Напоминание

"Развитие моторики рук у детей с ОНР через конструирование и ручной труд"


Автор: Камоза Вера Васильевна
Должность: воспитатель коррекционной группы
Учебное заведение: Детский сад №192 комбинированного вида
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие моторики рук у детей с ОНР через конструирование и ручной труд"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Развитие моторики рук у детей с ОНР через конструирование и ручной труд».

Над этой темой работаю углублённо потому, что дети моей группы имели ма-

лоподвижные

фаланги

пальцев;

слаборазвитую

мускулатуру

рук;

неточную,

за-

медленную координацию движений. Связь пальцевой моторики и речевой функции

была

подтверждена

исследованиями

ученых

института

физиологии

детей

и

под-

ростков (А.В.АТАКОВА - ФОМИНА, М.И. КОЛЬЦЕВА, В.И.ИСЕНИНА). Если движения

пальцев рук не соответствуют возрасту, если развитие движений отстаёт, то и речь

не соответствует возрастным нормам.

Поэтому я поставила для себя цель: развивать моторику рук у детей с ОНР че-

рез конструирование и ручной труд.

Вначале учебного года, проведя диагностику, определила уровень развития де-

тей по всем разделам программы.

У 70 процентов была слабая моторика рук, а 30 процентов детей вообще отка-

зывались что – либо делать, так как у них отсутствовали навыки и умения лепить,

вырезать, рисовать, конструировать. Диагностика позволила составить перспектив-

ный план предстоящей работы с учётом индивидуальных возможностей детей, от

простого к сложному, используя личностно - ориентированный подход к каждому

Создала условия для овладения навыками художественного труда (способом

разрывной аппликации, техникой оригами, папье – маше, смешанной техникой и

другими). Оборудовала в группе развивающие зоны для самостоятельной деятель-

ности детей, творческой активности, предоставляя возможность выбора различных

материалов для конструирования.

Знакомила детей с произведениями искусства различных видов и жанров,

народно – декоративного, прикладного творчества.

Изучила много литературы по данной теме. Подобрала комплексы пальцевой

гимнастики. К первому родительскому собранию подготовила рекомендации и сове-

ты: как в домашних условиях развивать мелкую мускулатуру пальцев рук. Чтобы эта

работа была регулярной результативной, в повседневной жизни – утром, вечером,

на занятии использовала пальцевую гимнастику, это служило элементом двигатель-

ной активности, повышением работоспособности, снятием нагрузки. Для этого я под-

бирала и сочетала игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей, стара-

лась сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, так как

это влияет на коррекцию звукопроизношения у детей. Старалась не навязчиво повы-

шать интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

Например: «Дружба»

Дружат в нашей группе Пальцы обеих рук ритмично

Девочки и мальчики соединяются в замок.

Мы с тобой подружим Ритмичное касание пальцев

Маленькие пальчики обеих рук.

Раз, два, три, четыре, пять, Поочерёдное касание пальцев

Начинай считать опять. На обеих руках начиная с мизинцев

Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили считать. Руки вниз, встряхнуть кисти.

В ходе этих игр и упражнений предлагала детям как бы «конструировать» из

пальцев различные предметы и объекты. Дети изображали зайцев, собак, ко-

шек, деревья и других.

Для укрепления и развития рук, координации движений использовала игры

и упражнения «Кто быстрее раскрутит и закрутит верёвочку»; «Прокатит ребри-

стый карандаш»; «Зашнурует сапожок»; «Соберёт лепестки для цветика – семи-

цветика»; «Поможет ёжику» (собрать листья, грибы, фрукты); «Кто больше со-

берёт с совка предметов» (листьев, карандашей, шишек, палочек и тому подоб-

ное. но собирать нужно по одному предмету каждой рукой одновременно). В

этой игре как усложнение я использую песочные часы, то есть – ограничение

времени. Эти игры имеют соревновательный характер и ребятам очень нравятся.

Для укрепления мелких мышц пальцев рук изготовила много разнообразных

шаблонов птиц, животных, цветов, предметов для обводки и штриховки. Дети

их использовали в самостоятельной деятельности: обводили, закрашивали, вы-

резали. После приобретения достаточных умений такой деятельности, я предла-

гала детям обводить под диктовку клеточки в тетради, по точкам элементы

письма, составляли узор на листе, используя пространственные характеристики:

правая, левая сторона, вверх, вниз, посередине и так далее.

