Автор: Шулакова Галина Геннадьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ДТДиМ ОТР "Содружество"
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ.
Раздел: дополнительное образование
Шулаковой Галины Геннадьевны
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ.
В последнее время значительно усилился педагогический интерес к
нравственной проблематике. И этот факт не случаен. В результате социально-
экономических,
политических
и
культурных
преобразований
в
обществе
происходят
необратимые
изменения,
которые
оказывают
существенное
влияние на молодое поколение. В условиях отсутствия чётких нравственных
ориентиров,
снижения
уровня
духовной
культуры
все
острее
ощущается
потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности,
способной созидать, а не только потреблять. Такая личность характеризуется
высокой
дисциплиной
духа,
требовательностью
к
себе,
осознанностью
нравственной сущности своих поступков, четкой ориентацией на здоровую,
полноценную,
творческую
жизнь,
которая
невозможна
без
духовно-
нравственного развития. Такие проявления нравственности, как сострадание,
соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе у современного
молодого
поколения
отходят
на
второй
план;
у
подростков
отсутствует
ориентация
на
непрерывное
духовно-нравственное
развитие.
События
последнего
времени
подтверждают
резкое
снижение
воспитательного
воздействия на молодое поколение граждан России культуры, искусства и
образования как важнейших факторов воспитания патриотизма. Без развития
чувства
патриотизма,
без
любви
к
своей
земле,
своему
государству,
без
формирования
у
подрастающего
поколения
гордости
за
свое
Отечество
настоящих граждан не воспитать. Возникают противоречия между низким
уровнем духовно-нравственной воспитанности и потребностью общества в
духовном оздоровлении на основе укрепления духовных ценностей; между
ориентацией общества на нравственно активную и устойчивую личность и
ростом
разнообразных
источников
негативного
характера
ежедневного
сильного
воздействия
на
подростка,
обрушивающихся
на
еще
только
формирующуюся сферу нравственности ребенка.
Поэтому именно с духовно-нравственным воспитанием связывают
сегодня возможность сохранения, как самой личности, так и всего общества.
Образованию отводится ключевая роль в духовно нравственной
консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и
внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении
уровня
доверия
человека
к
жизни
в
России,
к
согражданам,
обществу,
государству, настоящему и будущему своей страны, поэтому целью духовно-
нравственного воспитания становится социально-педагогическая поддержка
становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого,
инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу
Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и
будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях
многонационального народа Российской Федерации. В Концепции духовно-
нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина
России,
разработанной
в
соответствии
с
Конституцией
Российской
Федерации,
Федеральным
Законом
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»,
на
основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию
Российской Федерации, отражены основные методологические положения
разработки и реализации федерального государственного образовательного
стандарта
общего
образования,
позволяющего
обеспечить
условия
для
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Актуальность проблемы и выявленные противоречия определили выбор
темы
исследования:
«Духовно-нравственное
воспитание
подростков.
Творческий проект «Женское лицо Победы».
Цель
–
разработать
и
реализовать
творческий
музыкально-
хореографический проект «Женское лицо Победы».
Объект исследования - духовно-нравственное воспитание подростков.
Предмет исследования – творческий проект как средство духовно-
нравственного воспитания подростков.
Задачи:
- определить сущность понятия «духовно-нравственное воспитание»;
-проанализировать
теоретические
исследования
по
проблеме
духовно-
нравственного воспитания подростков;
-выявить потенциал музыкально-хореографической постановки в духовно-
нравственном воспитании современного подростка;
-
выделить
и
охарактеризовать
основные
этапы реализации творческого
проекта.
Методологическую основу исследования составили: теоретические
положения о воспитании духовности у детей (П.Д. Дженкинс); теоретические
положения
о
духовности
и
проблеме
воспитания
(А.Д.
Косичев,
Г.В.
Платонов);
идеи
саморазвития
личности
и
основные
идеи
теории
нравственного воспитания (В.И. Андреев, В.А. Блюмкин, О.С. Богданова);
общетеоретические
основы
формирования
личности
(Б.Г.
Ананьев,
Л.И.
Божович,
Л.С.
Выготский, С.
Л.
Рубинштейн,
В.
А.
Крутецкий,
А.
Н.
Леонтьев, И. С. Кон, и др.).
Методы исследования:
анализ философской, социально-педагогической и
психологической
литературы,
методы
теоретического
а н а л и з а
(историографический,
сравнительно-сопоставительный);
проектирования;
общенаучные методы: сравнение, аналогия, анализ, синтез, абстрагирование,
обобщение, систематизация и индукция. Значимость нашего исследования
заключается
в
уточнении
сущности
понятия
«духовно-нравственное
воспитание» и обосновании включения в творческий проект музыкально-
хореографических образцов как средства духовно-нравственного воспитания
подростков. Исследование имеет практическую направленность.
