Автор: Тумакаева Ольга Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №39 "Радуга"
Населённый пункт: г. Белебей Республика Башкортостан
Наименование материала: конспект
Тема: "Экологический КВН"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад комбинированного вида №39 «Радуга»
г.Белебея муниципального района Белебеевский район
Республики Башкортостан
Конспект организованной образовательной
деятельности в старшей логопедической группе
на тему: «Экологический КВН»
Подготовила:
воспитатель группы №10
Тумакаева О.В..
г. Белебей
2017 г.
Цель: Обобщить знания детей о науке экологии, как о взаимодействии
человека и природы.
Задачи:
1.
Обобщить представления детей о значении природы в жизни людей; о
животном мире, занесенном в Красную книгу.
2.
Формировать связную речь, умение связно, лаконично отвечать на
поставленные вопросы. Активизировать словарный запас детей.
3.
Развивать смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.
4.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, желание
принимать участие в охране природы.
Интеграция областей: речевое развитие, познавательное, художественно-
эстетическое развитие.
Предварительная работа:
Проведение ООД, бесед на экологические темы, дидактических игр. Чтение
художественной и познавательной литературы, разучивание стихотворений,
пословиц и поговорок, песен по теме. Оформление символики команд, выбор
капитанов, разучивание девиза.
Оборудование:
Эмблемы для команд, изображение животных и птиц, занесенных в Красную
книгу на интерактивной доске, магнитофон с записями песен и музыки для
входа, интерактивная доска, мультимедийное оборудование, призы для
награждения детей, экологические знаки, магнитные доски.
Участники: дети старшей группы.
Дети под музыку входят в зал, занимают свои места.
Воспитатель:
Раскрывайте шире двери!
Заходите поскорее!
КВН скликает тут
Всех друзей и всех подруг.
Что за чудо?
Что за диво?
Зал наряжен так красиво!
Надо же соображать
Пора КВН начинать!
-Здравствуйте, гости и уважаемое жюри. Я рада приветствовать вас в клубе
веселых и находчивых. Сегодня наша игра КВН посвящена экологии.
Экология – это наука о доме, о природе. А природа – это и есть наш большой
дом, и мы все сообща должны поддерживать в нём порядок.
Воспитатель читает девиз КВН:
«Ты человек, любя природу
Хоть иногда её жалей,
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши.
Она твой давний добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую
Нас много, а она одна.
- Сегодня в игре будут участвовать две команды. А судить их будет жюри.
Позвольте представить членов нашего уважаемого жюри. (Представление
членов жюри).
-Жюри, как видите, у нас достойно уважения.
Им приходилось, и не раз, оценивать сражения!
За каждый конкурс жюри будет присуждать один балл.
-Команды готовы? Жюри готовы? Начинаем игру.
1 конкурс «Приветствие команд» (название, девиз, эмблема, имена
участников команды).
-Капитанов команд, прошу представить свою команду.
1 команда – «Солнышко». Ответ детей хором.
Капитан команды «Солнышко» ……..
Наш девиз: «Береги свою планету - ведь другой на свете нету».
В нашей команде участвуют……..
2 команда – «Капелька» Ответ детей хором.
Капитан команды «Капелька»……..
Ваш девиз: «Дерево, трава, цветок и птица не всегда сумеют защититься!
Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни»
В нашей команде участвуют……..
- Отлично, мы познакомились с командами. Жюри прошу приступить к
работе. А мы продолжаем.
2 Конкурс «Разминка» (вопрос-ответ)
- Каждая игра КВН начинается с разминки, поэтому и мы не будем нарушать
традицию.
Я
буду
задавать
вопросы
командам,
а
вы
по
очереди
будете
отвечать
на
них.
Выкрикивать
нельзя,
за
это
будут
снижаться
баллы.
За одну минуту нужно ответить на как можно большее число вопросов. О
начале и окончании конкурса извещает звуковой сигнал жюри.
