Автор: Шишкина Любовь Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Калинка"
Населённый пункт: пгт Юрья,Кировская область
Наименование материала: Проект
Тема: "Озорные пальчики у девочек и мальчиков"
Раздел: дошкольное образование
Проект
речевой направленности с детьми раннего возраста
«
Озорные пальчики у девочек и мальчиков
»
Срок реализации: одногодичный
Руководитель: Шишкина
Любовь Александровна
Юрья 2017г.
« Рука является вышедшим наружу
головным мозгом»
И. Кант
Пояснительная записка
Милые, теплые детские игры с пальчиками, которые передаются из уст в уста в каждой
семье,
где
появляется
ребенок.
Всего
несколько
месяцев
достаточно,
чтобы
новорожденный подрос до уровня понимания игр, которыми начинают заниматься с ним
взрослые. И вот уже мамы, папы и бабушки умиляются, с доброй улыбкой наблюдая за
тем, как детские ручки пытаются повторить движения взрослых рук….Сколько в таких
действиях доброты, непосредственности и – самое главное! –пользы! Но в современном
мире
дети
основную
часть
своего
детства
находятся
вне
дома,
то
есть
в
детских
образовательных учреждениях.
И на воспитателей
ложится ответственность
как за
развитие ребенка в целом, так и за развитие речи в частном. И это одна из причин по
которой я решила создать проект «Девочки и мальчики, поиграем с пальчиками». Проект
направлен на речевое развитие детей 2-4 лет.
Актуальность проекта
Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не
развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет не возможным
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено. Что развитие
мозга и уровень развития речи детей находятся в прямой зависимости от двигательной
активности ребенка, степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как
правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то
и речевое
развитие
ребенка
находится
в
пределах
возрастной
нормы.
Поэтому
тренировка
движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое
развитие ,способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти
руки
к
письму
и,
что
не
менее
важно,
мощным
средством,
повышающим
работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Не случайно, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месяцев.
Работа по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по
2-5
минут
ежедневно.
Малыши,
которые
регулярно
занимаются
пальчиковой
гимнастикой,
быстрее
учатся
писать,
лучше
говорят,
обладают
хорошей
памятью,
развивают координацию движений, силу и ловкость рук, скорее успокаиваются после
стрессов.
Теоретическое обоснование
Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой
зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как эти
процессы связаны между собой?
Специалисты института физиологии детей и подростков АПН считают, что
формирование речи происходит под влиянием двигательных импульсов, передающихся
от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького
ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. Простые движения рук помогают убрать
напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны
улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на
руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов,
посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную
активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на
состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца –
на сердце.
В
развивающем
плане
пальцы
детей
недополучают
элементарной
технической
«подпитки», а это, в свою очередь, оставляет пассивными клетки головного мозга. Выход
здесь один- давать специальную дополнительную нагрузку на кости и мускулы кистей
рук. Все же лучше классиков не скажешь.. « Истоки способностей и дарований детей – на
кончиках их пальцев». Это сказал известный педагог Сухомлинский. Хотя задолго до
этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение
пальчиков
влияют
на
умственное
и
речевое
развитие
малыша.
В
этом
смысле
пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития не только мелкой
моторики, но и детской речи в их единстве и взаимосвязи. Авторы сборника «Игры с
пальчиками» И.А. Агапова и М.А. Давыдова считают, что игры с пальчиками – это не
только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного
общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берет малыша на руки,
сажая на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает ее
или водит по ней пальцем другой руки, похлопывает ладонями ребенка, то последний
получает
массу
необходимых
для
его
эмоционального
интеллектуального
развития
впечатлений.
Новизна
Новизна проекта заключается в том, что
основная
и
ведущая
идея
–
помочь
развитию личности, ее самопознанию, раскрытию внутренних ресурсов. Углубленная
работа
по
данной
теме
будет
осуществляться
через
интеграцию
разных
видов
деятельности.
Интегративный
характер
проекта
позволяет
ориентировать
его
на
гармонизацию жизни человека, возможность изменения человеческого «Я» в условиях
динамично меняющегося мира. Педагог в соответствии с ситуацией сам определяет
время для реализации проекта.
