Автор: Камских Ольга Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ Магдагачинская СОШ №2
Населённый пункт: п. Магдагачи, Амурская область
Наименование материала: методическая разработка урока русского языка в 6 классе
Тема: "Правописание сложных имен прилагательных"
Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Магдагачинская средняя общеобразовательная школа №2
Урок русского языка в 6 классе
«Правописание сложных имен прилагательных»
Разработала: Камских Ольга Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МОБУ Магдагачинской СОШ №2
п. Магдагачи
2016г.
Конспект урока русского языка в 6 классе
Тема: Правописание сложных имен прилагательных
Цели:
Образовательные:
- познакомить с правописанием сложных имен прилагательных;
- учить находить и правильно писать орфограмму;
Развивающие:
-
развивать
речь,
внимание,
память,
мышление,
логику,
умение
сравнивать,
анализировать
и
синтезировать,
классифицировать, конкретизировать;
- развивать умение сотрудничать с учителем и друг с другом;
Воспитывающие:
- прививать интерес к русскому языку, вдумчиво относиться к слову;
- воспитывать трудолюбивых, самостоятельных, внимательных к другим учеников.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: учебник «Русский язык. 6 класс» под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта.
Ход урока
1.
Самоопределение к деятельности. Психологический настрой.
- Здравствуйте! Слово какое чудесное! Красивое, доброе, чуточку нежное!
Здравствуйте! Скажем мы друг другу и нашим гостям! И подарим улыбку.
- Улыбка ничего не стоит, но многое дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.
Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
- Открываем тетради записываем число, классная работа, оставляем строчку для темы урока.
(спину держим ровно,
пишем аккуратно)
- К доске идет Арина. Запишем предложение, проведем орфографический анализ.
На небольшой поляне у березовой рощи мы увидели ярко(красные) цветы.
- В данном предложении мы столкнулись с затруднением – правописанием слова «ярко-красные».
3. Постановка учебной задачи
- Какой частью речи является это слово? (им. прилаг.)
- Что мы знаем о прилагательных?
- Как образовано данное прилагательное? Каким способом? (сложением)
- Как называются слова, в которых два корня? (сложные)
- Так какова же тема нашего урока? (правописание сложных имен прилагательных)
- Запишем тему урока в тетрадь.
- Мы уже изучили правописание сложных имен существительных, как они могут писаться? (слитно и через дефис)
- Что можно предположить о правописании сложных имен прилагательных? (что пишутся так же, как и имена
существительные)
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Так что же нам нужно сделать, чтобы правильно написать слово «ярко-красные»? (изучить материал учебника)
- Открываем учебник на стр. 88, параграф 22 и внимательно прочитываем правило. Проверим наше предположение.
- Так как же могут писаться сложные имена прилагательные? (так же, как и сложные им. сущ. – слитно и через дефис)
- Открываем тетрадь-справочник. Запишем туда схему к этому правилу:
Правописание сложных им. прилаг.
Через дефис Слитно
1.Обозначает оттенки цветов 1. Если образовано из словосочетания
черно-красный кисломолочный – кислое молоко
2.Можно заменить равноправными словами
литературно-музыкальный
3.Образовано от сложного им. сущ.
юго-восточный
4. Повтор слов
белый-белый
- Так как нужно правильно написать слово «ярко-красные» в нашем предложении? (через дефис)
- Почему? (это им. прилаг. обозначает оттенок цвета)
5. Первичное закрепление
- Я вызываю вас на орфографическую дуэль. Работать будем с упр. 219 устно. Тот, кого я называю, должен объяснить
правописание слова, применяя изученное правило.
- Судостроительная техника (строит суда, т.е. из словосочетания), светло-голубое небо (обозначает оттенок цвета),
полезащитные
насаждения
(защищают
поля,
из
словосочетания),
скороспелый
картофель
(спеет
скоро,
из
словосочетания), немецко-французский словарь (немецкий и французский, из двух равноправных слов), низкорослые
деревья
(растут
низко,
из
словосочетания),
инженерно-физический
институт
(инженеры
и
физики,
из
двух
равноправных слов), юго-западный ветер (от им. сущ. юго-запад), садово-огородный участок (сад и огород, из двух
равноправных
слов),
кислое-прекислое
яблоко
(повтор),
молочно-витаминная
смесь
(молоко
и
витамины,
из
двух
равноправных слов).
