Автор: Камоза Вера Васильевна
Должность: воспитатель коррекционной группы
Учебное заведение: Детский сад №192 комбинированного вида
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие моторики рук у детей с ОНР через конструирование и ручной труд"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Развитие моторики рук у детей с ОНР через конструирование и ручной труд».
Над этой темой работаю углублённо потому, что дети моей группы имели ма-
лоподвижные
фаланги
пальцев;
слаборазвитую
мускулатуру
рук;
неточную,
за-
медленную координацию движений. Связь пальцевой моторики и речевой функции
была
подтверждена
исследованиями
ученых
института
физиологии
детей
и
под-
ростков (А.В.АТАКОВА - ФОМИНА, М.И. КОЛЬЦЕВА, В.И.ИСЕНИНА). Если движения
пальцев рук не соответствуют возрасту, если развитие движений отстаёт, то и речь
не соответствует возрастным нормам.
Поэтому я поставила для себя цель: развивать моторику рук у детей с ОНР че-
рез конструирование и ручной труд.
Вначале учебного года, проведя диагностику, определила уровень развития де-
тей по всем разделам программы.
У 70 процентов была слабая моторика рук, а 30 процентов детей вообще отка-
зывались что – либо делать, так как у них отсутствовали навыки и умения лепить,
вырезать, рисовать, конструировать. Диагностика позволила составить перспектив-
ный план предстоящей работы с учётом индивидуальных возможностей детей, от
простого к сложному, используя личностно - ориентированный подход к каждому
Создала условия для овладения навыками художественного труда (способом
разрывной аппликации, техникой оригами, папье – маше, смешанной техникой и
другими). Оборудовала в группе развивающие зоны для самостоятельной деятель-
ности детей, творческой активности, предоставляя возможность выбора различных
материалов для конструирования.
Знакомила детей с произведениями искусства различных видов и жанров,
народно – декоративного, прикладного творчества.
Изучила много литературы по данной теме. Подобрала комплексы пальцевой
гимнастики. К первому родительскому собранию подготовила рекомендации и сове-
ты: как в домашних условиях развивать мелкую мускулатуру пальцев рук. Чтобы эта
работа была регулярной результативной, в повседневной жизни – утром, вечером,
на занятии использовала пальцевую гимнастику, это служило элементом двигатель-
ной активности, повышением работоспособности, снятием нагрузки. Для этого я под-
бирала и сочетала игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей, стара-
лась сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, так как
это влияет на коррекцию звукопроизношения у детей. Старалась не навязчиво повы-
шать интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.
Например: «Дружба»
Дружат в нашей группе Пальцы обеих рук ритмично
Девочки и мальчики соединяются в замок.
Мы с тобой подружим Ритмичное касание пальцев
Маленькие пальчики обеих рук.
Раз, два, три, четыре, пять, Поочерёдное касание пальцев
Начинай считать опять. На обеих руках начиная с мизинцев
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать. Руки вниз, встряхнуть кисти.
В ходе этих игр и упражнений предлагала детям как бы «конструировать» из
пальцев различные предметы и объекты. Дети изображали зайцев, собак, ко-
шек, деревья и других.
Для укрепления и развития рук, координации движений использовала игры
и упражнения «Кто быстрее раскрутит и закрутит верёвочку»; «Прокатит ребри-
стый карандаш»; «Зашнурует сапожок»; «Соберёт лепестки для цветика – семи-
цветика»; «Поможет ёжику» (собрать листья, грибы, фрукты); «Кто больше со-
берёт с совка предметов» (листьев, карандашей, шишек, палочек и тому подоб-
ное. но собирать нужно по одному предмету каждой рукой одновременно). В
этой игре как усложнение я использую песочные часы, то есть – ограничение
времени. Эти игры имеют соревновательный характер и ребятам очень нравятся.
Для укрепления мелких мышц пальцев рук изготовила много разнообразных
шаблонов птиц, животных, цветов, предметов для обводки и штриховки. Дети
их использовали в самостоятельной деятельности: обводили, закрашивали, вы-
резали. После приобретения достаточных умений такой деятельности, я предла-
гала детям обводить под диктовку клеточки в тетради, по точкам элементы
письма, составляли узор на листе, используя пространственные характеристики:
правая, левая сторона, вверх, вниз, посередине и так далее.
