Напоминание

"Развитие мелкой моторики у детей с интеллектуальными нарушениями"


Автор: Краснова Наталья Владимировна
Должность: логопед
Учебное заведение: БУ "Реабилитационный центр "Детство"
Населённый пункт: город Нефтеюганск, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие мелкой моторики у детей с интеллектуальными нарушениями"
Дата публикации: 13.03.2018
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Развитие мелкой моторики

у детей с интеллектуальными нарушениями.

Подготовила: логопед Н.В.Краснова

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей

является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной

систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и

пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин

ловкость. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от

примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений

Нарушение интеллекта у ребенка в большинстве случаев сочетается с недостаточным развитием

двигательной сферы, что отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности в целом.

Развитие моторики предполагает коррекцию элементарных общих и тонких моторных способностей,

которыми дети с интеллектуальными отклонениями самостоятельно овладеть не могут; исправление

неправильных двигательных образцов; формирование произвольности и целенаправленности движений;

развитие некоторых основных двигательных качеств.

Базовые

«схемы-движения»

обеспечивают

психофизиологические

основы

любого

действия:

видения, слышания, говорения, письма, чтения. С учетом этого положения одной из важных задач

развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем

координации движений (рука — зрение, зрение — слух, рука — зрение — слух, слух — речь и др.),

способствующих

установлению

связей

между

умениями

видеть,

слышать,

чувствовать,

двигаться,

говорить. Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит,

систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения

работоспособности головного мозга.

И так для

развития мелкой моторики у детей с интеллектуальными нарушениями полезны

упражнения на сортировку бусинок, пуговок, катание между ладонями деревянных, пластмассовых,

резиновых мячей с шипами, работа с мелким конструктором, пазлами и др. Простые движения помогают

убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Кисти рук

постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Для проведения игр и упражнений по развитию моторики следует иметь:

— разнообразные мелкие предметы (пуговицы, бусинки, камешки, зерна, орешки, скрепки канцелярские,

кнопки и др.) и различные коробки, банки, лотки для их раскладывания;

— свободные катушки для наматывания на них ниток, веревочек, проволочек;

— дощечки и игрушки-шнуровки «Чудо-пуговица» с множеством отверстий для сшивания и вышивания

шнуром;

— различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы;

— наборы веревочек и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения

косичек, завязывания бантов;

— наборы пластмассовых или деревянных палочек, разноцветные прищепки;

— различные виды мозаики, конструкторов, пазлы.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Упражнения на развитие статической координации движений.

«Гнездо» — пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать

внутрь ладоней.

«Фонарики» — руки поднять вверх, кисти рук опустить, опущенные пальцы раздвинуть, тянуть вниз,

имитируя форму фонарика.

«Замок» — соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить.

Упражнения на развитие динамической координации движений.

«Пальцеход» — на плотном ковролине нашито 20 пуговиц — по 10 в 2 ряда. Ребенок нажимает

указательными пальцами обеих рук на пуговицы, имитируя ходьбу.

«Соревнования по бегу» — средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук

изображают ноги бегунов (на столе)

Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.

«

Кулак — ладонь» — поочередное выполнение движений обеими руками,

«Сжимание и разжимание кистей рук» — поочередное выполнение движений обеими руками

одновременно.

«Кольцо — зайчик» — переходы из одной статической позы в другую; выполняются поочередно

каждой рукой, а затем обеими руками вместе.

«Барабанщик» — ребенок барабанит всеми пальцами обеих рук по столу

.

Упражнения с предметами.

вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой;

— нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин;

— сортировка бобов, фасоли, гороха;

— застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;

— завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;

— доставание бусин ложкой из стакана;

— надевание и снимание колечка (массаж пальца);

— комканье платка, бумаги;

— прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;

— перебирание четок или бус руками;

— нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне», наполненном горохом и фасолью, в

пластиковых ведрах или тазиках;

— сжимание и разжимание эспандера;

— катание мячей-ежиков (с шипами).

Упражнения для расслабления рук.

Массаж подушечек пальцев рук и фаланг пальцев (от ногтевых фаланг к основаниям пальцев),

потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны с речевым стихотворным сопровождением,

так как стихи, сопровождающие упражнения, — это та основа, на которой формируется чувство ритма.



В раздел образования




Яндекс.Метрика