Авторы: Сушкова Светлана Евгеньевна, Волик Наталья Евгеньевна
Должность: тренер-преподаватель по спортивной гимнастике, тренер-преподаватель по спортивной гимнастике
Учебное заведение: МБУДО ДЮСШ №2 г.Донецка Ростовской области
Населённый пункт: г.Донецк Ростовской области
Наименование материала: Авторская программа (методическое пособие)
Тема: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ И ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ "Упражнения для развития гибкости и укрепления здоровья детей"
Раздел: дополнительное образование
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА (МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СПОРТИВНО-
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ И ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ
АВТОРЫ: ТРЕНЕРЫ-ПРЕПОДАВАТЕЛИ ПО СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ
СУШКОВА С.Е, ВОЛИК Н.Е
Упражнения для развития гибкости и укрепления здоровья
детей.
Развитие гибкости у детей дошкольного и младшего школьного возраста — важный
этап их физической подготовки. О качестве двигательных навыков в этом возрасте
можно судить на основании информации о наиболее важных показателях, таких как
гибкость, сила, выносливость и пр.
Физические упражнения в правильном объеме неизменно полезны для детей. При
этом неправильная дозировка нагрузок приведет к проблемам с ростом из-за
преждевременного окостенения скелета.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ГИБКОСТИ?
Гибкость — это определенные способности опорно-двигательного аппарата,
позволяющие выполнять ряд упражнений с той или иной амплитудой. Чем больше
амплитуда, тем более высокими являются показали гибкости. Подвижность суставов
может быть как общей, так и какой-то определенной, если речь идет о конкретном
суставе.
Гибкость — важное качество для совершенствования двигательной активности
ребенка. Недостаточно развитая гибкость станет причиной замедления процесса
освоения необходимых для какой-либо спортивной деятельности навыков.
У детей дошкольного и младшего школьного возраста ограниченная подвижность
суставов станет главной причиной снижения показателей силы, координации и
скорости в будущем, что приведет в результате к повышенным затратам энергии в
работе. Более того, неразвитая гибкость рано или поздно может вызвать спортивные
травмы.
Необходимо понимать, что подвижность в суставах может быть как активного типа, так
и пассивного.
1
Что нужно знать об активной гибкости?
Активная гибкость связана с силой мышечных групп вокруг сустава, которые отвечают
за движения в них. Развитие такой гибкости позволяет серьезно увеличить амплитуду
движения в отдельном суставе путем тренировки проходящих через сустав мышц.
Развивать активную гибкость можно с помощью специальных упражнений за счет
инерции или растягивая мышцы до предела с помощью дополнительного веса.
Пассивная гибкость: как развивать?
Особенность пассивной гибкости — ее соответствие анатомическому строению
сустава. Определение пассивной гибкости осуществляется по показателям
наивысшей амплитуды, достичь которой возможно за счет внешних сил. Обычно
пассивную гибкость получается развивать лучше активной.
Как правило, для ее развития используются упражнения с использованием
дополнительных спортивных снарядов. Заниматься можно непродолжительное время,
делая акцент на увеличенную частоту, либо же на протяжении долгого времени с
доведением движений до наибольшей амплитуды.
Последний вариант упражнений дает наибольший результат, но используется не так
часто из-за ощущения дискомфорта, возникающего в результате удерживания мышц в
растянутом положении. Включать в программу работы с дошкольниками и младшими
школьниками упражнения, направленные на растяжку, нужно как можно чаще,
увеличивая их количество и продолжительность в подростковом возрасте, в период
снижения гибкости.
Стоит отметить, что активная подвижность более важна для развития
занимающегося, тем не менее ее показатели напрямую зависят от показателей
пассивной подвижности, характеризующей способность ребенка к выполнению
движений с увеличенной амплитудой.
Оценивая уровень физической подготовки ребенка, принято принимать по внимание
исключительно амплитуду активной подвижности, так как именно на ее развитие
направлена основная масса физических упражнений.
Несмотря на отсутствие прямой взаимосвязи между двумя видами подвижности,
нельзя не отметить, что пассивная гибкость — это не что иное, как некий резерв для
активной.
Виды гибкости
Помимо разделения гибкости на пассивную и активную, следует отметить, что
гибкость может быть общей либо относиться к какому-то определенному виду.
