Автор: Краснова Наталья Владимировна
Должность: логопед
Учебное заведение: БУ "Реабилитационный центр "Детство"
Населённый пункт: город Нефтеюганск, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие мелкой моторики у детей с интеллектуальными нарушениями"
Раздел: среднее профессиональное
Развитие мелкой моторики
у детей с интеллектуальными нарушениями.
Подготовила: логопед Н.В.Краснова
Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей
является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной
систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и
пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин
ловкость. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от
примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений
Нарушение интеллекта у ребенка в большинстве случаев сочетается с недостаточным развитием
двигательной сферы, что отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности в целом.
Развитие моторики предполагает коррекцию элементарных общих и тонких моторных способностей,
которыми дети с интеллектуальными отклонениями самостоятельно овладеть не могут; исправление
неправильных двигательных образцов; формирование произвольности и целенаправленности движений;
развитие некоторых основных двигательных качеств.
Базовые
«схемы-движения»
обеспечивают
психофизиологические
основы
любого
действия:
видения, слышания, говорения, письма, чтения. С учетом этого положения одной из важных задач
развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем
координации движений (рука — зрение, зрение — слух, рука — зрение — слух, слух — речь и др.),
способствующих
установлению
связей
между
умениями
видеть,
слышать,
чувствовать,
двигаться,
говорить. Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит,
систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения
работоспособности головного мозга.
И так для
развития мелкой моторики у детей с интеллектуальными нарушениями полезны
упражнения на сортировку бусинок, пуговок, катание между ладонями деревянных, пластмассовых,
резиновых мячей с шипами, работа с мелким конструктором, пазлами и др. Простые движения помогают
убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Кисти рук
постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Для проведения игр и упражнений по развитию моторики следует иметь:
— разнообразные мелкие предметы (пуговицы, бусинки, камешки, зерна, орешки, скрепки канцелярские,
кнопки и др.) и различные коробки, банки, лотки для их раскладывания;
— свободные катушки для наматывания на них ниток, веревочек, проволочек;
— дощечки и игрушки-шнуровки «Чудо-пуговица» с множеством отверстий для сшивания и вышивания
шнуром;
— различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы;
— наборы веревочек и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения
косичек, завязывания бантов;
— наборы пластмассовых или деревянных палочек, разноцветные прищепки;
— различные виды мозаики, конструкторов, пазлы.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Упражнения на развитие статической координации движений.
«Гнездо» — пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать
внутрь ладоней.
«Фонарики» — руки поднять вверх, кисти рук опустить, опущенные пальцы раздвинуть, тянуть вниз,
имитируя форму фонарика.
«Замок» — соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить.
Упражнения на развитие динамической координации движений.
«Пальцеход» — на плотном ковролине нашито 20 пуговиц — по 10 в 2 ряда. Ребенок нажимает
указательными пальцами обеих рук на пуговицы, имитируя ходьбу.
«Соревнования по бегу» — средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук
изображают ноги бегунов (на столе)
Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.
«
Кулак — ладонь» — поочередное выполнение движений обеими руками,
«Сжимание и разжимание кистей рук» — поочередное выполнение движений обеими руками
одновременно.
«Кольцо — зайчик» — переходы из одной статической позы в другую; выполняются поочередно
каждой рукой, а затем обеими руками вместе.
«Барабанщик» — ребенок барабанит всеми пальцами обеих рук по столу
.
Упражнения с предметами.
—
вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой;
— нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин;
— сортировка бобов, фасоли, гороха;
— застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
— завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;
— доставание бусин ложкой из стакана;
— надевание и снимание колечка (массаж пальца);
— комканье платка, бумаги;
— прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;
— перебирание четок или бус руками;
— нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне», наполненном горохом и фасолью, в
пластиковых ведрах или тазиках;
— сжимание и разжимание эспандера;
— катание мячей-ежиков (с шипами).
Упражнения для расслабления рук.
Массаж подушечек пальцев рук и фаланг пальцев (от ногтевых фаланг к основаниям пальцев),
потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны с речевым стихотворным сопровождением,
так как стихи, сопровождающие упражнения, — это та основа, на которой формируется чувство ритма.