Структура выпускной квалификационной работы
представлена
введением, теоретической и практической главами, заключением, списком
литературы, приложениями.
Во введении обосновывается актуальность выпускной квалификационной
работы,
определяется
объект,
предмет,
цель,
задачи.
В
первой
главе
рассматривается
понятие
духовно-нравственного
воспитания,
психолого-
педагогическая
характеристика
подросткового
возраста,
особенности
духовно-нравственного
воспитания
подростка.
Вторая
глава
посвящена
описанию
творческого
музыкально-хореографического
проекта
«Женское
лицо
Победы».
В
ней
также
обосновывается
выбор
темы
творческого
проекта.
В
заключении
дается
анализ
проделанной
исследовательской
работы.
Рассматривая
духовно-нравственное
воспитание
как
единство
взаимообуславливающих
процессов:
становления,
формирования
и
преобразования внутреннего мира личности подростка, а также его духовно-
нравственных
представлений,
чувств
и
нравственного
поведения
в
отношении к миру, взрослым и сверстникам, самому себе и окружающей
среде на основе вечных ценностей и смыслов, мы полагаем, что знакомство с
музыкально-хореографическим проектом и его последующим исполнением
будет
способствовать
духовно-нравственному
воспитанию
подростков.
Теоретический
и
практический
материал
выпускной
квалификационной
работы
может быть использован при обучении учащихся подросткового
возраста
в
общеобразовательных
организациях,
в
организациях
дополнительного образования.
Сущность понятия «духовно-нравственное воспитание»
Для раскрытия содержания понятия «духовно-нравственное воспитание»
необходима
единая
трактовка,
что
есть
«духовность»,
«нравственность»,
«воспитание». Эти термины определяются средствами понятийного аппарата
философской, эстетической, педагогической, психологической и других наук.
Духовность - одно из наиболее сложных понятий на Земле. О ней
написано
и
сказано
очень
много,
но,
исчерпывающего,
убедительного
определения пока еще никто не дал и не достаточно ясно, для чего она
практически необходима человеку, что существенно снижает возможности ее
развития.
Сформировать
цельное
понимание
духовности
не
позволяет
множество
стереотипов
и
противоречий,
поэтому
рассмотрим
первичные
вопросы духовности: ее понятие, значение, развитие и основные ошибки.
«Духовность» обозначает все, относящееся к человеческой душе. В более
широком понимании духовность - это (в эстетическом, политологическом и
теологическом смыслах) устремление человека к тем или иным высшим
ценностям
и
смыслу
(к
какому-либо,
им
предпочитаемому),
идеалу;
стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому
идеалу
и,
таким
образом,
одухотвориться,
внутренне
освободиться
от
обыденности.
Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с
окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь
на
основе
гармонии
с
окружающим
миром.
Одним
из
сильнейших
источников духовности является любовь.
На человека влияют окружающая среда, материальная деятельность,
отношения
людей,
такие
институты,
как
семья,
род,
племя,
народ.
Но
сущность человека - это, прежде всего его духовные интересы. Обстоятельно
рассматривая нравы и воспитание, искусство и религию, мы понимаем, каким
образом происходит формирование совокупного духовного опыта. Индивиды
всегда
взаимодействуют
друг
с
другом
в
качественно
определенном
социальном
пространстве
и
времени,
совместно
вырабатывают
идеалы,
ценностные ориентации, критерии, оценки общественного мнения.
Особая роль в осмыслении понятия духовности как ориентации на высшие
ценности принадлежит русским философам, социологам конца XIX - начала
XX века - Н. Бердяеву, С. Булгакову, А.С. Глинке (Волжскому), А.Ф. Лосеву,
В. Розанову, В. Соловьеву, Н. Страхову, Е. Трубецкому, П. Флоренскому, С.
Франку, А. Хомякову, Б. Чичерину, Л. Шестову и другим, рассматривавшим
ее как специфический способ личностного бытия, как отличительную черту
человека как родового существа. Разрабатывая идею всеединства, постоянно
пользовались терминами: «мировая душа» (В. Соловьев), «духовная плоть»
(Д. Мережковский), «духовное обновление» (И. Ильин) и т.п.
В понимании духовности интересны взгляды представителей современной
психологической науки. Представители ценностно-смыслового подхода (П.С.
Абрамова,
Г.А.
Аванесова,
Л.П.
Буев,
Е.И.
Исаев,
Г.О.
Лекторский,
Б.Т.
Лихачев, С.Л. Рубинштейн, В.Ю. Троицкий, В.Г. Федотов, Ш.Ш. Хайруллин,
В.Н. Шердаков, Н.Е. Щуркова) связывают возникновение духовности, прежде
всего,
с
включенностью
человека
в
мир
культуры,
освоением
сферы
«надындивидуальных
ценностей»,
нравственным
совершенствованием.