Мною сделана подборка дидактических игр на развитие устойчивости и кон-
центрированности внимания. «Цифры по порядку», «Круги»; «Муха»; «Бабочка» -
перемещать предмет по команде ведущего «вверх», «вниз», «вправо», «влево»
на соседнюю клеточку. 1 этап – с помощью указки, 2 этап – глазами.
Для занятий подбирала темы, которые в использовании не очень трудоёмки
и соответствуют возрастным и индивидуальным возможностям детей, соответ-
ствуют лексическим темам и временам года. Любая лексическая тема, за-
креплённая через конструирование и ручной труд, усваивается быстрее и глубже.
Работая с бумагой на первом занятии, закрепляла умение складывать пря-
моугольный лист бумаги пополам, сглаживая линии сгиба. Мастерили зайчиков
и медведей, дополняя основу мелкими характерными для каждого животного
деталями.
На следующем занятии, используя технику оригами, из квадрата цветной бу-
маги учила изготавливать цветки тюльпанов. Квадрат сгибали пополам по диаго-
нали, сглаживая линию сгиба загибая левый угол назад, правый – вперёд, чтобы
получились лепестки. Освоив изготовление цветков тюльпанов, перешли к более
сложным – василькам, гвоздикам. Основа цветка та же – квадрат, но цветок бо-
лее выпуклый, изготавливали его из двух квадратов разных по размеру. Согнув
квадрат по диагонали, углы поднимаем к середине боковых сторон и края ле-
пестков вырезаем уголками, ведь у гвоздик и васильков края лепестков резные.
Маленький лепесток наклеиваем поверх большого лепестка. Из готовых цветов
составляем коллективную картину «Воспоминание о лете», а до этого «Красивые
цветы». Ими украсили группу.
Далее учились изготавливать корзиночки, домики, гаражи. Складывая квадрат
на шестнадцать маленьких квадратов. В ходе занятий стремилась пробудить
собственный интерес к заданию, используя игровые приёмы, вводила задание в
сказочный сюжет, организуя с детьми возможность вариантов изображения.
Для оформления поделок предлагала детям различный дополнительный мате-
риал (фольгу, конфетти, полоски цветной бумаги и так далее).
Затем учила изготавливать плоскостные ёлочные игрушки, используя шаблоны,
которые предназначены на обведение плотной бумаги или тонкого картона, сложен-
ного вдвое. Ребята с успехом справились с этой работой. Мелкие детали наклеивали,
дорисовывали.
На следующих занятиях учила изготавливать игрушки из конусов: матрёшек,
мухоморов, мышей. Круг сгибали по диагонали вдвое, затем ещё вдвое, выреза-
ли одну четвёртую часть, склеивали стороны, дополняли конус недостающими
деталями (голову, ушки, лапки, хвост, если это животные).
После этого обучила детей изготовлению игрушек из полосок бумаги разной
длины. Техникой склеивания полосок в детали: круги, завитки, треугольники, капель-
ки и другие. Затем из этих деталей изготавливали игрушки, склеивая между со-
бой заготовки. «Волшебные игрушки» получились разнообразные.
Чтобы заинтересовать детей, получить более продуктивную отдачу в работе
детей, используя различные методы и приёмы. Например: перед работой с при-
родным материалом, провела экскурсию в парк. Наблюдали с детьми за изме-
нениями в природе, собирали, сушили различный природный материал. Само
собой напрашивается стихотворение «Осенние листья»
Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
То же не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят
Видно тоже в Африку хотят.
Очень важно, что дети работают с природным материалом, заготовленным ими
самими. При его сборе дети сблизились с природой, научились правилам поведения
в лесу, быть бережливыми, наблюдательными. Использую проблемные вопросы:
--- Как вы думаете, почему нельзя жёлуди и шишки палками?
--- Почему нельзя рвать грибы и цветы корнями?
--- Почему нельзя ломать ветки с ягодами?
Использую стихотворение, например:
«Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если вместе - я и ты –
Если мы сорвём цветы
Опустеют все поляны,
И не будет красоты».
