Напоминание

"Развитие связной речи и творческих способностей старших дошкольников"


Автор: Семенюта Людмила Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ №36 п.Октябрьский МО Ейский район
Населённый пункт: п.Октябрьский Ейский район Краснодарского края
Наименование материала: из опыта работы мастер класс
Тема: "Развитие связной речи и творческих способностей старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №36

п. Октябрьский МО Ейский район

Тема: «Развитие связной речи и творческих способностей дошкольников

через стихосложение».

Из опыта работы воспитателя Семенюта Людмилы Александровны.

Федеральный

государственный

стандарт

дошкольного

образования

одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития

детей

определяет

«организацию

видов

деятельности,

способствующих

развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества

ст.3.2.5. п.4.

Сегодня я хотела бы

рассказать вам о том, как можно развивать

фантазию детей, их изобретательские речевые возможности, аналитические

умения

в

интересной

и

доступной

форме.

Известный

ученый

Альберт

Эйнштейн

подчеркнул,

что

«нет

ничего

проще,

чем

изучать

то,

что

интересно». Следует

заметить,

что

словесное

творчество

наиболее

сложный

вид

творческой

деятельности.

Однако

исследователями

становления детской речи и особенностей её развития, установлено, что дети

3-6 лет имеют естественную потребность в стихосложении.

Ведь весёлое смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение – это и

есть «словесная игрушка».

И в то же время детская поэзия – это особый, свойственный только детям,

взгляд на мир, запечатленный в слове. И задача педагога помочь детям,

желающим

сочинять

стихи,

правильно

это

делать,

в

основу

положив

необходимость формирования интереса детей к стихотворным текстам.

Хочу

подчеркнуть, что рифма развивает у детей внимание к звучащей речи, к

гармонии звуков, чувство ритма, формирует навыки удачного подбора слов

по смыслу, расширяет словарный запас детей.

На начальных этапах работы необходимо вызвать у детей интерес к

художественным

произведениям,

наполненным

фантазией,

юмором,

словесными играми в рифмы, ритмы, звукоподражания.

Как же научиться играть в стихи и со стихами? Конечно, их нужно читать

детям,

заучивать

наизусть.

Иначе

игра

не

состоится.

Правила

игры

заключаются в самом стихотворении, в его назначении и содержании.

Всем

известны,

например

потешки,

небылицы,

считалки,

дразнилки,

скороговорки, смешинки и прочая стихотворная «шумиха», которую принято

считать пустой забавой. Все это в первую очередь игры, которые обучают или

быстрому произношению трудной фразы, или сложному звукосочетанию.

Такая форма монологического текста как стихотворение, способствует тому,

что

у

детей

воспитывается

способность

чувствовать

художественную

выразительность

слова.

Здесь

закладывается

основа

для

формирования

любви к родному языку, его точности, меткости, образности.

На

практике

обучению

дошкольников

созданию

стихотворных

текстов,

уделяется недостаточно

внимания. Данный факт объясняется отсутствием

эффективных

методов

и

приёмов

обучению

детей

ритмованию

и

рифмованию. Без словесной игры, которая содержится в них, ребёнок не

овладеет в полной мере своим родным языком. Ведь рифмованный текст

помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека.

Для обучения старших дошкольников рифмованию, я поставила перед собой

следующие задачи:

1.Научить

детей

самостоятельно

находить

рифмующиеся

между

собой

существительные (тень - плетень),

глаголы (бежал – лежал),

прилагательные (красный - прекрасный),

наречия (далеко - глубоко).

2. Помочь детям анализировать содержание стихотворения и устанавливать

причинно – следственные связи, обозначенные в тексте.

3.Упражнять детей в умении самостоятельно находить рифмующиеся между

собой

слова

и

создавать

четыре

рифмованных

строчки

по

объектам,

изображенным

на

картине,

описанным

в

сказках,

или

из

ближайшего

окружения.

4.Формировать

умение

составлять

рифмовки,

используя

разнообразные

модели.

Работу эту лучше начинать летом, т.к. больше времени отводится в

режиме дня на самостоятельную деятельность детей, совместную

деятельность вне рамок организованной образовательной. А дала толчок

мне этой работе рабочая тетрадь по развитию речи старших дошкольников,

где выделены темы «Найди рифму», «Что не в рифму». Оказалось, что в

группе имеется большое количество разных картинок, с помощью которых

очень легко можно организовать дидактические игры по составлению

рифмованных текстов.

