Автор: Тезегешева Айсула Акчаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Усть-Канский детский сад" Населённый пункт: Усть-Кан Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Сказкотерапия для дошкольников" Раздел: дошкольное образование
«Сказкотерапия для дошкольников»
Сказка учит жить. А иначе, зачем бы наши предки тратили драгоценное
время на них? Зачем бы посвящали вечерние часы сказкам да отнимали
детское
внимание?
И
разве
только
дети
были
слушателями
бабушки-
сказительницы
в
семье?
С
не
меньшим
удовольствием
и
волнением
погружались в мир волшебства и чудес взрослые члены семьи! Да и где еще
можно почувствовать себя вдали от житейской суеты и трудностей, как не в
хорошей сказке? Теперь мы подробно разбираем все свойства сказки, ее
педагогические, психологические медитативные возможности. Но суть всех
этих рассуждений одна; без сказки нет у ребенка ни мечты, ни волшебной
страны, где сбываются все желания. Видеоиграми сыт не будешь, особенно
если созданы они в чужой стране, где люди живут иными проблемами.
Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами
показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое
время
показать,
к
чему
приводит
тот
или
иной
поступок
героя,
дает
возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу,
чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить,
«проиграть»
жизненные
ситуации
без
ущерба
для
собственной
жизни
и
судьбы
ставит
сказку
в
ряд
с
самыми
эффективными
способами
воспитательно- образователной работы с детьми. Пользуясь зашифрованным
в сказке опытом прошлых поколений, ребенок и взрослый могут проникнуть
в
мир
бессознательного
и
на
ином,
внутреннем,
уровне
разглядеть
собственный мир чувств и переживаний.
Не случайно сегодня сказки используются и педагогами, и психологами, и
логопедами.
Что,
как
не
сказка,
позволяет
ребенку,
да
и
взрослому
пофантазировать? Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу
себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только
глазами, но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством?
Сказка позволяет «проиграть» такие вымышленные ситуации, каких нет и не
может быть в окружающем мире. Сказка способна перед каждым из нас
открыть дверцу, за которой свои и чужие радости и горести становятся
осязаемыми,
понятными,
доступными
для
ума
и
сердца.
Чужая
душа
перестает быть «потемками», а своя душа вдруг приобретает непривычные
качества и свойства. Отчего у ребенка, а то и у взрослого текут слезы, если
ему самому никто не угрожает, никто его не обижает?
В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и
российскими
учеными.
На
сказках
апробируются
психотерапевтические
приемы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребенка. Через
сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.
Педагогическая работа - это 1-й этап, включающий чтение сказки и беседу с
детьми
по
ее
содержанию.
Психокоррекционная
работа
-
это
2-й
этап,
включающий
распределение
ролей
для
проигрывания
эпизодов
сказки,
психогимнасчтику, собственно психокоррекционную работу и рисование или
изготовление поделок по мотивам сказок. Психокоррекция проводится через
проигрывание эпизодов сказки и ответы детей на предлагаемые вопросы.
Рисование и изготовление поделок являются в основном домашним заданием,
но могут проводиться на занятиях.
Приведенные
методические
рекомендации
позволяют
воспитателям
и
родителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные
беседы,
используя
сюжеты
сказок,
получают
возможность
заниматься
коррекционной работой с конфликтными, тревожными детьми, с детьми с
завышенной или, наоборот, заниженной самооценкой, эгоцентричными, а
также неуверенными в себе.
На основе методических рекомендаций можно содержательно и логично
выстроить работу с родителями детей. Подключение родителей или других
членов
семьи
позволяет
приобщить
всю
семью
к
совместной
работе
по
психокоррекции и реабилитации ребенка.
Педагогическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку
на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что
такое «плохо», примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и
слабого, заботливого и равнодушного, примерить на себя роль родителя и
оценить свой поступок со стороны, а также позволяет ребенку иными глазами
взглянуть на окружающий мир и близких людей. Черствость и невнимание
ребенка к чувствам и переживаниям родителей, сверстников, воспитателей
часто связаны не с особой черствостью в характере самого ребенка, а с
отсутствием опыта сопереживания, с неумением вслушиваться в слова тех,
кто его окружает.
Тексты сказок и последующая беседа с детьми по их содержанию могут быть
успешно
использованы
и
родителями,
неравнодушными
к
своим
детям.
Вопросы по содержанию сказок составлены таким образом, чтобы укрепить
связи на эмоциональном и вербальном уровне родителей с детьми, дать
возможность поговорить о важных и значимых проблемах в непринужденной
форме, соотнося свои чувства и мысли с чувствами и мыслями персонажей
прочитанных сказок.
Рекомендации родителям
Если малыш слишком мал, чтобы уметь читать, на помощь, конечно,
приходят родители.
В ходе чтения сказок Вы должны учитывать собственное состояние. Не
стоит читать, если Вы чем-то сильно встревожены, торопитесь и т.п.
Ребенок сразу почувствует несоответствие слов и образов, интонаций и
мимики, а беспокойство и тревога передадутся ему. Лучше попросите
кого-нибудь из близких «подменить» Вас.
Будьте
эмоциональны,
читайте
с
«выражением»
и
«душой».
Это
позволит ребенку глубже погрузиться в повествование, сделает сказку
интересней
и
насыщенней,
ведь
дети
без
труда
поддаются
эмоциональному заражению.
Читая,
не
следует
торопиться,
делайте
логические
паузы,
оставляя
место для комментариев ребенка и ваших собственных.
Вы должны знать, насколько устойчиво внимание Вашего ребенка, как
долго он способен продуктивно слушать. Детям с менее устойчивым
вниманием лучше читать сказки по частям в течение нескольких дней.
Следите за реакцией ребенка на сказки, их отдельные фрагменты. И
слова, и поза, и жесты, и мимика – всё это может указывать захвачен ли
малыш
содержанием
или
ему
скучно.
Если
внимание
ребенка
сосредоточено на описываемом действии, Вы – на правильном пути.
Если сказка ему не интересна, значит, что-то не так, или ребенок еще не
готов её воспринять.
После прочтения сказки обсудите её с ребенком. В зависимости от
содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими:
- О чем сказка?
- Что запомнилось больше всего?
- Какие герои запомнились? Почему?
- Что случилось с тем или иным персонажем?
- Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было
радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь?
- Какие чувства, какое настроение после сказки?
- Случается ли такое в жизни, по-настоящему?
- Случались ли у тебя похожие ситуации?
- Чему мы можем научиться у этой сказки?