Принципы реализации проекта:
-системность
-учет возрастных особенностей
- доступность и последовательность с постепенным его усложнением
-интеграция
-комплексный подход к организации работ
Проблема.
В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с
недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи?
Гипотеза. Эта тема мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась
ее изучением через самообразование, выбрав тему “Пальчиковые игры в развитии речи
детей раннего возраста”. Думаю, что используя пальчиковый игры в работе с детьми
раннего возраста, можно устранить недостатки в развитии речи детей.
Цель.
Развитие мелкой моторики руки при помощи пальчиковых игр.
Задачи.
Образовательные:
Развитие речи и пополнение словарного запаса детей раннего возраста.
Развитие творческих способностей.
Развитие координации движений, умение управлять своими движениями.
Активизация познавательных процессов ребенка.
Воспитательные:
Прививать детям устойчивый интерес к пальчиковым играм и фольклору.
Выпуск информации о значении пальчиковых игр в развитии ребенка.
Развитие коммуникативных отношений.
Укрепление психического и физического здоровья детей 3-5лет.
Накопление материала и опыта по пальчиковым играм
.
Задачи, ориентируемые на педагогов:
1.Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах формирования у
детей положительного эмоционального отношения к пальчиковым играм.
Задачи, ориентируемые на семьи воспитанников:
1.
Повысить знания родителей
по развитию речи
у детей раннего возраста через
пальчиковую гимнастику.
2.Помочь
родителям
создать
условия
для
игр
детей
в домашней обстановке и
расширить знания по руководству проведения пальчиковых игр.
Срок реализации проекта: Сентябрь 2017 г - май 2018 г.
Руководитель проекта
Педагогический совет
Ст. воспитатель
Актив
родителей
Дети детского сада
Воспитатели
Музыкальный руководитель
Медицинская сестра
Консультативный пункт
Совет трудового коллектива
Заведующая ДОУ
Этапы проектной деятельности
Этап
Срок
Задачи
Ожидаемый
результат
Ответственны
й
Подготов
ительны
й
1.08 2017г.
–
1.09 2017г.
Издание приказа. Подбор
и изучение литературы.
Анализ ресурсов,
необходимых для
Готовность
перехода к
практическом
у этапу
Руководитель
проекта
Практич
еский
1.10.2017г.
–
1.04.2018г.
Выполнение задач,
поставленных для
реализации проекта.
Реализация
целей и задач
данного
проекта
Координатор
проекта,
руководитель
проекта
Контрольно-
аналитический
Май 2018г.
Оценка работы всех
участников проекта
родителями, коллегами,
социумом.
Позитивная
оценка
деятельности
участников
проекта
Руководитель и
координатор
проекта.
Внутренние связи
Формы и методы организации проекта для решения поставленных задач
с детьми:
- занятия, беседы;
- различные виды игр: пальчиковые, лепка, игры с мелкими деталями( мозайка)
- чтение художественной литературы;
-изодеятельность;
с педагогами и семьями воспитанников:
- устные журналы;
- консультации;
- семинары-практикумы;
- мастер-классы;
- дискуссии, диспут
Участники проекта:
Все участники образовательного процесса: педагоги-дети-родители.
Руководитель проекта – воспитатель Шишкина Л.А.
Координатор проекта - заведующая Шайдурова С. И.
Консультант проекта – старший воспитатель Синякова Е. С.
Участники
проекта
Содержание деятельности
Администрация
- организация предметно-развивающей среды;
- контроль над реализацией проекта
Воспитатели
- проводят с детьми диагностику, выводят мониторинг по
формированию активизации речи детей через пальчиковую
гимнастику;
- проводят познавательные занятия;
- взаимодействуют с социумом;
- организуют тематические выставки;
-
оформляют
и
пополняют
наглядный
материал
по
пальчиковым играм;
- проводят индивидуальную работу;
- семинары-практикумы, мастер-классы.
Старшая
медицинская
сестра
- проводит мониторинг здоровья ребенка;
- информирует о сигналах неблагополучия другие службы;
- оказывает медицинскую помощь.
Музыкальный
руководитель
-
организует
и
проводит
тематические
праздники,
развлечения, досуги совместно с педагогами.