Мною сделана подборка дидактических игр на развитие устойчивости и кон-

центрированности внимания. «Цифры по порядку», «Круги»; «Муха»; «Бабочка» -

перемещать предмет по команде ведущего «вверх», «вниз», «вправо», «влево»

на соседнюю клеточку. 1 этап – с помощью указки, 2 этап – глазами.

Для занятий подбирала темы, которые в использовании не очень трудоёмки

и соответствуют возрастным и индивидуальным возможностям детей, соответ-

ствуют лексическим темам и временам года. Любая лексическая тема, за-

креплённая через конструирование и ручной труд, усваивается быстрее и глубже.

Работая с бумагой на первом занятии, закрепляла умение складывать пря-

моугольный лист бумаги пополам, сглаживая линии сгиба. Мастерили зайчиков

и медведей, дополняя основу мелкими характерными для каждого животного

деталями.

На следующем занятии, используя технику оригами, из квадрата цветной бу-

маги учила изготавливать цветки тюльпанов. Квадрат сгибали пополам по диаго-

нали, сглаживая линию сгиба загибая левый угол назад, правый – вперёд, чтобы

получились лепестки. Освоив изготовление цветков тюльпанов, перешли к более

сложным – василькам, гвоздикам. Основа цветка та же – квадрат, но цветок бо-

лее выпуклый, изготавливали его из двух квадратов разных по размеру. Согнув

квадрат по диагонали, углы поднимаем к середине боковых сторон и края ле-

пестков вырезаем уголками, ведь у гвоздик и васильков края лепестков резные.

Маленький лепесток наклеиваем поверх большого лепестка. Из готовых цветов

составляем коллективную картину «Воспоминание о лете», а до этого «Красивые

цветы». Ими украсили группу.

Далее учились изготавливать корзиночки, домики, гаражи. Складывая квадрат

на шестнадцать маленьких квадратов. В ходе занятий стремилась пробудить

собственный интерес к заданию, используя игровые приёмы, вводила задание в

сказочный сюжет, организуя с детьми возможность вариантов изображения.

Для оформления поделок предлагала детям различный дополнительный мате-

риал (фольгу, конфетти, полоски цветной бумаги и так далее).

Затем учила изготавливать плоскостные ёлочные игрушки, используя шаблоны,

которые предназначены на обведение плотной бумаги или тонкого картона, сложен-

ного вдвое. Ребята с успехом справились с этой работой. Мелкие детали наклеивали,

дорисовывали.

На следующих занятиях учила изготавливать игрушки из конусов: матрёшек,

мухоморов, мышей. Круг сгибали по диагонали вдвое, затем ещё вдвое, выреза-

ли одну четвёртую часть, склеивали стороны, дополняли конус недостающими

деталями (голову, ушки, лапки, хвост, если это животные).

После этого обучила детей изготовлению игрушек из полосок бумаги разной

длины. Техникой склеивания полосок в детали: круги, завитки, треугольники, капель-

ки и другие. Затем из этих деталей изготавливали игрушки, склеивая между со-

бой заготовки. «Волшебные игрушки» получились разнообразные.

Чтобы заинтересовать детей, получить более продуктивную отдачу в работе

детей, используя различные методы и приёмы. Например: перед работой с при-

родным материалом, провела экскурсию в парк. Наблюдали с детьми за изме-

нениями в природе, собирали, сушили различный природный материал. Само

собой напрашивается стихотворение «Осенние листья»

Опустел скворечник,

Улетели птицы,

Листьям на деревьях

То же не сидится.

Целый день сегодня

Всё летят, летят

Видно тоже в Африку хотят.

Очень важно, что дети работают с природным материалом, заготовленным ими

самими. При его сборе дети сблизились с природой, научились правилам поведения

в лесу, быть бережливыми, наблюдательными. Использую проблемные вопросы:

--- Как вы думаете, почему нельзя жёлуди и шишки палками?

--- Почему нельзя рвать грибы и цветы корнями?

--- Почему нельзя ломать ветки с ягодами?

