Автор: Лакеева Евгения Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №36
Населённый пункт: п. Дружба
Наименование материала: презентация
Тема: "Программа коррекционной работы".
Раздел: дошкольное образование
Программа коррекционной
работы.
Выполнила: Лакеева Евгения
Владимировна
Содержание.
1. Введение.
1.1. Дети с ограниченными возможностями здоровья
1.2. Программа коррекционной работы обеспечивает
1.3. Общая характеристика коррекционной программы
2. Цель программы
3. Задачи программы
4. Принципы программы
5. Направления работы
5.1. Характеристика содержания направлений
6. Этапы реализации программы
7. Структура и содержание программы коррекционной работы
8. Планируемые результаты коррекционной работы
9. Организационно-педагогические условия реализации
программы
10. Требования к условиям реализации программы.
10.1.Психолого-педагогическое обеспечение
10.2. Программно-методическое обеспечение
10.3.Кадровое обеспечение
10.4.Финансово-экономическое обеспечение
10.5. Материально-техническое обеспечение
10.6. Информационное обеспечение
1. Введение.
Программа коррекционной работы разработана в
соответствии с требованиями Федерального
Государственного Стандарта общего образования детей
с ОВЗ.
Программа направлена на обеспечение коррекции
недостатков в физическом и (или) психическом
развитии детей с ограниченными возможностями
здоровья и оказание помощи детям этой категории в
освоении основной образовательной программы
начального общего образования.
1.1. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети
с различными отклонениями в состоянии психосоматического
здоровья, которые нуждаются в коррекционно-развивающем
образовании, отвечающим их особым образовательным
потребностям.
К их числу относятся:
•
дети с нарушениями восприятия (неслышащие и
слабослышащие, незрячие и слабовидящие);
•
дети с нарушениями функций опорно-двигательные
аппарата;
•
умственно отсталые дети;
•
дети с задержкой психического развития;
•
дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой
сферы и поведения;
•
дети с нарушениями речи;
•
дети со сложными комбинированными недостатками в
развитии.
1.2. Программа коррекционной работы обеспечивает:
•
выявление особых образовательных потребностей детей с
ограниченными возможностями здоровья, обусловленных
недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
•
осуществление индивидуально ориентированной психолого-
медико-педагогической помощи детям с ограниченными
возможностями здоровья с учетом особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей
детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-
педагогической комиссии);
•
возможность освоения детьми с ограниченными
возможностями здоровья основной образовательной программы
начального общего образования и их интеграции в
образовательном учреждении.
1.3. Общая характеристика коррекционной
программы:
Комплексное психолого-медико-педагогического
сопровождение детей с ограниченными
возможностями здоровья в образовательном
учреждении осуществляется на основе локального
документа «Положение о психолого-медико-
педагогическом сопровождении (консилиуме)»
2. Цель программы
Программа коррекционной работы, в соответствии со
Стандартом, направлена на создание системы комплексной
помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в
освоении основной образовательной программы начального
общего образования, коррекцию недостатков в физическом и
(или) психическом развитии обучающихся, их социальную
адаптацию. Программа коррекционной работы предусматривает
создание специальных условий обучения и воспитания,
позволяющих учитывать особые образовательные потребности
детей с ограниченными возможностями здоровья посредством
индивидуализации и дифференциации образовательного
процесса.
3. Задачи программы
— Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными
возможностями здоровья;
— определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов;
— определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой
категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой
нарушения развития и степенью его выраженности.
- создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья
основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в
образовательном учреждении;
— осуществление индивидуально ориентированной психолого- медико-педагогической помощи
детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или)
физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями
психолого- медико-педагогической комиссии);
— разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и
(или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом
развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного учреждения;
— обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным
программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
— реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными
возможностями здоровья;
— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей
с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим
вопросам.
4. Принципы программы
— Соблюдение интересов ребёнка..
— Системность.
— Непрерывность.
— Вариативность.
— Рекомендательный характер оказания помощи.
5. Направления работы
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования
включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её
основное содержание:
— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с
ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования
и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого – медико - педагогической
помощи в условиях образовательного учреждения;
— коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную
специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию
недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует
формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных,
регулятивных, познавательных, коммуникативных);
— консультативная работа обеспечивает непрерывность специального
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по
вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий
обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
— информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для
данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса —
обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их
родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
6. Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно.
Последовательность этапов и их адресность создают
необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих
факторов.
Этап сбора и анализа информации (информационно-
аналитическая деятельность).
Этап планирования, организации,
координации (организационно-исполнительская деятельность).
Этап диагностики коррекционно-развивающей
образовательной среды (контрольно-диагностическая
деятельность).
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-
корректировочная деятельность).
7. Структура и содержание программы коррекционной
работы
Программа включает в себя пять модулей: концептуальный,
диагностико-консультативный, коррекционно-развивающий,
лечебно-профилактический, социально-педагогический.
Концептуальный модуль
Диагностико- консультативный модуль
Коррекционно-развивающий модуль
Лечебно-профилактический модуль
Социально-педагогический модуль
8. Планируемые результаты коррекционной работы.
Универсальные компетенции ребенка с ограниченными
возможностями здоровья, формирующиеся в процессе
реализации программы коррекционной работы
Личностные результаты ребенка с ограниченными
возможностями здоровья в результате реализации
программы коррекционной работы
Метапредметные результаты ребенка с
ограниченными возможностями здоровья в
результате реализации программы коррекционной
работы
На основе программы коррекционной работы
образовательное учреждение самостоятельно
разрабатывает соответствующую рабочую программу с
учетом диагноза ребенка.
9. Организационно-педагогические условия реализации программы.
Специальные условия обучения и воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья включают:
•
создание безбарьерной среды;
•
обеспечение специальным оборудованием;
•
создание предметно-развивающей среды, предусматривающей специфические
условия для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их
физических и (или) психофизических особенностей;
•
использование специальных образовательных программ и методов обучения и
воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования;
•
взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий
учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских
работников образовательного учреждения и других организаций,
специализирующихся в области семьи и других институтов общества, которое
должно обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной
деятельности.
10. Требования к условиям реализации программы.
10.1.Психолого-педагогическое обеспечение:
-
обеспечение дифференцированных условий
-
- обеспечение психолого-педагогических условий
-
обеспечение специализированных условий
-
- введение в содержание обучения специальных
разделов, направленных на решение задач развития
ребёнка, отсутствующих в содержании образования
нормально развивающегося сверстника
- использование специальных методов, приёмов,
средств обучения, специализированных
образовательных и коррекционных программ,
ориентированных на особые образовательные
потребности детей
- дифференцированное и индивидуализированное обучение с
учётом специфики нарушения развития ребёнка;
- комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на
индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и
охранительный режим, укрепление физического и психического
здоровья, профилактика физических, умственных и
психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-
гигиенических правил и норм);
- обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями
здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их
развития, вместе с нормально развивающимися детьми в
проведении воспитательных, культурно-развлекательных,
спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
- развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих
сложные нарушения психического и (или) физического развития.
10.2. Программно-методическое обеспечение.
В процессе реализации программы коррекционной работы
могут быть использованы коррекционно-развивающие
программы, диагностический и коррекционно-развивающий
инструментарий, необходимый для осуществления
профессиональной деятельности учителя, педагога-
психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-
дефектолога и др.
10.3.Кадровое обеспечение
Коррекционная работа должна осуществляться
специалистами соответствующей квалификации,
имеющими специализированное образование, и
педагогами, прошедшими обязательную курсовую
или другие виды профессиональной подготовки в
рамках обозначенной темы.
10.4.Финансово-экономическое обеспечение
Разрабатываемый стандарт исходит из параметров уже
имеющегося финансирования школьного образования детей
с ОВЗ, не предполагает выхода за рамки уже установленных
границ. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с
конституционными правами детей с ОВЗ на образование
должно быть предусмотрено подушевое финансирование,
размер которого сохраняется вне зависимости от
выбранного уровня образования, варианта стандарта,
степени интеграции ребенка в общеобразовательную среду.
Финансово-экономическое обеспечение устанавливается
применительно к каждому варианту специального стандарта
с учетом необходимости индивидуальной специальной
поддержки ребенка с ОВЗ.
10.5. Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение школьного образования детей с
ОВЗ должно отвечать не только общим, но и особым образовательным
потребностям группы детей с ОВЗ в целом и каждой категории в
отдельности.
В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения
должны быть отражены специфика требований:
•
Организации пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ;
•
Организация временного режима обучения;
•
Организации рабочего места ребенка с ОВЗ;
•
Техническим средствам обеспечения комфортного доступа ребенка с
ОВЗ к образованию (ассистирующие средства и технологии);
•
Техническим средствам обучения для каждой категории детей с ОВЗ
(включая специализированные компьютерные инструменты обучения,
ориентированные на удовлетворение особых образовательных
потребностей);
•
Специальным учебникам, рабочим тетрадям и дидактическим
материалам, отвечающим особым образовательным потребностям детей
на каждой ступени образования в соответствии с выбранным уровнем и
вариантом стандарта образования
10.6. Информационное обеспечение
Включает необходимую нормативную правовую базу образования детей с
ОВЗ и характеристики предполагаемых информационных связей
участников образовательного процесса. Стандарт во всех его вариантах
предполагает ту или иную форму обязательной интеграции детей, что
требует координации действий, т.е. обязательного регулярного и
качественного взаимодействия специалистов массового и специального
образования. И те, и другие специалисты должны иметь возможность
обратиться к информационным ресурсам в сфере специальной психологии
и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и
сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную
консультацию квалифицированных специалистов. Должна быть
организована возможность регулярного обмена информацией между
специалистами разного профиля, специалистами и семьей.
Система требований к ресурсам (условиям) получения образования детьми
с ОВЗ должна быть представлена по отношению к каждому из четырех
вариантов специального федерального стандарта для каждой категории
детей.
Спасибо за внимание!