Напоминание

"Новые подходы к творческой самореализации личности педагога"


Автор: Хромых Инна Анатольевна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ТОГБПОУ "Приборостроительный колледж"
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: "Новые подходы к творческой самореализации личности педагога"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Хромых И.А

преподаватель спецдисциплин

ТОГБПОУ «Приборостроительный колледж»

Новые подходы к творческой самореализации

личности педагога

Что такое профессиональное становление педагога? Как долго проходит

этот процесс? Что требуется для эффективного продвижения по профессио-

нальной лестнице?

Ответы на эти вопросы волнуют многих молодых специалистов, получив-

ших диплом об окончании вуза. Но не многие из них задумываются, что начало

карьеры любого специалиста закладывается еще в период обучения. И от того,

насколько грамотно поведет себя беспечный студент, напрямую зависит его бу-

дущая успешность.

В данной главе речь пойдет не только о профессии педагога, но и об

основных принципах профессионального развития любого человека. Результа-

том профессионального становления любого субъекта деятельности является

его профессиональное мастерство.

Мастерство определяется как высокое искусство в какой-либо области, а

мастер – это специалист, достигший высокого искусства в своем деле. (Словарь

Ожегова).

Профессиональное мастерство проявляется в профессиональной деятель-

ности и характеризуется учеными, прежде всего, профессиональной целесооб-

разностью, индивидуально-творческим характером, оптимальностью в выборе

средств.

В педагогической энциклопедии понятие “педагогическое мастерство”

трактуется как высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и

воспитания. Можно ли ему научиться специально? Или способность к творче-

ству – удел избранных? Большинство ученых склоняется к убеждению, что раз-

вить в себе творческие способности можно, если заниматься этим постоянно и

целенаправленно.

Ни для кого не секрет, что в течение жизни человеку приходится менять

поле деятельности; не всегда выбор, сделанный после окончания школы, быва-

ет осознанным. Но, так или иначе, любая работа требует развития определен-

ных навыков. И самый главный навык, который должен быть у каждого высоко-

квалифицированного специалиста – это навык самообразования. Особенно это

важно для педагога – как утверждал К.Д.Ушинский, учитель живет до тех пор,

пока учится.

Давайте

разберемся,

что

же

это

такое

с амообразование?

Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как “самообучение”

(в узком смысле, как самонаучение) и “самосозидание” (в широком, как “созда-

ние себя”, “самостроительство”). Мы будем иметь в виду второе значение, так

как нас интересует проблема самосовершенствования. В данном случае самооб-

разование выступает одним из механизмов превращения репродуктивной дея-

тельности человека в продуктивную, приближающую индивида к творчеству.

Поэтому профессиональный рост также можно назвать и поиском своего пути,

обретением собственного голоса.

Что это дает и каковы функции самообразования?

Выделяется несколько таких функций:

1.Экстенсивная – накопление, приобретение новых знаний.

2.Ориентированная – определения себя в Культуре и своего места в обще-

стве

3.Компенсаторная – преодоление недостатков классного, школьного обу-

чения, ликвидация “белых пятен” в своем образовании.

4.Саморазвития – совершенствования личной кар тины мира, своего со-

знания, памяти, мышления, творческих качеств.

5.Методологическая — преодоление профессиональной узости, достраи-

вание картины мира.

6.Коммуникативная — установление связей между науками, профессия-

ми, сословиями, возрастами.

7.Сотворческая — сопутствие, содействие творческой работе, непремен-

ное дополнение ее.

8.Омолаживания

преодоления

инерции

собственного

мышления,

предупреждения застоя в общественной позиции; чтобы жить полноценно и

развиваться, нужно время от времени отказываться от положения учащего и

переходить на положение учащегося.

9. Психологическая (и даже психотерапевтическая) — сохранение полно-

ты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движе-

ния человечества.

10. Геронтологическая — поддержание связей с миром и через них —

жизнеспособности организма.

Таким образом, самообразование — необходимое, постоянное слагаемое

жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему

всегда.

В современной культурной ситуации самообразование может предопреде-

лять социокультурную независимость и самостоятельность личности. Прини-

мая во внимание, что сам феномен самообразования порожден кризисом миро-

вой образовательной системы, именно оно и прокладывает путь к выходу из

этого тупика.

Самообразование ценно не как узкое “набирание” знаний, а как путь раз-

вития и интеллекта, и личности в целом, ее свободное движение в культуре, не-

формальное общение с ней — а значит, это полное, многостороннее, естествен-

ное самочувствие человека в ноосфере, неформальное бытие человека в зна-

нии.

Рассматривая самообразование как вид свободной духовной деятельно-

сти, можно назвать его самым свободным путем к ускоренному саморазвитию,

когда оно представляет собой целую систему направленного, разумного фор-

мирования человеком разных сторон своего духовного Я.

2

Особо отметим, что одной из составляющих любого творчества является

понимание и оценка культуры, движение в контексте тех культурологических

процессов, которые происходят в современном обществе.

Самообразование все чаще направляется в сферу приобретения и уточне-

ния наших общих идей, преодоления профессиональной замкнутости. Вывере-

ние идеологии своей жизни и деятельности — эта составляющая линия в само-

образовании поистине постоянна и одинаково важна для каждого человека, для

любого возраста.

Выстраивается цепочка: образование себя средствами культуры – выстра-

ивание общества вокруг себя средствами своей личности. Но как стать Лично-

стью? Как создать себя?

По всей видимости, для того, чтобы получить желаемый результат и при-

близить свой реальный образ к идеалу, нужно уметь управлять собственным

развитием.

Ч т о

э т о

з н а ч и т ?

Прежде всего – это уметь взять на себя личную ответственность за собствен-

ную жизнь. Перекладывая эту ответственность на других, вы попадаете в зави-

симость от них, и ваше развитие замедляется.

Совершенно

необходимо

выстроить

свою

профессионально-образова-

тельную стратегию, которая бы учитывала именно ваши конкретные особенно-

сти и запросы, а также образовательную траекторию как способ достижения

желаемой цели.

Образовательная траектория – возможность личности на основе выбора

определять свой образовательный путь в удовлетворении потребностей в об-

разовании, получении квалификации в избранной области, в интеллектуальном,

физическом, нравственном развитии с учетом сформированности интересов и

склонности, спроса на рынке труда, самооценки возможностей. Реализация на-

меченного плана напрямую связана с навыками самоорганизации и саморегуля-

ции.

В самоорганизации личности проявляется психологическая подготовлен-

ность к профессиональной деятельности. Саморегуляция – это процесс произ-

вольного управления человеком своим поведением, благодаря которому проис-

ходит разрешение конфликтов, овладение своим поведением, переработка нега-

тивных переживаний. Управление личностью своим развитием осуществляется

посредством регуляции самовоспитания. Деятельность самовоспитания форми-

руется в результате самопознания и осознания реального Я и идеального образа

себя в будущем.

Иными словами, для того, чтобы добиться хороших результатов, надо по-

стоянно изучать себя, знать свои достоинства и недостатки, постепенно фор-

мировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не толь-

ко профессиональное, но личностное развитие.

Каждый

индивидуум

обладает

тенденцией

к

индивидуализации,

или

саморазвитию. Индивидуализация – это процесс “становления собой”, напря-

мую связанный с понятием личностного роста.

3

Ч т о

ж е

п о н и м а ю т

п од

л и ч н о с т н ы м

р о с т о м

п с и х о л о г и ?

Личностный рост – это расширение знаний о мире и о самом себе, в сознатель-

ной осведомленности .

Автор индивидуальной психологии А.Адлер рассматривал личностный

рост как движение от центрированности на самом себе и целей личностного

превосходства к конструктивному овладению средой и социально полезному

развитию.

Один из основателей гуманистической психологии К.Роджерс считал, что

личностный рост (или актуализация) выражается в стремлении становиться все

более компетентным и способным настолько, насколько это возможно биологи-

чески, и в той мере, в какой он усиливает организм и “самость”.

Другой

представитель

гуманистического

направления

в

психологии

А.Маслоу, рассматривал личностный рост как последовательное удовлетворе-

ние “высших” потребностей на основании достигнутых базовых. Расти, по

Маслоу, это значит, не оставаться в потенциальности. “Лучший выбор жизни”

всегда находится в нас. Личностный рост не заключается в единичном достиже-

нии, это особое взаимоотношение с миром и самим собой.

Виктор Франкл, создатель логотерапии и экзистенциального анализа, в

качестве движущего фактора развития личности выделяет стремление человека

к поиску и реализации собственного смысла жизни. Личностный рост, по Фран-

клу, заключается в обретении конкретного смысла жизни данной личностью в

данный момент. “…Полноценность человеческой жизни определяется через его

транцендентность, то есть способность “выходить за рамки себя”, а главное – в

умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей

жизни”.