Использую стихотворение, например:

«Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если вместе - я и ты –

Если мы сорвём цветы

Опустеют все поляны,

И не будет красоты».

А.Демьяненко

Стараясь максимально задействовать мелкие мышцы рук ребят, использую

природный материал, совершенствую навыки детей от занятия к занятию. Внача-

ле я научила детей приёму прикрепления деталей на пластилин. На первом эта-

пе учила облепливать пластмассовый стаканчик пластилином, на втором при-

креплять природный материал (косточки от фруктов, семена овощей и прочее) к

стаканчику, вдавливая в пластилин. В результате работы получились вазочки под

цветы, подставочки под карандаши и салфетки. Это трудное занятие, требующее

от детей усидчивости, терпения, особенно от медлительных детей. Здесь я ис-

пользовала личностно – ориентированный подход – детям была представлена воз-

можность этим заняться в любое свободное время, при возникновении желания,

стаканчики покрыла лаком.

Далее я научила детей приёму скрепления деталей пластилином – делали

уточек, птичек.

Использовали

не

распустившиеся

сосновые

(зелёные) шишки

разных размеров, жёлуди, пёрышки. Затем научила мастерить лебедей. Для это-

го подбирали распустившуюся сосновую шишку – туловище, для шеи – изогнутую

сосновую веточку. Сложность возникла в соблюдении пропорций тела: шеи, го-

ловы, туловища.

Затем предложила детям сделать страуса. В этой работе усложнение –

ноги. Необходимо соблюдать пропорции тела, технику скрепления деталей, за-

крепление поделок на подставку. Овладев всем этим, перешли к следующей

фигурке – оленю. Его четыре ноги необходимо прикрепить к туловищу, подобрать

ветвистые пропорциональные рога, укрепить оленя на подставочке.

В данный момент техникой скрепления деталей пластилином овладели

все дети. Это показало итоговое занятие «В гостях у Лесовика». Дети умеют

предавать своим поделкам законченность, оформлять композицию, обыгрывать

поделки. Для этого я предоставляю им эту возможность: разнообразие природ-

ного и дополнительного материала.

Мои дети любят выполнять совместные работы, ведь совместный труд

сближает людей. Ещё Н.К. Крупская говорила «Совместную работу детей надо

особенно ценить – это зачатки коллективного труда, привычка к совместной де-

ловой работе, хотя бы и к краткосрочной, хотя бы и преследующее чисто ребя-

чьи цели, имеют громадное значение».

Так коллективные работы «Ромашки», «Осенние напевы» - украшают груп-

пу. Это аппликация на ткани из сухостоя. В этих работах были использованы

плоско - и объёмно - засушенные листья, цветки, веточки, колоски различных

цветов и растений.

Мои дети с большим воодушевлением стали работать с необычными ма-

териалами, предложенными мной. Работая над композицией «Весёлые цыплята»

из пустых яиц, всем детям хотелось доделать быстрее, быстрее никак нельзя,

«поспешишь, людей насмешишь». Яичная скорлупа очень хрупкая, поэтому де-

тям приходилось регулировать силу своих пальчиков, а это для них ещё трудно.

При наклеивании мелких деталей (глаз, клюва), возникли трудности у некоторых

детей, которые ещё не достаточно умеют управлять своими руками и пальцами.

Им помогли другие дети. У всех ребят получились симпатичные цыплята. Был и

повар - в колпачке, в переднике и с половником, и будущая курочка – в юбочке

и с бантиком, и малыш в панамке и много других «весёлых» цыплят.

В своей работе использую разные способы организации детей: фронталь-

ные занятия, подгруппами, индивидуальные, парами. Работая подгруппами или

парами, дети умеют договариваться, распределять обязанности, планировать свои

действия, спокойно и дружно свои обязанности, планировать свои действия, спо-

койно и дружно выполнять свои обязанности. Например: работая над «Зимними

фантазиями», я предложила детям выбрать себе пару по желанию, нарисовать

на однотонном картоне (дети фон выбрали сами) контур предметов простым ка-

рандашом. Но прежде дала установку: картинка должна соответствовать зимне-

му времени года, сюжетной, расположенной на всей поверхности основы. Дети

договорились, кто, что будет рисовать, намазывать изображение клеем, посыпать

мелкой крошкой из яичной скорлупы. Работы у детей получились красивые, ска-

зочные: «Весёлые зайчишки на снегу», «Зимний лес «, «Зимняя ночь», «Зима».