Данная работа осуществлялась в 3х направлениях:

1. Работа со стихотворением с применением методики ТРИЗ, которая

включает:

1. Выразительное чтение стихотворения воспитателем.

2.Запись стихотворения схемами (к словам подбираются символы,

записываются на доске) или в тетради каждый ребенок самостоятельно.

3. Повторение стихотворения по опорной схеме 2–3 детьми.

.

2.Работа с рифмой на полуактивном уровне

Игра: «Раз, два, три – картинки по рифме разложи».

Цель: учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия

которых рифмуются.

Ход: воспитатель раскладывает около 40 изображений, названия которых

рифмуется,

например:

дом

сом;

картошка

поварёшка;

Буратино

Чиполино; рак – мак; ворона – корона, картошка – гармошка, мишка –

крышка; утка – дудка; рубашка – чашка; коза – стрекоза; и т.п. Воспитатель

поднимает какую-либо картинку и просит найти парную по рифме. Игра

считается законченной, когда сложено 20 пар.

3. Работа с рифмой на активном уровне осуществляется поэтапно.

Назовем

условно первый

этап

подготовительный.

Здесь

очень

важно

вызывать у детей эмоциональный отклик на рифму, воспитывать желание

самостоятельно находить рифмующееся слово в стихотворном тексте, в то же

время

подходящее

и

по

смыслу

к

данному

тексту.

Этому

помогают

разнообразные словесно-дидактические игры и игровые задания.

Игровое

задание

«Я

начну,

а

ты

закончи»,

с

использованием

хорошо

известных

и

любимых

детьми

стихов,

стихотворных

сопровождений

их

хороводных и подвижных игр. Например «испекли мы из муки с луком,

мясом….», «без ключа ты мне поверь, не откроешь эту….».

Игра «Доскажи словечко». Цель: ориентируясь на окончания глаголов и

существительных, подбирать слова в рифму. Воспитатель читает небольшие

отрывки, дети договаривают окончания.

1.Зайка звонко барабанит.

Он серьезным делом … (занят).

2. Первым просыпается пастух,

Раньше пастуха встает … (петух).

3.Ёжик – сторож теремка –

Злой лисе намял … (бока).

4.Снеговик – «морковный нос» -

Ёлку нам домой … (принёс).

Мы знаем, что одним из эффективных средств в развитии речи и мышления

является

загадка. Она способствует

расширению словарного запаса,

обогащению

речи

образными

выражениями,

развитию

памяти

и

воображения. Но в то же время загадка, также как

стихотворный

текст

может использоваться как

одно из средств при обучению рифмованию, в

особенности загадки, требующие отгадки в рифму. Так, например в

игре «Отгадывание загадок» читаю:

Летом в болоте

Вы её найдете,

Зеленая квакушка

Кто это? …. (лягушка), т.е. решается задача формирования умений слушать,

договаривать слова, подбирая отгадки в рифму;

Или:

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все …. (солнце).

Эти шарики на нити

Вы примерять не хотите?

На любые ваши вкусы

В маминой шкатулке… ( бусы)

Край ее зовут полями,

Весь украшен он цветами,

Головной убор – загадка

Есть у нашей мамы…. ( шляпка)

Хорошо, когда правильный ответ сопровождается иллюстрацией, в т.ч. и с

использованием интерактивного оборудования

На втором этапе

учим детей, создавать рифму и находить похожие по

звучанию слова в играх:

«Найди рифму»

Мост – хвост – тост и т.д.

Птица – пицца – синица и т.д.

Подушка – лягушка – кадушка и т.д.

« Найди слова в рифму»

Читаю четверостишия и прошу детей находить слова в рифму.

Там котик усатый

По садику бродит,

А козлик рогатый

За котиком ходит.

и т.д.

«Кто кем становится?»

Ход: воспитатель читает стихотворение А.Шибаева («Для самых маленьких»,

«Озорные детки», «Самовар») а дети договаривают слова.

Жил – был маленький щенок,

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок,

Взрослая…(собака).

