Автор: Шишлянникова Евгения Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: НРМ ДОБУ "ЦРР-д/с "Теремок"
Населённый пункт: п.г.т. Пойковский Нефтеюганский район
Наименование материала: Конспект занятия в средней группе по программе духовно-нравственного развития Социокультурные истоки
Тема: "Дружная семья"
Раздел: дошкольное образование
Нефтеюганеское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное
учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Теремок»
Конспект итогового занятия совместно с родителями
«Дружная семья» в средней группе
по программе духовно-нравственного развития
«Социокультурные истоки»
Воспитатель: Шишлянникова Е.В.
г.п. Пойковский 2018 год
Конспект итогового занятия совместно с родителями
«Дружная семья» в средней группе
по программе духовно-нравственного развития
«Социокультурные истоки»
Интеграция
образовательных
областей: познавательное
развитие,
социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие,
речевое развитие.
Задачи:
Образовательные:
-Формировать
первоначальное
знакомство
с
социокультурной
категорией
«Семья»
-Формировать у детей и родителей отношения к семье, как основной из
главных социокультурных ценностей.
-Формировать у детей способности договариваться, приходить к единому
мнению, работать в паре.
Развивающие:
- Развивать умение слушать друг друга, высказывать свое мнение;
-
Развивать
у
детей
интерес
к
хороводным
играм;
эмоционально
и
выразительно выполнять движения в хороводной игре «У дедушки Трифона»;
- Активизировать речь детей, умение самостоятельно рассказывать про свою
семью;
-Мотивировать
родителей
на
совместную
деятельность
с
ребенком
и
воспитателем.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей внимание и заботу о родных и близких людях, желание
им помогать;
Виды
деятельности:
коммуникативная,
восприятие
художественной
литературы, игровая, познавательная, музыкальная, художественная.
Предварительная работа
Проведение занятия с детьми на тему «Дружная семья» по программе «Моя
семья». Чтение 1 части книги для развития детей 4-5 лет «Дружная семья» .
Беседа с детьми по русской народной сказке «Братец Иванушка и сестрица
Аленушка» (стр. 5-9), рассказов Л. Корсунской «Семья» (стр. 11), Э. Шима
«Брат и младшая сестра» (стр. 18), Е. Пермяка «Первая рыбка» (стр.16);
стихов Е. Трутневой «Наша бабушка», И. Бунин «Матушке», Р. Гамзатов
«Дедушка» (стр. 12-13).
Материалы для занятия
Мультимедиа презентация «Дружная семья», Книга для развития детей 4-5
лет «Дружная семья», цветные карандаши, песочные часы, мультфильм про
семью, шапка, платок, ромашка.
Ход занятия
Организационный момент
Звучит песня «Моя семья». Дети вместе с воспитателем и родителями
заходят в группу. Родители сидят на стульчиках.
Подготовительный этап. Ресурсный круг.
Воспитатель: В этот солнечный день, я рада видеть сегодня и вас и
ваших родителей в нашем зале. Мы как одна большая семья. А как говорят в
народе «Вся семья вместе так и душа на месте».
Вы наверно догадались, что сегодня наш разговор пойдет о семье. А что
такое семья? (Ответы детей)
Воспитатель: Семья – одна из самых великих ценностей жизни, к
которой нужно относиться очень бережно.
Ребята, я вам предлагаю посмотреть небольшой фрагмент мультфильма.
(просмотр
фрагмента
мультфильма
«Папа,
мама
и
золотая
рыбка»
Беседа)
-Что произошло в семье мальчика? Давайте придумаем ему имя.
- Как вы думаете, почему поссорились папа и мама?
- Как мальчик прореагировал?
- Как вы думаете, что дальше делал мальчик?
-Что он почувствовал, когда увидел семью девочки? Какая у нее семья?
-А
что
такое
семья?
Расскажите,
кто
есть
в
вашей
семье?
(Обобщение
воспитателя)
- У каждого из вас есть семья, она бывает большая и маленькая.
-
А
что
нужно
делать,
чтобы
не
ругаться
с
родителями,
младшими
сестренками и братишками?
- А что такое дружная семья?
- А какую семью можно назвать дружной?
- Вашу семью можно назвать дружной?
Воспитатель:
Ребята,
а
давайте
мы
сегодня
вместе
с
вами
попробуем
разобраться, что такое «дружная семья» и что нужно делать, чтобы жить
дружно и, возможно, поможем мальчику справиться и помирить его маму и
папу. Вы согласны?
Воспитатель предлагает посмотреть презентацию «Дружная семья»
(беседа по презентации):
- Кто изображен на фотографиях? (дети перечисляют). Как можно назвать
одним словом папу, маму, бабушку, дедушку и вас? (семья).
- А какую семью можно назвать дружной? (в которой вместе читают книги,
гуляют, помогают друг другу, трудятся и т. д.)
- Вашу семью можно назвать дружной? Почему вы так считаете? (Мы с
мамой и папой вместе ходим на прогулку, вместе трудимся на даче, по
вечерам мои родители читают мне книгу, вместе с братом (или сестрой) мы
любим рисовать, мастерить поделки и т. д.).
Воспитатель: Ребята, а давайте мы для родителей и его семьи исполним
песню «Что такое семья?», чтобы их порадовать.
Песня «Что такое семья?»
Дети садятся в круг.