Таким образом, личностный рост – это качественные изменения лич-

ностного развития, затрагивающие основные жизненные отношения, “ядро”

личности. Отношение к своей прошлой жизни как к “прошлому” и направлен-

ность “в будущее” позволяет говорить о таких качественных изменениях в лич-

ностном росте. “Любая остановка в этой непрерывности может быть чревато

наступлением застоя и началом деградации личности” .

С точки зрения деятельностного подхода в психологии, оптимальное раз-

витие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональ-

ной деятельностью, значимой для субъекта.

Иными словами, чем большего вы достигаете в профессиональном ста-

новлении, тем больше развиваетесь как личность. Однако профессия педагога

имеет свою специфику: он работает с Человеком, а значит, его собственная лич-

ность является мощным “рабочим инструментом”. И, чем совершеннее этот

инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Таким образом, имен-

но в педагогической профессии личностный рост является непременным усло-

вием достижения профессионализма.

Что же такое профессионализм?

Профессионализм - степень овладения индивидом профессиональными

навыками, а профессионал – индивид, основное занятие которого является его

4

профессией; специалист своего дела, имеющий соответствующую подготовку и

квалификацию.

Профессионализм как психологическое и личностное образование харак-

теризуется не столько профессиональными знаниями, навыками, профессио-

нально-значимыми качествами, сколько непередаваемым искусством постанов-

ки и решения профессиональных задач, особым пониманием действительности

в целом и трудных ситуаций деятельности.

Таким образом, саморазвитие – это результат профессионального творче-

ства, а не прироста знаний, умений и навыков.

Призванием становится интерес, помноженный на труд. Настоящий глу-

бокий и широкий профессионализм (об этом свидетельствует овладение им

многими выдающимися людьми) не может вырастать у человека из занятий

только одной той деятельностью, которой он посвятил себя, особенно если эта

деятельность сложна по своему характеру. Высокий профессионализм хотя и

невозможен без развития у человека специальных способностей, которые как

своим содержанием, так и формой были бы тесно притерты к требованиям кон-

кретной деятельности, и без соответствующих этим требованиям знаниям и

умений, но важнейшим условием достижения такого профессионализма также

обязательно является и мощное развитие у человека общих способностей, и

превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности, что

означает нравственную воспитанность его личности

Помимо этого, важную роль в обретении профессионализма играют и

другие условия:

-личное отношение к профессии,

-понимание своих личных ограничений и ресурсов профессиональной де-

ятельности .

-личный опыт жизни в целом, а не профессиональные требования (опре-

деляет отношение к вариантам саморазвития)

-особенности индивидуального видения средств деятельности (являются

основным содержанием формирования личности специалиста).

-проблемные ситуации, цели и методы профессиональной деятельности,

-методологические

установки

и

нормы

профессионального

мышления

( возникают в сознании человека в результате рефлексивного освоения им про-

фессиональной деятельности).

Наряду с этими процессами появляется субъективная позиция и новый

тип освоения деятельности — отношение к ней. Тем самым формируется инди-

видуальная профессиональная картина мира — новообразование в структуре

профессии и активного к ней отношения. Все это напрямую связано с понятием

самосознания, т.е. осознанием и оценкой человеком самого себя как субъекта

практической и познавательной деятельности, как личности.

Специфика профессионального педагогического самосознания заключа-

ется в том, что оно вырастает из личностного самосознания, так как педагог в

процессе выполнения своей профессиональной деятельности отдает часть себя,

своих духовных ресурсов другим. Собственно, ориентация на другого, на взаи-

5

модействие с этими другими и определяет тот образ своей педагогической дея-

тельности, на который ориентируется любой педагог.

Структура профессионального самосознания

Профессиональное

самосознание

(“Я-образ”)

включает

представление

профессионала о себе и свой ценности, своем вкладе в общее дело. Структуру

профессионального самосознания в общем виде можно охарактеризовать сле-

дующими положениями:

1) сознание своей принадлежности к определенной профессиональной

общности;

2) знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эта-

лонам, о своем месте в системе профессиональных ролей;

3) знание человека о степени его признания в профессиональной группе;

4) знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенство-

вания, вероятных зонах успехов и неудач;

5 )

п р е д с т а в л е н и е

о

с е б е

и

с в о е й

р а б о т е

в

б у д у щ е м .

