Напоминание

Особенности организации образовательного пространства для детей с ОВЗ в образовательной организации.


Автор: Шуванова Инна Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№23"
Населённый пункт: Мирнинский район. п.Айхал
Наименование материала: статья
Тема: Особенности организации образовательного пространства для детей с ОВЗ в образовательной организации.
Дата публикации: 13.02.2018
Раздел: начальное образование





Назад




Особенности организации образовательного пространства

для детей с ОВЗ в образовательной организации.

Содержание

I.

Введение ………………………………………………………….. …. ……3

II.

Основная часть …………………………………………………… . ………5

1.

Теоретические аспекты проблемы …………………………… ……5

1.1. Понятие о коррекционной части основной образовательной

программы…………………………………………………............5

1.2. Описание содержания направлений коррекционной работы..14

2.

Практические аспекты деятельности ……………………………...17

II.1.

Содержание учебного предмета «Окружающий мир» …….17

II.2.

Деятельность учителя в процессе разработки и реализации

индивидуального образовательного плана………………….21

II.3.

Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ в

ГБОУ СОШ с. Утевка…………………………………………24

III.

Заключение ………………………………………………………………….27

Список использованной литературы …………………………….. ……28

I. Введение

Пояснительная записка

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых

актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ,

а

также

системы

специальных

коррекционных

учреждений.

Это

связано,

в

первую

очередь

с

тем,

что

число

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

детей-инвалидов,

неуклонно

растет.

За

последнее

время,

среди

поступающих

в

начальную

школу

детей,

наблюдается

резкое

снижение

интеллектуальной

зрелости

и

общей

готовности

к

школьному

обучению.

Проблема оказания помощи детям с трудностями в обучении заботит многие

образовательные учреждения. В настоящее время в России насчитывается более

2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700

тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с

ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного

изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого

отдельного

ребенка.

Образование

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной

коррекционно-развивающей

среды,

обеспечивающей

адекватные

условия

и

равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах

специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание

и

обучение,

коррекцию

нарушений

развития,

социальную

адаптацию.

Получение

детьми

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

детьми-

инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий

их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни

общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и

социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с

ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как

одна

из

важнейших

задач

государственной

политики

не

только

в

области

образования, но и в области демографического и социально- экономического

развития Российской Федерации. В Конституции РФ и Законе «Об образовании»

2

сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на

образование.

Важнейшей

задачей

модернизации

является

обеспечение

доступности

качественного

образования,

его

индивидуализация

и

дифференциация,

систематическое

повышение

уровня

профессиональной

компетентности

педагогов

коррекционно-развивающего

обучения,

а

также

создание

условий

для

достижения

нового

современного

качества

общего

образования.

Основной целью

адаптированной

образовательной

программы

является

создание

в

школе

гуманной

педагогической

среды

с

целью

социально

персональной реабилитации детей с ОВЗ

и последующей их интеграции в

современном

социально

экономическом

и

культурно

нравственном

пространстве.

Адаптированная

образовательная

программа

предусматривает

решение

основных задач:

-обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение

бесплатного образования;

-организация

качественной

коррекционно–реабилитационной

работы

с

учащимися с различными формами отклонений в развитии;

-сохранение

и

укрепление

здоровья

обучающихся

с

ОВЗ

на

основе

совершенствования образовательного процесса;

-создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации

индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;

-расширение

материальной

базы

и

ресурсного

обеспечения

школы

для

организации обучения детей с ОВЗ.

Адаптированная

образовательная

программа

общеобразовательного

учреждения

представляет

собой

нормативно-управленческий

документ,

характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции,

главные

цели,

задачи

и

направления

обучения,

воспитания,

развития

обучающихся,

воспитанников

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

особенности

организации,

кадрового

и

методического

обеспечения

3

педагогического

процесса

и

инновационных

преобразований

учебно-

воспитательной

системы,

критерии,

основные

планируемые

конечные

результаты. В процессе реализации программы в рамках деятельности школы

осуществляется

развитие

модели

адаптивной

школы,

в

которой

обучение,

воспитание, развитие и коррекция здоровья каждого ребёнка с ОВЗ в условиях

общеобразовательной

школы

осуществляется

на

основе

личностно-

ориентированного

подхода

через

модернизацию

приоритетов

деятельности

педагогического

коллектива.

Содержание

специального

(коррекционного)

образования

в

школе

направлено

на

формирование

у

обучающихся,

воспитанников жизненно важных компетенций, готовя детей с ОВЗ к активной

жизни в семье и социуме.

При этом необходимо наличие определенных условий:

наличие в ОУ службы

сопровождения,

в

рамках

которой

проводится

комплексная

оценка

специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с

ОВЗ ИОП. В качестве оптимальной структуры сопровождения обучающихся в

ОУ выступает школьный ПМПк (психолого-педагогический консилиум);

Согласие

родителей

(законных

представителей)

на

обучение

ребенка

по

индивидуальной

образовательной

программе.Наличие

подготовленных

педагогических кадров.

