Напоминание

"Детское волонтерство как средство формирования инициативы и самостоятельности"


Автор: Подлесных Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №21
Населённый пункт: город Канск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Детское волонтерство как средство формирования инициативы и самостоятельности"
Дата публикации: 11.03.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Детское волонтерство как средство формирования инициативы и

самостоятельности"

Модернизация образования требует работать не только в режиме

функционирования, но и в режиме развития. Развиваться - это значит

применять инновационные технологии. Новизна состоит в том, что

волонтерское движение организовывается в условиях детского сада.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения

дошкольного образования:

* Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами

деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах

деятельности - игре, общении, познавательно - исследовательской

деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий,

участников по совместной деятельности.

* Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к

разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством

собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и

взрослыми, участвует в совместных играх.

* Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,

сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять

свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать

конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным

вопросам.

* Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и

исполнительные функции в совместной деятельности.

В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и

помогая младшим дошколятам, дети - волонтеры ощущают себя взрослыми, у

них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания,

общения, деятельности. Поэтому среди образовательных практик нас

заинтересовало волонтерство, которое уже показало свою жизнеспособность

и эффективность, как активная форма общения в детской среде, при которой

ребенок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов

проявления своих интересов.

Актуальность: Дошкольники живут и развиваются в совершенно новых

социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв

поколений, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно

отражаются на социализации современных детей, которая в дошкольный

период протекает интенсивно.

Технология эффективной социализации - волонтерство компенсирует

дефициты развития, поддерживает самостоятельность и инициативу.

Актуальность волонтерского движения в дошкольном учреждении,

объединяющая родителей, педагогов и детей, деятельность которых

продиктована доброй волей состоит в том, что оно приведет:

- к более эффективному формированию у дошкольников милосердия,

ответственности, самостоятельности и инициативы;

- к оптимизации детско - родительских отношений и умению работать в

команде;;

- к повышению рейтинга образовательного учреждения.

Целью технологии «Дети волонтёры»:

является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной

позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию,

гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи педагогической технологии "Дети - волонтеры" следующие:

- Развитие навыков общения в разновозрастном коллективе:

- Развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего у младших

детей:

- Создание такой ситуации, при которой формирование игровой деятельности

и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и

рассказу воспитателя.

Организация

практики

волонтерства

в

нашем

детском

саду

осуществлялась

поэтапно.

Первый

этап

можно

условно

обозначить

как

подготовительный. Задача этого этапа - изучение теоретических аспектов

детского волонтерства, проектирование организации культурной практики в

ДОУ. Для ознакомления с технологией эффективной социализации детей

дошкольного

возраста

"Дети

-

волорнтеры"

педагоги

дошкольного

учреждения прослушали авторский вебинар Н.П. Гришаевой "Современные

технологии социализации дошкольников в образовательном комплексе", был

проведен в ДОУ семинар по технологиям социализации дошкольников. Два

педагога

подготовительной

группы

выразили

желание

участвовать

организации

детского

волонтерства.

Был

составлен

проект

организации

культурной

практики

в

детском

саду,

обсудили

вопросы

курирования

практики, время в распорядке дня, наиболее удобное для посещения для

старших

и

младших

дошкольников,

организация

запуска,

содержание

и

формы детской волонтерской деятельности. Составили план деятельности

будущей

команды,

определили

ответственность

каждого

педагога

в

организации данной культурной практики.

Предпосылкой для возникновения детского волонтерства в нашей группе

стало проведение традиционной акции "Помоги пойти учиться", когда дети и

родители подготовительной группы оказали помощь семьям находящимся в

трудной жизненной ситуации, для подготовки детей в школу. В ноябре мы

провели акцию "Игрушки для малышей", где дети подготовительной группы

передали игрушки и игры, из которых они "выросли" малышам.

Запуск

детского

волонтерства

произошел

на

организационном

этапе,

задачи

которого

заключались

в

мотивировании

детей

на

волонтерскую

деятельность,

организация

команды.

Воспитателями

проводились

беседы

"Кто такие волонтеры?", "О возможности стать волонтерами для малышей".

Выяснение чем любят заниматься дети. Чему мы можем научить малышей?

Из детей, выразивших желание участвовать в волонтерской деятельности,

сформировалась команда. Важным моментом в организации волонтерского

движения считаю обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и

пойти учить других, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков.

Был разработан план с детьми волонтерами по провидению волонтерских

акций.

Совместно

с

воспитателем

дети

волонтеры

разработали

правила

команды:

-Приходя в группу поздоровайся со взрослыми и малышами.

-Доведи дело до конца.

-Обращайся к малышам спокойно, вежливо.

-Если

не

хочешь

участвовать

в

волонтерской

деятельности,

можешь

остаться

в группе.

Так

же

было

разработано

примерное

планирование

волонтерского

движения по месяцам:

Сентябрь.

Октябрь.

-Изучение

теоретических

аспектов

детского

волонтерства,

проектирование

организации культурной практики в ДОУ.

-Прослушать

авторский

вебинар

Н.П.

