Напоминание

"ИКТ - компетентность учителя при реализации ФГОС"


Автор: Пулатов Владимир Энверович
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ Татарская школа
Населённый пункт: Смоленская область д. Татарск
Наименование материала: Статья
Тема: "ИКТ - компетентность учителя при реализации ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




Процесс

информатизации

современного

общества

обусловил

необходимость

разработки

новой

модели

системы

образования,

о снованной

на

применении

современных

и н ф о рм а ц и о н н о -

коммуникационных технологий.

ИКТ-компетентность (информационно-коммуникативная

компетентность) учителя – это комплексное понятие.

Под этим понятием подразумевается целенаправленное, эффективное

применение технических знаний и умений в реальной образовательной

деятельности.

ИКТ-компетентность

учителя

является

оставляющей

профессиональной

компетентности

учителя. В н е д р е н и е

И К Т

в

профессиональную деятельность педагогов является неизбежным в наше

время. Профессионализм учителя - синтез компетенций, включающих в

себя

предметно-методическую,

психолого-педагогическую

и

ИКТ

составляющие.

Компетенция -

включает

совокупность

взаимосвязанных

качеств

личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых

по

отношению

к

определенному

кругу

предметов

и

процессов

и

необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению

к ним.

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей

компетенцией,

включающей

его

личное

отношение

к

ней

и

предмету

деятельности.

Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание

на результате образования, причем в качестве результата рассматривается

не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в

различных

проблемных

ситуациях.

Остановимся

на

вопро с е

формирования и развития ИКТ - компетентности учителей-предметников.

Под ИКТ-компетентностью

учителя-предметника м ы

б у д е м

понимать

не

только

использование

различных

информационных

инструментов,

но

и

эффективное

применение

их

в

педагогической

деятельности.

Для формирования базовой ИКТ-компетентности необходимо:

наличие представлений о функционировании ПК и дидактических

возможностях ИКТ;

овладение

методическими

основами

подготовки

наглядных

и

дидактических материалов средствами Microsoft Office;

использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в

педагогической деятельности;

формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.

Для повышения уровня ИКТ-компетентности учителю можно

участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в

учебной практике;

участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и

педсоветах;

использовать

при

подготовке

к

урокам,

на

факультативах,

в

проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и

инструментов:

текстовых

редакторов,

программ

обработки

изображений,

программ

подготовки

презентаций,

табличных

процессоров;

обеспечить использование коллекции ЦОР и ресурсов Интернет;

формировать

банк

учебных

заданий,

выполняемых

с

активным

использованием ИКТ;

разрабатывать собственные проекты по использованию ИКТ.

Выделяют три основные аспекта ИКТ-компетентности:

Наличие достаточно высокого уровня функциональной грамотности

в сфере ИКТ;

Эффективное,

обоснованное

применение

ИКТ

в

образовательной

деятельности для решения профессиональных задач;

Понимание

ИКТ

как

основы

новой

парадигмы

в

образовании,

н а п р а в л е н н о й

н а

р а з в и т и е

у ч а щ и хс я

к а к

с у б ъ е к т о в

информационного общества, способных к созданию новых знаний,

умеющих

оперировать

массивами

информации

для

получения

нового интеллектуального и/или деятельностного результата.

ИКТ-компетентность учителя должна обеспечивать реализацию

н о в ы х

ц е л е й

о б р а з о в а н и я ;

н о в ы х

ф о р м

о р г а н и з а ц и и

о б р а з о в ат е л ь н о го

п р о ц е с с а ;

• нового содержания образовательной деятельности.

Использование ИКТ

Планирование по предмету

Использование ИКТ на уроке

Подбор ПО

Объяснение нового материала

Работа в сети Интернет

учителя

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с коллегами

Мониторинг обучающихся

В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах

нового

поколения

к ИКТ-компетентности предъявляются требования

педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения

эффективности

процесса

формирования

всех

перечисленных

выше

ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний,

сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации,

рефлексии

и

ценностно-смысловых

ориентаций),

а

также

собственно

навыков использования ИКТ.

Высокие

запросы

образования

невозможно

удовлетворить,

основываясь

только

на

традиционных

педагогических

технологиях.

Необходимы новые подходы к организации обучения, опирающиеся на

перспективные информационно-компьютерные технологии (мультимедиа,

интерактивные и др.).

Информационные

технологии

становятся

неотъемлемой

частью

жизни современного человека. Владение ими ставится в один ряд с такими

качествами,

как

умение

читать

и

писать.

А

усиление

роли

ИКТ

в

образовании

делает

необходимым

формирование

информационно-

коммуникационной

компетентности

всех

участников

образовательного

процесса: обучающихся; педагогических работников; родителей (законных

представителей) обучающихся.

Почему же сегодня так остро стоит вопрос ИКТ- компетентности всех

участников образовательного процесса и в частности учителя?

Школа — часть общества, и в ней, как в капле воды, отражаются те же

проблемы,

что

и

во

всей

стране.

