Напоминание

"Курские художники"


Автор: Зиновьева Марина Анатольеевна
Должность: преподаватель отделения декоративно-прикладного творчества
Учебное заведение: Муниципальное казенное образовательно учреждение дополнителного образования "Горшеченская детская школа искусств"
Населённый пункт: пос.Горшечное Курской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Курские художники"
Дата публикации: 11.03.2018
Раздел: дополнительное образование





Назад




Вот глыба камня. Сильными руками

Я высекаю человека в ней,

И оживает камень перед нами,

Сверкая теплым мрамором очей.

Он не обманет лживыми словами,

Он вызван к жизни волею моей...

Но раз искусство властно над камнями,

Оно способно изменять людей...

Иоганесс Бехер

Вернее, пожалуй, не скажешь. Подлинное искусство волнует и

заставляет мучиться, переживать, зовет к очищению, подвижничеству,

изобличает ложь.

В нашей стране много удивительных волшебников слова, звука,

краски, способных передать красоту нашей родной земли. Искусство

этих талантливых творцов рождается из чувства любви к Родине.

Красоту родной природы особенно чувствуют художники. Шелест

листьев, запах земли, цвет воздуха — все это проникло в их

искусство. Художники видят природу как живое существо, даже

неподвижный камень в руках мастера может смеяться от солнечного

тепла или страдать от зимней стужи.

Живя настоящим, преломляя современную ему действительность в

себе, в своем творчестве, художник во сто крат больше возвращает

тому обществу, в котором он живет. Изобразительное искусство,

открывая глаза человеку на красоту окружающего мира, духовно

обогащает его, углубляет его моральные и нравственные качества.

Богата талантами древняя курская земля. Среди славных сынов и

дочерей Отчизны, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю

науки и техники, искусства и культуры, немало наших земляков.

Среди них Грузинский Петр Николаевич, который родился в 1837

году в Курске, мастер батальной живописи; Константин Николаевич

Истомин, курянин, он был профессором учебных заведений

Московского художественного института им.В.И.Сурикова. Наиболее

зрелым произведением Истомина является полотно «Вузовки». Оно

было приобретено у автора для Третьяковской галереи.

Известным художником был Лев Львович Каменев, который

родился в 1833 году в Рыльске. Каменев был очень дружен с

выдающимся художником Саврасовым а также был одним из членов-

учредителей Товарищества передвижников. Он показал себя

проникновенным мастером пейзажа. Сродни народным песням и

поэзии его полотно «Зимняя дорога» - прекрасное произведение

русской живописи, по праву занимающее место в Третьяковской

галерее.

Лихин Пётр Константинович родился в 1879 году в г.Суджа. В

судьбе талантливого юноши принял горячее участие проживающий в

то время в Судже выдающийся художник М.В.Нестеров. С 1934 года

Лихин П.К. жил и работал в Курске. Его усилиями организована

Курская картинная галерея, и это он был первым её директором. В

Курской картинной галерее хранится более трех десятков работ

Лихина П.К. Среди них «Обоз», «Трутни», «Грузчики», портреты

Щепкина, Заломова, пейзажи. Художник написал несколько

произведений для Курсого краеведческого музея : портреты

передовых людей нашей области, картины из жизни Курского края.

Лиричны пейзажи , в которых Лихин П.К. воспевает красоту и

богатство родной природы.

Замечательно творчество нашего земляка, выдающегося русского

художника В.Г.Шварца положило начало национальной исторической

школы живописи.

Вячеслав Григорьевич Шварц родился в Курске в 1838 году. Он

учился в Академии художеств в Петербурге. Такие шедевры

художника как «Русский посол при дворе германского императора в

XVI веке», «Московский посольский приказ», «Патриарх Никон» -

образцы глубокого реалистического проникновения и блистательного

воссоздания исторической эпохи. При создании картины «Вешний

царский поезд во времена Алексея Михайловича» Шварц писал

образы с натуры с жителей села Белый Колодезь (Щигровского уезда,

родины художника). Из своего имения Шварц часто приезжал в

Курск, писал декорации для театра и эскизы костюмов. Умер

В.Г.Щварц в расцвете сил, когда ему исполнилось только 30 лет.