II. Основная часть

1.

Теоретические аспекты проблемы

1.1.

Понятие о коррекционной части основной образовательной

программы

Коррекционная

часть

основной

образовательной

программы

направлена

на

создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями

здоровья

в

освоении

основных

образовательных

программ,

коррекцию

недостатков в физическом, психическом развитии обучающихся, их социальную

адаптацию,

а

также

на

обеспечение

условий

для

реализации

основных

образовательных

программ.

Коррекционная

часть

предусматривает

создание

специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые

образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья

посредством индивидуализации образовательного процесса.

4

Программа

коррекционной

работы

(далее

Программа)

должна

обеспечивать

выявление

и

удовлетворение

особых

образовательных

потребностей

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья

при

освоении

ими

основных

образовательных

программ

в

образовательной

организации.

Программа реализует комплексное индивидуально ориентированное психолого-

медико-педагогическое сопровождение в условиях образовательного процесса

детей с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья

и особенностей психофизического развития и в соответствии с рекомендациями

психолого-медико-педагогической

комиссии.

Программа

определяет

специальные

условия

воспитания,

обучения

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

условия

безбарьерной

среды

жизнедеятельности

и

учебной

деятельности,

условия

использования

специальных

учебных

и

дидактических

пособий,

условия

соблюдения

допустимого

уровня

нагрузки,

определяемого с привлечением медицинских работников, условия проведения

групповых и индивидуальных коррекционных занятий, условия предоставления

услуг

ассистента

(помощника),

оказывающего

необходимую

техническую

помощь.

Коррекционная

часть

основной

образовательной

программы

содержит,

во-

первых,

цели

и

задачи

коррекционной

работы

с

обучающимися.

Во-вторых,

перечень, содержание и план индивидуально ориентированных коррекционных

мероприятий,

способствующих

освоению

обучающимися

с

особыми

образовательными

потребностями

основных

образовательных

программ.

В-

третьих,

структурные

элементы

системы

комплексного

психолого-медико-

социального

сопровождения

и

поддержки

обучающихся

с

ограниченными

возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, включающего

психолого-медико- педагогическое обследование детей для выявления особых

образовательных потребностей, мониторинг динамики их развития и успешность

освоения ими основных образовательных программ. В- четвертых, механизм

5

взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую

направленность работы с учётом вариативно-деятельностной тактики учителей,

специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной

психологии,

медицинских

работников

образовательной

организации,

других

организаций, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной

деятельности.

Далее

в

коррекционной

части

основной

образовательной

программы

прописываются специальные условия получения образования обучающимися с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

планируемые

результаты

коррекционной работы.

Под

специальными

условиями

получения

образования

обучающимися

с

ограниченными возможностями здоровья следует понимать условия воспитания,

развития и обучения, включающие в себя использование методов воспитания и

обучения,

специальных

учебников,

учебных

пособий

и

дидактических

материалов,

специальных

технических

средств

обучения

коллективного

и

индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента, оказывающего

обучающимся

необходимую

техническую

помощь,

проведение

групповых

и

индивидуальных

коррекционных

занятий,

обеспечение

доступа

в

здания

организаций,

осуществляющих

образовательную

деятельность,

и

другие

условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных

программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Направленность

Программы

коррекционной

работы

образовательной

организации должна быть отражена во всех разделах основных образовательных

программ,

таких

как

«Пояснительная

записка»;

«Планируемые

результаты»;

«Учебный

план»,

«Программа

развития

универсальных

учебных

действий»;

«Программа

духовно-нравственного

развития,

воспитания»;

«Программа

формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», и учтена по

6

направлениям организации внеурочной деятельности для детей с ограниченными

возможностями здоровья.

Программа

коррекционной

работы

составляется

с

учетом

возможности

образовательной организации проводить индивидуальное сопровождение детей,

имеющих

различные

проблемы

в

воспитании,

развитии

и

обучении.

Индивидуализация

образовательного

процесса

рекомендована

в

ситуациях

хронической неуспеваемости ребенка, в силу своих особенностей который не

может освоить учебный материал в определенном темпе, форме, объеме так, как

это могут делать другие дети. Индивидуализация образовательного процесса

может быть показана при неспособности ребенка самостоятельно справиться с

учебными затруднениями, при значительных пропусках ребенком занятий, при

обнаружившихся у него пробелах в знаниях, при сложившихся конфликтных

отношениях

с

одноклассниками

или

учителями,

о сложняющими

образовательный процесс.

Выделим несколько групп обучающихся, для которых может быть составлена

Программа

коррекционной

работы.

