Напоминание

"ПРОБЛЕМА ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ"


Авторы: Дьякова Татьяна Анатольевна, Миронова Наталья Ивановна
Должность: социальный педагог гбпоу "пу № 49", доцент кафедры психологии
Учебное заведение: Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета
Населённый пункт: г.Борисоглебск Воронежской обл.
Наименование материала: статья
Тема: "ПРОБЛЕМА ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ"
Раздел: среднее образование





Назад




ПРОБЛЕМА ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ,

ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Дьякова Татьяна

Анатольевна,

социальный педагог

ГБПОУ«ПУ №49»

пос.Серп и Молот

Новониколаевского района

Волгоградской обл.

Миронова Наталья Ивановна,

канд.пед.наук, доцент кафедры

психологии

Борисоглебского филиала

Воронежского

государственного университета

Понятие «тревожность» в психологической литературе используется в

разных значениях: «промежуточная переменная» (К. Хулл, 1945), «временное

психическое

состояние,

возникающее

под

воздействием

стрессовых

факторов» (Р. Лазарус, 1970), «фрустрация социальных потребностей» (Н.В.

Имедадзе, 1966). Однако в данном термине смешиваются два понимания

тревоги: как психического состояния (неприятное эмоциональное состояние,

которое

характеризуется

субъективными

ощущениями

напряжения,

неблагополучного

развития

событий,

ожидание

негативной

оценки,

агрессивной

реакции,

отрицательного

отношения

к

себе

со

стороны

окружающих,

угроза

своему

самоуважению,

престижу)

и

как

свойства

личности

(устойчивая

склонность

воспринимать

угрозу

своему

«Я»

в

различных ситуациях).

Наиболее

ярко

отражающей

определение

тревожности

мы

считаем

позицию А.И. Захарова, который тревогой называет предчувствие опасности,

состояние беспокойства, проявляющееся в ожидании какого-либо события.

Его

трудно

прогнозировать

и

оно

может

угрожать

неприятными

по следствиями.

Тревога

возникает

как

отклик

на

с о с т оя н и е

неопределенности в результате предвосхищения неприятности.

Подростковый возраст - один из самых сложных и важных периодов в

жизни человека, когда он, по определению Ж.-Ж. Руссо, переживает «второе

рождение»,

«рождение

жизни».

Описывая

особенности

подросткового

возраста, Ж.-Ж. Руссо впервые отметил, что неотъемлемой чертой характера

большинства детей-подростков является тревожность.

На

усиление

или

ослабление

тревожности

ребенка

сильное

влияние

оказывает

среда,

в

которой

он

растет

и

воспитывается.

В

последнее

десятилетие в нашей стране появилось и закрепилось понятие «социальное

сиротство».

Это

явление

стало

следствием

ухудшения

материальных

и

экономических условий жизни семьи, падения ее морально-нравственных

устоев и изменения отношения к детям. Отсюда - и частые отклонения в их

психическом

развитии.

Особенно

это

касается

детей,

оставшихся

без

попечения родителей.

По

данным

различных

социологических

и

психологиче ских

исследований,

у

подростков,

оставшихся

без

попечения

родителей,

отмечается высокий уровень тревожности и агрессивности. Поэтому поиск

форм и методов работы с подростками, воспитывающимися в учреждениях

социально-педагогической поддержки, имеет особое значение. Если будут

разработаны

адекватные

приемы

психологической

и

социально-

педагогической

помощи

тревожным

детям,

то

произойдет

определенный

сдвиг

на

пути

преодоления

проблем

в

их

самосознании,

самочувствии,

поведении.

П с и х о л о г и ,

р а б о т а ю щ и е

с

т р е в о ж н ы м и

п о д р о с т к а м и ,

воспитывающимися

в

учреждениях

социально-педагогической

поддержки,

проводят

диагностические

исследования

и

определяют

основные

направления,

формы

и

методы

работы

по

преодолению

тревожности,

являются

координаторами

совместной

деятельности

всех

специалистов

(учителей, воспитателей, социальных педагогов), организуют специальные

занятия по снижению уровня или преодолению тревожности, используя для

этого весь арсенал психотерапевтической и психокоррекционной помощи.

Психологу необходимо создать благоприятные и психологически комфортные

условия

для

жизни

тревожного

подростка,

важно

установить

контакт

с

данным подростком и близкими ему людьми, убедить их в необходимости

постоянного общения, в создании для этого непринуждённой обстановки.

В

основе

деятельности

психолога

должны

присут ствовать

положительное отношение, эмпатическое слушание, дружелюбие. Это тем

более важно при работе с детьми, оказавшимися без попечения родителей,

так

как

они

склонны

не

допускать

никого

в

душу.

Употребление

же

директивных методов воздействия непозволительно, так как это приводит к

потере доверительных отношений.

Педагог чаще других встречается с подростком в образовательном и

воспитательном процессе, проводит с ним много времени и может оказать

важную помощь в снижении уровня тревожности. Для этого ему необходимо

установить

и

поддерживать

тёплые,

благоприятные

отношения

с

кругом

приятелей

подростка,

вовлекать

ребят

в

творчество

и

другие

виды

деятельности, способствующие созданию положительно окрашенных эмоций

и благоприятного жизненного опыта.

Большую

роль

играет

деятельность

социального

педагога

как

специалиста, осуществляющего связь между учреждениями, работающими с

подростками, оставшимися без попечения родителей. Социальный педагог

помогает

подростку

включиться

в

систему

отношений

с

различными

социальными

структурами

(учреждение

социально-педагогической

поддержки, детский дом, приют, интернат, школа, место работы), поэтому

ему

необходимо

установить

личные

контакты

и

с

людьми,

которые

представляют эти структуры, объяснить им особенности индивидуального

личностного развития тревожного подростка, составить и обсудить систему

мероприятий

по

работе

с

данным

ребёнком,

разъяснить

важность

индивидуальной работы с ним.

Подростки,

имеющие

высокий

уровень

тревожности,

нуждаются

в

постоянном внимании со стороны всех, кто их окружает. Стремление помочь

такому ребёнку, как правило, не приносит быстрого результата и должно быть

рассчитано на длительное время, поэтому требует объединения усилий всех

специалистов: психологов, педагогов и социальных педагогов.



В раздел образования




Яндекс.Метрика