2
Как уже было отмечено, общая гибкость — это подвижность в сочленениях и
суставах, которая так нужна для красивой осанки и координированных легких
движений. Особая, специальная гибкость — это такой уровень подвижности, который
позволит занимающемуся овладеть целым рядом технических действий с
определенной амплитудой.
Для развития гибкости в программу подготовки включают предназначенные для
растяжки специальные упражнения, которые можно выполнять как самостоятельно,
так и с помощью взрослых в различных положениях.
Этапы работы над улучшением показателей гибкости у дошкольника и
младшего школьника
Процесс развития гибкости разделяется на несколько этапов:
1.
Суставная гимнастика
2.
Углубленное развитие гибкости в суставах
3.
Поддержание достигнутых результатов.
Этап первый
На этом этапе работа сосредоточена на улучшении показателей пассивной и активной
гибкости в суставах с попутным их укреплением. Заключается в выполнении ряда
упражнений для тренировки мышечно-связочного аппарата с целью повышения его
эластичности и укрепления. Оптимальный вариант упражнений в этот период — на
растягивание с проработкой основных суставов.
. В этот период нужно делать акцент на выполнение упражнений, которые будут
затрагивать наименее задействованные в реальной жизни суставы. В этом возрасте
дети, как правило, не отличаются высокими показателями подвижности в поворотах
рук, торса, ног и разного рода разгибательных движениях.
Этап второй
Целью работы на втором этапе должно стать развитие максимально возможной
амплитуды при выполнении ряда движений, которые нужны в этот период для
овладения правильной спортивной техникой для повышения спортивных результатов.
В процессе нужно будет работать над упражнениями на растягивание мышц.
Главной преградой для увеличения амплитуды движения становятся мышцы-
антагонисты. Поэтому начинать нужно с растягивания и придания максимальной
эластичности соединительным тканям именно этих мышц с помощью специальных
упражнений, которые выполняются согласно определенным правилам:
работа на занятиях не допускает болей в мышцах и суставах;
растягивание происходит в замедленном ритме;
по мере растягивания мышц увеличивается амплитуда движения,
задействуется больше сторонней силы.
3
Принципы развития гибкости: завершающий этап
Упражнения, позволяющие достичь высоких показателей гибкости суставов,
необходимо выполнять с постоянно нарастающей амплитудой, применяя
самозахваты, махи и покачивания. Работать таким способом с дошкольниками и
младшими школьниками можно во время ежедневной разминки перед тренировками.
Хороших результатов развития пассивной подвижности суставов занимающиеся
вполне способны добиться за несколько месяцев целенаправленной работы. А вот
для развития активной гибкости потребуется гораздо больше времени.
Работать над упражнениями, направленными на растягивание, необходимо без
перерывов, которые могут негативно сказаться на показателях подвижности суставов,
а как следствие — и на спортивных достижениях. В соревновательный период может
быть достаточно небольшого числа упражнений, чтобы поддерживать форму и не
допустить регресса подвижности в суставах.
Для достижения высоких спортивных результатов и гармоничного развития
дошкольников и младших школьников очень важно, чтобы упражнения на силу
сочетались с постоянно проводимыми упражнениями для растягивания мышц.
Несоблюдение этого простого принципа приведет к тому, что показатели либо силы,
либо гибкости будут неизменно снижаться.
И, наконец, третий, завершающий этап — это поддержание достигнутого уровня
подвижности в суставах. Чтобы сохранить показатели гибкости, необходимо
регулярно работать над упражнениями на растягивание, не уменьшая их количество.
Достаточно часть силы направить на растягивание мышц-антагонистов вместо того,
чтобы делать акцент на увеличение амплитуды сокращающихся мышц с попутным
увеличением силы.
На сегодняшний день практикуются два варианта упражнений, способствующих
развитию активной гибкости. Удачные варианты для детей — это выпады, наклоны,
висы, в том числе и с использованием дополнительной поддержки партнера и
различного спортивного инвентаря.
На роль основных подойдут упражнения с наклонами и поворотами торса,
разгибаниями и сгибаниями рук и ног. Такие простые упражнения будут
способствовать повышению общей подвижности в суставах.