Первая

группа

обучающиеся

с

ограниченными возможностями здоровья, имеющие парциальные недостатки в

развитии школьно-значимых функций, слабое здоровье и др. Другая группа -

обучающиеся

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

в

том

числе

с

инвалидностью, при взаимодействии с которыми учитываются индивидуальные

возможности

и

особые

образовательные

потребности.

Обучающимся

данной

группы, как правило, нужна постоянная специальная коррекционная работа.

Следующая группа - обучающиеся, часто пропускающие учебные занятия по

различным причинам (семейные обстоятельства, частые простудные заболевания

и др.). Для данной группы детей может быть организована как постоянная, так и

эпизодическая психолого-педагогическая помощь. Далее группы обучающихся с

поведенческими нарушениями, а также обучающиеся, нуждающиеся в разовых

7

или кратковременных коррекционно-развивающих занятиях, первоклассники с

недостаточным уровнем готовности к школе.

Поскольку

обучающийся

с

ограниченными

возможностями

здоровья

определяется как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)

психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической

комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных

условий, то следует обозначить различные категории детей с ограниченными

возможностями

здоровья

по

нозологическому

принципу.

К

категории

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

относим

детей

с

нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, детей с различной

степенью

выраженности

интеллектуального

недоразвития,

с

различными

соматическими

заболеваниями,

а

также

с

выраженными

поведенческо-

эмоциональными

расстройствами,

в

том

числе

детей

с

различной

степенью

выраженности расстройствами аутистического спектра.

Наряду

с

этим

выделим

особые

потребности,

свойственные

детям

с

ограниченными возможностями здоровья:

-

раннее начало комплексной коррекционно-развивающей работы (сразу же

после выявления проблемы или ряда проблем);

-

использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том

числе

специализированных

компьютерных

технологий),

обеспечивающих

доступность

образовательной

среды

для

ребенка

с

<

'I

|>ii1111■

i<'iиii.imii

возможностями

здоровья,

как

необходимого

инструмента

млн

1.ЩИИ

освоения основных образовательных программ;

индивидуализация

и

дифференциация

обучения

с

учетом

состояния

и

особенностей

коммуникации,

восприятия,

двигательного

и

познавательного

развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

-

обеспечение

особой

пространственной

и

временной

организации

образовательной среды;

8

-

введение,

при

необходимости,

в

содержание

обучения

ребенка

специальных

разделов,

не

присутствующих

в

программах

образования

нормативно развивающихся сверстников;

-

организация работы по социализации детей с использованием методов

дополнительного

образования,

соответствующих

интересам

детей

и

обеспечивающих их личностный рост.

Кадровый ресурс, способный реализовать Программу коррекционной работы,

представлен

не

только

учителями-предметниками,

но

и

также

педагогами-

психологами,

учителями-логопедами,учителями-

дефектологами,

социальными

педагогами,

педагогами

дополнительно

образования. Образовательная организация при отсутствии данных специалистов

должна быть включена в систему комплексного взаимодействия организаций

образования различного уровня с целью восполнения недостающих ресурсов и

получения своевременной квалифицированной консультативной помощи.

Разработка Программы коррекционной работы выполняется педагогическими

работниками

образовательной

организации

коллегиально.

В

процессе

обсуждения Программы коррекционной работы организуется представление ее

Управляющему

Совету

школы

и

осуществляется

процедура

согласования.

Программа коррекционной работы, как и любая другая программа, по истечении

времени будет нуждаться в анализе существующих проблем ее реализации в

образовательной организации, коррекции и доработке.

Одним из основных механизмов реализации Программы коррекционной работы

образовательной

организации

является

комплексное

сопровождение

детей

с

ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля.

Наиболее

распространенными

и

действенными

формами

организованного

взаимодействия

специалистов

в

образовательной

организации

являются

консилиумы

и

службы

психолого-педагогического

сопровождения,

которые

предоставляют

комплексную

помощь

ребенку,

его

семье,

образовательной

9

организации

в

решении

вопросов,

связанных

с

адаптацией,

социализацией,

воспитанием, развитием обучающегося.

Следует заметить, что организация коррекционной работы в образовательной

организации

значительно

повышает

профессиональный

уровень

педагогов

в

области психологии и педагогики, специальной (коррекционной) педагогики, а

также сплачивает усилия коллектива для совместной деятельности по освоению

обучающимися основных образовательных программ.

В настоящее время в образовательной системе происходит процесс накопления

практического

опыта

в

инклюзивной

практике,

основанной

на

организации

учебно-воспитательного

процесса

с

учетом

индивидуальных

особенностей

каждого ребенка, имеющего особые образовательные потребности, а также с

учетом системно-деятельностного подхода, так как деятельностная парадигма

образования призвана создать условия для индивидуализации и дифференциации

образовательного процесса.