Духовность,
по
их
мнению,
связана
с
проблемой
обретения
человеком
смысла своей жизни, открывается в человеке через внутреннюю работу над
собой,
культивирование
чувства
любви
и
нравственного
отношения
к
окружающему миру и близким, а также через религиозный опыт.
Представители социально-исторической точки зрения - Г.Э. Бурбулис и
В.Е.
Кемеров
полагают,
что
духовность
-
это
особая
концентрация
интеллектуальных сил человека, вырабатываемая в процессе социального
бытия, способность людей сознательным образом относиться к общественно
- историческому процессу, и участвовать в его творческом преобразовании и
развитии.
Представитель деятельностного подхода И.В Силуянова, рассматривая
духовность
как
способ
жизнедеятельности
и,
подчеркивая
значимость
ценностей и идеалов, полагает её суть в самоорганизации и управлении
личности.
С
этой
точки
зрения,
духовным
является
человек
волевой,
способный владеть своими побуждениями, желаниями, стремлениями.
В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев связывают духовность и нравственность.
«Говоря о духовности, - пишут исследователи, - мы имеем в виду прежде
всего
его
нравственный
строй,
способность
руководствоваться
в
своем
поведении
высшими
ценностями
социальной,
общественной
жизни,
следование идеалам истины, добра и красоты… Духовная жизнь человека
всегда
обращена
к
другому,
к
обществу,
к
роду
человеческому.
Человек
духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным
ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с
ними.
Нравственность
-
есть
одно
из
измерений
духовности
человека».
Одним
из
представителей
теологического
подхода
к
определению
«духовности»
является
В.В
Медушевский,
считающий
душу
жизненным
началом, а дух началом благодатной жизни, «искрой богоподобия в человеке,
дыханием вечности в нем».
«Нравственность» - это компонент духовности, содержанием которого
выступают
этические
ценности,
составляющие
основу
сознания.
Нравственность
-
это
способность
человека
действовать,
думать
и
чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и
приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира. Духовность и
нравственность существуют в нераздельном единстве. При их отсутствии
невозможно
полноценное
существование
личности
и
культуры.
Нравственность принято понимать как совокупность общих принципов и
норм
поведения
людей
по
отношению
друг
к
другу
в
обществе.
Нравственность
регулирует
чувства,
желание
и
поведение
человека
в
соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения. В
основе нравственности лежит безусловное и внеисторическое религиозное
начало.
Предметом педагогики как области научного познания является особая
функция общества - воспитание. И поэтому педагогику можно назвать наукой
о воспитании.
Воспитание - в самом общем виде заключается в подготовке младшего
поколения
к
жизни
в
обществе.
В
процессе
воспитания
подрастающие
поколения должны усвоить то, что уже накоплено обществом, т. е. усвоить
знания
на
достигнутом
уровне
их
развития,
овладеть
определенными
трудовыми
умениями,
усвоить
нормы
и
опыт
поведения
в
обществе
и
выработать
определенную
систему
взглядов
на
жизнь.
В
процессе
воспитания
должны
формироваться
также
и
такие
качества,
которые
необходимы
для
решения
новых
задач,
не
стоявших
перед
старшим
поколением.
А
для
этого
должны
быть
выработаны
умения
приобретать
необходимые знания, приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни и
труда, заниматься творческой деятельностью.
Таким образом, можно сказать, что воспитание - это процесс передачи
старшими
поколениями
общественно-исторического
опыта
новым
поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для
обеспечения дальнейшего развития общества.
В чем же заключается сущность духовно-нравственного воспитания? И
почему
мы
настаиваем
на
единстве
духовного
и
нравственного,
а
не
обращаемся к одному из этих понятий?
В их объединении проявляется стремление соединить религиозное и
светское
понимание
духовности
(духовность
-
понятие
религиозное,
нравственность - светское). По мнению А. Лихачева, «в наше время, когда
говорят о смысловых, идейных исканиях отдельного человека или целого
культурного течения, но при этом желают подчеркнуть их автономность от
религиозной
сферы,
термины
"духовный"
и
"нравственный"
зачастую
соединяют, образуя новое слово: духовно-нравственный. ... Речь в подобных
случаях идет все о том же поиске Истины и Смысла, который осуществляется
и в религии, но при этом с опорой на интуитивный поиск самого человека,
его совести, а не на то или иное религиозное учение или Откровение» .
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является
духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит
его становление и развитие. В первую очередь, это духовная культура семьи и
образовательного
учреждения,
вынужденного
брать
на
себя
функцию
компенсации
недоработок
и
упущений
семейного
воспитания.
Тот
дух,
который царит в семье и детском саду, школе, детском объединении, дух,
которым
живут
родители
и
педагоги
-
люди,
составляющие
ближайшее
социальное
окружение,
-
оказывается
определяющим
в
формировании
внутреннего мира ребенка.
