Напоминание

Педагогический пробег "Игровые приемы помогающие реализовать индивидуальный подход в физическом воспитании дошкольника"


Автор: Петина Татьяна Николаевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №8 "Земляничка"
Населённый пункт: г.о. Озёры, Московская область
Наименование материала: мастер - класс
Тема: Педагогический пробег "Игровые приемы помогающие реализовать индивидуальный подход в физическом воспитании дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогический пробег «Игровые приемы помогающие реализовать индивидуальный подход в

физическом воспитании дошкольника»

Инструктор: Мы знаем, что движение – это жизнь, поэтому я вас приглашаю вместе со мной

совершить педагогический пробег на тему ««Игровые приемы помогающие реализовать

индивидуальный подход в физическом воспитании дошкольника»

Сегодня рассмотрим несколько игровых приемов, которые я использую во время утренней

гимнастике, развлечений, проведения подвижных игр, при ходьбе на лыжах, на занятиях: во время

общеразвивающих упражнений, основных движений,

Т.к. движение- это жизнь, предлагаю всем поиграть.

На доске расположены карточки с надписью станций. Переворачиваю первую карточку.

1 Звучит колокольчик. Станция «Подвижные игры»

1.1. Приглашаю взрослых поиграть, упражнение «Кто дольше всех отобьет мяч?», тот и будет

водящим в подвижной игре.

Задачи. Закрепить навык отбивания мяча на месте; развивать крупную и мелкую моторику рук,

ловкость.

Атрибуты. Мячи по количеству взрослых.

Ход выполнения упражнения

Все взрослые одновременно начинают отбивать мяч. Допустивший ошибку (потерял мяч, поймал мяч

двумя руками, сошел с места), выбывает из игры. Водящим выбирают человека, который дольше всех

отбивал мяч на месте. При повторении игры выбирают нового водящего; при этом упражнение выполняют

или другой рукой, или двумя руками, или попеременно правой и левой рукой. Дети, имеющие высокий

уровень индивидуальных возможностей в развитии данного навыка, выполняют задание с усложнением: с

мячом меньшего размера, стоя на коленях, отбивая мяч в горизонтальный обруч и др.

Методические указания.

Добиваться

качества выполнения упражнения, следить за осанкой и

постановкой кисти.

Инструктор: Все дети любят играть в подвижные игры, и все хотят быть водящими. Как быть? Кого

выбрать? Предлагаемый мною прием поможет решить эту проблему, а также закрепить двигательные

навыки детей и повысить моторную плотность занятия. Использование игровых приемов на занятии

позволяет мне планировать разные виды двигательной деятельности с учетом их интенсивности и

сложности, а также обеспечить активный отдых за счет рационального распределения мышечной нагрузки.

Используя игровые приемы, я могу дифференцировать игровые задания с учетом индивидуального уровня

развития ребенка и зоны его ближайшего развития.

Как можно еще выбрать водящего?

- с помощью считалочки, загадки и других физических упражнений «Кто дольше всех прокрутит

обруч», здесь происходит случайный выбор водящего. А еще можно по описанию, когда я даю описание

малоактивного ребенка, он становится тоже водящим, чтобы повысить его самооценку, значимость в

соответствующей группе.

1.2 Вы отбили дольше всех мяч, поэтому будите водящим в игре «Дед Мазай и зайцы»

Сохранению высокой работоспособности на протяжении всего двигательного процесса

способствует правильное сочетание нагрузки и активного отдыха: упражнения высокой

интенсивности чередуются с упражнениями низкой и средней интенсивности. Так, выбывающие из

игры дети не сидят на скамейке запасных, а продолжают активно двигаться, включая в работу другие

мышцы и решая другие задачи в индивидуальном порядке. Группа детей играет под моим

руководством в какую-нибудь игру, сопровождающуюся выбыванием пойманных игроков.

Пойманные дети выбывают из игры и уже с воспитателем выполняют упражнения для

профилактике осанки, плоскостопия и т.д. Воспитатели и дети знают, что данном месте лежат

предметы для индивидуального использования.