Поэтому

очень

важно

организовать

процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением

работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь

учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных

методов обучения и современных информационных технологий, в том

числе и компьютерных.

п/

п

Преимущества использования ИКТ

п/п

Недостатки и проблемы применения

ИКТ

1.

Индивидуализация обучения

1.

В рабочем графике учителей не отведено

время для исследования возможностей

Интернет.

2.

Интенсификация самостоятельной работы

учащихся

2.

Отсутствие демонстрационного центра.

3.

Рост объема выполненных на уроке заданий

4.

Возможность получения различного рода

материалов через сеть Интернет и

использование специальных дисков.

Мультимедиа-система электронного учебника

позволяет наполнить программу звуком

естественных процессов, продублировать

текст голосом диктора, создать необходимый

музыкальный фон для работы, включить

любой видеофрагмент, «оживить»

мультипликацией любой процесс; что

обеспечивает большую наглядность и

интерес учащихся;

3.

Сложно интегрировать компьютер в

поурочную структуру занятий.

5.

Повышение познавательной активности и

мотивации усвоения знаний за счет

разнообразия форм работы, возможности

включения игрового момента: решишь верно

примеры — откроешь картинку, вставишь

правильно все буквы — продвинешь ближе к

цели сказочного героя. Компьютер дает

учителю новые возможности, позволяя

вместе с учеником получать удовольствие от

увлекательного процесса познания, не только

силой воображения раздвигая стены

школьного кабинета, но с помощью

новейших технологий позволяет погрузиться

в яркий красочный мир. Такое занятие

вызывает у детей эмоциональный подъем,

даже отстающие ученики охотно работают с

компьютером.

4.

Не предусмотрено деление класса на

группы при проведении занятия в

компьютерном классе.

6.

Интегрирование обычного урока с

компьютером позволяет учителю переложить

часть своей работы на ПК, делая при этом

процесс обучения более интересным,

разнообразным, интенсивным. В частности,

становится более быстрым процесс записи

определений, теорем и других важных частей

материала, так как учителю не приходится

повторять текст несколько раз (он вывел его

на экран), ученику не приходится ждать, пока

учитель повторит именно нужный ему

фрагмент.

5.

При недостаточной мотивации к работе

учащиеся часто отвлекаются на игры,

музыку, проверку характеристик ПК и т.п.

7.

Этот метод обучения очень привлекателен и

для учителей: помогает им лучше оценить

способности и знания ребенка, понять его,

побуждает искать новые, нетрадиционные

формы и методы обучения, стимулирует его

профессиональный рост и все дальнейшее

освоение компьютера.

6.

Существует вероятность, что, увлекшись

применением ИКТ на уроках, учитель

перейдет от развивающего обучения к

наглядно-иллюстративным методам

8.

Применение на уроке компьютерных тестов и

диагностических комплексов позволит

учителю за короткое время получать

объективную картину уровня усвоения

изучаемого материала у всех учащихся и

своевременно его скорректировать. При этом

есть возможность выбора уровня трудности

задания для конкретного ученика

9.

Для ученика важно то, что сразу после

выполнения теста (когда эта информация еще

не потеряла свою актуальность) он получает

объективный результат с указанием ошибок,

что невозможно, например, при устном

опросе.

10.

Освоение учащимися современных

информационных технологий. На уроках,

интегрированных с информатикой, ученики

овладевают компьютерной грамотностью и

учатся использовать в работе с материалом

разных предметов один из наиболее мощных

современных универсальных инструментов

— компьютер, с его помощью они решают

уравнения, строят графики, чертежи, готовят

тексты, рисунки для своих работ. Это —

возможность для учащихся проявить свои

творческие способности;

Говоря

о

требованиях

к

ИКТ-

компетентности

учителя,

можно

выделить несколько групп требований:

технологическая (общепользовательская компетентность);

педагогическая компетентность;

профессиональная (предметная) компетентность.

Технологическая

(общепользовательская)

ИКТ-компетентность

означает, что учитель является грамотным пользователем современного

компьютера,

подключенного

к

локальной

сети

и

Интернету:

умеет

пользоваться

набором

программного

обеспечения;

умеет

работать

в

-

локальной сети и пользоваться базовыми сервисами Интернета.

Второй составляющей ИКТ- компетентности учителя можно считать

педагогическую

ИКТ-компетентность.

Н а л и ч и е

н а з в а н н о й

компетентности

означает,

что

учитель

способен

осуществлять

образовательный

процесс

в

соответствии

с

целями,

которые

ставятся

информационным

обществом

перед

системой

общего

образования,

и

продуктивно использовать ИКТ в этом процессе. Она связана с глубокой

перестройкой методики обучения и содержания образования:

применение

информационных

технологий

для

разных

форм

образовательной

деятельности

-

индивидуальной,

групповой,

коллективной;

планирование проектной деятельности с учетом возможностей ИКТ;

использование доступных ресурсов Интернета;

использование интерактивных моделей, виртуальных лабораторий;

использование дистанционных ресурсов при подготовке домашних

заданий;

подготовка заданий и тестов в электронном виде.