Духовно-нравственное воспитание как развитие основных (собственно
человеческих) способностей: нравственной, состоящей в различении добра и
зла;
эстетической,
состоящей
в
различении
прекрасного
и
безобразного;
религиозной, состоящей в различении истинного и ложного, является не
только первостепенной задачей, но и средством преодоления разобщенности
между взрослыми и детьми в семье, между детьми в детском сообществе,
между
семьей
и
образовательным
учреждением,
между
человеком
(и
маленьким,
и
взрослым;
ребенком,
родителем,
педагогом
ОУ)
и
традиционной культурой.
Целью духовно-нравственного воспитания должно быть духовно-
нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития. Эти
цели конкретизируются в следующих задачах:
1.
Воспитание
цельной,
целомудренной
личности,
понимающей
и
принимающей
свои
обязанности;
способной
к
правильному
оцениванию
жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного
поведения; познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-
нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования:
- формирование традиционного миропонимания и мировоззрения, познание
окружающего мира во всем его многообразии, сложности, противоречивости
и неоднозначности;
- осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека,
воспитание бережного отношения к собственной жизни;
-
формирование
волевого
характера,
способности
преодолевать
любые
возникающие
трудности,
быть
целеустремленным
в
достижении
поставленной цели;
- утверждение и развитие системы высших, построенных на любви, эталонов
чувств и отношений к миру, к другому человеку и к себе.
2. Восстановление традиционного образа семьи, как величайшей святыни;
воспитание
традиционной
бытовой
и
семейной
культуры,
потребности
в
ответственном и заботливом отношении к членам своей семьи.
3. Оказание помощи ребенку в обретении подлинных способов социального
самоутверждения
на
основе
понимания
сущности
устоев
православной
культуры,
путей
духовно-нравственного
развития
личности.
Духовно-
нравственное
оздоровление
и
обогащение
образовательного
пространства
школы и социальной среды.
4. Освоение национальной культуры и воспитание чувства национального
самосознания,
национальной
гордости,
национального
достоинства,
воспитание
уважения
к
другим
народам
и
их
культурам
и
умению
плодотворно взаимодействовать с ними.
5.
Воспитание
достойного
гражданина
России,
формирование
патриотического сознания и самосознания, потребности в гражданском и
духовном
служении
своему
Отечеству,
приумножении
могущества
своей
Родины; развитие ее материальной и духовной культуры.
6. Осознание себя органичной частью всего человечества, ответственного за
его состояние. Восприятие себя как части мира, несущего ответственность за
другого
человека,
за
среду
обитания
и
жизнедеятельность
не
только
человечества, но и всего живого на планете.
7.
Уважительное
бережное
отношение
к
духовному
и
историческому
наследию
своего
народа,
истории
православия,
традициям
христианской
культуры;
освоение
высших
духовных
образцов
отечественной
культуры;
укрепление духовных связей с предшествующими и будущими поколениями
России;
восстановление
традиционной
российской
духовности
и
нравственности во всех сферах жизнедеятельности детей и молодежи.
Воспитание духовно-нравственного начала содействует формированию у
человека:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению
самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
-
нравственного
поведения
(готовности
служения
людям
и
Отечеству,
проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Обобщая изложенный материал, можно сделать вывод, что духовно-
нравственное
воспитание
можно
охарактеризовать
как
единство
взаимообуславливающих
процессов:
становления,
формирования
и
преобразования внутреннего мира, а также
нравственных представлений,
нравственных чувств и нравственного поведения в отношении к Творцу,
взрослым и сверстникам, самому себе и окружающей среде.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
Возрастные
особенности
–
это
наиболее
характерные
для
каждого
возрастного
периода
детей
и
учащихся
особенности
их
физического,
психического и социального развития.
Множественность
схем
возрастной
периодизации
отражает
объективный
факт
многомерности
и
многовариантности
человеческого
развития,
включающего в себя и онтогенез, и социализацию, и творческий жизненный
поиск. До некоторой степени их можно как-то усреднить, сказав, что переход
от детства к зрелости охватывает в целом возраст от 11-12 до 23-25 лет и
делится на три этапа: подростковый возраст (от 11-12 до 14-15 лет), ранняя
юность (от 14-15 до 18 лет) и третий период, от 18 до 23-25 лет, который
можно условно назвать поздней юностью или началом взрослости (В.И.
Андреев, 1996).
Подростковый, отроческий возраст является переходным прежде всего в
биологическом
смысле,
поскольку
это
возраст
полового
созревания,
параллельно
которому
достигают
в
основном
зрелости
и
другие
биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза –
продолжение
первичной
социализации.
Все
подростки
этого
возраста
–
школьники,
находящиеся
на
иждивении
родителей
или
государства.
Социальный
статус
подростка
мало
чем
отличается
от
детского.
Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны
максимальные
диспропорции
в
уровне
и
темпах
развития.
