Напоминание

"Использование интерактивных методов в преподавании истории и обществознания".


Автор: Шамшиева Вера Ивановна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: г. Бирск Республика Башкортостан
Наименование материала: Публикация
Тема: "Использование интерактивных методов в преподавании истории и обществознания".
Раздел: полное образование





Назад




Использование интерактивных методов в преподавании

истории и обществознания.

«Учительство

это

искусство,

труд

не

менее

титанический, чем труд писателя или композитора, но

более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к

душе человеческой не через музыку, как композитор, не с

помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает

своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».

(Лихачев Д.)

Притча «Лавка возможностей»

«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит

в

торговую

лавку.

Он

долго

ходит

среди

разнообразных

экзотических

заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные

плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни

привлекают

его

своими

невероятными

красками,

другие

манят

предвкушением

райского

аромата,

третьи

изысканными

звуками,

доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей

выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и

необходимо. Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он

исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, он

решил схитрить и подошел к хозяину лавки: «Дайте мне, пожалуйста, вон

тот фрукт», — сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему:

«Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…».

- Как вы поняли данную притчу?

Новые социально – экономические условия, складывающиеся в России,

вызывают необходимость совершенствования образовательной системы при

решении новых задач. Стратегические направления развития образования

зафиксированы в «Национальной образовательной инициативе «Наша новая

школа»: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь,

который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века,

обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.

В

условиях

решения

этих

стратегических

задач

важнейшими

качествами

личности

становятся

инициативность,

способность

творчески

мыслить

и

находить

нестандартные

решения,

умение

выбирать

профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни».

Если в традиционном обществе еще можно было строить обучение

путем

трансляции

учителем

информации,

то

в

наш

век

динамичных

изменений

главным

становится

формирование

умения

учиться

самостоятельно, следуя принципу: «Научить нельзя - научиться можно

Сделать это при сохранении традиционных методов обучения, когда ученик

выступал в роли послушного «винтика» невозможно. Современных учеников

1

трудно сегодня удивить. Объем информации увеличивается, усвоить ее всю

невозможно, к тому же она устаревает. Мы это должны осознать, понять и

признать творческую природу личности каждого ученика, наличие в ней

внутренней активности. Ребенка развиваем не мы, а он развивает себя сам.

При таком подходе знания, умения, навыки сами по себе перестают быть

главной

целью

учебно-воспитательного

процесса.

Целью

обучения

становится

развитие

способностей

и

творческих

возможностей

ученика.

Процесс

приобретения

знаний,

формирования

умений

и

навыков

превращается из цели в средство развития личности ребенка.

Основной формой общения учителя и ученика был и остается школьный

урок.

Сделать

урок

интересным,

суметь

мотивировать

учащегося

на

дальнейшую

познавательную

деятельность,

вовлечь

в

работу

как

можно

большее количество учеников, научить учащегося анализировать и видеть

причинно-следственные связи событий, развить в нем творческое мышление

эти и многие другие задачи стояли перед педагогами всегда. В условиях

развития современного общества предметно- информационная среда активно

расширяется.

Объем

информации

выходит

далеко

за

пределы

учебника

истории и связано это не только с интенсивным развитием средств массовой

информации, Интернет ресурсов, но и с возникновением и расширением

доступного

туристического

сервиса,

благодаря

которому,

для

многих

современных

школьников

сегодня

стали

«живыми»

многие

памятники

всемирной истории. Люди престали быть «путешественниками в кресле».

В

процессе

обучения

истории

и

обществознанию

наиболее

качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит через

интерактивные формы, методы и технологии обучения.

"Интерактивность"

означает

способность

взаимодействовать

или

находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение —

это,

прежде

всего,

диалоговое

обучение.

Диалог

возможен

и

при

традиционных методах обучения, но лишь на линиях "учитель — ученик"

или

"учитель

группа

учащихся

(аудитория)".

При

интерактивном

обучении диалог строится также на линиях "ученик — ученик" (работа в

парах),

"ученик

группа

учащихся"

(работа

в

группах),

"ученик

-

аудитория"

или

"группа

учащихся

аудитория"

(презентация

работы

в

группах), "ученик — компьютер" и т.д.

Интерактивное

обучение

это

специальная

форма

организации

познавательной

деятельности,

когда

учебный

процесс

протекает

таким

образом,

что

практически

все

учащиеся

оказываются

вовлеченными

в

процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по

поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в

процессе

познания,

освоения

учебного

материала

означает,

что

каждый

вносит

свой

индивидуальный

вклад,

идет

обмен

знаниями,

идеями,

способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и

взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое

знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать

2

мнение

другого,

взвешивать

и

оценивать

различные

точки

зрения,

участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и

воспитательные

возможности

интерактивных

форм

работы.