Известный художник, наш земляк, Ефим Михайлович Чепцов,

родился в 1874 году в семье крестьянина в селе Медвенка. Сначала он

учился рисованию дома, помогая отцу — маляру и иконописцу —

писать иконы. Затем он учился при Киево-Печерской лавре. Затем

поступил в Академию художеств. Чепцов обратил на себя внимание

И.Е.Репина и судьба их связывает надолго. Однажды Репин передал

курянину заказ на портрет, предложенный ему самому. Очень высоко

ценил великий живописец картины молодого художника.

После окончания Академии художеств Чепцов был послан на

остров Капри, в Италию, где познакомился с А.М.Горьким.

Но никогда не забывал Ефим Михайлович свою малую родину. Он

подолгу живет в Медвенке, пишет с односельчан бесчисленные

портреты, стараясь уловить характерное. Им он посвящает картины

«Дети в деревне», «В семье», «Слушают».

Художник хорошо запомнил напутствие великого Репина: « Не

пишите Италию, пишите Курскую губернию». В своих работах этого

времени Чепцов правдиво показывает тяжелую жизнь русского

крестьянина.

Тема любви к народу, интерес к жизни деревни (в частности,

курской) звучат во всех произведениях Чепцова : «Заседание сельской

ячейки», «Школьные работники», «Колхозные активисты».

В 1946 году он удостоен почетного звания заслуженного деятеля

искусств РСФСР, а 1948 году художник награжден двумя медалями.

Ефим Михайлович был великолепным портретистом и мастером

пейзажа. На его полотнах ярко изображена своеобразная красота

природы родного и бесконечно дорогого ему курского края.

Многие работы Чепцова, созданные им в различные периоды

творчества, экспонируются в Курской областной картинной галерее

им. Дейнеки. На Курской земле живут люди, послужившие

прототипами героев многих произведений замечательного мастера. В

селе Медвенка действует музей выдающегося земляка — художника

Е.М.Чепцова.

Творчество Александра Александровича Дейнеки принадлежит к

самым значительным явлениям советской художественной культуры.

Все оно обращено к будущему, к завтрашнему дню Родины, своего

народа. Дейнека родился в 1899 году в Курске. Его детство и

юношеские годы прошли в родном городе. Дейнека учился в

Харьковском художественном училище. Первые годы после

Октябрьской революции жил в Курске, работал инструктором

Наробразования, затем в местном отделении РОСТа, в театре.

В 1921 году он продолжает учебу в Москве, где становится одним

из самых ярких фигур советского искусства. В 1927 году А.А.Дейнека

создает свою первую, подлинно монументальную картину « Оборона

Петрограда», которая волнует до настоящего времени своей суровой

вдохновенностью.

Курские мотивы в работах Дейнеки присутствуют : они

встречаются в карандашных набросках разных лет, этюдах, в пейзаже

«Под Курском. Река Тускарь»(1940). Родной город казался тесен

человеку такого большого темперамента, каким был А.А.Дейнека.

Редким напоминанием о знакомом с детства холмистом рельефе где-

то на вторых планах его картин поднимаются по склону дома с

каменным побеленным фундаментом и деревянным верхним этажом

— характерные для застройки городских слобод и тихих улиц Курска,

например, в пейзаже из серии «Сухие листья» (1933).

В годы Отечественной войны в картинах художника звучит

героический пафос. «Оборона Севастополя» - это настоящая

«оптимистическая трагедия», гимн подвигу.

В Курск Дейнека приезжал отдохнуть, навестить родных. В 1954

году, после такого визита, он написал картину «Мать и сестра»,

изобразив ее героинь на лестнице дома — хочется думать, что именно

того родного дома, что еще до середины 70-ых годов стоял на улице

Челюскинцев, что во времена детства художника называется Лысой

Горой. Несмотря на то, что мотивы из жизни родного города не

заняли значительного места в творчестве художника, поэтические

воспоминания детства и юности вдохновляли его всегда.

Художник создает также интересные мозаичные произведения и

фрески для станции метро в Москве, для Дома Советской Армии. За

комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Хорошее

утро», «Хоккеисты» А.А.Дейнеке в 1964 году присуждена Ленинская

премия.

В автобиографическом очерке, рассуждая о роли искусства,

Дейнека высказал мысль, которая может служить наилучшей

характеристикой его творчества: «Искусство — это немного идеал,

желание большего, чем видишь, и лучшего, чем живешь».