Подростковое
чувство
взрослости
–
главным
образом
новый
уровень
притязаний,
предвосхищающий
положение,
которого
подросток
фактически
еще
не
достиг.
Отсюда
–
типичные
возрастные
конфликты
и
их
преломление
в
самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала
"вырастания" из него.
Известно, что в области человеческого развития прослеживаются
следующие закономерности:
– отдельные стороны, компоненты психики и даже органы человеческого тела
развиваются относительно друг друга неравномерно.
–
физически,
психически
и
социально
человек
также
развивается
неравномерно: в чем-то быстрее, в чем-то медленнее.
Это
побудило
психологов
и
педагогов
сформулировать
з а ко н
неравномерности
развития
как
отдельных
сторон
и
свойств
растущего
человека, так и темпов его общего развития.
Вместе с тем обнаружено, что темп развития психики детей и школьников
в несколько раз превышает темп развития психики взрослого. В связи с этим
следует вспомнить известное высказывание Л. Н. Толстого о том, что «от
пятилетнего ребенка до меня – только один шаг, от новорожденного до
пятилетнего
–
страшное
расстояние,
от
зародыша
до
новорожденного
–
пучина,
а
от
существования
до
зародыша
отделяет
уже
не
пучина,
а
непостижимость».
Кроме того, в исследованиях С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, В. А.
Крутецкого, А. Н. Леонтьева и других установлена другая закономерность,
которая в развитии человека выделяет так называемые сензитивные периоды.
Сущность
этой
закономерности
заключается
в
следующем.
Для
каждого
отдельного вида психической деятельности существует оптимальное время
наиболее
интенсивного
развития,
которое
получило
наименование
сензитивного периода (В. И. Андреев, 1996).
Так, для интеллектуального развития сензитивным периодом считается
возраст до 13 лет. Это не значит, что после 13 лет не происходит развития
интеллектуальных способностей. Просто после 13 лет можно считать, что
лучшие
годы
для
интенсивного
интеллектуального
развития
в
основном
прошли.
После
13
лет
человек
овладевает
еще
очень
большим
числом
интеллектуальных
умений,
приемов,
но
пик
для
сензитивного
развития
интеллектуальных способностей уже пройден.
Мир подростка – это сложный мир ребенка и взрослого одновременно.
Развитие органов идет быстро и крайне неравномерно. Движения подростка
плохо скоординированы, порывисты, угловаты. Рост сознания и самосознания
порождает повышенное стремление к самостоятельности, независимости, что
часто проявляется и в повышенной критичности к другим людям.
Для подросткового возраста характерно стремление самоутвердиться,
«что-то значить», проявить себя самым неожиданным образом, обратить на
себя внимание любой ценой. Многие психологи и педагоги связывают это с
кризисом
полового
созревания,
который
часто
проходит
в
душевных
переживаниях,
в
честолюбивых
устремлениях,
в
бурных
фантазиях
и
самоуверенном поведении.
Этот возраст особенно благоприятен для педагогического стимулирования
и развития самосознания, самовоспитания.
Подростковый
возраст
отличается
способностью
к
творческому
воображению
и
фантазии,
точностью
и
глубиной
мыслительной
деятельности,
повышенным
интересом
к
любимым
предметам.
Наряду
с
признанием отдельных для него авторитетов, подросток всякий раз стремится
высказать
свое
критическое
суждение,
проявить
свое
позитивное
или
негативное отношение к происходящему.
Постепенно возрастает логичность его суждений, обобщений и выводов,
его
речь
становится
более
образной,
выразительной
и
доказательной.
Понимание материала порой идет не через конкретизацию и иллюстрацию, а
через
логическое
рассуждение,
доказательство,
умозаключение
(В.
И.
Крутецкий, 1965).
Активно идет процесс социализации подростка. В этот период происходит
процесс
усвоения
индивидом
социального
опыта,
системы
социальных
связей
и
отношений.
В
процессе
социализации
человек
приобретает
убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему
для нормальной жизни в обществе. Хотя термин "социализация" обозначает
процесс, продолжающийся в течение всей жизни (люди постоянно учатся и
улучшают свои навыки), он чаще используется применительно к периодам
детства и юности (М. Корууэлл,. 1999).
Формируется миропонимание подростка, вырабатываются нравственные
ориентиры,
принципы
поведения,
которые
еще
не
всегда
устойчивы,
но
играют решающую роль в его поведении и поступках.
Мир подростка – это мир романтики и жажды приключений. В этом
возрасте
часто
меняются
интересы
и
увлечения.
Нередко
подростки
пытаются заниматься в нескольких кружках сразу. Появляется интерес к
приключенческой
и
детективной
литературе.
При
чтении
для
подростка
главное
–
не
внутренний
мир
литературного
героя,
а
сам
сюжет,
само
событие.
В подростковый возраст происходит и крушение идеалов, что приводит к
замкнутости, отчужденности, резкой смене настроения и вспышкам гнева.
