Напоминание

"Правописание сложных имен прилагательных"


Автор: Камских Ольга Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ Магдагачинская СОШ №2
Населённый пункт: п. Магдагачи, Амурская область
Наименование материала: методическая разработка урока русского языка в 6 классе
Тема: "Правописание сложных имен прилагательных"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Магдагачинская средняя общеобразовательная школа №2

Урок русского языка в 6 классе

«Правописание сложных имен прилагательных»

Разработала: Камских Ольга Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МОБУ Магдагачинской СОШ №2

п. Магдагачи

2016г.

Конспект урока русского языка в 6 классе

Тема: Правописание сложных имен прилагательных

Цели:

Образовательные:

- познакомить с правописанием сложных имен прилагательных;

- учить находить и правильно писать орфограмму;

Развивающие:

-

развивать

речь,

внимание,

память,

мышление,

логику,

умение

сравнивать,

анализировать

и

синтезировать,

классифицировать, конкретизировать;

- развивать умение сотрудничать с учителем и друг с другом;

Воспитывающие:

- прививать интерес к русскому языку, вдумчиво относиться к слову;

- воспитывать трудолюбивых, самостоятельных, внимательных к другим учеников.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник «Русский язык. 6 класс» под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта.

Ход урока

1.

Самоопределение к деятельности. Психологический настрой.

- Здравствуйте! Слово какое чудесное! Красивое, доброе, чуточку нежное!

Здравствуйте! Скажем мы друг другу и нашим гостям! И подарим улыбку.

- Улыбка ничего не стоит, но многое дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.

Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

- Открываем тетради записываем число, классная работа, оставляем строчку для темы урока.

(спину держим ровно,

пишем аккуратно)

- К доске идет Арина. Запишем предложение, проведем орфографический анализ.

На небольшой поляне у березовой рощи мы увидели ярко(красные) цветы.

- В данном предложении мы столкнулись с затруднением – правописанием слова «ярко-красные».

3. Постановка учебной задачи

- Какой частью речи является это слово? (им. прилаг.)

- Что мы знаем о прилагательных?

- Как образовано данное прилагательное? Каким способом? (сложением)

- Как называются слова, в которых два корня? (сложные)

- Так какова же тема нашего урока? (правописание сложных имен прилагательных)

- Запишем тему урока в тетрадь.

- Мы уже изучили правописание сложных имен существительных, как они могут писаться? (слитно и через дефис)

- Что можно предположить о правописании сложных имен прилагательных? (что пишутся так же, как и имена

существительные)

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Так что же нам нужно сделать, чтобы правильно написать слово «ярко-красные»? (изучить материал учебника)

- Открываем учебник на стр. 88, параграф 22 и внимательно прочитываем правило. Проверим наше предположение.

- Так как же могут писаться сложные имена прилагательные? (так же, как и сложные им. сущ. – слитно и через дефис)

- Открываем тетрадь-справочник. Запишем туда схему к этому правилу:

Правописание сложных им. прилаг.

Через дефис Слитно

1.Обозначает оттенки цветов 1. Если образовано из словосочетания

черно-красный кисломолочный – кислое молоко

2.Можно заменить равноправными словами

литературно-музыкальный

3.Образовано от сложного им. сущ.

юго-восточный

4. Повтор слов

белый-белый

- Так как нужно правильно написать слово «ярко-красные» в нашем предложении? (через дефис)

- Почему? (это им. прилаг. обозначает оттенок цвета)

5. Первичное закрепление

- Я вызываю вас на орфографическую дуэль. Работать будем с упр. 219 устно. Тот, кого я называю, должен объяснить

правописание слова, применяя изученное правило.

- Судостроительная техника (строит суда, т.е. из словосочетания), светло-голубое небо (обозначает оттенок цвета),

полезащитные

насаждения

(защищают

поля,

из

словосочетания),

скороспелый

картофель

(спеет

скоро,

из

словосочетания), немецко-французский словарь (немецкий и французский, из двух равноправных слов), низкорослые

деревья

(растут

низко,

из

словосочетания),

инженерно-физический

институт

(инженеры

и

физики,

из

двух

равноправных слов), юго-западный ветер (от им. сущ. юго-запад), садово-огородный участок (сад и огород, из двух

равноправных

слов),

кислое-прекислое

яблоко

(повтор),

молочно-витаминная

смесь

(молоко

и

витамины,

из

двух

равноправных слов).