Упражнения для развития гибкости, как и сама гибкость, могут быть:
активными;
пассивными;
комбинированными.
4
Снаряды для развития гибкости также отличаются в зависимости от воздействия на
пассивную, активную или комбинированную гибкость. Например, активную гибкость
можно развивать упражнениями с использованием снарядов для отягощения и без
них. Это могут быть классические наклоны, движения на основе «пружины» или
махов, рывки. За счет использования отягощения можно добиться повышения
результатов.
Планируя работу на занятиях, тренер-преподаватель должен отдавать себе отчет в
том, что пассивная гибкость развивается в два раза быстрее активной. Исходя из
этого нужно будет выделять необходимое количество времени для работы над
улучшением подвижности в тех или иных суставах, принимая во внимание:
возраст занимающегося;
структуру сустава и мышечной ткани;
план тренировочного занятия.
С учетом всех этих нюансов продолжительность выполнения упражнений может
составлять от 20 секунд до нескольких минут. При этом более длительными должны
быть упражнения, направленные на сгибание и разгибание, кратковременными —
статические.
Методы внеурочной работы по развитию гибкости
Для развития гибкости можно выполнять упражнения не только в рамках учебной
программы, но и в свободное время, в том числе и дома. Оптимальный вариант —
сочетание упражнений на растягивание с силовыми.
Внеурочные задания должны быть направлены на развитие самостоятельности
занимающихся.
Кроме того, занятия должны не перетруждать детей, быть для них интересным,
гарантировать быструю смену видов деятельности и, самое главное, способствовать
физическому развитию и укреплению здоровья в целом.
Самый простой комплекс упражнений, над которым может работать каждый ребенок
самостоятельно в домашних условиях — это утренняя гимнастика, целью которой
является укрепление здоровья и, конечно, развитие гибкости.
Регулярные занятия гимнастикой по утрам доступны для каждого ребенка независимо
от времени года и погоды. Кроме того, гимнастика помогает детям быстрее
проснуться и перейти от сонного состояния к активному.
Даже простой комплекс физических упражнений будет способствовать настраиванию
нервной системы на учебный ритм, улучшит координацию движений, наладит процесс
кровоснабжения тканей, сделает дыхание ритмичным и глубоким, повысит уровень
укрепительных процессов в тканях за счет активного поступления кислорода в мозг,
мышцы и внутренние органы.
5
Разминка перед растягиванием: принципы и порядок
Одним из важных элементов работы над растягиванием мышц и гибкостью суставов
является правильно проведенная разминка. Основное ее назначение —
профилактика травм и подготовка мышечно-связочного аппарата к выполнению
упражнений.
В разминку должны входить упражнения для подготовки организма к дальнейшей
тренировке. Правильная разминка способствует:
повышению температуры мышц;
повышению уровня подвижности в суставах;
настрою на упражнения или игру, к которой готовится занимающийся;
предупреждению травм.
Выполнять упражнения нужно в следующей последовательности:
1.
Бег или ходьба на месте в спокойном темпе или по небольшой территории.
2.
Ряд упражнений на растягивание всех групп мышц, с акцентом на те, что будут
наиболее активно задействоваться на занятии.
3.
Выполнение основного упражнения в облегченном режиме.
Развивать гибкость на разминке можно с помощью наклонов в разные стороны, в том
числе и с элементами вращения, висов, прогибов – как самостоятельных, так и с
помощью тренера или партнера.
Составляя план работы по развитию гибкости для детей дошкольного и младшего
школьного возраста, необходимо принимать во внимание сложность упражнений и
степень их воздействия на организм, а также энергозатраты в ходе работы над ними.
Нужно учитывать, что в этом возрасте дети далеко не так работоспособны, как
взрослые люди – они быстрее устают и скучают, выполняя однообразные упражнения.
Вместе с тем дети этого возраста умеют быстро восстанавливаться, лучше
запоминают и осваивают выполнение простых движений.
Одной из основных задач физического воспитания дошкольников и младших
школьников является корректное формирование скелета ребенка вместе с
укреплением мышц во избежание искривления позвоночника.
Улучшение показателей гибкости у ребенка в этом возрасте позволит повысить
подвижность позвоночного столба и усилить физические нагрузки.
