Автор: Шамшиева Вера Ивановна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: г. Бирск Республика Башкортостан
Наименование материала: Публикация
Тема: "Использование интерактивных методов в преподавании истории и обществознания".
Раздел: полное образование
Использование интерактивных методов в преподавании
истории и обществознания.
«Учительство
–
это
искусство,
труд
не
менее
титанический, чем труд писателя или композитора, но
более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к
душе человеческой не через музыку, как композитор, не с
помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает
своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».
(Лихачев Д.)
Притча «Лавка возможностей»
«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит
в
торговую
лавку.
Он
долго
ходит
среди
разнообразных
экзотических
заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные
плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни
привлекают
его
своими
невероятными
красками,
другие
манят
предвкушением
райского
аромата,
третьи
—
изысканными
звуками,
доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей
выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и
необходимо. Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он
исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, он
решил схитрить и подошел к хозяину лавки: «Дайте мне, пожалуйста, вон
тот фрукт», — сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему:
«Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…».
- Как вы поняли данную притчу?
Новые социально – экономические условия, складывающиеся в России,
вызывают необходимость совершенствования образовательной системы при
решении новых задач. Стратегические направления развития образования
зафиксированы в «Национальной образовательной инициативе «Наша новая
школа»: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь,
который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века,
обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.
В
условиях
решения
этих
стратегических
задач
важнейшими
качествами
личности
становятся
инициативность,
способность
творчески
мыслить
и
находить
нестандартные
решения,
умение
выбирать
профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни».
Если в традиционном обществе еще можно было строить обучение
путем
трансляции
учителем
информации,
то
в
наш
век
динамичных
изменений
главным
становится
формирование
умения
учиться
самостоятельно, следуя принципу: «Научить нельзя - научиться можно!»
Сделать это при сохранении традиционных методов обучения, когда ученик
выступал в роли послушного «винтика» невозможно. Современных учеников
1
трудно сегодня удивить. Объем информации увеличивается, усвоить ее всю
невозможно, к тому же она устаревает. Мы это должны осознать, понять и
признать творческую природу личности каждого ученика, наличие в ней
внутренней активности. Ребенка развиваем не мы, а он развивает себя сам.
При таком подходе знания, умения, навыки сами по себе перестают быть
главной
целью
учебно-воспитательного
процесса.
Целью
обучения
становится
развитие
способностей
и
творческих
возможностей
ученика.
Процесс
приобретения
знаний,
формирования
умений
и
навыков
превращается из цели в средство развития личности ребенка.
Основной формой общения учителя и ученика был и остается школьный
урок.
Сделать
урок
интересным,
суметь
мотивировать
учащегося
на
дальнейшую
познавательную
деятельность,
вовлечь
в
работу
как
можно
большее количество учеников, научить учащегося анализировать и видеть
причинно-следственные связи событий, развить в нем творческое мышление
эти и многие другие задачи стояли перед педагогами всегда. В условиях
развития современного общества предметно- информационная среда активно
расширяется.
Объем
информации
выходит
далеко
за
пределы
учебника
истории и связано это не только с интенсивным развитием средств массовой
информации, Интернет ресурсов, но и с возникновением и расширением
доступного
туристического
сервиса,
благодаря
которому,
для
многих
современных
школьников
сегодня
стали
«живыми»
многие
памятники
всемирной истории. Люди престали быть «путешественниками в кресле».
В
процессе
обучения
истории
и
обществознанию
наиболее
качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит через
интерактивные формы, методы и технологии обучения.
"Интерактивность"
означает
способность
взаимодействовать
или
находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение —
это,
прежде
всего,
диалоговое
обучение.
Диалог
возможен
и
при
традиционных методах обучения, но лишь на линиях "учитель — ученик"
или
"учитель
—
группа
учащихся
(аудитория)".
При
интерактивном
обучении диалог строится также на линиях "ученик — ученик" (работа в
парах),
"ученик
—
группа
учащихся"
(работа
в
группах),
"ученик
-
аудитория"
или
"группа
учащихся
—
аудитория"
(презентация
работы
в
группах), "ученик — компьютер" и т.д.
Интерактивное
обучение
—
это
специальная
форма
организации
познавательной
деятельности,
когда
учебный
процесс
протекает
таким
образом,
что
практически
все
учащиеся
оказываются
вовлеченными
в
процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по
поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в
процессе
познания,
освоения
учебного
материала
означает,
что
каждый
вносит
свой
индивидуальный
вклад,
идет
обмен
знаниями,
идеями,
способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и
взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое
знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать
2
мнение
другого,
взвешивать
и
оценивать
различные
точки
зрения,
участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и
воспитательные
возможности
интерактивных
форм
работы.