Родители
-совместное
участие
во
всех
проводимых
мероприятиях
педагоги-дети-родители;
- дни открытых дверей;
Дети
- участвуют во всех проводимых мероприятиях.
Внешние связи проекта
Ресурсное обеспечение проекта
Ресурсы
Сроки
Ответственные
Кадровый ресурс
Шайдурова С. И. –
координатор
проекта,
заведующая
д/с;
Синякова
Е.
С.–
консультант
проекта,
старший воспитатель;
Шишкина
Л.А.
–
руководитель проекта,
воспитатель
Попыванова Т. Е. -
ст. медицинская сестра
На
время
реализации
проекта
На
время
реализации
проекта
На
время
реализации
проекта
На
время
реализации
проекта
Шайдурова С. И.
Синякова Е. С.
Шишкина Л.А.
Попыванова Т. Е
Нормативно-правовой ресурс
И з д а н и е
п р и к а з а
заведующей
МКДОУ
детский
сад
«Калинка»
о
создании
п р о е кт а
Сентябрь 2012г.
Заведующая д/с
МКДОУ детский сад
«Калинка
»
Детские сады района
Районный
методический
кабинет
Районное
управление
образование
Центральная детская
библиотека
КОГОКУ СОШ с
УИОП пгт Юрья
«Девочки
и
мальчики,
поиграем с пальчиками»
Утверждение
п р о е кт а
н а
п е р в о м
педагогическом совете
Типовое
положение ДОУ
СанПиНы
Сентябрь 2012г.
Сентябрь
Заведующая д/с
Заведующая д/с
Ст. медсестра
Материально-технический ресурс
1.Создание условий для
реализации проекта
2.Приобретение
необходимых пособий:
-демонстрационные
материалы
- и з г о т о в л е н и е
а т р и б у т о в
д л я
пальчиковых игр
-приобретение
необходимой
м е т о д и ч е с к о й
и
художественной
литературы
В течение проекта
Шишкина Л.А.
Родители группы
Информационный ресурс
1 . И н ф о р м а ц и я
д л я
педагогов о результатах
работы по проекту.
2.Выпуск
информационных
листов,
памяток,
для
родителей
о
работе
по
проекту.
3 . П о д б о р
художественной
литературы
по
теме
проекта
5.
Создание
картотеки
пальчиковых игр
6.Организация
праздников,
до сугов,
развлечений
В
течение
реализации
проекта
В
течение
реализации
проекта
Шишкина Л.А.
Шишкина Л.А.
Шишкина Л.А.
Содержание деятельности
I. Подготовительный этап (сентябрь 2017г)
Цель:
обеспечение
проекта
нормативно-правовой
документацией
и
всеми
необходимыми пособиями и материалами.
Мероприятия:
Составление проекта и его утверждение на педагогическом совете
Изготовление пособий, изучение новинок методической литературы
Ожидаемый результат – готовность к практическому этапу
II. Практический этап ( октябрь 2017 – апрель 2018г.г.)
Цель: выполнение цели и задач по реализации проекта.
Ожидаемый результат: эффективность проведения всех намеченных мероприятий
через
проведение
различных
видов
детской
деятельности:
занятия,
игра,
прогулка,
беседы с детьми.
III. Контрольно-оценочный этап (май 2018г.)
Цель: анализ результатов по реализации проекта и выведение мониторинга .
Мониторинг «Озорные пальчики у девочек и мальчиков»
№
п/п
Направления
Методика
Показатели
1.
Оценка педагогами ДОУ
Наблюдение
Качественный анализ
2.
Оценка родителями
воспитанников
Анкетирование
Тестирование
Качественный анализ
3.
Диагностика детей по
задачам проекта
Диагностика
Выведение
мониторинга
Качественный и
количественный анализ
Выведение мониторинга по реализации проекта за 2012-2014уч.г.
Ожидаемый результат: положительная оценка всеми участниками реализующими
проект.
Программно-методическое обеспечение
1.И.А.Агапова «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей»
Москва,2009г.
2.Е.Б.Шмелева «Пальчиковые игры» изд. «Ювента»,2008г.
3.Л.П.Савиной “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников”;
4. Е.А. Янушко “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста”;
5.С.О.Ермаковой “Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет”.
