"Использование ИКТ в условиях дошкольного образовательного учреждения"
Автор: Бялькина Татьяна Вячеславовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №357" Населённый пункт: город Самара Наименование материала: статья Тема: "Использование ИКТ в условиях дошкольного образовательного учреждения" Раздел: дошкольное образование
дошкольного образовательного учреждения "
Использование
ИКТ
(информационно-коммуникационных
технологий)
является
одним
из
приоритетов
образования.
Информатизация
системы
образования
предъявляет
новые
требования
к
педагогу
и
е го
профессиональной
компетентности.
Коммуникативная
компетентность
педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных
форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном,
электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и
современным
мультимедийным
оборудованием,
но
и
создавать
свои
образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической
деятельности.
Информационные
технологии,
это
не
только
и
не
столько
компьютеры
и
их
программное
обеспечение.
Под
ИКТ
подразумевается
использование
компьютера,
Интернета,
телевизора,
видео,
DVD,
CD,
мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может
представлять широкие возможности для коммуникации.
Каковы же основные направления развития ИКТ?
1. Использование компьютера с целью приобщения детей к современным
техническим
средствам
передачи
и
хранения
информации,
что
осуществляется
в
различных
игровых
технологиях.
Это
различные
компьютерные
игры
–
«игрушки»:
развлекательные,
обучающие,
развивающие, диагностические, сетевые игры. В работе с дошкольниками
педагоги
используют
в
основном
развивающие,
реже
обучающие
и
диагностические
игры
.
Выбор
компьютерных
игровых
средств
играет
важную
роль
для
использования
ИКТ
в
воспитательно-образовательном
процессе.
2.
ИКТ
как
средство
интерактивного
обучения,
которое
позволяет
стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении
новых
знаний.
Речь
идет
о
созданных
педагогами
играх,
которые
соответствуют
программным
требованиям.
Эти
игры
предназначены
для
использования на занятиях с детьми.
3.
Разработка
технологии
с
включением
ИКТ
которая
базируется
на
комплексных
(интегрированных)
занятиях
(досугах).
Технология
разрабатывается
по
какой-либо
из
образовательных
областей
(музыка,
художественная литература, познание).
4. ИКТ как средство АСУ. Данная технология реализуется в учреждении с
целью
осуществления
идеи
сетевого
управления,
организации
педагогического
процесса,
методической
службы.
Данная
технология
обеспечивает
планирование,
контроль,
мониторинг,
координацию
работы
педагогов,
специалистов,
медиков.
В
этом
случае
использование
ИКТ
способствует
оптимизации
деятельности
ДОУ,
повышению
его
эффективности
в
условиях
инклюзивного
обучения
и
воспитания
дошкольников, расширению границ образовательного пространства за счет
активного включения родителей и детей, не посещающих детский сад.
Между
тем
при
реализации
ИКТ
в
образовательном
процессе
ДОУ
возникает
ряд
проблем,
решение
которых
является
предметом
исследования.
• При внедрении ИКТ как «игрушки» встают следующие вопросы: сколько
времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на состояние
психического
и
физического
здоровья
и
отказ
от
коммуникативных
отношений,
возникновение
ранней
компьютерной
зависимо сти.
• При
внедрении
компьютерных
технологий
обучения
в
детских
садах
возникают
трудности
экономического
характера:
не
хватает
средств
на
техническое
оснащение
помещений,
создание
локальной
сети
внутри
учреждения,
осуществление
необходимой
технической
поддержки,
приобретения
лицензионного
программного
обеспечения
и
прикладных
п р о г р а м м н ы х
с р е д с т в .
• Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов:
необходимо
уметь
не
только
пользоваться
современной
техникой,
но
и
создавать
собственные
образовательные
ресурсы,
быть
грамотным
п о л ь з о в а т е л е м
с е т и
И н т е р н е т .
В периодической печати уже на протяжении несколько лет дискутируется
проблема
разработки
и
внедрения
информационно-коммуникационных
технологий в ДОУ. Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного
образования (Духанина Л.Н., Волосовец Т.В., Веракса Н.Е., Дорофеева Э.М.,
Комарова Т.С., Алиева Т.И., Комарова И.И., Белая К.Ю. и др.) высказывают
свою позицию «за» и «против» ИКТ. Противники ИКТ в качестве аргумента
приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером
на
состояние
здоровья
детей.
Наш
опыт
показывает,
что
периодическое
использование
ИКТ,
а
именно
дозированное
педагогом
использование
развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает
к «полезным» играм. Дети, знакомые с развивающими играми, предпочитают
их
«стрелялкам»
и
«бродилкам».
Опасно
зацикливание
ребенка
на
компьютерной игре. Коллективное участие в игре помогает избежать данной
зависимости. Интерактивная доска позволяет ребенку как бы увидеть себя со
стороны,
наблюдать
за
действиями
партнеров
по
игре.
Дети
привыкают
оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на
один
с
компьютером.
Целесообразность
использования
информационных
технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников
подтверждают
работы
зарубежных
и
отечественных
исследователей
(С.
Пейперт,
Б.
Хантер,
Е.Н.
Иванова,
Н.П.
Чудова
и
др.).
В
2008
году
разрабатываются
теоретиче ские
о сновы
применения
нау чны х
информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ,
начали
активно
создаваться
программы
для
дошкольников.
Педагоги,
изучающие
использование
компьютерных
сред
с
целью
математического
развития
(Г.А.
Репина,
Л.А.