Они
способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися,
приучают
работать
в
команде,
снимают
нервную
нагрузку
школьников,
помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной
успешности. Интерактивное обучение требует использования специальных
форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные
и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения
и
включенность
учащихся
в
учебное
взаимодействие,
что
делает
продуктивным сам процесс обучения.
Можно
выделить
несколько
методов
интерактивного
обучения,
которые активно могут применяться на уроках истории и обществознания:
совместные групповые работы, дебаты, моделирование, ролевые игры,
дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, обсуждения в комитетах,
приглашение
специальных
докладчиков,
а
также
новаторские
подходы
к
устным и письменным заданиям. Эти методы обучения не только повышают
интерес учеников к предмету, но и обеспечивают более глубокое усвоение
содержания,
выработку
гражданских
навыков
и
приверженность
демократическим ценностям
И с п ол ь зо ва н и е
м е тод а группового
обучения
н а
у р о к а х
обществознания
весьма
эффективно,
если
используется
пусть
небольшой
социальный опыт самих учащихся. Например, при изучении нового материла
по
теме:
«Социальные
нормы
и
отклоняющееся
поведение»
класс
разбивается на 5 групп, каждой определяется свое проблемное задание:
- расположить виды социальных норм поведения по степени убывания
их важности;
-
расположить
виды
преступлений
по
степени
их
опасности
для
личности и общества;
- определить причины нарастающей преступности в России?
- каковы причины того или иного явления?
Расположить их по степени убывания важности.
Оживленную дискуссию в группах вызывает постановка проблемы
«Степень
важности»,
а,
следовательно,
изучение
нового
материала
становится
эффективнее.
Для
активизации
внимания
других
групп,
при
заслушивании результатов, всему классу задаются поставленные вопросы, но
без второй части о степени важности.
Использование методов проблемного обучения обеспечивает:
1) глубокое усвоение знаний на уровне их творческого применения;
2) овладение методами познания и научного мышления;
3)
овладение
опытом,
особенностями,
процедурами
творческой
деятельности.
Суть
метода проблемного
изложения
состоит
в
том,
что
учитель
вводит
в
проблему,
при
этом
совместно
с
учащимися
находят
пути
ее
3
решения в доступных учащимся противоречиях. Для использования данного
метода необходимо освоить технологию разработки проблемных вопросов и
задач.
Берется
важное
историческое
или
обществоведческое
положение
(факт, событие, идея), соответствующее программе курса и выносимое на
обсуждение
учащихся;
осуществляется
поиск
альтернативного
ему
положения, содержащего противоречие (учебное, реальное, кажущееся) в
соответствии
с
первым;
на
основе
обоих
положений
формулируется
проблемная задача или вопрос.
Например, изучаемое положение: в русско-турецкой войне 1853 – 1856
годов на Балканах Россия победила Турцию. Был заключен выгодный для
России
Сан
-
Стефанский
мирный
договор.
Альтернативное
положение:
вскоре по инициативе ведущих европейских стран состоялась Берлинская
конференция с участием России, пересмотревшая условия Сан - Стефанского
договора в свою пользу.
Проблемная задача: в войне участвовала Россия и Турция. Россия
одержала победу. Воевавшие страны заключили мир. Европейские страны
собирают
другой
кворум,
в
работе
которого
участвует
и
Россия,
пересматривают условия договора не в пользу России, и она соглашается с
этим. Почему?
Учащиеся довольно быстро осваивают такого рода задания, так как
уроки
проходят
интересно,
интенсивно,
у
учащихся
вырабатывается
потребность анализировать, спорить, доказывать свою точку зрения.
Для разрешения проблемных задач и вопросов может быть использован
такой
прием,
как «мозговой штурм». Ученики могут высказывать любые
мнения,
точки
зрения,
которые
помогут
выйти
из
тупиковой
ситуации.
Организация
такой
деятельности
должна
основываться
на
определенных
правилах:
-
на
обдумывание
решений
конкретной
проблемы
выделяется
маленький промежуток времени, не более 2 минут;
- предлагаемые способы разрешения ситуации нельзя критиковать,
оценивать;
- отбираются и анализируются наиболее подходящие решения.
Например,
при
изучении
темы
«Банковская
система
РФ»
перед
учащимися ставится следующая проблема, которая звучит так: «Помещая
деньги на банковский счет, в какой валюте вы будете их хранить – в рублях, в
долларах или в евро?» Решение проблемы происходит в группах. Дети после
обсуждения
приходят
к
правильным
выводам.
Свои
деньги,
чтобы
обезопасить
себя
от
возможных
рисков,
нужно
разделить
на
части
и
перевести
в
разные
виды
валют
или
купить
золотые
монеты.
Знания,
полученные
на
этом
уроке,
могут
пригодиться
ученикам
в
их
самостоятельной жизни.