Педагогическое самосознание тесно связано с рефлексией, с обращением к сво-

ему внутреннему миру, с оценкой тех процессов, которые происходят в нем.

Этапы профессионального становления.

В профессиональном становлении можно выделить две составляющее:

становление личностное и становление статусное (внешнее). Как правило, до-

стижение определенного уровня в личностном плане влечет за собой и продви-

жение по карьерной лестнице, находит свое отражение во внешних проявлени-

ях. В большинстве случаев человек, успешно осваивающий свою профессио-

нальную деятельность, получает признание в обществе.

Рассмотрим, как происходит формирование профессионализма в личност-

ном плане по трём направлениям:

-изменение всей системы деятельности, ее функций и иерархического

строения.

В ходе выработки соответствующих трудовых навыков происходит дви-

жение личности по ступенькам профессионально мастерства, развивается спе-

цифическая система способов выполнения деятельности – формируется лич-

ностный стиль деятельности.

-изменение личности субъекта, проявляющееся как во внешнем облике

(моторике, речи, эмоциональности, формах общения), так и в формировании

элементов

профессионального

самосознания

(профессионального

внимания,

перцепции, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы), что в более ши-

роком плане может рассматриваться как становление профессионального миро-

воззрения;

-изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отно-

шению к объекту деятельности, что проявляется в когнитивной сфере в уровне

информированности об объекте, степени осознания его значимости; в эмоцио-

нальной сфере – в интересе к объекту, в склонности к взаимодействию с ним и

удовлетворенности от этого несмотря на трудности; в практической сфере – в

осознании своих реальных возможностей влияния на объект.

6

В результате установка субъекта воздействовать на объект заменяется на

потребность во взаимодействии, что позволяет говорить о становлении профес-

сиональной культуры.

Профессионализм имеет широкий спектр проявлений – от дилетантства

(то есть, поверхностных профессиональных знаний, умений и навыков) до фор-

мирования жестких профессиональных стереотипов (иногда вплоть до профес-

сиональной деформации личности).

Какие факторы оказывают преимущественное влияние на профессио-

нальное становление?

Естественно, прежде всего, это личностные особенности и желание раз-

виваться.

Если исходить из идеи субъектности, признавая человека творцом соб-

ственной жизни, то одной из характеристик субъекта выступает активность. В

данном случае мы говорим об активности как осознанном и управляемом про-

цессе, а не об импульсивных действиях.

По

мнению

психологов,

социальная

активность

является

показателем

того, насколько и как индивид использует свои возможности. Одним из важней-

ших признаков общественной активности личности является свободное воле-

изъявление человека, самодеятельность личности и ее способность ставить

цель, предвидеть результата деятельности и регулировать ее интенсивность.

Не менее значимым выступает фактор самой профессиональной деятельности,

которая заставляет развивать определенные личностные качества как профес-

сионально значимые, необходимые и обязательные. Развитие этих качеств су-

щественно влияет на самооценку педагога, которая, в свою очередь, выступает

в качестве одного из показателей личностной активности.

Далее отметим и способ вхождения в профессию. От того, каким образом

человек начал свою профессиональную деятельность, насколько отличались его

ценностные установки от той среды, в которой он оказался в начале освоения

профессии,

зависит

и

качество

его

становления

в

дальнейшем.

Еще один фактор, который можно назвать существенным – это длительность

пребывания в профессиональной деятельности, т.е., стаж. Однако не всегда уве-

личение стажа говорит о повышении уровня профессионализма. Иногда наблю-

дается

противоположная

тенденция,

когда

человек

оказывается

во

власти

стереотипов, “консервируется”, перестает развиваться. Особенно часто в эту

ловушку попадают педагоги, что напрямую связано с их социальной ролью:

передавать готовый опыт ученикам, активно влиять на становление их лично-

сти, нести ответственность за их жизнь и здоровье. Все это зачастую способ-

ствует

усилению

авторитаризма

и

невосприимчивости

к

новому

опыту.

Помимо позитивных, существуют и негативные факторы, осложняющие про-

цесс профессионального становления педагога. Прежде всего, к таким факто-

рам

относится

наличие

кризисов.

Выделим

некоторые

из

н и х:

Кризис нереализованности. Человек начинает думать: “Моя жизненная про-

грамма не выполенена”, “Жизнь не удалась”, “не повезло”, он не видит или

недооценивает свои достижения и успехи, и в своем прошлом не усматривает

7

существенных событий, достаточно полезных с точки зрения настоящего и

предстоящего.