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Я предлагаю написать небольшой выборочный диктант. Из предложений, которые я буду диктовать, вам необходимо

выписать только слова на изученную сегодня орфограмму, подчеркнуть слитное или дефисное написание сложных

прилагательных.

- Пронумеровали строчки от одного до шести.

- 1. Несмотря на ясную и тихую погоду, цвет воды стал меняться, из синего он превратился в темно-серый. 2.

Неожиданно подул сильный северо-восточный ветер, качка усилилась. 3. По волнам резво побежали бело-желтые

барашки. 4. Море стало мрачным-мрачным. 5. Теперь со всех сторон нас окружало темно-синее небо с низкими

тучами. 6. Но с рассветом шторм стал стихать…

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте выборочный диктант по образцу, который найдете на желтом листе. (работа в

парах)

- У кого все пять слов написаны правильно?

- У кого не хватает одного слова или одно из слов написано неправильно? (Объясняем правописание выписанных слов)

- Ребята, а вам бы хотелось увидеть это море только уже после шторма, во время штиля?

- Так давайте эту картину нарисуем все вместе.

- Но сначала немного разомнемся. Возьмите в руки карандаш или фломастер, желательно, чтобы на нем были грани, и

покатайте его на ладони так, чтобы почувствовать прилив крови к рукам. Ведь учеными доказано, что таланты каждого

человека находятся на кончиках пальцев. (физкультминутка)

- Даша нам нарисует море с волнами. Полина займется солнцем. А мы в группах будем раскрашивать парусники.

(слышен шум прибоя, ребята работают в группах)

(помещаем на ватман солнце, парусники)

- Как вы думаете, мы справились с нелегкой творческой задачей? Можем себя немного похвалить? Тогда погладьте себя

правой рукой по голове и скажите: «Ах, какой я молодец!» А теперь то же самое, но только хвалить будем соседа по

парте: «Ах, какой ты молодец!» (хвалилки)

7. Домашнее задание

- Ребята, а какие сложные прилагательные можно было бы придумать для описания нашей картины? (ярко-желтое

солнце, радостно-приветливое солнце, белые-белые паруса, белоснежные паруса, темно-синее море, белогривые волны,

красивые-красивые парусники и т.д.).

- Вот дома вы и составите небольшое сочинение по картине, которую мы нарисовали вместе. Какой тип речи вы будете

использовать? (описание)

8. Рефлексия деятельности

- Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Вам понравилось, друзья?

- Что вам понравилось больше всего на уроке?

- Что нового сегодня вы узнали на уроке? (как пишутся сложные прилагательные)

- Назовите условия, когда сложные прилагательные пишутся слитно, а когда через дефис.

- Спасибо вам, ребята, за работу,

Не подвели меня и в этот раз,

С великим удовольствием, конечно,

Поставлю вам оценки я сейчас!

- Посчитайте количество жетонов с «пятерками» и запишите в тетрадь. У кого 5 жетонов, получает за урок «5», за 4 –

«4». Остальные смогут доработать, хорошо выполнив домашнюю работу.

- А теперь возьмите маленькие листики с парусниками, которые весь урок лежали у нас на партах, запишите свое имя.

Если на уроке вам было все понятно – кладем листик на полочки в сундучок (знания расположились по нужным

полочкам), если вам нужно будет после урока еще раз внимательно пересмотреть этот материал – тогда листик кладем в

сам сундучок (нужно будет еще покопаться). Если кто-то совсем ничего не понял и урок для него прошел зря – тогда

листик кладем в урну.

- А я в конце урока хочу пожелать всем нам семи футов под килем! Спасибо за урок!

Приложение

Для взаимопроверки по выборочному диктанту

1. темно-серый

2.северо-восточный

3.бело-желтые

4.мрачным-мрачным

5.темно-синее

6. –



В раздел образования




Яндекс.Метрика