Благородные порывы подростков часто остаются непонятыми взрослыми.
Более того, лицемерие и явная ложь взрослых не остаются бесследными для
неокрепшей, легко ранимой души подростка.
Задача родителей и учителей в этот ответственный период в жизни
подростка, используя разнообразные педагогические ситуации, побуждать его
правильно,
прежде
всего
с
нравственных
позиций,
принимать
решения,
систематически
корректировать
его
поведение.
Взаимоотношения
с
подростком
должны
быть
всегда
доброжелательно-требовательными.
Как
подчеркивал
А.
С.
Макаренко,
в
этот
период
особенно
важно
сочетать
требовательность
с
уважением
к
его
личности.
Особенно
опасно
грубое
вмешательство взрослых в интимный мир подростка.
Поскольку в подростковом возрасте сила и смелость особенно высоко
ценятся, то они тянутся к лидерам, которые обладают этими качествами.
Притягательными в этом возрасте могут быть и явные хулиганы, которые
«ничего
не
боятся»,
которым
«все
можно».
Попадая
под
их
влияние,
подростки
быстро
«осваивают»
их
приемы
жестокости
и
аморального
поведения. Именно в этом возрасте подростки втягиваются в референтные
группы
и
в
так
называемые
группировки,
а
затем
попадают
в
среду
правонарушителей.
В период подросткового возраста возникает и масса других проблем. Чаще
всего они бывают связаны с инфантилизмом, безразличием ко всему тому, что
предлагают учителя, родители.
Однако
уже
к
концу
подросткового
возраста
у
многих
возникает
проблема
выбора
профессии.
Большинство
подростков
решает
вопрос,
продолжить ли учебу в школе или поступить в профессиональное училище,
профильный класс лицея и т.д., делают это глубоко осмысленно, с учетом
своих возможностей и способностей.
Индивидуальные
особенности
– это
совокупность
моральных,
интеллектуальных,
волевых,
эмоциональных
и
других
качеств
личности,
которые заметно отличают одного человека от другого.
Поскольку
в
развитии
человека
проявляются
общие
и
особенные
качества, то родителям и учителям приходится больше внимания уделять тем
особенностям, которые характеризуют индивидуальность, своеобразие черт
личности подростка.
Очень важно учитывать темп деятельности, так как одни подростки
все делают быстро, а другие медленно.
Учащиеся
даже
одного
возраста
очень
отличаются
по
уровню
интеллектуального
развития,
наблюдательности,
памяти,
воображению,
интересам, склонностям, творческим способностям.
В индивидуальном подходе особо нуждаются «трудные» и творчески
одаренные подростки.
Значительные трудности у родителей и педагогов возникают в связи с
кризисами развития в период взросления подростка. Кризисы и кризисные
явления в период взросления создают много дополнительных трудностей для
воспитания, так как служат причиной отклонения поведения и личностных
нарушений обычного поведения. Более того, на фоне трудностей созревания
и развития в подростковом возрасте наблюдаются не только отклонения от
нормы,
но
в
экстремальных
ситуациях
можно
констатировать
и
психологические заболевания.
Термин «кризисы периода взросления» не означает определенного
диагноза, а объединяет очень различные виды поведения и переживаний,
которые
с
точки
зрения
классификации
психических
расстройств
могут
относиться
к
неврозам,
к
личностным
нарушениям
или
психозам
(Х.
Ремишмидт, 1994).
Подростковый
возраст
всегда
трактуется
как
переходный,
критический. В социологии и других общественных науках этому отчасти
соответствует понятие социальных переходов, поворотных пунктов развития,
радикально
изменяющих
положение,
статус
или
структуру
деятельности
индивида (например, начало трудовой деятельности).
Поскольку
сензитивные
периоды
и
социальные
переходы
часто
сопровождаются
психологической
напряженностью
и
перестройкой,
в
психологии развития существует специальное понятие возрастных кризисов,
с
которыми
ассоциируется
состояние
более
или
менее
выраженной
конфликтности.
Дабы
подчеркнуть,
что
эти
состояния,
какими
бы
сложными
и
болезненными
они
ни
были,
являются
естественными,
статистически
нормальными
и
преходящими,
их
называют нормативными
жизненными
кризисами, в отличие от ненормативных жизненных кризисов и событий,
вытекающих
не
из
нормальной
логики
развития,
а
из
каких-то
особых,
случайных обстоятельств – например, смерть родителей (И. С. Кон, 1989).
Нормативные жизненные кризисы и стоящие за ними биологические
или социальные изменения – повторяющиеся, закономерные процессы. Зная
соответствующие биологические и социальные законы, можно достаточно
точно предсказать, в каком возрасте средний индивид данного общества будет
переживать тот или иной жизненный кризис и каковы типичные варианты его
разрешения.