Приложение
План выполнения работы по проекту
Виды деятельности
Цели и задачи
Сроки
исполнения
1.Изучение тематики,
формирование проблемы
Стимулировать речевое
развитие, психические
процессы
Сентябрь
2.Диагностика
формированности развития
тонких движений пальцев
Выявить отклонения и
недостатки и построить
индивидуальную траекторию
работы с каждым ребенком
Сентябрь
3.Изучение методической
литературы
Совершенствовать знания по
данной тематике, убедиться в
эффективности ее
применения
Сентябрь
4.Составление перспективного
плана проведения речевых
пальчиковых игр
Систематизировать
использование пальчиковых
в работе с детьми,
направленных на развитие
речи.
Сентябрь
5.Включение речевых
пальчиковых игр в конспекты
разных видов занятий,
физкультминутки и свободную
деятельность детей
Способствовать снятию
напряжения рук и губ,
снятию умственной
усталости, а также дать
ощутить детям радость
телесного контакта
В течение
учебного года
6.Справочное бюро для
родителей. Консультации на
тему: « Пальчиковые шаги»,
«Речь и пальчики»
Рассказать родителям о
системе работы, ответить на
все интересующие их
вопросы
Октябрь
февраль
7.Мастер-класс для родителей
«Пальчиковый игротренинг»
Обучить родителей
правильному проведению, в
домашних условиях ,речевых
пальчиковых игр.
Октябрь
8.Семинар-практикум для
родителей на тему «Дети и
мелкая моторика рук»
Заинтересовать родителей
актуальностью данной темы,
сделав их
единомышленниками в
осуществлении данного
проекта
Ноябрь
9.Письменная консультация на
стенде информации «Влияние
пальчиковых игр на речевое
развитие детей раннего
Пополнить педагогические
знания родителей, помочь им
стать более
информированными
Декабрь
возраста»
10.Выставка для родителей
дидактических игр и пособий
по развитию мелкой моторики
рук детей
Акцентировать внимание
родителей на значимости их
помощи
Январь
11.Повторная диагностика
Определить эффективность
проводимой работы в
развитии тонких движений
пальцев рук, в формировании
речевого развития детей
Апрель
12.Анализ проделанной
работы по проекту «Девочки и
мальчики, поиграем в
пальчики
май
Учебно-тематический план первого года обучения 2017-2018
уч.г.
Тема
Количество часов
Теоретическая
часть
Практическа
я часть
Всего
часов
Количество часов
Количество
часов
Сентябрь
«Дом»
0.5
1,5
2
« Моя семья»
0,5
1,5
2
Октябрь
«Ладошки»
0,5
1,5
2
« Моя ладошка»
0,5
1,5
2
Ноябрь
«Пальчики»
0,5
1,5
2
«Маленькая мышка»
0,5
1,5
2
Декабрь
« Капустка»
0,5
1,5
2
«Зима»
0,5
1,5
2
Январь
«Поросята
0,5
1,5
2
« Приходите мыши»
0,5
1,5
2
Февраль
« Комар»
0,5
1,5
2
« Червячки»
0,5
1,5
2
Март
«Черепаха»
0,5
1,5
2
« К Кате гости прибежали»
0,5
1,5
2
Апрель
«Перчатки»
0,5
1,5
2
«Котята»
0,5
1,5
2
Май
«Апельсин»
0,5
0,5
1
«Радуга»
0,5
0,5
1
«Дом»
0,5
0,5
1
«Дружные пальчики»
0.5
0,5
1
Итого
10
26
36
График ознакомления дошкольников с пальчиковыми играми
Месяц
Неделя
Название игры
Сентябрь
1-ая
2-ая
3 - 4
Разучивание игры "Дом».