И в наше время курская земля дарит родине великих талантливых

людей.

Творчество скульптора Вячеслава Клыкова обрело широкую

известность лишь в последние годы, хотя работает он давно. На

формирование Клыкова как художника оказали влияние разные

факторы. Он родился в крестьянской семье в с.Мармыжи Курской

области в 1939 году. Отсюда в нем крестьянская основательность,

желание во всем дойти до самой сути. Образы деревенского

детства,навсегда запавшие в память, часто возникали в его работах.

Главным своим учителем Клыков считал литературу. Не случайно

так много у него портретов и памятников, посвященных писателям,

поэтам: Пушкину А.С., К. Батюшкову, В.Хлебникову, Н.Рубцову,

В.Шукшину, В.Высоцкому, Ю.Селезневу. К литературному пантеону

Вячеслава Клыкова тесно примыкают его исторические образы. Это

как бы две ветви единого духовного древа. Среди последних работ на

историческую тему замечательные «Святые врата» для Свято-

Данилова монастыря и герб Москвы, при создании которых автор

опирался на опыт, накопленный русскими иконописцами и ваятелями.

Наибольший общественный резонанс вызвал памятник Сергию

Радонежскому, установленный в Подмосковье. Это был первый

монумент, посвященный святому в нашей, тогда еще атеистической,

стране. С этого события началась новая страница в творчестве

скульптора. Он создавал образы российских подвижников —

протопопа Аввакума, великой княгини Елизаветы Феодоровны,

ставит памятник первоучителям славянским Кириллу и Мефодию в

центре Москвы на площади Славянская.

В Коренной пустыни, святыне всей России, стоит памятник

Преподобному Серафиму Саровскому работы Вячеслава Клыкова.

В интервью, данном «Курской правде», Клыков говорил : «Связей с

родиной не терял никогда...Что мне дает родина? Пусть это и громко

звучит, но здесь я черпаю силы, здесь рождается ответственность

перед моими земляками — простыми людьми, жителями деревеньки

Мармыжи. Этот уголочек Курщины и не дает мне потеряться ни в

большом городе, ни в искусстве...

Люди повторяют землю, на которой живут, и я — не исключение».

Хочется вспомнить курских художников, которые учились и по сей

день преподают в Курском государственном университете на

художественно-графическом факультете. Это Притула Александр

Иванович («Весенние заботы» 1980 г.), Жилин Виктор Иванович

(«Портрет колхозницы Е.Ф.Дороховой» 1979 г.), Ерофеев Василий

Иванович («Курские красавицы»), Ронкин Исаак Наумович

(«Начало осенних дней»1975 г.)

Наряду с другими народными промыслами нашей страны Курский

край представляет курскую глиняную игрушку. Игрушки Курской

губернии производят очень приятное впечатление, в которых

ощущается тактичное отношение мастера к материалу, желание

выявить его естественную красоту. Сюжеты обычные: барыни,

всадники, всевозможные коньки, птицы. Здесь существует своя, не

повторяемая в других районах манера лепки человеческих фигурок,

небольших, аккуратных, изящных, даже несколько хрупких, что

довольно необычно для глиняных игрушек. В то же время курские

мастера отлично ощущают глиняную массу как материал ,

податливый для лепки.

Отчизна наша приумножится духовно и не оскудеет богатствами,

если все мы будем работать на ее укрепление и благо людей, если

каждый из нас станет возводить дом, сажать деревья, растить цветы,

украшать свою землю.

В этом прекрасном мире мы все живем рядом, и человек, чья

профессия носит гордое название «художник» - наш товарищ и друг.

Наш современник, не по залам музеев и выставок, а по самой жизни

ведет нас от явления к явлению, от события к событию, раскрывая

перед нами всю ее бесконечную красоту.

И если все мы — писатель и колхозник, художник и учитель, врач и

строитель — будем честно и ответственно выполнять свой долг —

семейный , нравственный, служебный, гражданский, - уверена. Что

большинство из проблем, которые сегодня нам докучают, отпадут, как

сухой осенний лист.

Давайте же проникнемся чувством ответственности перед собой и

окружающими, перед прошлым и будущим. И пусть восторжествует

правда — в жизни, истории, искусстве.



В раздел образования




Яндекс.Метрика