Развитие
самосознания
–
центральный
психический
процесс
переходного возраста. Противоречивость положения подростка, изменение
структуры его социальных ролей и уровня притязаний – вот что в первую
очередь актуализирует вопросы "Кто я?", "Кем я стану?", "Каким я хочу и
должен быть?".
Открытие
своего
внутреннего
мира
–
радостное
и
волнующее
событие, но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний.
"Внутреннее Я" может не совпадать с "внешним" поведением, актуализируя
проблему
самоконтроля.
Не
случайно
жалобы
на
слабоволие
–
самая
распространенная форма подростковой самокритики.
Вместе с сознанием своей неповторимости, непохожести на других
приходит чувство одиночества. Собственное "Я" нередко переживается как
смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то
необходимо заполнить. Отсюда рост потребности в общении и одновременно
повышение
его
избирательности,
потребность
в
уединении,
тишине,
молчании, в том, чтобы услышать свой внутренний голос не заглушенным
суетливой будничной повседневностью.
Преувеличение
своей
уникальности,
непохожести
на
других
часто
порождает
застенчивость,
страх
показаться
смешным,
"потерять
себя"
в
общении,
напряженную
жажду
излить
душу
и
одновременно
острую
неудовлетворенность существующими формами общения (И. С. Кон, 1984).
I.3. Особенности духовно-нравственного воспитания подростков
Во
все
века
люди
высоко
ценили
духовно-нравственную
воспитанность. И вопрос духовно-нравственного воспитания детей является
одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и
государством
в
целом.
В
современном
обществе
происходят
глубокие
преобразования. Характерной чертой современной эпохи является наличие в
ней сложнейших политических, социально- экономических, экологических и
множества других проблем. В обществе сложилась отрицательная ситуация в
вопросе
духовно-нравственного
воспитания
молодого
поколения.
Причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных
жизненных
ориентиров
для
молодого
поколения,
резкое
ухудшение
морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой
работы с детьми и молодежью.
В
настоящее
время
подрастающее
поколение
можно
обвинять
в
бездуховности,
агрессивности. Поэтому актуальность
проблемы
духовно-
нравственного
воспитания
школьников
связана
со
следующими
положениями:
наше общество нуждается в подготовке широко образованных,
высоко
-
нравственных
людей,
обладающих
не
только
знаниями,
но
и
прекрасными чертами личности;
в современном мире маленький человек живет и развивается,
окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на
него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники)
ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на
еще только формирующуюся сферу нравственности;
само
по
себе
образование
не
гарантирует
высокого
уровня
духовно-нравственной
воспитанности,
ибо
воспитанность
-
это
качество
личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение
к
другим
людям
на
основе
уважения
и
доброжелательности
к
каждому
человеку.
(
К.
Д.
Ушинский
писал:
«Влияние
нравственное
составляет
главную задачу воспитания»);
вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не
только
информируют
ученика
о
нормах
поведения,
утверждаемых
в
современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения
норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Для
их
реализации
этих
положений
требуются
не
только
образованные, но и духовно развитые, способные к саморазвитию личности.
Все
это
актуализирует
необходимость
обращения
к
проблеме
духовного
возрождения
личности,
развития
ее
духовно-нравственного
сознания,
позволяющего ей активно, творчески включиться в общественную жизнь
третьего тысячелетия, самореализовываться и самосовершенствоваться на
основе духовно-нравственных ценностей.
Духовность –
свойство п р и р од ы с а м о г о человека, это-то
уникальное, исключительное,
важнейшее, ч т о отличает человека от
других самых высокоразвитых живых существ, это то, что даже трудно
определить словами. Дух – это мышление, и сознание, и воля человеческая,
которое составляет особенность человека.
Б е з духовности нельзя не сти жертвы и
совершать подвиги.
Отличительная черта духовного человека – это его уравновешенность и
целостность, искренность, полная гармония с самим собой и миром, в
котором живѐт такая личность. Духовность
открывает
нам
доступ
к
любви, совести, чувству долга, к правосознанию и государственности, к
искусству, науке и религии, указывает, что является в жизни главным и
наиболее ценным. Духовные знания не только ведут к определённому виду
деятельности. О н и освещают общую картину мира,
общие законы
развития природы и общества, благодаря чему вырабатывается научный
подход к пониманию явлений. Таким образом, можно ответить кратко –
духовность
это
любовь,
доброта, красота, творчество, знание и свет,
который несёт человек, обладающий этим качеством души.
Одним из эффективных средств формирования духовной культуры
является искусство.
Оно
открывает
человеку
возможность
творческой
реализации и самоопределения в мире, постижения гармонического единства
с миром. Искусство содержит ценные идеи и веками проверенный опыт
воспитания,
которые,
развиваясь,
обогащают
мировую
педагогическую
мысль. Изучение этого опыта помогут обогатить теоретические основы и
практику воспитания.
Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении
всей его жизни. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной
жизни и деятельности, усвоение знаний и умений у человека на основе
задатков формируется духовная культура.
Начиная
с
20-хгг.
Прошлого
столетия,
выдающиеся
музыканты
-
педагоги
(Б.В.
Асафьев,
Н.Я.Брюсова,
В.Г.
Коротыгин
и
позднее
-
В.И.
Шацкая, О.А. Апраксина, Н.Л. Гродзенская и др.), подчеркивая культурно-
просветительскую
направленность
искусства,
особое
значение
придавали
духовно- нравственному воспитанию. Идеи всеобщего духовного воспитания
учащихся
в
нашей
стране
разрабатывалась
такими
прогрессивными
деятелями
искусства
и
культуры,
учёными
и
педагогами,
как
А.Г.
Рубинштейн, Б.В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский и другие. Влияние духовного
воспитания на успешное развитие школьников отмечалось А. С. Макаренко,
Н.
А.
Ветлугиной,
В.
А.
Сухомлинским
и
многими
другими.
В.А.
Сухомлинский
говорил
о
том,
что
необходимо
заниматься
нравственным
воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Он считал, что
«незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и
раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и
несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой
наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает,
наблюдает».
Большой вклад в решение вопроса формирования духовной культуры
внесли ученые - психологи – Л. С. Выготский, В.В. Давыдова, Б. М. Теплов.
Важное значение в исследовании имеют: теория эстетического воспитания
(Б.
Т.
Лихачёв),
теоретические
положения
о
духовно-эстетическом
потенциале искусства (Э. Т. Ардаширова, Д. И. Бахтизина, Л. Ч. Загитова).
В
современных
условиях,
благодаря
развитию,
к
примеру,
музыкальной
индустрии,
ориентации
школьников
в
области
музыки
формируются,
главным
образом,
под
воздействием
средств
массовой
информации и
общения
со
сверстниками,
что
приводит
к
потреблению
музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных
на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия. Такие разновидности
современной
музыки,
выполняющие
не
столько
эстетическую,
сколько
коммуникативную и фоновую функции, пользуются в детской, подростковой
среде широкой популярностью.
Особенно остро эта проблема стоит в подростковой среде, так как
именно данный социальный слой общества наиболее подвержен внешним
воздействиям в силу своих возрастных особенностей. Известно, что дети
усваивают
и
присваивают
ценности
взрослых.
А
сегодня
эти
ценности
подвергаются решительному пересмотру.
Искусство
действует
на
человека
внутренними
переживаниями,
эмоциями и выражением их в образах. При собственном же воспроизведении,
будь то музыка или хореография, ребенок вкладывает в картину все свое
знание, все свое воображение. Поэтому необходимо подбирать репертуар,
содержащий яркие образы, перекликающиеся с жизненным опытом детей.
Поэтический
текст
песни
или
композиционное
построение
танца,
их
образное
содержание
должны
быть
не
абстрактными,
а
близкими
и
понятными
для
детей.
Таким
образом,
репертуар
должен
отвечать
следующим требованиям:
р а з в и в а ю щ и й
и
в о с п и т ат е л ь н ы й характер
словесно-
музыкального материала;
доступность
содержания,
понятность
образов,
соответствие
жизненному опыту и возрасту детей;
посильность
вокально-интонационного,
композиционно-
хореографического материала - степень сложности должна быть посильной,
т.е. должна соответствовать уровню подготовленности обучающихся;
яркость и рельефность музыкальных образов;
гуманистический
характер
произведения,
утверждение
позитивного жизненного начала;
отражение
чувства радости,
юмора, сострадания, доброты,
красоты, любви, ответственности, дружбы, патриотизма.
Естественно,
что
не
каждое
репертуарное
произведение
может
включать все перечисленные параметры, но репертуар в целом, должен им
отвечать. Это одно из важных условий успешности в обучения и воспитания
д е т е й . В
р е п е р т у а р е моих
учащихся
ведущее
место
занимают
патриотические произведения о родине, красоте родной природы, о дружбе.
Умение видеть, понимать и создавать прекрасное делает духовную
жизнь наших детей богаче, интереснее, дает им возможность испытывать
самое высокое духовное наслаждение. Для становления человека в юные
годы
искусство
имеет
исключительное
значение.
Необходимо,
чтобы
ценности
искусства
стали
духовной
потребностью
подростков.
Таким
образом,
особая
роль
искусства
в
духовно-нравственном
воспитании
заключается
в
способности максимально приблизить к ребенку тот мир
переживаний, радостей и тревог, нравственных ценностей и безнравственных
поступков,
при
столкновении
с
которыми,
руководимая
наставником,
формируется личность ребенка. Происходит обретение норм и ценностей,
становящихся фундаментом, внутренним стержнем внутри самой личности,
способной выстраивать свою жизнь в этом мире.