Автор: Азарова Елена Эдуардовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ№18 с УИОП
Населённый пункт: Московская область
Наименование материала: Авторская программа
Тема: "Интегрированный курс история России и Духовное краеведение Подмосковья"
Раздел: среднее образование
Пояснительная записка
Данная рабочая программа класса соответствует требованиям федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования и
разработана на основе:
1.
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ
№ 18;
2.
Учебного плана на 2017-2018 учебный год МБОУ СОШ № 18;
3.
Комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России ; Основы религиозных культур и светской этики»; авт. А.Я. Данилюк. – М.;
Просвещение 2012 г.;
4.
УМК. Л.Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья», Учебное пособие для
учащихся основной школы. «Просвещение 2007 г.»
Актуальность данной программы
Актуальность изучения предмета (курса) обусловлена социально-педагогической
потребностью в решении задач духовно-нравственного образования школьников.
Указанный предмет ставит цели историко-культурологического и духовно-нравственного
образования в системе основного образования. Без знания истории христианской
православной культуры невозможно знание и освоение ценностей Русской и мировой
культуры. Содержание ориентировано на укрепление духовного здоровья детей через
принятие и усвоение ими соответствующих моральных норм и нравственных установок.
Учебный курс предполагает формирование у обучающихся целостного мировоззрения, что
невозможно без опоры на духовные первоисточники.
Цель: Ознакомление обучающихся с духовной историей России ,воспитание духовно-
нравственной личности через приобщение к духовному опыту и традициям православия.
Задачи:
- Освоение знаний о христианской нравственной культуре, истории христианства на
Руси;
- Способствовать решению задач нравственного воспитания школьников:
- Формирование качеств патриотизма; Уважительного отношения к святыням родной
земли;
- Ознакомление с памятниками православной культуры Сергиево Посадского района.
- создание системы взаимодействия семьи и школы в области духовно- нравственного
воспитания детей.
Особенности данной программы:
Данный курс рассматривает основы православной веры в социокультурном контексте
России и края, учитывая возможности восприятия современного школьника. Материал
доступен для учащихся и соответствует их уровню. Концепция учебника базируется на
следующих принципах. Курс предполагает посещение православных храмов с целью
практического знакомства с православным искусством:
- учебный материал расположен в порядке соответствующим значимости и месту
события:
- исторические, культурологические и нравственные аспекты православного учения
освещаются комплексно;
- общеобразовательный характер преподавания является светским.
Результаты изучения данного предмета:
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свое Отечество, народ, культуру и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; усвоение ценностей многонационального российского
общества;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование отношения к иному мнению, вере, религии и культуре других народов;
- развитие этнических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания всем людям.
Предметные результаты:
- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основами православной культуры, понимание их значения для
выстраивания конструктивных отношений в семье и обществе, осознания ценности
человеческой жизни;
- понимание значения духовности, веры для правильной жизненной ориентации, как
человека, так и общества;
- формирование первоначальных представлений о православии, их роли в становлении
российской государственности, развитии культуры;
- воспитание нравственного совершенства, основанного на свободе совести и
вероисповедания, духовных традициях народов России.
Для успешности познавательной деятельности и творческой активности обучающихся
в учебном процессе немалую роль играет внеурочная и внеклассная работа, которую
необходимо проводить как для расширения общего кругозора детей, так и для развития их
интереса к конкретной области знаний (в данном случае – к православию).
Духовно нравственное воспитание младших школьников предполагает безусловное
взаимопонимание и сотрудничество с родителями детей: установление контакта с семьей,
выработку согласованных действий и единых требований в процессе совместной
деятельности.
Метапредметные результаты:
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения на оценку событий;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с
содержанием модуля «Основы православной культуры».
Межпредметные связи: история, литература, музыка, изобразительное искусство.
Содержание курса:
Культура и религия. О вере, знании и культуре. Ценности жизни христиан. О чем
рассказывает религиозная культура. Ценности жизни христиан. Традиционные религии
России. Христианство - одна из основных религий мира. Христианство - основная
религия России.
Священное писание. О чем рассказывает Библия? Христианское понимание
происхождения знания о Боге. Книги, входящие в состав Библии. Смысл жизни человека и
правила жизни. Сотворение мира. Обращение к Богу – молитва. Как зло появилось в мире.
Отношение человека с Богом. Взаимосвязь христианских понятий «послушание-радость».
Размышление маленького христианина о человеке. Притча о талантах. Человек – образ и
подобие Божие. Какими качествами украшается душа человека.
Христианское учение о спасении. Спаситель. Пророки. Как Бог спасал людей: десять
заповедей. Рождество Иисуса Христа. Почему Спаситель пришел в мир не грозным
Судьей или земным Царем, а кротким младенцем. Дары волхвов.
Христианская этика. Чему Иисус учил людей? Что нужно человеку для счастливой
жизни? Заповеди блаженства. Главное правило христианской жизни. Доброта моей души.
Понятие ответственности и обязанностей. Добродетели и страсти. Препятствия на пути
человека к добру. Нелегкость духовного труда. Доброта и милосердие христианина. Долг и
ответственность христианина. За что должен отвечать христианин. Милость, милосердие,
сострадание. Жертвенная любовь. Крестная жертва. Христианское почитание Креста.
Православный храм. Православные традиции жизни. Храм – дом, посвященный Богу.
Духовное и культурное значение храма. Православные таинства. Православное
богослужение. Божественная Литургия. Московский кремль – сердце духовной жизни
России. Правила поведения в храме.
Православный календарь и праздники. История церковного календаря. Чему
посвящены церковные праздники. Православные традиции жизни. Двунадесятые
праздники. Иконы праздников. Православный пост. Почитание святых в православном
календаре. Христианский подвиг святых в православном календаре. Христианский подвиг
святых. Смирение. Верность. Ратный подвиг. Мужество. Подвиг веры.
Священные образы. О чем рассказывает икона ? Символический язык православной
культуры. Как человек воспринимает красоту окружающего мира. Икона – окно в
невидимый мир. История создания первой иконы Спас Нерукотворный. Духовная красота
иконы. Что такое чудотворные иконы. Почему на Руси сложилась традиция почитания
икон Пресвятой Богородицы. Из истории христианской культуры: «Тихвинская»,
«Казанская», «Владимирская», «Донская», «Почаевская» иконы Божией Матери.