Парамонова)
высказывают
мнение,
что
использование компьютерных сред в ДОУ является фактором сохранения
психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач:
развитие
психофизиологических
функций,
обеспечивающих
готовность
к
обучению
(мелкая
моторика,
оптико-пространственная
ориентация,
зрительно-моторная
координация);
обогащение
кругозора;
помощь
в
освоении
социальной
роли;
формирование
учебной
мотивации,
развитие
личностных
компонентов
познавательной
деятельности
(познавательная
активность,
самостоятельность,
произвольность);
формирование
соответствующих
возрасту
общеинтеллектуальных
умений
(сериация,
классификация);
организация
благоприятной
для
развития
предметной
и
с о ц и а л ь н о й
с р е д ы .
Таким
образом,
мы
придерживаемся
точки
зрения,
что
при
грамотном
использовании
технических
средств,
при
правильной
организации
образовательного
процесса
компьютерные
программы
для
дошкольников
могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
В настоящее время основная задача развития ИКТ в ДОУ – это создание
образовательных
комплексов
как
средства
обучения
и
как
компонента
воспитательно-образовательной
системы
ДОУ
в
соответствии
с
ФГОС.
Преимущества данных образовательных комплексов в том, что они включают
в себя средства для образования, воспитания и развития детей, позволяют
эффективно проводить мониторинг усвоения образовательной программы.
Использования
образовательных
комплексов
в
ДОУ
возможно
при
с о о т в е т с т в у ю щ е м
т е х н и ч е с к о м
о с н а щ е н и и :
1.
Педагог
только
сторонний
наблюдатель
и
помощник.
Взаимодействие
между
детьми
возможно
лишь
при
имеющейся
локальной
сети
и
подсоединению
к
скоростному
Интернету.
Этот
вариант
представляет
оптимальные
возможности
для
проведения
мониторинговых
срезов,
индивидуальной
диагностики.
При
наличии
принтера,
либо
в
виде
электронного
портфолио
ребенок
может
представить
другим
детям
и
р о д и т е л я м
с в о и
д о с т и ж е н и я .
2. Использование ноутбука с подгруппой детей. Анимация, видео, аудиоряд
помогают педагогу мотивировать детей к деятельности. Дети высказывают
предположения и проверяют их, используя мышку, в порядке очереди, либо
согласно
принятого
в
группе
правила.
Таким
образом,
дошкольники
привыкают соблюдать правила, ошибаться и проверять различные варианты.
3. Использование ноутбука (компьютера), проектора и экрана. В случае если
проектор не имеет потолочного крепления, то может представлять неудобства
и
опасность
для
свободного
передвижения
детей.
В
случае
потолочного
крепления
такой
вариант
удобен
и
эффектен
для
использования
в
музыкальном зале для демонстрации картинного ряда.
4.
Интерактивная
доска
в
ДОУ
открывает
новые
возможности
для
организации
совместной
деятельности
детей
и
педагога.
Коллективное
участие детей в игре способствует развитию коммуникативных и социальных
навыков: помогает детям преодолеть свой эгоцентризм, учит действовать по
правилам,
принимать
точку
зрения
другого,
принимать
собственные
самостоятельные решения, делать осознанный выбор. Интерактивная доска
по своему прямому назначению может использоваться только с подгруппой
детей,
как
визуальное
средство
–
со
всей
группой
дошкольников.
Современные проекторы позволяют поддерживать очень хорошее качество
изображения.
Благодаря
красочной
анимации,
динамичности
сюжета,
интересным
заданиям
игра
позволяет
включить
в
мыслительную
деятельность всю подгруппу детей, действовать же на доске дети выходят по
очереди
или
согласно
другому
принятому
в
группе
правилу.
5. Наличие
в
ДОУ
единого
информационно-развивающего
пространства.
Другими словами, в этом случае все компьютеры ДОУ, предназначенные для
работы
с
детьми,
соединены
в
локальную
сеть.
Таким
образом,
все
электронные образовательные средства доступны любому педагогу ДОУ и
систематически
могут
им
использоваться
в
повседневной
работе.
Решение
проблемы
технического
оснащения
ДОУ
позволяет
не
только
оптимально решать воспитательно-образовательные задачи, но и отработать
систему мониторинга за развитием ребенка и освоением им образовательной
программы,
осуще ствить
индивидуальный
маршрут
р а з в и т и я .
Единое информационно-развивающее пространство ДОУ объединяет усилия
администрации,
педагогов
и
родителей
позволяет
создать
условия
для
активного взаимодействия с ребенком
Какие
преимущества
получают
родители
от
группового
сайта?
Во-первых,
имеют
возможность
следить
за
жизнью
группы;
Во-вторых,
получать
информацию
в
форме
педагогических
советов;
В-третьих,
сайт
позволяет
лучше
узнать
воспитателей
(их
увлечения,
интересы, педагогические взгляды). Это очень актуально в настоящее время:
не всегда родители могут сами приводить ребенка в детский сад, забирают
детей обычно с прогулки, часто родители торопятся и не успевают прочитать
информацию в группе. А дома вместе с ребенком всегда интересно заглянуть
на сайт группы, посмотреть вместе новые фотографии, выслушать сообщение
ребенка
о
прошедших
событиях.
Таким
образом,
использование
ИКТ
способствует
повышению
качества
образовательного
процесса:
педагоги
получают возможность профессионального общения в широкой аудитории
пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Родители,
отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться воспитателям,
прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах.