Напоминание

"Роль народного музыкального искусства в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста."


Автор: Камоза Вера Васильевна
Должность: воспитатель коррекционной группы
Учебное заведение: Муниципальное автономное образовательное учреждение г. Хабаровска "Детский сад №192 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: "Роль народного музыкального искусства в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль народного музыкального искусства в развитии творческих

способностей у детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст - уникальный, самобытный период жизни, когда

происходит интенсивное психическое и физическое развитие ребенка, фор-

мируется его личность и базисное доверие к миру и себе. Доказано, что

именно

в

дошкольном

возрасте

рождаются

устремления

как

самоценные

проявления активности. Это касается желания познавать, совершенствоваться

в действии, извлекать разнообразные переживания, вступать в контакт с

миром людей и предметным миром. Именно искусство, особенно в раннем

детстве, выступает ничем не заменимым путем познания и переживания,

путем движения к истине.

Одним

из

стержневых

компонентов

родной

культуры

выступает

народное

искусство.

Обращение

к

народному

искусству

как

к

средству

формирования личности ребенка имеет прочную методологическую основу.

Народное

искусство

концентрирует

знания,

опыт

народа,

его

обычаи,

национальные

традиции,

в

силу

чего

признается

важнейшим

условием,

развивающим и закрепляющим народный опыт воспитания и образования.

Осмысление

значимости

народного

искусства

в

системе

дошкольного

образования является условием возрождения и развития традиций народной

педагогики.

Издревле музыке как части народной культуры придавалось

общегуманитарное

значение,

за

ней

признавалась

ведущая

роль

в

эстетическом,

нравственном

и

духовном

совершенствовании

личности.

В

частности, крупнейший ученый западноевропейского средневековья Боэций

писал о том, что музыка находится в квадриуме ведущих наук, наравне с

философией,

математикой

и

астрономией.

Платон

отмечал,

что

трудно

представить себе лучший метод воспитания, чем музыка для души. Ввиду

этого воспитание в музыке надо считать самым главным, благодаря нему

Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее

красотой и делают человека прекрасно мыслящим. Он будет упиваться и

восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и

согласовывать с ним свой быт». Многими исследователями доказано, что

музыкальное искусство - едва ли не единственный вид народной культуры,

доступный

восприятию

ребенка

с

раннего

возраста,

способный

воздействовать

даже

при

внутриутробном

развитии

человека.

Музыка,

которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка,

а может быть, уже формирует его вкусы и предпочтения.

На проблемы музыкально-эстетического воспитания детей средствами

народного музыкально-эстетического искусства указывали в своих трудах

Н.Волков,

М.Г.Кондратьев,

Т.Н.Петрова,

Л.В.Кузнецова,

М.Б.Кожанова,

другие исследователи. Как отмечает Кузнецова Л.В., музыка для детей -

отражение жизни, действительности, в музыке они чувствуют отношение к

людям,

природе,

прекрасному.

Значит,

музыкальное

искусство

выступает

важнейшим средством воспитания любви к родной природе, родной культуре,

родной земле, как естественной среде их пребывания.

Целью

исследования

явилось

определение роли

народного

музыкального искусства в процессе обучения детей дошкольного возраста.

Главная

цель

музыкального

искусства

в

свете

развития

духовно-

нравственных качеств личности состоит не в развитии отдельных талантов, а

в том, чтобы музыка стала духовной потребностью и важным источником

душевных сил.

На

современном

этапе

главная

задача

музыкального

обучения

дошкольников средствами музыкального искусства - повернуться лицом к

народной музыке, начиная с самого раннего, когда ещё только закладываются

основные понятия у ребёнка, формируются речь и мышление, развиваются

способности, умения и навыки

Таким

образом,

народное

музыкальное

искусство

является

универ-

сальным, уникальным, гармоничным и естественным средством эстетиче-

ского воспитания детей, пробуждения в них трепетного отношения к родной

земле, восторга перед Красотой, наслаждения Прекрасным.

Традиции народной культуры в музыкальном обучении детей

Приобщение к музыке - один из важных путей воспитания ребенка, так

как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его

отношение

к

окружающим

явлениям.

Музыка

вызывает

к

жизни

еще

неосознанные

мысли

и

чувства,

очищает

души

от

всего

мелкого

и

случайного, укрепляет достоинство человека, его веру в свои внутренние

силы, в свое призвание. Музыкальное искусство, отражая жизнь, утверждает

моральную красоту человека, ценность дружбы, верности долгу, раскрывает

богатство душевного мира.

Восприятие произведений музыкального искусства представляет тому

неограниченные

возможности.

В

процессе

музыкального

обучения

дети

приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают

радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его

формы и образов. У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и

любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в

окружающей действительности.

Красота

художественной

формы,

понятное

ребенку

содержание

музыкального

произведения

вызывают

определенное

отношение

к

художественному образу и через него к жизни.

Следует

сказать,

что

задачами

музыкального

воспитания

являются:

развитие

музыкальных

и

творческих

способностей

детей

с

учетом

возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной

деятельности; формирование начала как музыкальной, так и общей духовной

культуры.

В свою очередь, успешное решение этих задач зависит от содержания

музыкального

воспитания,

прежде

всего

от

качества

используемого

репертуара,

методов

и

приемов

обучения,

форм

организации

детской

музыкальной деятельности и т.п.

Музыкальную

культуру

детей

можно

рассматривать

ка к

специфическую субкультуру определенной социальной группы. В ней можно

выделить два компонента: 1) индивидуальная музыкальная культура ребенка,

включающая его музыкально-эстетическое сознание, музыкальные умения,

навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности;

2)

музыкальная

культура

дошкольников,

которая

включает

в

себя

произведения

народного

и

профессионального

музыкального

искусства,

применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей и

институты,

регулирующие

музыкальную

деятельность

детей

и

удовлетворяющие потребности их музыкального обучения.

Основой

дошкольного

образования

становится

формирование

целостной

научной

картины

мира

у

детей.

Самым

доступным

видом

деятельности для ее воспроизведения с помощью не логических законов, а

эмоциональных образов у детей является музыка. Разные виды музыкальной

деятельности специфически воздействуют на развитие личности ребенка.

Ученые установили, что музыкальное искусство:

-

способствует

снижению

эмоционально-психического

напряжения,

создавая положительные эмоции;

- способствует формированию моторики и укреплению физического

здоровья;

-

развивает

артикуляционный

аппарат,

речевой

слух

и

речедвигательную координацию (при применении ручных жестов в пении

небольших попевок);

- развивает певческие и речевые навыки – звукообразование, дыхание,

дикцию, чистоту и выразительность интонирования;

- влияет на развитие памяти, внимания и музыкальных способностей;

- формирует нравственные качества у дошкольников;

- способствует умственному развитию детей;

- развивает творческие способности и фантазию дошкольников.

Таким образом, систематическое использование в практике работы всех

разновидностей (жанров) народного искусства позволит развивать у детей

музыкальную культуру и музыкально-творческие способности через:

знакомство и исполнение произведений фольклора, способного привить

детям

любовь

к

родной

природе,

к

растительному

и

животному

миру,

приучить

их

видеть

и

слышать

голоса

этой

природы,

чувствовать

ее,

соприкасаться с ней;

попевки и музицирование простых произведений детского фольклора, а

потом более сложных мелодий и произведений;

интонирование прибауток и скороговорок способно подготовить детей

к исполнению более сложных произведений песенного репертуара взрослого

фольклора:

игровых,

шуточных,

лирических

песен

и

уже

как

вершина

творческих достижений — участие детей в постановке театрализованных

представлений

и

фольклорных

праздников,

которые

в

совокупности

включают различные жанры народного песенного и поэтического творчества

– именно там, где дети смогут применить всё свое умение, навыки сольного,

ансамблевого и хорового народного пения и музицирования на музыкальных

инструментах

том

числе

и

народных),

исполнения

игровых

действий,

плясок и хороводных движений.

Педагогические условия, способствующих развитию творческих

способностей у детей дошкольного возраста

1.

Программа

по

музыкальному

воспитанию

«Ладушки»

И.М.Каплуновой, И.А.Новоскольцевой. Основным условием в реализации

данной программы является введение ребёнка в мир музыки с радостью и

улыбкой,

что

необходимо

для

детей

всех

возрастов,

поскольку

не

даёт

ребёнку чувствовать себя некомпетентным в той или иной деятельности.

2.

Предметная

развивающая

среда.

В

детском

саду

следует

создавать условия для творческого развития детей. Например, организовать

музей «Русская изба». В нём дети будут знакомятся с народным прикладным

искусством,

с

предметами

быта,

что

оказывает

огромное

влияние

на

формирование ценностно-ориентационной сферы детей, являющейся одной

из составляющих результата образования.

3.

Музыкальные

занятия.

На

занятиях, где

через

пословицы,

поговорки,

сказки

ребята

для

себя

раскрывают

нравственно-этические

понятия добра, зла, честности, уважение к старости, взаимопомощи. Дети

проговаривали пословицы, поговорки к народным праздникам придумывали

мелодии

колыбельных

песен

и

пели

их

куклам.

При

знакомстве

с

прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается

внутренний

мир

ребенка.

На

занятиях

наряду

с

изучением

народно-

обрядовой культуры России и Урала проводится вокально-хоровая работа.

Проводилась артикуляционная гимнастика по системе Емельянова, комплекс

упражнений для постановки дыхания, разработанный Казанцевой М.Г.,

научным сотрудником Института Истории и Археологии РАН.

4.

Игровая деятельность. В основе ее деятельности лежит один из

принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для

них

должно

быть

и

удовольствие»

(Философ-гуманист

М.

Монтенко).

В

работе педагога можно использовать народные игры с пением и движением.

Эти

игры

развивают

интерес

к

пению,

память,

чувство

ритма,

умение

правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать

в движении художественный образ. Но самое главное – через игру русская

народная

песня

входит

в

быт

семьи,

в

которой

воспитываются

дети.

В

народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям,

проявляют

взаимовыручку,

знакомятся

с

малыми

жанрами

народного

творчества.

5.

Кружковая работа направлена на развитие творческой личности,

знающей

свою

культуру.

В

программе

предусмотрены

различные

виды

деятельности:

игра,

беседа,

прослушивание

музыки,

пение,

работа

с

музыкально-шумовыми инструментами, разучивание основ народного танца,

театрализация игровых песен, работа над выразительностью речи, музеев,

участие

в

концертной

деятельности

с

целью

пропаганды

народного

творчества.

6.

Праздники и развлечения. Система праздников создает духовную

общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие

чувства:

любовь,

доброта,

взаимопомощь.

При

подготовке

и

проведении

народных

праздников

происходит

преображение

робких

детей

в

эмоциональных, инициативных.

7.

Концертная

деятельно сть. С овм е с т н а я

к о н ц е р т н а я

деятельность детей

создает

общее

эмоциональное

переживание,

ребята

оказывают

помощь

друг

другу

при

выполнении

задания,

сострадают,

переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее,

справедливее в оценке своих действий и поступков.

8.

Работа

с

педагогами

и

специалистами.

Работу

по

успешной

реализации

поставленных

задач

трудно

было

бы

осуществлять

без

взаимодействия всех специалистов и педагогов, ведущих непосредственную

работу с детьми: воспитателей, психолога, специалиста по изобразительной

деятельности,

инструктора

по

физическому

воспитанию,

социального

педагога, медицинских работников.

9.

Решать

поставленные

задачи

позволяют

следующие

формы

совместной деятельности:

семинары,

педагогические советы,

индивидуальные и групповые консультации,

практикумы (совместные праздники и развлечения,

круглые столы.

подбор

тематического

фольклорного

материала

на

режимные

моменты. Разработан план мероприятий с педагогами и специалистами. С

педагогом

по

изобразительной

деятельности

установлен

тесный

контакт,

взаимопомощь

в

проведении

комплексных

занятий.

После

музыкальных

занятий дети рисуют свои впечатления, что помогает выражать свои чувства

и эмоции, дети лучше запоминают произведения, игры.

10.

Работа

с

родителями.

Успешное

развитие

детей

в

МДОУ

невозможно

без

помощи

активного

участия

и

помощи

родителей.

Привлечение

родителей

к

решению

поставленных

задач

осуществляется

следующим образом:

проводятся индивидуальные беседы, консультации,

просмотр и участие в праздниках

школа для родителей «Музыкальная гостиная»

оформление информационного уголка

выступления в Центре культуры искусств.

Таким образом, в сегодняшней социальной ситуации в нашей стране,

когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей,

приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей.

Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать

себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного,

эстетического,

нравственного

оценивания

окружающего

мира.

Освоить

непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.

Важное

место

в

жизни

любого

человека

занимает

музыка

и

музыкальная деятельность. В дошкольном возрасте именно музыка наиболее

непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. Музыка

познается

ребенком

как

источник

положительных

эмоций,

который

расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.

Именно народное музыкальное искусство с первых дней жизни служит

средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической

и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление.

Благодаря

мышлению

ребёнок

развивает

свои

творческие

способности,

приобретает

опыт

творческой

деятельности,

формирует

свою

индивидуальность.

К

сожалению,

в

последнее

время

сложилась

такая

ситуация,

что

музыкальное

искусство

под

влиянием

активного

вторжения

рыночных

механизмов

встало

на

путь

упрощения.

Ребенок

начинает

принимать

за

музыку

произведения

новомодных,

но

не

долговечных

на

сцене

исполнителей,

чье

«искусство»

ограничивается

незамысловатыми

мелодиями,

банальными,

избитыми

ритмами

и

сюжетными

штампами.

Ребенка

уже

в

раннем

детстве

программируют

на

одностороннее,

упрощенное,

стандартизированное

миросозерцание,

легко

управляемое

средствами

массовой

информации.

Между

тем

доступность

музыки

не

обусловливает ее высокую художественную ценность.

Затруднения,

возникающие

у

детей

дошкольного

возраста

при

восприятии серьезной музыки, во многом объясняются отсутствием у них

первоначального музыкального опыта, несформированностью эмоционально-

слуховых представлений и мотивации к познанию, тем самым происходит

обеднение, а то и атрофия художественного восприятия, что сказывается на

духовном развитии личности и народа в целом.

Думаю,

что

можно

избежать

этой

ситуации,

если

первоначальное

музыкальное

воспитание

и

обучение

детей

осуществлять

с

опорой

на

традиции народной музыки и исполнительства на народных инструментах.

Следует

отметить,

что

народная

культура

не

застывшая

форма,

отображающая

когда-то

происходившие

процессы.

Это

не

догма,

не

стереотипизация определенных проявлений личности, а живой, подвижный,

но не изменяющий своим этнокультурным и традиционным корням феномен.

Если рассматривать в эволюции продукты народной художественной

культуры (в том числе исполнительские традиции, народные музыкальные

инструменты),

то

можно

заметить,

что

в

настоящее

время

развивается

естественный

процесс

творческой

трансформации

народного

искусства,

сочетающегося с обращением к его первоистокам.



В раздел образования




Яндекс.Метрика