Вопросы для команды «Солнышко»:
• Когда орешки белка запасает? (осенью)
• Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края?
(перелетные)
• Карась, сом, щука, окунь? (рыбы)
• Как назвать детеныша лошади? (жеребенок)
• Когда в саду малина поспевает? (летом)
• Какого зверя можно назвать длинноухим? (заяц)
• Сколько ног у паука? (восемь)
• Какая птица лечит деревья? (дятел)
• Когда на солнце белый снег сверкает? (зимой)
• Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком?
(домашние)
• Собака – дикое или домашнее животное? (домашнее)
• У какого дерева белый ствол? (у березы)
• Когда в лесу подснежник расцветает? (весной)
• Чем питается бабочка? (нектаром)
• Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
• Назовите детенышей курицы (цыплята)
• Чем в основном питаются перелетные птицы? (насекомыми)
• Как назвать детеныша свиньи? (поросенок)
• Когда листва с деревьев опадает? (осенью)
• Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
• Кто в лесу плетет паутину? (паук)
• Когда земля под снегом отдыхает? (зимой)
• Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (дикие)
• Что такое зеленый покров Земли? (трава)
• У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)
• Что делает ёж зимой? (спит)
• Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)
• Сколько ног у паука? (восемь)
• Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (белка)
• Кто носит свой дом на спине? (улитка)
• Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
Вопросы для команды «Капелька»
• Когда картошку дедушка копает? (осенью)
• На каком дереве растут желуди? (на дубе)
• Как одним словом называются животные, которые живут рядом с
человеком? (домашние)
• Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)
• Как назвать детеныша коровы? (теленок)
• Когда сосулька капает и тает? (весной)
• У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)
• Сколько ног у жука? (шесть)
• Кто в лесу всю зиму спит? (еж, медведь, барсук)
• Когда вода на речках замерзает? (зимой)
• У какой птицы красная грудка? (у снегиря)
• Лев - дикое или домашнее животное? (дикое)
• У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (у божьей
коровки)
• Когда земляника поспевает? (летом)
• Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)
• Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)
• Как называется дом муравьев? (муравейник)
• Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
• Кто носит свой дом на спине? (улитка)
• У какого зверя есть иголки? (у ежа)
• Когда собирают урожай с полей и огородов? (осенью)
• Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)
• Когда над полем бабочка летает? (летом)
• Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока)
• Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
• Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)
• У какого дерева белый ствол? (береза)
• Как называется дом у муравья? (муравейник)
• Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка)
• Какой зверь похож на ежа? (дикобраз)
-Молодцы ребята. Позади второй конкурс. А впереди третий.
3 конкурс «Красная книга»
- Ребята, мы уже
с вами знаем, что есть необычная Красная книга, куда
заносятся исчезающие виды животных, птиц, растений, насекомых. Чем же
эта книга отличается, от других? (У нее страницы разного цвета: черные,
красные, серые, желтые, зеленые и белые. Черные страницы содержат списки
тех, кого мы больше не увидим. Красные страницы показывают нам редких,
исчезающих животных. Желтые станицы – это виды животных, которые
быстро уменьшаются. Белые страницы – это те животные, которых всегда
было
мало.
На
серых
страницах
внесены
те
животные,
которые
мало
изучены. На зеленых страницах, те животные, которых удалось сохранить).
Все
верно.
Каждый
цвет
страницы
имеет
свое
значение.
Сейчас,
я
предлагаю вам по очереди заполнить станицы книги картинками редких
животных нашей страны, России.
Ушастый еж – не более 22 см, уши большие, бегает быстрее обычного ежа.
Садовая соня – 11-15 см, на конце хвоста волосы образуют уплощенную
черную кисточку.
Снежный баран -
горные тундры в труднодоступных участках гор
Волк красный - вид практически исчезнувший на территории России.
Похож
на волка, лисицу и шакала одновременно. Это достаточно крупный зверь.