Гришаевой

«Современные

технологии

социализации дошкольников в образовательном комплексе»

-Семинар по технологиям социализации дошкольников

Ноябрь

-Беседа «Кто такие волонтеры?»

-Беседа «Возможно ли стать волонтерами?»

-Беседа «Чему мы можем научить малышей?»

-«День добрых дел». Поможем убрать игрушки малышам.

-Неделя «Наши игры и игрушки» - акция «Игрушки для малышей»

Декабрь- Январь.

- Оказание помощи в раздевании и одевании малышам

- Помощь в умывании детям ясельной группы

- Подарки для малышей (снежинки).

- Чтение стихов к празднику

- Неделя «Зимние забавы» – подвижные игры с детьми младших групп,

«Колядки»

Февраль – Март.

- Неделя «В здоровом теле здоровый дух» – зарядка для детей средней

группы

- Провести пальчиковые игры

- Рисуем вместе с малышами

Апрель - Май

- Неделя «Сказка вы гости к нам пришла» – рассказать сказки для

малышей

- Неделя «Космос» – рассказать детям средней группы о космосе

- Оказание помощи в организации игр с детьми младших групп

Следующий

этап

-

практический.

На

этом

этапе

реализовались

конкретные дела волонтерской команды.

Волонтерские акции проходили в нашем образовательном учреждении

регулярно, они связаны с комплексно - тематическим планированием. Первая

акция "Игрушки для малышей", где дети подготовительной группы передали

игрушки и игры, из которых они "выросли" малышам. Вторая акция прошла в

неделю "Зимние забавы" и волонтеры подготовительной группы вместе с

детьми второй младшей группы проводили подвижные игры на прогулках.

На

праздник "Коляда"

одевшись в традиционные для ряженых костюмы, ходили

колядовать по младшим группам детского сада. В неделю "В здоровом теле

здоровый дух" Милана Железнова провела зарядку для детей средней

группы. В неделю "Сказка в гости к нам пришла", дети волонтеры

рассказали во второй младшей группе русскую народную сказку "Колобок". В

неделю "Космос" Артем Романенко показал презентацию и рассказал о

космосе для детей средней группы. Волонтеры стали регулярно ходить к

малышам, где помогали раздеваться, одеваться, играли с ними, рисовали.

Обязательным

условием

данного

этапа

является

обсуждение

волонтерской

деятельности в группе после посещения малышей. Из всех

детей подготовительной группы, в которой организована команда волонтеров,

50% детей попробовали свои силы в детской волонтерской деятельности.

Получены положительные эффект от волонтерства:

- Волонтерство помогло детям освоить основную компетенцию, без которой

человек не может жить - коммуникативную.

- Дошкольники научились вступать в контакт, высказывать свою точку

зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести

дискуссию, стали готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в

различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. У них

отмечены более развитые коммуникативно - речевые умения и навыки.

- Волонтеры осознают свою важную миссию - считают себя старшими

помощниками, готовыми прийти на помощь младшим во всех режимных

моментах в течении дня. Тем самым они получили отличную возможность

почувствовать себя взрослыми и нужными.

- Наши дети уже понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым,

терпеливым и ответственным.

- Педагоги учат дошкольников проявлять инициативу, затем у них

формируется потребность в её проявлении по выбору мероприятий и их

количеству.

- Педагоги и родители, объединив усилия, по воспитанию у детей

милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности - повысили свою

педагогическую компетентность.

Для детей раннего возраста: дети стали больше говорить, охотнее стали

идти на контакт со старшими детьми, с удовольствием слушают сказки,

потешки, песенки. Стали употреблять в речи больше сложных предложений,

задавать много вопросов "Почему?", "Зачем?", "Где?".

Выходя из стен детского сада, наши дети, не только узнали о таком

благородном и нужном движении как волонтерство, но и сами в нем

поучаствовали. Надеюсь, что в будущем это оставит отпечаток в сознании у

детей, как желание помогать другим людям безвозмездно.

Анализируя опыт образовательной практики - волонтерское движение,

планируем в дальнейшем продолжить работу над обогащением и

тиражированием опыта. А также немаловажно, чтобы с каждым годом вновь

приходящие дети из младших дошкольников в волонтерский отряд более

коммуникабельны, с хорошей познавательной базой и знакомыми с

сущностью работы волонтера. Считаем, что главный ресурс технологии

волонтерства - это создание оптимальной социальной ситуации развития

дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового,

познавательного, социального) от старших к младшим и развитие

инициативы и самостоятельности в естественной среде.

Опыт работы в этом направлении оцениваю как положительный,

показывающий эффективность, многофункциональность используемых форм

и возможность их применения. Волонтерское движения - гарантия того, что

наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на

бескорыстную помощь ближнему.

Литература:

1. Н.П.Гришаева Современные технологии эффективной социализации

ребёнка в дошкольной образовательной организации. - М.: Вентана - Граф,

2015. - 184 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования - М: УЦ Перспектива, 2014. - 32 с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика