Автор: Слепцова Гульнара Гастелловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Салбанская общеобразовательная школа им Е.М.Ларионова"
Населённый пункт: Намский улус, Хонгор-Бие
Наименование материала: статья
Тема: "Внедрение оздоровительных мероприятий в учебный процесс"
Раздел: начальное образование
Тезисы к докладу «Внедрение оздоровительных мероприятий в
учебный процесс»
Слепцовой
Гульнары
Гастелловны
учительницы
начальных
классов
МБОУ
«Салбаская
средняя
общеобразовательная
школа
МО
«
Намский улус» Республика Саха (Якутия)
Актуальность:
В
Федеральной
программе
развития
образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья,
оптимизации
учебного
процесса,
разработки
здоровьесберегающих
технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа
жизни.
Влияние
школы
и
учебной
нагрузки
столь
велико
потому,
что
оно
действует длительно и непрерывно, систематично и комплексно. Кроме того,
годы
учёбы
для
каждого
ребёнка
–
период
интенсивного
развития,
формирования организма, период, когда любые неблагоприятные влияния
оказывают наибольшее воздействие.
Цель:
Выявить
основные
причины
проблем
со
здоровьем
учащихся
начальных
школ
и
создать
комплекс
оздоровительных
мероприятий
по
внедрению в учебный процесс.
Задачи:
1.
изучить
медицинские
индивидуальные
карты
каждого
ребёнка;
2.
разработать комплекс мероприятий оздоровления детей с
учётом индивидуальных особенностей;
3.
привлечь
родителей,
медицинских
работников
к
оздоровительной деятельности;
Научная новизна: За последние 10 лет число школьников с хронической
патологией возросло в 1,5 раза. За время обучения 70% функциональных
расстройств
переходят
теперь
в
стойкую
хроническую
патологию
к
окончанию школы, в 4 – 5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3
раза
-
органов
пищеварения,
в
2
раза
–
число
нервно-психических
расстройств.
Проблемы
здоровья
современных
детей
и
подростков
нуждаются
в
пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов,
родителей,
общественности.
Особое
внимание
и
ответственность
в
этом
оздоровительном процессе отводится образовательной системе.
Работа состоит из двух глав. Первая глава в двух частях содержит
теоретические
и
методические
предпосылки
причин
заболеваемости
учащихся в процессе учебы. Вторая глава тоже состоит из двух частей. В
первой части даны результаты исследования здоровья учащихся 1 класса
МОУ «Салбанская начальная школа В результате наблюдения, просмотра
мед.карточек, бесед с родителями и мед.работником мы пришли к выводу, что
адаптационный период в первом году обучения невлияет на частоту сезонных
вирусных заболеваний. Но в некоторых случаях наблюдается обострение
хронических заболеваний (в нашем случае бронхит, ОРВИ) Вторая часть
содержит
комплекс
мероприятий,
которые,
по
нашему
мнению,
будут
способствовать
оздоровлению
учащихся
начальных
школ.
Комплексное
использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет
снизить
утомляемо сть,
повышать
эмоциональный
наст рой
и
работоспособность,
а
это
в
свою
очередь
способствует
сохранению
и
укреплению
здоровья
учащихся.
Планируется
вести
наблюдение
и
мониторинг
результативности,
положителных
и
отрицательных
сторон
данного комплекса в дальнейшей практике
Современная
школа
должна
создавать
благоприятные
условия
для
обучения
школьников.
Образовательная
среда
должна
б ы т ь
здоровьесберегающей и объединяющей как учебную, так и внеучебную
деятельность учащихся, семью и образовательное учреждение. Необходимо
совершенствовать процесс подготовки и переподготовки педагогических
кадров,
формировать
их
готовность
работать
в
условиях
личностно-
ориентированного обучения.
Итак
мы
пришли
к
следующим
выводам.
Для
полного
и
функционировающего внедрения оздоровительных мероприятий в учебный
процесс необходимы:
1. Организационные меры: создание кабинетов здоровья, оснащенных
средствами
мониторинга
здоровья,
переподготовка
преподавателей
и
медиков учебных заведений.
2.
Дидактические
средства:
разработка
учебных
курсов,
создание
специализированных
аппаратно-программных
средств
наблюдения
и
изучения
здоровья,
предназначенных
для
решения
как
учебно-
исследовательских, так и профессиональных медицинских задач, и т.п.
3. Педагогические средства: создание в среде всех педагогов предельно
заинтересованного
отношения
к
здоровья,
личное
участие
в
оздоровительных мероприятиях, постоянная работа с родителями учеников
по вовлечению их в здоровый образ жизни, усиление внеучебной работы с
учащимися в объединениях по интересам и занятиям физкультурой.
Главное, что можно уже сейчас, без вложения существенных средств,
начать практическую работу по оздоровлению детей в школах – нужны
главным образом ответственное понимание остроты ситуации и готовность
затратить усилия на изучение и применение новых средств.