Автор: Калугина Оксана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№92
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка открытоко урока
Тема: Окружающий мир "Природные зоны России. Тундра", 4 класс.
Раздел: начальное образование
Учитель Калугина Оксана Александровна
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4
Тема урока: Природные зоны России. Тундра
Цель: формирование представлений о тундре как о природной зоне;
Задачи:
Личностные:
экологиче ско е
во спит ание,
уметь
а н а л и з и р о в ат ь
эмоциональное состояние окружающих, строить свои взаимоотношения с их
учетом.
Метапредметные:
познавательные
–
с амо стоятельно
н а ход и т ь
информацию
в
материалах
учебника,
выполнять
учебно-познавательные
действия,
делать
обобщения,
выводы; коммуникативные – осуществлять
совместную
деятельность
в
группах
с
учетом
конкретных
учебно-
познавательных задач, умение аргументировать свою точку зрения, отвечать
на вопросы; регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс
и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения, развивать
навыки сравнения, анализа, обобщения;
Предметные:
показывать
тундру
на
карте
«Природные
зоны
России»,
рассказывать
о
климате,
растительном
и
животном
мире
тундры,
сформулировать экологические проблемы этой природной зоны.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, физическая
карта России, карта природных зон России, карточки с тестовыми заданиями,
карточки с кроссвордом, карточки-выручайки.
1. Организационный момент
-Ребята, с каким настроением вы начинаете урок? (смайлики).
-Повернитесь
к
соседу
по
парте
и
пожелайте
друг
другу
хорошего
настроения.
-Я тоже желаю всем хорошего настроения и интересной работы.
-Как
вы
думаете,
что
требуется,
чтобы
наша
совместная
работа
была
эффективной?
(Порядок
на
партах,
умение
слушать
и
слышать,
взаимоуважение, активность).
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу
-По
какой
природной
зоне
мы
путешествовали
на
прошлом
уроке?
(По
природной зоне арктических пустынь).
-Покажите
на
физической
карте
эту
природную
зону
вместе
с
географическими объектами (учащийся выходит к доске и работает с картой).
-Ребята,
я
предлагаю
проверить
домашнее
задание
с
помощью
тестовой
работы (учитель раздает карточки с заданием).
Самопроверка (слайд 1)
-Кто доволен своей работой? Поднимите зеленый смайлик.
-Кто не очень, поднимите желтый смайлик.
-Кто совсем недоволен, покажите красный смайлик.
-Какой вывод можно сделать? (Нужно хорошо готовиться к урокам дома).
3. Изучение нового учебного материала
-Ребята,
сегодня
мы
продолжим
наше
путешествие.
Мы
уже
знаем,
что
природные зоны сменяют друг друга…Как? (с севера на юг).
- Верно ли, что существует чёткая видимая граница каждой природной зоны?
Обоснуйте своё мнение.
-Кто сможет показать следующую природную зону на карте природных зон
России? Каким цветом она обозначена? Название этой зоны вы узнаете с
помощью кроссворда (работа в парах).
-Давайте проверим работу, посмотрите на слайд. Какое слово должно было
получиться? (Тундра).
Кроссворд (слайд 2)
-Итак, назовите тему сегодняшнего урока. Верно, тундра.
-Тундра в переводе с финского языка означает бесплодная или враждебная.
-Какой вы себе представляете эту природную зону? (прием «Корзина идей»,
учащиеся записывают любые предположения на карточках и фиксируют
их на доске, причем и верные, и неверные).
Цели приёма:
•
Вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме.
•
Обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс.
Физминутка (под песню «Увезу тебя я в тундру…).
- Послушайте стихотворения о тундре (слайд 3)
А на Севере, друзья,
Где тайга кончается,
Есть полярные края –
Тундрой называются.
Мох и ягель – там и тут,
Мошки да комарики...
А деревья в ней растут –
Маленькие-маленькие.
Скачут зайцы через них –
Зайцы здоровенные,
В небесах горят огни
Необыкновенные.
Там даль безбрежная.
Заря багровая.
Пустыня снежная.
Зима суровая.
Там дни короткие.
Там ночи длинные.
Снега глубокие.
Сияния дивные.
И там метелей
Многоголосица,
Как в карусели
По кругу носится.
-Как вы думаете, эта информация научная? (Нет).
-Мы взяли информацию из литературного источника. Как вы считаете, она
полностью отражает действительность? (Ответы учащихся).
-Где мы можем получить информацию? (библиотека, интернет,
энциклопедии, взрослые, учебник).
Верно, предлагаю обратиться к учебнику.
-Работа с учебником с.84-92. Самостоятельное чтение с пометками (+, -).
- А что вы сейчас представляете, когда я произношу слово «тундра»? Что
можно добавить к нашей «корзине», что нужно убрать? (учащиеся
корректируют «содержимое корзины»).
4. Закрепление учебного материала (работа в группах с карточками -
выручайками).
1 группа. Каковы географическое положение тундры?
2 группа. Природные условия тундры.
3 группа. Приведи примеры растений и животных тундры, как они
приспособились к суровым условиям? Почему растительный и животный
мир тундры богаче, чем в зоне арктических пустынь
4 группа. Деятельность человека. Экологические проблемы.
Заслушиваются выступления каждой группы.
- Ребята, на уроках математики мы решаем задачи, на уроке окружающего
мира тоже можно решать экологические задачи, решите их, используя фразу-
конструктор (слайд 4).
1) При уничтожении полярного волка увеличивается заболеваемость … (се-
верных оленей), потому что … (полярные волки - санитары тундры, так как
нападают только на ослабленных и больных животных, таким образом,
заболевания не передаются здоровым животным).
2) Грызуны тундры — … (лемминги) поедают практически все растения и
грибы, эти зверьки приносят большое потомство, но благодаря … (полярным
совам) они не размножаются настолько, чтобы… (уничтожить всю
растительность тундры), потому что… (являются основной пищей полярной
совы).
-Составьте 2-3 цепи питания характерные для тундры.
-Составьте синквейн .
5. Рефлексия
-Какие задания показались трудными? Интересными? Продолжите
высказывания (мне удалось…, меня удивило…, мне понравилось…, я
порадовался за…, я хочу похвалить … за…, я узнал…, я задумался о…, я
захотел… и т.д.) Ребята, с каким настроением вы заканчиваете урок?
(смайлики).
6. Домашнее задание. С помощью дополнительных источников (каких?)
приготовить сообщения о тундре письменно в тетради с иллюстрацией.
7. Оценки.
Карточка-выручайка №1
I группа: географическое положение и климат.
Вопросы:
1.Южнее какой зоны и вдоль берегов каких морей протянулась зона тундры?
2.Какая зима в тундре?
3.Какое лето?
4.С чем связаны суровые условия тундры?
Карточка -
выручайка - №2
II группа: растительный мир тундры.
Вопросы:
1. Какие растения растут?
2. Как растения приспособились к жизни в тундре?
Карточка -
выручайка №3
III группа: животный мир тундры.
Вопрос:
1.Какие птицы и животные обитают в тундре?
2.Как они приспособились к суровым условиям?
Карточка -
выручайка №4
IV группа: деятельность человека. Экологические проблемы.
Вопросы:
1.Чем занимается коренное население тундры?
2.Поиски каких полезных ископаемых ведутся в тундре?
3.Какой вред наносит человек своей деятельностью?
1.
Короткое название ледяной зоны.
2.
Птица с необычным красным клювом.
3.
Название острова, на котором расположен заповедник.
4.
Арктика-царство снега и …. .
5.
Растения, живущие в толще воды.
6.
Вид рыбы, обитающий в северных морях.