Напоминание

"ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЬНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"


Автор: Зорина Наталья Михайловна
Должность: преподаватель зуботехнических дисцеплин
Учебное заведение: Медицинский колледж ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЬНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Зорина Наталья Михайловна

Медицинский колледж ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России

преподаватель зуботехнических дисциплин, г. Уфа

«ПРИМЕНЕНИЕ

МОДУЛЬНОГО

МЕТОДА

ОБУЧЕНИЯ

В

СРЕДНЕМ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Обучение это - процесс взаимодействия между преподавателями и студентами, в результате которого происходит усвоение и передача профессионального опыта, умений и знаний. В соответствии с государственными нормативными документами, которые в свою очередь указывают на то, что принципиальным отличием современного подхода к проведению занятий, предусмотренных в соответствии с требованиями ФГОС среднего профессионального образования третьего поколения, является системно - деятельностным. Согласно этому подходу обучение эффективно только при такой организации процесса, когда студенты усваивают теоретические знания в деятельности. При таких условиях происходит осознанное прочное усвоение содержания предмета, овладение студентами практических манипуляций, интеллектуальное развитие.[4,с.48] В связи с этим, новые методы в проведении занятий, становятся необходимы. Как вариант проведения занятий используют активный или интерактивный метод обучения. Под активным методом подразумевают форму общения студентов и преподавателя, где в ходе занятия, происходит их взаимодействие, и студенты здесь - не пассивные слушатели, а активные участники. Интерактивный метод можно рассматривать как наиболее современную форму активного метода, который ориентирован на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом, и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя в интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение поставленной цели. Следовательно, основными составляющими интерактивных занятий являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются студентами. Выполняя их, студенты не только, и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый. Так как интерактивный метод основан на непосредственном контакте студентов между собой и преподавателем, с его помощью целесообразно проводить практические занятия. Одной из форм интерактивного метода является создание и использование многоуровневого - модульного контроля знаний и умений студентов. Суть модульной технологии заключается в создании ситуации, которая побуждает студента осмысленно и самостоятельно, консультируясь с преподавателем, формулировать и достигать поставленной цели. При этом содержание обучения представляется в законченных, самостоятельных модулях,
одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его применению. Преимущество модульного метода перед традиционным обучением, заключается в следующем: · гарантированностью достижения результатов обучения; · паритетными отношениями преподавателя и студентов; · возможностью работы в индивидуальном темпе; · возможностью работы учащихся в парах, группах; · возможностью делового общения с одногруппниками; · ранним предъявлением конечных результатов обучения; · «мягкими» формами контроля в процессе усвоения содержания учебного материала. Ведущие принципы модульного обучения: · модульность; · структуризацию содержания обучения на обособленные элементы; · динамичность; · деятельность; · гибкость; · осознанную перспективу; · разносторонность методического консультирования; · паритетность.[2,с.165] Приступая к разработке модульного занятия, необходимо помнить, что оно должно продолжаться не менее двух академических часов. Основные модули, воздействуя, дополняют друг друга и предоставляют широкие возможности для использования. Для успешного усвоения модуля, с целью актуализации опорных знаний, на данном этапе рекомендуется провести «входной контроль», включающий набор вопросов и не затратных по времени упражнений. Каждый элемент содержит: · новую информацию, представленную в виде опорного конспекта, материала учебника или учебного пособия, выступления студентов, лекции преподавателя, комбинации этих видов и т.д. · набор заданий, вопросов, упражнений, тестов для внутреннего контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) · инструкцию по выполнению · время работы · форму работы (индивидуально, в паре, в группе). Таким образом, модульное обучение рассматривается как перспективная технология, которая обеспечивает развитие навыков самостоятельной учебной деятельности студентов с учетом их индивидуальных особенностей. [3,с.98] Мною, в рамках подготовки специалистов среднего звена по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая, освоено использование модульного метода при проведении практических занятий, которое было построено по следующей схеме: I модуль - тематические схемы и фотографии с использованием мультимедиа технологий; II модуль - тестовые задания;
III модуль - фронтальный опрос; VI модуль - самостоятельная практическая работа. Для проведения контроля знаний студентам предлагаются тематические схемы и фотографии, которые воспроизводятся с помощью мультимедиа технологий. При использовании подобной формы контроля можно выявить и оценить умения и знания студентов, усвоенных не на одном, а на нескольких занятиях, посвященных этой теме. С целью привлечения студентов к анализу, самоанализу и самооценке их знаний, а также в целях быстрой и объективной проверки усвоенного, используются тесты - квалификации приводимого материала по указанным показателям. Благодаря своей конкретности, определенности тесты позволяют выявить состояние знаний студентов не вообще по предмету, а совершенно точно в определенной познавательной системе. Фронтальный опрос предоставляет возможность выявления полноты знаний студентов, их умений правильно объяснять факты и понятия, позволяет опросить многих, экономит время, хорошо сочетается с повторением. Но этот модуль имеет минусы - поверхностный характер проверки. Поэтому возникает необходимость сочетать его с другими модулями, в частности с самостоятельной практической работой. Этим достигается не только более прочное закрепление теории, но и более глубокое понимание практического опыта. Таким образом, модульная система, как один из вариантов интерактивного метода контроля знаний, наряду с контролирующей, выполняет и другие функции: Обучающую (способствует формированию мировоззрения, теоретических знаний и практических умений, расширению кругозора, и т. д.); развивающую (происходит развитие мышления, активности, памяти, способности выражать свои мысли, а также развитие познавательного интереса); воспитывающую (воспитание коллективизма, доброжелательного и уважительного отношения к партнерам и оппонентам по игре); мотивационную (побуждение к применению полученных знаний, умений, проявление инициативы, самостоятельности, коллективного сотрудничества). Реализация этих функций, делает занятие более плодотворным. На занятии осуществляется постоянное наблюдение за ходом и результатами обучения. Выявляются знания и умения, как у отдельных студентов, так и в целом у группы. Преподаватель получает информацию об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях студентов. Таким образом, можно утверждать, что модульная технология обучения достаточно эффективна. Применяя модульную технологию, гарантирован рост успеваемости, повышение качества знаний, эффективности обучения.
Список использованных источников 1. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического ун-та, 2000. 2. Ксезонова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: уч.-методич. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. 224 с. 3. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. – 144с. 4. Петруленков В.М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1–11 классы. – М.: ВАКО, 2015. – 112 с. 5. Сенновский, И.Б. Модульная педагогическая технология: анализ условий и результатов освоения./ И. Б. Сенновский.- М. 1995.


В раздел образования




Яндекс.Метрика