Автор: Чекалова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №8
Населённый пункт: г. Морозовск, Ростовская область
Наименование материала: проект
Тема: "Моя семья"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№8 комбинированного вида города Морозовска
Проект
в средней группе
МБДОУ д/с № 8
«Моя семья»
Разработчики: Чекалова Т.В.
2018 год
Название проекта: «Моя семья»
Актуальность:
Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет
сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в
семье ребенок — будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия
членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой
первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения
и навыки жизни в обществе.
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных
ценностей, пропаганде здорового образа жизни. Очень важно, в эпоху инновационных
технологий,
огромного
потока
информации,
не
утратить
связь
между
поколениями.
Укреплению
родственных связей способствует совместный досуг, а также совместное
творчество, результаты которого можно продемонстрировать в детском саду, поделиться
опытом
с
другими
участниками
образовательного
процесса
и
что-то
взять
себе
на
вооружение.
Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии,
имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и
обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в
семье.
А
семья
для
малыша
–
это
мир,
в
котором
закладываются
основы
морали,
отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы.
Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и
остается
жизненно
необходимой
средой
для
сохранения
и
передачи
социальных
и
культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Цель: Воспитание любви и уважения к своим родным, к членам своей семьи, как к людям,
которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких. Воспитание у
детей чувства долга перед семьей. Ознакомление детей со значением слов «герб моей
семьи».
Задачи:
-Расширять представления детей о семье;
-Обогащать словарный запас терминами родства;
-Воспитывать уважительное отношение ко всем членам своей семьи;
-Воспитывать уважение к труду взрослых;
-Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком
в условиях семьи и детского сада.
Ожидаемые результаты: Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях.
Проявление уважение и забот ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-
ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в
жизни каждого человека.
Тип проекта: творческий, групповой, семейный.
Участники проекта: дети средней группы, родители, педагогический коллектив.
Срок реализации проекта: среднесрочный.
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности: 2 месяца
Реализация проекта по этапам:
Этапы
Название мероприятия
Форма проведения
Участники
1 этап
Подготовител
ьный
Опрос детей: «Что я знаю о семье?»
-рассматривание фотографий детей,
родных и близких, иллюстраций,
открыток
2 этап
Основной
1. «Моя дружная семья»
Рассматривание семейных фото.
2. «Как мы отдыхаем»
3.«Я и моя семья»
4.«Наши имена и фамилия»
5.«Синяя чашка» М, Матвеева
6. «Собери семью вместе»
7. «Семья»
8. «Моя рука - моя семья»
9. Изготовление подарков ко дню
«Святого Валентина»
10. «Всей семьей на отдых»
Беседа
Беседа
Занятие
Занятие
ЧХЛ
Дидактическая игра
Сюжетно-ролевая игра
Рисование по шаблону
карандашами
Аппликация
Фотовыставка
Коллективный отдых
Дети
Воспитател
и
Родители
1. «Моя мама лучше всех»
2. «Все работы хороши»
Знакомство с профессией мамы
3. З.Александрова “Посидим в
тишине»;
«Мамина работа» Е. Пермяк
4.
«
Дочки-матери»
5. «Назови, как тебя мама ласково
называет?»
6. «Для любимой мамочки испеку
два пряничка» - изготовление
печенья из солёного теста для игры
«Дом»
Беседа
Занятие
Заучивание
стихотворения
ЧХЛ
Сюжетно-ролевая игра
Дидактическая игра
Лепка
Дети
Воспитател
и
Родители
7.Изготовление подарка для мамы
«Фиалка»
8. «Мамины косички»
9. «Портрет моей мамы!»
10.«У моей мамы золотые руки!»
Аппликация
Конструирование
Выставка рисунков
Конкурс: изготовление
книжек малышек «Моя
мамочка»
1. «Папа может всё, что угодно»
2. «Как мы идем с папой в детский
сад»
3. «Все работы хороши» Знакомство
с профессией папы
4. «Кому что нужно для работы»
5. Пермяк «Для чего руки нужны»
6. «Папины помощники»
7. Изготовление подарка для пап
«23 февраля»
8. «Мой папа-защитник Отечества»
«Роль отца в воспитании детей»
9. «Путь от дома до дет.сада»
Беседа
Беседа
Занятие
Дидактическая игра
ЧХЛ
Сюжетно-ролевая игра
Аппликация
Конкурс рисунков
Консультация
для
родителей
Составление плана-
схемы от дома до
детского сада.
Дети
Воспитател
и
Родители
1. «Мои брат и сестра»
2. Как можно порадовать младших
сестер и братьев
3. «Взрослые и дети»
4. В. Драгунский: «Моя сестренка
Ксения», В. Осеева: «Сыновья»
5. «Три медведя»
6. «Раз, два, три, четыре. Кто живет
у нас в квартире?».
7. «Мамины помощники»
8. «Мебель для дома»
9. «Мама, папа, я – счастливая
семья или незабываемый
выходной».
