Автор: Кустова Марианна Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ Мантуровская школа интернат
Населённый пункт: город Мантурово Костромская область
Наименование материала: конспект урока развития речи
Тема: "ПУТЕШЕВСТВИЕ ПО ГОРОДУ ЗДОРОВЕЙСКУ" 4 класс
Раздел: начальное образование
Областное государственное казенное специальное
(коррекционное) образовательное учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья «Мантуровская специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII
вида Костромской области»
УРОК РАЗВИТИЯ
УСТНОЙ РЕЧИ
« ПУТЕШЕВСТВИЕ ПО ГОРОДУ ЗДОРОВЕЙСКУ»
4 класс
учитель Кустова М.Л.
Мантурово 2015
Тема урока : « ПУТЕШЕВСТВИЕ ПО ГОРОДУ ЗДОРОВЕЙСКУ»
Цель: уточнение и систематизирование знаний учащихся о здоровом
образе
жизни,
закрепление
основных
понятий:
«распорядок
дня»,
«личная гигиена», «витамины», «полезные продукты».
Задачи:
Обучающие: сформировать представление о здоровье как одной из главных
ценностей человеческой жизни; выделить компоненты здорового состояния
человека;
познакомить
детей
с
правилами,
помогающими
сохранить
собственное здоровье на долгие годы.
Коррекционные:
развивать
слуховое
внимание,
слуховую
память;
формировать развитие связной речи; обогащать словарный запас; развивать
воображение; расширять кругозор.
Воспитательные: воспитывать у детей навыки и потребности здорового
образа жизни.
Здоровьесберегающие: чередовать различные виды учебной деятельности;
использовать различные методы, способствующие активизации инициативы
и творчества, что снижает утомительную нагрузку.
Оборудование :
1.Карта-схема
города
Здоровейска;
куклы
или
рисунки
с
изображением
сказочных
героев:
Доктор
Пилюлькин,
Доктор
Чистюлькин,
Медуница,
Доктор Физкультурник, Веселый Повар, Незнайка;
2. Плакаты «Режим дня», «Правила личной гигиены»
3. Полотенце, зубная паста и щетка, шампунь, мыло, мочалка, расческа,
ложка, тарелка;
4. Рисунки с изображением продуктов: мясо, морковь, рыба, молоко, орехи;
слова-таблички для схемы «Наши помощники в сохранении здоровья».
ХОД УРОКА
Сегодня мы поговорим о том, как сохранить свое здоровье на долгие годы,
как защитить себя от болезней, и куда пойти лечиться, если вы все-таки
заболели.
Итак, мы отправляемся в путешествие по городу Здоровейску!
Учитель открывает доску. Дети видят, что на ней расположены рисунки с
изображением домов сказочных героев.
Над дверью первого домика написано «Доктор Пилюлькин»:
Давайте-ка навестим доктора Пилюлькина.
Учитель стучит в дверь домика. В класс входит школьный врач.
Учитель: А вот и наш доктор.
Доктор Пилюлькин: Здравствуйте, ребята! Как я рад вас видеть! А что
привело вас в наш город?
Учитель: Мы хотели бы побольше узнать о том, как быть здоровым долгие
годы, познакомиться с нашими помощниками в сохранении здоровья.
Доктор Пилюлькин: Сохранить свое здоровье помогает режим дня. Режим-
это
распорядок
дел,
действий,
которые
вы
совершаете
в
течение
дня.
Посмотрите на этот плакат (вывешивается плакат «Режим дня»). Я советую
вам придерживаться такого распорядка (режима) дня.
Дети «по цепочке» читают записи на плакате:
РЕЖИМ ДНЯ
7ч. – 8ч.
Подъём, зарядка, утренний туалет, завтрак;
8ч. – 13ч.
Занятия в школе;
13ч. – 14ч.
Возвращение домой, обед;
14ч. – 16ч.
Отдых; прогулка; магазин;
16ч. – 18ч.
Приготовление уроков;
18ч. – 19ч.
Отдых; ужин; помощь по дому;
19ч. – 20ч. 45мин.
Чтение; игры дома;
20ч. 45мин. – 21ч.
Подготовка ко сну.
Далее дети рассказывают о своем режиме дня.
Учитель: А теперь давайте поиграем и узнаем, хорошо ли вы знаете режим
дня:
На доске карточки с изображением режимных моментов – девочка смотрит
телевизор,
девочка
встает,
девочка
поливает
цветы,
девочка
умывается,
девочка идет в школу, девочка делает зарядку, девочка завтракает, девочка
рисует, девочка делает уроки.