Они

способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися,

приучают

работать

в

команде,

снимают

нервную

нагрузку

школьников,

помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной

успешности. Интерактивное обучение требует использования специальных

форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные

и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения

и

включенность

учащихся

в

учебное

взаимодействие,

что

делает

продуктивным сам процесс обучения.

Можно

выделить

несколько

методов

интерактивного

обучения,

которые активно могут применяться на уроках истории и обществознания:

совместные групповые работы, дебаты, моделирование, ролевые игры,

дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, обсуждения в комитетах,

приглашение

специальных

докладчиков,

а

также

новаторские

подходы

к

устным и письменным заданиям. Эти методы обучения не только повышают

интерес учеников к предмету, но и обеспечивают более глубокое усвоение

содержания,

выработку

гражданских

навыков

и

приверженность

демократическим ценностям

И с п ол ь зо ва н и е

м е тод а группового

обучения

н а

у р о к а х

обществознания

весьма

эффективно,

если

используется

пусть

небольшой

социальный опыт самих учащихся. Например, при изучении нового материла

по

теме:

«Социальные

нормы

и

отклоняющееся

поведение»

класс

разбивается на 5 групп, каждой определяется свое проблемное задание:

- расположить виды социальных норм поведения по степени убывания

их важности;

-

расположить

виды

преступлений

по

степени

их

опасности

для

личности и общества;

- определить причины нарастающей преступности в России?

- каковы причины того или иного явления?

Расположить их по степени убывания важности.

Оживленную дискуссию в группах вызывает постановка проблемы

«Степень

важности»,

а,

следовательно,

изучение

нового

материала

становится

эффективнее.

Для

активизации

внимания

других

групп,

при

заслушивании результатов, всему классу задаются поставленные вопросы, но

без второй части о степени важности.

Использование методов проблемного обучения обеспечивает:

1) глубокое усвоение знаний на уровне их творческого применения;

2) овладение методами познания и научного мышления;

3)

овладение

опытом,

особенностями,

процедурами

творческой

деятельности.

Суть

метода проблемного

изложения

состоит

в

том,

что

учитель

вводит

в

проблему,

при

этом

совместно

с

учащимися

находят

пути

ее

3

решения в доступных учащимся противоречиях. Для использования данного

метода необходимо освоить технологию разработки проблемных вопросов и

задач.

Берется

важное

историческое

или

обществоведческое

положение

(факт, событие, идея), соответствующее программе курса и выносимое на

обсуждение

учащихся;

осуществляется

поиск

альтернативного

ему

положения, содержащего противоречие (учебное, реальное, кажущееся) в

соответствии

с

первым;

на

основе

обоих

положений

формулируется

проблемная задача или вопрос.

Например, изучаемое положение: в русско-турецкой войне 1853 – 1856

годов на Балканах Россия победила Турцию. Был заключен выгодный для

России

Сан

-

Стефанский

мирный

договор.

Альтернативное

положение:

вскоре по инициативе ведущих европейских стран состоялась Берлинская

конференция с участием России, пересмотревшая условия Сан - Стефанского

договора в свою пользу.

Проблемная задача: в войне участвовала Россия и Турция. Россия

одержала победу. Воевавшие страны заключили мир. Европейские страны

собирают

другой

кворум,

в

работе

которого

участвует

и

Россия,

пересматривают условия договора не в пользу России, и она соглашается с

этим. Почему?

Учащиеся довольно быстро осваивают такого рода задания, так как

уроки

проходят

интересно,

интенсивно,

у

учащихся

вырабатывается

потребность анализировать, спорить, доказывать свою точку зрения.

Для разрешения проблемных задач и вопросов может быть использован

такой

прием,

как «мозговой штурм». Ученики могут высказывать любые

мнения,

точки

зрения,

которые

помогут

выйти

из

тупиковой

ситуации.

Организация

такой

деятельности

должна

основываться

на

определенных

правилах:

-

на

обдумывание

решений

конкретной

проблемы

выделяется

маленький промежуток времени, не более 2 минут;

- предлагаемые способы разрешения ситуации нельзя критиковать,

оценивать;

- отбираются и анализируются наиболее подходящие решения.

Например,

при

изучении

темы

«Банковская

система

РФ»

перед

учащимися ставится следующая проблема, которая звучит так: «Помещая

деньги на банковский счет, в какой валюте вы будете их хранить – в рублях, в

долларах или в евро?» Решение проблемы происходит в группах. Дети после

обсуждения

приходят

к

правильным

выводам.

Свои

деньги,

чтобы

обезопасить

себя

от

возможных

рисков,

нужно

разделить

на

части

и

перевести

в

разные

виды

валют

или

купить

золотые

монеты.

Знания,

полученные

на

этом

уроке,

могут

пригодиться

ученикам

в

их

самостоятельной жизни.

Другая проблема: к началу ХХ в Россия подошла с массой нерешенных

проблем

и

прежде

всего

в

социально

экономической

сфере,

которые

порождались половинчатым характером реформы 1861г. С одной стороны,

4

отмена крепостного права открывала пути к становлению новых, буржуазных

отношений.

С

другой

реформа

во

многом

сохранила

старые

крепостнические отношения. Таким образом, Россия оказалась обреченной

на постоянную борьбу между старым и новым – борьбу, которая порождала

осложнения в экономике. Поэтому для России начала ХХ была характерна

п о с т о я н н а я

н е с т а б и л ь н о с т ь .

Подтвердите

данную

точку

зрения

или

опровергните.

Приведите

аргументы.

Другой формой обучения, которая может развивать умение логично,

доказательно отстаивать свою точку зрения является дискуссия. Дискуссия –

это

беседа,

организуемая

ведущим,

когда

у

участников

по

какой-либо

проблеме имеются разные точки зрения.

Например, «Смертная казнь: за или против?» Учащиеся приходят к

различным

выводам,

каждый

доказывает

свои

позицию.

Выигрывают

в

результате такой работы все: каждый принимает участие, «пропускает» через

себя иную точку зрении и, в конце концов, соглашаются, что лишать жизни

человека ни при каких условиях нельзя, т.к. это естественное право и дано

каждому человеку от рождения.

Какова роль учителя в организации дискуссии?

Он

устанавливает

порядок

в

классе,

конструктивно

формулирует

проблему обсуждения, предлагает перечень обсуждаемых вопросов. Походу

обсуждения

поясняет

ребятам

задачи,

задает

стимулирующие

вопросы,

подбадривает

участвующих

в

обсуждении,

суммирует

высказывания,

выявляет

разногласия

в

оценках

групп,

пытается

найти

вместе

с

ними

компромисс, включает в действие пассивных школьников.

Учитель,

организуя

дискуссионное

занятие,

должен

помнить

определенные правила.

- избегать неопределенных и двусмысленных вопросов;

-дать время на обдумывание ответов учеников;

- обратить внимание учащихся на каждый ответ;

- изменять ход рассуждений ученика, по-иному сформулировав мысль

или дав прямо противоположное мнение;

- уточнять и прояснять высказывания детей для всего класса;

- задавать конкретизирующие вопросы.

Педагог во время дискуссии предостерегает участников от чрезмерных

обобщений, побуждает учеников к углублению мысли, держит паузу, когда

это необходимо; останавливает тех, кто много говорит во время дискуссии в

ущерб

другим

выступающим.

Если

дискуссия

отклоняется

от

темы

обсуждения, ведет к явно неправильному выводу или «топчется на месте», то

педагог безусловно берет бразды правления в свои руки. Точно также он

поступает тогда, когда спор среди участников зашел так далеко, что выйти

они из него не могут и вот-вот начнется «рукопашная».

5

Примерные темы для дискуссий: Петр I чудо или чудовище? Кто был прав в

гражданской войне: красные или белые? Реформы Н.С. Хрущева:

волюнтаризм или веление времени? и т.д.

Уроки-дискуссии очень нравятся учащимся. Во время дискуссии есть

возможность высказать свое мнение, убедить в нем своих оппонентов. При

подготовке

к

дискуссии

приходится

искать

дополнительный

материал,

а,

следовательно,

расширять

свои

знания.

На

уроке-дискуссии

материал

запоминается легче и на более продолжительное время.

Положительные и отрицательные стороны интерактивной стратегии:

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Расширение ресурсной базы

Первоначально

сформулированная

тема

может

оказаться

рассмотренной

поверхностно

при

недостаточном

у р о в н е

п о д г о т о в л е н н о с т и

обучающихся

Высокая степень мотивации

Трудности

установления

дисциплины

и ее поддержания

Максимальная

индивидуализация

обучения

Строгий лимит обучающихся

Акцент на деятельность, практику

О б ъ е м

и з у ч а е м о г о

м а т е р и а л а

небольшой

Широкие возможности для творчества

Требует ся

большое

ко л и ч е с т в о

времени

Прочность усвоения материала

С л о ж н о с т ь

и н д и в и д у а л ь н о г о

оценивания

В заключении мне бы хотелось отметить, что применение в практике

преподавания интерактивных методов обучения способствуют повышению

интеллектуальной

активности

учащихся,

следовательно,

и

эффективности

6

урока.

Даже

самые

пассивные

учащиеся

включаются

в

активную

деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков

оригинального

мышления,

творческого

подхода

к

решаемым

проблемам.

Кроме того, формируется все ключевые компетенции:

умение брать на себя ответственность при принятии решений,

толерантность,

умение работать с различными видами информации,

способность постоянно повышать свое образование и т.д.

7



В раздел образования




Яндекс.Метрика