Таким образом, тренировка физических качеств в игре чередуется с совершенствованием

двигательных навыков и умений в процессе активного отдыха. В результате удовлетворяется

биологическая потребность детей в движении, повышается плотность двигательного процесса,

эффективно чередуются моменты напряжения и расслабления мышц, регулируется темп и про-

должительность выполнения упражнений.

1. Профилактика плоскостопия

Задача. Укреплять мышцы стопы. Атрибуты. Массажеры, кубики, обручи, ленточки, шнуры,

платочки.

Ход выполнения

Дети играют в игру большой подвижности с выбыванием проигравших, которые выполняют

следующие упражнения:

• массаж стоп с помощью массажера или массажных мячей ; перекладывание шнуров, ленточек,

платочков каждой ногой.

Методические указания. Четко продумать двигательные зоны, следить за осанкой детей,

правильным хватом предметов, сменой ног.

2. «Веселая скакалка»

Задачи. Укреплять мышечный корсет; способствовать формированию правильной осанки; закреплять

навыки в прыжках через скакалку; развивать выносливость, координационные способности.

Атрибуты. Длинная или короткая скакалка.

Ход выполнения

Дети с воспитателем играют в подвижную игру с выбыванием игроков, которые продолжают

двигаться, закрепляя навыки прыжков через скакалку с инструктором. При повторении игры дети

закрепляют другие навыки в прыжках через скакалку.

Методические указания. Следить за осанкой, мягким приземлением, техникой безопасности, четко

планировать зону для игр и прыжков.

Вывод: при организации подвижных игр я поделилась своими приемами дифференцированного

подхода такими как: выбор водящего, приемы занятости детей выбывших из подвижных игр.

Продолжаем педагогический пробег

2. Звучит колокольчик. Станция «Утренняя гимнастика»

Индивидуально дифференцированный подход во время утренней гимнастики можно осуществлять

разными способами. Я хочу остановиться на одном из приемов, который применяю в своей практике.

Это работа с малоуспешными детьми в физическом воспитании. Дети с низким уровнем

физического развития имеют различные причины, одна из которых является избыточный вес.

Подробнее хотела бы показать, как я осуществляю дифференцированный подход к детям с

повышенным весом. Проблема избыточного веса в настоящее время очень актуальна. Это

обусловлено, с одной стороны, постоянным увеличением числа детей с этой патологией, а с другой -

недостаточно серьезным отношением взрослых к избыточной массе тела ребенка по отношению к его

возрасту и росту. У детей многое не получается. У них может быть понижена самооценка, дети

становятся закомплексованными. К таким детям я использую индивидуальный подход, во время

проведения утренней зарядки они выполняют показ простых физических упражнений то, что у них

получается, чтобы ребята чувствовали себя на уровне со всеми. Сейчас предлагаю посмотреть мини

фрагмент утренней зарядки, где дети с повышенным весом показывают физические упражнения.

(Видео) Дети с повышенным весом довольно хорошо выполняют физические упражнения. Для

таких детей очень важна положительная оценка качества выполнения физических упражнений,

похвала. Я вам предлагаю перечень физических упр. для детей с завышенным весом, ожирением.

3. Звучит колокольчик. Станция « Физкультурное занятие»

Важно осуществлять дифференцированный подход не только к детям испытывающим

трудности в физическом развитии, но и учитывать индивидуальный подход к детям с высоким

уровнем развития. Я поподробнее хочу поговорить именно об этом на данной станции.

Это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том

или ином виде деятельности. У нас есть дети с высоким уровнем развития в области физического

воспитания.

Для правильного демонстрирования основных видов движений во время проведения занятия

подготовленный ребенок выполняет показ. Сейчас я хочу остановиться на отдельных видах основных

движений.

Фото 1. Ходьба по скамейке

Как я уже говорила, сначала идет индивидуальная работа, обязательно должна быть страховка

взрослого, отрабатываем ходьбу по скамейке. В процессе упражнений на равновесие, я учу ребенка

сохранять правильное положение туловища, головы, действовать уверенно. На занятии

подготовленный ребенок показывает детям правильность выполнения одного из вида основного

движения.

2.Ходьба по степам.

