Автор: Доос Лидия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №6 "Сказка"
Населённый пункт: город Барабинск Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста."
Раздел: дошкольное образование
Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой
моторики рук детей раннего возраста.
Детский
рисунок,
процесс
рисования
–
это
частица
духовной
жизни
ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а
живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой
красотой.
В.Л. Сухомлинский
Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на
традиции.
Рисование
нетрадиционными
способами,
увлекательная,
завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого
разнообразными способами создаются живописные изображения. Рисование
развивает восприятие, творческие способности, приобщает детей к миру
прекрасного. Этот вид деятельности несет в себе элементы психотерапии,
успокаивает, отвлекает малышей, что на этапе раннего развития является очень
важным.
От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками
в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием
мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас
малыша.
Н е т р а д и ц и о н н ы е
т ех н и к и
р и с о ва н и я
с о зд а ют
а т м о с ф е р у
непринуждённости,
открытости,
содействуют
развитию
инициативы,
самостоятельности детей. Благодаря изодеятельности развивается зрительно -
двигательная
координация,
происходит
развитие
функции
ру к и ,
совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной,
мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в
выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Мелкая
моторика, сенсорика, координация движений - ключевые понятия для периода
раннего дошкольного возраста.
На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник дети
с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности, ведь эти
задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу.
Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности,
поэтому на занятии важно активизировать внимание малыша, побудить его к
деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут
быть:
игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит
в гости и приглашает отправиться в путешествие;
просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь персонажу, им
важно почувствовать себя значимыми;
музыкальное сопровождение.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность
состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать
рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получить забавный
рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, а
перечисленные нетрадиционные приемы способствует этому.
Выделяют следующие варианты приемов нетрадиционного рисования с
детьми раннего возраста.
Рисование пальчиками: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит
точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного
цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко
смывается.
Рисование ладошкой: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) и
делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными
разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко
смывается.
Оттиск пробкой, пенопластом: ребенок прижимает пробку (пенопласт) к
штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения
другого цвета меняются и мисочка, и пробка.
Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к
штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения
другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
Оттиск поролоном: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке
с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие
мисочка и поролон.
Оттиск печатками из ластика: ребенок прижимает печатку к штемпельной
подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно
взять другие мисочку и печатку.
Оттиск колёсами машин: ребенок прижимает машинку колёсами к
штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу, прокатывая её по
поверхности бумаги.
Тестопластика: раскатывание, отщипывание, прищипывание,
пошлёпывание.
Рисование на манной крупе: рисование пальчиком, ладошкой, палочкой.
Таким образом, мы видим целесообразность использования
нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста не только в
дошкольном учреждении, но и в семье. Рисование пальчиками, ватными
палочками или на манной крупе приносит детям огромное удовольствие,
способствуя развитию из мелкой моторики.