Кризис опустошенности. Возникает, когда в настоящей жизни слабо пред-

ставлены актуальные связи, ведущие от прошлого и настоящего в будущее. Че-

ловек чувствует, что “выдохся” и не способен на осуществление задуманного.

Кризис бесперспективности. Возникает, когда по тем или иным причинам

в сознании слабо представлены потенциальные связи событий, планы, мечты о

будущем. Человек, обладая активностью, имея определенные достижения и

ценные личные качества, все же затрудняется в построении новых жизненных

программ, не видит для себя путей самоопределения, самосовершенствования.

В самых тяжелых случаях эти кризисы могут возникать в разных вариан-

тах (“опустошенность+бесперспективность”, “нереализованность+опустошен-

ность”) и каждый человек переживает их по-своему. Но, если педагог подготов-

лен к ним, знает об их существовании, ему легче с ними справиться или помочь

преодолеть другим.

Перейдем ко второй, внешней стороне профессионального роста педагога

и так же рассмотрим факторы, влияющие на него.

В самых общих чертах их можно разделить на три основные группы.

Прежде

всего

это

-

индивидуальные

особенности

человека.

Известно, что каждый из нас обладает определенным набором свойств, которые

либо передаются генетически, либо приобретаются в процессе нашего обуче-

ния и воспитания. Склонность к той или иной деятельности, а также качества,

необходимые для ее осуществления – вот что зачастую является определяющим

для получения эффективного результата. Иногда человек делает ошибочный

выбор, недооценивая или переоценивая свои способности, и убеждается в не-

верности пути только тогда, когда сталкивается с чередой неудач, когда понима-

ет, что занялся не своим делом.

Следующий фактор – это потребности общества в тех или иных специа-

листах, спрос на людей определенных профессий и определенного уровня ква-

лификации. Не секрет, что, с развитием рыночной экономики значительно вы-

росла актуальность когда-то “непрестижных” специальностей (финансистов,

экономистов, бухгалтеров), и многие молодые люди кинулись получать именно

такое образование. Но у же сегодня спрос на эту категорию работников посте-

пенно падает, рынок наполнен, и через несколько лет востребованность их бу-

дет существенно ниже, чем рассчитывали бывшие абитуриенты. Поэтому, пла-

нируя свою профессиональную самореализацию, необходимо внимательно изу-

чить статистику и данные социологических иследований: ни в какой другой

сфере следование “моде” не может принести таких дорогостоящих послед-

ствий, как в сфере выбора профессии; платье можно поменять, а вот дело жиз-

ни – не всегда.

Кстати, современная ситуация на рынке образования характеризуется не-

бывалым спросом на образовательные услуги. Естественно, что с переходом в

иную социально-экономическую формацию многим людям пришлось карди-

нально менять сферу деятельности, получать новые специальности, учиться но-

вым технологиям. Все это требует значительного увеличения количества учеб-

8

ных заведений, а значит, и преподавателей. Кроме того, для сегодняшнего об-

разованного человека недостаточно узкоспециальных знаний. Как правило, для

повышения своего профессионального авторитета требуется еще масса новых

умений (владение компьютерными технологиями обучения, знание иностранно-

го языка, умение обращаться с оргтехникой и т.д.).Поэтому именно педагогиче-

ская деятельность может быть самой актуальной в ближайшие несколько лет.

И, наконец, третий фактор – это близлежащие возможности. К ним отно-

сятся те ресурсы, которыми обладает человек при выборе своей профессии: ре-

альное знание о будущей работе от членов семьи, возможность протекции,

близкое нахождение образовательного учреждения от места жительства, опре-

деленный уровень знаний, ограничивающий выбор конкретного учебного заве-

дения, материальное положение и т.д. Иногда этот фактор при выборе профес-

сионально-образовательной стратегии оказывается самым значимым. Что на-

кладывает отпечаток на весь характер самообразования личности в целом.

Теперь давайте рассмотрим все этапы, которые проходит специалист в своем

профессиональном продвижении.

В настоящее время в науке общепринятого разбиения жизненного пути

профессионала на составляющие нет. Воспользуемся одним из вариантов.

ОПТАНТ (или фаза оптанта, оптации).Этап выбора профессии.