Задание – расставить карточки в правильном порядке.
Доктор Пилюлькин: Тот режим дня, который вы прочитали на плакате
примерный. Он может немного меняться. Самое главное, чтобы в сутки вы
спали не менее 8-9 часов, кушали примерно в одно и то же время 4-5 раз в
день, но никак не реже трех раз в день, чередовали учебу или работу с
отдыхом, побольше двигались.
Учитель: спасибо, доктор Пилюлькин, за ваш рассказ. Я думаю, что ребята
постараются придерживаться ваших рекомендаций.
Доктор Пилюлькин: До свидания, ребята. Советую вам посетить доктора
Чистюлькина.
На доске открывается схема:
Учитель:
Давайте
воспользуемся
советом
и
зайдем
в
гости
к
доктору
Чистюлькину.
Учитель стучит в дверь соседнего домика. Из домика «выходит» доктор
Чистюлькин –
учитель надевает на руку куклу и озвучивает доктора измененным голосом.
Доктор Чистюлькин: Здравствуйте, здравствуйте! Как вовремя вы пришли
ко мне. Я – доктор Чистюлькин, слежу за тем, чтобы жители нашего города
соблюдали правила личной гигиены.
- Дети, что обозначают эти слова – «личная гигиена»? ( ответы детей)
Доктор Чистюлькин: ЛИЧНАЯ – то есть каждый человек выполняет эти
правила. ГИГИЕНА – это те действия, выполняя которые, жители нашего
города поддерживают свое тело и жилище в чистоте, и не болеют. Я слежу за
тем,
чтобы
каждый
гражданин
нашего
города
мыл
руки
перед
едой,
правильно ухаживал за зубами, не реже одного раза в неделю мылся горячей
водой, ухаживал за ногтями и волосами, содержал в чистоте одежду и обувь,
помещение, в котором живет. Но вот незадача. В моем доме живет очень
непонятливый
щенок.
(Учитель
вывешивает
на
доске
рисунок
с
изображением щенка)
Он не хочет соблюдать правила личной гигиены,
постоянно путает предметы – какими он должен пользоваться сам, а какими
мы можем пользоваться вместе. Помогите мне, ребята, объяснить это щенку.
Работа выполняется в группах. Класс делится на три группы. Учитель выдает
каждой группе предметы:
1.полотенце, зубная щетка, зубная паста.
2.шампунь, мыло, мочалка.
3.расческа, ложка, тарелка.
Дети обсуждают, какие предметы у каждого человека должны быть личными,
а
каким
могут
пользоваться
все
члены
семьи.
Затем
от
каждой
группы
выходит один ученик и объясняет решение команды.
Учитель: Доктор Чистюлькин благодарит ребят за выполнение задания и
просит закончить правила личной гигиены.
На доску вывешивается плакат «Правила гигиены»:
ЧИСТИТЬ ЗУБЫ НАДО ДВА РАЗА В ДЕНЬ……(утром и вечером)
ПЕРЕД ЕДОЙ НУЖНО ОБЯЗАТЕЛЬНО …………(мыть руки)
ВО
ВРЕМЯ
ЕДЫ
НЕЛЬЗЯ……………………………….(разговаривать
с
набитым ртом)
НИКОГДА НЕ ЕШЬ НЕМЫТЫЕ……………………….(овощи и фрукты)
СВЕТ ПРИ ПИСЬМЕ ДОЛЖЕН ПАДАТЬ………….(слева)
Дети
коллективно
заканчивают
предложения,
предлагают
свои
правила
личной
гигиены,
объясняют
щенку
необходимость
выполнения
данных
правил.
Например: « Во время еды нельзя разговаривать с набитым ртом потому что,
во-первых,
можно
подавиться,
во-вторых,
это
просто
невежливо
по
отношению к другим людям».
Выполнив
упражнение,
дети
прощаются
с
доктором
Чистюлькиным,
он
благодарит
их
за
помощь
и
советует
зайти
к
Медунице,
которая
может
рассказать много интересного.
Учитель : Давайте узнаем, как поживает Медуница.
На
доске,
рядом
с
домиком
Медуницы,
учитель
прикрепляет
рисунок
с
изображением бабушки – пчелки.
Учитель: О чем расскажет нам Медуница мы узнаем, если отгадаем загадку:
Когда мы едим –
Они работают,
Когда не едим –
Они отдыхают.
Не будем их чистить –
Они заболеют.
( зубы)
Учитель: А какие зубы лучше: здоровые или больные? Почему? (ответы
детей)
Учитель: Здоровые зубы прекрасно измельчают пищу во рту. Больные зубы
делают это гораздо хуже. Плохо пережеванная пища переваривается с трудом.