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Я предлагаю написать небольшой выборочный диктант. Из предложений, которые я буду диктовать, вам необходимо
выписать только слова на изученную сегодня орфограмму, подчеркнуть слитное или дефисное написание сложных
прилагательных.
- Пронумеровали строчки от одного до шести.
- 1. Несмотря на ясную и тихую погоду, цвет воды стал меняться, из синего он превратился в темно-серый. 2.
Неожиданно подул сильный северо-восточный ветер, качка усилилась. 3. По волнам резво побежали бело-желтые
барашки. 4. Море стало мрачным-мрачным. 5. Теперь со всех сторон нас окружало темно-синее небо с низкими
тучами. 6. Но с рассветом шторм стал стихать…
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте выборочный диктант по образцу, который найдете на желтом листе. (работа в
парах)
- У кого все пять слов написаны правильно?
- У кого не хватает одного слова или одно из слов написано неправильно? (Объясняем правописание выписанных слов)
- Ребята, а вам бы хотелось увидеть это море только уже после шторма, во время штиля?
- Так давайте эту картину нарисуем все вместе.
- Но сначала немного разомнемся. Возьмите в руки карандаш или фломастер, желательно, чтобы на нем были грани, и
покатайте его на ладони так, чтобы почувствовать прилив крови к рукам. Ведь учеными доказано, что таланты каждого
человека находятся на кончиках пальцев. (физкультминутка)
- Даша нам нарисует море с волнами. Полина займется солнцем. А мы в группах будем раскрашивать парусники.
(слышен шум прибоя, ребята работают в группах)
(помещаем на ватман солнце, парусники)
- Как вы думаете, мы справились с нелегкой творческой задачей? Можем себя немного похвалить? Тогда погладьте себя
правой рукой по голове и скажите: «Ах, какой я молодец!» А теперь то же самое, но только хвалить будем соседа по
парте: «Ах, какой ты молодец!» (хвалилки)
7. Домашнее задание
- Ребята, а какие сложные прилагательные можно было бы придумать для описания нашей картины? (ярко-желтое
солнце, радостно-приветливое солнце, белые-белые паруса, белоснежные паруса, темно-синее море, белогривые волны,
красивые-красивые парусники и т.д.).
- Вот дома вы и составите небольшое сочинение по картине, которую мы нарисовали вместе. Какой тип речи вы будете
использовать? (описание)
8. Рефлексия деятельности
- Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
- Что вам понравилось больше всего на уроке?
- Что нового сегодня вы узнали на уроке? (как пишутся сложные прилагательные)
- Назовите условия, когда сложные прилагательные пишутся слитно, а когда через дефис.
- Спасибо вам, ребята, за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставлю вам оценки я сейчас!
- Посчитайте количество жетонов с «пятерками» и запишите в тетрадь. У кого 5 жетонов, получает за урок «5», за 4 –
«4». Остальные смогут доработать, хорошо выполнив домашнюю работу.
- А теперь возьмите маленькие листики с парусниками, которые весь урок лежали у нас на партах, запишите свое имя.
Если на уроке вам было все понятно – кладем листик на полочки в сундучок (знания расположились по нужным
полочкам), если вам нужно будет после урока еще раз внимательно пересмотреть этот материал – тогда листик кладем в
сам сундучок (нужно будет еще покопаться). Если кто-то совсем ничего не понял и урок для него прошел зря – тогда
листик кладем в урну.
- А я в конце урока хочу пожелать всем нам семи футов под килем! Спасибо за урок!
Приложение
Для взаимопроверки по выборочному диктанту
1. темно-серый
2.северо-восточный
3.бело-желтые
4.мрачным-мрачным
5.темно-синее
6. –