А.Демьяненко
Стараясь максимально задействовать мелкие мышцы рук ребят, использую
природный материал, совершенствую навыки детей от занятия к занятию. Внача-
ле я научила детей приёму прикрепления деталей на пластилин. На первом эта-
пе учила облепливать пластмассовый стаканчик пластилином, на втором при-
креплять природный материал (косточки от фруктов, семена овощей и прочее) к
стаканчику, вдавливая в пластилин. В результате работы получились вазочки под
цветы, подставочки под карандаши и салфетки. Это трудное занятие, требующее
от детей усидчивости, терпения, особенно от медлительных детей. Здесь я ис-
пользовала личностно – ориентированный подход – детям была представлена воз-
можность этим заняться в любое свободное время, при возникновении желания,
стаканчики покрыла лаком.
Далее я научила детей приёму скрепления деталей пластилином – делали
уточек, птичек.
Использовали
не
распустившиеся
сосновые
(зелёные) шишки
разных размеров, жёлуди, пёрышки. Затем научила мастерить лебедей. Для это-
го подбирали распустившуюся сосновую шишку – туловище, для шеи – изогнутую
сосновую веточку. Сложность возникла в соблюдении пропорций тела: шеи, го-
ловы, туловища.
Затем предложила детям сделать страуса. В этой работе усложнение –
ноги. Необходимо соблюдать пропорции тела, технику скрепления деталей, за-
крепление поделок на подставку. Овладев всем этим, перешли к следующей
фигурке – оленю. Его четыре ноги необходимо прикрепить к туловищу, подобрать
ветвистые пропорциональные рога, укрепить оленя на подставочке.
В данный момент техникой скрепления деталей пластилином овладели
все дети. Это показало итоговое занятие «В гостях у Лесовика». Дети умеют
предавать своим поделкам законченность, оформлять композицию, обыгрывать
поделки. Для этого я предоставляю им эту возможность: разнообразие природ-
ного и дополнительного материала.
Мои дети любят выполнять совместные работы, ведь совместный труд
сближает людей. Ещё Н.К. Крупская говорила «Совместную работу детей надо
особенно ценить – это зачатки коллективного труда, привычка к совместной де-
ловой работе, хотя бы и к краткосрочной, хотя бы и преследующее чисто ребя-
чьи цели, имеют громадное значение».
Так коллективные работы «Ромашки», «Осенние напевы» - украшают груп-
пу. Это аппликация на ткани из сухостоя. В этих работах были использованы
плоско - и объёмно - засушенные листья, цветки, веточки, колоски различных
цветов и растений.
Мои дети с большим воодушевлением стали работать с необычными ма-
териалами, предложенными мной. Работая над композицией «Весёлые цыплята»
из пустых яиц, всем детям хотелось доделать быстрее, быстрее никак нельзя,
«поспешишь, людей насмешишь». Яичная скорлупа очень хрупкая, поэтому де-
тям приходилось регулировать силу своих пальчиков, а это для них ещё трудно.
При наклеивании мелких деталей (глаз, клюва), возникли трудности у некоторых
детей, которые ещё не достаточно умеют управлять своими руками и пальцами.
Им помогли другие дети. У всех ребят получились симпатичные цыплята. Был и
повар - в колпачке, в переднике и с половником, и будущая курочка – в юбочке
и с бантиком, и малыш в панамке и много других «весёлых» цыплят.
В своей работе использую разные способы организации детей: фронталь-
ные занятия, подгруппами, индивидуальные, парами. Работая подгруппами или
парами, дети умеют договариваться, распределять обязанности, планировать свои
действия, спокойно и дружно свои обязанности, планировать свои действия, спо-
койно и дружно выполнять свои обязанности. Например: работая над «Зимними
фантазиями», я предложила детям выбрать себе пару по желанию, нарисовать
на однотонном картоне (дети фон выбрали сами) контур предметов простым ка-
рандашом. Но прежде дала установку: картинка должна соответствовать зимне-
му времени года, сюжетной, расположенной на всей поверхности основы. Дети
договорились, кто, что будет рисовать, намазывать изображение клеем, посыпать
мелкой крошкой из яичной скорлупы. Работы у детей получились красивые, ска-
зочные: «Весёлые зайчишки на снегу», «Зимний лес «, «Зимняя ночь», «Зима».