Закрепление игры «Дом»
Разучивание игры « Моя семья»
Закрепление игры « Моя семья»
Октябрь
1 – 2
3 - 4
Разучивание игры «Ладошки»
Закрепление игры « Ладошки»
Разучивание игры « Моя ладошка»
Закрепление игры « Моя ладошка»
Ноябрь
1 - 2
3 – 4
Разучивание игры «Пальчики»
Закрепление игры « Пальчики»
Разучивание игры «Маленькая мышка»
Закрепление игры « Маленькая мышка»
Декабрь
1 - 2
3 - 4
Разучивание игры « Капустка»
Закрепление игры «Капустка»
Разучивание игры « Зима»
Закрепление игры « Зима»
Январь
1 - 2
3 - 4
Разучивание игры «Поросята»
Закрепление игры «Поросята»
Разучивание игры « Тише, мыши»
Закрепление игры «Тише, мыши»
Февраль
1 - 2
3 - 4
Разучивание игры « Комар»
Закрепление игры «Комар»
Разучивание игры « Червячки»
Закрепление игры « Червячки»
Март
1 - 2
3 - 4
Разучивание игры «Черепаха»
Закрепление игры «Черепаха»
Разучивание игры « К Кате гости прибежали»
Закрепление игры « К Кате гости прибежали»
Апрель
1 - 2
3 - 4
Разучивание игры «Перчатки»
Закрепление игры «Перчатки»
Разучивание игры «Котята»
Закрепление игры «Котята»
Май
1
2
3
4
«Апельсин»
«Радуга»
«Дом»
«Дружные пальчики»
Приложение
Содержание пальчиковых игр.
Название
игры
Содержание игры
«Дом»
Стук -стук- постук,
раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат-
вот с такою крышей, ( ладошки над головой)
вот с такими стенами, ( ладошки около щечек)
вот с такими окнами, ( ладошки перед лицом)
вот с такою дверью, ( одна ладошка перед лицом)
и вот с таким замком! ( сцепили ручки)
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Повертели,
Покрутили,
Постучали,
И – открыли!
«Моя семья «
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик мама,
Этот пальчик – я,
Вся моя семья
« Ладошки»
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.
« Моя
ладошка»
(1) Моя ладошка – это пруд,
По ней кораблики плывут.
(2) Моя ладошка, как лужок,
А сверху падает снежок.
(3) Моя ладошка, как тетрадь,
В тетради можно рисовать
(4) Моя ладошка, как окно,
Его помыть пора давно.
(5) Моя ладошка, как дорожка,
А по дорожке ходят кошки.
1 - медленно водить согнутым указательным пальцем по
ладошке
2 - дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки
3 - указательным пальцем «нарисовать» солнышко и др.
4 - потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак
5 - осторожно переступать пальцами обеих рук
« Пальчики»
(1) Наш массаж сейчас начнём,
Каждый пальчик разотрём:
Этот - всех красивей,
Этот - всех ленивей,
Этот пальчик - всех длинней,
Этот пальчик – всех умней,
Вместе – это пять друзей
Пальцы растянуть хочу,
Каждый пальчик покручу,
Этот - всех красивей,
Этот - всех ленивей и т. д.
Каждый пальчик мы возьмём
И сожмём, сожмём, сожмём.
Этот - всех красивей, и т. д.
Каждый пальчик мы возьмём,
На подушечку нажмём
Этот - всех красивей, и т. д.
1 – растирать каждый палец, начиная с мизинца, от основания
пальца к кончику
2 – погладить сразу все пальчики
3 - взяв палец за кончик и приподняв, осторожно вращать
4 - сжимаем поочерёдно пальчики в своём кулачке
5 – нажимаем кончиком указательного пальца на кончик
пальца
« Маленькая
мышка»
Маленькая мышка
По городу бежит, Бежим пальцами обеих рук по столу или
коленям.
Глядит ко всем в окошки, Сложив пальцы рук круглым
окошечком, заглядываем в него или в два окошка
И пальчиком грозит: Грозим пальчиком
"А кто не лёг в кроватку? Руки прижать ладонями друг к другу
и положить под щеку
А кто не хочет спать? Переворачиваем руки на другой "бок",
под другую щечку
Такого непослушного
Я буду щекотать!" Щекочем пальчиками то одну, то другую
ладошку
« Капустка»
(1) Мы капустку чистим, чистим, мы капустку чистим,
чистим
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
(2) Мы капустку рубим, рубим, мы капустку рубим, рубим,
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
(3) Мы капустку давим, давим, мы капустку давим, давим
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
(4) Мы капустку солим, солим, мы капустку солим, солим,
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
1 - лёгкие скользящие движения всех пальцев, как бы рвать
траву
2 – попеременное постукивание рёбрами обеих ладоней
3 - нажимаем осторожно ладонью с небольшим вращением
4 - легко постукиваем кончиками расслабленных пальцев
« Зима»
Снег ложится на дома,
Улицы и крыши,
Тише, к нам пришла зима,
Мы её не слышим.