Слежу за правильным положением головы и рук. Чтобы стопа ребенка наступала полностью на

середину поверхности, чтобы правильно выполнял спуск.

3. Ползанье по скамейке

Выполняется упражнение с помощью рук. Правильный захват руками позволяет ребенку подтягивать

свое тело. Ноги находятся вместе, голова приподнята.

4.Пролезание в обруч.

Пролезание в обруч может быть разным способом. На фото видите пролезание боком. Сначала

переставляется нога через обруч, затем тяжесть тела переносится на эту ногу и приставляется

другая нога.

5. Лазанье по шведской стене.

Сначала идет индивидуальная работа. Переход с одного пролета на другой приставным шагом.

Следим за стопой, чтобы рейка находилась по середине стопы, руки держали рейку в «замок».

6.Прыжки боком с продвижением вперед.

Девочка выполняет прыжки легко, мягко приземляясь, ноги вместе, колени слегка согнуты, руки на

поясе.

Все виды прыжков требуют высокой координации движений. Особенно прыжки, связанные с

преодолением препятствий.

Вывод: на физкультурном занятии от начала до конца осуществляется индивидуальный подход, но

сейчас я остановилась на дифференцированном подходе к детям с высоким уровнем развития.

4.Станция «Кружок «Крепыш»

Я провожу занятия в кружке «Крепыш», веду работу с часто болеющими детьми по профилактике

плоскостопия, нарушения осанки.

Все упражнения, которые мы проводим на физкультурном занятии решают определенную цель,

профилактика данных заболеваний. (показ). На занятии кружка особенно ярко проявляется

осуществления дифференцированного подхода , если на физкультурном занятии не всегда можно

разделить на подгруппы, то на занятии кружка это допустимо. Чтобы занятия проходили более

интересно использую разнообразное оборудование. На современном этапе существует много

готового оборудования и того, который можно сделать своими руками. Давайте поработаем в

группах.

(Стулья команд стоят подальше друг от друга. Делю присутствующих на 3 команды.) Со стола вы

берете карточки с определенным видом оборудования. Задача каждой группы: подобрать

оборудование, которое поможет решить вашу задачу ( целлофановые пакеты, степы, пластмассовые

бутылки, цветные палочки, обои, бумажные колпачки, пластмассовые стаканчики, тетрадный лист,

крышки от бутылок , тренажер «Диск здоровье», ролик гимнастический , массажные мячи, мячи

«Хопы») Помимо оборудования, которое представила я , вы можете добавить и что-то свое, на столах

имеются пустые карточки.

Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Вывод: я вам предлагаю интересные упражнения на степах для профилактики плоскостопия,

упражнения с ЧБД.

5. Станция «Точечная работа»

Каждый год мы проводим диагностику физического развития ребенка. Которую используем для

оценки исходного развития каждого ребенка с тем, чтобы определить оптимальную для него

«ближайшую» зону развития, функций организма и двигательных навыков. При проведении

диагностики в каждой группе выявляются дети с лучшим результатом выполнения физического

упражнения.

Так же совместно с медицинской сестрой, воспитателями проводим день диагностики,

регулирования и коррекции. Если в ходе диагностики я смотрю, насколько правильно ребенок

выполнил упражнения. То в процессе ДРК я ставлю перед собой несколько иные задачи: выявить

уровень развития ловкости, гибкости, выносливости. По результатам диагностики и ДРК я создала

папку «Спортивные рекорды группы», где отмечаем самых лучших детей, которые достигли самых

наилучших результатов в отдельных видах спорта. У детей возникают вопросы, кто сделал лучше

всех, чтобы ознакомить с результатом не только детей , но и родителей, я изготовила такую папку. Я

выделила следующие номинации спортивных достижений , во 2 мл группе номинации

В средней, все эти категории обязательно берутся, но и добавляются новые, такие как

Самый быстрый-

Лучший в прыжках в длину-

Лучший в метании в даль –

Лучший в метании набивного мяча-

Лучший в прыжках в высоту -

Самый гибкий –

Самый выносливый –

Зачем я это делаю? Поднять самооценку ребенка. Идея создания книг рекордов группы заключается в

том, чтобы для каждого ребенка найти ту категорию, в которой он должен быть лучше, если не в

спорте, то в интеллектуальном развитии, в особенности его внешности, активности.