Желудок над такой пищей трудится в несколько раз дольше, а значит, меньше
отдыхает и начинает болеть. Поэтому пищу надо пережевывать не спеша,
тщательно. Не забывайте мудрую народную поговорку: «Кто долго жует, тот
долго живет». Здоровые зубы помогают нам правильно и красиво говорить,
украшают улыбку человека. Как же сохранить зубы здоровыми? Что вы об
этом знаете? (ответы детей)
Учитель: Ребята, давайте поблагодарим Медуницу. Я думаю, что вы хорошо
запомнили все правила, и будете обязательно их выполнять. А сейчас мы
пойдем дальше, к следующему домику, в котором живет Веселый Повар.
В класс входит ученик , одетый в спортивную форму.
Ученик: Здравствуйте, я Доктор Физкультурник.
Учитель:
Здравствуйте,
Доктор
Физкультурник.
Мы
идем
к
Веселому
Повару, чтобы узнать еще один секрет сохранения здоровья.
Доктор Физкультурник: И я могу вам рассказать, как сберечь здоровье.
Д у м а е т е .
П о ч е м у
м е н я
п р о з в а л и
Ф и з к у л ь т у р н и к о м ?
(ответы детей)
Доктор Физкультурник: Я очень люблю физкультуру. Ведь еще один наш
помощник в сохранении здоровья – это движение.
П о
х о д у
у р о к а
у ч и т е л ь
о т к р ы в а е т
н а
д о с к е
с х е м у :
Доктор Физкультурник: Я слежу за тем, чтобы жители нашего города
каждый
день
выполняли
зарядку,
больше
ходили
пешком,
играли
в
подвижные игры, не пропускали без причины уроки физкультуры, катались
на коньках и лыжах. Все эти занятия укрепляют здоровье человека, делают
его ловким, сильным, быстрым, выносливым. А сейчас я предлагаю вам
выполнить физкультминутку:
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Учитель:
Как
мы
хорошо
подвигались!
Спасибо
тебе,
д октор
Физкультурник! Приглашаем тебя отправиться вместе с нами к Веселому
Повару. (ученик садится за парту)
Учитель подходит к домику Веселого Повара, стучит в дверь и прикрепляет
рядом с домиком картинку с изображением повара.
Учитель: Ребята, посмотрите, какой румяный, здоровый и веселый наш
повар. Думаете, почему он такой? Наверное, потому, что правильно питается.
А что значит «правильное питание»?
(ответы детей)
Учитель: Правильное питание – это разнообразное питание. Для жизни
человеку необходимы питательные вещества, которые находятся в разных
продуктах питания. Есть лучше всего в одно и то же время, желательно 4-5
раз вдень. Если есть возможность, старайтесь больше употреблять овощей и
фруктов,
пейте
молоко
и
кефир,
ешьте
творог,
поменьше
употребляйте
сладкого, жирного и соленого. И будете здоровы!
А сейчас давайте попрощаемся с Веселым Поваром и отправимся в гости к
еще одному жителю города Здоровейска. Посмотрите, в этом домике живет
Незнайка.
Учитель подходит к доске и стучит в дверь следующего домика. В класс
входит ученик, одетый в костюм Незнайки .Он очень грустный.
Учитель: Незнайка, что случилось, почему ты такой грустный?
Незнайка: Я заболел, и не знаю, что мне делать.
Учитель: Ребята, давайте расскажем Незнайке, что надо делать, если вы все-
таки заболели.
( ответы детей)
Учитель: В больнице очень много разных врачей. К какому доктору должен
обратиться Незнайка?
Он должен обратиться к педиатру ( дети хором проговаривают это слово). Это
врач, который лечит детей от простуды и некоторых других внутренних
болезней.
А какие еще специальности врачей вы знаете?
(
дети
называют
специальности
врачей,
хором
проговаривают
названия,
объясняют, что эти врачи лечат.)
На доске окончательно получается следующая схема:
Дети делают вывод: если ты заболел, нужно немедленно обратиться к
врачу. Врач подскажет, что делать, чтобы выздороветь.
Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие по городу Здоровейску.
Чему вы научились сегодня? Что нового узнали?
- Назовите помощников в сохранении здоровья.
- Что такое режим дня?
- Что такое личная гигиена?
- Как ухаживать за зубами?
- Что такое правильное питание?
- Почему человеку нужно двигаться, заниматься физкультурой?
- Что делать, если вы все-таки заболели?
В
конце
урока
детям
предлагается
прослушать
песню
«Нужно
спортом
заниматься».