Гибкость имеет огромное значение для корректного выполнения целого ряда
действий в разных сферах жизни, включая бытовую. Результаты многочисленных
исследований подтверждают, что подвижность в суставах необходима для того, чтобы
освоить правильную технику выполнения ряда упражнений в том или ином виде
спорта.
6
Пример упражнений для развития гибкости.
1.И.п. – о.с. наклоны головы вперед-назад-впрево-влево.
2.И.п. - стойка ноги врозь - круговые вращения головой.
3.И.п. – стойка ноги врозь пр.рука вверху, левая внизу 1-2 рывки руками, 3-4 – смена
рук.
4. И.п. – с. ноги врозь. 1-4 – круговые вращения руками назад, 5-8 - вперед
5. И.п. – широкая стойка, руки на бедрах. 1-3 – наклон туловища вправо, левая рука
вверху. 4 – и.п. 5-8 – то же влево.
6. И.п.- с. ноги врозь. 1-3 – наклон вниз коснуться руками пола, 4 – и.п.
5-7 – наклон прогнувшись вперед, руки в стороны. 8 – и.п.
7. И.п. – о.с. – 1-4 -пружинящие наклоны вниз до касания пола руками. 5-8 – ходьба
руками вперед в положение «планка», 9-12 – «отжимание», 13-16 – вернуться в и.п.
8. И.п. – сед на пятках. Растягивание голеностопа перекатом в свободном режиме.
9. И.п – стоя на коленях, 1-3 – наклон туловища назад, 4 – и.п.
10. И.п. – сед ноги вместе руки в стороны. 1 – взять правой рукой правый носок ноги,
2-4 – поднять прямую ногу вверх, 5-7 – перевести ногу в сторону, 8 – и. п. То же с
левой ноги.
11. И. п. – сед ноги вместе руки вверх. 1-3 – пружинящие наклоны вперед, 4 – и.п.
То же с хватом рук за голени.
12. И. п. – сед ноги врозь руки в стороны. Наклоны туловища вперед, вправо, влево и
с хватом правой и левой ноги.
13. И.п. – стоя с опорой рук у гимнастической стенки махи ног вперед, назад, в
сторону.
14. И. п. – стоя с опорой руки у гимнастической стенки растягивание с захватом ноги в
боковом, переднем и заднем равновесии.
15. Шпагаты.
16. И п. – сед ноги врозь руки вверх складка вперед через положение поперечный
шпагат в положение «лодочки» и обратно. ( « черепашка» ).
17. И. п. – лежа на животе – упор руками спереди прогнуться согнув ноги к голове ( «
колечко» ).
7
18. И.п. – лежа на животе хват руками за голени максимально прогнуться, поднимая
руками ноги вверх ( «корзиночка» ). Прокачивание вперед-назад.
19. И. п. – стоя на коленях руки вверх наклоны назад прогнувшись.
20. Из положения лежа на спине – «мост». Ходьба в положении «мост», перекаты,
повороты («крабики»).
21. И. п. – упор присев, перекаты в группировке.
22.И. п. - Стойка на лопатках («березка») – касание ногами за головой и обратно.
23. Из упора присев кувырки вперед и назад в группировке и с прямым положением
рук и ног.
Упражнения на гимнастической скамейке.
«Саночки» - и.п. сед ноги вместе на скамейке руки вверх. Наклон вперед, взяться за
скамейку, подтянуть тело вперед и т.д.
«Лодочки» - и.п. лежа на животе на скамейке максимально прогнуться, хватом рук
подтянуть тело вперед и т.д.
«Гусеница» - стоя на скамейке наклон вниз с прямыми ногами , ходьба руками
вперед до положения «планки», ходьба прямыми ногами вперед до положения
согнувшись и т.д.
«Улитка» - стоя на скамье наклон вниз с прямыми ногами хватом рук за скамью –
ходьба вперед в положении согнувшись .
8ибкость — это действительно важный фактор развития школьника. Развитие
гибкости у 118младшего школьника, в совокупности с развитием ряда других не
менее важных качеств, поможет ребенку вырасти здоровым, сильным и
уверенным в себе человеком, способным на достижение высоких спортивных
результатов.
8