Все ребята овладели техникой работы с крошкой из яичной скорлупы.
Развивая у детей мелкую мускулатуру пальцев рук, использую разнооб-
разные способы работы и материалы. Например: изготовление закладок, коври-
ков, салфеток способом переплетения основы. По мере приобретения навыков
давала усложнения: более сложное плетение, использование и чередование
нескольких цветов. Работы получились аккуратные, красочные. Цвет и основу
дети выбирали сами.
Знакомясь с поролоном, изготавливали игольницы, игрушки зверюшки, ис-
пользуя технику перетяжек. Занятию предшествовала большая предварительная
работа: рассматривание иллюстраций, картин; беседы о повадках диких живот-
ных, заучивание загадок, стихотворений Детям была предоставлена возможность
выбора: кого они будут делать. А когда сделали игрушки и рассмотрели - одина-
ковых игрушек не было. Мелкие детали дорисовывали фломастерами. Эти иг-
рушки изготавливались для малышей.
При подготовке работ к выставке нашей группы, дети делали игрушки из
отработанного пластилина, обсыпали крахмалом (обезжиривали), покрывали бе-
лой гуашью (+ ПВА), расписывали элементами дымковской росписи.
Благодаря твёрдости материала, объёмности изображаемой формы позво-
лили мом детям овладеть различными техническими приёмами лепки, с которы-
ми раньше не справлялись из-за слабости кистей и пальцев рук. В результате у
нас появились «Петушок с семьёй», «Уточка с утятами». Игрушки я покрыла ла-
ком.
В ходе работы часто использую пословицы и поговорки:
--- Каков мастер, такова и работа.
--- Умелые руки не знают скуки.
--- Вначале думай, потом делай.
--- Есть терпение, будет и умение.
--- Кто работы не боится, у того она и спорится.
--- Долог день до вечера, коли делать нечего.
Усиленно работаю над развитием моторики рук у детей с ОНР через
конструирование и ручной труд. Создала условия для развития эстетического от-
ношения к окружающему миру. Знакомлю детей с произведениями искусства
различных видов и жанров, народно - декоративного творчества. Организуя дея-
тельность детей, реализую индивидуальный подход с учётом возрастных осо-
бенностей и возможностей детей. Стремлюсь пробудить у детей собственный ин-
терес к заданиям, создав условия для творческой самореализации детей, предо-
ставляя им право свободного выбора сюжета и изобразительных средств, вводя
обучающие моменты ненавязчиво, по мере необходимости, ориентируясь на го-
товность детей к их принятию.
При организации занятий сочетаю индивидуальные и коллективные виды
деятельности детей, отдавая приоритет их собственной инициативе, фантазии,
желаниям. Вовлекая детей в коллективные формы деятельности, создаю условия
для самореализации каждого ребёнка (совместно с детьми создаю и обсуждаю
замысел, подбираю и изготавливаю необходимые элементы, распределяю зада-
чи и так далее.)
С уважением отношусь к продуктам детского творчества: собираю их, экс-
понирую, предоставляю ребёнку право решать, взять поделку домой, отдать на
выставки, подарить кому-либо и прочее.
Дети овладели навыками художественного труда, научились изготавливать
игрушки, панно из природного и бросового материала. Развили и укрепили мыш-
цы пальцев, кисти рук, что привело к качественному письму в тетради, свобод-
ной ориентации на листе. Дети стали более раскованные, активные, уверенные в
своих силах. Научились начатое дело доводить до конца. Работу выполнять ка-
чественно и аккуратно. В детях возрос познавательный интерес, развились на-
блюдательность, внимание, воображение, усидчивость, терпение, умение видеть
конечный результат. Дети научились договариваться, обговаривать свои действия.
Речь детей стала более чёткой, уверенной, связной.
Я считаю, что развитие моторики рук у детей с ОНР через конструирова-
ние и ручной труд имеет огромное значение в подготовке дошкольников к
школе, что мой опыт может применяться во всех видах деятельности воспита-
телями, как коррекционных групп, так и общеобразовательных групп, а так же и
родителями.