Напоминание

"Интегрированный курс история России и Духовное краеведение Подмосковья"


Автор: Азарова Елена Эдуардовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ№18 с УИОП
Населённый пункт: Московская область
Наименование материала: Авторская программа
Тема: "Интегрированный курс история России и Духовное краеведение Подмосковья"
Раздел: среднее образование





Назад




Пояснительная записка

Данная рабочая программа класса соответствует требованиям федерального

государственного образовательного стандарта основного общего образования и

разработана на основе:

1.

Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ

№ 18;

2.

Учебного плана на 2017-2018 учебный год МБОУ СОШ № 18;

3.

Комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов

России ; Основы религиозных культур и светской этики»; авт. А.Я. Данилюк. – М.;

Просвещение 2012 г.;

4.

УМК. Л.Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья», Учебное пособие для

учащихся основной школы. «Просвещение 2007 г.»

Актуальность данной программы

Актуальность изучения предмета (курса) обусловлена социально-педагогической

потребностью в решении задач духовно-нравственного образования школьников.

Указанный предмет ставит цели историко-культурологического и духовно-нравственного

образования в системе основного образования. Без знания истории христианской

православной культуры невозможно знание и освоение ценностей Русской и мировой

культуры. Содержание ориентировано на укрепление духовного здоровья детей через

принятие и усвоение ими соответствующих моральных норм и нравственных установок.

Учебный курс предполагает формирование у обучающихся целостного мировоззрения, что

невозможно без опоры на духовные первоисточники.

Цель: Ознакомление обучающихся с духовной историей России ,воспитание духовно-

нравственной личности через приобщение к духовному опыту и традициям православия.

Задачи:

- Освоение знаний о христианской нравственной культуре, истории христианства на

Руси;

- Способствовать решению задач нравственного воспитания школьников:

- Формирование качеств патриотизма; Уважительного отношения к святыням родной

земли;

- Ознакомление с памятниками православной культуры Сергиево Посадского района.

- создание системы взаимодействия семьи и школы в области духовно- нравственного

воспитания детей.

Особенности данной программы:

Данный курс рассматривает основы православной веры в социокультурном контексте

России и края, учитывая возможности восприятия современного школьника. Материал

доступен для учащихся и соответствует их уровню. Концепция учебника базируется на

следующих принципах. Курс предполагает посещение православных храмов с целью

практического знакомства с православным искусством:

- учебный материал расположен в порядке соответствующим значимости и месту

события:

- исторические, культурологические и нравственные аспекты православного учения

освещаются комплексно;

- общеобразовательный характер преподавания является светским.

Результаты изучения данного предмета:

Личностные результаты:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за

свое Отечество, народ, культуру и историю России, осознание своей этнической и

национальной принадлежности; усвоение ценностей многонационального российского

общества;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его

единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование отношения к иному мнению, вере, религии и культуре других народов;

- развитие этнических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания всем людям.

Предметные результаты:

- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

- знакомство с основами православной культуры, понимание их значения для

выстраивания конструктивных отношений в семье и обществе, осознания ценности

человеческой жизни;

- понимание значения духовности, веры для правильной жизненной ориентации, как

человека, так и общества;

- формирование первоначальных представлений о православии, их роли в становлении

российской государственности, развитии культуры;

- воспитание нравственного совершенства, основанного на свободе совести и

вероисповедания, духовных традициях народов России.

Для успешности познавательной деятельности и творческой активности обучающихся

в учебном процессе немалую роль играет внеурочная и внеклассная работа, которую

необходимо проводить как для расширения общего кругозора детей, так и для развития их

интереса к конкретной области знаний (в данном случае – к православию).

Духовно нравственное воспитание младших школьников предполагает безусловное

взаимопонимание и сотрудничество с родителями детей: установление контакта с семьей,

выработку согласованных действий и единых требований в процессе совместной

деятельности.

Метапредметные результаты:

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в

соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в

соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной

формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования

различных точек зрения на оценку событий;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и

явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с

содержанием модуля «Основы православной культуры».

Межпредметные связи: история, литература, музыка, изобразительное искусство.

Содержание курса:

Культура и религия. О вере, знании и культуре. Ценности жизни христиан. О чем

рассказывает религиозная культура. Ценности жизни христиан. Традиционные религии

России. Христианство - одна из основных религий мира. Христианство - основная

религия России.

Священное писание. О чем рассказывает Библия? Христианское понимание

происхождения знания о Боге. Книги, входящие в состав Библии. Смысл жизни человека и

правила жизни. Сотворение мира. Обращение к Богу – молитва. Как зло появилось в мире.

Отношение человека с Богом. Взаимосвязь христианских понятий «послушание-радость».

Размышление маленького христианина о человеке. Притча о талантах. Человек – образ и

подобие Божие. Какими качествами украшается душа человека.

Христианское учение о спасении. Спаситель. Пророки. Как Бог спасал людей: десять

заповедей. Рождество Иисуса Христа. Почему Спаситель пришел в мир не грозным

Судьей или земным Царем, а кротким младенцем. Дары волхвов.

Христианская этика. Чему Иисус учил людей? Что нужно человеку для счастливой

жизни? Заповеди блаженства. Главное правило христианской жизни. Доброта моей души.

Понятие ответственности и обязанностей. Добродетели и страсти. Препятствия на пути

человека к добру. Нелегкость духовного труда. Доброта и милосердие христианина. Долг и

ответственность христианина. За что должен отвечать христианин. Милость, милосердие,

сострадание. Жертвенная любовь. Крестная жертва. Христианское почитание Креста.

Православный храм. Православные традиции жизни. Храм – дом, посвященный Богу.

Духовное и культурное значение храма. Православные таинства. Православное

богослужение. Божественная Литургия. Московский кремль – сердце духовной жизни

России. Правила поведения в храме.

Православный календарь и праздники. История церковного календаря. Чему

посвящены церковные праздники. Православные традиции жизни. Двунадесятые

праздники. Иконы праздников. Православный пост. Почитание святых в православном

календаре. Христианский подвиг святых в православном календаре. Христианский подвиг

святых. Смирение. Верность. Ратный подвиг. Мужество. Подвиг веры.

Священные образы. О чем рассказывает икона ? Символический язык православной

культуры. Как человек воспринимает красоту окружающего мира. Икона – окно в

невидимый мир. История создания первой иконы Спас Нерукотворный. Духовная красота

иконы. Что такое чудотворные иконы. Почему на Руси сложилась традиция почитания

икон Пресвятой Богородицы. Из истории христианской культуры: «Тихвинская»,

«Казанская», «Владимирская», «Донская», «Почаевская» иконы Божией Матери.



В раздел образования




Яндекс.Метрика