«Поросята»
Этот толстый поросёнок (Мизинцы)
целый день хвостом вилял,
Этот толстый поросёнок (Безымянные)
спинку об забор чесал.
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, (”Фонарики”)
поросяток я люблю
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, (Сжимают и разжимают кулачки)
поросяток я люблю
Этот толстый поросёнок (Средние пальцы)
носом землю ковырял,
Этот толстый поросёнок (Указательные пальцы)
что-то сам нарисовал.
Ля-ля-ля-ля …
Этот толстый поросёнок (Большие пальцы)
- лежебока и нахал,
Захотел спать в серединке (Рука сжимается в кулак, большой
палец
и всех братьев растолкал. (зажимается внутрь.)
« Тише ,
мыши»
Тише,мыши,не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснулся Васька кот,
Разогнал весь хоровод.
« Комар»
Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его - хлоп (ладошкой до лба)
И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)
«Червячки»
« Черепаха»
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять (ручки лежат на столе, ладошками
вниз, сгибаем и разгибаем пальчики)
Вдруг, ворона выбегает, (пальчики "бегут" по столу)
Каркает:"Вот и обед"
(указательный и большой пальчики "каркают".)
Глядь (разводим ручками),
а червячков уж нет (сжимаем пальчики в кулачки).
Шла по полю черепаха (идем пальчиками)
И дрожала вся от страха (руки в кулачках, кулачки дрожат)
Кусь, кусь, кусь!Кусь, кусь, кусь!
(большой и указательный пальцы «кусаются»)
Никого я не боюсь! (отрицание –указательным пальцем)
« К Кате гости
прибежали»
К Кате гости прибежали,
(бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора,
(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна,(большой и средний)
Рад, Серёжа,(большой и безымянный)
Рад, Снежана, (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? ( ладошки складываем вместе)
Может коржик? (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок? (2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку
(пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку
(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!
« Перчатка»
Весёлая мышка
Перчатку нашла,
Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка).
ПоВорачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.
Гнездо в ней устроив,
Складываем ладоши "ковшом"
Мышат позвала.
Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест)
Им корочку хлеба
Дала покусать,
Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам
остальных пальчиков.
Погладила (отшлёпала) всех
Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные
(скользящим движением от мизинца к указательному).
и отправила спать.
Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).
« Котята»
Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти
опираются о стол.
У кошечки нашей есть десять котят,
Покачиваем руками, не разъединяя их.
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от
большого к мизинцу).
« В комнате»
Наша-то Катюша умная была:
В комнате работу всем зверям дала.
Чашечки собачка моет язычком,
Левая рука - чашечка, скребём пальцами правой руки по её
ладони движение "от себя" тыльной стороной пальцев.
Мышка подбирает крошки под столом.
Хватательно-щипательные движения правой руки с ладони
левой.
Кошка коготками лавочку скребёт,
Скрести согнутыми пальцами (коготками) ладонь левой руки.
Курочка рябая пол крылом метёт.
Скользящее движение ребром ладони одной руки по другой.
Катя варит кашу для зверят своих
Указательным пальцем правой руки вращательные движения в
ладони левой руки.
Кашки наварила, с ложки кормит их
"Зачерпываем кашку из кастрюльки" левой рукой (ложкой),
протягиваем левую руку вперёд (кормим зверят).
« Радуга»
Гляньте: радуга над нами,
Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).
Над деревьями,
Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.
Домами,
Руки сложены над головой крышей.
И над морем, над волной,
Нарисовать волну рукой.
И немножко надо мной.
Дотронуться до головы.
« Дом»
Мы построим новый дом.
Дружно в доме заживём,
В нашем домике окошко,
Загляни туда Антошка.
« Дружные
пальчики»
Эти пальчики щипают,
Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой
руки (или мамину ладонь).
Эти пальчики гуляют,
Указательный и средний "идут" по другой руке.
Эти - любят поболтать,
Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга
(шурша).
Эти - тихо подремать,
Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться.
Крутим большим пальцем вокруг мизинца.