Ресурсом

для

выстраивания

индивидуализации

и

дифференциации

образовательного

процесса

выступает

материально-техническая

база

образовательной организации, призванная обеспечить реализацию Программы

коррекционной

работы

и

стать

гарантом

освоения

обучающимися

основных

образовательных программ.

Материально-техническое

обеспечение

образовательного

процесса

детей

с

ограниченными возможностями здоровья должно отвечать не только общим, но и

особым образовательным потребностям детей каждой категории. В связи с этим

в структуре материально-технического обеспечения выделяются требования к:

-

организации пространства, в котором обучается ребенок с ограниченными

возможностями здоровья;

-

организации временного режима обучения;

-

организации рабочего места ребенка с ограниченными возможностями

здоровья;

10

-

техническим

средствам

обеспечения

комфортного

доступа

ребенка

с

ограниченными

возможностями

здоровья

к

образованию

(ассистирующие

средства и технологии);

-

техническим

средствам

обучения

для

каждой

категории

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

(включая

специализированные

компьютерные

инструменты

обучения,

ориентированные

на

удовлетворение

особых образовательных потребностей);

-

специальным учебникам, рабочим тетрадям и дидактическим материалам,

отвечающим особым образовательным потребностям детей.

Специфика

требований

к

материально-техническому

обе спечению

образовательного

процесса

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

ориентирована

на

освоение

ими

основных

образовательных

программ

по

уровням образования.

Адаптивная образовательная среда предполагает: доступность классов, других

помещений

школы

(создание

безбарьерной

среды);

технические

средства

обеспечения

комфортного

доступа

(ассистирующие

средства

и

технологии);

коррекционно-развивающую предметную среду для обучения и социализации;

помещения

(зоны)

для

отдыха,

восстановления

работоспособности,

оздоровления, наличие разработанных на базе основных общеобразовательных

программ

с

учетом

психофизических

особенностей

и

возможностей

таких

обучающихся.

Исследователи

выделяют

основные

принципы,

которыми

необходимо

руководствоваться

при

проектировании

адаптивной

среды

инклюзивной школы

1.

Безопасно сть.

Предполагает

определенную

предметную

и

пространственную

организацию

среды,

позволяющую

минимизировать

у

ребенка с особенностями психофизического развития чувство неуверенности и

страха.

11

2.

Насыщенность культурно значимыми объектами. Образовательная среда

постоянно

обеспечивает

ребенку

контакт

с

разнообразными

носителями

информации (дает определенные сведения об окружающем мире).

3.

Доступность

для

полисенсорного

восприятия.

Предполагает,

что

образовательная

среда

стимулирует

и

обеспечивает

возможность

широко

привлекать

информацию

от

разных

органов

чувств,

как

при

восприятии

отдельных объектов, так и существующих между ними отношений.

4.

Смысловая упорядоченность. Предполагает, что все виды отношений в

образовательной среде организуются в соответствии с определенной системой

правил, понимание и выполнение которых значительно повышает эффективность

жизнедеятельности ребенка с особенностями психофизического развития.

5.

Погружение

в

систему

социальных

отношений.

Организация

образовательной

среды

обеспечивает

ребенку

событийную

общность,

стимулирует

егоактивное

взаимодействие

и

сотрудничество

с

окружающими

людьми.

6.

Развивающий

характер.

Предполагает

наличие

системы

продуманных

препятствий, которые ребенок в состоянии преодолевать самостоятельно или с

помощью окружающих.

7.

Ориентация на охрану и развитие нарушенных анализаторных систем,

использование реальных и потенциальных познавательных возможностей.

1.2.

Описание содержания направлений коррекционной работы

В содержании коррекционной работы можно выделить несколько направлений:

диагностическое, коррекционно-развивающее,

консультативное,

информационно-просветительское,

профилактическое,

координационное и экспертное.

Диагностическое

направление

обеспечивает

своевременное

выявление

детей,

нуждающихся

в

коррекционной

работе

специалистов,

предусматривает

определение

причин,

спровоцировавших

появления

тех

или

иных

проблем

12

ребенка

в

образовательной

организации.

Данное

направление

устанавливает

объективный подход к изучению возможностей ребенка в условиях конкретной

образовательной

среды,

предусматривает

изучение

динамики

его

развития

в

процессе

коррекционной

работы,

выступает

инструментом

контроля

эффективности

проводимых

комплексных

мероприятий,

направленных

на

предупреждение

или

устранение

неблагоприятных

факторов,

уже

имеющих

место или возможных в образовательном процессе.

Коррекционно-развивающее

направление

осуществляет

специально

организованную

комплексную

помощь

детям

в

освоении

содержания

образования. Коррекционно-развивающая деятельность обеспечивает коррекцию

недостатков

в

физическом

и

психическом

развитии

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья в условиях образовательной организации, выполняет

отслеживание

причин

их

возникновения

и

проявления,

осуществляет

мониторинг

динамики

достижений

обучающихся

в

процессе

воспитания

и

обучения в каждом конкретном случае.