Еще

одна

важная

задача,

стоящая

перед

учителем,

привлечь

учащихся к активному участию в образовательном процессе, используя

для

этого

современные

средства

коммуникаций:

электронную

почту,

форум, Skype и т. п.

Третья

составляющая

профессиональная

ИКТ-компетентность

учителя.

Учителю

необходимо

владеть

расширенными

приемами

самостоятельной

подготовки

дидактических

материалов

и

рабочих

документов,

что

позволит

запланировать

и

организовать

комплексное

использование средств ИКТ в образовательном процессе.

Отвечая

всем

этим

требованиям,

учитель

сможет

решать

профессиональные

задачи

на

уровне

представителя

современного

информационного общества, в том числе организовывать образовательную

деятельность

по

формированию

ИКТ-компетентности

учащихся.

Современные ИКТ

компетентности

учителя позволяют

Представлять обучаемому информацию в различной форме:

текст, аудио, видео, анимация;

Контролировать временные параметры урока для каждого

обучаемого;

Выдавать большой объем информации по частям, поэтому

изучаемый материал усваивается легче, чем материал

учебников и статей

Активизировать процессы восприятия, мышления,

воображения, памяти;

Мобилизовать внимание обучаемого;

Быть точным и объективным в оценке знаний;

Печатать, воспроизводить и комментировать информацию;

Выходить в мировое информационное сообщество;

Формировать мотивацию к учению и познавательный

интерес;

Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном

уровне

Обучающиеся получают навыки работы с компьютерами, что

является шагом к знакомству с информационным полем

Интернета, медиаресурсов;

Применение ИКТ на уроках активизирует познавательную

деятельность обучающихся, усиливает положительную

мотивацию обучения.

Включение в ход урока ИКТ делает процесс обучения интересным и

занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает

преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные

моменты

применения

информационно-компьютерных

технологий,

поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

Использование

в

обучении

новых

информационных

технологий

позволяет

формировать

специальные

навыки

у

детей

с

различными

познавательными

способностями,

позволяет

делать

уроки

более

наглядными

и

динамичными,

более

эффективными

с

точки

зрения

обучения

и

развития

учащихся,

облегчает

работу

учителя

на

уроке

и

способствует формированию ключевых компетенций учащихся.

Программы MS OffisWord, MS PowerPoint, MS Excel и использование

возможностей

интерактивной

доски

(ПО

SMART

Notebook

10)

стали

замечательным

подспорьем

в

моей

педагогической

деятельности

для

изложения нового материала, уроков повторения, обобщения и контроля

знаний.

В результате обучения с помощью информационных и компьютерных

технологий,

мы

можем

говорить

о

смене

приоритетов

с

усвоения

учащимися

готовых

академических

знаний

в

ходе

урока

на

самостоятельную

активную

познавательную

деятельность

каждого

учащегося с учётом его возможностей.

Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и

дифференциации обучения. Современные учебные пособия созданные на

о с н о в е

И К Т

о бл а д а ют

и н т е р а кт и в н о с т ь ю

( с п о с о б н о с т ь ю

взаимодействовать с учеником) и позволяют в большей мере реализовать

развивающую парадигму в образовании.

Организуя

на

уроке

и

во

внеурочное

время

работу

с

тестами,

в

электронном

виде,

у

ребят

формируется

основные

«информационные»

компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и

будут

необходимы

ребятам

в

будущем.

Уровень

обученности

слабых

учеников при этом поднимается, не оказываются запущенными и сильные

ученики.

Но

обязательно

нужно

учитывать

здоровьесберегающие

условия

обучения

учащихся

и

рационально

использовать

компьютерные

технологии в комплексе с традиционными методами обучения.

Следует отметить, что время на предварительную подготовку учителя

при использовании ИКТ на первом этапе, несомненно, увеличивается,

однако

постепенно

накапливается

методическая

база,

что

значительно

облегчает эту подготовку в дальнейшем.

Информационная

компетентность – это

качество

действий

педагога,

обеспечивающих :

Эффективный поиск и структурирование информации

Адаптацию информации к особенностям педагогического процесса

и дидактическим требованиям

Формулировку

учебной

проблемы

различными

информационно-

коммуникативными способами

Квалифицированную

работу

с

различными

информационными

ресурсами,

профессиональными

инструментами,

готовыми

программно-методическими

комплексами,

позволяющими

проектировать

решение

педагогических

проблем

и

практических

задач

Использование

автоматизированных

рабочих

мест

учителя

в

образовательном процессе

Регулярная самостоятельная познавательная деятельность

Готовность

к

ведению

дистанционной

образовательной

деятельности

Использование

компьютерных

и

мультимедийных

технологий,

цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе

Ведение школьной документации на электронных носителях.



В раздел образования




Яндекс.Метрика