Все ребята овладели техникой работы с крошкой из яичной скорлупы.

Развивая у детей мелкую мускулатуру пальцев рук, использую разнооб-

разные способы работы и материалы. Например: изготовление закладок, коври-

ков, салфеток способом переплетения основы. По мере приобретения навыков

давала усложнения: более сложное плетение, использование и чередование

нескольких цветов. Работы получились аккуратные, красочные. Цвет и основу

дети выбирали сами.

Знакомясь с поролоном, изготавливали игольницы, игрушки зверюшки, ис-

пользуя технику перетяжек. Занятию предшествовала большая предварительная

работа: рассматривание иллюстраций, картин; беседы о повадках диких живот-

ных, заучивание загадок, стихотворений Детям была предоставлена возможность

выбора: кого они будут делать. А когда сделали игрушки и рассмотрели - одина-

ковых игрушек не было. Мелкие детали дорисовывали фломастерами. Эти иг-

рушки изготавливались для малышей.

При подготовке работ к выставке нашей группы, дети делали игрушки из

отработанного пластилина, обсыпали крахмалом (обезжиривали), покрывали бе-

лой гуашью (+ ПВА), расписывали элементами дымковской росписи.

Благодаря твёрдости материала, объёмности изображаемой формы позво-

лили мом детям овладеть различными техническими приёмами лепки, с которы-

ми раньше не справлялись из-за слабости кистей и пальцев рук. В результате у

нас появились «Петушок с семьёй», «Уточка с утятами». Игрушки я покрыла ла-

ком.

В ходе работы часто использую пословицы и поговорки:

--- Каков мастер, такова и работа.

--- Умелые руки не знают скуки.

--- Вначале думай, потом делай.

--- Есть терпение, будет и умение.

--- Кто работы не боится, у того она и спорится.

--- Долог день до вечера, коли делать нечего.

Усиленно работаю над развитием моторики рук у детей с ОНР через

конструирование и ручной труд. Создала условия для развития эстетического от-

ношения к окружающему миру. Знакомлю детей с произведениями искусства

различных видов и жанров, народно - декоративного творчества. Организуя дея-

тельность детей, реализую индивидуальный подход с учётом возрастных осо-

бенностей и возможностей детей. Стремлюсь пробудить у детей собственный ин-

терес к заданиям, создав условия для творческой самореализации детей, предо-

ставляя им право свободного выбора сюжета и изобразительных средств, вводя

обучающие моменты ненавязчиво, по мере необходимости, ориентируясь на го-

товность детей к их принятию.

При организации занятий сочетаю индивидуальные и коллективные виды

деятельности детей, отдавая приоритет их собственной инициативе, фантазии,

желаниям. Вовлекая детей в коллективные формы деятельности, создаю условия

для самореализации каждого ребёнка (совместно с детьми создаю и обсуждаю

замысел, подбираю и изготавливаю необходимые элементы, распределяю зада-

чи и так далее.)

С уважением отношусь к продуктам детского творчества: собираю их, экс-

понирую, предоставляю ребёнку право решать, взять поделку домой, отдать на

выставки, подарить кому-либо и прочее.

Дети овладели навыками художественного труда, научились изготавливать

игрушки, панно из природного и бросового материала. Развили и укрепили мыш-

цы пальцев, кисти рук, что привело к качественному письму в тетради, свобод-

ной ориентации на листе. Дети стали более раскованные, активные, уверенные в

своих силах. Научились начатое дело доводить до конца. Работу выполнять ка-

чественно и аккуратно. В детях возрос познавательный интерес, развились на-

блюдательность, внимание, воображение, усидчивость, терпение, умение видеть

конечный результат. Дети научились договариваться, обговаривать свои действия.

Речь детей стала более чёткой, уверенной, связной.

Я считаю, что развитие моторики рук у детей с ОНР через конструирова-

ние и ручной труд имеет огромное значение в подготовке дошкольников к

школе, что мой опыт может применяться во всех видах деятельности воспита-

телями, как коррекционных групп, так и общеобразовательных групп, а так же и

родителями.



В раздел образования




Яндекс.Метрика