Авторы: Дьякова Татьяна Анатольевна, Миронова Наталья Ивановна
Должность: социальный педагог гбпоу "пу № 49", доцент кафедры психологии
Учебное заведение: Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета
Населённый пункт: г.Борисоглебск Воронежской обл.
Наименование материала: статья
Тема: "ПРОБЛЕМА ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ"
Раздел: среднее образование
ПРОБЛЕМА ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Дьякова Татьяна
Анатольевна,
социальный педагог
ГБПОУ«ПУ №49»
пос.Серп и Молот
Новониколаевского района
Волгоградской обл.
Миронова Наталья Ивановна,
канд.пед.наук, доцент кафедры
психологии
Борисоглебского филиала
Воронежского
государственного университета
Понятие «тревожность» в психологической литературе используется в
разных значениях: «промежуточная переменная» (К. Хулл, 1945), «временное
психическое
состояние,
возникающее
под
воздействием
стрессовых
факторов» (Р. Лазарус, 1970), «фрустрация социальных потребностей» (Н.В.
Имедадзе, 1966). Однако в данном термине смешиваются два понимания
тревоги: как психического состояния (неприятное эмоциональное состояние,
которое
характеризуется
субъективными
ощущениями
напряжения,
неблагополучного
развития
событий,
ожидание
негативной
оценки,
агрессивной
реакции,
отрицательного
отношения
к
себе
со
стороны
окружающих,
угроза
своему
самоуважению,
престижу)
и
как
свойства
личности
(устойчивая
склонность
воспринимать
угрозу
своему
«Я»
в
различных ситуациях).
Наиболее
ярко
отражающей
определение
тревожности
мы
считаем
позицию А.И. Захарова, который тревогой называет предчувствие опасности,
состояние беспокойства, проявляющееся в ожидании какого-либо события.
Его
трудно
прогнозировать
и
оно
может
угрожать
неприятными
по следствиями.
Тревога
возникает
как
отклик
на
с о с т оя н и е
неопределенности в результате предвосхищения неприятности.
Подростковый возраст - один из самых сложных и важных периодов в
жизни человека, когда он, по определению Ж.-Ж. Руссо, переживает «второе
рождение»,
«рождение
жизни».
Описывая
особенности
подросткового
возраста, Ж.-Ж. Руссо впервые отметил, что неотъемлемой чертой характера
большинства детей-подростков является тревожность.
На
усиление
или
ослабление
тревожности
ребенка
сильное
влияние
оказывает
среда,
в
которой
он
растет
и
воспитывается.
В
последнее
десятилетие в нашей стране появилось и закрепилось понятие «социальное
сиротство».
Это
явление
стало
следствием
ухудшения
материальных
и
экономических условий жизни семьи, падения ее морально-нравственных
устоев и изменения отношения к детям. Отсюда - и частые отклонения в их
психическом
развитии.
Особенно
это
касается
детей,
оставшихся
без
попечения родителей.
По
данным
различных
социологических
и
психологиче ских
исследований,
у
подростков,
оставшихся
без
попечения
родителей,
отмечается высокий уровень тревожности и агрессивности. Поэтому поиск
форм и методов работы с подростками, воспитывающимися в учреждениях
социально-педагогической поддержки, имеет особое значение. Если будут
разработаны
адекватные
приемы
психологической
и
социально-
педагогической
помощи
тревожным
детям,
то
произойдет
определенный
сдвиг
на
пути
преодоления
проблем
в
их
самосознании,
самочувствии,
поведении.
П с и х о л о г и ,
р а б о т а ю щ и е
с
т р е в о ж н ы м и
п о д р о с т к а м и ,
воспитывающимися
в
учреждениях
социально-педагогической
поддержки,
проводят
диагностические
исследования
и
определяют
основные
направления,
формы
и
методы
работы
по
преодолению
тревожности,
являются
координаторами
совместной
деятельности
всех
специалистов
(учителей, воспитателей, социальных педагогов), организуют специальные
занятия по снижению уровня или преодолению тревожности, используя для
этого весь арсенал психотерапевтической и психокоррекционной помощи.
Психологу необходимо создать благоприятные и психологически комфортные
условия
для
жизни
тревожного
подростка,
важно
установить
контакт
с
данным подростком и близкими ему людьми, убедить их в необходимости
постоянного общения, в создании для этого непринуждённой обстановки.
В
основе
деятельности
психолога
должны
присут ствовать
положительное отношение, эмпатическое слушание, дружелюбие. Это тем
более важно при работе с детьми, оказавшимися без попечения родителей,
так
как
они
склонны
не
допускать
никого
в
душу.
Употребление
же
директивных методов воздействия непозволительно, так как это приводит к
потере доверительных отношений.
Педагог чаще других встречается с подростком в образовательном и
воспитательном процессе, проводит с ним много времени и может оказать
важную помощь в снижении уровня тревожности. Для этого ему необходимо
установить
и
поддерживать
тёплые,
благоприятные
отношения
с
кругом
приятелей
подростка,
вовлекать
ребят
в
творчество
и
другие
виды
деятельности, способствующие созданию положительно окрашенных эмоций
и благоприятного жизненного опыта.
Большую
роль
играет
деятельность
социального
педагога
как
специалиста, осуществляющего связь между учреждениями, работающими с
подростками, оставшимися без попечения родителей. Социальный педагог
помогает
подростку
включиться
в
систему
отношений
с
различными
социальными
структурами
(учреждение
социально-педагогической
поддержки, детский дом, приют, интернат, школа, место работы), поэтому
ему
необходимо
установить
личные
контакты
и
с
людьми,
которые
представляют эти структуры, объяснить им особенности индивидуального
личностного развития тревожного подростка, составить и обсудить систему
мероприятий
по
работе
с
данным
ребёнком,
разъяснить
важность
индивидуальной работы с ним.
Подростки,
имеющие
высокий
уровень
тревожности,
нуждаются
в
постоянном внимании со стороны всех, кто их окружает. Стремление помочь
такому ребёнку, как правило, не приносит быстрого результата и должно быть
рассчитано на длительное время, поэтому требует объединения усилий всех
специалистов: психологов, педагогов и социальных педагогов.