Бык могучий великан,

В детстве был …(телёнком)

Жеребёнок с каждым днём

Подрастал и стал … (конём)

На третьем этапе осуществляется работа со стихами из двух строк.

Предлагается пара слов в рифму. Мишка – штанишки, ложка – картошка,

платок – цветок.

Задание:

придумать двустишие с предложенными словами. Дети легко справляются с

такими заданиями: «были у мишки – красивые штанишки», «я беру ложку –

буду, есть картошку», «мама купила платок – на нем красивый цветок» и др.

Т.е. дети находят смысловое решение предложения. Не обычный набор слов,

просто в рифму, а слова, связанные одним смыслом.

Следующий этап работы заключается в создании лимериков. Лимерик

это короткое стихотворение, которое состоит из пяти строчек и пишется в

жанре нонсенса (указанной нелепицы). Сначала лимерики создаются группой

детей, где ведущую роль берёт воспитатель.

Во время составления лимерика ребёнок может придумывать слова в рифму,

но этих слов нет в русском языке. В принципе это придуманное слово можно

оставить, но с условием, если ребенок объяснит его значение, этим самым

ещё и формируется детское словотворчество. Для начала ребёнка необходимо

познакомить с правилом работы со схемой:

1 строчка

Жил – был (объект)

2 строчка

Какой? (Сравнение или указание на свойство

объекта)

3 строчка

Что делал? (Действие или взаимодействие с другими

объектами)

4 строчка

С кем общался?

5 строчка

Вывод

- Первая и вторая строчки рифмуются между собой;

- Третья и четвёртая строчки рифмуются между собой;

- Пятая является выводом и может не рифмоваться.

Например:

Жила – была кошка, Жила – была речка,

Звали её мошка. Она была горячей как печка.

Маленькая она была, В лесу она бежала,

На ладошке у меня спала. Всех обогревала.

Вот такая у меня кошка Вот такая заботливая речка.

Подводя

итог,

следует

отметить,

что

рифмовки

повышают

настроение,

объединяют

и

организуют

детей

своим

ритмом.

Они

оживляют

образовательную

деятельность,

помогают

многим

детям

преодолеть

психическое

напряжение.

Рифмовка

создаёт

у

ребёнка

ощущение

уверенности в себе, развивает дыхание, дикцию, слух, темп, регуляцию силы

голоса. Формируется выразительная и эмоциональная речь.

Так же поднимает настроение ребёнка, когда родители принимают участие в

создании

рифмованных

текстов.

Последнее

вызывает

чувство

радости

и

гордости за них. С большой радостью представлю вам результаты своей

работы – это стихи, сочиненные воспитанниками моей группы.

Карина Милова с мамой

Осень, прощай. Наступает зима!

Очень рада детвора.

Рисуем картины зимы

Снежками кидаемся мы.

Ждет подарков детвора

Ёлку украшают, песни распевают

И конечно – же ребят

На саночках катают.

Водят, водят хоровод

Чтобы встретить Новый год

Ребятишки малые,

Веселые, удалые

Вот как зиму мы встречаем!

Настя Бутина сочинила несколько стихов, вот некоторые из них:

Листопад.

Листья с шелестом ложатся

Это значит листопад.

Облетают, облетают,

Спать листочки не хотят!

Вот какая осень.

Про маму.

Кто меня родил?

Кто меня кормил?

Мамочка любимая,

Мамочка красивая!

Вот какая ты у меня.

Черненко Оля сочинила

Песенку про Снегурочку

Жила- была , жила – была

Снегурочка одна.

Она, она холодная была.

А дед Мороз, а Дед Мороз

Подарки нам принес!

Все знают, что у Дед Мороза

Красный нос!

В заключение хочу сказать, что большой плюс этой работы в том, что,

помогая развитию связной речи, творческих способностей детей,

она не

требует

дополнительных

материальных

затрат.

Работа

с

детьми

по

сочинительству стихотворных текстов

кропотливая, но очень интересная,

требует от воспитателя большого терпения, внимания, памяти, чтобы вовремя

записать детское стихотворение и при необходимости помочь ребенку его

вспомнить.

Благодарность

за

такую

работу

это

неподдельная

радость

ребенка, его эмоциональное наслаждение от сочиненного стихотворения.



В раздел образования




Яндекс.Метрика