Консультативное

направление

способствует

непрерывности

сопровождения

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

их

семей

относительно

реализации

дифференцированных

психолого-педагогических

условий

воспитания, развития, обучения, коррекции, социализации.

Информационно-просветительское

направление

предполагает

расширение

образовательного пространства окружающего социума и информирование всех

участников

образовательных

отношений

об

особенностях

образовательного

процесса для определенной категории учащихся.

Профилактическое направление

осуществляет

организацию

образовательной среды, обеспечивает предупреждение возникновения проблем,

связанных с трудностями освоения основных образовательных программ.

Координационное направление

выстраивает

организацию

13

деятельности

педагогов,

педагогов-психологов,

учителей-логопедов,

медицинских

работников,

сотрудников

администрации,

родителей

и

обеспечивает функционирование в образовательной организации

специального школьного консилиума, наделенного особыми организационными

полномочиями

и

несущего

вместе

с

администрацией

образовательной

организации

коллегиальную

ответственность

за

реализацию

Программы

коррекционной работы.

Перечислим

условия

освоения

основных

образовательных

программ

всеми

учащимися,

в

том

числе,

детьми

с

ограниченными

возможностями,

зафиксированных в Федеральных государственных образовательных стандартах:

1)

учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических

особенностей обучающихся;

2)

обеспечение преемственности программ дошкольного, начального общего,

основного и среднего (полного) общего образования;

3)

значение видов деятельности и форм общения для определения целей

образования и путей их достижения;

4)

обогащение

форм

взаимодействия

со

сверстниками

и

взрослыми

в

познавательной деятельности;

5)

обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом

развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи

детям этой категории в освоении основных образовательных программ;

6)

оценка динамики учебных и внеучебных достижений обучающихся;

7)

возможность

для

беспрепятственного

доступа

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья

к

объектам

инфраструктуры

образовательной организации.

Описанные

выше

условия

освоения

основных

образовательных

программ

обеспечивают получение качественного образования детьми с ограниченными

возможностями

здоровья

в

соответствии

со

своими

возможностями

и

14

индивидуальными

потребностями

наравне

с

другими

сверстниками

в

образовательных организациях.

Основные

термины

Образовательная

программа

-

комплекс

основных

характеристик

образования

(объем,

содержание,

планируемые

результаты),

организационно-педагогических

условий

и

в

случаях,

предусмотренных

настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде

учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных

предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных

и методических материалов.

Индивидуальный

учебный

план

-

учебный

план,

обеспечивающий

освоение

образовательной

программы

на

основе

индивидуализации

ее

содержания

с

учетом

особенностей

и

образовательных

потребностей

конкретного

обучающегося.

Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся - деятельностная организация

на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного)

плана,

организуемая

участниками

образовательного

процесса,

отличная

от

урочной

системы

обучения:

экскурсии,

кружки,

секции,

круглые

столы,

конференции,

диспуты,

КВНы,

школьные

научные

общества,

олимпиады,

соревнования,

поисковые

и

научные

исследования

и

т.д.;

занятия

по

направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере

реализовать

Требования

Федеральных

государственных

образовательных

стандартов общего образования.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо,

имеющее

недостатки

в

физическом

и

(или)

психологическом

развитии,

подтвержденные

психолого-медико-

педагогической

комиссией

и

препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Принцип

вариативности

-

предполагает

определенную

позицию

учителя,

обеспечивающую

самореализацию

каждого

ученика

в

обучении.

Для

этого

15

необходимо оснастить урок специальными дидактическими материалами, чтобы

предоставить всем учащимся возможность выбора типа, вида и формы задания в

соответствии с их личностными предпочтениями, особенностями мышления,

интересами. Вариативность также тесно связана и с технологией проведения

урока, предполагающей разнообразие видов работ, форм организации учащихся,

гибкость

и

оперативность

учителя

в

нестандартных

ситуациях,

которыми

изобилует личностно - ориентированный урок.

2. Практические аспекты деятельности

2.1. Особенностями работы над Индивидуальной образовательной

программой являются:

1)

Разработка в рамках деятельности ПМПк коллегиально. Учитель, родители

- полноправные участники работы над ИОП;

2)

Разработка на определенный ограниченный во времени период (учебный

год, четверть, полугодие);

3)

По

окончании

периода

производится

оценка

достижений

ребенка

динамики

его

развития,

освоения

образовательной

программы,

адаптации

в

группе

сверстников,

школьном

коллективе.

Также

предполагается

анализ

динамики

и

эффективности

работы

учителя

и

специалистов

психолого-

педагогического сопровождения. По результатам всех заключений происходит

корректировка программы (плана);

4)

Формулировки

цели

и

задач,

критериев

достижений

ребенка

с

ОВЗ

(ребенка-инвалида) носят максимально конкретный характер;

5)

Закреплены ответственность и регламент деятельности всех участников

совместной работы.