Беседа
Беседа
Занятие
ЧХЛ
Чтение и драматизация
сказки
Словесная игра
Сюжетно-ролевая игра
Строительные игры
Консультация для
родителей
1. «Кто они такие бабушка и
дедушка»
2. «Бабушкин сундучок»
3. « В гостях у бабушки»
4. Э. Машковская "Про бабушку"
«Старый дед и внучек» Л.Толстой
5.«Маша и медведь»
6. «Родственные отношения»
7. «В гости к бабушки и дедушки»
Беседа
Тематическое занятие
Занятие
ЧХЛ
Развлечение:
Театрализация по сказкам
Дидактическая игра
(Приложение №1)
Сюжетно-ролевая игра
Конструирование
Дети
Воспитател
и
9. «Заборчик для лошадей»
10. «Мои любимые бабушка и
дедушка»
Выставка рисунков
Памятка для бабушек по
воспитанию внуков
(приложение №2)
1. «Что такое генеалогическое древо
моей семьи»
2. Герб моей семьи
Составление рассказа на тему:
«Выходной день в моей семье»
3. «Мебель для моей семьи (стол и
стулья)»
4. Сказка: «Гуси-лебеди»
Заучивание пословиц и поговорок о
семье, дружбе
5.
«Подбери наряд кукле»
6. «Дом»
7. «Тайна моего имени»
8. «Мои добрые поступки».
9.«Дом, в котором я живу!»
10. «Генеалогическое древо семьи»
«Герб нашей семьи!»
Беседа
Беседа
Занятие
Лепка
ЧХЛ
Дидактическая игра
Сюжетно-ролевая игра
Папка-передвижка
Стенд
Выставка рисунков
Выставка древо семьи
Семейный конкурс
Консультация «Что такое
генеалогическое древо?»
Дети
Воспитател
и
Родители
3 этап
Заключительн
ый
Рассказ детей о гербе семьи и о
генеалогическом древе
«Я - моя семья»
Распространение опыта работы по
теме среди педагогов ДОУ и на
личном сайте
Оформление семейного
альбома
Родительское собрание
Презентация
Дети
Воспитател
и
Родители
* «Моя рука - моя семья» Рисование по шаблону карандашами
Изготовление подарков ко дню «Святого Валентина»
* «Всей семьей на отдых» Фотовыставка Коллективный отдых
* «Фиалка» Изготовление подарка для мамы
* «Портрет моей мамы!» Выставка рисунков
* «У моей мамы золотые руки!» Конкурс: изготовление книжки- малышки «Моя
мамочка»
* «23 февраля» Изготовление подарка для пап
* «Роль отца в воспитании детей» Консультация
для родителей
* «Мой папа-защитник Отечества» Конкурс рисунков
* «Путь от дома до детского сада» Составление плана-схемы от дома до детского сада.
* «Мама, папа, я – счастливая семья или
незабываемый выходной» Консультация
для родителей
* «Мои любимые бабушка и дедушка» Выставка рисунков
* «Тайна моего имени» Папка-передвижка
* «Дом, в котором я живу!» Выставка рисунков
* «Генеалогическое древо семьи» Выставка древо семьи
* «Герб нашей семьи!» Семейный конкурс
* «Что такое генеалогическое древо?» Консультация для родителей
Используемая литература:
1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера,
2005.
2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007.
3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.
4. По программе М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой «Развернутое
перспективное планирование средней группы»
5. О.Н.Козак «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет»
6. Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
7. По программе М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой «Комплексные занятия 2
младшая группа»
8. Дронь А. В., Данилюк О. Л. «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников», СПб:
ООО «Издательство Детство – пресс», 2008.
9. Хрестоматия для чтения М., «Просвещение»
Приложение 1
Дидактическая игра: «Родственные отношения»
Дидактическая задача – разложить картинки по возрасту ее персонажей (дочка, старший
брат, мама, папа, бабушка, дедушка, прадедушка, прабабушка)
Методические рекомендации. Целесообразно предварительно договориться, что в семье
папа чаще бывает хотя бы ненамного старше мамы.
Приложение 2
Памятка для бабушек по воспитанию внуков
Памятка с рекомендациями по воспитанию внуков.
• слушайте своих внуков, не перебивайте их, вникайте в интересующие детей вопросы и
проблемы.
• помогайте всем, чем только можно деньги-наименьшее, что можно дать близким, но
иногда они очень важны.
•
интересуйтесь
друзьями,
подругами
своих
внуков
попытайтесь
понять,
чем
они
привлекательны, отметьте их лучшие качества.
• выполняйте свои обещания, не откладывая их в долгий ящик и не надеясь, что внуки
забудут о них.
• помните: главные воспитатели-родители, а бабушки и дедушки имеют лишь право
совещательного голоса.
• обращайте внимание на хорошие качества внуков, и их станет больше.
• умейте планировать радость, помните: нет ничего лучше искреннего детского смеха,
детской непосредственности, детской любви.