Другая проблема: к началу ХХ в Россия подошла с массой нерешенных
проблем
и
прежде
всего
в
социально
–
экономической
сфере,
которые
порождались половинчатым характером реформы 1861г. С одной стороны,
4
отмена крепостного права открывала пути к становлению новых, буржуазных
отношений.
С
другой
–
реформа
во
многом
сохранила
старые
крепостнические отношения. Таким образом, Россия оказалась обреченной
на постоянную борьбу между старым и новым – борьбу, которая порождала
осложнения в экономике. Поэтому для России начала ХХ была характерна
п о с т о я н н а я
н е с т а б и л ь н о с т ь .
Подтвердите
данную
точку
зрения
или
опровергните.
Приведите
аргументы.
Другой формой обучения, которая может развивать умение логично,
доказательно отстаивать свою точку зрения является дискуссия. Дискуссия –
это
беседа,
организуемая
ведущим,
когда
у
участников
по
какой-либо
проблеме имеются разные точки зрения.
Например, «Смертная казнь: за или против?» Учащиеся приходят к
различным
выводам,
каждый
доказывает
свои
позицию.
Выигрывают
в
результате такой работы все: каждый принимает участие, «пропускает» через
себя иную точку зрении и, в конце концов, соглашаются, что лишать жизни
человека ни при каких условиях нельзя, т.к. это естественное право и дано
каждому человеку от рождения.
Какова роль учителя в организации дискуссии?
Он
устанавливает
порядок
в
классе,
конструктивно
формулирует
проблему обсуждения, предлагает перечень обсуждаемых вопросов. Походу
обсуждения
поясняет
ребятам
задачи,
задает
стимулирующие
вопросы,
подбадривает
участвующих
в
обсуждении,
суммирует
высказывания,
выявляет
разногласия
в
оценках
групп,
пытается
найти
вместе
с
ними
компромисс, включает в действие пассивных школьников.
Учитель,
организуя
дискуссионное
занятие,
должен
помнить
определенные правила.
- избегать неопределенных и двусмысленных вопросов;
-дать время на обдумывание ответов учеников;
- обратить внимание учащихся на каждый ответ;
- изменять ход рассуждений ученика, по-иному сформулировав мысль
или дав прямо противоположное мнение;
- уточнять и прояснять высказывания детей для всего класса;
- задавать конкретизирующие вопросы.
Педагог во время дискуссии предостерегает участников от чрезмерных
обобщений, побуждает учеников к углублению мысли, держит паузу, когда
это необходимо; останавливает тех, кто много говорит во время дискуссии в
ущерб
другим
выступающим.
Если
дискуссия
отклоняется
от
темы
обсуждения, ведет к явно неправильному выводу или «топчется на месте», то
педагог безусловно берет бразды правления в свои руки. Точно также он
поступает тогда, когда спор среди участников зашел так далеко, что выйти
они из него не могут и вот-вот начнется «рукопашная».
5
Примерные темы для дискуссий: Петр I чудо или чудовище? Кто был прав в
гражданской войне: красные или белые? Реформы Н.С. Хрущева:
волюнтаризм или веление времени? и т.д.
Уроки-дискуссии очень нравятся учащимся. Во время дискуссии есть
возможность высказать свое мнение, убедить в нем своих оппонентов. При
подготовке
к
дискуссии
приходится
искать
дополнительный
материал,
а,
следовательно,
расширять
свои
знания.
На
уроке-дискуссии
материал
запоминается легче и на более продолжительное время.
Положительные и отрицательные стороны интерактивной стратегии:
Положительные стороны
Отрицательные стороны
Расширение ресурсной базы
Первоначально
сформулированная
тема
может
оказаться
рассмотренной
поверхностно
при
недостаточном
у р о в н е
п о д г о т о в л е н н о с т и
обучающихся
Высокая степень мотивации
Трудности
установления
дисциплины
и ее поддержания
Максимальная
индивидуализация
обучения
Строгий лимит обучающихся
Акцент на деятельность, практику
О б ъ е м
и з у ч а е м о г о
м а т е р и а л а
небольшой
Широкие возможности для творчества
Требует ся
большое
ко л и ч е с т в о
времени
Прочность усвоения материала
С л о ж н о с т ь
и н д и в и д у а л ь н о г о
оценивания
В заключении мне бы хотелось отметить, что применение в практике
преподавания интерактивных методов обучения способствуют повышению
интеллектуальной
активности
учащихся,
следовательно,
и
эффективности
6
урока.
Даже
самые
пассивные
учащиеся
включаются
в
активную
деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков
оригинального
мышления,
творческого
подхода
к
решаемым
проблемам.
Кроме того, формируется все ключевые компетенции:
умение брать на себя ответственность при принятии решений,
толерантность,
умение работать с различными видами информации,
способность постоянно повышать свое образование и т.д.
7