Индивидуальная образовательная программа в рамках образовательного

учреждения для ребенка с ОВЗ разрабатывается в несколько этапов.

Перечислим самые важные из них:

Этап

«Шаги проекти

Содержание деятельности

рования ИОП»

16

Предварительный

Предварительная

оценка

образовательных

потребностей ребенка

и запроса родителей

Администрация школы вместе с

координатором по инклюзии

определяет, к какому учителю и в ка

кой класс поступает ребенок. Так же

определяется, какие специалисты

психолого-педагогического

сопровождения могут войти в

междисциплинарную команду; если в

школе нет какого-либо специалиста,

административная группа ищет

возможные варианты привлечения

дополнительных ресурсов.

Заключается договор с родителями,

проводится сбор и анализ предвари

тельной (первоначальной)

информации о ребенке и его семье.

Оценка требований

ФГОС и ОП

Изучение документации. Разработка

локальных регламентирующих

документов: приказа о деятельности

ПМПк (ППК), Службы психолого-

педагогического сопровождения и др.

Диагностический

Изучение

результатов

Организация диагностической работы

учителя и специалистов

комплексного

Психолого- педагогического

Психолого-

педагогического

сопровождения в режиме

взаимодействия

обследования

(повозможности — комплексно);

подготовка заключений о

психологических особенностях

ребенка, сформированности у него

учебных навыков, специфике

взаимодействия со сверстниками и

взрослыми. Основная задача

комплексной диагностики в данном

случае — определить, какие

образовательные потребности есть у

ребенка, на какие его возможности

можно опереться в первую очередь,

какие из направлений деятельности

17

учителя и специалистов являются

самыми актуальными.

Описание необходи

-мых ребенку с ОВЗ

Организация деятельности ПМПк:

обсуждение заключений

специальных

образовательных

о необходимости разработки ИОП

условий с учетом

возможностей и

дефицитов

Разработка

Проектирование

Деятельность учителя и специалистов

необходимых струк

турных

составляющих ИОП

сопровождения в рамках работы

ПМПк.

При необходимости

— привлечение

специалистов ППМС

центра, с которым

заключено

соглашение о

сотрудничестве.

Определение

временных границ

реализации ИОП

Четкое

формулирование

цели ИОП

(Совместно с

родителями!)

Определение круга

задач в рамках

реализации ИОП

Определение

содержания ИП

(коррекционный,

образовательный

компоненты)

18

Планирование форм

реализации разделов

ИОП

Определение форм и

критериев

мониторинга

учебных достижений

и формирования

социальной

компетентности

Определение форм и

критериев

мониторинга

эффективности

коррекционной

работы

Реализация

Организация деятельности учителя и

специалистов психолого-

педагогичесекого сопровождения в

соответствии с программой и планом;

организация мониторинга учебных

достижений и социальной

компетентности ребенка;

организация мониторинга эффектив

ности коррекционной работы.

Анализ и

Организация деятельности ПМПк по

анализу эффективности работы,

динамики развития и учебных

достижений ребенка;

коррекция

внесение корректив в ИОП (ИОп)

Основная задача администрации и сотрудников школы на предварительном этапе

или этапе целеполагания — договориться с родителями об одной общей цели на

определенный, «понятный» период времени — например, на один год. В беседе с

родителями необходимо расставить приоритеты в развитии ребенка исходя из его

возможностей — в соответствии с ними учитель и вся междисциплинарная

команда будут решать практические задачи в области обучения и социальной

адаптации ребенка. При этом, подписывая договор о сотрудничестве, а затем,

принимая участие в разработке индивидуального образовательного плана для

19

своего ребенка, родитель должен осознавать меру своей ответственности за

качество жизни ребенка не только в кругу семьи, но и в школе.

2.2.Деятельность учителя в процессе разработки и реализации

индивидуального образовательного плана

В Таблице приведены возможные задачи, формы и результаты деятельности

учителя. При этом результатом деятельности педагога на различных этапах будет

не

только

определенный

продукт

(план,

конспект,

характеристика),

но

и

приобретенная

информация,

понимание

того

или

иного

аспекта

включения

ребенка в образовательное пространство, внутренний план действий.

