планируется монтаж необходимого оборудования для создания
безбарьерной среды в основном корпусе школы (вся документация собрана и
получено необходимое финансирование)
В ОУ организован временный режима обучения, организованы рабочие места
ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Школа полностью
обеспечена специальными учебникам, рабочими тетрадями и дидактическими
материалами, отвечающими особым образовательным потребностям детей с
ОВЗ.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса детей с
ограниченными возможностями здоровья ориентировано на освоение ими
основных образовательных программ по уровням образования.
24
Заключение
Организация обучения детей с ОВЗ в обычных образовательных учреждениях
преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на
длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и
воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками,
что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам
инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и
интеграции с обществом. При этом индивидуализация образовательного
процесса рекомендована в ситуациях хронической неуспеваемости ребенка, в
силу своих особенностей который не может освоить учебный материал в
определенном темпе, форме, объеме так, как это могут делать другие дети.
В современной школе все ученики имеют равный доступ к процессу обучения
в течение учебного дня.
У всех учеников имеются равные возможности для установления и развития
важных социальных контактов.
Обучение всех учащихся тщательно планируется и проводится наиболее
эффективным способом. Педагоги и все сотрудники школы, вовлечённые в
процесс обучения, обучены стратегиям и педагогическим технологиям
осуществления современного образовательного процесса.
Программа обучения и педагогические методы, применяемые в обучении,
учитывают потребности каждого ученика. Семьи активно участвуют в жизни
школы. Все сотрудники школы позитивно настроены и понимают свои
обязанности.
Именно комплекс всех условий позволяет сделать образовательный процесс
для каждого ребенка не только эффективным, но и комфортным-
адаптированным под его личные возможности и потребности.
25
Список использованной литературы
1.Агеева И.А. Обучение с увлечением. - М.: Лайда, 1995.
2.Банч Г. Поддержка учеников с нарушением интеллекта в условиях
обычного класса. Пособие для учителей (пер. с англ.) / Под ред.
Н.В. Борисовой. — М., РООИ «Перспектива», 2008.
3.Башаева
Т.В.
"Обучение
сюжетно-ролевой
игре
детей
с
проблемами
интеллектуального развития". Санкт-Петербург. 2001.
4.Гайдукевич С.Е. Средовой подход в инклюзивном образовании //
Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы. —
Минск: Четыре четверти, 2007, с. 34.
5.Дмитриева Т.П. Инклюзивное образование. Выпуск 3. «Органи)
зация деятельности координатора по инклюзии в образовательном уч)
реждении». — М, «МИРОС», 2010.
6.Резникова, Е. В. Особенности социального развития учащихся
с умственной недостаточностью, вовлеченных в интегрированное
обучение в общеобразовательной школе / Е. В. Резникова // Дефектология. - 2007
7.Алехина
С.В.
Технология
сопровождения
индивидуального
обучения
детей с ограниченными возможностями здоровья» (тезисы). - Материалы
Всероссийской конференции «Другое детство», 2009
8.
Алехина
С.В.
Инклюзивный
подход
в
образовании
в
контексте
проектной инициативы «Наша новая школа» статья (в соавторстве с
9.В.К.Зарецким
(МГППУ)),
Материалы
VI
Всероссийской
научно-
практической
конференции,
посвященной
Году
учителя:
«Психология
образования:
социокультурный
ресурс
Национальной
образовательной
инициативы «Наша новая школа».
26