Морж, атлантический-
Амурский
тигр-
редкий
подвид,
сохранившийся
только
на
территории
России.
Белый медведь
Леопард-
исчезающий
с
территории
России
вид.
Бессистемные
рубки
хвойных
пород,
а
также
спелого
дуба
и
ясеня,
сопровождающиеся
прокладкой новых дорог и облегчающие доступ в самые удаленные и лучшие
угодья, вызывают неуклонное сокращение мест, пригодных для обитания
дальневосточного леопарда.
Северный
олень,
лесной
подвид -
область
распространения
постоянно
сокращалась, дробилась, звери отступали в менее измененные человеком
ландшафты.
Речной бобр- бобровый мех был необычайно популярен с древних времен.
Эта многолетняя мода привела к практически истреблению этого животного.
Белка летяга-
внешнее имеет большое количество сходств с короткоухой
белкой. Единственное отличие между этими двумя видами – это кожная
перепонка
между
передними
и
задними
лапками
летяги
обыкновенной.
Конечно же, летать она не умеет, как может показаться в соответствии с
названием, но ее кожные перепонки работают как парашют и позволяют
летяге парить с одного дерева на другое, используя потоки воздуха.
Тушканчик-
населяет
пустынные
степи,
полупустыни
и
пустыни,
за
исключением песчаных
.
-Отлично.
И
с
этим
заданием
вы
справились.
Следующий
конкурс
музыкальный.
4 конкурс «Музыкальный»
- Приглашаю участников команды «Солнышко», выступить с экологической
песенкой «Посадили деревца».
- Приглашаются участники команды «Капелька», выступить с экологической
песенкой «Природа- наш друг».
-Молодцы ребята. Жюри выставляет баллы. А мы продолжаем.
5 конкурс «Домашнее задание»
-Вам
ребята,
было
дано
домашнее
задание,
найти
и
выучить
дома
экологические
пословицы и поговорки о природе. Предлагаю проверить
ваши
знания.
По
очереди
каждая
команда
будет
рассказывать
свою
пословицу, будьте внимательны, повторяться нельзя.
6 конкурс капитанов.
-Приглашаются капитаны обеих команд. Участники КВН приветствуют
капитанов. Вам капитаны предлагается собрать пазл и рассказать о нем то,
что вы знаете. (Капитаны выкладывают на мольберте картинки птиц,
занесенных в красную книгу и рассказывают о них).
- Молодцы капитаны, не подвели свои команды. Жюри выставляет свои
оценки. А у нас последний конкурс.
7 конкурс «Объясни знак».
-На столах у каждой команды разложены экологические знаки. Команды по
очереди объясняют значение каждого знака. Та команда, которая выполнит
задание быстро и правильно получает балл.
1-ая команда:
1) - Нельзя портить кору деревьев.
Знаешь ли ты, что кислород выделяется зелёными растениями. Особенно
полезными являются большие развесистые деревья. Было подсчитано, что
одна 60-летняя сосна выделяет за день столько кислорода, сколько в день
необходимо для трёх человек.
2) - Не оставляй мусор.
Знаешь ли ты, что большая часть мусора разлагается очень долго, например:
• кожура апельсина – 2 года;
• пластиковые мешочки – от 10 до 20 лет;
• жестяные банки – от 80 до 100 лет;
• пластмассовые бутылки вообще не разлагаются!
3) - Не уничтожай грибы, даже ядовитые.
Знаешь ли ты, что полезными являются даже грибы, ядовитые для человека,
потому что они представляют собой корм для некоторых животных, кроме
того, некоторые растения не могут без них жить.
4) - Нельзя вырубать деревья.
Знаешь ли ты, что человек использует деревья для производства бумаги.
Экономя бумагу, ты спасаешь деревья от вырубки!
5) - Нельзя шуметь в лесу.
