Автор: Сидорова Татьяна Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП "Детский сад №7 ГБОУ СОШ № 30 г.о. Сызрань"
Населённый пункт: Сызрань
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Мы народные умельцы"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по декоративному рисованию в
подготовительной к школе группе «Мы — народные
умельцы»
Цель: Формирование у ребенка эстетического отношения к
действительности через ознакомление с декоративно-прикладным
искусством.
Задачи:
• закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве: Дымка,
Хохлома, Городец.
• Закрепить умение самостоятельно составлять узоры по мотивам
народных росписей на листах бумаги разной формы;
• развивать чувство цвета, композиционные умения.
• Совершенствовать навыки работы гуашью – рисовать всей кистью, её
концом.
• Воспитывать интерес к искусству народных мастеров.
Оборудование: силуэты из бумаги досок, ложек, коней; гуашь, кисти –
толстая и тонкая, баночка с водой, салфетки, подставки для кисточек;
предметы народного декоративно-прикладного искусства: дымковская
игрушка, городецкие и хохломские изделия, 3 конверта, изображения
изделий декоративно-прикладного искусства разрезанные на части.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о народных промыслах, рассматривание с детьми
предметов декоративно-прикладного искусства, проведение занятий по
изучению каждого промысла; рисование элементов узора каждого вида
росписи, расписывание предметов узорами народного творчества.
Заучивание стихотворений, необходимых к занятию.
Ход занятия.
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята, нас с вами окружает красивый, разноцветный
мир, редкие вещи. Кто мне подскажет, где хранятся красивые редкие вещи?
Ответы детей:
- В музее.
Воспитатель:
-Правильно, в музее. Ребята, сегодня утром, придя на работу, я на своем
столе увидела три больших конверта. На них написан адрес нашего
детского сада и указано: «Детям подготовительной группы» от директора
музея. Так как письмо адресовано всем Вам, то вскрывать его я не стала,
подождала, пока мы все соберемся в группе. Хотите посмотреть, что в этом
письме?
Ответы детей: Да.
Воспитатель:(Зачитывает письмо)
- «Здравствуйте, дети! Пишут вам сотрудники музея. Мы в нашем музее
хотим организовать выставку народных изделий. Но для экспозиции не
хватает экспонатов. Не можете ли вы нам помочь? Высылаем образцы. Но
они не помещались в конверт, и их пришлось разрезать на несколько
частей. Надеемся, вы сможете их собрать. Спасибо заранее. Сотрудники
музея.»
- Ребята, давайте посмотрим, что же за образцы нам прислали и
попробуем их собрать.
Проводится дидактическая игра «Собери картинку».
- Вот вы и составили первый образец, а вы догадались предмет какой это
росписи?
Ответы детей:
-Дымковский олень;
-Дымковская игрушка;
Воспитатель:
- Как вы догадались, что это дымковский олень?
Ответы детей:
-По узорам,
-по цвету,
-по белому фону
Воспитатель:
- Расскажите, кто знает стихотворение о Дымке?
Стихотворение рассказывает заранее подготовленный ребенок.
Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду мы поклонимся не раз!
И о дымковской игрушке
Мы ведем сейчас рассказ.
Воспитатель:
- Ребята, расскажите, какими элементами росписи украшают свои
игрушки дымковские мастера?
Ответы детей:
-круг, точка, прямая и волнистая линии, кольцо, сеточка, мазок
Воспитатель:
- Какого цвета бывают дымковские игрушки?
Ответы детей:
-Всегда только белые
Воспитатель:
- А какого цвета узоры на дымковских игрушках?
Ответы детей:
-красные, желтые, синие, зеленые, оранжевые, розовые, немного
черного, все цвета только яркие, поэтому она такая красивая.
Воспитатель:
- Как расположены узоры на дымковской игрушке?
Ответы детей:
-Вдоль шеи, вдоль тела и вдоль ног.
Воспитатель:
-Молодцы, давай соберем второй образец.
-Что это за предмет?
Ответы детей:
-Это городецкая доска
Воспитатель:
-Расскажите, кто знает стихотворение о Городце?
Стихотворение рассказывает заранее подготовленный ребенок.
Наши доски расписные,
Посмотрите вот какие.
Все хотим вам показать
И подробно описать.
По розанам и купавкам
Городецкий скачет конь,
И цветами весь расписан,
До чего ж красивый он.
Воспитатель:
- Как вы узнали, что это именно городецкая доска?
Ответы детей:
-потому что она украшена городецкими узорами.
Воспитатель:
- Молодцы, а какие узоры городецкие мастера рисуют на своих работах?
Ответы детей:
-бутон, купавка, городецкая ромашка, розан, листья.
Воспитатель:
- Какими цветами расписывают свои узоры?
Ответы детей:
-красный, розовый, синий, голубой, зеленый, и для оживки берут черный
и белый цвет.
Воспитатель:
- Умницы, Во всех узорах городецкой росписи есть бутоны, листья,
розаны, купавки, цветы с узкими лепестками, и их мастера объединяют в
плотные цветочные гирлянды. В середине каждой гирлянды находится
крупный цветок, а слева и справа от него расположены цветы и листья
поменьше, по краям гирлянды чаще всего рисуют маленькие бутоны. Таким
образом, от середины к краям гирлянда постепенно уменьшается.
Подобные гирлянды называют симметричными, потому что у них правая и
левая стороны одинаковые.
- Осталось собрать последний образец. Что это за предмет?
Ответы детей:
-хохломская ложка
Воспитатель:
- А как вы догадались, что это хохломская ложка?
Ответы детей:
-по узорам
Воспитатель:
- Как называется село, в котором изготавливают эти предметы?
Ответы детей:
-село Хохлома
Воспитатель:
- Предметы, сделанные народными умельцами в Хохломе очень яркие,
нарядные, праздничные, красочные. Мастера выбирают для узора цвета
красок, которые сочетаются с «золотым» фоном.
Воспитатель:
- Какие цвета характерны для хохломской росписи?
Ответы детей:
-желтый, красный, черный, зеленый.
Воспитатель:
- На каком ещё фоне расписывают предметы хохломы?
Ответы детей:
-на черном, красном и желтом
Воспитатель:
- Какие элементы узора мастера рисуют?
Ответы детей:
-травки, кустики, ягоды: смородина, рябина, малина, крыжовник,
клубника, вишня
Воспитатель:
-Расскажите, кто знает стихотворение о Хохломе?
Стихотворение рассказывает заранее подготовленный ребенок.
Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь.
Отголоски лета.
В зелени травы.
Рощи – перелески.
Шелковые всплески
Солнечно-медовой
Золотой листвы.
Физкультминутка.
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуть, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть опять.
Воспитатель:
- Молодцы! Сейчас, закройте глаза, и с вами произойдет волшебство,
когда вы откроете глаза, то превратитесь в мастеров народного промысла, и
каждый из вас сделает выбор, какой экспонат вы желаете расписывать для
музея.
Дети выбирают силуэты, изображающие дымковскую игрушку,
городецкую доску или хохломскую ложку. Проходят за свои рабочие места и
приступают к росписи.
Самостоятельная работа детей. Помощь детям, которые затрудняются.
- Вы, ребята, молодцы! Славно наши мастера народного творчества
потрудились. У вас получились замечательные работы. Какая работа вам
больше всего понравилась?
- Почему?
(Дети поочередно высказывают свое мнение)
- Что особенного в этой работе?
- Чем отличается эта работа от других?
- Когда наши работы высохнут, мы их обязательно передадим в музей.
На этом наше занятие окончено.