Воспитатель
читает
отрывок:
«А
солнце
высоко,
колодец
далеко,
жар
донимает, пот выступает». (картинка на слайде)
- Скажите, из какой сказки этот отрывок? Правильно, эта сказка «Братец
Иванушка и сестрица Аленушка»
- Как в этой сказке старшая сестра заботилась о младшем брате?
- Расскажите, что сделал брат, чтобы спасти свою сестру?
- Что помогло сестрице Аленушке и братцу Иванушке преодолеть все беды и
остаться неразлучными? (Педагог обобщает ответы детей)
-Чему учит эта сказка?
Воспитатель предлагает детям прочитать наизусть стихи о семье.
Мы расскажем про семью…
Мою! Мою! Мою!
Нет на земле ее милей
Дороже, ближе и родней.
Мой папа лучший самый!
Он очень дружен с мамой!
Да и со мной признаюсь всем,
Почти не ведает проблем!
А моя мама - просто класс!
Не оторву влюбленных глаз!
Нежна и ласкова она
И днем, и ночью мне нужна!
Ты, моя бабушка, - лучшая самая!
Раньше была ты обычною мамою.
Но разрослась молодая семья,
В этом, признаюсь, заслуга моя!
Стала теперь ты «мамой вдвойне»:
Мамою мамы приходишься мне!
Мой дедушка – лучший на целой земле!
Спешит он по первому зову ко мне.
Всегда обогреет, всегда подбодрит,
Улыбкой сердечной наш дом озарит.
Обобщение
воспитателя:
Только
в
дружной
семье
близкие
и
родные
проявляют
заботу
друг
о
друге.
Как
радостно
старшим
и
детям
вместе
трудиться и отдыхать.
- Чем вам понравилась Юрина семья, о которой вы узнали в рассказе «Первая
рыбка»?
- Почему, такого маленького Юру все похвалили? (Потому, что его очень
любили и ценили его пусть и маленький вклад в общее дело).
- Я знаю, что вас тоже очень любят ваши родители.
Вспомнить рассказ Л. Корсунской «Семья»
-Какая фамилия была у семьи Лены?
-Почему у одной семьи одна фамилия общая?
-Какая фамилия у вашей семьи? (ответы детей)
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Воспитатель: У
меня
есть
вот
такая
красивая
удивительная
ромашка.
Ромашка
считается
символом
любви
и
верности
и
дружной
семьи.
Я
предлагаю вам ее сейчас передавать друг другу и дарить всем пословицы и
поговорки о семье.
Ресурсный круг «Пословицы и поговорки о семье»
Физкультминутка
- Я предлагаю вам встать в круг и поиграть в знакомую хороводную игру «У
дедушки Трифона» (стр. 15).
Далее воспитатель предлагает детям сесть парами (столы в кругу)
Воспитатель обращает внимание на иллюстрации, помещенные в книге для
развития
с
изображением
дружной
семьи
(стр.19).
Предлагает
их
рассмотреть.
-
Кто
изображен
на
иллюстрациях?
Чем
занимаются?
Воспитатель
последовательно рассматривает вместе с детьми иллюстрации.
Работа в паре «Дружная семья».
Этапы работы:
1.Индивидуальный этап. Воспитатель объясняет задание, предлагает детям
сделать выбор. Дети отмечают иллюстрации с изображением дружной семьи
знаком «+» на странице книги для развития.
Время работы 3 минуты. (переворачивает песочные часы)
По завершении времени индивидуального этапа воспитатель просит всех
одновременно
закончить
работу
и
внимательно
выслушать
следующее
задание.
2. Работа в паре с родителями
Воспитатель предлагает детям сравнить свой выбор с выбором соседа и
прийти к общему мнению. Возможная схема общения:
- первый ребенок сообщает партнеру свое решение;
- второй внимательно слушает и выражает согласие или несогласие, знакомит
со своим решением.
- далее дети и родители пытаются прийти к единому мнению.
Воспитатель
внимательно
наблюдает
за
действиями
детей
и
родителей,
поощряет тех, кто общался в спокойной, доброжелательной форме. За минуту
до
окончания
данного
времени
воспитатель
предупреждает
детей
о
своевременном завершении диалога.
Время работы 3 минуты. (песочные часы)
3.Обсуждение в группе и экспертная оценка.
Одна из пар показывает выбранные иллюстрации и объясняет свое решение.
Воспитатель предлагает детям начинать ответ словами: «Мы решили, мы
думаем,
мы
отметили».
При
ответе
дети
аргументируют
свой
выбор,
например: «Мы отметили иллюстрацию, где члены семьи вместе сажают
растения, потому, что в дружной семье вместе трудятся». Педагог выявляет
тех, кто согласен с данным решением. Затем предлагает выступить тех, у кого
по-другому выполнено задание. Далее воспитатель дает экспертную оценку.
Показывает, как нужно правильно выполнить задание. Педагог обобщает
результаты
работы,
отмечает
детей,
которые
внимательно
слушали
друг
друга, вежливо общались, вовремя справились с заданием.
4. Заключительный этап.
- Понравилось ли вам работать в паре? (ответы детей)
Воспитатель предлагает вернуться к экрану и досмотреть мультфильм до
конца.
Подвести их к выводу.
В конце занятия педагог благодарит детей за активную работу и предлагает
рассмотреть
странички
книги
«Дружная
семья»,
где
они
со
своими
родителями,
сестрами
и
братьями
рисовали
и
выполняли
коллаж
«Моя
семья».