Этапы

Задачи

Возможные

формы

Результат

деятельности

Предвари

тельный

Знакомство

Посещение

ДОУ

(диагностического

Первоначальное

представление

этап

с ребенком

класса),

об особенностях

(возможный)

с ОВЗ

ребенка

Знакомство

Предварительная

Понимание специфики

с семьей

встреча, «Школа

радости»

семьи, предваритель ный

план начала посещения

(или другие

школы ребенком

мероприятия

по

включению

дошкольников в

образовательную

среду школы,

проводится

в апреле-мае)

З н а ком с т в о

с

системой

сопровождения

школы

Встреча со

специалистами

ДОУ

Углубление представления о

ребенке и семье,

направлениях работы

основных специалистов,

предварительное

планирование действий для

облегчения адаптации

ребенка в новой среде

Диагности

ческий этап

Сбор

информации о

ребенке

Педагогическая

диагностика,

наблюдение проба

Понимание

возможностей

ребенка и основных проблем

в

с ф е р е

о с в о е н и я

20

тех или иных

форм

взаимодействия

образовательной

программы

и поведения

с ребенком в

рамках

урока и

внеурочных

мероприятий

Сбор

Беседа, наблюдение и

Определение стратегии

информации

оценка особенностей

по выстраиванию отно

о семье

взаимодействия роди

шений сотрудничества

телей и ребенка

и продуктивного

взаимодействия

Оценка

Самоанализ, консуль

школы (включая коор

«внутренних» и

«внешних»

ресурсов

тирование со специа

листами школы

динатора) и «внешним»

партнерам — специали

стами центра «Семья»

Этап

Обобщение

Знакомство с заклю

Конкретизация и кор

разработки

результатов

чениями специалистов

рекция собственных

диагностики

психолого-педагогиче

представлений о воз

ского сопровождения

можностях и проблемах

ребенка

Определение

основных

направлений

р а б о т ы

с

ребенком

и

его

семьей

Психолого-

педагогический

консилиум

Определение цели,

задач, режима работы и

регламент взаимодейст

вия в междисциплинар

ной команде, с роди

телями

Конкрети

Анализ содержания

Заполнение ИОП

по данным разделам

зация задач

основной образова

с согласия родителей

по направле

тельной программы с

ниям «Ос

точки зрения возмож

воение обра

ностей ребенка ее

зовательной

освоить;

программы»,

«Социализация

»

Этап

Организация

Планирование урока с

Успешная адаптация

21

реализации

образователь

учетом задач ИОП;

ребенка с ОВЗ в среде

ного процесса,

адаптация содержания

сверстников, динамика

способству

учебных материалов и

его развития, продук

ющего адап

пособий, подбор дидак тивность учебной дея

тации и фор

тических материалов,

тельности ребенка,

мированию

форм, использование

формирование основ

продуктивной

поддерживающих стра

ных компетенций

учебной

тегий

деятельности

у ребенка с

ОВЗ

Оценка дина

Педагогическая диаг

Определение ведущих

мики освоения

ностика, наблюдение,

направлений дальней

ребенком

ведение дневника

шей работы с ребенком

образователь

наблюдений,

и его семьей, постанов

ной программы консультации со

ка задач на следующий

, динамики

специалистами,

период, выявление наи

развития.

самоанализ; ПМПк

более эффективных

Анализ

стратегий включения

эффективности

ребенка в образователь

деятельности

ную среду, корректи

ровка

по решению

задач ИОП

ИОП

Разработка ИОП помогает:

Структурировать и систематизировать процесс обучения в определённых

образовательных областях (целевых направлениях);

Сфокусироваться

на

моментах,

которые

являются

приоритетными

для

обучения ребёнка в определённый период времени, опираясь на понимание его

возможностей;

Привлечь дополнительные ресурсы, разделить ответственность за качество

обучения и воспитания ребенка с несколькими специалистами и родителями;

Увидеть динамику развития ребенка, оценить эффективность собственной

деятельности;

Сделать

образовательный

процесс

«прозрачным»

для

родителей

и

администрации.

2.3.

Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ в ГБОУ

СОШ с. Утевка

22

В ГБОУ СОШ с. Утевка разработана нормативная база регламентирующая

деятельность образовательной организации в части обучения и воспитания детей

с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов, обучающихся в форме очного обучения.

Положение о реализации инклюзивной практики в образовательном учреждении

(об особенностях организации обучения и воспитания детей с ОВЗ и др.):

положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) с

приложением (приказ о создании ПМПк, приказ о составе ПМПк на начало

нового учебного года, должностные обязанности членов ПМПк и др.);

положение об организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с

ОВЗ и ребенка с инвалидностью в учебном процессе, в т.ч. через договор

взаимодействия с центром «Семья» (договор о сотрудничестве),

лечебно-

профилактическими учреждениями, учреждениями здравоохранения,

учреждениями социального обслуживания;

договор с родителями детей с ОВЗ;

положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана,

который обеспечивает освоение образовательной программы на основе

индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных

потребностей конкретного обучающегося;

положение о разработке и реализации адаптированной образовательной

программы и т.д.

В основной образовательной программе школы программа коррекционной

работы образовательной организации отражена во всех разделах основных

образовательных программ, таких как «Пояснительная записка»; «Планируемые

результаты»; «Учебный план», «Программа развития универсальных учебных

действий»; «Программа духовно-нравственного развития, воспитания»;

«Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», и

учтена по направлениям организации внеурочной деятельности для детей с

ограниченными возможностями здоровья.

Программа коррекционной работы составлена с учетом возможности

образовательной организации проводить индивидуальное сопровождение детей,

имеющих различные проблемы в воспитании, развитии и обучении.

23

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса детей с

ограниченными возможностями здоровья в ГБОУ СОШ с. Утевка отвечает (будет

отвечать с декабря 2015 года) не только общим, но и особым образовательным

потребностям детей каждой категории.

Так уже на данный момент в школе имеется полный комплект оборудования для

дистанционного обучения (технические средства обучения детей с

ограниченными возможностями здоровья (включая специализированные

компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение

особых образовательных потребностей). Аналогичным комплектом обеспечен и

ребенок с ОВЗ. Педагогический состав, работающий с данным оборудованием,

прошел курс обучения и успешно справляется с поставленной задачей. При этом

в работе используются как дистанционные уроки, так и очные уроки с

посещением ребенка – инвалида на дому.

В соответствии с государственной программой Российской Федерации

«Доступная среда» на 2011 - 2015 годы в нашей школе создается универсальная

безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и

лиц, не имеющих нарушений развития. Так во втором корпусе школы на данный

момент завершаются работы по созданию безбарьерной среды. К декабрю 2015

года планируется монтаж необходимого оборудования для создания

безбарьерной среды в основном корпусе школы (вся документация собрана и

получено необходимое финансирование)

В ОУ организован временный режима обучения, организованы рабочие места

ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Школа полностью

обеспечена специальными учебникам, рабочими тетрадями и дидактическими

материалами, отвечающими особым образовательным потребностям детей с

ОВЗ.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса детей с

ограниченными возможностями здоровья ориентировано на освоение ими

основных образовательных программ по уровням образования.

24

Заключение

Организация обучения детей с ОВЗ в обычных образовательных учреждениях

преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на

длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и

воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками,

что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам

инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и

интеграции с обществом. При этом индивидуализация образовательного

процесса рекомендована в ситуациях хронической неуспеваемости ребенка, в

силу своих особенностей который не может освоить учебный материал в

определенном темпе, форме, объеме так, как это могут делать другие дети.

В современной школе все ученики имеют равный доступ к процессу обучения

в течение учебного дня.

У всех учеников имеются равные возможности для установления и развития

важных социальных контактов.

Обучение всех учащихся тщательно планируется и проводится наиболее

эффективным способом. Педагоги и все сотрудники школы, вовлечённые в

процесс обучения, обучены стратегиям и педагогическим технологиям

осуществления современного образовательного процесса.

Программа обучения и педагогические методы, применяемые в обучении,

учитывают потребности каждого ученика. Семьи активно участвуют в жизни

школы. Все сотрудники школы позитивно настроены и понимают свои

обязанности.

Именно комплекс всех условий позволяет сделать образовательный процесс

для каждого ребенка не только эффективным, но и комфортным-

адаптированным под его личные возможности и потребности.

25

Список использованной литературы

1.Агеева И.А. Обучение с увлечением. - М.: Лайда, 1995.

2.Банч Г. Поддержка учеников с нарушением интеллекта в условиях

обычного класса. Пособие для учителей (пер. с англ.) / Под ред.

Н.В. Борисовой. — М., РООИ «Перспектива», 2008.

3.Башаева

Т.В.

"Обучение

сюжетно-ролевой

игре

детей

с

проблемами

интеллектуального развития". Санкт-Петербург. 2001.

4.Гайдукевич С.Е. Средовой подход в инклюзивном образовании //

Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы. —

Минск: Четыре четверти, 2007, с. 34.

5.Дмитриева Т.П. Инклюзивное образование. Выпуск 3. «Органи)

зация деятельности координатора по инклюзии в образовательном уч)

реждении». — М, «МИРОС», 2010.

6.Резникова, Е. В. Особенности социального развития учащихся

с умственной недостаточностью, вовлеченных в интегрированное

обучение в общеобразовательной школе / Е. В. Резникова // Дефектология. - 2007

7.Алехина

С.В.

Технология

сопровождения

индивидуального

обучения

детей с ограниченными возможностями здоровья» (тезисы). - Материалы

Всероссийской конференции «Другое детство», 2009

8.

Алехина

С.В.

Инклюзивный

подход

в

образовании

в

контексте

проектной инициативы «Наша новая школа» статья (в соавторстве с

9.В.К.Зарецким

(МГППУ)),

Материалы

VI

Всероссийской

научно-

практической

конференции,

посвященной

Году

учителя:

«Психология

образования:

социокультурный

ресурс

Национальной

образовательной

инициативы «Наша новая школа».

26



В раздел образования




Яндекс.Метрика