6. Станция «Физкультурное занятие на свежем воздухе»

В соответствии с САНПИН я провожу третье занятие на свежем воздухе. Игровая форма проведения

занятий на воздухе способствует тому, что в процессе игры дети проявляют интерес и творчество,

быстрее усваивают правила. На этой станции мне хотелось поделится с вами тем, как я осуществляю

дифференцированный подход, оценивая двигательную активность (ДА) каждого ребенка.

Оценивая ДА детей можно выделить три уровня ее развития.

Наибольший процент среди дошкольников всех возрастов составляют дети со средним уровнем ДА.

Они охотно выполняют разнообразные движения

Дети со средним уровнем ДА (55%) достаточно уравновешенны, активны, подвижны и

самостоятельны. Но и им не всегда удается правильно выполнить задание, так как они поглощены

самим процессом движений, их эмоциональной стороной.

Дети с высоким уровнем ДА (17%) гиперподвижны, легковозбудимы, имеют разные нарушения в

психофизическом развитии. Для них характерны действия высокой интенсивности, что мешает им

быть внимательными и правильно выполнять двигательные задания А их самостоятельная ДА

однообразна.

Дети с низким уровнем ДА (28%) малоподвижны, отличаются плохоразвитой моторикой, часто

болеют. Им присущи неуверенность в своих движениях, неустойчивость эмоционального тонуса.

Такие дети особенно нуждаются в помощи взрослого, его поощрении и поддержке.

Таким детям очень полезны игры-упражнения средней и низкой интенсивности, способствующие

развитию памяти, концентрации внимания и удовлетворению биологической потребности ребенка в

движении.

Гипервозбудимым детям необходимо давать больше игровых упражнений, включающих

двигательные задания на развитие глазомера и точности выполнения действий. Психомоторное

воспитание детей этой категории во время игровой деятельности должно быть направлено на

нивелирование нарушений двигательной координации, а также на улучшение показателей психи-

ческих процессов и моторной сферы.

Учитывая особенности каждого ребенка, я планирую занятия на воздухе с подбором упражнений

как для гиперактивных детей, так и для малоподвижных.

Дифференциация детей с разными уровнями двигательной активности.

Гиперактивные дети:

(Предлагаем игровые упражнения)

*прокатывание обруча, мяча с попaданием в воротики;

*метание разных предметов в цель (щит, корзину);

* бросать и ловить мяч из разных положении;

*бросок набивных мячей (массой до 1 кг) разными способами: снизу, от груди, из-за головы;

*метание предметов вдаль;

* игры: городки, кольцеброс, серсо.

* ходьба по буму, наклонной доске, шнуру, прямо и боком, приседая и делая повороты;

* ходьба с закрытыми глазами,

*стояние на одной ноге («ласточка»).

Малоподвижные дети:

игры и упражнения на развитие скорости движений и выносливости («Юла», «Волчок», «Догони

обруч»; «Прыгни и повернись»

На свежем воздухе мы занимаемся круглый год, но такое время года как зима предоставляет

естественные условия для организации ДА детей. На зимней площадке, покрытой снегом, можно

проводить игры, включающие разнообразные движения (ходьба, бег, кружение, прыжки, бросание

снежков и т.д.) Большую радость доставляет детям ходьба на лыжах. В работе с детьми младшего

дошкольного возраста можно использовать разнообразные формы обучения ходьбе на лыжах ,

индивидуальные и групповые. Как результат наших занятий дети старшей и подготовительной

группы вместе с воспитателями подготовили газеты. Вы видите, что дети старшей группы катаются

на участке в детском саду, а дети подготовительной группы выходят в лес, где мы совершаем мини –

марафоны, катаемся с горы. Я думаю газеты, которые подготовили творческие коллективы старшей и

подготовительной групп, вдохновят вас для того, чтобы и мы с вами выпустили газеты по итогам

педагогического пробега.

Рефлексия: вам тоже предлагаю изготовить газету под названием «Педагогический пробег по

нашему сегодняшнему занятию»



В раздел образования




Яндекс.Метрика