АДЕПТ (или фаза адепта). Это человек, уже ставший на путь привержен-

ности к профессии и осваивающий ее (обучение в специализированном учеб-

ном заведении: вузе, училище и т.д.)

АДАПТАНТ (или фаза адаптации, “привыкания” молодого специалиста к

работе). Адаптации требует вхождение во многие тонкости работы. Кроме того,

деятельность педагога связана со множеством непредвиденных ситуаций (хотя

их типы, в общем-то, ограничены), для разрешения которых требуется опреде-

ленный навык. Считается. Что для учителя эта фаза длится 3-5 лет.

ИНТЕРНАЛ (или фаза интернала). Это уже опытный работник, который

уже может самостоятельно и успешно справляться с основными профессио-

нальными функциями на данном трудовом посту. Он уже как бы внутри про-

фессии, стал “своим” как в сознании других, так и в самосознании.

МАСТЕР (или фаза мастерства). Работник выделяется какими-то специ-

альными качествами, умениями, или универсализмом, широкой ориентировкой

в профессиональной области, или тем и другим. Он обрел свой индивидуаль-

ный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, он

имеет основания считать себя незаменимым работником.

АВТОРИТЕТ (или фаза авторитета). Это мастер своего дела, известный

широко в своем кругу или за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уров-

не, в стране). Профессионально-производственные задачи он решает успешно

за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить

себя помощниками.

НАСТАВНИК (или фаза наставничества). Авторитетный мастер своего

дела, имеющий единомышленников, последователей, учеников. Он передает

опыт молодым. Следит за их ростом, его жизнь наполнена осмысленной пер-

спективой.

9

Если немного “укрупнить” представленные этапы, то они могут выгля-

деть так:

-Довузовский этап

-Вузовский

-Послевузовский.

Первый этап – довузовский.

Предположим, что вы выбрали профессию при доминировании какого-то

одного фактора (см.выше). Как это отразится на вашем продвижении в профес-

сии?

Если вы полагались в основном на свои индивидуальные особенности и

предпочтения, знаете, на что вы способны, - считайте, что дальнейшее профес-

сиональное становление пойдет у вас более интенсивно, ведь именно заинтере-

сованный человек может легче освоить привлекательную для него деятель-

ность.

Если вы ориентировались только на потребности общества, то вам надо

овладеть не только знаниями в определенной области, но и выработать в себе

некоторые качества, необходимые для будущей работы, которыми вы, возмож-

но, не обладаете и потребность в которых обнаружится уже после того, как вы

впервые переступите порог учреждения, где вам предстоит набираться профес-

сионального опыта.

В случае, если вы поступили в тот или иной вуз, пойдя по пути наимень-

шего сопротивления, тогда вам придется в его стенах всерьез задуматься, где же

можно

применить

те

знания,

которые

вы

получили

авансом,

“про

запас”.

Таким образом, преимущественное положение имеют те студенты, которые сде-

лали свой выбор осознанно и с учетом индивидуальных склонностей – их про-

фессиональное становление будет более качественным.

Второй этап - вузовский.

Его мы рассмотрим более подробно чуть позже, так как он играет огром-

ное значение для всей последующей профессиональной деятельности человека.

Т р е т и й

э т а п

п о с л е в у з о в с к и й .

Динамика профессионального становления специалиста в послевузовский пе-

риод включает три стадии:

- адаптация к профессии, на уровне которой происходит интериоризация

и ассимиляция нормативно-ценностного профессионального плана;

- индивидуализация, которая может иметь конструктивную или деструк-

тивную тенденцию;

- интеграция, на уровне которой обозначаются различия в плане субъект-

ной включенности в профессию, выражающейся в характере педагогического

творчества и степени инновационности деятельности конкретного специалиста.

По мнению ученых, самый тяжелый период на данном этапе – это период

адаптации.

Трудности профессиональной адаптации вследствие маргинального вы-

бора профессии связаны с ограниченным видением сферы и путей профессио-

нальной самореализации. Отмечается, что для их преодоления необходима спе-

10

циально организованная работа по осознанию личного отношения к профессии

и принятие профессионального выбора через самопринятие.

У каждого специалиста период адаптации занимает разный отрезок вре-

мени, но менее болезненно его проходят молодые специалисты, имеющие луч-

ший уровень подготовленности. Причем, это относится не только к багажу тео-

ретических

знаний,

а

к

набору

совершенно

определенных

умений.

11



В раздел образования




Яндекс.Метрика