Знаешь ли ты, что в лесу можно увидеть многих интересных животных при
условии, что ты будешь вести себя тихо и не испугаешь их. Серна, олень,
белка боятся шума.
2-ая команда:
1) - Не лови бабочек.
Знаешь ли ты, что нельзя убивать никаких животных, потому что они
являются частью нашего природного окружения. Под особой охраной
находятся такие животные, которые требуют особого внимания, потому что
они либо очень полезны, либо очень редки.
2) - Не ломай ветки.
Знаешь ли ты, что растения задерживают огромное количество атмосферных
загрязнений и пыли, кроме того, они гасят шум. Деревья, поглощая
загрязнения, очищают воздух, но сами заболевают и гибнут. Помни, что если
сломать хотя бы одну ветку, дерево может засохнуть!
3)- Не трогай птичьих гнёзд.
Знаешь ли ты, что птицы бросают гнёзда, которые трогал человек, и больше
не возвращаются на это место. Если в гнезде были яйца, то из не появятся
птенцы. Если в гнезде были птенцы, то они погибнут без матери.
4) - Бережно относись к воде.
Знаешь ли ты, что всем живым организмам нужна вода. Здоровый человек
употребляет ежедневно около 2 литров воды. Люди получают воду не только
в виде напитков, но и содержащуюся в пище. Например, яблоко содержит
80% воды. Человек не может больше недели прожить без воды.
5) - Не рви цветы.
Знаешь ли ты, что люди за последние 100 лет поставили под угрозу
исчезновения 25000 видов растений. Среди них ландыши, колокольчики,
подснежники, ветреница дубравная, венерин башмачок, который зацветает
лишь на 18 году жизни, и многие другие.
-Молодцы!
- Давайте подумаем вместе: будет ли нашему лесу хуже, если, проходя по
тропинке, вы сломаете веточку, или наступите на мухомор; сделаете венок из
цветов, которые растут на поляне? (Ответы детей)
Жюри подводит итоги.
- Да природе будет хуже! Ведь каждая веточка, сломанная зря, или
растоптанный гриб – это маленькая рана, нанесённая природе. А природе
трудно залечивать даже самые маленькие раны.
Одной из серьезнейших экологических проблем является быстрое
сокращение многих видов растений и животных. Некоторые виды уже
безвозвратно исчезли с лица Земли, другие находятся на грани вымирания.
Причин вымирания много:
1.
Загрязнение атмосферы, почвы, воды, шумовые загрязнители.
2.
Огромные мусорные свалки.
3.
Переизбыток удобрений, химических пестицидов, которые используют
для борьбы с вредителями!
4.
Кислотные дожди! Главные виновники этого – промышленность,
электростанции, автомобили.
5.
Вырубка больших лесных массивов.
6.
Осушение болот, непрерывное расширение автодорог.
7.
Лесные пожары.
8.
Охота за ценным мехом для продажи или редким зверем для зоопарков,
цирков или богатых людей.
9.
Охота как вид спорта.
10.Бездумное срывание цветов для забавы, в подарок или для букетов.
Изготовление икебан для продажи.
11.Изготовление чучел животных для музеев или для украшения гостевых
домиков.
Природа величава и богата, но в тоже время хрупка и ранима. Все любят
природу, но, к сожалению, не все ее берегут. Давайте же мы позаботимся о
ней!
-Ну, а сейчас жюри объявит победителей сегодняшней игры.
-В нашем Клубе Весёлых и Находчивых победила команда… она
награждается… Поощрительные призы получает команда…
Мы проверяли вас на славу,
И победители по праву
Похвал достойны. И награды
Сейчас вручить мы очень рады
Проводится награждение
Благодарим вас за участье,
Вот сувениры вам на счастье!
Гляди, любуйся, принимай,
Любой по вкусу выбирай!
КВН закончен, друзья, до свиданья!
Всем хочу я сказать на прощанье:
Нас так много живет на Земле
И о природе – одной – позаботиться можем вполне!